Jump to content

История облегчения бремени задолженности

Облегчение долгового бремени , или прощение долгов, практиковалось во многих обществах с древности. Периодическое прощение долгов было институционализировано на Древнем Ближнем Востоке и способствовало стабильности его обществ. В Древней Греции и Риме законы были более благоприятными для кредиторов, а списание долгов было одним из основных требований бедных слоев населения, которое лишь изредка выполнялось правительством. Средневековое каноническое право содержало положения об аннулировании долгов заемщиков, находящихся в бедственном положении, что повлияло на современное законодательство о личном банкротстве .

Древний Ближний Восток

[ редактировать ]
В тексте реформы Урукагины упоминается отмена обязательств семей-заключенных в рамках его реформ.

Облегчение долгового бремени существовало во многих обществах Древнего Ближнего Востока в форме прощения долгов, в результате чего определенные долги объявлялись недействительными, а изъятое имущество возвращалось первоначальным владельцам. Долги часто списывались новым правителем, издающим указ с чистого листа после вступления на престол или после стихийного или техногенного бедствия. Обычно списывались только личные долги, тогда как долги купцов не затрагивались. [1]

Периодические прощения долгов играли большую роль на Древнем Ближнем Востоке. Они способствовали стабильности общества. [2] Большую часть кредитов брали крестьяне, чтобы прокормиться до следующего урожая, и часто земля была заложена в качестве залога. Если заемщик не мог погасить кредит, земля переходила к кредитору, а сам заемщик становился поручителем . [3] Прощение долгов сдерживало власть элит, которые в противном случае накопили бы огромные состояния на земле, обрабатываемой крепостными, и гарантировало наличие достаточного количества свободных рабочих для службы в армии и выполнения общественных работ. [1]

Самое раннее известное списание долга было объявлено Энметеной из Лагаша ок. 2400 год до нашей эры . Подобные меры были приняты более поздними шумерскими, вавилонскими и ассирийскими правителями Месопотамии, где они были известны как «декреты свободы» ( ама-ги по-шумерски). [4] Эта же тема встречается в древнем двуязычном хетто - хурритском тексте под названием «Песнь об освобождении долгов». [5] В Древнем Египте на протяжении большей части его истории не существовало процентных долгов. Когда он начал распространяться в Поздний период , правители Египта регулировали его, и известно, что в эпоху Птолемеев произошел ряд прощения долгов, включая то, чье провозглашение было начертано на Розеттском камне . [6] [7] Диодор Сицилийский приводит следующее обоснование отмены долгового рабства фараона Бакенранефа : [8]

«Ибо было бы абсурдно... чтобы солдат, возможно, в тот момент, когда он отправлялся воевать за свое отечество, был бы заключен в тюрьму своим кредитором за невыплаченный кредит, и чтобы жадность частных лиц таким образом поставить под угрозу безопасность всех"

Прощение долгов упоминается в Торе , в которой Бог повелел израильтянам прощать долги в определенных случаях в конце Шмиты , последнего года семилетнего сельскохозяйственного цикла. Еврейские рабы также были освобождены либо в то же время, либо в конце 49-летнего цикла, в зависимости от интерпретации. В конце более длительного цикла, в юбилейный год, земля также вернулась к своим первоначальным владельцам. По мнению Майкла Хадсона , закон «Юбилейный», скорее всего, появился в ответ на долговой кризис и взял списание долгов из рук правителей, сделав его периодическим и автоматическим. [9] Не сохранилось ни одного контракта, подтверждающего соблюдение или несоблюдение Юбилейного закона. [10]

Из-за Первого изгнания законы о прощении долга больше не применялись, поскольку большинство евреев не проживало на земле Израиля, а также тот факт, что прощение долгов было связано с возвращением земли предков. Позже раввины постановят , что долги следует продолжать выплачивать. Примерно в начале I века н. э. Гилель установил лазейку «прозбул» , которая позволяла кредиторам предлагать ссуды, которые не могли быть возвращены, путем перенаправления получателя погашения в местный Бет Дин (суд), который затем пересылал его в первоначальный кредитор. Поскольку долг будет причитаться государственному учреждению, а не частному лицу, он не будет погашен. [11] Гилель утверждал, что в противном случае бедняки не смогут получить кредит в год, предшествующий ремиссии. [12] [13]

Древняя Греция и Рим

[ редактировать ]
Адриана, На аверсе сестерция посвященного списанию налоговой задолженности, изображен император, сжигающий налоговые отчеты.

