Богословско-политический трактат
Автор | Барух Спиноза |
---|---|
Язык | латинский |
Дата публикации | 1670 |
Место публикации | Голландская Республика |
199/.492 |
Tractatus Theologico-Politicus ( TTP ) или Богословско-политический трактат — философский труд 1670 года, написанный на латыни голландским философом Бенедиктом Спинозой (1632–1677). Книга была одним из самых важных и противоречивых текстов раннего Нового времени . Его целью было «освободить человека от рабства суеверий и церковной власти». [ 3 ] В ней Спиноза излагает свои взгляды на современную еврейскую и христианскую религию и критически анализирует Библию , особенно Ветхий Завет, лежащий в основе обеих. Он рассуждает о том, какой должна быть наилучшая роль государства и религии , и приходит к выводу, что лучше всего работает определенная степень демократии и свободы слова и религии, как, например, в Амстердаме , в то время как государство остается главенствующим в пределах разумного. Цель государства – гарантировать свободу граждан. Религиозные лидеры не должны вмешиваться в политику . Спиноза прервал написание своего великого произведения « Этика» , чтобы отреагировать на растущую нетерпимость в Голландской республике , бросая прямой вызов религиозным властям и их власти над свободой мысли. Он опубликовал работу анонимно, на латыни, справедливо предвидя резкую критику и энергичные попытки религиозных лидеров и консервативных светских властей полностью запретить его работу. Он остановил публикацию голландского перевода. Один описал его как «выкованный в аду евреем-отступником, работающим вместе с дьяволом». [ 4 ] Эту работу охарактеризовали как «одно из самых значительных событий в европейской интеллектуальной истории», заложившее основу для идей о либерализме, секуляризме и демократии. [ 5 ]
Исторический контекст
[ редактировать ]хваленая религиозная терпимость Голландской республики В середине XVII века оказалась под угрозой. Война с Англией из-за торговли и имперского господства повлияла на процветание Северных Нидерландов. Консервативные лидеры Голландской реформатской церкви оказывали давление на гражданские власти, чтобы те ограничили свободу выражения мнений и распространения идей, против которых они возражали. В политической сфере консерваторы стремились восстановить должность штатгальтера или главы государства с членом Оранской палаты . В период первого отсутствия штатгальтера (1650–1672) Йохан де Витт исполнял обязанности главы государства и выступал за политику религиозной терпимости, которая способствовала процветанию. Евреи могли открыто исповедовать свою религию и были неотъемлемой частью коммерческого сектора. Существовало также большое количество христианских сект, которые внесли свой вклад в религиозное и интеллектуальное брожение республики. Некоторые инакомыслящие начали открыто бросать вызов религиозным авторитетам и самой религии, как это сделал Спиноза, что привело к его изгнанию из еврейской общины Амстердама в 1656 году. Друг-единомышленник и родственный интеллектуальный дух, Адриан Кербах (1633–1669) опубликовал две работы, резко критикующие религию. Поскольку они были опубликованы на голландском, а не на латинском языке и, следовательно, доступны гораздо более широкой читательской аудитории, он быстро привлек внимание религиозных авторитетов, был арестован и брошен в тюрьму, где быстро умер. Его смерть стала тяжелым ударом для Спинозы, и его реакцией было то, что в 1665 году он начал писать то, что впоследствии стало ТТП . [ 6 ] Учитывая опасность написания на голландском языке, трактат Спинозы написан на латыни. В отличие от плотного текста «Этики», ТТП гораздо более доступен и посвящен религии и политике, а не метафизике. Ученые предположили, что текст ТТП включает Апологию («защиту»), которую он написал на испанском языке после изгнания из еврейской общины в 1656 году.
