Jump to content

Каламский космологический аргумент

Уильям Лейн Крейг (1949 г.р.), возродивший Калам в 20 и 21 веках.

Космологический аргумент Калама — это современная формулировка космологического аргумента в пользу существования Бога . Он назван в честь Калама (средневековой исламской схоластики ), из которого произошли многие из его ключевых идей. [1] Философ и теолог Уильям Лейн Крейг был главным ответственным за возрождение этих идей в современном академическом дискурсе посредством своей книги «Космологический аргумент Калама» (1979), а также других публикаций.

Основная идея, лежащая в основе этого аргумента, - это метафизическая невозможность реальных бесконечностей и бесконечной во времени вселенной, которую Крейг прослеживает до персидского мусульманского схоластического философа 11-го века Аль-Газали . Эта особенность отличает его от других космологических аргументов, таких как аргумент Фомы Аквинского , который основывается на невозможности причинно- упорядоченного бесконечного регресса , а также аргументов Лейбница и Сэмюэля Кларка , которые ссылаются на принцип достаточного основания . [2]

Со времени первой публикации Крейга космологический аргумент Калама вызвал публичные дебаты между Крейгом и Грэмом Оппи , Адольфом Грюнбаумом , Дж. Л. Маки и Квентином Смитом , а также использовался в христианской апологетике . [3] [4] По словам Майкла Мартина , космологические аргументы, представленные Крейгом, Брюсом Райхенбахом и Ричардом Суинберном , являются «одними из самых сложных и хорошо аргументированных в современной богословской философии». [5]

Форма аргументации

[ редактировать ]

Наиболее известная форма космологического аргумента Калама, защищаемая Уильямом Лейном Крейгом, выражается в следующем силлогизме : [6]

  1. Все, что начинает существовать, имеет причину.
  2. Вселенная начала существовать.
  3. Следовательно, у Вселенной есть причина.

Учитывая заключение, Крейг добавляет еще одну предпосылку и вывод, основанные на философском анализе свойств причины Вселенной: [7]

  1. Если у вселенной есть причина, то существует беспричинный личный Создатель вселенной, который без (без) вселенной безначальен, неизменен, нематериален, вневременен, внепространственен и чрезвычайно могущественен.
  2. Следовательно, существует беспричинный, личный Создатель вселенной, который, несмотря на то, что вселенная безначальна, неизменна, нематериальна, вневременна, внепространственна и чрезвычайно могущественна.

Ссылаясь на выводы классического теизма , вытекающие из этого аргумента, Крейг пишет: [8]

«...превосходя всю вселенную, существует причина, которая привела вселенную к существованию ex nihilo   ... вся наша вселенная была вызвана к существованию чем-то за ее пределами и большим, чем она. Ибо не секрет, что одна из самых важных представления о том, что теисты подразумевают под словом «Бог» — Создатель неба и земли».

Историческая справка

[ редактировать ]

На космологический аргумент Калама повлияла концепция первичного двигателя , введенная Аристотелем . Оно берет свое начало в трудах богослова и философа Иоанна Филопона (490–570 гг. н.э.). [9] и получил существенное развитие в рамках средневековой исламской схоластической традиции во время Золотого века ислама . Важными историческими сторонниками являются Аль-Кинди , [10] Аль-Газали [11] и Святой Бонавентура . [12] [13] [14]

Одна из самых ранних формулировок этого аргумента описана исламским философом и теологом Аль-Газали: [15]

«Каждое существо, которое начинает, имеет причину своего начала; мир есть существо, которое начинается; следовательно, он имеет причину своего начала».

Этот аргумент развивался как концепция исламского богословия между 9 и 12 веками, уточненная в 11 веке Аль-Газали ( «Непоследовательность философов ») и в 12 веке Ибн Рушдом (Аверроэс). [16] Он достиг средневековой христианской философии в 13 веке и обсуждался Бонавентурой, а также Фомой Аквинским в его Summa Theologica (I, q.2, a.3) и Summa Contra Gentiles (I, 13).