В целом закон Древней Греции и Рима был более дружелюбным к кредиторам, «жестоким и непреклонным» по отношению к должникам. [14] На протяжении всей античности списание долгов наряду с перераспределением земли было главным призывом бедноты. [15]

В ответ на долговой кризис в VI веке до нашей эры афиняне приняли закон Солона, предусматривающий сейсахтею (σεισάχθεια), который аннулировал все долги и задним числом аннулировал предыдущие долги, которые привели к рабству и крепостному праву, освободив долговых рабов и крепостных. [16] По словам Плутарха , процентные долги были объявлены незаконными демократическим правительством Мегары в VI веке до нашей эры, а кредиторы были вынуждены вернуть собранные проценты. Греческие источники восприняли это как крайнюю популистскую меру. [17] И историки разделились во мнениях относительно историчности этих событий, которые, как считается, отражают более позднюю антидемократическую политическую мысль. [18] Спартанские цари также осуществили списание долгов в своей попытке реформировать государство в III веке до нашей эры. [19] Римский эквивалент назывался новой табличкой .

В Древнем Риме долговое рабство, известное как нексум, было отменено в 313 году до нашей эры. [20] Однако даже после этого должники по-прежнему были обязаны выполнять принудительные работы и могли быть лишены свободы по решению суда. [14] Аппиан упоминает попытку претора Аселлио возродить старый закон, запрещающий получение процентов в 89 г. до н. э., что привело к его убийству, предположительно кредиторами. [21] (на три четверти) провели частичное списание долга Позже Сулла (на 10%), а затем Луций Корнелий Цинна и Луций Валерий Флакк , чтобы стабилизировать экономику, разрушенную гражданской войной. [22] [23] Римская элита была решительно против списания долга, а Цицерон осудил это как нападение на собственность и имущие классы. [24]

Предшественники закона о банкротстве появились в раннем имперском Риме. Август учредил cessio bonorum , позволяющий должникам добровольно сдавать свое имущество кредиторам и тем самым избежать личного ареста и потери правового статуса ( infamia ). [25]

Хотя Рим так и не принял полного списания долгов, несколько императоров списали налоговую задолженность, то есть долги государственной казне. [26]

Задолженность сельского населения была постоянной проблемой правительства со времен династии Хань . Для решения этой проблемы использовались различные средства, включая полное или частичное списание долга. Часто те кредиты, по которым погашенные проценты превышали основную сумму, аннулировались. [27] Правительство обвинило буддийские монастыри (которые к VI веку нашей эры стали крупными кредиторами крестьянства) в выдаче ссуд под высокие проценты. во время чистки буддийских монастырей в 845 году из рабства было освобождено более 150 тысяч храмовых крепостных. По официальным данным, [28]

Средневековая Европа

[ редактировать ]

Средневековое каноническое право основывалось на римском праве и широко обсуждало положения, смягчающие суровость наказаний должников. Большинство комментаторов допускали освобождение должника и начало новой жизни после уступки кредиторам всего своего имущества (или, возможно, всего своего имущества, за исключением некоторых предметов первой необходимости). Эти положения позже повлияли на английское законодательство о банкротстве. [25]

Раннее современное каноническое право

[ редактировать ]

Вопрос о списании долга был особенно важен в трудах канонических юристов и богословов раннего Нового времени , часто членов Саламанкской школы. [29] которые были чуткими к нуждам неимущих должников [30] . Если реальное списание долга (так называемое remissio debiti ) редко предлагалось из-за обязательности договорных обязательств и больше рассматривалось как подарок кредитора [31] Право отсрочки платежа ( dilatio debiti ) рассматривалось как временное и более полезное облегчение в случае крайней необходимости или риска значительного ущерба. [32] .

