Jump to content

Пача (мифология инков)

(Перенаправлено с Уку Пача )
Местный летописец Фелипе Гуаман Пома де Айала в своей книге «Новая корона и буэн» (1615, ф. 912) использует термины «ханакпача» ханак пача и «укопача» уху пача , утверждая, что доиспанские жители Анд знали о христианском Боге под властью Вира на. мне .

Паша ( произношение на языке кечуа: [pætʃæ] ) — андская космологическая концепция, связывающая физический мир и пространство со временем . [ 1 ] и соответствует понятию пространства-времени. [ 2 ] [ 3 ]

Буквальное значение этого слова на языке кечуа — «место». Пача может иметь различные значения в разных контекстах и ​​ассоциироваться с разными стадиями и уровнями прогрессивного развития космоса в направлении разрыва и дифференциации форм. [ 1 ] и приписывают кодированию концепции инков для разделения различных сфер космоса, сродни «царству» или «реальности». Эта последняя интерпретация, оспариваемая некоторыми учеными, поскольку такие названия миров могли быть продуктом лексических инноваций миссионеров (и, следовательно, христианского влияния), считается, что она относится к «реальным, конкретным местам, а не к неземным потусторонним мирам». [ 4 ]

Определение

[ редактировать ]

На современных языках кечуа пача означает «место, земля, почва, регион, период времени». [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Использование этого слова как для пространственной, так и для временной ссылки было реконструировано с тем же значением в прото-кечуанском * pacha . [ 8 ] [ 9 ] Нет этимологической связи между пача и терминами прото-кечуа * paʈʂak («сто»), [ 8 ] или * paʈʂa («живот»), [ 10 ] ни на южном языке кечуа термин p'acha («одежда»). [ 5 ] [ 11 ] Используется ли это слово в отношении его пространственного или временного значения, зависит от контекста, как, например, в пача чака («земной мост»). [ 6 ] или в ñawpa pacha , что означает «древние времена» (буквально « времена предков »). [ 12 ]

На классическом языке кечуа это слово, похоже, означало «мир» или «вселенная», когда оно не ассоциировалось с другими словами. Он часто присутствовал в важных именах собственных в андских доиспанских культурах, таких как теоним ⟨Pachacamac⟩ pacha kama-q («сторонник вселенной, создатель мира», [ 13 ] или «тот, кто оживляет почву» [ 14 ] ) или ⟨Пачакути⟩ поворот времени («поворот мира»). [ 15 ]

В доколумбовые времена термин пача обозначал специфическое культурное понятие , которое трудно перевести на европейские языки. Антрополог Кэтрин Дж. Аллен переводит пача как «мировой момент». [ 16 ] и ученый Эусебио Манга Кеспи заявил, что пача можно перевести как « пространство-время ». [ 17 ]

Андская космологическая концепция

[ редактировать ]

В доколумбовом мире Анд концепция времени была связана с пространством , которое вместе называлось pacha (земля, почва), которое находилось в постоянном развитии в направлении порядка и в направлении «функциональной дифференциации и разрыва форм, факторов взаимодополняемости, а не соперничества» . , следовательно, мира и производительности ». [ 1 ] Однако вместо того, чтобы представлять состояние постоянных изменений или прогресса, оно представляло собой «прерывистое равновесие» и порядок, прерываемый моментами радикальных изменений. [ 18 ]

В космосе не было исключительно духовных реалий, поскольку «материальные и духовные [вещи] принадлежали к одной и той же сфере существования и опыта». [ 4 ] В соответствии с андскими концепциями двойственности, дополнительности и оппозиции пространство-время задумывалось в связи с определенными событиями, социальными отношениями, жизненной силой ( камакен ), социальным бытием, определенными вакас ( созвездиями , предками и божествами, персонифицированными в ландшафте). [ 2 ] [ 14 ] существовали различные географические пространственно-временные подразделения с сильным политическим и идеологическим подтекстом, В Куско и Империи инков показывающие социальный статус и положение групп и мест и влияющие на административную организацию андских вождеств. [ 3 ] [ 19 ] [ 18 ]

