Люди люди

Thule ( / ˈ θj uː l i / thew -lee , Мы тоже / ˈ t uː l i / тоже -ли ) [ 1 ] [ 2 ] Или прото-индуст были предками всех современных инуитов . Они развились на прибрежной Аляске к 1000 году и расширились на восток по всей северной Канаде , достигнув Гренландии к 13 веку. [ 3 ] В процессе они заменили людей более ранней культуры Дорсета , которая ранее населяла регион. Аппация « Thule » происходит из местоположения Thule (перемещение и переименование Qaanaaq в 1953 году) в Северо -Западной Гренландии, лицом к Канаде, где археологические останки людей впервые были найдены в Midden Comer .
Данные подтверждают идею о том, что Туле (и, в меньшей степени, Дорсет ) находился в контакте с викингами , которые достигли берегов Канады в 11 -м веке в рамках норвежской колонизации Северной Америки . В источниках викингов эти народы называются Skrælingjar .
Некоторые Туле мигрировали на юг, в «второй экспансии» или «второй фазе». К 13 или 14 -м веку Туле занимал область, населенную до этого центрального инуита , и к 15 -м веку Туле заменил Дорсет.
Интенсивные контакты с европейцами начались в 18 веке. Соединенные и без того разрушительными последствиями « маленького ледникового периода » (1650–1850), общины Туле разорвались, и люди были давно известны как эскимос , а затем инуиты.
История
[ редактировать ]
Традиция Туле длилась от 200 до 1600 г. н.э. вокруг Берингового пролива, причем люди Туле были доисторическими предками инуитов. [ 4 ] Культура Туле была нанесена на карту Теркель Матиасен после его участия в качестве археолога и картографа пятой датской экспедиции в Арктическую Америку в 1921–1924 годах. Он раскопал участки на острове Баффин и в северо -западном регионе Гудзонского залива , который, по его мнению, является останками высокоразвитой эскимовой китобойной культуры, которая возникла на Аляске и переехала в Арктику Канады примерно 1000 лет назад. [ 5 ] Есть три этапа развития, ведущих к культуре Туле; Это Оквик/Старое Беринг -море, Пунук, Бирнирк, а затем культура Туле. Эти группы народов назывались культурами «нео-эскимо», которые отличаются от более ранней традиции Нортона . [ 5 ]
Есть несколько этапов традиции Туле: старая сцена Беринга, сцена Пунук и сцена Бирнирка. Эти этапы представляют вариации традиции Туле, поскольку она расширяется с течением времени. Традиция Туле заменила традицию Дорсета в Восточной Арктике и вводила как каяки , так и умиаки , или покрытые кожей лодки, в археологические записи, а также разработали новые применения для железа и меди и продемонстрировали передовые технологии гарпуна и использование болотных кит , крупнейших животное в Арктике. [ 6 ] и распространяться по побережьям Лабрадора и Гренландии. Это самая последняя культура «нео-эскимо».
Старая сцена Bering Sea, 200 до н.э. до 500 г. н.э.
[ редактировать ]Старая старая сцена Беринга (OBS) была впервые охарактеризована Diamond Jenness , на основе коллекции глубоко патированных украшенных головок из слоновой кости и других предметов, вырытых местными жителями на островах Святого Лаврентия и Диомеде. [ 5 ] Дженнесс определила культуру Беринга как высокоэффективную культуру инуитов северо-восточного азиатского происхождения и до-таковой в возрасте.
