Алкоголь в Иране
Алкоголь запрещен для граждан Ирана -мусульман с момента создания правительства Исламской Республики в 1979 году. [ 1 ]
В 2011 году 5,7% взрослого населения сообщили, что употребляли алкоголь в предыдущем году. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Вино сыграло важную роль в персидской культуре и истории , от управления самыми ранними империями до религии и персидской литературы . [ 3 ]
Доисламский период
[ редактировать ]Современный историк Руди Матти объясняет, что в зороастризме вино было символом жидкого золота, а также движущегося огня сияющего солнца. [ 4 ] Таким образом, в зороастризме вино выполняло ритуальную функцию, являясь частью ритуала освобождения, в котором оно заменяло кровь. [ 4 ] Матти добавляет, что историю иранской элиты древнего и позднеантичного Ирана «можно написать как историю разм ва базм (сражений и пиршеств) с вином в центре». [ 4 ]
Слово «выпивка» в английском языке (и небольшие вариации в нескольких других европейских языках), вероятно, имеет свое происхождение из средневекового персидского языка , то же значение и почти похожее произношение ( персидский : بوزه ) [buzeh] ). [ 5 ] [ 6 ]
Исламский период
[ редактировать ]Употребление вина было широко распространено в классическом исламе, от Аль-Андалуса на западе до Хорасана на востоке. [ 7 ] Иранские правители Саффаридов и Саманидов , первыми стремившиеся к автономии от своих сюзеренов Аббасидов , были известны, как объясняет Матти, «с удовольствием, с которым они и их окружение предавались распитию вина». [ 7 ] XI века В «Кабус-наме» , написанном Кейкавусом из династии Зияридов , прямо записано, что Коран запрещает употребление вина, но также приводятся советы (то же самое касается » Низама аль-Мулька ) «Сиясатнамы о том, как правильно пить вино. при этом считая само собой разумеющимся, что на пирах будут подавать вино. [ 8 ]
Английский путешественник и писатель Томас Герберт писал в 1627 году о разнице в потреблении вина османами и иранцами . [ 9 ] По словам Герберта, османы, которым по закону было запрещено пить вино, все же пили его тайно. [ 9 ] С другой стороны, иранцы, утверждал Герберт, уже давно открыто и чрезмерно употребляют вино. [ 9 ] По словам французского путешественника Жана Шардена , который побывал в Сефевидском Иране 17-го века , питье в основном делалось для того, чтобы быстро напиться, отсюда и любовь иранцев к крепким винам. [ 10 ] Повторяя сочинения Рейнхольда Любенау об Османском Константинополе (современный Стамбул ) конца XVI века, Шарден сообщил, что «иранцы отшатнулись во время питья, относясь к алкоголю как к лекарству, которое нужно глотать, а не наслаждаться». [ 10 ] Мэтти объясняет, что цель быстро напиться возникла из-за того, что алкоголь в исламской культуре «не был синонимом общительности». [ 10 ] Поскольку алкоголь считается запрещенным веществом в исламе, алкоголь никогда не сможет полностью интегрироваться в идею правильной жизни. [ 10 ] В отличие от древнегреческой симпозиумной традиции, где алкоголь считался веществом, оживляющим обстановку, он прочно закрепился как часть образа жизни элиты. [ 10 ] Тем не менее, даже там алкоголь оставался «запретным плодом и, следовательно, не мог избежать тайных объятий на фоне общественного осуждения». [ 10 ] В исламском мире употребление алкоголя никогда не становилось частью общей культуры еды и питья, способ «усилить праздничную атмосферу еды, как это было в средиземноморской и христианской/европейской культуре». [ 10 ] Еду в исламском мире обычно принимали в тишине, запивая стаканом воды. [ 11 ] После этого хозяин и гости беседовали за чашкой кофе и чая под кальяном, обычно в другой комнате. [ 11 ]
По словам Мэтти, социальный класс также имел важное значение при оценке потребления алкоголя. [ 12 ] Люди, употреблявшие алкоголь, обычно принадлежали к высшим социальным слоям, элите ( хасс ), тогда как воздержание было наиболее распространено среди средних классов, которые одновременно были известны своей набожностью. [ 12 ] Высшие классы пили, поскольку считали, что имеют на это право, то есть наслаждались алкоголем как «правом», привилегией, традиционно дарованной элите в исламских странах. [ 12 ] Воздержание от алкоголя принадлежало простолюдинам — аввам , которые не могли сдержаться. [ 12 ] Низшие социальные классы обычно употребляли другие наркотики, в первую очередь опиум (который особо не осуждается Кораном или хадисами ) . [ 12 ] Обычно они использовали его, как объясняет Матти, чтобы скоротать скуку, чтобы отупеть от своей беспокойной жизни, и особенно как форму самолечения. [ 12 ]
