Х.Х. Мартин и Ко.
HH Martyn & Co — компания, занимающаяся резьбой по дереву и камню, базирующаяся в Челтнеме , Англия. Он предоставлял услуги архитекторам, и в нем работало более тысячи человек. Он украшал интерьеры многих знаменитых океанских лайнеров. Во время Первой мировой войны компания диверсифицировала производство самолетов и была ответственна за создание Gloster Aircraft Company . В 1934 году компания была продана компании Maple & Co. Он продолжал получать престижные контракты как до, так и после Второй мировой войны. В период снижения спроса компания закрылась в 1971 году.
История
[ редактировать ]В 1874 году Герберт Генри Мартин (1842–1937) оставил своего работодателя и начал бизнес с коллегой-каменщиком. За время его жизни в его компании работало более тысячи человек. Он ушел, потому что возмущался несправедливостью своего работодателя, приписывающего часть своей работы другим. [ 1 ] Мартин вырос в бедности, но стал опытным мастером, специализирующимся на резьбе по дереву и камню, с обширным опытом работы в церквях и вырезания памятников и надгробий. В 1888 году компания была основана как объединение художественных мастеров. Вместе со своим деловым партнером Альфредом Джеффри Эмсом он работал в нескольких церквях. [ 2 ] В 1900 году он основал компанию с ограниченной ответственностью. В это время, в возрасте 30 лет, его сын Альфред Вилли Мартин (AW) был назначен управляющим директором. [ 3 ] Целью AW было предоставление комплексных услуг архитекторам. К тому времени компания расширила свою деятельность на декоративную штукатурку, столярные изделия, столярное производство, работу с кованым железом и литье из бронзы и бронзы. [ 4 ]
Начиная с 1909 года с SS Orvieto и его родственного корабля SS Otranto , компания взялась за внутреннюю отделку и меблировку пассажирских судов. [ 5 ] включая RMS Lusitania и SS Empress of Asia .

После начала Первой мировой войны AW исследовала возможность привлечения компании к производству деревянных планеров, и вскоре они начали активно производить фюзеляжи и крылья для различных самолетов. Большую часть работы выполняли женщины. В 1917 году была основана Gloucestershire Aircraft Company (позже известная как Gloster Aircraft). [ 6 ]
Период сразу после войны оказался для компании трудным, но им посчастливилось получить контракт на расширение дворца Лалбах в Индии. [ 7 ] [ 8 ] В годы после войны поминки оказались важными в культурном отношении, и компания участвовала в создании множества военных мемориалов, в том числе Кенотафа в Уайтхолле. [ 9 ]
AW вышел из совета директоров HH Martyn и Gloster Aircraft в 1927 году после «острых разногласий с несколькими членами совета директоров». [ 10 ] а в 1934 году бизнес был продан компании Maples of London.

Несмотря на отсутствие участия семьи, многие аспекты бизнеса продолжали процветать в последующие годы, хотя депрессия 1930-х годов взяла свое. [ 11 ] Среди многих других лайнеров и « Куин Мэри» , и «Куин Элизабет» содержали мебель и фурнитуру от Martyns. [ 12 ] Многочисленные декоративные контракты варьировались от королевских заказов до общественных зданий, университетов, соборов, офисов, загородных домов и банков, отелей, кинотеатров, магазинов и театров. [ 13 ] коринфские капители над входом в Геологический музей , ныне являющийся частью Музея науки . В 1930-х годах Мартинс вырезал [ 14 ] а также они построили бронзовый главный вход и алюминиевые бронзовые перегородки в читальном зале библиотеки Кембриджского университета . [ 15 ] В рамках реконструкции Банка Англии бронзовую фигуру Ариэля на куполе работы Чарльза Уиллера . Мартинс отлил [ 16 ]