Прогрессивное и циклическое развитие к порядку

[ редактировать ]

История развития мира у инков была линейной, подобно историческим повествованиям , и циклической, создание мира постоянно и символически воссоздавало себя. [ 3 ]

Пространственно-временное развитие космоса разделилось на несколько основных этапов развития мира: досолнечную эпоху, в течение которой люди жили в полумраке, завершившуюся событием прихода Солнца, установление чередование ночи и дня ; солнечная эра, разделенная на два периода с приходом великого потопа под названием Уну Пачакути («обращение пространства-времени или возвращение времени с помощью воды»): первый период, когда вака правили Андскими государствами, и второй период. во время которого поддерживались отношения противостояния и взаимодополняемости между ллактами , городскими пространствами, и урку , необитаемыми горными землями, древние лорды вака теперь олицетворяли природные пространства, окружающие и определяющие идентичность андских социально-территориальных и политических образований; а затем Пурум Пача и Инка Пача , причем первая эпоха представляет собой доинкскую эпоху, предположительно некультурную и варварскую, а вторая представляет собой эпоху инков, в которую, после завоеваний императора инков, Пачакути («поворот мира» или «катаклизм»), которые знаменуют собой «своего рода «возвращение на круги своя», после истощения сил [ camaquen ] эпохи, которая заканчивалась» и которая затем стала старой эпохой, связанной с хаосом, на империю инков возложена цивилизаторская и упорядочивающая миссия пост- потопного мира. [ 1 ] в частности, для того, чтобы отсрочить конец и циклический перезапуск мира.

Летописцы колониального периода упоминали различные пачи в разном количестве. По мнению Инки Гарсиласо де ла Вега , их было только две, тогда как Педро Сармьенто де Гамбоа писал о трёх эпохах, а Фелипе Гуаман Пима де Айала — о пяти. [ 20 ]

Три царства

[ редактировать ]

, существовало еще два пространственно-временных «царства» или «мира», называемых Пача . По мнению различных антропологов, историков и лингвистов, помимо « Этого Пача » [ 17 ] [ 16 ] Этот постулат основан на соединениях кечуа, используемых в колониальных источниках для христианских концепций, указывающих на доиспанское использование космологических концепций . Так обстоит дело с ханан пача или ханан пача и уку пача или уху пача, которые использовались для обозначения « христианского рая » и « христианского ада » соответственно, поскольку, по крайней мере, первый письменный текст на языке кечуа [ 21 ] и первые словари кечуа. [ 22 ] [ 23 ]

Эти сферы являются не только пространственными, но одновременно пространственными и временными . [ 24 ] инков Вселенная считалась единой системой Хотя в космологии , [ нужна ссылка ] разделение между мирами является частью дуализма , заметного в верованиях инков, известного как янантин . Эта концепция двойственности рассматривала все существующее как имеющее две противоположные взаимодополняющие характеристики (женское и мужское, горячее и холодное, положительное и отрицательное, темное и светлое, порядок и хаос и т. д.). [ 25 ] Этот дуализм между верхней пачей , в которой доминирует божество дождя, неба, атмосферных явлений, града, грома и молний, ​​Иллапа , и нижней пачей , возглавляемой божеством-создателем Виракоча , создателем орошаемых земель , сельское хозяйство и божество подземного океана под земной корой, снабжающее водой озера и источники, «таким образом закрепили отношения противостояния и взаимодополняемости, существующие между обитателями каждого из двух горных экологических (эксплуатирующих) уровней». [ 26 ]

Ханан Паша

[ редактировать ]

Составное ханан пача (букв. «верхняя пача» ), [ 27 ] используется для обозначения « неба » в колониальных источниках и интерпретируется как первоначальное название космологического царства, которое включало бы небо , солнце , луну , звезды , планеты и созвездия (особенно важное значение имеет Млечный путь ). Его терминологическим аналогом на языке аймара было бы alax pacha . [ 28 ] [ 29 ] В Ханан-паче жили Инти , бог солнца мужского пола, и Мама Килла , богиня луны женского пола. [ 24 ] В дополнение к этому, Иллапа , бог грома и молнии, также существовал в царстве Ханан Пача . [ 24 ] Подтвержденное колониальное использование этого соединения стало бы новой интерпретацией существовавшей ранее концепции. [ 30 ]