История написания и публикаций
[ редактировать ]Спиноза работал над своим выдающимся произведением « Этика» , когда отложил его, чтобы написать ТТП . В отличие от абстрактной композиции этой работы как математического доказательства, ТТП является более дискурсивным и доступным для читателей на латыни. Он написал Генри Ольденбургу , секретарю Королевского общества , который посетил его в Нидерландах, и они продолжили связь посредством писем, рассказывая ему о новой работе. Ольденбург был удивлен, и Спиноза написал оправдания отклонения от метафизики. ТТП . – это лобовое нападение на власть богословов, подкрепленную Священным Писанием Спиноза хотел защититься от обвинений в атеизме. Он искал свободы философствовать, беспрепятственно религиозной власти. [ 7 ]
Трактат был опубликован анонимно в 1670 году Яном Риувертсом в Амстердаме. Чтобы защитить автора и издателя от политического возмездия, на титульном листе был указан город издания — Гамбург, а издателем — Хенрикус Кюнрахт . Спиноза писал на неолатыни , языке европейских учёных той эпохи. Следующим шагом, чтобы выйти за рамки научной читательской аудитории Голландской Республики, стала публикация на голландском языке. Ян Хендрикс Глазевар , голландский переводчик Спинозы и -коллегиант вольнодумец , подготовил издание к 1671 году и отправил его издателю; Сам Спиноза вмешался, чтобы на данный момент предотвратить его публикацию, поскольку перевод мог подвергнуть Спинозу и его круг сторонников повышенной опасности со стороны властей. [ 8 ]
Структура работы
[ редактировать ]Работа состоит из 20 названных глав, которым предшествует предисловие. Большинство глав посвящены аспектам религии, а последние пять - аспектам государства. В следующем списке приведены сокращенные названия глав, взятые из полных названий, в издании ТТП 2007 года под редакцией Джонатана И. Исраэля . [ 9 ]
- Предисловие.
- Глава 1. О пророчестве.
- Глава 2. О пророках.
- Глава 3. О призвании евреев.
- Глава 4. О божественном законе.
- Глава 5. Об обрядах и повествованиях.
- Глава 6. О чудесах.
- Глава 7. О толковании Священного Писания.
- Глава 8. Пятикнижие, Иисус Навин, Судьи, Руфь, Самуил, Цари.
- Глава 9. Дальнейшие вопросы по тем же книгам.
- Глава 10. Остальные книги Ветхого Завета.
- Глава 11. Апостолы и пророки.
- Глава 12. Божественный закон и слово Божие.
- Глава 13. Учение Священного Писания.
- Глава 14. Вера и философия.
- Глава 15. Богословие и разум.
- Глава 16. Основы государства.
- Глава 17. Еврейское государство во времена Моисея.
- Глава 18. Еврейское государство и его история.
- Глава 19. Суверенная власть и религия.
- Глава 20. Свободное государство.
Лечение религии
[ редактировать ]В трактате Спиноза изложил свою наиболее систематическую критику иудаизма и всей организованной религии в целом. Спиноза утверждал, что теологию и философию следует разделять, особенно при чтении Священного Писания . В то время как, утверждает он, целью богословия является послушание, философия стремится понять рациональную истину. Священное Писание не учит философии, и поэтому его нельзя привести в соответствие с ней, иначе смысл Священного Писания будет искажен. И наоборот, если разум будет подчинен Священному Писанию, то, утверждает Спиноза, « предрассудки простых людей давних времен... овладеют его пониманием и омрачат его».
Спиноза считал, что якобы сверхъестественные явления, а именно пророчества и чудеса , имеют только естественные объяснения. Он утверждал, что Бог действует исключительно по законам собственной природы Бога, и отверг точку зрения, согласно которой Бог действует для определенной цели или телоса . По мнению Спинозы, те, кто верят, что Бог действует ради какой-то конкретной цели, заблуждаются, проецируя свои надежды и страхи на действия природы.
Библейское толкование
[ редактировать ]Спиноза был не только настоящим отцом современной метафизики , моральной и политической философии , но также и так называемой высшей критики Библии. Он был особенно настроен на идею интерпретации ; он чувствовал, что вся организованная религия была просто институционализированной защитой определенных интерпретаций. Он полностью отверг точку зрения, согласно которой Моисей составил первые пять книг Библии, которые христиане называют Пятикнижием, а Торой евреи — . Он представил анализ структуры Библии, который показал, что это, по сути, составленный текст, написанный множеством разных авторов и разного происхождения; по его мнению, это не было «раскрыто» сразу.
