Классический теизм

Часть серии о |
Теизм |
---|
Классический теизм — это богословская и философская форма теизма , которая рассматривает Бога как высшую, трансцендентную реальность, характеризующуюся такими атрибутами, как всемогущество , всезнание и совершенная доброта . укорененный в древнегреческой философии Платона Классический теизм , и Аристотеля , представляет Бога как существо неизменное , бесстрастное и полностью самодостаточное . Такое понимание Бога подчеркивает божественную простоту , в которой сущность и существование Бога идентичны, что делает Его фундаментально отличным от всех сотворенных существ.
На протяжении всей истории классический теизм в значительной степени формировал доктрины основных религиозных традиций, особенно в христианстве , иудаизме и исламе . Ранние отцы церкви , такие как Августин , включили классические теистические идеи в христианское богословие , создав основу, которая позже была усовершенствована средневековыми мыслителями, такими как Фома Аквинский . В еврейской мысли такие философы , как Маймонид, подчеркивали единство и трансцендентность Бога, тесно согласуясь с классическими теистическими принципами. Точно так же исламские философы, такие как Авиценна и Аль-Газали, приняли классические теистические концепции, чтобы сформулировать видение Бога как совершенно уникального и превосходящего человеческое понимание.
Несмотря на свое глубокое влияние, классический теизм подвергался серьезной критике, особенно в современную эпоху. Философы и теологи поставили под сомнение согласованность таких атрибутов, как божественная простота и неизменность, задаваясь вопросом, как неизменный Бог может взаимодействовать с динамичным миром или отвечать на человеческие молитвы .
Историческое развитие
[ редактировать ]
Классический теизм берет свое начало в древнегреческой философии , особенно в трудах Платона и Аристотеля . Концепция Платона Формы Блага в таких произведениях, как «Государство» и «Тимей», предоставила раннюю модель трансцендентной, совершенной реальности, которая выступает в качестве конечной причины и источника всех других форм. Аристотель далее развил эти идеи в своей концепции Неподвижного Движущегося , как обсуждалось в его «Метафизике» . Неподвижный Движитель — это конечная причина всего движения во вселенной, существующая как совершенное, нематериальное и необходимое существо. Эти ранние философские разработки заложили основу для более поздней формулировки классического теизма, который включил эти концепции в более широкую теологическую структуру. [ 1 ]
Влияние неоплатонизма , особенно через произведения Плотина , было значительным в формировании раннехристианской мысли. Плотин представил концепцию «Единого», невыразимого, трансцендентного источника, из которого исходит вся реальность, которая оказала глубокое влияние на раннехристианских богословов. Отцы церкви, такие как Августин Гиппопотамский, объединили эти неоплатонические идеи с христианской доктриной, подчеркивая простоту, неизменность и всемогущество Бога. Синтез христианского учения Августина с платонической и неоплатонической философией помог заложить интеллектуальную основу классического теизма в христианской традиции. [ 2 ]
В период средневековья классический теизм был дополнительно усовершенствован такими богословами, как Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский . Ансельма Онтологический аргумент в таких работах, как «Прослогион», доказывает существование Бога как необходимого существа, концепции, которая соответствует классическому теистическому представлению о Боге как самосуществующем и фундаментально отличном от сотворенных существ. Аквинский в своей «Сумме теологии» представил всеобъемлющий синтез аристотелевской философии с христианским богословием , разработав ключевые доктрины, такие как божественная простота, неизменность и вечность. » Фомы Аквинского «Пять путей — пять доказательств существования Бога — стали центральными аргументами классической теистической философии и продолжают влиять на богословскую мысль сегодня. [ 3 ]
и В периоды Возрождения Реформации продолжалось взаимодействие с классическими теистическими идеями, особенно когда ученые вновь обращались к древним текстам и интегрировали их с современными религиозными дебатами. Несмотря на рост научных и философских проблем, классический теизм оставался доминирующей точкой зрения, особенно в католической традиции . Работы этих периодов заложили основу для продолжающихся богословских и философских дискуссий, обеспечив постоянную актуальность классического теизма как в академическом, так и в религиозном контексте. [ 4 ]
Характеристики Бога
[ редактировать ]Классический теизм характеризуется набором основных атрибутов, которые определяют Бога как абсолютного, совершенного и трансцендентного. Эти атрибуты включают божественную простоту , простоту , неизменность , вечность , всемогущество , всеведение и всеблагость , каждый из которых был развит и усовершенствован на протяжении столетий философских и теологических дискурсов. [ 5 ]
