Gamilaraay
![]() | |||||||||
Общая численность населения | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
примерно 13 000 | |||||||||
Регионы со значительным населением | |||||||||
Языки | |||||||||
Язык Gamilaroi , английский и аборигенный английский | |||||||||
Религия | |||||||||
Христианство , традиционное | |||||||||
Связанные этнические группы | |||||||||
Коренные австралийцы |
Gamilaroi Gomeroi , также известный как , чьи земли , Kamilaroi , Kamillaroi и другие вариации, являются австралийским народом аборигенов простираются от Нового Южного Уэльса до южного Квинсленда . Они образуют одну из четырех крупнейших стран коренных народов в Австралии .
Имя
[ редактировать ]Этноним GAMILAROI сформируется из Gamil , что означает «нет» и суффикс -(b) Araay , несущий чувство «иметь». Среди австралийских племен это обычная практика, чтобы определить себя в соответствии с их соответствующими словами для «нет». [ 1 ]
Шоссе Камилару , транспортное паром Sydney Ferries Limited "Kamilaroi" (1901–1933), сценическое название австралийского рэпера и певца Ларуи и сорта Durum Малыш Wheat были названы в честь народа Kamilaroi. [ 2 ]
Язык
[ редактировать ]Язык Gamilaraay классифицируется как один из языков Пама -Нанган . На языке больше не говорят, так как последние спикеры умерли в 1950 -х годах. Тем не менее, некоторые части были реконструированы поздней полевой работой, которая включает в себя существенные записи связанного языка, Yuwaalaraay, который продолжал говорить до 1980 -х годов. Анализ этих материалов позволил значительно реконструктивную работу. Роберт М.В. Диксон и его ученик Питер Остин записали некоторые вокруг Мари , в то время как Коринн Уильямс написала диссертация на диалекте Юваалиия, на котором говорится в Уолгетте и Молтинском хребте . [ 3 ]
Gamilaraay, как и многие другие племена, учил молодых людей секретному языку , называемому Tyake , во время их обрядов. В этих системах нормальные легкие термины, используемые в повседневной речи, должны были заменить особый мистический словарь. [ 4 ] [ 5 ]
Страна
[ редактировать ]Согласно оценке Нормана Тиндейла , племенные домены Gamilaraay охватывали около 75 000 км. 2 (29 000 кв. МИ), [ 6 ] Со всего в Синглтоне в долине Охотников до горов Уоррумбунгл на западе и до современных центров Квиринди , Ганнеды , Тамворта , Наррабри , и Мунгинди в Новом Южном , Море Уэле , Морей , Колларенбри , Морей, Колларенбри, Молнингование Ридж Молнингу и Мунгинди в Новом Южном Уэлсе Ви Ваа, Уолгетта, Морей, Колларенбри, молнии и Мунгинди в Новом Южном Уэлсе , , Колларенбри, Молнинго в Ниндигул на юго -западе Квинсленда .
История
[ редактировать ]Камилару были охотниками и сельскохозяйственными людьми [ 7 ] с социальной организацией на уровне группы. Важными овощными продуктами были ямс и другие корни, а также зерно Sterculia , которое превратилось в хлеб. Личинки насекомых, лягушки и яйца нескольких разных животных также были собраны. Различные птицы, кенгуру, эму , опоссумы, эхидны и бандикуты были одними из важных животных. Рыба также была потреблена, как и раки, мидии и креветки. Мужчины обычно охотились, очищали и готовили игру для приготовления пищи. Женщины делали настоящую приготовление пищи, в дополнение к рыбалке и сельскохозяйственному хозяйству. Индивидуальные камилару не ели животных, которые были их тотемами.
Нация состояла из многих небольших семейных групп, у которых были свои участки земли, чтобы поддерживать их. Одним из великих царей этого племени был « Красный вождь », который похоронен недалеко от Гуннеды . Камиларо считались жестокими воинами, и есть достаточно доказательств межтрибальной войны. Северные люди Gamilaroi имеют прочную культурную связь с людьми Bigambul , и племена регулярно встречались для совместных церемоний в лагуне Boobera, недалеко от современного города Гундивинди .