Его «Богословско-политический трактат» предпринял попытку показать, что Священное Писание , если его правильно понимать, не дает никаких оснований для воинствующей нетерпимости духовенства, которое стремилось подавить любое инакомыслие с помощью силы. Чтобы достичь своей цели, Спиноза должен был показать, что означает правильное понимание Библии, что дало ему повод применить к Библии критику. Его подход резко контрастировал с подходами таких современников, как Джон Буньян , Манассия бен Исраэль и воинствующих священнослужителей. Спиноза, который не допускал никакой сверхъестественной конкуренции с Природой и никакой соперничающей власти с гражданским правительством государства, отвергал также все утверждения о том, что к библейским текстам следует относиться совершенно иначе, чем к любому другому документу, претендующему на звание исторического. . Его утверждение о том, что Библия «частично несовершенна, искажена, ошибочна и несовместима сама с собой, и что мы обладаем лишь ее фрагментами» [ 10 ] вызвал в то время великую бурю и был главным виновником его дурной репутации, по крайней мере, на протяжении столетия. [ 11 ] Тем не менее, многие постепенно переняли его взгляды, согласившись с ним в том, что настоящее «слово Божие» или истинная религия — это не что-то написанное в книгах, а «написанное в сердце и разуме человека». [ 12 ] Многие ученые и религиозные лидеры теперь хвалят заслуги Спинозы в правильном толковании Священного Писания как документа первостепенной важности для прогрессивного развития человеческой мысли и поведения. [ 11 ]
Лечение иудаизма
[ редактировать ]Спиноза был навсегда отлучен от еврейской общины Амстердама в 1656 году, поскольку ранее он вырос в этой общине и получил образование в ешиве . После изгнания он больше не пытался вернуться. В ТТП он не называет себя евреем, хотя ряд христиан называли его евреем. Он говорит о «евреях» или «евреях» только в третьем лице. Его знание иврита, изучение еврейских писаний в ешиве и его инсайдерские знания о том, как религиозные власти осуществляют власть, заявляя о специальных знаниях священных текстов, означали, что иудаизм был заметной мишенью для его защиты индивидуальной свободы мысли.
В трактате отвергалось представление о евреях как о «богоизбранном народе» . По мнению Спинозы, все народы находятся на одном уровне друг с другом, выражая ключевой элемент того, что стало называться либерализмом . Бог не возвысил одно над другим.
Спиноза также предложил социологическое объяснение того, как еврейскому народу удавалось выживать так долго, несмотря на беспощадные преследования. По его мнению, евреи сохранились благодаря сочетанию языческой ненависти и еврейского сепаратизма .
Он также привел еще одну, последнюю, решающую причину продолжающегося еврейского присутствия, которая, по его мнению, сама по себе была достаточной для поддержания выживания нации навечно: обрезание . Это было высшее антропологическое выражение телесной маркировки, материальный символ обособленности, который был окончательным идентификатором.
Спиноза также высказал новый взгляд на Тору; он утверждал, что это, по существу, политическая конституция древнего государства Израиль . По его мнению, поскольку государства больше не существует, его конституция больше не может быть действительна. Он утверждал, что Тора, таким образом, подходит для определенного времени и места; поскольку времена и обстоятельства изменились, Тора больше не могла рассматриваться как юридически обязательный документ для еврейского народа.
