Фарман Москито
Комар | |
---|---|
Farman F 455 Super Moustique, Музей авиации и космонавтики , Ле Бурже , Париж | |
Роль | Спорт/туризм |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Société des Aéroplanes Анри и Морис Фарманы , Булонь-Бийанкур |
Первый полет | май 1919 г. |
Основной пользователь | Популярная авиационная служба (правительство Франции) |
Количество построенных | 59 |
Farman Moustique — семейство французских монопланов, построенных Société des Aéroplanes Генри и Мориса Фармана в Бийанкуре .
Вскоре после окончания Первой мировой войны Фарман представил маломощный одноместный моноплан для спорта и туризма. Он совершил первый полет в мае 1919 года и получил название Moustique (по-английски Mosquito). Чуть позже самолеты этого типа стали известны в Соединенном Королевстве как мотопланеры, участвовавшие в первых испытаниях в Лимпне в 1923 году. В 1922 году самолет Aviette без двигателя уже завоевал призы на национальных соревнованиях по планерам. За три месяца до Lympne Trials несколько Aviettes соревновались в аналогичных французских соревнованиях по мото-авиетам в Buc . Этот проект был возрожден через 17 лет после своего первого появления под названием F 450 Moustique и был одним из самолетов, приобретенных французским правительством в рамках программы l'Aviation Populaire .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Оригинальный Moustique, позже известный как Moustique I , представлял собой с плечевым крылом моноплан . Крыло было прямоугольным в плане, обтянуто тканью и подкреплено сверху и снизу проволокой. Верхние тросы были прикреплены к центральной стойке, выступающей из приподнятого изогнутого настила перед кабиной, а нижние тросы шли к конструкции ходовой части. Крылья несли элероны полного размаха . [ 1 ]
Позади кабины фюзеляж , доходивший лишь до пояса пилоту, был тонким. Он был квадратного сечения и покрыт тонкой фанерой . Горизонтальное оперение с параллельной хордой имело отдельные рули высоты , между которыми перемещался глубокий руль направления . Эти поверхности были покрыты тканью, а руль направления имел закругленную вершину; не было фиксированного плавника. Ходовая часть состояла из двух параллельных еловых панелей, установленных на фюзеляже и несущих два основных колеса на одной оси. Этот первый самолет был оснащен двухцилиндровым оппозитным двигателем ABC Scorpion мощностью 30 л.с. (22 кВт) . [ 1 ]
Первый Moustique поднялся в воздух в мае 1919 года, но к следующему году его размах был уменьшен с 7,65 м до 5,0 м (с 25 футов 1 дюйм до 16 футов 5 дюймов), что позволило немного сэкономить вес, и стал известен как HF HF 206 206 или . HF206 Мустик I. Ни у одного другого Мустика продолжительность жизни не была такой короткой. [ 1 ]
версия планера под названием Aviette В 1922 году полетела . Он имел увеличенный пролет 10,50 м (34 фута 5 дюймов) и порожнюю массу всего 43 кг. Он также имел более глубокий фюзеляж, позволяющий пилоту сидеть так, чтобы голова не касалась верхней поверхности, и новую систему распорок верхнего крыла с распорными тросами, прикрепленными к вершине высокого трехстоечного пилона, прямо перед крылом. пилот. Он также имел руль направления измененной формы с линейной поднимающейся вершиной. Это был единственный планер типа Moustique, но модификации фюзеляжа, распорок крыла и руля направления были перенесены во все более поздние варианты. [ 1 ]
В 1923 году на соревнования в Буке, Ивелин , были заявлены три двигателя Aviettes . Все они имели двигатели мощностью 18 л.с. (13 кВт), но один самолет имел 3-цилиндровый радиальный Salmson 3 Ad, а два других - 4-цилиндровые рядные Sergant As . [ 1 ]
Moustique II или F 21 1924 года был оснащен 3-цилиндровым радиальным двигателем Anzani 3 A2 мощностью 35 л.с. (26 кВт) и имел крыло размахом 8,20 м (26 футов 11 дюймов), оснащенное элеронами с коротким размахом размаха. Двое приняли участие в Тур де Франс 1924 года . [ 1 ]
В середине 1930-х годов правительство возродило интерес к недорогим полетам с введением программы Aviation Populaire . В ответ Фарман перезапустил Moustique с немного меньшим размахом - 8,07 м (26 футов 6 дюймов) и более длинным фюзеляжем. Первый полет он совершил в декабре 1935 года. Первые пять прототипов получили обозначение F 450 Moustique . Первый изначально был оснащен двухцилиндровым оппозитным двигателем Poinsard 2 Ca мощностью 35 л.с. (26 кВт); позже он, как и другие, имел двигатели Менгина того же типа и мощности. Визуальным отличием этого самолета от более ранних Moustic было наличие обычного киля с рулем направления с закругленной вершиной. Серийная версия F 451 Moustique имела AVA 4A -00 двухтактный оппозитный четырехцилиндровый двигатель мощностью 25 л.с. (19 кВт) . Этот вариант был произведен в гораздо большем количестве (46), чем любой другой Moustic. [ 1 ]