Сильная морская адаптация характерна для Thule, а стадия OBS, а затем можно увидеть в археологических данных. Как каяки, так и умиакс (большие лодки с кожей) появляются в археологических записях впервые. [ 6 ] В инструментальных наборах народа того времени преобладают полированные артефакты, а не хлебные камни, в том числе ланцетные ножи, головки снаряда и нож с поперечным лезвием Ulu. Люди также сделали грубую форму керамики, и было много использования костей и рога для головы на арпуне, а также для того, чтобы сделать дротики, копья, снежные очки, снежны с заседанием, иголки, AWLS и Mattocks, а также морской лопаток на плече. лопаты. [ 6 ]
Появилось много важных инноваций, которые позволили охоте быть более эффективной. Для охоты на уплотнения использовались подставки для ледяной, а также штекеры из слоновой кости и мундштуки для надувания плавания линий гарпуна, что позволило им восстанавливать более крупные морские млекопитающие при отправке. Эти люди сильно полагались на Печать и Следа для существования. Легко выбрать технологию OBS из -за художественных криволинейных точек, кругов и более коротких линий, которые использовались для украшения их инструментов. [ 6 ]
Хронологические отношения между культурами Оквика и Старого Беринга были предметом дебатов и остаются в значительной степени нерешенными, в основном на стилях искусства. Некоторые считают, что это отличная культура, предварительно датируя старым Берингом, но близкое сходство и перекрывающиеся даты радиоуглерода предполагают, что Оквик и Старое Беринговое море лучше всего считаются примерно современными, с региональными вариантами. [ 5 ]
Генетический анализ в 2019 году пришел к выводу, что между 2700 и 4900 годами назад предки Туле появились на Аляске посредством примесь между традицией палеооэскимо и что эти предки мигрировали обратно в Сибири, где стали и океанской заливой, и что эти предки впоследствии мигрировали обратно в Сибири, где они стали старым беринге-морем, и что эти предки мигрировали обратно в Сибири, где они стали старым беринге-морем, и что эти предки мигрировали обратно в Сибири, где они стали старым беринге-морем, и что эти предки мигрировали обратно в Сибири, где стали старым берингом морем, и что эти предки мигрировали обратно в Сибири, где стали старым берингом морем , старым берингом морем Только чтобы в конечном итоге вернуться на Аляску. [ 7 ]
Пунук и бирнирк -этапы, c. От 800 до 1400
[ редактировать ]Сцена Пунук - это развитие старой сцены Bering Sea, с распределением вдоль основных островов пролива и рядом с берегами полуостроя Чукчи. Культура Пунук была первоначально определена Генри Коллинзом в 1928 году с глубины 16 футов (4,9 м) на одном из островков Пунук. Более поздние раскопки на острове Сент -Лоуренс подтвердили идеи Дженнесса о Беринговой морской культуре и продемонстрировали постоянную культурную последовательность на острове от Старого Берингового моря до Пунук, до современной эскимовой культуры. [ 5 ]
Пунук дифференцирован со старым Берингом морем через его стили артефакта и домашние формы, а также стили гарпуна и охота на китов. Поселения Пунук были больше и чаще, чем более ранние деревни. Это были подземные, квадратные или прямоугольные жилища с деревянными полами. Дом был задержан китами челюстными костями и был покрыт шкурой, дерной, а затем снегом. Эти дома были хорошо изолированы и были бы видны только для жителей. [ 8 ]
Китоминг больше внимания уделяется стадии Пунук. Охотники будут использовать Умиака и убивать китов в узких льдах, а также в открытом море осенью. Открытое морское китование требовало квалифицированного руководства, команды опытных лодочников и охотников, а также сотрудничество нескольких лодок. Капитан из китобойной лодки, Умиалик, до сих пор является выдающимся позицией в арктических сообществах сегодня. [ 6 ] Инструменты из сколобного камня были заменены на наземные лишники, крылатые слоновые платы были в значительной степени заменены тридентами, а для гравировки использовались инструменты с железными наконечниками. [ 9 ] Харпунские стили стали более простыми и более стандартизированными, как и искусство Пунук. Пунук разработал свои методы охоты, которые привели к созданию брони, сделанной как из кости, так и технологии лука и стрелы . Кроме того, запястья, покрытые костями, усиленный лук, птичья бола, тяжелые грузилки из слоновой кости и тупые птичьи стрелы, появились на стадии Пунук. [ 5 ]