Хотя завод Мартинса Саннингенда в Челтнеме больше не был пригоден для строительства самолетов во время Второй мировой войны, он занимался строительством планеров Airspeed Horsa . [ 17 ]
После войны задача увековечивания памяти павших во многом заключалась в добавлении панелей к существующим мемориалам, но в случае с « Коммандос» это оказалось невозможным, поскольку они были установлены только в июне 1940 года. Мемориал «Коммандос» был создан Скоттом Сазерлендом , в ролях Мартинса, [ 18 ] и открыт королевой-матерью в 1952 году. Среди других известных статуй, отлитых Мартинсом, - статуя сэра Уинстона Черчилля в ратуше в Лондоне работы Оскара Немона. [ 19 ] и конная статуя Роберта Брюса Бэннокберн работы Пилкингтона Джексона , открытая королевой в 1964 году. Палата общин Соединенного Королевства была разрушена немецкой бомбардировкой во время войны. Мартинс создал новое кресло спикера, ящики для отправки и стол, на котором стоят ящики. [ 20 ] Кафедра и дека в соборе Святого Павла были вырезаны и построены Мартинсом и впервые использованы по случаю государственных похорон сэра Уинстона Черчилля в 1965 году. [ 21 ] Две скаковые лошади в натуральную величину работы Джона Скипинга были отлиты Мартинсом. [ 22 ] Гиперион в 1962 году и Шамоссер в 1966 году. Статуя Гипериона сейчас находится на территории Национального музея скачек , а статуя Шамоссара - в Снейлвелле .
В послевоенные годы судоходные компании работали над возмещением понесенных ими потерь пассажирских лайнеров. Также существовала необходимость переоборудовать лайнеры, такие как « Куин Мэри» , принятый на военную службу. Одним из особенно примечательных новых кораблей был RMS Caronia , для которого все декоративные металлические конструкции были предоставлены Мартинсом. [ 23 ] Более поздние работы включали в себя знаменитую винтовую лестницу на корабле SS Canberra . [ 24 ] и поставка панелей, потолков и фурнитуры на QE2 . [ 25 ]
Чтобы удовлетворить потребности своих клиентов, Мартинс нанял скульпторов. Роберт Линдси Кларк , который начинал учеником Мартинса, а затем учился в Школе искусств Ламбета . Он вернулся в Мартинс до 1901 года и примерно в 1905 году стал их главой отдела скульптуры и художественным руководителем. Он широко выставлялся и стал членом Королевского британского общества скульпторов . Уолтер Гилберт покинул Гильдию Бромсгроув и присоединился к Мартинсу в октябре 1918 года, продолжив свою плодотворную деятельность .
У Мартинса была спортивная площадка, состоящая из пяти теннисных кортов, двух футбольных полей, площадки для игры в крикет и беговой дорожки. Здесь также было два павильона с баром, комнатами отдыха и раздевалками. Это было первое учреждение, заключенное с сотрудниками. В 1971 году, во время падения спроса, [ 26 ] Мэйплс продала Мартинса компании, которая закрыла его, что позволило последней получить прибыль от продажи спортивной площадки. [ 27 ]
Хотя офис компании был разрушен в результате бомбардировки в 1940 году, а после закрытия фабрики также была проведена чистка материалов, [ 28 ] значительная коллекция материалов о компании до сих пор доступна в архивах Глостершира. [ 29 ]
Судовые контракты
[ редактировать ]
Следующая таблица взята из главы 13 книги «Лучшее » и предназначена для иллюстрации объема работ, выполненных Мартинсом на океанских лайнерах. Как признается автор:
Хотя контракты на судостроительные работы Мартина, вероятно, были его самой обширной деятельностью и включали в себя некоторые из его лучших работ, исследования оказались трудными из-за короткого срока службы многих кораблей из-за войны, а также из-за того, что сохранилось мало записей. Во многих случаях, даже если записи существуют, упоминается только архитектор, а не компания или люди, производящие работу.
