Железнодорожный транспорт в Пуэрто-Рико

Железнодорожный транспорт в Пуэрто-Рико длиной 10,7 миль (17,2 км) в настоящее время состоит из системы пассажирского метро в столичном районе острова Сан-Хуан . Его историю можно проследить до середины 19 века, когда была построена ограниченная пассажирская линия в Маягуэсе . В период с конца 19 по начало 20 веков система железнодорожного транспорта Пуэрто-Рико значительно расширилась, став одной из крупнейших железнодорожных систем в Карибском бассейне того времени благодаря экономическому буму в сельском хозяйстве, особенно в производстве сахарного тростника . Железнодорожная система была расширена и теперь включает пассажирские перевозки по прямой линии из северной столицы острова Сан-Хуана в западные и южные города и поселки, что значительно улучшило путешествия и связь внутри острова. Однако вскоре вся система была омрачена появлением автомобилей, и к 1950-м годам от нее полностью отказались. Небольшие остатки этой системы все еще существуют в некоторых частях Пуэрто-Рико, некоторые из которых сохранены для туристических целей .
История
[ редактировать ]

Ранняя пассажирская система Маягуэса
[ редактировать ]Хотя в Пуэрто-Рико не было национальной железнодорожной системы до последнего десятилетия XIX века, между 1870-ми и 1890-ми годами, в городе Маягуэс действительно была небольшая пассажирская железнодорожная система для перевозки его жителей, в основном по нынешнему проспекту Мендес Виго . [ 1 ] Первоначально он был предложен Хосе А. Гонсалесом-и-Эчеварриа в 1870 году компанией El Ferrocarril Urbano de la Villa de Mayagüez (Городской поезд Маягуэса), [ 2 ] линия строилась между 1872 и 1875 годами. Простая система уличной железной дороги состояла из небольших вагонов на рельсах, запряженных лошадьми, и соединяла центральную часть города с сектором Плайя (ныне портовый сектор). Он столкнулся с многочисленными трудностями, в том числе с наклонными маршрутами и плохими уличными условиями, которые доставляли животным неудобства. [ нужна ссылка ] Система прекратила работу в 1887 году после того, как компания не смогла получить определенные разрешения, но была возрождена в 1893 году по предложению компании Sociedad Anónima Tranvia de Mayagüez (Анонимное общество трамваев Маягуэса) и возобновила работу в 1895 году. [ 2 ]
Новая система работала более эффективно. [ нужна ссылка ] предлагая более комфортабельные автомобили и больше остановок, в том числе одну на городской рыночной площади ( Плаза-дель-Меркадо ) и другую в районе Гуанахибо. Маршруты были изменены, чтобы проходить через Мак-Кинли-стрит , которая была менее наклонной и с лучшими дорожными условиями, чем предыдущие маршруты, что приносило пользу как поездке, так и лошадям. Это продолжалось до 1912 года, когда Анонимное общество трамваев Маягуэса прекратило свою деятельность и в 1913 году было заменено Трамвайной компанией Маягуэса. [ 2 ] Третий оператор системы представил новые более крупные электромобили, хотя теперь обслуживание было ограничено сектором Плайя непосредственно районом Бальбоа. Он оставался активным в течение 13 лет, но после сильного землетрясения в Маягуэсе в 1918 году и недавнего появления автомобиля он был окончательно закрыт в 1926 году. [ 2 ]
Трамвай Сан-Хуан
[ редактировать ]

В 1878 году инженер-предприниматель Дон Пабло Убарри получил разрешение на строительство и эксплуатацию пассажирского парового трамвая длиной 7 миль (11,3 км) между Сан-Хуаном и городом Рио-Пьедрас . [ 3 ] Эта междугородная система положила начало колонизации внутренних районов города-крепости Сан-Хуан. [ 3 ] В 1901 году компания San Juan Light & Transit Co. заменила паровой трамвай новой системой электрического трамвая . [ 4 ] Остановки или парады вдоль проспекта были пронумерованы: от 1 в Старом Сан-Хуане до 40 в Рио-Пьедрас. Числа стали настолько отождествляться с местами, что на некоторых картах улиц они до сих пор показаны. новую линию, проходящую через Кондадо в Сантурсе. построила В 1911 году компания Porto Rico Railway, Light & Power Co [ 5 ] Местно называемый троллейбусом Сан-Хуана или троллейбусом Сан-Хуана на английском языке, он пересекал улицы Сан-Хуана с 1901 года по 1 октября 1946 года . В период своего расцвета это была самая современная система электрического трамвая в Пуэрто-Рико, конкурирующая с Нью-Йорком и Торонто . Автомобили имели такие особенности, как крыша со стальными арками, улучшенная вентиляция, вместимость до 65 сидячих мест и пневматические передние и центральные двери. Имея более 14,5 миль (23,3 км) путей и 36 пассажирских вагонов, он перевозил почти 10 миллионов пассажиров в год. Прогулка стоила десять центов. [ 6 ]
