История облегчения бремени задолженности
Облегчение долгового бремени , или прощение долгов, практиковалось во многих обществах с древности. Периодическое прощение долгов было институционализировано на Древнем Ближнем Востоке и способствовало стабильности его обществ. В Древней Греции и Риме законы были более благоприятными для кредиторов, а списание долгов было одним из основных требований бедных слоев населения, которое лишь изредка выполнялось правительством. Средневековое каноническое право содержало положения об аннулировании долгов заемщиков, находящихся в бедственном положении, что повлияло на современное законодательство о личном банкротстве .
Древний Ближний Восток
[ редактировать ]
Облегчение долгового бремени существовало во многих обществах Древнего Ближнего Востока в форме прощения долгов, в результате чего определенные долги объявлялись недействительными, а изъятое имущество возвращалось первоначальным владельцам. Долги часто списывались новым правителем, издающим указ с чистого листа после вступления на престол или после стихийного или техногенного бедствия. Обычно списывались только личные долги, тогда как долги купцов не затрагивались. [1]
Периодические прощения долгов играли большую роль на Древнем Ближнем Востоке. Они способствовали стабильности общества. [2] Большую часть кредитов брали крестьяне, чтобы прокормиться до следующего урожая, и часто земля была заложена в качестве залога. Если заемщик не мог погасить кредит, земля переходила к кредитору, а сам заемщик становился поручителем . [3] Прощение долгов сдерживало власть элит, которые в противном случае накопили бы огромные состояния на земле, обрабатываемой крепостными, и гарантировало наличие достаточного количества свободных рабочих для службы в армии и выполнения общественных работ. [1]
Самое раннее известное списание долга было объявлено Энметеной из Лагаша ок. 2400 год до нашей эры . Подобные меры были приняты более поздними шумерскими, вавилонскими и ассирийскими правителями Месопотамии, где они были известны как «декреты свободы» ( ама-ги по-шумерски). [4] Эта же тема встречается в древнем двуязычном хетто - хурритском тексте под названием «Песнь об освобождении долгов». [5] В Древнем Египте на протяжении большей части его истории не существовало процентных долгов. Когда он начал распространяться в Поздний период , правители Египта регулировали его, и известно, что в эпоху Птолемеев произошел ряд прощения долгов, включая то, чье провозглашение было начертано на Розеттском камне . [6] [7] Диодор Сицилийский приводит следующее обоснование отмены долгового рабства фараона Бакенранефа : [8]
«Ибо было бы абсурдно... чтобы солдат, возможно, в тот момент, когда он отправлялся воевать за свое отечество, был бы заключен в тюрьму своим кредитором за невыплаченный кредит, и чтобы жадность частных лиц таким образом поставить под угрозу безопасность всех"
Прощение долгов упоминается в Торе , в которой Бог повелел израильтянам прощать долги в определенных случаях в конце Шмиты , последнего года семилетнего сельскохозяйственного цикла. Еврейские рабы также были освобождены либо в то же время, либо в конце 49-летнего цикла, в зависимости от интерпретации. В конце более длительного цикла, в юбилейный год, земля также вернулась к своим первоначальным владельцам. По мнению Майкла Хадсона , закон «Юбилейный», скорее всего, появился в ответ на долговой кризис и взял списание долгов из рук правителей, сделав его периодическим и автоматическим. [9] Не сохранилось ни одного контракта, подтверждающего соблюдение или несоблюдение Юбилейного закона. [10]
Из-за Первого изгнания законы о прощении долга больше не применялись, поскольку большинство евреев не проживало на земле Израиля, а также тот факт, что прощение долгов было связано с возвращением земли предков. Позже раввины постановят , что долги следует продолжать выплачивать. Примерно в начале I века н. э. Гилель установил лазейку «прозбул» , которая позволяла кредиторам предлагать ссуды, которые не могли быть возвращены, путем перенаправления получателя погашения в местный Бет Дин (суд), который затем пересылал его в первоначальный кредитор. Поскольку долг будет причитаться государственному учреждению, а не частному лицу, он не будет погашен. [11] Гилель утверждал, что в противном случае бедняки не смогут получить кредит в год, предшествующий ремиссии. [12] [13]
Древняя Греция и Рим
[ редактировать ]
В целом закон Древней Греции и Рима был более дружелюбным к кредиторам, «жестоким и непреклонным» по отношению к должникам. [14] На протяжении всей античности списание долгов наряду с перераспределением земли было главным призывом бедноты. [15]
В ответ на долговой кризис в VI веке до нашей эры афиняне приняли закон Солона, предусматривающий сейсахтею (σεισάχθεια), который аннулировал все долги и задним числом аннулировал предыдущие долги, которые привели к рабству и крепостному праву, освободив долговых рабов и крепостных. [16] По словам Плутарха , процентные долги были объявлены незаконными демократическим правительством Мегары в VI веке до нашей эры, а кредиторы были вынуждены вернуть собранные проценты. Греческие источники восприняли это как крайнюю популистскую меру. [17] И историки разделились во мнениях относительно историчности этих событий, которые, как считается, отражают более позднюю антидемократическую политическую мысль. [18] Спартанские цари также осуществили списание долгов в своей попытке реформировать государство в III веке до нашей эры. [19] Римский эквивалент назывался новой табличкой .