Современный период

[ редактировать ]

В современный период погашение долга обычно происходит через процедуру банкротства . Одной из первых стран, установивших личное банкротство (а не банкротство компаний), была Великобритания, где Закон о банкротстве 1869 года разрешил всем людям подавать заявление о банкротстве. В настоящее время эталоном законодательства о банкротстве физических лиц является законодательство США о банкротстве физических лиц , принятое в 1978 году. Большинство стран Западной Европы последовали этому примеру в 1980-х и 1990-х годах, тогда как в Южной и Восточной Европе законодательство о банкротстве физических лиц было принято в 2000-х и 2010-х годах. [33]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Хадсон 2018 , с. 3.
  2. ^ Де Граф, Катриен (2021). «Плохой восход луны: меняющаяся судьба Ура начала второго тысячелетия до нашей эры». Международный ассириологический праздник . 62:68 . дои : 10.1515/9781646021512-007 . ISBN  9781646021512 .
  3. ^ Хадсон 2018 , с. 50.
  4. ^ Хадсон 2018 , с. 29-30.
  5. ^ Хармс, Уильям (1 февраля 1996 г.). «Связывание древних народов» . Хроники Чикагского университета . 15 (10) . Проверено 26 февраля 2009 г.
  6. ^ Хадсон 2018 , с. 31.
  7. ^ Гребер 2012 , с. 217-219.
  8. ^ Диодор Сицилийский , Историческая библиотека , 1, 79.
  9. ^ Хадсон 2018 , с. 181-182.
  10. ^ Хадсон 2018 , с. 219.
  11. ^ Арух Ха-Шулхан Хошен Мишпат Симан 16, Раздел 7
  12. ^ Хадсон 2018 , с. 220-221.
  13. ^ Вы пошли на 36а .
  14. ^ Jump up to: а б Финли 1973 , с. 40.
  15. ^ Финли 1973 , с. 80.
  16. ^ Аристотель, Афинская конституция, Сейсахтея
  17. ^ Гребер 2012 , с. 191 427.
  18. ^ Форсдайк, Сара (2005). «Разгул и бунт в архаической Мегаре: демократический беспорядок или изменение ритуала?». Журнал эллинистических исследований . 125 : 73. дои : 10.1017/S0075426900007114 .
  19. ^ Грин 1990 , с. 257.
  20. ^ Финли 1973 , с. 46.
  21. ^ Аппиан. Гражданские войны . п. 1.6.54 . Проверено 11 июня 2023 г.
  22. ^ Кивени 2005 , с. 56.
  23. ^ Сигер 1992 , с. 180.
  24. ^ Финли 1973 , с. 143.
  25. ^ Jump up to: а б В. Пактер, Истоки банкротства в средневековом каноне и римском праве, в Трудах Седьмого Международного конгресса средневекового канонического права , 1984, изд. П. Линехан, Ватикан, 1988, 485–506.
  26. ^ Андрео, Жан . «Личные долги и прощение долгов [так в оригинале] в Римской империи» . cadtm.org . Проверено 23 июня 2023 г.
  27. ^ Гребер 2012 , с. 259.
  28. ^ Гребер 2012 , с. 265.
  29. ^ Например, см. Декок, Вим (2020). «Бедные и неплатежеспособные: помощь должникам в книге Альвареса де Веласко De privilegiis pauperum (1630)». Ин Мякинен, В.; и др. (ред.). Права на обочине. Исторические, правовые и философские перспективы . Брилл. стр. 63–84.
  30. ^ Декок 2017 , с. 125-126.
  31. ^ Декок 2017 , с. 137-140.
  32. ^ Декок 2017 , с. 126-137.
  33. ^ Вальтер, Дьёрдь; Кренчель, Йенс Вальдемар (2021). «Мягкость регулирования банкротства физических лиц в странах ЕС» . Риски . 9 (162): 162. дои : 10.3390/risks9090162 . hdl : 10419/258246 .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 12f1616cd89dd4fcf35125c46a6e405c__1722685080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/5c/12f1616cd89dd4fcf35125c46a6e405c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of debt relief - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)