Культура Бирнирка наиболее известна вдоль прибрежного северного и западного Аляски. Есть три фазы бирниркской культуры: ранний бирнирк, средний бирнирк и покойный бирнирк. Эти фазы были в первую очередь различимы в результате постепенных изменений в стилях головы и стрел. Головы гарпуна чаще изготавливали из рога, а не из слоновой кости, и характеризовались медиально расположенными, трифуркированными шпорами во время ранних бирнирк, бифуркированных в среднем бирнирке и однолатерально расположенными шпорами в позднем бирнирке. [ 5 ]
Бирниркские люди использовали многие из тех же методов охоты и технологий, что и Пулук и Старое Беринговое море, но искусства не было. Существует очень мало доказательств инструмента или украшения оружия. Маленькое искусство, которое присутствовало на стадии Бирнирка, было ограничено спиральными и концентрическими мотивами на глиняных горшках с костными веслами. [ 6 ] Они действительно использовали сани, с тем же базовым дизайном, что и впоследствии использовались с собачьими командами. Люди бирнирк были охотниками за морскими млекопитающими, которые занимались рыбалкой и китобойными делами. [ 6 ] Дома Birnirk были в форме квадратной формы, с стенами, построенными из горизонтальных бревен и одиночных или двойных столбов в каждом углу. Спящие районы были в задней части жилища и были либо построены, либо на уровне пола. В руинах дома не было обнаружено никаких внутренних очагов, хотя сильно инкрустированные, а фрагменты гонт-сосудов с большим количеством огнедых предполагают широкое использование открытых пожаров. [ 5 ]
Классическая сцена, с 1100 до 1400
[ редактировать ]За это время восточный Туле распространился по всей Арктике и на юг. Люди Туле жили вдоль побережья Гудзона пролива , в регионе Гудзон-залива , на берегах бассейна Фокса и вдоль современной канадской материковой части от дельты Маккензи до полуострова Мелвилл . Археолог Алан Маккартни первоначально придумал термин «классический Туле» со ссылкой на население, которое существовало между 1100 и 1400 г. н.э.
Люди Туле все еще жили в полусубтерраневых зимних домах, но летом переехали в кожные палатки, края, удерживаемые кругами камнями. Туле использовали железо задолго до европейского контакта. На Западе он использовался в небольших количествах для резьбовых ножей и для гравировки других инструментов. Железо поступило как из метеорических ресурсов, так и из торговли от норвежской экспансии; Thule превратила необработанное железо в инструменты для собственного использования. Железо позволило людям работать с большим количеством материалов, чтобы сделать больше древесных и костных инструментов. Единственной проблемой, с которой они столкнулись, было отсутствие устойчивого запаса металла. Туле были умными с технологией. В отчетах на классических сайтах Thule перечислены множество артефактов, используемых для охоты. [ 6 ] Классический Туле не уделял особого внимания искусству. Были небольшие художественные детали о домашних вещах, таких как расчески, но в нем были очень простые линейные дизайны с участием людей без придатков, животных или символов, которые представляли человеческие связи с сверхъестественным миром.
Пост-классическая сцена, с 1400 до 1600
[ редактировать ]Постклассическая традиция Туле существовала в 1400 году до европейского контакта в районах, где киты не были такими распространенными, поэтому наблюдается увеличение доказательств других средств прожиточности, таких как карибу, печать и рыба. Эти поселения показывают более постепенное урегулирование меньшего количества китов и использование больших стратегий натуральных средств с Запада. Перераспределение людей Туле отражает давление на население классического Туле, но климат сыграл более важную роль. Начало « маленького ледникового периода », который произошел между 1400 и 1600 годами, ограничивало использование лодок и количество китов, присутствующих в этом районе. Это сократило сезон для охоты на кита с открытой водой. К 16 -м веку умик и каякская охота на китов прекратилась в высокой Арктике. К 1600 году люди пошли дальше и отказались от высокой Арктики из -за серьезных изменений климата . [ 6 ] [ страница необходима ] Эскимосы Туле, которые жили вблизи открытой воды, не были так влияют на снижение температуры. [ 10 ] Именно в это время появились местные группы, такие как медные инуиты , Netsilik и Inglulingmuit ( инуиты из района Igloolik ).