Политическая теория Спинозы
[ редактировать ]Спиноза согласился с Томасом Гоббсом в том, что если бы каждому человеку пришлось постоять за себя, не опираясь ни на что, кроме своей правой руки, то жизнь человека была бы «отвратительной, жестокой и короткой». [ 13 ] Подлинно человеческая жизнь возможна только в организованном сообществе, то есть государстве или государстве . Государство обеспечивает безопасность жизни, здоровья и имущества; оно делает доступным каждому человеку многие предметы первой необходимости, которые он не мог бы произвести сам; и это освобождает достаточно времени и энергии для более высокого развития человеческих сил. Теперь существование государства зависит от своего рода неявного соглашения со стороны его членов или граждан подчиняться суверенной власти, которая им управляет. В государстве никому не может быть позволено поступать так, как ему заблагорассудится. Каждый гражданин обязан подчиняться своим законам; и он не волен даже интерпретировать законы особым образом. На первый взгляд это выглядит как потеря свободы со стороны индивидов и установление над ними абсолютной власти. Однако на самом деле это не так. Во-первых, без преимуществ организованного государства средний человек был бы настолько подвержен всякого рода опасностям и невзгодам, а также своим собственным страстям, что его нельзя было бы назвать свободным в каком-либо реальном смысле этого слова, и менее всего в ощущение, что Спиноза использовал его. Государство нужно человеку не только для того, чтобы спасти его от других, но также и от его собственных низших импульсов и дать ему возможность жить разумной жизнью, которая одна является истинно человеческой. Во-вторых, государственный суверенитет никогда не бывает абсолютным. Это правда, что почти любое правительство лучше, чем его отсутствие, так что лучше терпеть много утомительного, чем нарушать мир. Но разумно мудрое правительство даже в своих собственных интересах будет стремиться обеспечить добрую волю и сотрудничество своих граждан, воздерживаясь от неразумных мер, и будет позволять или даже поощрять своих граждан выступать за реформы, при условии, что они используют мирные средства. Таким образом, государство действительно опирается, в конечном счете, на объединенную волю граждан, на то, что Жан-Жак Руссо , читавший Спинозу, впоследствии назвал « общей волей ». [ 11 ]
Спиноза иногда пишет, что государству должен быть предоставлен абсолютный суверенитет над своими подданными. Но это происходит главным образом из-за его решительного противодействия любому виду церковного контроля над ним. Хотя он готов поддержать то, что можно назвать государственной религией, как своего рода духовный цемент, его представление об этой религии таково, что делает ее приемлемой для приверженцев любого из исторических вероучений, для деистов , пантеистов и всех остальных. другие, при условии, что они не являются фанатично верующими или неверующими. Якобы в интересах свободы мысли и слова Спиноза доверил гражданскому правительству что-то вроде абсолютного суверенитета, чтобы эффективно противостоять тирании воинствующих церквей. [ 12 ]
Сила человека состоит в силе духа и интеллекта.
[ редактировать ]Одной из наиболее ярких особенностей политической теории Спинозы является его основной принцип: «право – это сила». Этот принцип он систематически применял ко всей проблеме управления и, казалось, был весьма доволен своим достижением, поскольку это позволяло ему относиться к политической теории в научном духе, как если бы он имел дело с прикладной математикой . Отождествление или соотношение права и власти вызвало много недоразумений. Люди полагали, что Спиноза свел справедливость к грубой силе. Но Спиноза был очень далек от одобрения Realpolitik . В философии Спинозы термин «власть» (как это должно быть ясно из его моральной философии ) означает гораздо больше, чем просто физическая сила. В отрывке ближе к концу своего «Политического трактата» он прямо заявляет, что «человеческая сила состоит главным образом в силе духа и интеллекта» — фактически она состоит из всех человеческих способностей и способностей, особенно самых высоких из них. Вся философия Спинозы, если ее правильно понять, оставляет широкий простор для идеальных мотивов в жизни личности и общества. [ 14 ] Однако Спиноза считает полноправными гражданами только мужчин, как это изложено в его незаконченном Tractus Politicus , как отмечает биограф Стивен Надлер. [ 15 ] и Джонатан И. Израиль . [ 16 ]