Исламские взгляды можно разделить на положительные аристотелевские ответы, решительно поддерживающие этот аргумент, например, Аль-Кинди и Аверроэса , и отрицательные ответы, критикующие его, в том числе Аль-Газали и Мухаммада Икбала . [17] Аль-Газали не убедили аргументы Аль-Кинди о первопричине, утверждавшего, что только бесконечное само по себе (то есть по существу упорядоченная бесконечная серия) невозможно, приводя доводы в пользу возможности бесконечного per Accidens (то есть случайно упорядоченного ряда). бесконечный ряд). Он пишет: [18]

«Согласно рассматриваемой гипотезе установлено, что все существа в мире имеют причину. Теперь пусть сама причина имеет причину, а причина причины имеет еще одну причину, и так до бесконечности. Не следует говорить, что бесконечный регресс причин невозможен».

Мухаммад Икбал также заявил: [17]

«Конечное следствие может дать только конечную причину или, самое большее, бесконечный ряд таких причин. Закончить этот ряд в определенной точке и возвысить один член ряда до достоинства беспричинной первопричины — это значит свести на нет сам закон причинности, на котором строится вся аргументация».

Современный дискурс

[ редактировать ]

По словам философа-атеиста Квентина Смита , «подсчет статей в философских журналах показывает, что о защите Крейгом аргумента Калама было опубликовано больше статей, чем о современной формулировке аргумента в пользу существования Бога любым другим философом». [19]

Космологический аргумент Калама подвергся критике со стороны таких философов, как Дж. Л. Маки , Грэм Оппи , Адольф Грюнбаум , Майкл Мартин , Квентин Смит и Уэс Морристон, а также физики Шон М. Кэрролл , Пол Дэвис , Лоуренс Краусс и Виктор Стенгер . [20]

Современный дискурс охватывает области как философии, так и науки (например, области квантовой физики и космологии ), которые Брюс Райхенбах резюмирует следующим образом: [21]

«...должна ли быть причина первоприродного существования, может ли нечто вроде Вселенной быть конечным и при этом не иметь начала, а также природа бесконечностей и их связь с реальностью».

Поскольку временная упорядоченность событий занимает центральное место, аргумент Калама также выносит на обсуждение вопросы природы времени. [22]

Посылка первая: «Все, что начинает существовать, имеет причину».

[ редактировать ]

Крейг и Джеймс Синклер заявили, что первая посылка очевидно верна, по крайней мере, более правдоподобна, чем ее отрицание. [23] Крейг предлагает три причины в поддержку этой предпосылки: [24]

  1. Рациональная интуиция : Первая посылка самоочевидна истинна, поскольку основана на метафизической интуиции о том, что «что-то не может возникнуть из ничего» ( лат . ex nihilo nihil fit ), берущей свое начало в Парменида . философии
  2. Reductio ad абсурдум : Если это ложь, было бы необъяснимо, почему что-либо и все не возникает случайно и без причины. Возникнуть без какой-либо причины — значит возникнуть из ничего, что, по его словам, несомненно, абсурдно.
  3. Индуктивное рассуждение, основанное как на общем опыте, так и на научных данных, которое постоянно подтверждает и никогда не опровергает свою истинность.

По словам Райхенбаха, «причинный принцип был предметом расширенной критики», которую можно разделить на философскую и научную критику. [25]

Философские возражения

[ редактировать ]

Грэм Оппи , Дж. Л. Маки и Уэс Морристон возражали против интуитивности первой посылки. [26] [27] [28] Оппи заявляет:

«Маки, [Адольф] Грюнбаум, [Квентин] Смит и я, среди многих других, не согласились с первой предпосылкой: почему следует предполагать, что абсолютно все, что начинает существовать, имеет причину для своего начала существования?»