Расширение на Западную и Восточную Арктику
[ редактировать ]Между 900 и 1100 годами традиция Туле распространилась на запад. Эффективность жилья была улучшена, когда они распространялись на Запад, и методы охоты были улучшены благодаря использованию собачьих салов , умиаков и каяков. Это позволило охотникам идти дальше, чтобы охотиться и следовать за миграцией крупных игр и морских млекопитающих . После 1000 практика использования полированного сланца для изготовления инструментов продолжалась распространяться на алеутские острова . Методы изготовления керамики также распространились и заменили традицию Нортона на юге Аляски. [ 6 ] Были различия между областями, в которые мигрировала традиция. Дома в более восточном регионе были более над землей и круглые с каменными платформами для сна. Форма и поддержка зданий пришли из китовых костей. Восточные популяции предпочитали домашние предметы с мыльным камнем вместо глиняной посуды и разработали использование собак для вытягивания сани.
Когда -то в начале второго тысячелетия люди Туле начали мигрировать на восток. [ 6 ] Поскольку народы Западного Туле поселились на северных и западных побережьях Аляски, другие группы Туле мигрировали на восток через канадскую Арктику до Гренландии . До 1000 Центральная и восточная канадская Арктика была занята людьми Дорсетской культуры . В течение нескольких веков культура Дорсета была полностью перемещена иммигрантами Туле с Запада. Доказательства контакта между народами Дорсета и Туле дефицит, и природа преемственности Дорсета/Туле остается плохо изученной. [ 5 ]
Культура Туле была впервые идентифицирована в восточной Арктике междисциплинарными исследованиями датских ученых в период между 1921 и 1924 годами. Команда антропологов, археологов и природных ученых собрала огромное описание канадской Арктики на пятой экспедиции Туле. [ 4 ] Теркел Матиасен добавил в свои исследования и утверждал, что традиция началась на Аляске, и что охота на Туле была основана на собачьих салах, большой кожной лодке и каяке, который позволил им набраться на гораздо большую охотничье территорию, участвовать в широко распространенных торговля и транспортируют более тяжелые нагрузки. Матиасен был прав в отношении своих гипотез и даже нанести на карту миграцию Туле и взаимодействие с Гренландией. [ 6 ]
Есть много разных теорий относительно того, почему Туле вышел из пролива Беринга. Одним из них является культурно-экологическая модель, разработанная Р. Макги. Идея состоит в том, что первые семейства Thule, которые переехали, следовали за группами болотных китов , которые были важным источником продуктов питания, топлива и сырья. [ 8 ] Начало неоатлантического климатического эпизода , тенденции потепления, которая произошла между 900 и 1200 в северном полушарии, привела к удлиненному сезону открытой воды вдоль северного побережья Аляски и продолжительности летнего хребта болотных кит в Бофорт море и дальше на восток в канадский архипелаг. [ 5 ] Как и другие виды китов, лужи, как правило, избегают каналов и проходов из-за возможности захвата и смерти. Общее климатическое потепление, возможно, сократило степень и тяжесть пакетного льда, что позволило бы расширяться на восток. [ 8 ]
Другая теория заключается в том, что война на Аляске или желание найти новые ресурсы железа для изготовления таких инструментов, как ножи, могли побудить людей двигаться на восток. [ 8 ] Археологи использовали распределение ранних головок гарпуна в стиле Аляски, чтобы отслеживать маршруты, взятые людьми Туле. Один маршрут следует за побережьем Бофорта и залива Амундсена, входящего в высокую Арктику через канал Парри и Смит -Саунд. Второй маршрут вел Thule на юг, вдоль западного побережья Гудзона залива. [ 8 ]
Культура
[ редактировать ]Культура людей Туле сильно отличалась от Дорсета . Их успех в охоте на китов с лужами был облегчен благодаря их использованию больших лодок и их обширного диапазона кормления благодаря использованию собачьих салазков . [ 11 ] В первичных китобойных районах известные участки Туле регулярно содержат от пятнадцати до двадцати домов, а в одном случае шестьдесят. [ 12 ] [ 13 ] Кластеры домов предполагают расширенные семейные единицы, [ 14 ] и коммунальные структуры, посвященные церемонии, также были идентифицированы. [ 11 ] Некоторая форма иерархической социальной структуры может быть идентифицирована, хотя различия в размере размера, формы и содержания (китобойный оборудование, нелокальные товары и т. Д.), Которые могут указывать на разницу в социальном статусе между семьями или домохозяйствами. [ 13 ] Наличие небольших количеств местной меди из западной Арктики и метеорического железа от северо-западной Гренландии указывает на существование торговых сетей, происходящих в культуре Туле. [ 15 ]
