Интеллигенция
Интеллигенция , — это статусный класс состоящий из людей общества с университетским образованием, которые занимаются сложным умственным трудом, посредством которого они критикуют, формируют и руководят политикой, политикой и культурой своего общества; [1] как таковая, интеллигенция состоит из ученых , ученых , преподавателей, журналистов и писателей. [2] [3]
Концептуально статусный класс интеллигенции возник в конце XVIII века, во время разделов Польши (1772–1795). XIX века Этимологически польский интеллектуал Бронислав Трентовский ввел термин inteligencja (интеллектуалы) для обозначения и описания образованного и профессионально активного социального слоя патриотической буржуазии ; мужчины и женщины, чей интеллектуализм обеспечил бы моральное и политическое лидерство Польше в противостоянии культурной гегемонии Российской империи . [4]
До революции термин интеллигенция « русской определял » и описывал статусный класс людей с университетским образованием, чей культурный капитал (образование, образование и интеллектуальное просвещение ) позволял им брать на себя моральную инициативу и практическое лидерство, необходимое в России. национальная, региональная и местная политика. [5]
На практике статус и социальные функции интеллигенции различались в зависимости от общества. В Восточной Европе интеллектуалы находились на периферии своих обществ и, таким образом, были лишены политического влияния и доступа к эффективным рычагам политической власти и экономического развития. В Западной Европе интеллектуалы были в основном потоке своего общества и, таким образом, осуществляли культурное и политическое влияние, которое давало доступ к власти государственных учреждений, таких как Bildungsbürgertum , культурная буржуазия Германии, а также профессионалы Великобритании. [3]
Предыстория [ править ]
В обществе интеллигенция — это статусный класс интеллектуалов , чьи социальные функции, политика и национальные интересы (якобы) отличаются от функций правительства, торговли и вооруженных сил. [6] В книге «Экономика и общество: очерк интерпретационной социологии» (1921) политэконом Макс Вебер применил термин «интеллигенция» в хронологических и географических рамках, например, «эта христианская озабоченность формулировкой догм в древности находилась под особым влиянием своеобразный характер «интеллигенции», которая была продуктом греческого образования», таким образом, интеллигенция возникла как социальный класс образованных людей, созданный для большей пользы общества. [7]
В XIX и XX веках польское слово и социологическая концепция inteligencja стали широко использоваться в Европе для описания социального класса мужчин и женщин, которые являются интеллектуалами стран Центральной и Восточной Европы; в Польше — критические мыслители, получившие университетское образование, в России — нигилисты , выступавшие против традиционных ценностей во имя разума и прогресса . В конце 20 века социолог Пьер Бурдье сказал, что в интеллигенции есть два типа работников: (i) интеллектуальные работники, создающие знания (практические и теоретические), и (ii) интеллектуальные работники, создающие культурный капитал . С социологической точки зрения польское inteligencja переводится как интеллектуалы во Франции и Gebildete в Германии. [6]
Европейская история [ править ]
Интеллигенция существовала как социальный слой в европейских обществах до того, как в Польше XIX века был придуман термин inteligencja , обозначающий интеллектуальных людей, чьи профессии ставили их за пределы традиционных рабочих мест и труда городских и сельских социальных классов (королевская власть, аристократия). , буржуазия) монархии; таким образом, интеллигенция - это местный социальный класс, проживающий в городе. [8] В своих функциях статусного класса интеллигенция реализовывала культурное развитие городов, распространение печатных знаний (литературы, учебников, газет), экономическое освоение сдаваемого внаем жилья ( доходного дома ) для учителя, журналиста, и госслужащий.