Маки утверждает, что нет веских оснований предполагать априори , что беспричинное начало всех вещей невозможно. Более того, Причинный Принцип не может быть экстраполирован на Вселенную на основе индуктивного опыта. Он апеллирует к Дэвида Юма тезису ( «Исследование о человеческом понимании ») о том, что следствия без причин могут быть постигнуты в уме и что то, что постижимо в уме, возможно в реальном мире. [29] Этот аргумент подвергся критике со стороны Брюса Райхенбаха и Джема Анскомба , которые указывают на феноменологические и логические проблемы вывода фактической возможности из представимости. [30] [31] Крейг отмечает: [32] [33]

«Сам Юм явно верил в принцип причинности. На протяжении всего «Исследования» он предполагает, что события имеют причины, и в 1754 году он написал Джону Стюарту: «Но позвольте мне сказать вам, что я никогда не утверждал столь абсурдного утверждения, что что-либо может возникнуть без причина'».

Морристон утверждает, что причинные законы — это физические процессы, о которых у нас есть интуитивное знание в контексте событий во времени и пространстве, но что такие интуиции не справедливы для начала самого времени. Он заявляет: [34]

«У нас нет опыта происхождения миров, который мог бы сказать нам, что миры не возникают таким образом. У нас нет даже опыта возникновения чего-либо, хотя бы отдаленно аналогичного «первоначальной сингулярности», которая фигурирует в Теория Большого Взрыва происхождения Вселенной».

В ответ Крейг утверждал, что причинные законы - это неограниченные метафизические истины, которые «не зависят от свойств, причинных сил и расположений естественных видов субстанций, которые случайно существуют», отмечая: [35]

«История астрофизической космологии двадцатого века опровергает утверждение Морристона о том, что у людей нет сильных интуиций относительно необходимости причинного объяснения происхождения времени и Вселенной».

Квантовая физика

[ редактировать ]

Распространенное возражение против первой посылки ссылается на феномен квантовой неопределенности , когда на субатомном уровне причинный принцип («все, что начинает существовать, имеет причину»), по-видимому, нарушается. [36] Крейг отвечает, что феномен индетерминизма характерен для копенгагенской интерпретации квантовой механики , указывая, что это лишь одна из множества различных интерпретаций, некоторые из которых, по его словам, являются полностью детерминистическими (упоминая Дэвида Бома ), и ни одна из которых не является столь же но известно, что это правда. Он заключает, что субатомная физика не является доказанным исключением из первой предпосылки. [37]

Философ Квентин Смит привел пример виртуальных частиц , которые появляются и исчезают из поля зрения, очевидно, случайно, чтобы доказать логичность беспричинных природных явлений. [38] В своей книге «Вселенная из ничего: почему существует что-то, а не ничто » космолог Лоуренс Краусс предложил, как квантовая механика может объяснить, как пространство-время и материя могут возникнуть из «ничто» (имея в виду квантовый вакуум). Философ Майкл Мартин также ссылался на модели квантовых колебаний вакуума, чтобы поддержать идею Вселенной с беспричинным началом. Он пишет: [39]

«Даже если Вселенная имеет начало во времени, в свете недавно предложенных космологических теорий это начало может быть беспричинным. подобные теории на самом деле серьезно воспринимаются учеными».

Философ науки Дэвид Альберт раскритиковал использование термина «ничто» при описании квантового вакуума. В рецензии на книгу Краусса он заявляет: [40]

«Релятивистские квантово-полевые вакуумные состояния — не в меньшей степени, чем жирафы, холодильники или солнечные системы — представляют собой особую структуру элементарных физических объектов. то или иное расположение полей — это (очевидно, и неизбежно, и наоборот) простое отсутствие полей».

Точно так же Крейг утверждал, что квантовый вакуум, содержащий измеримую энергию, не может быть описан как «ничто», следовательно, явления, происходящие из квантового вакуума, не могут быть описаны как «беспричинные». На тему виртуальных частиц он пишет: [41]

«Ибо виртуальные частицы не возникают в буквальном смысле спонтанно из ничего. Скорее, энергия, запертая в вакууме, спонтанно колеблется таким образом, что превращается в исчезающие частицы, которые почти сразу же возвращаются в вакуум».

Космолог Александр Виленкин заявил, что даже «отсутствие пространства, времени и материи» нельзя по-настоящему определить как «ничто», учитывая, что законы физики все еще присутствуют, хотя это было бы «настолько близко к нулю, насколько это возможно». [42]

Предпосылка вторая: «Вселенная начала существовать».