Печально и то, что, хотя когда-то существовала обширная библиотека фотографий, показывающих работу компании, похоже, что и они, как и многие корабли, бесследно исчезли. [ 30 ]
Задача идентификации кораблей еще больше усложнялась тем, что названия кораблей использовались повторно - например, три корабля под названием « Императрица Британии» были построены в 1905, 1930 и 1955 годах соответственно. События ХХ века также повлияли на использование кораблей. Например, « Императрица Азии» стала вооруженным торговым крейсером в Первой мировой войне и военным кораблем во Второй мировой войне, а затем была потоплена японскими пикирующими бомбардировщиками в 1942 году.
Имя | Год | Компания | Работа | Архитектор |
---|---|---|---|---|
Королева Елизавета 2 | 1969 | Кунард Лайн | Обшивка, потолки и все фитинги в кормовой части корабля | неизвестный |
Иверния | 1955 | Кунард Лайн | неизвестный | неизвестный |
Саксония | 1954 | Кунард Лайн | неизвестный | неизвестный |
Карония | 1947 | Кунард Лайн | Все работы по металлу | неизвестный |
Королева Елизавета | 1938 | Кунард Лайн | Лестницы, фойе и входы | Г.Грей Уорнум ФРИБА |
Королева Мэри | 1936 | Кунард Лайн | Лестницы, фойе и входы | Мьюз и Дэвис |
Лузитания | 1906 | Кунард Лайн | Некоторые общественные помещения (вероятно, во время ремонта) | Джеймс Миллар |
Камерун | 1920 | Якорная линия | Общественные помещения | неизвестный |
Ланкастрия | 1920 | Якорная линия | Общественные помещения | неизвестный |
Императрица Канады | 1960 | Канадский Тихоокеанский регион | Зал Windsor и зал «Канада» | неизвестный |
Императрица Британии | 1930 | Канадский Тихоокеанский регион | Общественные помещения, фойе и входы первого класса | Автор: Стейнс Рой и Эй Джонс ФРИБА |
Императрица Японии | 1929 | Канадский Тихоокеанский регион | Общественные помещения, фойе и входы первого класса | Автор: Стейнс Рой и Эй Джонс ФРИБА |
Императрица России | 1912 | Канадский Тихоокеанский регион | Общественные помещения первого класса, курительная комната якобинского характера | неизвестный |
Императрица Азии | 1912 | Канадский Тихоокеанский регион | Столовая, штукатурка и кованое железо, комната Сассекса | Г.А. Кроули |
Императрица Шотландии | 1906 | Канадский Тихоокеанский регион | Салон-столовая, возможно больше, но без документации | Автор: Стейнс Рой и Эй Джонс ФРИБА |
герцогиня Бедфорд | 1928 | Канадский Тихоокеанский регион | Общественные помещения, фойе и входы первого класса | Автор: Стейнс Рой и Эй Джонс ФРИБА |
Герцогиня Йоркская | 1928 | Канадский Тихоокеанский регион | Общественные помещения первого класса | неизвестный |
Герцогиня Ричмондская | 1928 | Канадский Тихоокеанский регион | Общественные помещения, фойе и входы первого класса | Автор: Стейнс Рой и Эй Джонс ФРИБА |
Герцогиня Атолл | 1927 | Канадский Тихоокеанский регион | Общественные помещения, фойе и входы первого класса | Автор: Стейнс Рой и Эй Джонс ФРИБА |
Принцесса Маргарита | 1924 | Канадский Тихоокеанский регион | Общественные помещения первого класса | неизвестный |
Принцесса Кэтлин | 1924 | Канадский Тихоокеанский регион | Общественные помещения первого класса | неизвестный |
Монарх Бермудских островов | 1931 | Фернесс Уити | Курительная комната, письменные комнаты, библиотека, гостиная, кафе в крыле, кафе на веранде, входы на миделе, солнечная палуба и палуба «А», носовые входы и спортзал. | А. Макиннес, Гарднер и партнеры |