Кей Пача

[ редактировать ]

Кай пача ( кечуа : «это пача ») или он же пача ( аймара : «это пача ») [ 28 ] был бы воспринимаемый мир, в котором обитают люди, животные и растения. Кей-пача, возможно, часто подвергался влиянию борьбы между Ханан-пача и Уху-пача . [ 24 ] Это царство изначально не имело бы того подчинения и низшего статуса по отношению к высшему царству, которое оно имеет в христианском понимании. [ 31 ]

Глубокое время

[ редактировать ]
Космологический рисунок летописца аймара Хуана де Санта-Крус Пачакути Ямки Салькамайгуа (1613 г.), который был интерпретирован как изображение Пачамамы . [ нужна ссылка ]

По-английски преступный мир (букв. «нижний мир ») [ 32 ] или рев паши [ нужна ссылка ] Термин, используемый для обозначения « ада » в колониальных источниках, изначально подразумевал внутренний мир. Уху пача ассоциировался как с мертвыми, так и с новой жизнью. [ 29 ] использовались этого термина на языке аймара В качестве аналога манка пача или манкипача . [ 28 ] Как царство новой жизни, это измерение связано со сбором урожая и Пачамамой , богиней плодородия. [ 33 ] Поскольку это царство мертвых, оно, возможно, было населено супай . Это последнее слово использовалось миссионерами для описания Сатаны , но многие антропологи интерпретируют его как доиспанское название демоноподобных существ, которые мучили живых. [ 33 ]

человеком, Нарушение уху-пачи возможно, считалось священным делом, а церемонии и ритуалы часто были связаны с нарушениями поверхности. [ нужна ссылка ] По обычаям инков , во время возделывания картофеля нарушение почвы сопровождалось множеством священных ритуалов. [ 34 ] Точно так же ритуалы часто приносили еду, напитки (часто алкогольные) и другие удобства к отверстиям пещер для духов предков. [ 33 ]

Когда испанцы завоевали этот регион, ритуалы уху-пача стали иметь решающее значение в миссионерской деятельности и горнодобывающих операциях. Кендалл В. Браун утверждает, что дуалистическая природа и ритуалы, связанные с открытием уху пача, возможно, облегчили первоначальное привлечение местных рабочих к работе в шахтах. [ 35 ] Однако в то же время, поскольку добыча полезных ископаемых считалась нарушением «подземной жизни и духов, которые ею управляли, они уступали священности, не принадлежавшей привычной вселенной, более глубокой и рискованной святости». [ 35 ] Чтобы гарантировать, что беспорядки не причинят зла ​​ни шахтерам, ни миру, коренное население принесло традиционные подношения супаю . Однако католические миссионеры проповедовали, что супай были чистым злом, приравнивали их к дьяволу и аду и, таким образом, запрещали подношения. [ 35 ] Таким образом, ритуал, окружающий уху-пачу, сохранил свое значение даже после испанского завоевания.

Связи между пашами

[ редактировать ]

Хотя разные сферы были бы различны, между ними существовало бы множество связей. Пещеры и источники служили связующими звеньями между уху-пача и кай-пача , а радуга и молнии служили связующими звеньями между ханан-пача и кай-пача . [ 29 ] Кроме того, человеческие духи после смерти могли обитать на любом из уровней. Некоторые останутся в кай-паче , пока не закончат дела, а другие могут перейти на два других уровня. [ 30 ]

Циклическое развитие

[ редактировать ]

Согласно другим реконструкциям, наиболее значительная связь между разными уровнями имела место в катастрофических событиях, называемых пачакутий («поворот мира»). [ 15 ] ). Это были бы случаи, когда различные уровни влияли бы друг на друга, трансформируя весь мировой порядок и, следовательно, вызывая и внося свой вклад в циклическое и прогрессивное развитие космоса. Они могут произойти в результате землетрясений, наводнений или других катастрофических событий. [ 24 ]