[ редактировать ]

Крейг защищает вторую предпосылку, используя как физические аргументы с доказательствами из космологии и физики, так и метафизические аргументы в пользу невозможности существования реальных бесконечностей в реальности.

Космология и физика

[ редактировать ]

В отношении вещественных доказательств Крейг обращается к:

  1. Научное подтверждение против бесконечного прошлого Вселенной в форме второго закона термодинамики . [43]
  2. Научные доказательства того, что Вселенная начала существовать конечное время назад в результате Большого взрыва. [43]
  3. Теорема Борда –Гута–Виленкина , [44] космологическая теорема, которая делает вывод, что любая вселенная, которая в среднем расширялась на протяжении всей своей истории, не могла расширяться бесконечно в прошлом, но должна иметь прошлую границу, на которой началась инфляция.

Профессор Александр Виленкин , один из авторов теоремы Борда–Гута–Виленкина, пишет: [45]

«Примечательной особенностью этой теоремы является ее широкая общность. Мы не делали никаких предположений о материальном содержании Вселенной. Мы даже не предполагали, что гравитация описывается уравнениями Эйнштейна. Поэтому, если гравитация Эйнштейна потребует некоторой модификации, наш вывод все равно будет Единственное предположение, которое мы сделали, заключалось в том, что скорость расширения Вселенной никогда не опускается ниже некоторого ненулевого значения, каким бы малым оно ни было».

По мнению Виленкина и соавтора Алана Гута , граница прошлого, описываемая теоремой Борда-Гута-Виленкина, не обязательно представляет собой космическое начало , а скорее начало космической инфляции . [46] Хотя это «открывает дверь» для других теорий, кроме абсолютного начала, в лекции 2012 года Виленкин обсудил проблемы с альтернативными теориями, которые утверждают, что избегают космологического начала (включая вечную инфляцию , циклические и эмерджентные модели), и заключил: «Все Имеющиеся у нас доказательства говорят о том, что у Вселенной было начало». [47] В публикациях он предлагал, что теорема Борда-Гута-Виленкина является достаточным доказательством начала Вселенной. [48] [49] [50]

Крейг заявил, что если что-то и существовало до границы прошлого, описанной теоремой, то это была бы неклассическая область, описываемая еще не определенной теорией квантовой гравитации . Он ссылается на высказывания Виленкина [51] что в таком сценарии началом Вселенной будет неклассическая область, а не граница. Он заключает: «В любом случае Вселенная начала существовать». [52]

Виктор Дж. Стенгер сослался на модель Агирре – Граттона. [53] за вечную инфляцию как образец, позволяющий избежать космического начала. [54] В переписке со Стенгером Виленкин заметил, как модель Агирре-Грэттона пытается уклониться от начала, поворачивая «стрелу времени» в момент t = 0, но что: «Это делает момент t = 0 весьма особенным. Я бы сказал не меньше особенным, чем истинное начало Вселенной». [55]

Настоящие бесконечности

[ редактировать ]

Крейг утверждает, что, хотя потенциальные бесконечности могут существовать в реальном мире, реальные бесконечности не могут существовать. [1] Он утверждает:

  1. Метафизическая « невозможность фактически бесконечной серии прошлых событий, цитируя знаменитый Отель Гильберта» мысленный эксперимент . [56]
  2. Невозможность образовать настоящую бесконечность путем последовательного сложения, ссылаясь на Бертрана Рассела пример с Тристрамом Шенди . [57] [58]

Он утверждает, что мысленные эксперименты, такие как «Отель Гильберта», можно описать с помощью математики, а значит, они логически правильны. Однако он считает, что они демонстрируют очевидную абсурдность, которая подразумевает, что метафизически невозможно существование реальных бесконечностей в реальности. [59] Поскольку безначальная серия прошлых событий представляет собой настоящую бесконечность, Крейг утверждает, что это невозможно и что прошлые события конечны. [1] Точно так же нелепости в парадоксах, таких как Тристрам Шенди, демонстрируют, что ни один ряд, образованный последовательным сложением (включая ряд прошлых событий), не может быть фактически бесконечным. [1] [60]

Майкл Мартин не согласен с этими аргументами, говоря: [61]

аргументы Крейга « Априорные необоснованны или в лучшем случае показывают, что реальные бесконечности обладают странными свойствами. Последний факт, однако, хорошо известен и ничего не показывает о том, невозможно ли логически иметь реальные бесконечности в реальном мире».