Мечтает
[ редактировать ]Камилайская традиция включает в себя Байам , предка или покровителя Бога. История Baiame рассказывает, как Байам спустился с неба на землю, и создал реки, горы и леса. Затем он дал людям свои законы жизни, традиций, песен и культуры. Он также создал первый сайт инициации. Это известно как бора; место, где мальчики были начаты в мужественность. Когда он закончил, он вернулся в небо, и люди называли его героем Sky или All Thate Office или Sky Spething. Говорят, что он женат на Birrahgnooloo (Birran-gnulu), который часто идентифицируется как EMU и с которым у него есть сын Туррамулан . [ 8 ] В других историях, как говорят, Туррамулан является братом Байам. Было запрещено упоминать или говорить об названии Байамэ публично. Женщинам не было разрешено видеть рисунки байам, и приближаться к сайтам Baiame, [ 8 ] которые часто являются мужскими участками инициации (бора). Вместо этого женщины были проинструктированы сестрой Туррамулана, Муни Буррибиан . В скальных картинах Baiame часто изображается как человеческая фигура с большим головным убором или причесом, с линиями по стопам. Его всегда нарисуют спереди; Туррамулан нарисован в профиле. Baiame часто показывают с внутренними украшениями, такими как пояс, вертикальные линии, бегущие по телу, полосы и точки.
В мифе о звездах Камиларии рассказывается о том, что Орион , известный как Берриберри [ А ] отправился в погоню за Плеядами ( MIAI-MIAI ) и загнал их в заголовок в материнском дереве, где они были преобразованы в желтые и белые какаду . Его попытки захватить их были заблокированы Туррамуланом, одноглазой легендарной фигурой, связанной с полюсовой звездой . [ 9 ] Они назвали ремень Ориона , Гутур , [ 8 ] пояс, который покрывал его непобедимый бумеранг. ( Бурран ) [ 10 ] [ 8 ] Седьмое из Miai-Miai, будучи менее красивым, было застенчивым ( Гурри Гурри ) и боялась, и, таким образом, она была преобразована в наименее видимые из 7 Плеяд . [ 8 ]
Обряд посвящения
[ редактировать ]Обряд прохода , посредством которого молодые люди Gamilaraay проводится путем посвящения на полное членство в племени, был проведен на церемонии Бора на участке Бора , особенно подготовленной для этого случая. С племенами, готовыми участвовать в таких ритуалах, связываются, и с церемониями длились несколько дней.
Основная бора , называемая землей Байаме , была очищена на почве суглиной Умах , диаметром примерно 23 метра (75 футов), причем сокраженная земля, используемая для создания навязанного кольца около 20–23 сантиметра (8–9 дюймов) высотой до ограждения священное пространство, [ 11 ] Помимо одного отверстия, которое привело к пути Тунбурран или Ударя, который пробежал около 250 метров (270 ярдов) к меньшему кругу, диаметром около 14 метров (47 футов), называемый goonaba , построенный аналогичным [ 12 ] Внутри этого кольца два пня ( Уорренгали ), образованные из вырванных деревьев, один кулибах другой - белую , подстриженную и перевернувшись вверх ногами, так что корни, украшенные поворотами коры, вспыхнули.
Путь, ведущие новичков от большего к меньшему кругу, был украшен яммуньямуном , фигуры разрезаны в открытую пабору деревьев вдоль маршрута, или нарисованы на земле. По случаю, наблюдаемому Мэтьюсом, с правой стороны, на 82 метра (90 ярдов) вниз по дорожке, было измешато гнездо Bowerbird's и 2,7 метра (3 ярда) дальше на фигуре пугало с брюками и курткой, наполненными травой,, представляя белого человека. Поскольку молодежь проходила по этому пути, было объяснено значение символов и их актуальность к племенным убеждениям. [ 13 ] [ 14 ] Далее по пути яммуньямун был образован из коры, грязи и черепа животного. На 131 метре (143 ярда), 2,7-метровое (9 футов) длинное представление Байаам и его супруга Губеровгал , сформированное с земли, соответственно справа и слева от трассы. [ 15 ] Далее, все еще слева, была резной фигурой эму, [ B ] Видимо, приседая, его голова направилась к большой боре. Справа от него еще 2,7 метра (3 ярда) находили Goomee , Baiame's Fire, 30-сантиметровый (1-футовый) высокий насыпь с освещенным огнем на вершине. Еще 16 метров (18 ярдов), параллельно трассе и на стороне Гумее, была изображена треска , а после этого Currea , змеиное существо и 14 метров (15 ярдов) на другой стороне пути, Два добавления смерти , затем затем гнездо индейки, кожа с затуханием на земле и гнездо крыс кенгуру . Наконец, на одной стороне трассы была резьба полного племенного мужчины и женщины -аборигенов с другой. [ 16 ]
