Калкатунгу
Общая численность населения | |
---|---|
несколько сотен (менее 1% населения Австралии , около 1% аборигенов ) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Австралия ( Квинсленд ) | |
Языки | |
Английский, ранее язык Калкатунгу | |
Религия | |
Мифология аборигенов |
Калкадун племени , (собственно Калкатунгу ) — потомки коренного австралийского живущего в районе Маунт-Айза в Квинсленде. Их родовое племя называли «элитой воинов-аборигенов Квинсленда». [ 1 ] В 1884 году они были убиты на «Бэттл-Маунтин» поселенцами и полицией.
Язык
[ редактировать ]Калкатунг принадлежал к калькатунгической ветви языковой семьи пама-ньюнган , другой — яларнга , на которой говорили к югу от нее, в районе Джарра , в Квинсленде. На калькатунгу говорили в районе Маунт-Айза, Квинсленд. Ничего не известно о третьем языке вакабунга, который , как иногда полагают, имел генетическое родство с двумя другими.
Остатки языка, собранные у последних носителей языка Барри Блейком, позволили реконструировать зачатки грамматики и языка. [ 2 ] По словам Роберта М.В. Диксона, словарный запас Яларнги совпадает на 43%, но с другой грамматикой, и только 10% процентов глаголов являются родственными. Оба имеют ограниченные местоимения или их следы, в отличие от всех других языков в прилегающих районах, что позволяет предположить, что до своего исчезновения они представляли собой более крупный блок самобытных языков. [ 3 ]
Как и во многих других обществах аборигенов, у Калкатунгу был язык жестов . [ 4 ] Идея большого кенгуру, например, выражалась путем соединения кончика указательного пальца с большим, при этом все остальные пальцы оставались вытянутыми, а запястье двигалось вперед (наводило на мысль о подпрыгивающем движении). Наземную змею обозначали указывая указательным пальцем, вращая запястье и вытягивая руку наружу. [ 5 ]
Экология и материальная/художественная культура
[ редактировать ]Традиционные земли Калкатунгу начинались в истоках реки Клонкерри через истоки рек Лейххардт и Грегори , включая плоскогорье Баркли , хребты Селвин и простирались на юг вокруг Чатсуорта, горы Мерлин и Букингем-Даунс. К востоку и северу от них жили Майи-Тхакурти (Митакуди) из округа Клонкарри, [ 6 ] рядом с племенем Майгудунг . и , по словам Палмера, [ 7 ]
Уолтер Рот довольно подробно задокументировал интенсивность местной торговли, проходившей через хребет Селвин и земли Калкатунгу от Булии до Клонкарри, которые образовывали транзитный пункт для обмена всем, от местных медицинских анестетиков и наркотических стимуляторов питури до [ 8 ] и охра для каменных ножей и топоров. [ 9 ] Более 800 000 заготовок каменных топоров по-прежнему разбросаны по метабазальтовому карьеру площадью 2,4 кв. км на озере Мундарра недалеко от горы Иса, что свидетельствует об интенсивности производства аборигенами торговых товаров в этом районе Калкатунгу, при этом некоторые топоры продаются на расстоянии до 1000 километров. [ 10 ]
Калкатунгу были одной из первых групп, распространивших ритуальный танец Мудлунга (Молонга) из реки Джорджина . Существует фотография их людей в полном церемониальном облачении, датированная 1895 годом, готовых исполнить свою версию танца, которая через несколько десятилетий распространится по всей Австралии. [ 11 ] [ 12 ]
Обширные наскальные рисунки с примерами антропоморфных картин были обнаружены на родине Калкатунгу, в Селвинском хребте. [ 13 ]
Социальная структура
[ редактировать ]Соседнее племя майи-тхакурти иногда сообщало, что калкатунгу разделились на две основные группы: мунтаба (южный) и рунгкари (западный). [ 6 ]
Мифология
[ редактировать ]Фредерик Уркварт, который в качестве солдата принимал участие в резне воинов Калкадуна, рассказал их миф о происхождении огня. Все началось с удара молнии, который поджег равнины, когда племя готовилось есть сырое мясо. Пламя охватило турбазу, и обугленное мясо оказалось вкуснее. Старуху послали выследить огонь и вернуть его, и она принесла пылающую палку. Назначенная хранительницей огня, она преданно наблюдала за ним в течение многих лет, пока наводнение не смыло костер. Ее сослали до тех пор, пока она не смогла раскрыть тайну огня, и, не сумев этого сделать, в ярости потерла две палки друг о друга , зажглось пламя, и она вернула себе доступ в племя. [ 14 ]
История
[ редактировать ]