томист Философ- доктор Эдвард Фезер утверждал, что события прошлого и будущего являются скорее потенциальными, чем реальными, а это означает, что бесконечное прошлое может существовать аналогично тому, как существует бесконечное количество потенциальных промежуточных точек между любыми двумя заданными точками. [62]

Эндрю Локе утверждал, что безначальная вселенная и реальная бесконечность, существующие в реальном мире, метафизически невозможны. [63] Дальнейшие мысленные эксперименты, такие как «Дневник Мафусаила», также использовались для иллюстрации метафизической невозможности бесконечного прошлого. [64]

Вывод: «У Вселенной есть причина».

[ редактировать ]

Учитывая, что космологический аргумент Калама является дедуктивным аргументом , если обе посылки истинны, истинность заключения вытекает обязательно .

В критике книги Крейга «Каламский космологический аргумент» , опубликованной в 1979 году, Майкл Мартин утверждает: [65]

«Должно быть очевидно, что вывод Крейга о том, что вселенную создал один личный агент, является непоследовательным . В лучшем случае этот аргумент Калама показывает, что некий личный агент или агенты создали вселенную. Крейг не может обоснованно заключить, что единственный агент является создателем. Напротив, несмотря на все, что он показывает, в сотворении могли быть задействованы триллионы личных агентов».

Мартин также утверждает, что Крейг не обосновал свое утверждение о творении « ex nihilo », указывая на то, что Вселенная могла быть создана из ранее существовавшего материала во вневременном или вечном состоянии. Более того, Крейг заводит свои аргументы слишком далеко за пределы того, что позволяют его предпосылки, делая вывод, что создающий агент больше, чем Вселенная. Для этого он приводит пример родителя, «создающего» ребенка, который в конечном итоге становится больше, чем он или она. [66]

В последующем «Блэквеллском справочнике по естественной теологии» , опубликованном в 2009 году, Крейг обсуждает свойства причины Вселенной, утверждая, что они следуют как следствие концептуального анализа причины Вселенной и вытекают из первоначального силлогизма аргумента. : [67]

  1. Первое состояние материального мира не может иметь материального объяснения и должно возникать ex nihilo в бытии без материальной причины, поскольку никакое естественное объяснение не может быть причинно предшествующим самому существованию природного мира (пространства-времени и его содержания). Из этого с необходимостью следует, что причина находится вне пространства и времени ( вневременная , внепространственная ), нематериальная и чрезвычайно мощная , способная привести к существованию всей материальной реальности.
  2. Даже если постулировать множество причин до возникновения Вселенной, причинная цепь должна заканчиваться причиной, которая является абсолютно первой и беспричинной , иначе возникнет бесконечный регресс причин, что, по мнению Крейга и Синклера, невозможно.
  3. Бритва Оккама утверждает, что следует предполагать абсолютное единство Первопричины, если только нет конкретных оснований полагать, что существует более одной беспричинной причины.
  4. Агентская причинность , волевое действие — единственное онтологическое условие, при котором эффект может возникнуть при отсутствии предшествующих определяющих условий. Следовательно, только личное, свободное действие может объяснить возникновение первого временного эффекта от неизменной причины.
  5. Абстрактные объекты , единственная другая онтологическая категория, которая, как известно, обладает свойствами беспричинности, внепространственности, вневременности и нематериальности, не находятся в причинных отношениях.

Крейг заключает, что причиной существования Вселенной является «беспричинный личный Создатель… который, если не считать, что Вселенная безначальна, неизменна, нематериальна, вневременна, внепространственна и чрезвычайно могущественна»; отмечая богословские последствия этого союза свойств.