В книге « О любви к отечеству » (1844 г.) польский философ Кароль Либельт использовал термин inteligencja , который обозначал статусный класс, состоящий из ученых, учителей, юристов, инженеров и др. как образованные люди общества, обеспечивающие моральное лидерство, необходимое для решения проблем общества, следовательно, социальная функция интеллигенции состоит в том, чтобы «направлять в целях своего высшего просвещения». [8] [ не удалось пройти проверку ] [9]
В 1860-х годах журналист Петр Боборыкин популяризировал термин «интеллигенция» ( интеллигенция ) для обозначения и описания российского социального слоя людей, получивших университетское образование и занимающихся интеллектуальными профессиями (юриспруденция, медицина, инженерное дело, искусство), создающими культуру и доминирующая идеология, согласно которой функционирует общество. [10] [11] [12] Согласно теории доктора Виталия Тепикина, социологическими чертами, присущими интеллигенции общества, являются:
- передовые для своего времени моральные идеалы, нравственное чуткое отношение к ближнему, тактичность и мягкость в выражениях;
- продуктивная умственная работа и постоянное самообразование;
- патриотизм, основанный на вере в народ, неисчерпаемой, беззаветной любви к малой и большой Родине ;
- присущие всем слоям интеллигенции творческие способности и склонность к аскетизму ;
- независимая личность, свободно говорящая;
- критическое отношение к правительству и общественное осуждение несправедливости;
- верность принципам по совести, благодать под давлением и склонность к самоотречению;
- неоднозначное восприятие действительности, что приводит к политической непостоянности, иногда переходящей в консерватизм ;
- чувство обиды, потому что политика и политика остались нереализованными; и уход из публичной сферы в свою группу;
- ссоры по поводу искусства, идей и идеологии, которые разделяют подгруппы, составляющие интеллигенцию. [13]
В книге «Возвышение интеллигенции, 1750–1831 » (2008) Мацей Яновский сказал, что польская интеллигенция была аналитическим центром государства, интеллектуальными слугами, чья прогрессивная социальная и экономическая политика уменьшила социальную отсталость (неграмотность) польского народа, а также ослабление российских политических репрессий в разделенной Польше . [14]
Польша [ править ]
19 век [ править ]
В 1844 году в Польше термин inteligencja , обозначающий интеллектуалов общества, впервые был использован философом Каролем Либельтом , которого он описал как статусный класс людей, характеризующихся интеллектом и польским национализмом ; качества ума, характера и духа, которые сделали их естественными лидерами современной польской нации. Чтобы интеллигенция осознавала свой социальный статус и свои обязанности перед обществом: воспитание молодежи с националистической целью восстановления Республики Польша; сохранение польского языка; и любовь к Отечеству . [3]
Тем не менее, писатели Станислав Бжозовский и Тадеуш Бой-Желенский представление Либельта раскритиковали идеологическое и мессианское о польской республике, поскольку оно возникло из социального традиционализма и реакционного консерватизма, которые пронизывали польскую культуру и препятствовали социально-экономическому прогрессу. [15] В результате имперского прусского, австрийского, шведского и российского разделов Польши установление царской культурной гегемонии заставило многих представителей политической и культурной элиты принять участие в Великой эмиграции (1831–1870 гг.). [ нужна ссылка ]
Вторая мировая война [ править ]
После вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года нацисты начали истребление польской интеллигенции посредством военных операций Книги Особой Прокуратуры-Польша , немецкого AB-Aktion в Польше , Intelligenzaktion и Intelligenzaktion Pommern . В восточной Польше Советский Союз приступил к истреблению польской интеллигенции с помощью таких операций, как Катынская резня (апрель-май 1940 г.), в ходе которой были уничтожены профессора университетов, врачи, юристы, инженеры, преподаватели, военные, полицейские, писатели и журналисты. убит. [16]
Россия [ править ]
Имперская editэпоха
Русская интеллигенция также представляла собой смесь мессианизма и интеллектуального элитизма, которую философ Исайя Берлин описал следующим образом: «Это явление само по себе, с его историческими и буквально революционными последствиями, является, я полагаю, крупнейшим, единственным российским вкладом в социальные изменения». В мире не следует путать понятие интеллигенции с понятием интеллектуалов. Ее члены считали себя объединенными чем-то большим, чем просто интерес к идеям, они считали себя посвященным орденом, почти светским духовенством, преданным своему делу; к распространению специфического отношения к жизни». [17]