Первыми европейцами, посетившими этот район, были исследователи Берк и Уиллс , переправившиеся через реку Клонкерри в 1861 году. [ 15 ] Хотя в их дневниках об этом племени не упоминается, говорят, что их прохождение зафиксировано в устной истории Калкатунгу. [ 16 ] и на своем языке они ввели термин валпала (от «белый парень») для обозначения европейцев. [ 17 ] [ а ] Три группы, отправленные на поиски Берка и Уиллса, во главе соответственно с Джоном МакКинли , Уильямом Ландсборо и Фредериком Уокером , прошли через общую территорию, и Уокер, бывший командир местной полиции Доусона , застрелил 12 туземцев и ранил еще нескольких , к северо-востоку от территории Калкатунгу. [ 16 ]
Эдвард Палмер , описанный Джорджем Филлипсом как «один из той храброй группы скваттеров-первопроходцев, которые в начале шестидесятых годов пронеслись по Северному Квинсленду со своими стадами и стадами, заселяя, как по волшебству, огромные территории до сих пор незанятой страны», [ 18 ] поселился на окраине страны Калкатунгу в 1864 году, в Коноби , на западном берегу реки Клонкерри . [ 18 ] Десятилетия спустя он описал их как своеобразный народ, о котором мало что было известно. [ 7 ] Палмер критически относился к использованию местной полиции и интересовался коренными племенами. Земли его станции не охватывали никаких священных мест Калкатунгу, он не возражал против их присутствия поблизости и не видел проблем в своих отношениях с Калкатунгу. [ 19 ] Он пытался выучить их язык. [ нужна ссылка ] Эрнест Генри прибыл в 1866 году и в следующем году с помощью гидов Калкатунгу обнаружил месторождения меди. [ 20 ] и основал Великую шахту Австралии. Он успешно завербовал нескольких людей из Калкатунгу для работы на одной из этих шахт. [ 19 ] Короткая попытка У. и Т. Браунов заселить Бриджуотер в 1874 году не вызвала, как и у Палмера, никаких трудностей с коренными владельцами земли. [ 19 ]
Затем в 1877 году шотландский поселенец Александр Кеннеди занял землю в этом районе. С момента своего прибытия в 1861 году ему удалось накопить земельные владения площадью около 4800 квадратных миль (12 000 км²). 2 ), державший 60 000 голов скота, и обосновался в построенной им резиденции под названием Букингем-Даунс . Считается, что Кеннеди начал проблемы с коренными народами этого региона, спровоцировав убийственные нападения на Калькатунг. [ 21 ] [ 19 ] Иэн Дэвидсон описывает его как «человека, который возглавил уничтожение племен северо-запада Центрального Квинсленда». [ 22 ]
Традиционная версия белого героического повествования о том, что тогда произошло, основана на рассказе Уилмота Хадсона Фиша в 1933 году. Согласно этой версии, калкатунгу по своей природе были враждебным и воинственным племенем, исключительно храбрым, с «примитивной» военной хитростью и партизанским характером. Тактика стратегического отхода в горы, чтобы избежать репрессий за их жестокость, которые были побеждены и сломлены после последней битвы против таких людей, как Кеннеди, которые героически одержал победу в обеспечении морального и экономического прогресса Квинсленда. [ 21 ]
Резня на Баттл-Хилле
[ редактировать ]В декабре 1878 года поселенец по имени Молво и трое его людей были убиты недалеко от Клонкерри, у важного водопоя Вономо. [ 20 ] на Сулейман-Крик [ 19 ] возле Клонкерри, когда они разбили лагерь со своим стадом. Это стало отправной точкой в истории коренных народов, когда Кеннеди и другие поселенцы в округе объединили силы с местными войсками под командованием инспектора Эглинтона, дислоцированного в Булии, для борьбы с местными племенами региона. [ 20 ] После этого инцидента было сбито множество Калкатунгу на окружающих холмах. [ 1 ] [ 19 ]
В последующие годы калкатунгу приобрели репутацию среди скотоводов благодаря тактической хитрости, как в сопротивлении набегам против них полиции и поселенцев, так и в сборе урожая скота, найденного на их землях. Кеннеди дернул за ниточки в Брисбене, чтобы получить подкрепление, которое могло бы гарантировать больший иммунитет людям и имуществу в этом районе, а первый комиссар полиции Квинсленда Д. Т. Сеймур, как говорят, дал Кеннеди карт-бланш на войну с племенем и отправил аристократов Маркус де ла Поер Бересфорд, племянник маркиза Уотерфорда , был назначен новым главой местного полицейского подразделения Клонкерри с этой целью.