События Второй мировой войны , создание омнибусной линии Сан-Хуан-Сантурсе, автобусной линии Уайт-Стар и циклонов Сан-Фелипе (1928 г.) и Сан-Сиприан в 1932 г. нанесли серьезный ущерб этой транзитной системе. [ 7 ]
Национальная железнодорожная система
[ редактировать ]
Основная железнодорожная система Пуэрто-Рико была создана в конце 19 века и была значительно расширена в начале 20 века из-за растущей промышленности сахарного тростника на острове. [ 8 ] Его происхождение можно проследить до 1874 года, когда испанский инженер предложил построить паровую железную дорогу вдоль побережья Пуэрто-Рико. Исследование этого проекта послужило основой для окончательного строительства, которое началось в 1888 году. Чтобы завершить весь маршрут от Сан-Хуана до Понсе, потребовалось почти 20 лет. [ 9 ] Основная система начала работу в 1891 году. [ 10 ] [ 11 ] когда была построена северная линия между Сан-Хуаном (в секторе Мартин Пенья) и городом Манати , за которой в следующем году последовало продление до городов Каролина (на востоке) и Аресибо / Камуи (на западе). Когда Соединенные Штаты вторглись в Пуэрто-Рико в 1898 году, в этой системе уже было около 168 миль (270 км) железнодорожных путей.


Пассажирские перевозки начали процветать в 1902 году, когда Американская железнодорожная компания из Нью-Йорка. эту систему приобрела [ 12 ] В 1904 году была построена южная линия между Ормигеросом и Яуко . Северная линия была расширена к западу от Сан-Хуана и включила города Аресибо и Агуадилья . Одним из наиболее значительных проектов этой линии было соединение главной железнодорожной линии через Кебрадильяс и Исабелу , что потребовало строительства туннелей и высоких мостов, в том числе туннеля Гуахатака, завершенного в 1904 году. [ 13 ] В 1907 году северная линия Сан-Хуана была соединена с южной линией Понсе , окончательно соединив северную и южную части острова.
До своего упадка железнодорожная система Пуэрто-Рико имела протяженность около 500 километров (310 миль) и обслуживала почти все прибрежные города, доставляя грузы на остров и доставляя сельскохозяйственную продукцию в порты для отправки за границу. [ 6 ] В результате строительства национальной железнодорожной системы были построены туннели и мосты, известные своей архитектурой и местным значением. [ 13 ] [ 14 ] Пуэнте -Бланко , построенный в 1922 году, и железнодорожный мост Каньо-Сан-Антонио, построенный в 1932 году. [ 14 ] были признаны историческими местами Службой национальных парков США в 1984 и 2009 годах соответственно. [ 15 ] [ 16 ] а туннель Гуахатака был признан историческим памятником Законодательным собранием Пуэрто-Рико в 2000 году. [ 13 ] Многие из этих сооружений были спроектированы и построены под руководством Этьена Тотти. [ 14 ] который в то время был главным инженером Американской железной дороги Порто-Рико и стал первым президентом Профессионального инженерного колледжа Пуэрто-Рико .
Железнодорожный транспорт значительно улучшил повседневную жизнь пуэрториканцев, поскольку теперь пассажиры могли путешествовать между крупнейшими городами Сан-Хуаном и Понсе в рекордно короткие сроки. [ нужна ссылка ] Раньше поездки на лошадях и повозках занимали несколько дней, но регулярный поезд значительно сокращал время в пути примерно до 10 часов. В годы пиковой нагрузки системы круглосуточно курсировали четыре основных поезда: поезд № 1 отправлялся в 7:00 утра из Сан-Хуана и прибывал в Понсе в 17:00. В 1950 году билеты на эту поездку в один конец стоили 1,50 доллара за первый класс и 0,95 доллара за второй класс. [ 12 ] Эта система была настолько важной частью островного общества, что знаменитый композитор Мануэль «Канарио» Хименес написал для Плены песню под названием «La Máquina» («Машина») о ежедневном путешествии между Сан-Хуаном и Понсе. [ нужна ссылка ]
Трагедия в день выборов 1944 года.