Божественная простота
[ редактировать ]Божественная простота является основополагающей концепцией классического теизма, утверждающей, что Бог не состоит из частей, физических или метафизических. В отличие от сотворенных существ, состоящих из различных компонентов и атрибутов, сущность и существование Бога идентичны. Это означает, что все атрибуты Бога, такие как всемогущество, всезнание и всеблагость, не являются отдельными качествами, а объединены в простом существе Бога. [ 6 ] Доктрина божественной простоты гарантирует, что Бог абсолютно един, неделим и не подвержен никаким формам сложения или изменения. Эту концепцию наиболее широко сформулировал Фома Аквинский в его «Сумме теологии» . [ 7 ]
Асейти
[ редактировать ]Асеити относится к самосуществованию Бога и независимости от чего-либо еще. Бог есть беспричинная причина, существующая по необходимости Своей природы и не зависящая ни от чего внешнего для Своего существования. [ 8 ] Этот атрибут подчеркивает абсолютный суверенитет Бога и тот факт, что все остальное во вселенной зависит от Него. Асеити также подразумевает, что воля Бога совершенно свободна и не ограничена ничем, кроме Него. Эта концепция была центральной в классическом теизме со времен ранних отцов церкви и была ключевой темой в работах таких богословов, как Августин и Фома Аквинский . [ 9 ]
Неизменяемость
[ редактировать ]Неизменность Бога относится к идее о том , что Бог не меняется со временем или в ответ на что-либо. В классическом теизме Бог понимается как совершенный, и любое изменение будет означать движение от совершенства или к нему, что невозможно для существа, которое уже абсолютно совершенно. [ 10 ] Этот атрибут тесно связан с божественной простотой, поскольку любое изменение в Боге подразумевает, что Он состоит из частей, которые можно изменить. Неизменность Бога защищается классическими теистами как необходимая для всеведения и всемогущества Бога, обеспечивающая последовательность и надежность Бога в Своих действиях и постановлениях. [ 11 ]
Вечность
[ редактировать ]В классическом теизме Бог вечен, а это означает, что Он существует вне времени и не подлежит временной преемственности. [ 10 ] Бога Вечность часто понимают двумя основными способами: как вневременность (когда Бог существует в вечном «сейчас» без «до» и «после») [ 12 ] или как вечность (где Бог существует во все времена, но не ограничен им). Точка зрения безвременья, которую отстаивают такие мыслители, как Боэций и Фома Аквинский , утверждает, что действия Бога не ограничены временем, что позволяет Ему полностью знать и взаимодействовать с временными событиями, не будучи связанным ими. Этот атрибут подчеркивает трансцендентность Бога и Его уникальный способ существования по сравнению с сотворенным порядком. [ 13 ]
Всемогущество
[ редактировать ]Всемогущество относится к свойству Бога быть всемогущим. В классическом теизме это означает, что Бог может сделать все, что логически возможно. Всемогущество понимается не как способность совершать логически невозможное, например создание квадратного круга, а скорее как способность создавать любое логически последовательное положение дел. Этот атрибут подчеркивает высшую власть Бога и его способность управлять всем творением, действуя по Его воле без каких-либо ограничений, внешних по отношению к Его природе. [ 13 ]
Всеведение
[ редактировать ]Всеведение является атрибутом всеобъемлющего знания Бога. Классический теизм утверждает, что Бог знает все — прошлое, настоящее и будущее — совершенным и полным образом. Божье знание не приобретается посредством обучения или наблюдения; скорее, это присуще Его природе. Это включает в себя знание всех реальных событий, а также всех потенциальных сценариев и результатов. Всезнание Бога тесно связано с другими Его качествами, гарантируя, что Его знания и действия совершенны и неизменны. [ 11 ]
Всеблагость
[ редактировать ]Всеблагость , или совершенная доброта, является еще одним важным атрибутом Бога в классическом теизме. Этот атрибут означает, что Бог морально совершенен, воплощает высшее благо и является высшим источником всего добра. Классический теизм утверждает, что все действия Бога направлены на благо и что Его воля всегда соответствует тому, что является морально правильным. Всеблагость Бога также подразумевает, что Он совершенно справедливо и с любовью заботится о Своем творении, обеспечивая основу морального порядка во вселенной. [ 14 ]
В основных религиозных традициях
[ редактировать ]Классический теизм оказал глубокое влияние на богословские основы основных религиозных традиций, особенно христианства, иудаизма и ислама. Каждая традиция адаптировала основные атрибуты классического теизма в соответствии со своим собственным доктринальным и философским контекстом, что привело к богатому разнообразию интерпретаций, которые, тем не менее, имеют общие корни в древней философской мысли.
