Кормящая Мадонна

Мадонна Кормилицы , Дева Лактанс или Мадонна Лактанс — это иконография Мадонны с Младенцем , в которой Дева Мария изображена кормящей грудью младенца Иисуса . По-итальянски ее называют Мадонна дель Латте («Мадонна молока»). Это был распространенный тип в живописи до тех пор, пока атмосфера не изменилась после Тридентского собора , когда церковь не одобряла его, по крайней мере, в публичном контексте, по соображениям приличия. [ 1 ]
Изображение упоминается Папой Григорием Великим , а мозаичное изображение, вероятно, XII века, находится на фасаде церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме, хотя сохранилось несколько других примеров, относящихся к периоду до позднего средневековья. Его продолжали встречать в православных иконах (как Галактотрофуса по-гречески, Млекопитательница по-русски), особенно в России. [ 2 ]
Использование изображения, похоже, возродилось вместе с Цистерцианским Орденом в XII веке, как часть общего подъема Марии богословия и преданности . Молоко рассматривалось как «переработанная кровь», а молоко Богородицы в некоторой степени соответствовало роли Крови Христа . [ 3 ] [ 4 ]

В средние века средний и высший классы обычно передавали грудное вскармливание кормилицам , а изображение Кормящей Мадонны было связано с Мадонной Смирения , изображением, которое изображало Богородицу в более обычной одежде, чем показанные, например, королевские одежды. , на изображениях Коронации Богородицы и часто сидящих на земле. В первой половине 13 века было создано более ста сохранившихся картин. [ 5 ] Появление таких картин в Тоскане в начале 14 века было своего рода визуальной революцией, частично заменив Царицы Небесной изображения ; они также были популярны в Иберии .
Позднее средневековье и упадок
[ редактировать ]Большинство картин позднего средневековья представляют собой небольшие религиозные панели, содержащие только две основные фигуры (иногда плюс маленькие ангелы). Но Кормящая Богородица иногда становится центром священной беседы со святыми и, возможно, с портретами дарителей .
В голландской и фламандской живописи эпохи Возрождения , особенно в Антверпене варианты недавно популярного сюжета Святого Семейства (Богоматерь с Младенцем и Святым Иосифом , в начале 16 века появились ) с кормящей грудью Девой; Йос ван Клев нарисовал многие из них. Это были небольшие религиозные панели для домов зажиточных людей, а не для церквей. Несколько композиций были скопированы разными художниками, вероятно, по рисункам. [ 6 ] Опираясь на отрывок Людольфа Саксонского , эту тему также можно превратить в « Отдых на пути в Египет » с привлечением пейзажного фона. Иосифа можно было изобразить рядом с Марией или в виде маленькой фигурки, добывающей пищу на заднем плане, как это Джерарда Дэвида . сделано на картине [ 7 ] Иногда Богородица кормит грудью, сидя верхом на осле, еще на миниатюре XII века в монастыре Святой Екатерины на горе Синай . [ 8 ]
Другая композиция из той же фламандской среды, чаще всего встречающаяся на более дешевой льняной основе, а не на панели , по-видимому, была связана с поклонением Непорочному Зачатию . Здесь просто изображена Дева, смотрящая вниз, и Младенец. [ 9 ]
Другой тип изображения, также устаревший после Трента, изображал Марию, обнажающую грудь в традиционном жесте женской мольбы ко Христу, когда она просила о помиловании для грешников в сценах Деисуса или Страшного суда . Хорошим примером является фреска в Сан-Агостино в Сан-Джиминьяно , Беноццо Гоццоли написанная в честь окончания чумы.
Кормящая Дева пережила эпоху барокко; примеры включают некоторые изображения Святого Семейства , , Эль Греко , например [ 10 ] и повествовательные сцены, такие как « Отдых на пути в Египет» , например, Орацио Джентилески (версии в Бирмингеме и Вене).
Лактация Бернара
[ редактировать ]
Вариант, известный как Лактация святого Бернарда ( Lactatio Bernardi на латыни или просто Lactatio ), основан на чуде или видении, касающемся святого Бернара Клервоского, где Богородица окропила его губы молоком (в некоторых версиях он бодрствует и молится перед изображение Мадонны, у других спящей). [ 11 ] В искусстве он обычно становится на колени перед Мадонной Лактанс, и когда Иисус делает перерыв в кормлении, Дева сжимает ее грудь, и в него попадает брызги молока, часто изображаемые путешествующими на впечатляющее расстояние. По разным слухам, молоко дало ему мудрость, показало, что Дева была его матерью (и человечества в целом), или вылечило глазную инфекцию. В этой форме Мадонна Кормилицы сохранилась в искусстве барокко , а иногда и в стиле рококо , как, например, в главном алтаре Клостера Альдерсбаха . [ 12 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Магдалина Магдалины со святыми Леонардом и Петром и сценами из жизни святого Петра, ок. 1270
-
Липпо Мемми или круг, ок. 1340–50
-
Правая створка Меленского диптиха , ок. 1452, Жан Фуке
-
Мадонна кормящая грудью (ок. 1500 г. или позже), автор Ян Провост.
-
Андреа Соларио , Мадонна с зеленой подушкой , ок. 1507–10
-
Святое семейство , Йоос ван Клев , ок. 1512–13
-
Во время бегства в Египет , Андре Гонсалвеш , Португалия, до 1755 года.
-
Galaktotrophousa Makarios , Greece c. 1784
См. также
[ редактировать ]- Мадонна Литта
- Часовня Молочного грота , Вифлеем
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хинсдейл, Мэри Энн; Дуган, Кейт; Оуэнс, Дженнифер (2009). Со скамеек сзади . п. 102. ИСБН 978-0-8146-3258-1 .
- ^ Традиго, Альфредо (2006). Иконы и святые Восточной Православной Церкви, Путеводитель по изображениям . Гетти. п. 183. ИСБН 9780892368457 .
- ^ Саксон, Элизабет (2006). Евхаристия в романской Франции: иконография и богословие . Бойделл. стр. 205–207. ISBN 9781843832560 .
- ^ Эйнсворт, 308–310.
- ^ Эштон, Энн М. (2006). «Одномарийские лактаны». Интерпретация иконографии груди в итальянском искусстве, 1259-1609 гг. (PDF) . Университет Сент-Эндрюс. п. 42. ОСЛК 809064950 . Проверено 21 апреля 2021 г. (кандидатская диссертация)
- ^ Эйнсворт, 246–252.
- ^ Эйнсворт, 308 г.
- ^ [[:Файл:Бегство в Египет (12 Синайских островов).jpg| Монастырь Святой Екатерины ]]
- ^ Эйнсворт, 252–254.
- ^ Эль Греко в Будапеште.
- ^ Дьювез, Леон; ван Итерсон, Альберт (1956). «Лактация сенбернара: легенда и иконография». Сито в Нидерландах . 7 : 165–89.
- ^ Файл: Приходская церковь Альдерсбаха - Главный алтарь 2 Алтарь.jpg
Источники
[ редактировать ]
- Эйнсворт, Мэриан Винн и др., От Ван Эйка до Брейгеля: ранние нидерландские картины в Метрополитен-музее , 2009, Метрополитен-музей, 2009. ISBN 0-8709-9870-6 , книги Google