Инструменты
[ редактировать ]Различные этапы традиции Туле отличаются их различными стилями изготовления инструментов и искусства. Более поздние этапы, Кункук и Бирнирк , имеют большее представление в археологическом отчете и, как говорят, распространились дальше и длились дольше, чем их предшественник, старая сцена Беринга Морской. [ 6 ] Люди Туле хорошо известны своими технологическими достижениями в области транспортировки, техник и инструментов охоты. Гарпун сыграл очень важную роль в китобойном проходе, и люди Туле сделали несколько видов гарпуна из китовой кости . Они также сделали раздутые линии гарпуна, чтобы помочь им охотиться на большую добычу. [ 16 ] Где они доступны, они использовали и торговали железом из метеоритов, таких как метеорит Кейп -Йорк . [ 17 ] [ 18 ]
Существование
[ редактировать ]
Классическая традиция Туле сильно опиралась на кит лука для выживания, потому что киты лужи медленно плавают и спит возле поверхности воды. Божевые киты служили многим целям для народа Туле. Люди могли получить много мяса для еды, Blubber для масла, которое можно использовать для пожаров в целях света и приготовления пищи, а кости можно использовать для строительных сооружений и изготовления инструментов. Люди Туле выжили преимущественно на рыбе, крупных морских млекопитающих и карибу за пределами китобойных сообществ. Поскольку у них была передовая транспортная технология, у них был доступ к более широкому диапазону источников питания. Существует превосходное сохранение фауны в местах Туле из -за поздней доисторической даты, а также в арктической среде. Большинство артефактов лубовых головок были собраны из живых болотных китов. [ 19 ] Thule разработал опыт в охоте и использовании как можно большего количества частей животного. Эти знания в сочетании с их растущим богатством инструментов и способов транспорта позволили народу Туле процветать. Они объединились, где один человек стрелял в кита с помощью гарпуна, а другие бросали на него поплавки, и все они передали кита, чтобы приземлиться, чтобы поделиться его вместе, чтобы поделиться со всем сообществом. Их единство сыграло значительную роль в течение времени, которое они процветали в Арктике.

Сайты и проекты
[ редактировать ]Есть несколько крупных археологических исследовательских проектов, которые были проведены на культуре Туле на участках, включая археологический проект Торнгат , остров Сомерсет , Место Клахана, Коронационный залив , река Нельсон, остров Баффин , остров Виктория, Место колокола, Остров Девон- QKHN- 12, и Кейп -Йорк.
Генетика
[ редактировать ]Генетическое исследование, опубликованное в науке в августе 2014 года, изучило останки большого числа людей, похороненных между ок. 1050 г. н.э. и 1600 г. н.э. Исследованные люди в подавляющем большинстве принадлежали к материнской гаплогруппе A2A , в то время как образцы A , A2B и D3A2A также были обнаружены. [ 20 ] Было обнаружено, что люди Туле, вероятно, произошли от бирниркской культуры Сибири, и что они генетически сильно отличались от коренных жителей Дорсета Северной Канады и Гренландии, которых они культурно и генетически полностью заменены около 1300 г. н.э. [ 21 ] Исследование не обнаружило никаких доказательств генетического смешивания между людьми Туле и гренландскими норвежскими людьми . [ 21 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Туле" . Рэндом Хаус Вебстерский словарь Вебстера .
- ^ "Туле" . Оксфордский английский словарь (второе изд.). Издательство Оксфордского университета. 1989 . Получено 7 декабря 2018 года .
- ^ МакГи, Роберт (3 апреля 2015 г.). «Туле культура» . Канадская энциклопедия . Историка Канада .
- ^ Jump up to: а беременный Парк, Роберт В. "Традиция Туле" . Арктическая археология . Кафедра антропологии, Университет Ватерлоо . Получено 1 июня 2015 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж McCullough, Karen M. (1989). Руины островитян: ранние пионеры культуры Туле в Восточной Высокой Арктике . Меркурийская серия в мягкой обложке. Тол. 141 археологического обследования Канады. Канадский музей цивилизации. ISBN 978-0-6601-0793-6 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м Фаган, Брайан М. (2005). Древняя Северная Америка: археология континента (четвертое изд.). Нью -Йорк: Темза и Хадсон. С. 196–197, 210 . ISBN 978-0-5002-8532-9 .