христианство
[ редактировать ]Классический теизм был введен в христианство еще во II веке благодаря Иринею и Клименту Александрийскому . [ 15 ] Автобиографический труд Августина Гиппопотама IV века «Исповедь » содержал влияние платонизма и считается классическим теистом. [ 16 ] Классический теизм был глубоко интегрирован в христианское понимание Бога, особенно благодаря работам таких богословов, как Августин и Фома Аквинский .
Августин, находившийся под влиянием неоплатонизма , подчеркивал неизменность, простоту и вечность Бога, считая эти атрибуты важными для понимания природы Бога как высшего источника всего бытия и добра. Фома Фома далее развил эти идеи, систематически включая их в христианскую доктрину через свою «Сумму теологии» . Синтез Фомы Аквинского аристотелевской философии с христианским богословием стал краеугольным камнем христианской мысли, особенно в католицизме , и продолжает влиять на христианское богословие по сей день. [ 3 ]
В протестантских традициях, хотя классический теизм остается влиятельным, наблюдаются некоторые расхождения, особенно в акценте на личных отношениях Бога с человечеством и роли божественного откровения через Священное Писание. Однако основные атрибуты Бога, определенные в классическом теизме, по-прежнему лежат в основе большей части протестантского богословия , особенно в более традиционных конфессиях. [ 11 ]
иудаизм
[ редактировать ]Классический теизм был введен в еврейское богословие еще до появления христианства Филоном Александрийским . [ 17 ] Однако в иудаизме классический теизм наиболее тесно связан с работами средневековых еврейских философов, таких как Маймонид . В своем «Путеводителе для растерянных » Маймонид приводит доводы в пользу концепции Бога, которая фундаментально соответствует классическим теистическим принципам, особенно божественной простоте, неизменности и всемогуществу. Маймонид находился под глубоким влиянием аристотелевской философии и стремился согласовать ее с еврейской теологией, что привело к видению Бога, который является трансцендентным, непознаваемым по Своей сущности и тем не менее тесно вовлеченным в управление вселенной. [ 18 ]
Еврейский классический теизм подчеркивает единство и уникальность Бога, отвергая любую форму разделения внутри божественной природы. Это соответствует монотеистическим основам иудаизма, подчеркивающим единственность и неделимость Бога. Влияние классического теизма в иудаизме очевидно в продолжающемся акценте на абсолютном суверенитете Бога и отказе от антропоморфических описаний божественного. [ 4 ]
ислам
[ редактировать ]Исламское богословие также сформировалось под влиянием классического теизма, поскольку оно было введено в исламскую традицию еще в 9 веке вместе с Аль-Кинди . [ 15 ] « «Метафизика» Авиценны в Книге исцеления» представляет концепцию Бога как необходимого существа, чье существование идентично Его сущности, тесно согласуясь с принципами божественной простоты и простоты. [ 19 ]
Интерпретация Авиценной природы Бога оказала глубокое влияние на исламскую мысль и позже была интегрирована в богословские рамки ашаризма , доминирующей школы исламского богословия. Исламский классический теизм, как и его еврейский аналог, подчеркивает абсолютное единство и трансцендентность Бога ( таухид ), отвергая любую форму множественности внутри божественной сущности. [ нужна ссылка ]
Аль-Газали отверг классический теизм, назвав его последователей «исламскими аристотелианцами». [ 15 ] но, тем не менее, поддерживал многие классические теистические атрибуты в своем понимании Бога, особенно всемогущество и неизменность Бога. [ 20 ] Классический теизм в исламе пострадал от реакции исламской ортодоксальности. [ 15 ]
Аргументы в пользу классического теизма