[ редактировать ]Рано утром 7 ноября 1944 года Американская железнодорожная компания Пуэрто-Рико потерпела самую жестокую аварию в своей истории. [ 17 ] Поезд № 3 следовал из Сан-Хуана в Понсе, развозя пассажиров в разные родные города на всеобщие выборы на острове, которые должны были состояться в тот же день. Он остановился на станции Хименес в Агуадилье для обычного обмена инженерами и пожарными с поездом № 4, направлявшимся в сторону Сан-Хуана. Инженером, ответственным за поездку поезда № 3 от станции Хименес до Понсе, был Хосе Антонио Роман, опытный инженер грузовых поездов, но никогда не работавший в сфере пассажирских перевозок. [ 17 ] Когда поезд покинул станцию в 2 часа ночи, он вез шесть пассажирских вагонов с сотнями пассажиров и два грузовых вагона.

В 2:20 поезд начал спускаться с участка холма, известного как Куэста-Вьеха (Старый холм) в Агуадилье, на скорости, которую некоторые свидетели назвали преувеличенной. Когда поезд достиг точки выравнивания у подножия холма, он сошел с рельсов . Паровоз врезался в кювет, а один из грузовых вагонов врезался в один из пассажирских вагонов, в результате чего многие находившиеся внутри погибли. Свидетели описали эту сцену как ужасную, а в некоторых сообщениях говорилось, что родители выбрасывали своих детей из окон, чтобы спасти их от обломков. [ 17 ] Начальник полиции Гильермо Арройо заявил, что локомотив (№ 72), экспресс-вагон и три пассажирских вагона второго класса были полностью уничтожены. Оскар Валле, корреспондент местной газеты El Mundo в Агуадилье , охарактеризовал эту сцену более драматично: «Локомотив пережил ужасный взрыв, когда сошел с рельсов, и удар был настолько сильным, что три пассажирских вагона превратились в фантастическую насыпь из обломки». [ 17 ] В результате крушения погибли 16 пассажиров, в том числе инженер и пожарный, а 50 получили ранения. [ 18 ]
Падение
[ редактировать ]-
Бывший Сан-Хуана железнодорожный вокзал
-
Заброшенный 50-тонный локомотив Central Mercedita Plymouth DE на нефтеперерабатывающем заводе Mercedita Serralles недалеко от Понсе
-
Старый железнодорожный мост в районе Сан-Хуан в Сантурсе, недалеко от Центрального парка Сан-Хуана.
-
Открытые рельсы в старом порту Сан-Хуан , обращенные к старой улице Калле-дель-Трен (железнодорожная улица; сегодня эксклюзивная автобусная улица ).
Когда Пуэрто-Рико сменил свою преимущественно сельскохозяйственную экономику на производственную , а правительства США и Пуэрто-Рико начали вкладывать значительные средства в автомагистрали и автострады между штатами , железнодорожный бизнес на острове вскоре рухнул. Система была почти утрачена, когда Американская железнодорожная компания объявила о банкротстве в 1947 году. [ 12 ] Стремясь спасти систему, бывшие сотрудники реорганизовали компанию и основали Железнодорожную и транспортную компанию Пуэрто-Рико, выступив в качестве акционеров . [ 12 ] но к тому времени система уже не могла конкурировать с растущим количеством автомобилей, грузовиков и автобусов на острове. Пассажирские перевозки прекратились в 1953 году. [ нужна ссылка ] в то время как коммерческая служба (в основном для промышленности сахарного тростника) продолжала работать до 1957 года. [ нужна ссылка ] Небольшие части системы продолжали работать для местной промышленности, включая сахарные заводы Мерседита и Арройо, до краха промышленности сахарного тростника в начале 1990-х годов. [ нужна ссылка ]
Последней оставшейся частью системы, использовавшейся в эксплуатации, была небольшая железнодорожная линия, расположенная в городе Арройо , которая до 2005 года использовалась исключительно в туристических целях. [ 19 ] [ 20 ] Остальная часть системы была либо снесена, чтобы освободить место для новой застройки, либо переработана (рельсы были расплавлены и переработаны, а некоторые железнодорожные мосты были преобразованы в автомобильные), либо просто заброшена. Остатки основной системы и линий все еще можно увидеть в некоторых частях Пуэрто-Рико.