Последней разработкой Moustique был двухместный F 455 Super Moustique , первоначально называвшийся Moustique III , который впервые поднялся в воздух в 1936 году. Его размах был увеличен на 1,65 м (5 футов 5 дюймов), и он имел более мощные 35 л.с. (26 кВт). Двигатель Менгин 2 А-01. Был построен только один; его характеристики на наборе высоты были плохими, но в любом случае участок легких самолетов на заводе Фармана был закрыт, когда компания была национализирована в марте 1937 года. [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]В начале 1920-х годов Фарман участвовал в нескольких конкурсах Mustiques. было проведено первое национальное французское собрание планёров, Congrės expérimental d'aviation sans moteur , организованное Ассоциацией французских летчиков (AFF) и частично финансируемое правительством. В августе 1922 года в Комбеграсе , Пюи-де-Дом , Фарман представил два самолета: планер Aviette и биплан (демоторизованный Farman FF 65 ); Всего было 17 участников. «Авиетт», пилотируемый Луа Босутро, выиграл несколько призов в соревновании между планерами, запускаемыми с помощью катапульты, достигнув наименьшей скорости снижения, наибольшей высоты (80 м или 262 фута) и наибольшей продолжительности места перезапуска - 3 минуты 30 секунд. Aviette занял второе место в соревновании на дистанцию, пролетев 5,28 км (3,28 мили). В течение двухнедельного мероприятия Aviette находился в воздухе 48 минут 25 секунд. [ 1 ]
В июле 1923 года три двигателя Aviettes соревновались в Бюке, Ивелин, за Гран-при Motoaviette против восемнадцати других участников. В конкурсе могли участвовать все самолеты с максимальной взлетной массой менее 250 кг (551 фунт). был разыгран приз в размере 125 000 FF За самый быстрый полет на 30 кругов по дистанции 10 километров (6,21 мили) . Победителем стал Люсьен Купэ на Aviette с двигателем Salmson, преодолевший 310 километров (192,5 мили) за 4 часа 37 минут 19 секунд. Ни один другой самолет не смог преодолеть ветер и дождь. [ 1 ]
Год спустя Фарман выставил два MF 21 Moustique II на Тур де Франс , восьмиэтапное соревнование, организованное AFF. Первоначальные испытания на выбывание в плохую погоду сократили число 15 участников до стартовой группы из трех человек для самого Тура . К концу второго этапа MF 21, которым пилотировал Морис Друэн, оказался единственным выжившим и был объявлен победителем, преодолев 1807 км (1123 мили) за 20 часов 40 минут 27 секунд. Друэн также выиграл Prix Solex стоимостью 50 000 франков в апреле 1925 года, пилотируя Aviette с двигателем Salmson. Для этого потребовался перелет из Парижа в Руан (около 120 километров или 75 миль) с использованием менее 3 кг (6,6 фунта) бензина и масла. [ 1 ]
В 1938 году первый F 450 использовался для испытания устройства под названием gouvernes autoptères , изобретенного Марселем Граноли. Его целью было обеспечение автоматической поперечной и продольной устойчивости в случае мгновенного бокового скольжения . Испытание показало лишь ограниченный успех. [ 1 ]
Тридцать шесть из 46 серийных F 451 Moustiques были куплены государством в рамках программы Aviation Populaire , призванной привлечь людей из всех слоев общества в авиацию и сделать из них пилотов. [ 1 ] Другие F 451 были куплены частными лицами, отчасти привлеченными низкой стоимостью: самолет был продан по цене чуть менее 20 000 FF. Чтобы сделать Moustique привлекательным для охотничьего сообщества, Фарман рекламировал дополнительный задний рундук «для перевозки собаки». [ 1 ]
Варианты
[ редактировать ]- Комар
- Позже Moustique I, только один. Пролет 7,65 м (25 футов 1 дюйм).
- ВЧ 206
- Оригинальный Moustique с крыльями, укороченными до размаха 5,0 м (16 футов 5 дюймов).
- Авиетка
- 4 построены с двигателями Salmson или Sergant. Пролет 10,50 м (34 фута 5 дюймов). Один переоборудован в планер для соревнований в Комбеграссе. 3 участника приняли участие в конкурсе в Буке
- Ф 21 Москит II
- 2 построены с двигателями Anzani. Пролет 8,20 м (26 футов 11 дюймов). Участие в Тур де Франс .
- F 450 Москит
- Возрождение 1936 года. 5 построены с двигателями Poinsard или Mengin. Пролет 8,07 м (26 футов 6 дюймов).
- F 451 Москит
- Серийная версия F 450; 46 построено с двигателями Ава 4А -00. Пролет 8,07 м (26 футов 6 дюймов).
- F 455 Супер Москит
- Первоначально известный как Moustique III. Два сиденья, расположенные рядом, версия с двойным управлением. 1 построен с двигателем Mengin. Пролет 9,72 м (31 фут 11 дюймов).
Самолет на выставке
[ редактировать ]Единственный Super Moustique, F-AOYL , выставлен на всеобщее обозрение в Музее воздуха и космоса в Ле Бурже . [ 2 ]
Технические характеристики (Ф.451)
[ редактировать ]
Данные Les Avions Farman [ 1 ]
Общие характеристики
- Вместимость: 1
- Длина: 6,40 м (21 фут 0 дюймов)
- Размах крыльев: 8,07 м (26 футов 6 дюймов)
- Высота: 1,90 м (6 футов 3 дюйма)
- Площадь крыла: 10,50 м 2 (113,0 кв. футов)
- Пустой вес: 151 кг (333 фунта)
- Полная масса: 285 кг (628 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Ава 4А-00 2-цилиндровый оппозитный двухтактный, мощностью 19 кВт (25 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастные деревянные Merville Srs.639.
Производительность
- Максимальная скорость: 130 км/ч (81 миль в час, 70 узлов)
- Дальность: 350 км (220 миль, 190 миль)
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]
- Лирон, Жан (1984). Самолеты Фармана . Коллекция Докавиа. Полет. 21. Париж: Издания Ларивьер. OCLC 37146471 .
- Огден, Боб (2009). Авиационные музеи и коллекции материковой Европы . Air Britain (Historians) Ltd. ISBN 978-0-85130-418-2 .