24 января 1883 года Бересфорд с четырьмя своими солдатами разбил лагерь у реки Фуллартон в хребте Мак-Кинли . После перестрелки с группой Калкатунгу им удалось загнать несколько человек, которые, казалось, не оказали сопротивления, в овраг неподалеку и поставить над ними охрану на ночь. Историк из Квинсленда Артур Лори предполагает, что ошибка Бересфорда заключалась в том, что он «тупо обращался с ними как со скотом». [ 23 ] Предполагается, что у них был запас оружия, приготовленный для этого случая, и они восстали и убили Бересфорда и троих его людей. Одному из них, несмотря на ранение в бок, удалось сбежать и на следующий день преодолеть расстояние около 20 миль до станции Фарли. [ 24 ] В течение года Калкатунгу удавалось удерживать власть на своих племенных землях, поскольку и поселенцы, и полиция чувствовали себя запуганными их непобедимым территориальным господством. Тем не менее , по словам анонима, писавшего для « Квинсленд Фигаро» , где-то ближе к концу 1883 года местная полиция «умышленно убила восемь чернокожих парней и несколько джинов» в этом районе. [ 25 ]
В марте 1884 г. [ 23 ] Сэр Томас Макилрайт послал Фредерика Уркхарта , иммигранта из Сассекса, работавшего в конной полиции Квинсленда, чтобы справиться с кризисом. [ 26 ] Говорят, что Калкатунгу напрямую вызвали его на бой через посланника по имени Махони. Уркхарт, хотя и базировался в Клонкерри, разбил передовой лагерь в 25 милях от города, на реке Корелла .
Уркхарт был побужден к действию в августе, когда услышал от местного мальчика Джеки, который пришел и сообщил, что его работодатель Джеймс Уайт Пауэлл из Калтон-Хиллз, примерно в 60 милях к западу от Клонкерри, в Мистэйк-Крик, был зарезан копьем. [ 23 ] Пауэлл был партнером Кеннеди, и последний вместе с Уркхартом и А. Ф. Моссманом со станции Уайт-Хиллз похоронил Пауэлла, а Уркхарт сочинил стихотворение, поклявшись отомстить:
Ответственную за это группу выследили в ущелье, где они лакомились скотом, и большинство из них было скошено. [ 29 ] В течение следующих девяти недель поселенцы и полиция Уркарта неустанно выслеживали Калкадунов в войне возмездия, убив многих из них. [ 27 ] В сентябре китайская овчарка со станции Гранады Х. Хопкинса [ 29 ] на реке Дугалд был заколот копьем в предгорьях хребтов Аргайлла, и ходили слухи, что его съели «каннибалы». Вскоре после этого около 600 воинов Калкатунгу собрались на каменистой местности, чтобы дать отпор отрядам хорошо вооруженных поселенцев, местной полиции и местных солдат. В какой-то момент нападавшие под командованием Уркарта попытались совершить обходное движение, в результате чего собравшиеся аборигены бросились прямо на них, но падали волнами под испепеляющим огнем мушкетов. [ 30 ] называют макини . Калкатунгу [ 31 ] Говорят, что в этом бою погибло 200 человек. Сам Уркарт был нокаутирован, и это сломало хребет организованному сопротивлению на племенном уровне, и часто рекламировалось, что Калкатунгу уничтожены. По оценкам, число потерь, которые они потеряли за шесть лет, с 1878 по 1884 год, в результате контрнаступлений и экспроприации своих земель, достигло 900 человек.
