Линия метро M1 (метро Будапешта)
Линия метро М1 | ||
---|---|---|
Обзор | ||
Статус | Оперативный | |
Номер строки | Линия 1 («Желтое метро») | |
Условия | ||
Станции | 11 | |
Услуга | ||
Тип | Быстрый транзит | |
Система | Будапештский метрополитен | |
Оператор(ы) | БКК | |
Подвижной состав | Полностью МФАВ | |
История | ||
Открыто | 2 мая 1896 г. | |
Технический | ||
Длина линии | 4,4 км | |
Ширина колеи | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) | |
Электрификация | 550 В постоянного тока | |
Рабочая скорость | 60 км/ч | |
|
Линия 1 (официально: Метрополитен Миллениум , Метро 1 или М1 ) — старейшая линия будапештского метрополитена , она строилась с 1894 по 1896 год. На местном уровне она известна как «малое метро» ( «a kisföldalatti» ), а M2, M3 и M4 называются «метро». Это было первое метро на материковой части Европы и второе старейшее метро в мире после лондонского метро . Он был завершен к апрелю 1896 года и открыт императором Австро-Венгрии Францем Иосифом 3 мая 1891 года. [1]
Линия 1 проходит на северо-восток от центра города на стороне Пешта под Андраши до Варошлигет или городского парка. Как и линия 3 , она не обслуживает Буду . Его ежедневная посещаемость оценивается в 80 000 человек. [2]
История
[ редактировать ]Оригинальная линия 1896 года.
[ редактировать ]Линия 1 — старейшая из линий метро Будапешта , находящаяся в постоянной эксплуатации с 1896 года. Линия была открыта 2 мая 1896 года, в год тысячелетия (тысячелетия прихода мадьяр ), [3] императором Францем Иосифом . Первоначальное название компании-оператора было «Компания подземной электрической железной дороги Франца Иосифа» ( «Ferenc József Földalatti Villamos Vasút Rt.» ).
Первоначальной целью первой линии метро было облегчить транспортировку к Варошлигету (городскому парку) по элегантному проспекту Андраши без строительства наземного транспорта, влияющего на городской пейзаж. Национальное собрание приняло план метро в 1870 году, а местная венгерская дочерняя компания Siemens & Halske AG начала строительство, начавшееся в 1894 году. На строительство потребовалось 2000 рабочих, использующих современное оборудование, менее двух лет. Подземная часть этого участка построена полностью с поверхности (открытым способом ). [4]
Линия проходила под проспектом Андраши, от станции Gizella tér (ныне станция Vörösmarty tér ) до станции Aréna út (ныне станция Hősök tere ). Оттуда он следовал по непрямому наземному маршруту через Варошлигет до наземной конечной станции на станции Артези-фюрдо (ныне станция Сечени-фюрдо ). В нем было одиннадцать станций: девять подземных и две на наземном участке через парк. Длина линии составляла 3,7 км (2,3 мили) в то время ; поезда ходили каждые две минуты. Он был способен перевозить до 35 000 человек в день (для сравнения, сегодня в рабочий день на нем путешествуют 103 000 человек).
Диверсия на террасе Деака Ференца в 1950-х годах.
[ редактировать ]В 1950-х годах при подготовке к планированию второй линии метро маршрут линии под площадью Деака Ференца был изменен, чтобы смягчить резкий поворот, который был продиктован первоначальной планировкой площади. В результате отклонения участок первоначального туннеля длиной 80 метров (262 фута 6 дюймов) остался пустым и огороженным, и в таком состоянии он оставался примерно двадцать лет. [5]
Расширение и реконструкция в 1970-е годы.
[ редактировать ]В период с 1970 по 1973 год линия подверглась расширению и реконструкции некоторых участков. Самым значительным было расширение Mexikói út . Это включало закрытие наземного маршрута через Варошлигет, включая наземные станции Аллаткерт и Сечени-фюрдо. Вместо него была принята новая линия метро, проходящая ниже Варошлигет и обслуживающая новую сквозную станцию метро в Сечени-фюрдо. Станцию Аллаткерт не заменили. [6] [7]
В то же время станция Deák Ferenc tér была перестроена для соединения с линией M2, подвижной состав был заменен на Ganz MFAV несколько единиц , которые до сих пор работают на линии, а левостороннее движение линии было изменено на правостороннее. . В связи с реконструкцией станции Деак Ференц тер, участок туннеля, заброшенный примерно 20 лет назад, был перестроен для размещения Музея подземной железной дороги , доступ к которому осуществляется из вестибюля новой станции. [5] [8]
Реновация 1995 года.