-
Остатки нефтеперерабатывающего завода Мерседита и рельсов Центральной Мерседиты возле Понсе
-
Старые железнодорожные пути в Центральном Игуальдаде в Маягуэсе, Пуэрто-Рико
Городской поезд
[ редактировать ]
Tren Urbano — это система пригородного метрополитена с тяжелым железнодорожным транспортом, обслуживающая города Баямон, Гуайнабо и Сан-Хуан. Это единственная действующая железнодорожная система, обслуживающая население Пуэрто-Рико, с 16 станциями на маршруте длиной 10,7 миль (17,2 км). Он электрифицирован по третьей рельсе напряжением 750 вольт постоянного тока . Строительство линии началось в июле 1996 года с целью разгрузки транспортных пробок в столичном районе Сан-Хуана и было открыто в январе 2005 года, вызвав неоднозначную реакцию. При окончательной сметной стоимости в 2,25 миллиарда долларов, что почти на 1 миллиард долларов больше первоначальной оценки. [ 21 ] проект подвергся критике со стороны правительственных наблюдателей, особенно за низкий уровень пассажиропотока - около 24 000 пассажиров в день (оценка 2005 г.) по сравнению с первоначальными прогнозами в 80 000 человек. [ 21 ]
После первого открытия первоначально планировалось расширить железнодорожную систему Трен Урбано до отдаленных пригородов района метро Сан-Хуан, включая систему легкого междугородного железнодорожного сообщения от Сан-Хуана до Кагуаса, строительство которой первоначально планировалось завершить в 2010 году. [ 22 ] Однако эти проекты еще не утверждены, и строительные работы еще не начались. Предлагаемый проект железной дороги Кагуас по-прежнему отложен по состоянию на сентябрь 2019 года.
Другие системы
[ редактировать ]Чемекс железная дорога
[ редактировать ]Железная дорога Кемекс (также известная как железная дорога порта Понсе ) была короткой, длиной 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ( 1435 мм ) Промышленная железная дорога , расположенная в южном городе Понсе , была последней действующей грузовой железной дорогой на всем острове, пока она не прекратила работу где-то в 2010 году. [ 23 ] Впервые она начала свою деятельность в 1988 году под контролем CHEMEX , предшественника корпорации PharmaChem , поставщика химикатов для фармацевтической промышленности Пуэрто-Рико, которая в основном использовала железную дорогу для доставки химических продуктов через железнодорожное паромное сообщение из Мобила, штат Алабама, на материковой части США. до морского терминала в Пуэрто-де-Лас-Америкас . [ 24 ]
Вся железнодорожная система состояла из восьмипутной железнодорожной станции , железнодорожного паромного терминала и двух тепловозов -перевозчиков . [ 25 ] Два двигателя, EMD SW1 и EMD SW9 , составляли основной состав локомотивов, выполняющих большую часть операций по переключению и погрузке железнодорожных вагонов на баржи . [ 26 ] Примерно дважды в месяц из порта Мобил железнодорожная паромная служба перевозила в среднем 24 цистерны на протяжении каждого рейса, доставляя и получая как груженые, так и разгруженные автомобили с терминала на остальную часть национальной железнодорожной сети США. [ 23 ] [ 24 ]
Поезд Юга
[ редактировать ]был Южный поезд исторической узкоколейной предназначенной длиной 3 фута ( 914 мм ), линией исключительно для туризма в Арройо . Несколько пассажирских вагонов, запряженных посетителей 40-тонным тепловозом Plymouth WDT, доставили на часовую экскурсию по старым полям сахарного тростника. Эта линия была временно закрыта в 2005 году. [ 19 ] [ 20 ] но есть петиции о возрождении и расширении системы. [ 27 ]
Железнодорожный парк
[ редактировать ]Эль-Парк-дель-Трен представлял собой небольшой поезд в парке, предназначенный исключительно для посетителей парка. Это была также последняя оставшаяся железнодорожная линия, открытая для широкой публики до открытия Трен Урбано . Он состоял из локомотива с различными пассажирскими вагонами, который возил посетителей по большому парку отдыха в Баямоне. В рамках реконструкции начала 2000-х годов парк был снесен, чтобы освободить место для Трен Урбано . [ 28 ] Некоторые территории парка были реконструированы, и теперь в нем сохранились некоторые объекты, которые были в парке в прошлом, например, озеро с голубой водой. Этот район теперь известен как «Парк дель Ниньо» или «Детский парк».