Различные историки, антропологи и лингвисты критикуют существование концепции Пача в доколумбовой Андской мысли, которая во многом основана на хронике местного летописца Гуамана Помы года 1616 . Этот летописец, писавший в определенном политическом контексте, думал, как и Инка Гарсиласо де ла Вега , что императоры инков подготовили Анды к принятию католицизма , сравнивая события космологического развития Анд с западной историей , в частности, используя слово « потоп » для описания Уну Пачакути , и поэтому сравнивает разрушение мира божеством-создателем Виракоча с библейским потопом . [ 36 ]

Археолог Пьер Дювиольс отмечает, что Гуаман Пома, приняв западный образ мышления , использовал, наряду с другими летописцами, понятие «возрастов», для описания предполагаемых циклов, что было важной частью древнегреческой мысли . Основная критика концепции пача связана с отсутствием ранних колониальных письменных источников в ее пользу. [ 36 ] Другая критика касается идеи трех миров в космологии инков. По мнению историка Хуана Карлоса Эстенсоро, кай-пача — это миссионерский неологизм , и, хотя другие соединения, возможно, существовали ранее, интерпретация пача как «царства» может быть приписана католическим миссионерам. [ 37 ] Более того, перуанский лингвист Родольфо Серрон Паломино приписывает создание сложных слов полностью лексическому планированию католических миссионеров . [ 38 ] Согласно этой критике, пространственно-временная концепция пача как «эры», «этапа» или «царства» была бы неоправданным анахронизмом приписывания христианских верований андским доиспанским обществам. Однако многие ученые, такие как Натан Вахтель и Хуан де Оссио, защищают хронику Гуаманской Помы и концепцию Паши в доиспанские времена. [ 36 ] Грегори Хаймович заявляет, что некоторые части работы указывают на существование трех сфер в доиспанской космологии. [ 31 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Итье, Сезар (2008). "Время". Инки . Париж : Les Belles Lettres . стр. 106–112.
  2. ^ Jump up to: а б Н. Д'Алтрой, Теренс (2014). «Думающий Инка». Инки (2-е изд.). Уайли-Блэквелл . п. 131.
  3. ^ Jump up to: а б с Гарсия, Фрэнк (2019). «Смысл истории: от хаоса к всеобщему порядку». Инки: Встреча с последним доиспанским государством Анд . Париж : Éditions Ellipses. стр. 157–158.
  4. ^ Jump up to: а б Н. Д'Алтрой, Теренс (2014). «Думающий Инка». Инки (2-е изд.). Уайли-Блэквелл . п. 125.
  5. ^ Jump up to: а б Итье, Сезар (2017). Словарь южного кечуа: испанский (с индексом испанско-кечуа) (1-е издание). Лима, Перу: редакционные комментарии. п. 154. ИСБН  978-9972-9470-9-4 .
  6. ^ Jump up to: а б Торрес Менчола, Денис Джоэл (17 октября 2019 г.). Лингвистический обзор департамента Кахамарка на основе изучения современной топонимики (магистерская диссертация, лингвистика). Папский католический университет Перу. п. 203.
  7. ^ Раес, Хосе Франциско (2018). Хилл-Паломино, Родольфо (ред.). Словарь Huanca Quechua-Испанский Испанский- Кечуа Серджио Кангауала Кастро (первое издание). Лима: Папский католический университет Перу, Институт Рива-Агуэро. п. 202. ИСБН  978-9972-832-98-7 .
  8. ^ Jump up to: а б Паркер, Гэри Джон (2013). «Прото-кечуаский лексикон» [Proto-Quechua Lexicon]. В Серрон-Паломино, Родольфо ; Бендезу Араужо, Рауль; Торрес Менчола, Денис (ред.). Работы по исторической лингвистике кечуа (на испанском языке). Лима: Фонд Папского католического университета Перу. п. 116. ИСБН  978-612-4146-53-4 .