Королева Бермудских островов | 1931 | Фернесс Уити | Общественные помещения первого класса | А. Макиннес, Гарднер и партнеры |
Западный принц | 1929 | Фернесс Уити | Главная лестница, комната для курения и, возможно, еще что-то, но документации нет. | А. Макиннес, Гарднер и партнеры |
Леди Нельсон | 1928 | Канадский национальный | Общественные помещения, фойе и входы первого класса | Роберт Уайт |
Леди Дрейк | 1928 | Канадский национальный | Общественные помещения, фойе и входы первого класса | Роберт Уайт |
Леди Хокинс | 1928 | Канадский национальный | Общественные помещения, фойе и входы первого класса | Роберт Уайт |
Леди Родни | 1929 | Канадский национальный | Общественные помещения, фойе и входы первого класса | Роберт Уайт |
Канберра | 1961 | ПиО | Вестибюли и лестницы первого класса, винтовая лестница | Кассон Кондер Партнерство |
Малоя | 1911 | ПиО | Общественные помещения первого класса | неизвестный |
Зрение | 1924 | Восточная линия | Общественные помещения, фойе, лестницы и входы первого класса | АН Прентис ФРИБА |
Оронсай | 1924 | Восточная линия | Общественные помещения, фойе, лестницы и входы первого класса | АН Прентис ФРИБА |
Молиться | 1929 | Восточная линия | Общественные помещения, фойе, лестницы и входы первого класса | АН Прентис ФРИБА |
Отранто | 1925 | Восточная линия | Общественные помещения, фойе, лестницы и входы первого класса | АН Прентис ФРИБА |
Орфорд | 1928 | Восточная линия | Общественные помещения, фойе, лестницы и входы первого класса | АН Прентис ФРИБА |
Оркнейские острова | 1936 | Восточная линия | Общественные помещения, фойе и входы первого класса | Брайан О'Рорк, Массачусетс, FRIBA |
Орион | 1934 | Восточная линия | Каюты класса люкс, общественные помещения, входы и лестницы туристического класса | Брайан О'Рорк, Массачусетс, FRIBA |
Ормонд | 1917 | Восточная линия | Общественные помещения, фойе, лестницы и входы первого класса | АН Прентис ФРИБА |
Орвието | 1909 | Восточная линия | Общественные помещения – потолки и колонны | АН Прентис ФРИБА |
сила | 1909 | Австралазийский Юнайтед | Первоклассные общественные помещения | неизвестный |
Рангитан | 1929 | Доставка Новой Зеландии | Первоклассные общественные помещения | неизвестный |
Рангитата | 1929 | Доставка Новой Зеландии | Первоклассные общественные помещения | неизвестный |
Вобан | 1912 | Лэмпорт и Холт | Общественные помещения первого класса | неизвестный |
Вандик | 1906 | Лэмпорт и Холт | Общественные помещения | неизвестный |
Северная звезда | 1962 | Шоу, Сэвилл и Альбион Лайн | неизвестный | неизвестный |
Готика | 1947 | Шоу, Сэвилл и Альбион Лайн | Никелевое серебро на лестнице – возможно, больше | неизвестный |
Вулкания | 1926 | Линия Косулича | Общественные помещения первого класса | неизвестный |
СС Идеальный принц | 1961 | Национальная судоходная компания | Многочисленные общественные помещения и купальни. | неизвестный |
Военные мемориалы
[ редактировать ]Следующая таблица была взята из The Best . Учитывая происхождение компании, было естественно, что она применит свои навыки для создания множества мемориалов, которые были необходимы после Первой мировой войны. После Второй мировой войны было создано относительно немного новых мемориалов, но существующие были расширены в память о павших.