[ редактировать ]В понимании классического теизма Бог мыслится как вневременной абсолютный источник и безусловное условие всего существования. [ 21 ] Выражение ho ou kinoúmenon kineî («Тот, кто движется, не будучи перемещенным»), использованное Аристотелем, характеризует Бога в классическом теистическом контексте. [ 21 ] с предположением, что движение всей вселенной зависит от Бога. Поскольку в классическом теистическом контексте Бог является источником не только всех материальных сущностей, но и существования в целом, именно Единое Существо также является источником сознания, личности и самости; оно само является сознанием, «я» и Абсолютным «Я». [ 21 ]

Аллегория чаши и непорочности
[ редактировать ]Существование чашки в целом зависит от существования молекул , составляющих указанную чашку в целом, а существование молекул в целом зависит от целостности атомов , составляющих эти молекулы. В этом контексте никакая сумма существования не может существовать сама по себе, за исключением абсолютного источника , который является высшим условием целостности, поскольку целостное существование каждого обусловлено более высоким источником, который интегрирует себя.
Необходимо, чтобы существовал источник , который является целостным сам по себе и передает существование всем другим целым; поскольку все целые сущности, за исключением источника без источника или беспричинной причины, не являются причиной целостности. Следовательно, только первичный источник , целостный сам по себе, может быть ответственным за существование состояния целостности. Этот источник должен иметь абсолютную сингулярность , потому что, если бы он не обладал простотой и сингулярностью, он не мог бы быть источником целостности, поскольку сам был бы целым различных сущностей.
Все высшие состояния являются вечным источником и условием низших состояний, ибо целостность чашки зависит от целостности молекул в каждый момент, а чаша не может существовать даже секунды без целостности молекул. В контексте независимой от времени иерархии , даже если бы существо было безначальным, это не повлияло бы на то, имеет ли это существование условия и источники, так как даже если бы чаша была безначальной, она была бы основана на целостности молекулы с вечности. [ 21 ]
Эта аллегория была создана для того, чтобы объяснить, что в классическом теизме Бог — это Абсолютное Единственное Существо , вневременной источник , происхождение и беспричинная причина всех состояний существования, как и в целостности. [ нужна ссылка ]
Критика классического теизма
[ редактировать ]Классический теизм, хотя и оказал глубокое влияние на развитие западной религиозной мысли, стал предметом серьезной философской и теологической критики. Эта критика часто сосредоточена вокруг согласованности основных атрибутов классического теизма, особенно в свете современных философских разработок и альтернативных теистических моделей.
Философская критика
[ редактировать ]Одним из наиболее устойчивых вызовов классическому теизму является проблема зла . Эта проблема возникает из-за кажущегося противоречия между существованием всемогущего, всезнающего и совершенно доброго Бога и существованием зла в мире. Такие философы, как Дэвид Юм и Дж. Л. Маки, утверждали, что существование зла затрудняет, если не делает невозможным, сохранение веры в классическую теистическую концепцию Бога. Они утверждают, что если Бог всемогущ, Он должен быть способен уничтожить зло; если Он всеведущ, Он должен знать, как устранить это; и если Он всеблагоприятен , Он должен захотеть устранить это. Таким образом, существование зла, похоже, противоречит этим атрибутам, заставляя некоторых сомневаться в последовательности классического теизма. [ 22 ]
Еще одна серьезная философская проблема – это проблема божественной сокрытости . Эта проблема связана с очевидным отсутствием ясных и убедительных доказательств существования Бога, особенно в такой форме, которая была бы доступна каждому. Философ Джон Шелленберг утверждал, что совершенно любящий Бог сделает Его существование более очевидным, чтобы все люди могли иметь с Ним отношения. Таким образом, сокрытость Бога поднимает вопросы о природе божественной любви и о том, можно ли примирить атрибуты классического теизма с опытом божественного молчания. [ 23 ]
Богословская критика