Пещеры из песчаника
[ редактировать ]
Пещеры из песчаника (в рамках природного заповедника Пиллига) соавтором, управляемые людьми Gamilaraay вместе с NPWS . [ 17 ] Все интерпретирующие вывески находятся на языке Gamilaraay, за которым следует английский. Небольшой пример, созданный языковым кругом Coonabarabran Gamilaraay (Суэллен Тиг, Морин Сатлер, Сид Чатфилд и Питер Томпсон), приведен ниже. (См. Прилегающее изображение.) [ 18 ] [ Лучший источник необходим ]

Налай Яррул
Бурранабшадхадхадхадхадхадхадхадхи Муламу, Нхалай Яррул! |
Этот рок
Вода и ветер вызвали этот камень Высматривать! |
Formbu
Йиламбу Дхуррей Марнду Вербов! |
Давно
Наши предки сделали каменные инструменты. Высматривать! |
Давон
Giirr dhulubaraay dhibararay, Giirr Damali Tailor! |
Земля
Здесь есть растения, Пусть земля прикоснулась к тебе! |
Альтернативные написания
[ редактировать ]- Камейлрой
- Comleroy
- Comtters, Camello, Cdimray, Comnderody, Cumtery
- Милый
- Gamilaroi, Gamilroi
- Ghummilarai, Cammealroy, Kahmilari
- Гомерои [ 1 ]
- Goomeroi, Gamilraay, Gamillaraay
- Gumilroi, Gummilroi, Gummilray, Ghummillarai
- Gunnilaroi
- Кахмилахарой, Камилари
- Камилай, Камилари, Камилару, Камилай, Камулай, Каамеиларай, Камилерои
- Кимилари, Карм, Ками, Кахмл
- Хор [ 19 ]
- Комикс Алруо, Комлерой
- TJAKE, Tyake
- Яуан
Источник: Tindale 1974 , p. 194
Некоторые слова
[ редактировать ]- Раунд (кенгуру)
- Бурума (собака) [ C ]
Примечательные люди Gamilaroi
[ редактировать ]Традиционные лидеры
[ редактировать ]Современный Gamilaaraay
[ редактировать ]- Аркерия Роуз Армстронг (род. 1988) - традиционный художник
- Ричард Белл -современный художник и соучредитель художник Collective Proppa сейчас
- Грег Берд [ Цитация необходима ] - Игрок NRL для Голд -Кост Титанов
- Брук Бони - журналист и ведущий [ 20 ] [ 21 ]
- Bevan French - игрок лиги регби для угрей Парраматта и Воинов Уигана
- Адам Джайлс [ Цитация необходима ] - бывший политик и бывший главный министр северной территории
- Джейсон Гиллеспи [ Цитация необходима ] - Австралийский тестовый крикет
- Кэмерон Хаммонд [ Цитация необходима ] - Профессиональный боксер
- Донна Харц [ 22 ] - акушерка и академика
- Тони Хей - Квинслендские женщины в STEM Победитель 2020 [1] , Авторская культура включения: адаптация коренных народов [2]
- Дэмиен Хупер [ Цитация необходима ] - Профессиональный боксер
- Бен Джонс [ Цитация необходима ] - Игрок NRL для Sydney Roosters в 2013 году через их команду Reserve Grade Newtown Jets
- Малыш Ларуа - рэпер, певец и автор песен, чье сценическое название получено от Камиларои
- Закон о сланце - австралийские правила Fountballer [ 23 ]
- Мундара Куранг - художник, дизайнер, учитель, старший, актер и автор
- Майкл Летт - игрок NRL
- Роджер Нокс - певец кантри -музыки, также известный как Черный Элвис и Король Кори Кантри
- Наккия Луи - писатель, актер, режиссер
- Рэй Мартин [ 24 ] [ 25 ] - ТВ -подарки
- Трейси Моффат - современный художник
- Lyall Munro JNR (род. 1951) - активист и старейшина
- Lyall Munro Snr (1931–2020) - активист и старейшина
- Натали самолет - австралийский правила футболист [ 26 ] [ 27 ]
- Тельма Плам - народная певица/автор песен
- Джордж Роуз - игрок NRL для Manly Sea Eagles
- Дейл Ширер -бывший игрок NRL для Manly-Warringah и других
- Митч Тамбо -Электронный/Поп/Хип-хоп певец и автор песен
- Натан Томас - игрок WaterPolo, который участвовал в двух Олимпийских играх
- Tarryn Thomas - Alf Player для Северного Мельбурн Кенгурус
- Брэд Тиг - игрок NRL для Penrith Panthers
- Кори Тутт - молодой австралиец года Нового Южного Уэльса 2020, основатель DeadlyScience
- Люк Уолш - игрок NRL для Penrith Panthers
- Лен Уотерс - Первый и единственный пилот -истребитель аборигенов во Второй мировой войне
- Джонатан Райт - игрок NRL для Cronulla Sutherland Sharks
- Коннор Уотсон - австралийский игрок NRL для Newcastle Knights
- Томас Паетералл - писатель и актер в Netflix Show Heartbreak High
- Куртли Бил - Waratahs & Wallabies Игрок [ 28 ] [ 29 ]
- Джефф Бугден - бывший игрок NRL для Eels Parramatta Eels и NSW Blues, а также медаль Ротманса получатель
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Greenway утверждает, что этот термин означает «молодые люди» ( Greenway 1878 , p. 243).