Обычные люди, которые пили в те времена, ассоциировались с субкультурой уловок и скрытности, объясняет Мэти. [ 12 ] Эти люди обычно пробирались в таверны в переулках преимущественно немусульманских населенных частей городов и поселков, которыми управляли евреи и армяне . [ 12 ] Таверны считались «позорными» в исламских странах и ассоциировались «с изнаночной стороной жизни, а владелец таверны занимал «примерно то же место на социальной шкале, что и проститутки, откровенные гомосексуалисты и странствующие артисты»». . [ 12 ]
Алкогольные напитки обычно употреблялись среди элиты, а мусульмане часто посещали таверны; однако алкоголь был «формально объявлен вне закона», следовательно, он не мог действовать в реальности повседневной жизни. [ 12 ] Таким образом, в свою очередь, как объясняет Матти, распитие вина «стало метафорой пылких чувств влюбленного к любимой в воображаемом мире (мистической) поэзии». [ 12 ]
Современное иранское право
[ редактировать ]Согласно иранскому законодательству, его гражданам-мусульманам запрещено употреблять алкоголь.
Пособия для немусульман
[ редактировать ]Официально признанным немусульманским меньшинствам разрешено производить алкогольные напитки для собственного потребления и для религиозных обрядов, таких как Евхаристия . Два из четырех религиозных меньшинств, которым гарантировано представительство в парламенте ( меджлисе ) – армяне и ассирийцы – являются христианами, причем первое из них в основном состоит из армянских апостолов .
Ввоз алкоголя в Иран является незаконным. [ 13 ]
Вождение в нетрезвом виде
[ редактировать ]В 2011-2012 годах дорожная полиция Ирана отозвала водительские права у 829 водителей, в том числе 43 женщин, не прошедших тест на алкоголь и наркотики. Тесты на алкоголь, взятые у водителей в Тегеране в период с 20 апреля по 20 мая 2012 года, показали, что 26% из них были пьяны. [ 14 ] Поскольку в стране нет общественных баров или подобных заведений, употребление алкоголя происходит дома, за закрытыми дверями.
Наказание
[ редактировать ]В 2020 году в тюрьме Мешхед был казнен мужчина-мусульманин, осужденный в шестой раз за употребление алкоголя, вождение без прав и хранение алкоголя. [ 15 ]
Нелегальные источники
[ редактировать ]В исследовании 2010 года « Употребление психоактивных веществ среди мигрантов: случай иранцев в Бельгии» отмечается, что алкоголь приобретается незаконно тремя различными способами: его приобретают у этнических меньшинств (особенно у армян ), производят дома путем добавления ферментирующих агентов в безалкогольное пиво или ввозятся в страну контрабандой, в основном через Иракский Курдистан . [ 16 ] [ 17 ]
Алкогольное отравление является довольно распространенным явлением, поскольку нелегальный алкоголь часто бывает некачественным. было зарегистрировано 768 случаев госпитализации из-за отравления метанолом в восьми провинциях Ирана В конце 2018 года ; 96 пациентов умерли. [ 18 ]
Безалкогольные альтернативы
[ редактировать ]Запрет Ирана на алкогольные напитки создает высокий спрос на безалкогольное пиво . по борьбе с контрабандой Планы иранского правительства в сочетании с информационными кампаниями против потребления карбоната колы и кампаниями, поощряющими потребление безалкогольного пива, еще больше увеличили спрос в 2010 году. Все больше молодых людей в Иране интересуются безалкогольным пивом, следуя широкое освещение в средствах массовой информации его пользы для здоровья. Эти преимущества для здоровья играют важную роль в рекламной деятельности большинства крупных фирм. [ 19 ]
Общественное здравоохранение
[ редактировать ]Министерство здравоохранения Ирана разработало национальную программу по сокращению потребления алкоголя на 10% в период с 2015 по 2025 год, но движимая религией политика абсолютной нетерпимости к алкоголю препятствует разработке эффективного подхода к снижению вреда. [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]- Персидское вино
- Араг Саги — алкогольный напиток.