Монархия, аристократия и демократия
[ редактировать ]Спиноза обсуждает основные виды государств или основные типы правления, а именно монархию , аристократию и демократию . Каждый из них имеет свои особенности и нуждается в особых гарантиях, если он хочет реализовать основную функцию государства. Монархия может переродиться в тиранию , если она не будет подвергнута различным конституционным проверкам, которые предотвратят любую попытку автократии . Точно так же аристократия может переродиться в олигархию и нуждается в аналогичных проверках. В целом Спиноза выступает за демократию, под которой он имел в виду любое представительное правительство. В случае демократии общество и правительство более близки, чем в случае монархии или аристократии; следовательно, демократия с наименьшей вероятностью будет испытывать частые столкновения между народом и правительством и поэтому лучше всего приспособлена для обеспечения и поддержания этого мира. [ 11 ]
Прием и влияние
[ редактировать ]Маловероятно, что «Трактат» Спинозы когда-либо пользовался какой-либо политической поддержкой, поскольку попытки подавить его предпринимались еще до голландского республиканского судьи Йохана де Витта убийства голландской реформатской церкви. в 1672 году. В 1673 году он был публично осужден Синодом Дордрехтской (1673 г.) и официально запрещен в следующем году. [ 17 ] Жесткая критика ТТП начала появляться практически сразу после ее публикации. Одна из первых и наиболее известных критических статей была сделана лейпцигским профессором Якобом Томасиусом в 1670 году. [ 18 ] [ 19 ] И наоборот, британский философ Дж. Э. Мур предложил Людвигу Витгенштейну назвать одну из своих работ « Логико-философский трактат » как дань уважения трактату Спинозы. [ 20 ]
Некоторые английские переводы
[ редактировать ]- , 1862 г., Роберт Уиллис с предисловием и примечаниями (Trübner & Co., Лондон). Полный текст смотрите ниже в Wikisource .
- 1883 г., Р. Х. М. Элвис в первом томе «Основных сочинений Спинозы» (George Bell & Sons, Лондон).
- 1958 г., А. Г. Вернэм в «Политических трудах Спинозы», сокращенная версия с введением и примечаниями, которая включает полный текст Tractatus Politicus (Clarendon Press, Oxford).
- 1982 Сэмюэл Ширли, предисловие Б.С. Грегори (Брилл, Лейден). Последний добавил к своему переводу Полного собрания сочинений с введением и примечаниями Майкла Л. Моргана (Hacket Publications, 2002).
- 2007 г., Джонатан Израэль и Майкл Сильверторн, а также введение и примечания Израиля в серии «Кембриджские тексты по истории философии».
- 2016 Эдвина Керли во втором томе Собрания сочинений Спинозы (Princeton University Press; первый том выпущен в 1985 году).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Полный слоган заголовка на латыни: Содержит несколько диссертаций, в которых показано, что свобода философствования может быть предоставлена не только благочестием и миром республики, но и что ее нельзя отнять, кроме как миром республики и самим благочестием. Что по-английски будет означать: Содержит несколько диссертаций без ущерба для свободы философов или благочестия, а также мира, признанного Республикой; но также речь идет о самом мире Республики, который без благочестия не может продолжаться должным образом. К этому добавляется латинский текст 1 Иоанна 4,13: Благодаря этому мы знаем, что мы пребываем в Боге, и Бог пребывает в нас, что Он дал нам от Своего Духа. (Из этого мы узнаем, что мы обитаем в Боге, и что Бог обитает в нас, потому что Он дал нам от Своего Духа.)
- ^ де Спиноза. Теолого-политический трактат , Амстердам: Wereldbibliotheek, 1997. Перевод на голландский язык Ф. Аккермана (1997), с. 446.
- ^ Смит, Стивен Б. Спиноза, либерализм и вопрос еврейской идентичности . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1997, 197.
- ^ цитируется в Надлер, Стивен , Книга, выкованная в аду: скандальный трактат Спинозы и рождение светской эпохи . Принстон: Издательство Принстонского университета, 2011, 231.
- ^ Надлер, Книга, выкованная в аду , xi
- ↑ Надлер, Книга, выкованная в аду , 38–45.
- ^ Надлер, Стивен, Книга, выкованная в аду , с. 18 со ссылкой на письмо 30 Спинозы Ольденбургу.