Мемориал
[ редактировать ]открыли мемориальную доску в память о Калкатунгу В 1984 году, к столетнему юбилею резни, Чарльз Перкинс и Джордж Торп, старейшина Калкатунга, в буш-пабе Каджабби к северу от Клонкерри. Частично оно гласит:
Этот обелиск установлен в память о племенах Калкатунгу, которые в сентябре 1884 года вели одну из исторических битв сопротивления Австралии против военизированных формирований европейских поселенцев и конной полиции уроженцев Квинсленда в месте, известном сегодня как Бэтл-Маунтин - 20 километров в секунду. к юго-западу от Каджабби . [ 32 ]
Калкадун был назван в честь крапивника Калкадун , птицы с небольшим территориальным ареалом, ограниченным склонами региона горы Иса. [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Генри Рейнольдс, стр. 43, приводит такие чеканки на родном языке как свидетельство того, что, вопреки многим сообщениям о прибрежных народах, для аборигенов внутренних районов такая одомашненная иностранная терминология предполагает, что присутствие там белых не считалось представителем предков, призраки или духи
- ↑ Статья «Местная полиция», цитирующая это стихотворение «Месть Пауэлла», появилась в газете Queensland Figaro 15 ноября 1884 года и продолжилась: «Достаточно плохо знать, что такое проклятое пятно на стране существует в виде местной полиции; но это дьявольски, когда его нечестивую работу описывают в идиотских рифмах, которые «облекают жестокость и трусость мантией славы и героизма».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лак 1959 , с. 187.
- ^ Блейк 1979 .
- ^ Диксон 2004 , с. 670.
- ^ Кендон 1988 , стр. 100–100. 381–382.
- ^ Рот 1897 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Рот 1897 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б Палмер 1884 , стр. 3.
- ^ Джонстон и Клеланд 1933 , стр. 201–223.
- ^ Дэвидсон 2016 , стр. 124–125.
- ^ МакНивен 2015 , стр. 603–630.
- ^ Дэвидсон 2016 , с. 125.
- ^ Малвани 1976 , стр. 90–92.
- ^ Дэвидсон 2016 , стр. 127–128.
- ^ Уркарт 1885 , стр. 87–88.
- ^ Палмер 1903 .
- ^ Jump up to: а б Дрейк 2012 , с. 68.
- ^ Рейнольдс 2006 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Палмер 1903 , с. xi.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дрейк 2012 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б с Дэвидсон 2016 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б Фернисс 2006 , с. 177.
- ^ Дэвидсон 2016 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б с Лори 1958 год .
- ^ Дрейк 2012 , с. 70.
- ^ Ричардс 2008 , с. 37.
- ^ Дрейк 2012 , стр. 70–71.
- ^ Jump up to: а б Дрейк 2012 , с. 171.
- ^ Ричардс 2008 , стр. 36–37.
- ^ Jump up to: а б Таунер 1962 , с. 802.
- ^ Дрейк 2012 , стр. 171–172.
- ^ Рейнольдс 2006 , с. 24.
- ^ Гибсон и Бесли 2004 , стр. 51–53.
- ^ Кэмпбелл, Вудс и Лесеберг 2014 , стр. 240.
Источники
[ редактировать ]- «Карта AIATSIS коренных народов Австралии» . АИАЦИС . 24 июня 2022 г.
- Армстронг, Роберт EM (1980). Калкадуны: исследование племени аборигенов на границе Квинсленда . Уильям Брукс и компания. ISBN 978-0-855-68483-9 .
- Блейк, Барри (1979). Грамматика Калкатунгу . Исследовательская школа тихоокеанских исследований . ISBN 978-0-858-83197-1 .