Идея прогресса , зародившаяся в Западной Европе в эпоху Просвещения в 18 веке, к середине 19 века стала главной заботой интеллигенции; таким образом, прогрессивные социальные движения, такие как народники , в основном состояли из интеллектуалов. Русский философ Сергей Булгаков говорил, что русские интеллигенты были творением Петра , что они были «окном в Европу, через которое к нам приходит западный воздух, живительный и ядовитый одновременно». что литературный критик вестернизации Более того, Булгаков также говорил , Виссарион Белинский был духовным отцом русской интеллигенции. [19]
В 1860 году в России было 20 000 специалистов, а к 1900 году — 85 000.Первоначально состоявшая из образованных дворян, после 1861 г. в интеллигенции стали преобладать разночинцы (бесклассовые люди). В 1833 г. 78,9% учащихся средних школ составляли дети дворян и чиновников, к 1885 г. их было 49,1% таких учащихся. Доля простолюдинов увеличилась с 19,0 до 43,8 процента, а оставшийся процент составили дети священников. [20] Опасаясь образованного пролетариата, царь Николай I ограничил число студентов в университетах до 3000 в год, однако к 1894 году их было 25000. Точно так же число периодических изданий увеличилось с 15 в 1855 году до 140 периодических изданий в 1885 году. [21] «Третьим элементом» были специалисты, нанятые земствами . К 1900 году их было 47 тысяч, большинство из них были либеральными радикалами. [ по мнению кого? ]
Хотя царь Петр Великий принес в Россию идею прогресса, к 19 веку цари не признавали «прогресс» законной целью государства, до такой степени, что Николай II сказал: «Как отвратительно мне это слово» и пожелал удалить его из русского языка. [22]
Большевистская перспектива [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2015 г. ) |
В России большевики не считали статусный класс интеллигенции истинным социальным классом , как это определено в марксистской философии. В то время большевики использовали русское слово «прослойка» (слой) для обозначения и определения интеллигенции как обособленного слоя, не имеющего присущего классового характера.
При создании постмонархической России Ленин резко критиковал классовый характер интеллигенции, приветствуя рост «интеллектуальных сил рабочих и крестьян», свержение «буржуазии и ее пособников, интеллигентов, лакеев капитала». которые думают, что они мозг нации. На самом деле это не мозг, а навоз». (На самом деле это не мозг, а говно) [23]
Русская революция 1917 года разделила интеллигенцию и социальные классы царской России. Часть русских эмигрировала, политические реакционеры присоединились к правому Белому движению контрреволюции, часть стала большевиками, а часть осталась в России и участвовала в политической системе Советского Союза . При реорганизации российского общества большевики считали небольшевистскую интеллигенцию классовыми врагами и изгоняли ее из общества путем депортации на философских кораблях , принудительных работ в ГУЛАГе и суммарных казней . Оставшаяся в большевистской России (СССР) интеллигенция царского времени была пролетаризирована. Хотя большевики признавали управленческую важность интеллигенции для будущего Советской России, буржуазное происхождение этого слоя давало повод для недоверия к их идеологической приверженности марксистской философии и большевистскому общественному контролю.
Советский Союз [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2013 г. ) |
В позднем Советском Союзе термин «интеллигенция» получил формальное определение работников умственного и культурного развития. Существовали подкатегории «научно-техническая интеллигенция» (научно-техническая интеллигенция) и «творческая интеллигенция» (творческая интеллигенция).
Между 1917 и 1941 годами резко выросло число выпускников инженерных специальностей: с 15 000 до более чем 250 000. [24]
Постсоветский период [ править ]
В постсоветский период представители бывшей советской интеллигенции продемонстрировали разное отношение к коммунистическому правительству. В то время как старшее поколение интеллигенции пыталось выставить себя жертвами, молодое поколение, которому было за 30, когда распался Советский Союз, не уделило так много места репрессивному опыту в своих рассказах о себе. [25] После распада Советского Союза популярность и влияние интеллигенции значительно снизились. Поэтому для постсоветской интеллигенции характерно ностальгировать по последним годам Советского Союза ( перестройки ), которые они часто считают золотым веком интеллигенции. [26]
Владимир Путин высказал свое мнение о социальном долге интеллигенции в современной России.