- ^ Согласно недавнему исследованию космологических знаний Камиларои, для них «появление эму началось в Coalsack под Star α Crucis , который образовал голову эму, затем β и α Centauri , которые образуют начало шеи, вниз. Пыль пролета Млечного пути к волчанке и γ2 нормой , в этот момент пылевые дорожки расширяются с помощью тела эму, достигая максимальной толщины с ε scorpii и λ scorpii и сужаясь к 36-то-топючи и 3-сагиттариям , В конечном итоге заканчивается рядом с µ Sagittarii . " ( Fuller et al. 2014 , с. 174–175)
- ^ В ритуальной речи эти термины были заменены соответственно на соответствующие священные слова, неггиргал и гунгумоал , например ( Мэтьюз 1902 , стр. 159).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Смит 2018 .
- ^ Bellata Gold .
- ^ Диксон 2011 , с. 218
- ^ Мэтьюз 1902 , с. 159
- ^ Тиндейл 1974 , с. 195.
- ^ Тиндейл 1974 , с. 194.
- ^ Gammage 2011 , с. 281–304.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Greenway 1878 , p. 243.
- ^ Hewitt 1901 , P. 90
- ^ Greenway 1901b , p. 168.
- ^ Мэтьюз 1897 , с. 142
- ^ Мэтьюз 1897 , с. 143.
- ^ Purcell 2011 , с. 4
- ^ Мэтьюз 1897 , с. 138.
- ^ Мэтьюз 1897 , с. 144
- ^ Мэтьюз 1897 , с. 145–146.
- ^ Управление окружающей среды и наследия .
- ^ Tighe, S., Sutler, M., Chatfield, S., Thompson, P. & National Parks & Wildlife Service. Доска уведомления у входа в пещерные пещеры (наблюдается 8 мая 2018 года)
- ^ «Дядя -дядя Льялл Мунро Старший» . Дела аборигенов . 17 июля 2020 года. Архивировано с оригинала 9 ноября 2022 года . Получено 25 ноября 2022 года .
- ^ Chrysanthos 2019 .
- ^ Фрайер 2018 .
- ^ SBS 2017 .
- ^ Ассоциация игроков AFL Ассоциация игроков коренных народов 2017
- ^ Galvin 2014 .
- ^ ABC 2010 .
- ^ Личность коренных народов самолета Марни Олссон-Янг, Карлтон Медиа 17 декабря 2019 года
- ^ AFL игроки коренных народов карта 2023
- ^ Латтон, Фил (10 июля 2015 г.). «Куртли Бил, аборигенный валлаби, пытающийся заполнить пробелы» . Сиднейский утренний геральд . Получено 15 апреля 2023 года .
- ^ «Потерянное поколение» . www.rugbypass.com . 5 октября 2020 года . Получено 15 апреля 2023 года .
Источники
[ редактировать ]- «Лауреат премии Балнавес» . Белвуар . 31 мая 2017 года.
- "Bellata Gold" . Архивировано из оригинала 22 марта 2006 года . Получено 21 апреля 2006 года .
- Chrysanthos, Natassia (17 января 2019 г.). «Брук Бони в том, что он стал первой коренной звездой для коммерческого завтрака» . Сиднейский утренний геральд . Получено 23 марта 2019 года .
- Диксон, RMW (2002). Австралийские языки: их природа и развитие . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-47378-1 .
- Диксон, RMW (2011). Поиск языков аборигенов: мемуары полевого работника . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-108-02504-1 .