- Пиво в Иране
- Здравоохранение в Иране
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маржолейн Мюис (1 апреля 2010 г.). Употребление психоактивных веществ среди мигрантов: случай иранцев в Бельгии . Асп/Вубпресс/Упа. стр. 78–. ISBN 978-90-5487-564-2 .
- ^ Амин-Эсмаили, М.; Рахими-Мовагар, А.; Шарифи, В.; Хаджеби, А.; Моджтабай Р.; Радгударзи, Р.; Хефази, М.; Мотевалян, А. (2017). «Расстройства, связанные с употреблением алкоголя в Иране: распространенность, симптомы, корреляты и сопутствующие заболевания» . Наркотическая и алкогольная зависимость . 176 . Зависимость от наркотиков и алкоголя: 48–54. doi : 10.1016/j.drugalcdep.2017.02.018 . ПМИД 28514696 . Проверено 13 мая 2019 г.
- ^ JB (28 сентября 2016 г.). «Почему вино является неотъемлемой частью персидской культуры» . Экономист . Проверено 28 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэтью 2014 , с. 105.
- ^ Лауфер, Бертольд (1929). «О возможном восточном происхождении нашего слова «выпивка» . Журнал Американского восточного общества . 49 : 56–58.
- ^ Деххода. «Бозе» . ваджехьяб . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтью 2014 , с. 106.
- ^ Спулер 2015 , с. 512.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэтью 2014 , с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Мэтью 2014 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтью 2014 , стр. 103–104.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Мэтью 2014 , с. 104.
- ^ «Алкоголь в Иране: полное руководство по политике Ирана в отношении употребления алкоголя для туристов» . 7 августа 2019 г.
- ^ Пурпарса, Пархэм (20 июня 2012 г.). «BBC News – «скрытая» проблема алкоголизма в Иране» . BBC.co.uk. Проверено 11 июня 2013 г.
- ^ "Иранца казнили за употребление алкоголя, - сообщает правозащитная группа" . 10 июля 2020 г.
- ^ «Алкоголь в Иране: все, что вам нужно знать | Блог 1stQuest» . Блог 1stQuest . 30 мая 2018 г. Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Саид Камали Дехган (25 июня 2012 г.). «Иранской паре грозит смертная казнь за третье преступление, связанное с алкоголем | Мировые новости» . Хранитель . Лондон . Проверено 11 июня 2013 г.
- ^ «Подход общественного здравоохранения к употреблению алкоголя и связанному с ним вреду в Иране» . Ланцет. 1 апреля 2019 года . Проверено 13 мая 2019 г.
- ^ «Алкогольные напитки в Иране» . www.euromonitor.com. Архивировано из оригинала 6 сентября 2017 года . Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ «Подход общественного здравоохранения к употреблению алкоголя и связанному с ним вреду в Иране» . Ланцет. 1 апреля 2019 года . Проверено 13 мая 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Матти, Руди (2014). «Алкоголь на исламском Ближнем Востоке: двойственность и двусмысленность». Прошлое и настоящее . 222 (приложение_9): 100–125. дои : 10.1093/pastj/gtt031 .
- Спулер, Бертольд (2015). Хойланд, Роберт Г.; Голдблум, Гвендолин; Вальбург, Беренике (ред.). Иран в ранний исламский период: политика, культура, управление и общественная жизнь между арабскими и сельджукскими завоеваниями, 633–1055 гг . Брилл. ISBN 978-90-04-27751-9 .