- Кэмпбелл, Иэн; Вудс, Сэм; Лесеберг, Ник (2014). Птицы Австралии: Фотопутеводитель . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-1-400-86510-9 .
- Дэвидсон, Иэн (2016). «Этнологические исследования и археология северо-запада Центрального Квинсленда» . В Макдугалле, Рассел; Дэвидсон, Иэн (ред.). Семья Рот, антропология и колониальная администрация . Рутледж . стр. 121–132. ISBN 978-1-315-41728-8 .
- Диксон, Роберт М.В. (2004) [Впервые опубликовано в 2002 г.]. Австралийские языки: их природа и развитие . Том. 1. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-47378-1 .
- Дрейк, Джек (2012). Дикий Запад в Австралии и Америке . Том. 1. Буларонг Пресс. ISBN 978-1-921-92047-9 .
- Фернисс, Элизабет (2006). «Оспорить миф о «последнем бою» коренных народов в Канаде и Австралии: публичный дискурс и условия молчания» . В Кумбсе, Энни Э. (ред.). Переосмысление колониализма поселенцев: история и память в Австралии, Канаде, Новой Зеландии и Южной Африке . Издательство Манчестерского университета . стр. 172–192. ISBN 978-0-719-07168-3 .
- Фиш, Уилмот Хадсон (1933). Укрощение Севера: история Александра Кеннеди и других первопроходцев Квинсленда . Ангус и Робертсон .
- Гибсон, Лисанн; Бесли, Джоанна (2004). Монументальный Квинсленд: указатели культурного ландшафта . Университет Квинсленда . ISBN 978-0-702-23465-1 .
- Джонстон, Т. Харви; Клеланд, Дж. Бертон (1933). «История аборигенного наркотика Питури». Океания . 4 (2): 201–223. дои : 10.1002/j.1834-4461.1933.tb00101.x . JSTOR 40327460 .
- Кендон, Адам (1988). Языки жестов аборигенов Австралии: культурные, семиотические и коммуникативные перспективы . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-36008-1 .
- Лак, Клем (1959). Недостаток, Клем; Чиленто, Рафаэль Уэст (ред.). Триумф в тропиках: исторический очерк Квинсленда . Смит и Патерсон.
- Лори, Артур (23 октября 1958 г.). Черная война в Квинсленде (PDF) . Королевское историческое общество Квинсленда .
- МакНивен, Ян Дж. (2015). «Австралазия и Тихий океан» . Бенджамин, Крейг (ред.). Кембриджская всемирная история: Том 4, Мир с государствами, империями и сетями, 1200 г. до н.э. – 900 г. н.э. Издательство Кембриджского университета . стр. 603–630. ISBN 978-1-316-29830-5 .
- Малвейни, Джон Д. (1976). «Цепочка связи». В Петерсоне, Николасе (ред.). Племена и границы . Австралийский институт исследований аборигенов . стр. 72–94. ISBN 978-0-855-75048-0 .
- Палмер, Эдвард (1884). Заметки о некоторых австралийских племенах . Лондон: Харрисон и сыновья.
- Палмер, Эдвард (1903). Первые дни в Северном Квинсленде . Ангус и Робертсон .
- Рейнольдс, Генри (2006). Другая сторона границы: сопротивление аборигенов европейскому вторжению в Австралию . Издательство Университета Нового Южного Уэльса . ISBN 978-1-742-24049-7 .
- Ричардс, Джонатан (2008). Тайная война: правдивая история местной полиции Квинсленда . Университет Квинсленда Пресс . ISBN 978-0-702-23639-6 .
- Рот, МЫ (1897). Этнологические исследования среди аборигенов Северо-Западного и Центрального Квинсленда (PDF) . Брисбен: Эдмунд Грегори, государственный типограф.
- Таунер, AC (1962). «Очерк истории Западного Квинсленда» (PDF) . Журнал Королевского исторического общества Квинсленда . 6 (4): 779–816.
- Уркарт, Фредерик Чарльз (1885). «Легенды австралийских аборигенов». Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 14 : 87–88. дои : 10.2307/2841487 . JSTOR 2841487 .