См. также
[ редактировать ]- Несуществующие системы
- Список трамваев Пуэрто-Рико
- Список железных дорог Пуэрто-Рико
- Список железных дорог США
- Железнодорожный транспорт в США
- Транспорт в Пуэрто-Рико
- Железная дорога метровой колеи
- Список датчиков, используемых на трассах Пуэрто-Рико
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пуэрто-Рико: Общество и культура до вторжения США в 1898 году: Транспорт. Архивировано 9 августа 2006 г. в Wayback Machine Институте пуэрто-риканского искусства и культуры (IPRAC) (на испанском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с д Маягуэс Trans-Way, первая городская железнодорожная система Пуэрто-Рико. Архивировано 27 января 2006 г. в Wayback Machine (El Tranvía de Mayagüez, Primer Ferrocarril Urbano de Puerto Rico), New Mayagüez Foundation, Inc. (Fundación Nuevo Mayagüez, Inc.). ) (на испанском языке)
- ^ Перейти обратно: а б (на испанском языке) Сан-Хуан: Иллюстрированная история городского развития, 1508–1898 гг. - Анибал Сепульведа Ривера. Сан-Хуан, 1989, стр. 209-211. КАРИМАР Исследовательский центр.
- ↑ Документ CF408, Трамвай из столицы в Рио-Пьедрас (16 ноября 1898 г.), Генеральный архив Пуэрто-Рико.
- ^ «Транзитные интересы Канады за пределами Канады» . home.cc.umanitoba.ca .
- ^ Перейти обратно: а б Растет остров, 70 лет экономического развития Пуэрто-Рико, 1877–1947 (1947) Biblioteca UPR.
- ^ История электроэнергетики в Пуэрто-Рико - Эухенио Латимер Торрес
- ^ Пумарада О'Нил, Л. (1980). Историческая справка о железной дороге в Пуэрто-Рико . Маягуэс: Центр инженерных исследований, кампус Университета Маягуэс, стр. 5-7. (на испанском языке)
- ^ Пумарада О'Нил, Л. (1980). Историческая справка о железной дороге в Пуэрто-Рико . Маягуэс: Центр инженерных исследований, кампус Университета Маягуэс, стр. 8–9, 25. (на испанском языке)
- ^ «Прибытие железной дороги в Пуэрто-Рико - Экономика | ЭнциклопедияPR» .
- ^ «ТРАМВАЙИ ПУЭРТО-РИКО» . www.tramz.com .
- ^ Перейти обратно: а б с д Виолета Лэндрон, Поезд: Воспоминания и ностальгия по рельсам. Архивировано 24 марта 2007 г. в Wayback Machine (Поезд: Воспоминания и ностальгия по рельсам), Fiestas Patronales 2000 , Vega Baja, PR , стр. 44 (на испанском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с «Пуэрто-Рико Публичное право 340 от 2000 года» . Законодательное собрание штата Пуэрто-Рико. 2 сентября 2000 года . Проверено 4 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бермехо, Нельсон (3 марта 2014 г.). «Назад через железнодорожный мост Каньо-Сан-Антонио» . блог . Метро.пр . Проверено 4 марта 2014 г.
- ^ «Документ о номинации. НРХП» . Служба национальных парков. 1984 год . Проверено 26 февраля 2010 г.
- ^ «Документ о номинации. НРХП» (PDF) . Служба национальных парков. 2009 . Проверено 4 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Трагедия 7 ноября 1944 г. Архивировано 24 марта 2007 г. в Wayback Machine (Трагедия 7 ноября 1944 г.) Хейди Э. Райхард де Кансио, The New Day , Внутренний раздел, стр. 116, 7 декабря 1996 г., получено 31 июля 2006 г. (на испанском языке).