В Древнем Риме долговое рабство, известное как нексум, было отменено в 313 году до нашей эры. [20] Однако даже после этого должники по-прежнему были обязаны выполнять принудительные работы и могли быть лишены свободы по решению суда. [14] Аппиан упоминает попытку претора Аселлио возродить старый закон, запрещающий получение процентов в 89 г. до н. э., что привело к его убийству, предположительно кредиторами. [21] (на три четверти) провели частичное списание долга Позже Сулла (на 10%), а затем Луций Корнелий Цинна и Луций Валерий Флакк , чтобы стабилизировать экономику, разрушенную гражданской войной. [22] [23] Римская элита была решительно против списания долга, а Цицерон осудил это как нападение на собственность и имущие классы. [24]
Предшественники закона о банкротстве появились в раннем имперском Риме. Август учредил cessio bonorum , позволяющий должникам добровольно сдавать свое имущество кредиторам и тем самым избежать личного ареста и потери правового статуса ( infamia ). [25]
Хотя Рим так и не принял полного списания долгов, несколько императоров списали налоговую задолженность, то есть долги государственной казне. [26]
Китай
[ редактировать ]Задолженность сельского населения была постоянной проблемой правительства со времен династии Хань . Для решения этой проблемы использовались различные средства, включая полное или частичное списание долга. Часто те кредиты, по которым погашенные проценты превышали основную сумму, аннулировались. [27] Правительство обвинило буддийские монастыри (которые к VI веку нашей эры стали крупными кредиторами крестьянства) в выдаче ссуд под высокие проценты. во время чистки буддийских монастырей в 845 году из рабства было освобождено более 150 тысяч храмовых крепостных. По официальным данным, [28]
Средневековая Европа
[ редактировать ]Средневековое каноническое право основывалось на римском праве и широко обсуждало положения, смягчающие суровость наказаний должников. Большинство комментаторов допускали освобождение должника и начало новой жизни после уступки кредиторам всего своего имущества (или, возможно, всего своего имущества, за исключением некоторых предметов первой необходимости). Эти положения позже повлияли на английское законодательство о банкротстве. [25]
Раннее современное каноническое право
[ редактировать ]Вопрос о списании долга был особенно важен в трудах канонических юристов и богословов раннего Нового времени , часто членов Саламанкской школы. [29] которые были чуткими к нуждам неимущих должников [30] . Если реальное списание долга (так называемое remissio debiti ) редко предлагалось из-за обязательности договорных обязательств и больше рассматривалось как подарок кредитора [31] Право отсрочки платежа ( dilatio debiti ) рассматривалось как временное и более полезное облегчение в случае крайней необходимости или риска значительного ущерба. [32] .
Современный период
[ редактировать ]В современный период погашение долга обычно происходит через процедуру банкротства . Одной из первых стран, установивших личное банкротство (а не банкротство компаний), была Великобритания, где Закон о банкротстве 1869 года разрешил всем людям подавать заявление о банкротстве. В настоящее время эталоном законодательства о банкротстве физических лиц является законодательство США о банкротстве физических лиц , принятое в 1978 году. Большинство стран Западной Европы последовали этому примеру в 1980-х и 1990-х годах, тогда как в Южной и Восточной Европе законодательство о банкротстве физических лиц было принято в 2000-х и 2010-х годах. [33]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хадсон 2018 , с. 3.
