Раздел 29 Канадской хартии прав и свобод
Канадская хартия прав и свобод |
---|
Часть Закона о Конституции 1982 г. |
Преамбула |
Гарантия прав и свобод |
1 |
Основные свободы |
2 |
Демократические права |
3 , 4 , 5 |
Права на мобильность |
6 |
Законные права |
7 , 8 , 9 , 10 , 11 , 12 , 13 , 14 |
Равенство прав |
15 |
Официальные языки Канады |
16 , 16.1 , 17 , 18 , 19 , 20 , 21 , 22 |
Права меньшинств на языковое образование |
23 |
Правоприменение |
24 |
Общий |
25 , 26 , 27 , 28 , 29 , 30 , 31 |
Приложение |
32 , 33 |
Цитирование |
34 |
Раздел 29 Канадской Хартии прав и свобод конкретно рассматривает права, касающиеся конфессиональных школ и отдельных школ . Статья 29 не является источником этих прав, а вместо этого подтверждает ранее существовавшие особые права, принадлежавшие и протестантам , несмотря на свободу религии и религиозное равенство согласно статьям 2 и 15 Хартии католикам . Такие права могут включать финансовую поддержку со стороны правительств провинций . В деле Маэ против Альберты (1990 г.) Верховному суду Канады также пришлось согласовать права конфессиональных школ с статьей со правами на образование на языках меньшинств в 23 Хартии соответствии .
Текст
[ редактировать ]В разделе говорится:
29. Ничто в настоящей Хартии не отменяет и не умаляет каких-либо прав или привилегий, гарантированных Конституцией Канады или согласно ей в отношении конфессиональных, отдельных или инакомыслящих школ.
Цель
[ редактировать ]Конституция Канады содержит ряд прав конфессиональных школ. Обычно они принадлежат католикам и протестантам, если они составляют меньшинство населения соответствующей провинции. Бывший главный судья Канады Беверли Маклахлин однажды назвала это ранней формой свободы религии в Канаде. [ 1 ]
Раздел 93 Конституционного закона 1867 года наделяет юрисдикцию над образованием правительствам провинций, за некоторыми исключениями. Католики имеют конфессиональные права на школьное обучение в Онтарио . И католики, и протестанты имели эти права в Квебеке , пока они не были отменены поправкой к Конституции 1997 года (Квебек) . Квебек был и остается преимущественно католическим (хотя влияние, которое это оказало на политику провинции, с годами изменилось; см. «Тихую революцию» ). Раздел 17 Закона об Альберте 1905 года также гарантирует права конфессиональных школ для католиков в Альберте . Хотя права католиков и протестантов, похоже, противоречат Хартии ценностям равенства , раздел 29 разъясняет, что привилегии не могут быть оспорены на основании Хартии . Он был введен потому, что авторы Конституционного закона 1982 года не хотели нести ответственность за вызов старой системе. [ 2 ]
Как отмечено в деле Верховного суда «Ссылка на законопроект 30, Закон о внесении поправок в Закон об образовании (Онтарио)» [1987] 1 SCR 1148 (SCC), это разъяснение действительно является единственной функцией статьи 29. Статья 29 само по себе не защищает права конфессиональных школ от Хартии , поскольку эти права сами по себе являются частью Конституции и, следовательно, не могут быть неконституционными или подлежать пересмотру Хартии . [ 3 ] Эта точка зрения была подтверждена Верховным судом в деле Госселин (Наставник) против Квебека (Генеральный прокурор) (2005 г.).
Интерпретация
[ редактировать ]В деле Адлер против Онтарио (1996 г.) религиозные свободы согласно разделам 2 и 15 Хартии использовались для обоснования того, что отсутствие государственного финансирования еврейских канадских школ и некоторых христианских школ в Онтарио было неконституционным, поскольку, напротив, католические школы получали государственные деньги. . Однако большинство Верховного суда отклонили этот аргумент, отметив важность статьи 93 как соглашения, заключенного между основателями нации, чтобы сделать Конфедерацию возможной. Поскольку это была политическая сделка, не основанная на принципе свободы, раздел 2 Хартии не мог распространить права раздела 93 на другие религии. Более того, вывод о том, что раздел 2 может расширять права конфессиональных школ, противоречил бы специфике раздела 93, а раздел 29 указывает на то, что такого противоречия не может существовать и что конфессиональные школы не являются предметом Устава .
В деле Маэ против Альберты суд установил, что права языковых меньшинств франко-канадцев в Альберте требуют, чтобы французская община была представлена в школьном совете . Хотя это, казалось, граничило с изменением прав конфессиональной школы и вызывало обеспокоенность по поводу раздела 29, поскольку школьный совет в данном случае был религиозным, Суд оправдал это, поскольку религиозное содержание образования не изменилось, а полномочия школьного совета были ограничены. просто «регулировалось», чтобы религиозные учения могли преподаваться на французском языке .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Беверли Маклахлин, «Свобода религии и верховенство закона: канадская перспектива», в книге « Признание религии в светском обществе: очерки плюрализма, религии и государственной политики ». Эд. Дуглас Фэрроу. Университетское издательство Макгилла-Куина, 2004, страницы 17–18.
- ^ Дайк, Рэнд. Канадская политика: критические подходы. Третье изд. (Скарборо, Онтарио: Нельсон Томсон Лиринг, 2000), с. 443.
- ^ Ссылка на законопроект 30, Закон о внесении поправок в Закон об образовании (Онтарио) , [1987] 1 SCR 1148 (SCC), пп. 85-86.