Имя | Ссылка на наследие | Работа | Адрес |
---|---|---|---|
Эйр Мемориал королевских шотландских стрелков | Военный мемориал королевских шотландских стрелков Эйра | Скульптор К. д'О. Пилкингтон Джексон, созданный Мартинсом, представлен 12 июня 1960 года. | Площадь Сен-Жермен-ан-Ле, между Бат-Плейс и Павильон-роуд, Эр, Шотландия |
Брэдфордский военный мемориал | Брэдфордский военный мемориал | Бронзовые скульптурные фигуры Мартинса вполне можно отнести к Роберту Линдси Кларку. | Prince's Way, Брэдфорд, Западный Йоркшир, BD5 0BQ, Англия |
Кембриджское американское кладбище и мемориал | Кембриджское американское кладбище | Основание и верх флагштока отлиты Мартинсом. | Madingley Road, Котон, CB23 7PH, Кембридж, Великобритания |
Челтнем, военный мемориал церкви Святого Петра | Челтнем, военный мемориал церкви Святого Петра | Крест из местного камня, бронзовый лавровый венок. | Кладбище Святого Петра, Тьюксбери-роуд, Челтнем, Глостершир, GL51 9AH, Англия |
Военный мемориал Крю | Военный мемориал Крю | Бронзовая статуя была создана Уолтером Гилбертом и отлита Мартинсом. | Принс-Альберт-стрит, Крю, Чешир CW1 2DF |
Мемориал Черного дозора, Паури Брей | Данди, Мемориал Блэк Дозор | Мемориал всем чинам батальонов Данди и Ангус Black Watch, погибшим во Второй мировой войне, созданный Скоттом Сазерлендом и отлитый Мартинсом. Открыт 15 октября 1959 г. | Эммок Роуд, Данди, DD4 9RA, Шотландия |
Флитвуда Ворота Мемориального парка | Ворота Мемориального парка Флитвуда | Парк, спроектированный сэром Лесли Патриком Аберкромби RIBA; Ворота для парка Мартинс | Парк-авеню, Флитвуд, Ланкашир, FY7 6TP, Англия |
Глостерский военный мемориал | Глостерский военный мемориал | Бронзовую фигуру наверху мемориала и боковое панно выполнил Мартиньш. | Парк, Парк-Роуд, Глостер, Глостершир, GL1 1LF |
Экклстон, военный мемориал Сент-Хеленс | Военный мемориал Западного Дерби | Создано Уолтером Гилбертом и Луи Вайнгарнером в Martins | Пересечение улиц Сент-Хеленс-роуд и Берроуз-лейн, Экклстон-лейн-Эндс, Прескот, Ливерпуль, L34 6JN |
Военный мемориал Вест-Хартлпула | Военный мемориал Вест-Хартлпула | Дизайн Джорджа Дж. Кумбса, Абердин. Гранит и бронза | Площадь Победы, Виктория-роуд, Хартлпул, графство Дарем, Англия |
Обмен флагами Военный мемориал | Ливерпульский военный мемориал обменивается флагами | Мемориал отлил Мартинс. | 9 флагов обмена, Ливерпуль, L2 3YL |
Нижней Резни Военный мемориал | Военный мемориал Нижней Резни | Построен в 1920 году Мартинсом. | На кладбище церкви Святой Марии, Лоуэр Слотер, Котсуолд, Глостершир. |
Кенотаф | Лондон, Кенотаф | Разработан сэром Эдвином Лютьенсом, вырезан Мартинсом. | Уайтхолл, Вестминстер, Лондон SW1A 2ET |
Городской военный мемориал, Ноттингем | Ноттингем, Военный мемориал | Кованые ворота мемориала были спроектированы Т. Уоллисом-Гордоном и построены Мартинсом. | Сады Ноттингемского военного мемориала, набережная Виктории, Ноттингем NG2 2LA |
Пелтона Фелла Кенотаф | Кенотаф Пелтон Фелл и мемориальные ворота | Ворота Мартинса | Мемориальный парк Пелтона Фелла, Стейшн-лейн, Пелтон-Фелл, Честер-ле-Стрит, графство Дарем, DH2 2RL, Англия |
Сметвика Военный мемориал | Военный мемориал Сметвика | Каменная колонна, бронзовая фигура и панно, работа Мартинса. | Парк Виктория, Сандвелл, Уэст-Мидлендс, Англия |
Мемориал коммандос | Спинский мост, Мемориал коммандос | Мемориал офицерам и солдатам коммандос, погибшим во Второй мировой войне, созданный Скоттом Сазерлендом и отлитый Мартинсом. Открыт 27 сентября 1952 г. | A82 (от Форта-Уильяма до Инвернесса), Спин-Бридж, PH34 4EN, Шотландия |
Трун Военный мемориал | Трун, Эспланада Саут-Бич, Военный мемориал | Создано Мартинсом | South Beach Esplanade, Трун, KA10 6EJ, Шотландия |
Уолсоллский военный мемориал | Уолсоллский военный мемориал | Колонна из известняка работы Мартинса. | Брэдфорд Плейс, Уолсолл, Уэст-Мидлендс, Англия |
Архитектурные работы и скульптура
[ редактировать ]В следующей таблице перечислены некоторые из многих работ, описанных в The Best . Он не претендует на всеобъемлющий характер.