  9. ^ Эмлен, Николас К. (2 апреля 2017 г.). «Перспективы контактных отношений кечуа-аймара, а также лексика и фонология препрото-аймара» . Международный журнал американской лингвистики . 83 (2): 307–340. дои : 10.1086/689911 . hdl : 1887/71538 . ISSN   0020-7071 .
  10. ^ Серрон-Паломино, Родольфо (2000). Аймарская лингвистика [ Аймарская лингвистика ]. Библиотека устных традиций Анд. Куско: Центр Андских региональных исследований Бартоломе де Лас Касаса. п. 365. ИСБН  978-9972-691-34-8 .
  11. ^ Итьер, Цезарь (1999). «Шеминский, Дж. — Жирное озеро и его произведения» . Журнал Общества американистов . 85 (1): 474–479.
  12. ^ Третий Совет Лимы (2003 г.). «Третий катехизис и изложение христианского учения в проповедях (Цари, 1585 г.): Проповеди XVIII и XIX». В Тейлоре, Джеральд (ред.). Солнце, луна и звезды — не Бог: евангелизация на языке кечуа, 16 век . Работы Французского института андских исследований (на языке кечуа). Французский институт андских исследований (1-е изд.). Лима, Перу: Французский институт андских исследований IFEA: Издательский фонд Папского католического университета Перу. ISBN  978-9972-623-26-4 .
  13. ^ Серрон-Паломино, Родольфо (2008). Голоса Анд: очерки андской ономастики . Сборник исследований Анд (1-е изд.). Лима, Перу: Редакционный фонд Папского католического университета Перу. стр. 300, 308. ISBN  978-9972-42-856-2 .
  14. ^ Jump up to: а б Итье, Сезар (2008). Инки . Беллес Литература . стр. 125–128.
  15. ^ Jump up to: а б Серрон-Паломино 2008 , с. 298.
  16. ^ Jump up to: а б Аллен, Кэтрин Дж. (1998). «Когда восстает утварь: разум, материя и способы существования в доколумбовую эпоху». RES: Антропология и эстетика (33): 18–27. дои : 10.1086/RESv33n1ms20166999 . S2CID   132664622 .
  17. ^ Jump up to: а б Рукав Рукав, Фокс Евсевий (1994). «Пача: андская концепция пространства и времени» (PDF ) Испанский журнал американской антропологии . 24 : 155–189.
  18. ^ Jump up to: а б Н. Д'Алтрой, Теренс (2014). «Думающий Инка». Инки (2-е изд.). Уайли-Блэквелл . п. 138.
  19. ^ Том Зуйдема, Райнер (1964). Чекская система Куско: социальная организация столицы инков . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-61240-2 . Проверено 30 апреля 2024 г.
  20. ^ Гарсия, Фрэнк (2019). «Смысл истории: от хаоса к всеобщему порядку». Инки: Встреча с последним доиспанским государством Анд . Париж : Éditions Ellipses. стр. 160–161.
  21. ^ Святой Фома, воскресенье (2003 г.). «Играй для всех индейцев». Солнце, луна и звезды — не Бог: евангелизация на языке кечуа, 16 век . Работы Французского института андских исследований (на языке кечуа). Французский институт андских исследований (1-е изд.). Лима, Перу: Французский институт андских исследований IFEA: Издательский фонд Папского католического университета Перу. ISBN  978-9972-623-26-4 .
  22. ^ Святой Фома, воскресенье (2013 г.). Лексикон или словарь общего языка Перу: составлен мастером Фраем Доминго де Санто Томасом из ордена Санто-Доминго . Том 1. Лима: Университет Сан-Мартин-де-Поррес. стр. 151, 349.
  23. ^ Аноним (вероятно, Блас Валера) (2014). Серрон-Паломино, Родольфо ; Бендезу Араужо, Рауль; Акурио Пальма, Хорхе (ред.). Искусство и словарный запас на общем языке Перу . Публикации Института Рива-Агуэро (первое издание). Лима: Папский католический университет Перу, Институт Рива-Агуэро. стр. 94, 173, 235, 284. ISBN.  978-9972-832-62-8 . OCLC   885304625 .