Теории времени

[ редактировать ]

Крейг придерживается А-теории времени , также известной как «напряженная теория времени» или презентизм , в отличие от ее альтернативы, Б-теории времени , также известной как «безнапряженная теория времени» или этернализм . Последнее позволило бы Вселенной существовать без напряжения как четырёхмерному пространственно-временному блоку, при каких обстоятельствах Вселенная не «возродилась бы»: [68] Он объясняет, что космологический аргумент Калама основан на А-теории: [69]

«От начала до конца космологический аргумент Калама основан на А-теории времени. Согласно Б-теории времени, Вселенная на самом деле не возникает и не становится актуальной в момент Большого взрыва; она просто существует в напряженном состоянии как четырехмерный пространственно-временной блок, который конечно расширен в направлении «раньше». Если время ненапряжено, то Вселенная никогда по-настоящему не возникает, и, следовательно, поиск причины ее возникновения ошибочен».

Крейг защищал A-теорию от возражений со стороны JME McTaggart и теоретиков гибридной теории A – B. [70] Философ Юрий Балашов раскритиковал попытку Крейга примирить А-теорию со специальной теорией относительности, опираясь на «нео-лоренцеву интерпретацию» специальной теории относительности . [71] Балашов утверждает: [72]

«Несмотря на то, что презентизм имеет твердую поддержку здравого смысла и этернализм восстает против него, этернализм широко рассматривается как почти стандартная точка зрения в современных дебатах, а презентизм — как весьма проблематичная точка зрения».

В ответ Крейг раскритиковал Балашова за принятие верификационистской методологии, которая не учитывает метафизические и теологические основы А-теории. [73]

В интервью 2020 года Крейг предположил, что космологический аргумент Калама можно адаптировать к B-теории времени следующим образом: [74]

  1. Отказ от метафизического аргумента против образования актуальной бесконечности путем последовательного сложения.
  2. Модификация причинной посылки (замена ее обращения к понятию «возникновение без причины» на понятие «начало существования без причины»).