Мы все должны осознавать тот факт, что когда произойдут революционные, а не эволюционные изменения, ситуация может стать еще хуже. Интеллигенция должна это знать. И именно интеллигенция должна помнить об этом и препятствовать обществу радикальных шагов и разного рода революций. Нам этого достаточно. Мы видели так много революций и войн. Нам нужны десятилетия спокойного и гармоничного развития. [27]
Массовая интеллигенция [ править ]
В 20 веке из термина статусного класса «Интеллигенция » социологи вывели термин «массовая интеллигенция» для описания группы образованных взрослых людей с дискреционным доходом, которые преследуют интеллектуальные интересы посредством книжных клубов, культурных ассоциаций и т. д. [28] Этот социологический термин стал популярным благодаря писателю Мелвину Брэггу , который сказал, что массовая интеллигенция концептуально объясняет популярность книжных клубов и литературных фестивалей, которые в противном случае представляли бы ограниченный интеллектуальный интерес для большинства людей из среднего класса и рабочего класса. [29] [30]
В книге «Борьба за власть в кампусе» (1970) социолог Ричард Флэкс обратился к концепции массовой интеллигенции:
Чего [Карл] Маркс не мог предвидеть. . . заключалось в том, что антибуржуазные интеллектуалы его времени были первыми представителями того, что в наше время стало массовой интеллигенцией, группой, обладающей многими культурными и политическими характеристиками [социального] класса в смысле Маркса. Под интеллигенцией я подразумеваю тех [людей], которые профессионально занимаются производством, распространением, интерпретацией, критикой и привитием культурных ценностей. [31]
См. также [ править ]
- Академия
- Антиинтеллектуализм
- Выпускник колледжа
- Филиппинский иллюстратор
- Креативный класс
- Obrazovanshchina
- Органический интеллектуальный
Ссылки [ править ]
- ^ Ори, Паскаль; Сиринелли, Жан-Франсуа (2002). во Франции: от дела Дрейфуса до наших дней Интеллектуалы . Париж: Арман Колен. п. 10.
- ^ Уильямс, Раймонд (1983). Ключевые слова: Словарь культуры и общества (пересмотренная ред.). п. 170.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кизвальтер, Томас (октябрь 2009 г.). «История польской интеллигенции» (PDF-файл, прямая загрузка) . Acta Poloniae Historica . перевод Агнешка Кречмар: 241–242. ISSN 0001-6829 . Проверено 16 декабря 2013 г.
Ежи Едлицки (редактор), История польской интеллигенции до 1918 года ; и: Мачей Яновский, Возвышение интеллигенции, 1750–1831 гг .
- ^ Биллингтон, Джеймс Х. Огонь в сознании людей . п. 231. ИСБН 978-0-7658-0471-6 .
- ^ Новый краткий Оксфордский словарь английского языка . 1993. с. 1387.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Буллок, Аллан; Тромбли, Стивен, ред. (1999). Новый словарь современной мысли Фонтаны . п. 433.
- ^ Вебер, Макс (26 декабря 1978 г.). Экономика и общество: Очерк интерпретационной социологии . Издательство Калифорнийского университета. п. 462. ИСБН 0-520-03500-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шпаковская, Малгожата. «История интеллигенции до 1918 года в Польше» . Zeszyty Literackie (Литературные письма): 1 / 6 . Проверено 16 декабря 2013 г.
История польской интеллигенции до 1918 г. Изд. Ежи Едлицки. Том I: Мацей Яновский, Рождение интеллигенции 1750–1831 гг .; Том II: Ежи Едлицки, Порочный круг 1832–1864 ; Том III: Магдалена Мичиньска, Интеллигенция на перепутье 1864–1918 гг . Варшава, Польской академии наук – Неритон, 2008, стр. 260, 322, 232. Институт истории
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Доктор философии, проф. UW Анджей Шварц (2009). «Критерии и подразделения исследований польской интеллигенции». Исторический институт Варшавского университета ( Варшавского университета Институт истории ). Архивировано из оригинала 17 декабря 2013 года . Проверено 16 декабря 2013 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ С. В. Мотин. О понятии «интеллигенция» в творчестве И. С. Аксакова и П. Д. Боборыкина . Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 27, 2012 (in Russian)
- ^ Пётр Боборыкин. Русская интеллигенция . Русская мысль, 1904, № 12 (in Russian)
- ^ Пётр Боборыкин. Подгнившие "Вехи" . Сб. статей В защиту интеллигенции . Москва, 1909, с. 119–138; первоначально опубл. в газете "Русское слово", No 111, 17 (30) мая, 1909 (in Russian)
- ^ Тепикин, Виталий (2006). Культура и интеллигенция . Иваново: Издательство Ивановского университета. стр. 41–42.