- ^ Израиль, Спиноза, Жизнь и наследие , 955–57.
- ^ Бенедикт де Спиноза, Теолого-политический трактат . Эд. Джонатан И. Израиль. Пер. Майкл Сильверторн и Джонатан Израэль. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2007. ISBN 9780521530972
- ^ Богословско-политический трактат , гл. 12 ; ср. также Теолого-политический трактат , Электронный текст проекта Гутенберга .
- ^ Перейти обратно: а б с д Об этом разделе см. особенный. Прингл-Паттисон, Эндрю Сет (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 687–691. — см. также А. Вольф, «Спиноза, человек и его мысль», 1933; Антонио Дамасио , В поисках Спинозы: радость, печаль и чувствующий мозг , Уильям Хайнеманн, 2003, особенно. гл. 6, 224–261; Ричард Маккеон , Философия Спинозы: единство его мысли , Ox Bow Pr., 1928; Рэй Монк и Фредерик Рафаэль, Великие философы . Феникс, 2000, св. «Спиноза», стр. 135–174. . В
- ^ Перейти обратно: а б См. Переписка Спинозы , G. Allen & Unwin Ltd., 1928, с. 289. См. также Джон Лэрд, Журнал философских исследований , Vol. 3, № 12 (октябрь 1928 г.), стр. 544–545.
- ^ Томас Гоббс , Левиафан , Глава XIII: «О естественном состоянии человечества в отношении его счастья и несчастья. Истинно человек»
- ^ См. Богословско-политический трактат , гл. 20 .
- ^ Надлер, Стивен. Спиноза, Жизнь . 2-е издание. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2018, стр. 495
- ^ Израиль, Джонатан И. Спиноза, Жизнь и наследие . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2023, 895–96.
- ↑ Надлер, Книга, выкованная в аду , 230.
- ^ Стивен Надлер, Книга, выкованная в аду: скандальный трактат Спинозы и рождение светской эпохи. Принстон, UP, 2011, стр. 231.
- ^ Натурализм и его политические опасности: Якоб Томасиус против теолого-политического трактата Спинозы. Исследование и перевод текста Томасиуса [1]
- ^ Нильс-Эрик Сахлин, Философия Ф.П. Рэмси (1990), стр. 227.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Израиль, Джонатан И. Радикальное Просвещение: философия и создание современности, 1650-1750 гг . Издательство Оксфордского университета: 2001. ISBN 0-19-925456-7
- ______. Спиноза, Жизнь и наследие . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2023. ISBN 9780198857488
- Меламед, Ицхак и Майкл Розенталь, ред. Теолого-политический трактат Спинозы: критическое руководство . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2010.
- Надлер, Стивен . Книга, выкованная в аду: скандальный трактат Спинозы и рождение светской эпохи . Принстон: Издательство Принстонского университета, 2011. ISBN 9780691139890
- Спинозы Пайнс, Шломо. « Богословско-политический трактат и еврейская философская традиция» в еврейской мысли семнадцатого века . Эд. Исадор Тверски и Бернард Септимус. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1987.
- Смит, Стивен Б. Спиноза, либерализм и вопрос еврейской идентичности . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1997. ISBN 0-300-06680-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Спиноза и два взгляда на Бога
- Богословско-политический трактат (английский перевод А. Х. Госсета, введение Роберта Харви Монро Элвеса, 1883 г.) [ мертвая ссылка ]
- Богословско-политический трактат (английский перевод Роберта Харви Монро Элвеса) [ мертвая ссылка ]
- Tractatus Theologico-Politicus - Полный текст на латыни.
- Хронология Спинозы
- Бенедикт (Барух) Спиноза — Интернет-энциклопедия философии [ мертвая ссылка ]
- Содержит версию этой работы, слегка измененную для облегчения чтения.
- Спиноза как пророк разума , исследовательская работа для аспирантов
- Примечание к тексту и переводу - Cambridge Books Online [ мертвая ссылка ]