Научные доказательства конечности прошлого по-прежнему будут действительны в рамках Б-теории, и аргумент в целом, хотя и поврежден и потребует переформулировки, все равно будет обоснованным. Философ Бен Уотерс также утверждал, что защита космологического аргумента Калама не требует приверженности А-теории. [75]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Уильям Лейн Крейг. «Каламский космологический аргумент» . Разумная вера .
  2. ^ Райхенбах, 2004 г.
  3. ^ Смит, Грэм (2002). «Спор о Каламском космологическом аргументе» . Филон . 5 (1): 34–61. дои : 10.5840/philo2002513 .
  4. ^ Райхенбах, 2004 г.
  5. ^ Мартин, 1990 : 101.
  6. ^ Крейг и Морленд, 2009 : 102.
  7. ^ Крейг и Морленд, 2009 : 194.
  8. ^ Крейг, 2000 : 149.
  9. ^ Эразмус 2018 , с. 41–52.
  10. ^ Аль-Кинди (1974). О первой философии с введением и комментариями Альфреда Л. Иври . Олбани, штат Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 67–75.
  11. ^ Аль-Газали (1962). Книга Аль-Ктисад . Анкара: Издательство Университета Анкары. стр. 15–16.
  12. ^ Ковач, Ф.Дж. (1974). «Вопрос о вечности мира в Св. Бонавентуре и Св. Фоме - критический анализ». Юго-западный философский журнал . 5 : 141–172. дои : 10.5840/swjphil19745233 .
  13. ^ Смит, 2007 : 183.
  14. ^ Крейг, 2000
  15. ^ Крейг, 1994 : 80.
  16. ^ Аверроэс, Ибн Рушд (1954). Бессвязность бессвязности (Тахафут ат-Тахафут) . Лондон: Лузак. п. 58.
  17. ^ Перейти обратно: а б Икбал, Мохаммед (2013). Реконструкция религиозной мысли в исламе . Издательство Стэнфордского университета.
  18. ^ Аль-Газали (1963). Тахафут аль-Фаласифа (Непоследовательность философов) . Перевод Камали, Сабиха Ахмада. Лахор: Пакистанский философский конгресс. стр. 90–91.
  19. ^ Смит, 2007 : 183.
  20. ^ Райхенбах, 2004 : 4.1.
  21. ^ Райхенбах, 2004 : 5,6.
  22. ^ Райхенбах, 2004 : 2.
  23. ^ Крейг и Морленд, 2009 : 182.
  24. ^ Крейг и Морленд, 2009 : 92, 182–190.
  25. ^ Райхенбах, 2004 : 5.1.
  26. ^ Оппи, Дж. (2002). «Спор о космологическом аргументе Калама» . Филон . 5 (1): 34–61. дои : 10.5840/philo2002513 .
  27. ^ Маки, 1982 : 94.
  28. ^ Морристон, Вт (2002). «Причины и начало аргумента Калама». Вера и философия . 19 (2): 233–244. дои : 10.5840/faithphil200219218 .
  29. ^ Маки, 1982 : 85.
  30. ^ Райхенбах, 2004 : 3,4.
  31. ^ Анскомб, GEM (1974). « Все, что имеет начало существования, должно иметь причину»: разоблачен аргумент Юма». Анализ XXXIV : 150.
  32. ^ Уильям Лейн Крейг. «Профессор Маки и космологический аргумент Калама» . Разумная вера .
  33. ^ Григ, Дж. Т. (1932). Письма Дэвида Юма . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 187.
  34. ^ Морристон, Вт (2000). «Должно ли начало Вселенной иметь личную причину? Критическое исследование космологического аргумента Калама». Вера и философия . 17 : 149. дои : 10.5840/faithphil200017215 .
  35. ^ Уильям Лейн Крейг. «Должно ли начало Вселенной иметь личную причину?: Ответ» . Разумная вера .
  36. ^ Дэвис, Пол (1982). Суперсила . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 94.
  37. ^ Морленд, Япония; Крейг, WL (2017). Философские основы христианского мировоззрения . Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity P. p. 469.
  38. ^ Смит, К. (1988). «Беспричинное начало Вселенной». Философия науки . 55 : 39–57. дои : 10.1086/289415 .
  39. ^ Мартин, 1990 : 106. Мартин приводит в качестве примеров следующие источники: Эдвард П. Трайон, «Является ли Вселенная флуктуацией вакуума?» Nature , 246, 14 декабря 1973 г., стр. 396–397; Эдвард П. Трайон, «Что создало мир? New Scientist» , 8 марта 1984 г., стр. 14–16; Александр Виленкин, «Сотворение вселенных из ничего», Physics Letters , 117B, 1982, стр. 25–28; Александр Виленкин, «Рождение инфляционных вселенных», Physical Review , 27, 1983, стр. 2848–2855; Л.П. Грищук и Ю.Б. Зледович, «Полные космологические теории», « Квантовая структура пространства и времени » , изд. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1982), стр. 409–422, Квентин Смит, «Беспричинное начало Вселенной», Философия науки , 55, 1988, стр. 39–57.
  40. ^ Дэвид Альберт (март 2012 г.). «О происхождении всего» . Нью-Йорк Таймс .