- ^ «Пуэрто-Рико и тот поезд, который так и не достиг пункта назначения» (на испанском языке).
- ^ Перейти обратно: а б TravelandSports.com, Южный поезд Арройо
- ^ Перейти обратно: а б PRFROGUI.com Южный поезд (Арройо)
- ^ Перейти обратно: а б Трен Урбано пиарит другой путь, прогноз низкой пассажиропотока. Архивировано 21 октября 2008 г. в Wayback Machine , TOLLROADSNews, 20 ноября 2005 г., по состоянию на 13 апреля 2007 г.
- ^ «От Кагуаса до Сан-Хуана за 15 минут» . Проверено 8 мая 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Железные дороги Пуэрто-Рико: Ferrocarril Chemex Краткая информация и фотографии о работе железной дороги Chemex в Понсе.
- ^ Перейти обратно: а б американского грузоотправителя Статья : Там, где железная дорога встречается с водой
- ^ Карты Google - Понсе, PR. Наблюдения со спутникового изображения Google Maps с видом на железнодорожную станцию порта Понсе (Chemex).
- ^ Рид, Джей (2002). Комплексное руководство по промышленным локомотивам (3-е изд.). Рио Хондо. ISBN 0-9647221-3-5 .
- ^ правительства Пуэрто-Рико Государственный план сохранения исторического наследия на 2006-2010 гг. (испанский)
- ^ Туризм в Баймоне , RadioSabor.es
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джек Делано (июнь 1990 г.), De San Juan a Ponce En El Tren ( От Сан-Хуана до Понсе на поезде ), Университет Пуэрто-Рико , ISBN 0-8477-2117-5
Линии поездов Понсе, Пуэрто-Рико:
- Роджер Апонте Паргас. Историческое развитие электрического трамвая Понсе: 1898-1927 гг. Понсе: Университет Пуэрто-Рико, 1987.
- Инженерный корпус армии США. Портовые сооружения в Понсе, Порто-Рико [так в оригинале]. Вашингтон, 1927 год.
- Эдуардо Нейман. Правдивая и достоверная история города Понсе. Понсе, 1913 г. [перепечатано в 1987 г.]. Раздел «Электромобили». стр. 114–115.
- Руководство Бедных по железным дорогам. Нью-Йорк, 1868–1924 гг. Раздел «Ponce Electric Co.» п. 2500. Издание 1912 года.
- Журнал государственной службы Stone & Webster. Бостон, 1907–1915 (продолжение как Stone & Webster Journal 1916–1932). Выпуски 1907, 1908 и февраля 1928 года.
- Соединенные Штаты. 57-й Конгресс, 1-я сессия Сената. Документ № 76: Электрическая уличная железная дорога, Понсе, Вашингтон, 1901 год.
- Хосе Химено Агиус. Население и торговля острова Пуэрто-Рико. Память о 1885 году. Мадрид, 1885 год [перепечатано в 1918 году в «Историческом бюллетене Пуэрто-Рико», том. В]. Опрос граждан и коммерция. п. 294
- Адольф де Остос. Тезаурус исторических данных. 5 томов, River Stones, 1990–1995 гг. Тезаурус истории Пуэрто-Рико. Раздел «Понсе - Трамвай», Том. IV, с. 391.
- Генеральный архив Пуэрто-Рико. Фонд общественных работ. Инвентаризация подфонда железных дорог и трамваев. Сан-Хуан, 2005 г. Список предложений по железной дороге и трамваю. Участок трамвая Понсе, стр. 139–141 (предложения о трамвае в 1864–1865 гг.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Железные дороги Пуэрто-Рико - сайт, посвященный истории железных дорог Пуэрто-Рико.
- Домашняя страница Трена Урбано (на испанском языке)
- Трамваи Сан-Хуана (английский)
- Железнодорожный транспорт в Пуэрто-Рико
- Железные дороги наследия в Пуэрто-Рико
- Железные дороги с колеей 3 фута в США
- Узкоколейные железные дороги в Пуэрто-Рико
- Транспортные катастрофы в Пуэрто-Рико
- Железнодорожные катастрофы 1944 года.
- История железнодорожного транспорта по странам
- 1891 заведений в Пуэрто-Рико