[ редактировать ]В сфере богословия классический теизм подвергался критике со стороны сторонников альтернативных моделей Бога, таких как теология процесса и открытый теизм . Богословие процесса, находящееся под влиянием философии Альфреда Норта Уайтхеда , отвергает классический теистический взгляд на Бога как неизменного и бесстрастного. Вместо этого он постулирует Бога, который находится в динамических отношениях с миром, изменяясь и растя в ответ на действия созданий. Теологи процесса утверждают, что эта модель более соответствует библейскому изображению Бога, который осмысленно взаимодействует с творением. [ 24 ]
Бога Открытый теизм, с другой стороны, бросает вызов классическому взгляду на всеведение , особенно в отношении будущих событий. Открытые теисты утверждают, что Бог знает все возможности, но не обладает исчерпывающими знаниями о будущих свободных действиях, что сохраняет человеческую свободу и подлинную открытость будущего. Эта точка зрения предполагает, что Бог может изменить Свои планы на основе действий человека, поддерживая таким образом динамичные отношения с творением. Критики классического теизма утверждают, что открытый теизм предлагает более последовательное и относительное понимание Бога, более тесно согласующееся с библейскими описаниями божественного взаимодействия. [ 25 ]
Современные вызовы
[ редактировать ]В современной философии и теологии классический теизм столкнулся с новыми проблемами, особенно со стороны тех, кто утверждает, что его атрибуты несовместимы с современным пониманием личности и деятельности. Некоторые современные философы утверждают, что атрибуты божественной простоты и неизменности затрудняют представление о Боге как о личности, способной вступать в значимые отношения с людьми. Эта критика часто подчеркивает необходимость более реляционной и динамичной концепции Бога, которая могла бы лучше учитывать сложности современных экзистенциальных и моральных проблем. [ 26 ]
Несмотря на эти проблемы, защитники классического теизма отреагировали на это усовершенствованием своих аргументов и исследованием способов примирить эти традиционные атрибуты с современными философскими взглядами. Продолжающийся диалог между сторонниками классического теизма и его критиками гарантирует, что эти дебаты остаются центральными в современных дискуссиях в философии религии и теологии.
Ученые
[ редактировать ]Классический теизм был представлен Платоном и Аристотелем в древнегреческой философии и Фомой Аквинским в христианстве. Другие мыслители, такие как Филон , Плотин , Прокл , Афинагор Афинский , Климент Александрийский , Василий Кесарийский , Августин , Боэций , Кирилл Александрийский , Иоанн Дамаскин , Псевдо-Дионисий Ареопагит , Аль-Кинди , Аль-Фараби , Ансельм Кентербери , Маймонид , Аверроэс , и Готфрид Лейбниц внесли свой вклад в классическую теистическую мысль. [ 15 ]
Современный день
[ редактировать ]В современной философии и теологии классический теизм остается центральной темой дискуссий. Возрождение интереса к метафизике и философии религии в XX и XXI веках привлекло новое внимание к классическим атрибутам Бога. Такие философы, как Элвин Плантинга и Уильям Лейн Крейг, защищали последовательность и актуальность классического теизма в свете современных проблем, таких как проблема зла и последствия научных открытий. [ 27 ] Дэвид Бентли Харт и Эдвард Фезер также являются современными философами, выступающими за классический теизм. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Метафизика ; Кенни (1979) .
- ^ Эннеады ; Дэвис (1992) .
- ^ Jump up to: а б Сумма теологии ; Дэвис (1992) .
- ^ Jump up to: а б Кенни (1979) .
- ^ Сумма теологии ; Кенни (1979) ; Дэвис (1992) .
- ^ Диллер и Кашер (2013) , с. 96.
- ^ Сумма теологии ; Дэвис (1992) ; Диллер и Кашер (2013) , с. 96.
- ^ Диллер и Кашер (2013) , стр. 55.
- ^ Богословское резюме ; Кенни (1979) ; Диллер и Кашер (2013) , с. 96.
- ^ Jump up to: а б Диллер и Кашер (2013) , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с Кенни (1979) ; Дэвис (1992) .