- Дункан, Алан Т. (1996). «Гроувс, Герберт Стэнли (Берт) (1907–1970)» . Австралийский словарь биографии . Тол. 14. mup
- Фисон, Лоример ; Хауитт, Альфред Уильям (1880). Kamilaroi и Kurnai (PDF) . Мельбурн: G Робинсон - через интернет -архив .
- Фрайер, Брук (21 декабря 2018 г.). «Брук Бони станет одной из немногих молодых женщин из числа коренных народов по коммерческому телевидению» . NITV , Специальная служба вещания . Получено 23 марта 2019 года .
- Фуллер, Роберт С.; Андерсон, Майкл Г.; Норрис, Рэй П.; Труджетт, Мишель (2014). «Знание неба эму о народах Камиларо и Еуахлайя» . Журнал астрономической истории и наследия . 17 (2): 171–179. Arxiv : 1403.0304 . Bibcode : 2014Jahh ... 17..171f . doi : 10.3724/sp.j.1440-2807.2014.02.04 .
- Гальвин, Ник (7 ноября 2014 г.). «В первом контакте Рэй Мартин исследует свое происхождение аборигенов и страсть к фотографии» . Сиднейский утренний геральд . Архивировано с оригинала 2 октября 2016 года.
- Gammage, Билл (2011). Самое большое поместье на земле: как аборигены сделали Австралию . Аллен и Unwin. С. 281–304. ISBN 978-1-74237-748-3 .
- Джакон, Джон (октябрь 2014 г.). Грамматика Юваалараай и Гамилараай: описание двух языков Нового Южного Уэльса на основе 160 лет записей (кандидатская диссертация). Австралийский национальный университет .
- Greenway, CC (22 ноября 1901b). «Берриберри, миф о аборигенах» . Наука человека . 4 (10): 168.
- Гринвей, Чарльз С. (1878). «Язык и традиции Камиларо» . Журнал антропологического института Великобритании и Ирландии . 7 : 232–274. doi : 10.2307/2841001 . JSTOR 2841001 .
- Гринвей, Чарльз С. (21 августа 1901a). «Бора,« Бухра »или« Бурхун » . Наука человека . 4 (7): 117–118.
- Хьюитт, Джеймс Фрэнсис Катеринус (1901). История и хронология мифа-возраста (PDF) . J. Parker and Co. - через интернет -архив .
- Хауитт, Альфред Уильям (1904). Местные племена юго-восточной Австралии (PDF) . Макмиллан .
- Мартин, Рэй (16 августа 2010 г.). «Интервью с Рэем Мартином [стенограммой]» . Говорящие головы (интервью). Интервью Питером Томпсону. ABC TV . Архивировано с оригинала 11 января 2016 года.
- Мэтьюз, RH (1897). «Бора племен Камилару» . Труды Королевского общества Виктории . 9 : 137–173 - через BHL .
- Мэтьюз, RH (1902). «Языки некоторых местных племен Квинсленда, Нового Южного Уэльса и Виктории» . Труды Королевского общества Нового Южного Уэльса . 36 : 135–190, 154–159. doi : 10.5962/p.359384 .
- Маккарти, Фредерик Д. (1 июня 1940 г.). «Резные деревья Нового Южного Уэльса» (PDF) . Австралийский музейный журнал . С. 161–166.
- «Больше коренных акушерок равняются прочной культурной связи для матерей и детей: эксперт» . SBS News . Специальная услуга вещания . 11 июля 2017 года . Получено 1 июня 2019 года .
- «Природный заповедник Пиллига: план управления» . Управление окружающей среды и наследия . Получено 9 мая 2018 года .
- Purcell, Leigh (2011). Камминг, Хелен (ред.). Резные деревья: культуры аборигенов западного штата Новый Южный Уэльс, Gamilaui Country (PDF) . Государственная библиотека Нового Южного Уэльса . ISBN 978-0-7313-7206-5 .
- «Сэмюэлс, Чарльз (1864–1912)». Чарльз Самуэльс (1864-1912) . Национальный центр биографии, Австралийский национальный университет.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помощь ) - Смит, Халари (2018). "Филамуи, Гамирагай или Гомерой?" Полем Winanaga- li
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). Аборигенные племена Австралии: их местность, экологический контроль, распределение, ограничения и собственные имена . Австралийское национальное университетское издательство . ISBN 978-0-708-10741-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- "Kamilaroi & Euahlayi" . Австралийская астрономия коренного населения .