Имя | Ссылка на наследие | Работа | Адрес |
---|---|---|---|
Конная статуя Роберта Брюса, Бэннокберн | Бэннокберн, Конная статуя | Скульптор К. д'О. Пилкингтон Джексон, актер Мартинс | Глазго Роуд, Уинс оф Милтон, Стерлинг, FK7 0LJ |
Бесфорд , Церковь Святого Петра | Бесфорд, Церковь Святого Петра | Х. Х. Мартин выполнил резную работу во время реставрации в 1881 году вместе со своим партнером А. Дж. Эммсом. | Бесфорд, Уичавон, Вустершир
Вустершир |
Библиотека Кембриджского университета | Университетская библиотека | Бронзовый главный вход и экраны в читальный зал были изготовлены компанией Martyns. | Библиотека Кембриджского университета, Вест-Роуд, Кембридж, CB3 9DR, Великобритания |
Площадь Виктории, Бирмингем Статуя королевы Виктории | Ратуша Бирмингема, Статуя королевы Виктории | Бронзовая статуя возле ратуши заменила сильно обветшавшую. | Площадь Виктории, Бирмингем, B3, Англия |
Челтнемская церковь Святого Стефана | Челтнем, Церковь Святого Стефана | Его Святейшество Мартин в сотрудничестве с Альфредом Джеффри Эммсом выполнил резные работы на нефе и прилавках. | 42 St Stephen's Rd, Челтнем GL51 3AB |
Колчестерского замка Входные ворота в парк | Вход в Замковый парк | Кованые ворота на въезде на Каудрей-Кресент были созданы Мартинсом. | Колчестерский замок, Замковый парк, Колчестер, CO1 1TJ |
Инверфорт-Гейт -Гроувлендс Парк | Парк Гроувлендс, ворота Инверфорта | Ворота создал Мартинс. | Парк Гроувлендс, Борн, Саутгейт Лондон, N14 6RA |
Хогнастон , собор Святого Варфоломея | Хогнастон, собор Святого Варфоломея | Витражи в церкви выполнил Мартиньш. | Церковь Святого Варфоломея, Стоунпит-лейн, Хогнастон, Эшборн, DE6 1PR |
Зал масонов, Лондон | Лондон, Зал масонов | большие бронзовые двери и масонский храм были отлиты Мартинсом. | 60 Грейт-Куин-стрит, Лондон WC2B 5AZ |
Банк Англии | Лондон, Банк Англии | Фигуру Ариэль на куполе здания выполнил Мартинс. | Треднидл-стрит, Лондон, EC2R 8AH |
Палата общин Соединенного Королевства | Лондон, здание Парламента | Кресло докладчика, почтовые ящики и стол, на котором они стоят, были изготовлены Мартинсом. | Палата общин Лондона SW1A 0AA |
Здания Индии | Ливерпуль, Индия Здания | Декоративные штукатурные потолки и бронзовые входные двери создал Мартинс. | Уолтер Стрит, Ливерпуль, L2 0RR |
Национальный музей скачек | Скульптура Гипериона, победителя Дерби 1933 года, была создана профессором Джоном Скипингом и отлита Мартинсом в 1962 году. Сейчас она находится на территории музея. Статуя Шамоссара, отлитая Мартинсом в 1966 году, находится в Снейлвелле. | Palace House Palace Street, Ньюмаркет CB8 8EP | |
Баллиол-колледж, Оксфорд | Оксфорд, Баллиол-колледж | Резьбу по дереву и обшивку зала выполнил Мартинс.] | Брод-стрит, Оксфорд, OX1 3BJ |
Суиндона Гражданские офисы | Гражданские офисы Суиндона | Металлообработка от HH Martin | Евклид-стрит, Суиндон, SN1 2JH, Англия |
Торнтон-Мэнор | Торнтон-Мэнор | Музыкальный зал: обшивка, остекление, резьба. | Manor Road, Уиррал, CH63 1JB, Англия |
См. также
[ редактировать ]- Трастовый договор Ре Денли , 1969 г., судебное дело об английских трастах, касающееся спортивной площадки компании.