- ^ Диллер и Кашер (2013) , с. 160.
- ^ Jump up to: а б Сумма теологии ; Кенни (1979) .
- ^ Дэвис (1992) .
- ^ Jump up to: а б с д и Лефтоу (1998) .
- ^ Диллер и Кашер (2013) , с. 131.
- ^ Фезер (2023) , с. 9.
- ^ Руководство для растерянных .
- ^ Книга исцеления .
- ^ Непоследовательность философов .
- ^ Jump up to: а б с д Фезер (2017) .
- ^ Хьюм (1779) ; Маки (1955) .
- ^ Шелленберг (1993) ; Ховард-Снайдер и Мозер (2002) .
- ^ Кобб (1978) ; Гриффин (2001) .
- ^ Пиннок, Райс и Сандерс (1994) ; Сандерс (1998) .
- ^ Загзебский (1991) ; Крецманн (2001) .
- ^ Плантинга (2000) ; Крейг (2008) .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Первоисточники
- Аль-Газали. Непоследовательность философов .
- Аквинский, Фома Сумма теологии .
- Аристотель. Метафизика .
- Авиценна. Книга исцеления .
- Маймонид, Моисей. Руководство для растерянных .
- Плотин. Эннеады .
- Вторичные источники
- Кобб, Джон Б. (1978). Христианское естественное богословие: на основе мыслей Альфреда Норта Уайтхеда . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-20604-8 .
- Крейг, Уильям Лейн (2008). Разумная вера: христианская истина и апологетика . Книги Перекрестка. ISBN 978-1-4335-0115-9 .
- Дэвис, Брайан (1992). Мысль Фомы Аквинского . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-152044-0 .
- Диллер, Джанин; Кашер, Аса, ред. (2013). Модели Бога и альтернативные конечные реальности . Дордрехт: Springer Нидерланды. дои : 10.1007/978-94-007-5219-1 . ISBN 978-94-007-5218-4 .
- Фезер, Эдвард (2017). Пять доказательств существования Бога . Сан-Франциско: Игнатиус Пресс. ISBN 978-1-62164-133-9 .
- Фезер, Эдвард (2023). «Что такое классический теизм». В Фукуа, Джонатан; Кунс, Роберт С. (ред.). Классический теизм: новые очерки метафизики Бога . Рутледж. ISBN 978-1-000-83693-6 .
- Гриффин, Дэвид Рэй (2001). Повторное очарование без сверхъестественного: процессуальная философия религии . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-3778-6 .
- Ховард-Снайдер, Дэниел; Мозер, Пол К., ред. (2002). Божественная сокрытость: новые очерки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-00610-1 .
- Хьюм, Дэвид (1779). Диалоги о естественной религии .
- Кенни, Энтони (1979). Бог философов . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-824594-0 .
- Крецманн, Н. (2001). Метафизика теизма: естественное богословие Фомы Аквинского в Summa Contra Gentiles I. Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-924653-3 .
- Лефтоу, Брайан (1998). "Классический теизм. Бог, понятия" . Философская энциклопедия Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. дои : 10.4324/9780415249126-K030-1 . Проверено 12 августа 2024 г.
- Маки, Дж.Л. (1955). «Зло и всемогущество». Разум (254): 200–212. дои : 10.1093/mind/LXIV.254.200 .
- Пиннок, Швейцария; Райс, Р.; Сандерс, Дж. (1994). Открытость Бога: библейский вызов традиционному пониманию Бога . Межвузовская пресса. ISBN 978-0-8308-1852-5 .
- Плантинга, Элвин (2000). Гарантированная христианская вера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-803024-9 .
- Сандерс, Джон (1998). Бог, который рискует: теология провидения . Межвузовская пресса. ISBN 978-0-8308-1501-2 .
- Шелленберг, Джон Л. (1993). Божественная сокрытость и человеческий разум . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-2792-3 .
- Загзебский, LT (1991). Дилемма свободы и предвидения . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-510763-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бассфорд, Эндрю Деннис (22 сентября 2021 г.). «Место Бога в логическом пространстве» . Журнал аналитического богословия . 9 : 100–125. дои : 10.12978/jat.2021-9.001318010003 . ISSN 2330-2380 .