- ^ Де Граф, Катриен (2021). «Плохой восход луны: меняющаяся судьба Ура начала второго тысячелетия до нашей эры». Международный ассириологический праздник . 62:68 . дои : 10.1515/9781646021512-007 . ISBN 9781646021512 .
- ^ Хадсон 2018 , с. 50.
- ^ Хадсон 2018 , с. 29-30.
- ^ Хармс, Уильям (1 февраля 1996 г.). «Связывание древних народов» . Хроники Чикагского университета . 15 (10) . Проверено 26 февраля 2009 г.
- ^ Хадсон 2018 , с. 31.
- ^ Гребер 2012 , с. 217-219.
- ^ Диодор Сицилийский , Историческая библиотека , 1, 79.
- ^ Хадсон 2018 , с. 181-182.
- ^ Хадсон 2018 , с. 219.
- ^ Арух Ха-Шулхан Хошен Мишпат Симан 16, Раздел 7
- ^ Хадсон 2018 , с. 220-221.
- ^ Вы пошли на 36а .
- ^ Jump up to: а б Финли 1973 , с. 40.
- ^ Финли 1973 , с. 80.
- ^ Аристотель, Афинская конституция, Сейсахтея
- ^ Гребер 2012 , с. 191 427.
- ^ Форсдайк, Сара (2005). «Разгул и бунт в архаической Мегаре: демократический беспорядок или изменение ритуала?». Журнал эллинистических исследований . 125 : 73. дои : 10.1017/S0075426900007114 .
- ^ Грин 1990 , с. 257.
- ^ Финли 1973 , с. 46.
- ^ Аппиан. Гражданские войны . п. 1.6.54 . Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ Кивени 2005 , с. 56.
- ^ Сигер 1992 , с. 180.
- ^ Финли 1973 , с. 143.
- ^ Jump up to: а б В. Пактер, Истоки банкротства в средневековом каноне и римском праве, в Трудах Седьмого Международного конгресса средневекового канонического права , 1984, изд. П. Линехан, Ватикан, 1988, 485–506.
- ^ Андрео, Жан . «Личные долги и прощение долгов [так в оригинале] в Римской империи» . cadtm.org . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Гребер 2012 , с. 259.
- ^ Гребер 2012 , с. 265.
- ^ Например, см. Декок, Вим (2020). «Бедные и неплатежеспособные: помощь должникам в книге Альвареса де Веласко De privilegiis pauperum (1630)». Ин Мякинен, В.; и др. (ред.). Права на обочине. Исторические, правовые и философские перспективы . Брилл. стр. 63–84.
- ^ Декок 2017 , с. 125-126.
- ^ Декок 2017 , с. 137-140.
- ^ Декок 2017 , с. 126-137.
- ^ Вальтер, Дьёрдь; Кренчель, Йенс Вальдемар (2021). «Мягкость регулирования банкротства физических лиц в странах ЕС» . Риски . 9 (162): 162. дои : 10.3390/risks9090162 . hdl : 10419/258246 .
Источники
[ редактировать ]- Сигер, Робин (1992). «Сулла». В Круке, Джон; и др. (ред.). Последний век Римской республики, 146–43 гг. до н. э . Кембриджская древняя история. Том. 9 (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 165–207. ISBN 0-521-85073-8 . OCLC 121060 .
- Кивени, Артур (2005). Сулла, последний республиканец . Рутледж. ISBN 9780415336611 .
- Хадсон, Майкл (2018). ... И прости им долги их . ОСТРОВ-Верлаг. ISBN 9783981826029 .
- Гребер, Дэвид (2012). Долг. Первые 5000 лет . Мелвилл Хаус. ISBN 9781612191294 .
- Финли, Моисей И. (1973). Древняя экономика . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520024366 .
- Грин, Питер (1990). Александр Акцию: историческая эволюция эллинистической эпохи . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520083493 .
- Декок, Вим (2017). «Закон, религия и облегчение долгового бремени: балансирование над« бездной отчаяния »в каноническом праве и теологии раннего Нового времени» . Американский журнал истории права . 57 (2): 125–141.