  24. ^ Jump up to: а б с д и Хейдт-Кока, Магда фон дер (1999). «Когда миры сталкиваются: включение Андского мира в формирующуюся мировую экономику в колониальный период». Диалектическая антропология . 24 (1): 1–43.
  25. ^ Минелли, Лаура Лауренчич (2000). «Археолого-культурная зона Перу». Мир инков: развитие доколумбового Перу, 1000–1534 гг. н.э. Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс.
  26. ^ Итье, Сезар (2008). Инки (на французском языке). Париж : Les Belles Lettres . стр. 121–123.
  27. ^ Перевод Джеральда Тейлора «верхнего пространства-времени» (в Сент-Томасе, 2003 г. ). Родольфо Серрон Паломино переводит это соединение как «над миром» ( Серрон-Паломино 2008 , стр. 235).
  28. ^ Jump up to: а б с Институтом андско-амазонских языков и литературы (ILLLA-A) Аймара-аймара-испанский словарь) Радио Сан-Габриэль, «Радиофонический институт продвижения аймара» ( IRPA ), 1993 г., переиздано
  29. ^ Jump up to: а б с Стронг, Мэри (2012). Искусство, природа, религия в Центральных Андах . Остин, Техас: Издательство Техасского университета.
  30. ^ Jump up to: а б Гонсалес, Ольга М. (2011). Раскрытие тайн войны в перуанских Андах . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.
  31. ^ Jump up to: а б Хаимович, Грегори (19 мая 2017 г.). «Лингвистические последствия евангелизации в колониальном Перу: анализ корпуса христианской доктрины и катехизиса кечуа» . Журнал языкового контакта . 10 (2): 193–218. дои : 10.1163/19552629-01002003 . ISSN   1877-4091 .
  32. ^ Перевод Джеральда Тейлора «нижнего пространства-времени» (в Сент-Томасе, 2003 г. ). Родольфо Серрон Паломино переводит это словосочетание как «нижний мир» ( Cerrón-Palomino 2008 , стр. 235).
  33. ^ Jump up to: а б с Стил, Ричард Джеймс (2004). Справочник по мифологии инков . АВС-КЛИО.
  34. ^ Миллонес, Луис (2001). «Внутреннее царство». Картофельное сокровище Анд .
  35. ^ Jump up to: а б с Браун, Кендалл В. (2012). История горного дела в Латинской Америке . Альбукерке, Нью-Мексико: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN  9780826351074 .
  36. ^ Jump up to: а б с Гарсия, Фрэнк (2019). Инки: Встреча с последним доиспанским государством Анд . Париж : Éditions Ellipses. стр. 162–163.
  37. ^ Эстенсоро-Фукс, Хуан Карлос; Кастельно, Шарлотта де (1996). «Сила слова. Проповедь в Перу: от евангелизации к утопии» . Анналы . 51 (6): 1225–1257. дои : 10.3406/ahess.1996.410918 .
  38. ^ «[...] на южном языке кечуа, пропагандируемом церковью, было сделано обычное различие между хана пача «мир наверху» (= рай) и уку пача «мир внизу» (= ад), воспользовавшись доступностью языка с точки зрения регистра уку [+низкий, +внутри], который символически, казалось, соответствовал представлению иудео-христианского ада [...]» (перевод: «[...] на Южном кечуа, обычное различие, отстаиваемое Церковью, было сделано между хана пача «мир наверху» (= небеса) и уку пача «мир внизу» (= ад), воспользовавшись доступностью языка для присутствия уку [+ниже , + внутренний], что символически, казалось, соответствовало иудео-христианскому представлению об аде [...]»; Серрон-Паломино 2008 , с.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 07108100c918578a126db844b335d0eb__1723152000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/eb/07108100c918578a126db844b335d0eb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pacha (Inca mythology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)