[ редактировать ]За последние сто лет ни одна реконструкция не затронула участок туннеля под Андраши ут. В результате инфраструктура тоннеля (кладка, несущие металлоконструкции, гидроизоляция, железнодорожные пути, архитектура станций) не изменилась совсем или незначительно. С середины 1980-х годов они начали показывать свой возраст, а серьезные повреждения и износ обусловили необходимость и срочность реконструкции. Ремонтные работы проводились во время планового закрытия с 15 по 18 сентября 1995 года. [ нужна ссылка ]
Возможное продление до директора по раку
[ редактировать ]В рамках нового проекта элитной застройки на железнодорожной станции Ракосрендезё, известной как «Центр Миллениум-Сити» или «Макси-Дубай», линия М1 будет продлена на север от нынешней конечной остановки в Мехикой-ут, чтобы обеспечить лучшее транспортное сообщение с новым районом. сайт. Он будет обслуживать совершенно новые квартиры, офисные здания, коммерческую недвижимость и то, что Янош Лазар , министр строительства и инвестиций Венгрии, назвал «крупнейшим и самым современным общественным парком Будапешта». Он также будет включать реконструкцию существующего железнодорожного вокзала, а также новую пешеходную и велосипедную дорожку, чтобы облегчить доступ к новому центру развития. [9] [10]
Подвижной состав
[ редактировать ]Из-за небольшой габаритной ширины линии с момента ее создания на линии использовались очень маленькие автомобили с пассажирскими секциями с низким полом и кабинами с высоким полом. Линия всегда питалась от воздушных линий, возможно, жестких. Напряжение по-разному описывалось как 550 или 600 вольт, но точное напряжение неясно.
С 1896 по 1973 год
[ редактировать ]Линию открыли 20 электромобилей, построенных венгерским филиалом Siemens и Halske . Вагоны с 1 по 10 были обшиты листовым металлом, вагоны с 11 по 19 были обшиты деревянными панелями, а № 20 представлял собой особую конструкцию «Императорский автомобиль». Из-за малой высоты туннелей линии вагоны имели крайне низкий профиль, и машинисту приходилось втискиваться в очень тесную кабину. У автомобилей были центры опускания дверей, по одной карманной двери с каждой стороны, а сиденья располагались над грузовиками. Автомобили могли развивать максимальную скорость 17 миль в час (27,4 км/ч). [11]
Первоначально автомобили работали поодиночке. Но в 1959–1960 годах для их эксплуатации и обеспечения дополнительной грузоподъемности было построено 16 четырехколесных прицепов с управлением. [ нужна ссылка ]
К 1973 году автомобили, как моторные, так и прицепные, были выведены из эксплуатации. Один из оригинальных вагонов с деревянными панелями поддерживается в рабочем состоянии и иногда используется в специальных службах. По одному вагону с металлическими и деревянными панелями, а также по одному из трейлеров выставлены в Музее подземной железной дороги , который сам создан на основе оригинальной станции Деак Ференц тер . Другие автомобили сохранились в других местах, в том числе один в Морском музее троллейбусов в Кеннебанкпорте в американском штате Мэн . [8] [11] [12]
С 1971 года по настоящее время
[ редактировать ]После расширения и реконструкции линии в 1970-х годах Ganz MFAV в Будапеште построила новые вагоны компания Ganz Works для замены исходного подвижного состава. Эти автомобили представляют собой восьмиосные сочлененные транспортные средства . Каждый блок состоит из 3 секций, каждая из которых имеет по 2 двери с каждой стороны, без внутреннего соединения между ними. Кабины машиниста расположены над концевыми тележками, и попасть в них можно только через небольшую дверь с каждой стороны. Ограничения по габаритам линии означали, что все электрические подсистемы располагались над сочленениями, между отдельными пассажирскими салонами.