  41. ^ Крейг, WL (1993). «Причинное начало Вселенной: ответ Квентину Смиту». Британский журнал философии науки . 44 (4): 623–639. дои : 10.1093/bjps/44.4.623 .
  42. ^ «Что произошло до Большого взрыва?» . Тафтс сейчас . 2012.
  43. ^ Перейти обратно: а б Уильям Лейн Крейг. «Существование Бога и начало Вселенной» . Разумная вера .
  44. ^ Борде, Арвинд; Гут, Алан Х.; Вилленкин, Александр (2003). «Инфляционное пространство-время является неполным в прошлых направлениях» . Письма о физических отзывах . 90 (15). Американское физическое общество: 151301. arXiv : gr-qc/0110012 . Бибкод : 2003PhRvL..90o1301B . doi : 10.1103/PhysRevLett.90.151301 . ПМИД   12732026 . S2CID   46902994 . Проверено 3 октября 2021 г.
  45. ^ Виленкин, А (2007). Множество миров в одном: поиск других вселенных . Хилл и Ван. п. 175.
  46. ^ «Физики и философы развенчивают космологический аргумент Калама с участием Пенроуза, Хокинга и Гута» . Ютуб . 14 января 2022 г. См. также: Stenger (2011) Ch. 6.2, демонстрируя, что эти взгляды предшествуют публикациям и лекциям Виленкина, защищающим космическое начало.
  47. ^ Лиза Гроссман (2012). «Почему физики не могут избежать события творения» . Новый учёный .
  48. ^ Виленкин, Александр (2006). Множество миров в одном: поиск других вселенных . Хилл и Ван. ISBN  0809095238 .
  49. ^ Перлов, Делия; Виленкин, Александр (2017). Космология для любознательных . Спрингер. ISBN  978-3319570389 .
  50. ^ Виленкин, А (2015). «Начало Вселенной». Заключение: Международное обозрение науки . 1 (4). дои : 10.37282/991819.15.18 .
  51. ^ Примечание: комментарии о квантовом создании у Виленкина (2015 г.) и на Кембриджской конференции 2012 г.: «Было ли у Вселенной начало?» . Ютуб . 19 июня 2012 г.
  52. ^ Уильям Лейн Крейг. «Ошибочное толкование теоремы Борда-Гута-Виленкина» . Разумная вера .
  53. ^ Агирре, А; Граттон, С. (2002). «Устойчивая вечная инфляция». Физический обзор D . 65 (8): 083507. arXiv : astro-ph/0111191 . Бибкод : 2002PhRvD..65х3507A . дои : 10.1103/PhysRevD.65.083507 .
  54. ^ Виктор Дж. Стенгер (28 апреля 2012 г.). Бог и безумие веры: несовместимость науки и религии . Книги Прометея. ISBN  9781616145996 .
  55. ^ Стенгер, Виктор Дж. (2011). Заблуждение точной настройки: почему Вселенная не предназначена для нас . Книги Прометея. п. 244. ИСБН  9781616144449 .
  56. ^ Крейг, 1994 : 118–120.
  57. ^ Крейг, 1994 : 120–124.
  58. ^ Райхенбах, 2004 : 7,3.
  59. ^ «Отель Гильберта и Бесконечность» . Ютуб . 9 февраля 2010 г.
  60. ^ Уильям Лейн Крейг. «Быстрое и простое опровержение космологического аргумента Калама?» . Разумная вера .
  61. ^ Мартин, 1990 : 104–105.
  62. ^ Эдвард Фезер (8 сентября 2016 г.). «Да, но действительно ли оно бесконечно?» . Блогспот .
  63. ^ Выше, 2017 , 55–61, 67–68.
  64. ^ Уотерс Б.В. (2013). «Дневник Мафусаила и конечность прошлого» (PDF) . Философия Кристи . 15 (2): 463–469. дои : 10.5840/pc201315240 .
  65. ^ Мартин, 1990 : 103.
  66. ^ Мартин, 1990 : 103–14.
  67. ^ Крейг и Морленд, 2009 : 193–194.
  68. ^ Крейг и Морленд, 2009 : 183–184.
  69. ^ Уильям Лейн Крейг. «Возражения против причинного принципа» . Разумная вера .
  70. ^ Окландер, Л. Натан (2002). «Презентизм, онтология и временной опыт» . В Крейге Каллендере (ред.). Время, реальность и опыт . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 73–90 . ISBN  978-0-521-52967-9 .
  71. ^ Балашов Юрий; Янссен, Мишель (2003). «Презентизм и относительность». Британский журнал философии науки . 54 (2): 327–346. CiteSeerX   10.1.1.114.5886 . дои : 10.1093/bjps/54.2.327 .
  72. ^ Балашов, Юрий (2007). «Будущее презентизма» . Философские обзоры Нотр-Дама .
  73. ^ Уильям Лейн Крейг. «Ответ Макколлу и Балашову» . Разумная вера .
  74. ^ «Доктор Крейг отвечает на вопросы о Каламе, Небесах, свободе воли, Б-теории и многом другом!» . Ютуб . 18 июня 2020 г.
  75. ^ Уотерс, 2015.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9cdd72fd136e6f47a807ed3968d5c90__1721918880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/90/d9cdd72fd136e6f47a807ed3968d5c90.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kalam cosmological argument - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)