- Плимутский военно-морской мемориал
- Унитарная церковь на Уллет-Роуд
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Из личного аккаунта HH Мартина, опубликованного в Джон Уитакер (1985). Лучшее . п. 14.
- ^ «Мартин, Герберт Генри, Общество истории мебели» .
- ^ Уитакер, соч. цит. стр. 21
- ^ например, Ливерпульский торговый журнал, 6 февраля 1912 г., стр. 7; «Челтнемский наблюдатель» , 24 мая 1902 г., стр. 509; Шеффилд Дейли Телеграф , 10 февраля 1911 г.
- ^ Уитакер, соч. соч., стр. 224-229.
- ^ «Первая мировая война: Его Величество Мартин превращается из роскошных лайнеров в военные самолеты - BBC News» . 2 июня 2014 г.
- ^ Уитакер, указ. цит. Страницы 23-30,
- ^ Большой индийский контракт, Yorkshire Post, 4 ноября 1924 г.
- ^ Уитакер, указ. соч., стр. 251.
- ^ Уитакер, указ. цит., стр. 31.
- ^ Уитакер, указ. соч., стр. 194.
- ^ Уитакер, указ. соч., стр. 236.
- ^ Уитакер, указ.: информация взята из рекламных брошюр, страницы 266–272.
- ^ Уитакер, указ. соч., стр. 40
- ^ Уитакер, указ. соч., страницы 104 и 117.
- ^ Уитакер, указ. соч., стр. 289.
- ^ «Аэродромная исследовательская группа — Производственные площадки Gloster Aircraft Company — Форум АРГ» . 25 апреля 2015 г.
- ^ Уитакер, указ. цит., стр. 96.
- ↑ Birmingham Daily Post, 7 марта 1958 г., страница 3.
- ^ Уитакер, указ. соч. Страница 253
- ^ Уитакер, указ. цит. Страница 57
- ^ Уитакер, указ. соч., стр. 133.
- ^ Уитакер, указ. соч. Страница 234
- ^ Уитакер, указ. соч. Страница 234
- ^ Уитакер, указ. соч. Страница 235
- ^ «Путеводитель Грейс по британской промышленной истории: Х.Х.Мартин» .
- ^ Уитакер, указ. соч., стр. 213.
- ^ Уитакер, указ. соч., стр. 193.
- ^ «HH Martin and Co Ltd из Челтнема» .
- ^ Уитакер, соч. цит. п. 243
- Производители авиационных компонентов Соединенного Королевства
- Архитектурное проектирование
- Архитектурная скульптура
- Британская скульптура
- Бронзовые скульптуры
- Литье (производство)
- Обладатели британских королевских ордеров
- Челтнем
- Несуществующие производители мебели
- Несуществующие производственные компании Англии
- Правительственные здания в Соединенном Королевстве
- Дизайн интерьера
- Библиотеки Кембриджского университета
- Внесенные в список зданий в Соединенном Королевстве
- Металлообработка
- Монументальные каменщики
- Пассажирские суда Соединенного Королевства
- Религиозные здания и сооружения в Лондоне
- Корабли, построенные в Белфасте
- Корабли, построенные на реке Клайд
- Корабли, построенные на реке Мерси
- Корабли, построенные в Барроу-ин-Фернесс
- Военные памятники и мемориалы