Всего было построено 23 автомобиля, включая два прототипа в 1971 году, 19 серийных автомобилей с 1971 по 1973 год и еще два автомобиля в 1987 году, хотя первоначально в это время должны были быть закуплены еще два автомобиля. Все до сих пор находятся в эксплуатации. [ нужна ссылка ]
Станции и соединения
[ редактировать ]Метро 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
(Vörösmarty tér – Mexikói út) | ||||
Время в пути минуты | Станция | Время в пути минуты | Связь | Здания/Памятники |
---|---|---|---|---|
0 | Площадь Вёрёшмарти | 11 | 2, 2Б, 23 15 | Вигадо , Кафе Жербо , Министерство финансов |
1 | Площадь Ференца Деака | 10 | 47, 48, 49 72 9, 16, 100Э , 105, 178, 210, 210Б, 216 | Ратуша, Музей метро |
2 | Дорога Байчи – Жилински | 9 | 72 9, 105, 210, 210Б | Базилика Святого Стефана |
3 | Опера | 8 | 70, 78 105, 210, 210Б | Венгерский государственный оперный театр |
4 | В октябре | 7 | 4, 6 105, 210, 210Б | Театры (Оперетта, Микроскоп, Миклош Радноти,...) |
5 | улица Вёрёсмарти | 6 | 73, 76 105, 210, 210Б | Дом Террора |
6 | Кодай круг | 5 | 105, 210, 210Б | |
7 | улица Байза | 4 | 105, 210, 210Б | |
8 | Площадь Героев | 3 | 72, 75, 79 20Е, 30, 30А, 105, 210, 210Б, 230 | Музей изобразительных искусств , Выставочный зал , Городской парк , Площадь Героев. |
9 | Курорт Сечени | 2 | 72 | Термальные купальни Сечени , Зоопарк и Ботанический сад |
11 | Мексиканская дорога | 0 | 1, 1М, 3, 69 74, 74А, 82 25, 32, 225 |
Галерея об архивах
[ редактировать ]- Проспект Андраши с метро Миллениум (1896 г.)
- Завершение строительства выреза и покрытия
- Строящаяся линия на Октогоне
- Поезд возле площади Героев (до 1973 г.)
- Оригинальный подвижной состав
- Сохранившийся подвижной состав наследия в музее
- Старая и новая карта маршрутов М1 в городском парке
- Площадь Вёрёшмарти во времена социализма
- Площадь Ференца Деака во времена социализма
Галерея о станциях
[ редактировать ]- Площадь Вёрёшмарти
- Площадь Вёрёшмарти
- Площадь Ференца Деака
- улица Байчи-Жилински
- Опера
- В октябре
- улица Вёрёсмарти
- улица Вёрёсмарти
- Кодай круг
- улица Байза
- Площадь Героев
- Площадь Героев
- туннель
- Курорт Сечени
- Мексиканская дорога
См. также
[ редактировать ]- Метро на Тремонт-стрит , первый подземный железнодорожный туннель в Бостоне и первый в мире, после линии 1 в Будапеште.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ dailynewshungary.com/secrets-metro-1/
- ^ «БКК в цифрах» . bkk.hu . Архивировано из оригинала 30 июня 2021 года . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ «Будапешт M1: внутри старейшей сети метро континентальной Европы» . CNN . 19 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ «Интернационал» . Музей прибрежных троллейбусов . Проверено 13 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сорок пять лет под землей - Музей Деак тер в память о маленьком подземелье» [Сорок пять лет под землей - Музей Деак тер в память о маленьком подземелье]. ПештБуда (на венгерском языке). Látóhatár Kiadó Lap-és Könyvkiadó Kft 4 ноября 2020 г. Архивировано из оригинала 17 октября 2023 г. . Проверено 17 октября 2023 г.
- ^ «Вторая в мире подземная железная дорога» . Культура (на венгерском языке). 2 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 1 ноября 2019 года . Проверено 1 ноября 2019 г.
- ^ «На окраине Варошлигета прячутся забытые многовековые мосты» . 24.hu (на венгерском языке). 2018-02-11 Архивировано из оригинала 1 ноября 2019 года . Проверено 1 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Подземный музей Миллениум» . БКВ . Архивировано из оригинала 17 октября 2023 года . Проверено 17 октября 2023 г.
- ^ «В Будапеште построят новый «Миллениум-Сити Центр»» . Венгрия сегодня . 5 декабря 2023 г. Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ «Дубай в Венгрии: линия метро Будапешта, которой более 100 лет, может быть расширена» . Ежедневные новости Венгрии . 7 декабря 2023 г. Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Будапештское метро 18» . Музей прибрежных троллейбусов. Архивировано из оригинала 16 октября 2023 года . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ «МИЛЛФАВ» (на венгерском языке). БКВ. Архивировано из оригинала 18 октября 2023 года . Проверено 18 октября 2023 г.