- ^ Яновский, Мацей (2008). Едлицки, Ежи (ред.). Рождение интеллигенции – 1750–1831: История польской интеллигенции, Часть 1 . Политика исторической памяти: Познаньские исследования по истории, культуре и политологии. Том 7. Перевод Корецкого, Тристана. Издание Питера Ланга (опубликовано в 2014 г.). ISBN 9783631623756 . Проверено 6 января 2018 года .
- ^ Бой-Желенски, Т. (1932) Наши оккупанты.
- ^ Фишер, Бенджамин Б. (1999–2000). «Катынский спор: поле смерти Сталина» . Исследования в области разведки (зима). ЦРУ . Архивировано из оригинала 24 марта 2010 года . Проверено 3 августа 2011 г.
- ^ Берлин, Исайя (2013). «Замечательное десятилетие». Русские мыслители . Пингвин Великобритания. ISBN 978-0-14-139317-9 .
- ^ Вечеринка
- ^ Булгаков, Сергей, "Героизм и подвижничество", Вехи (сборник статей о русской интеллигенции), 1909
- ^ Пайпс, Ричард. Россия при старом режиме . п. 262.
- ^ Пайпс, Ричард. Россия при старом режиме . п. 264.
- ^ Ашер, Авраам. Революция 1905 года: Россия в смятении . п. 15.
- ^ Ленин, В.И. (1915). «Письмо Ленина Горькому» . Библиотека Конгресса .
- ^ Смит, Стив (1983). «Большевизм, тейлоризм и техническая интеллигенция в Советском Союзе, 1917–1941». Радикальный научный журнал (13): 3–27.
- ^ См. Капранс, М. (2010). «Ретроспективное закрепление советской репрессивной системы: автобиографии латвийской интеллигенции». В Старке, К. (ред.). Между страхом и свободой: культурные репрезентации холодной войны . Кембридж: Издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 193–206.
- ^ См. Процевска, О. (2010). «Бессилие, плач и ностальгия: дискурсы постсоветской интеллигенции в современной Латвии». У Басова Н.; Симет, Г.Ф.; ван Андел, Дж.; Махломахоло, С.; Нетшандама, В. (ред.). Интеллектуал: феномен в многомерных перспективах . Оксфорд: Междисциплинарная пресса. стр. 47–56. ISBN 978-1-84888-027-6 .
- ^ «Самые интересные цитаты Путина об Обаме, правах геев и Сирии» . 4 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 2 марта 2019 г. . Проверено 2 марта 2019 г.
- ^ «Мы думаем, следовательно, мы существуем — FT.com» . Файнэншл Таймс . 29 июня 2012 г.
- ^ Рокхилл, Елена (2011). Потерян для государства . Книги Бергана . п. 141. ИСБН 978-1-84545-738-9 .
- ^ «Мельвин Брэгг о подъеме массовой интеллигенции» . Архивировано из оригинала 17 июля 2012 года . Проверено 9 июля 2012 года .
- ^ Флэкс, Ричард (1973). Борьба за власть в кампусе . Книги перехода. п. 126. ИСБН 978-0-87855-059-3 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Роуч, Джон (1957). «Либерализм и викторианская интеллигенция». Кембриджский исторический журнал . 13 (1): 58–81. JSTOR 3020631 .
- Boborykin, P.D. Russian Intelligentsia In: Russian Thought , 1904, # 12 (In Russian; Боборыкин П.Д. Русская интеллигенция// Русская мысль. 1904. No.12;)
- Zhukovsky V. A. From the Diaries of Years 1827–1840 , In: Our Heritage, Moscow, #32, 1994. (In Russian; Жуковский В.А. Из дневников 1827–1840 гг. // Наше наследие. М., 1994. No.32.)
- The record dated by 2 February 1836 says: "Через три часа после этого общего бедствия ... осветился великолепный Энгельгардтов дом, и к нему потянулись кареты, все наполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которые у нас представляют всю русскую европейскую интеллигенцию" ("After three hours after this common disaster ... the magnificent Engelhardt's house was lit up and coaches started coming, filled with the best Peterburg dvoryanstvo , the ones who represent here the best Russian European intelligentsia. ") The casual, i.e., no-philosophical and non-literary context, suggests that the word was in common circulation.