- ^ Flegentov et al. (2019) Генетическое происхождение палео-эскимо и народ Чукотки и Северной Америки. Природа (дополнительная информация)
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и "Thule Whalebone House" . Музей Гленбоу . 2008 Получено 2022-02-17 .
- ^ Форд, Джеймс (1959). «Предыстория эскимона в окрестностях Пойнт -Барроу, Аляска» (PDF) . Антропологические документы Американского музея естественной истории . 47 (1). Нью-Йорк . Получено 1 июня 2015 года .
- ^ Маккартни, Аллен П.; Савелль, Джеймс М. (1985). «Туле эскимот китобой в Центральной канадской Арктике». Арктическая антропология . 22 (2). Университет Висконсин Пресс: 40. JSTOR 40316088 .
- ^ Jump up to: а беременный Худ, Брайан С. (2017). Оксфордский справочник археологии . Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. С. 828–829. ISBN 978-0-19-885520-0 Полем Получено 6 августа 2022 года .
- ^ Парк, Роберт В. (1999). «Демография и реконструкция социальной организации с участков зимы Туле в Арктической Канаде». Канадский журнал археологии . 22 (2): 115–126. JSTOR 41103359 .
- ^ Jump up to: а беременный Савелл, Джеймс М. (2002). «Магистическая организация, социальная сложность и крах доисторических китобойных обществ в Центральном Арктическом Арктике Центрального канадского архиктика» . Помимо кормления и сбора: эволюционные изменения в системах расселения охотников-собирателей . Фундаментальные проблемы в археологии. Нью -Йорк: Springer US. С. 73–90. doi : 10.1007/978-1-4615-0543-3_4 . ISBN 978-1-4615-0543-3 Полем Получено 6 августа 2022 года .
- ^ Савелль, Джеймс М.; Венцель, Джордж В. (2003). Охотники-собиратели северной части Тихого океана: документы, представленные на восьмой международной конференции по охоте и собранию общества (Chags 8), Aomori и Osaka, октябрь 1998 года . Осака: Национальный музей этнологии. С. 103–121. ISBN 978-4-901906-07-4 Полем Получено 6 августа 2022 года .
- ^ Маккартни, Аллен П.; Эренрейх, Роберт М. (1991). Металлы в обществе: теория за пределами анализа . Филадельфия: Маска, Университетский музей, Университет Пенсильвании. С. 27–43 . Получено 6 августа 2022 года .
- ^ «Туле культура | Музей | Музей севера» . www.uaf.edu . Получено 15 сентября 2020 года .
- ^ Мартин Аппельт; Jens Fog Jensen; Миккель Мируп; Хеннинг Хаак; Миккель Сёренсен; Мишель Таубе (2014). Культурная история метеорита Innananganeq/Cape York (PDF) (отчет). Национальный музей и архив Гренландии. Архивировано из оригинала (PDF) 21 мая 2022 года . Получено 7 ноября 2019 года .
- ^ Прингл, Хизер (1997). «Новое уважение к роли металла в древних арктических культурах». Наука . 277 (5327): 766–767. doi : 10.1126/science.277.5327.766 . S2CID 129339473 .
- ^ Маккартни, Аллен П.; Савелле, Джеймс М. (февраль 1999 г.). «Стратегии перехвата китов Thule Eskimo Bowhead». Мировая антропология . 30 (3, Арктическая антропология). Тейлор и Фрэнсис: 437. JSTOR 124962 .
- ^ Raghavan et al. 2014 , Дополнительные материалы, с. 109, таблица S1.
- ^ Jump up to: а беременный Raghavan et al. 2014 , с. 1
Источники
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Bonvillain, Нэнси. Инуит. Publishers Chelsea House, 1995
- Дюмонд, Дон. Эскимосы и алеуты. Westview Press, 1977
- Шледерманн, Питер. Традиция Туле в северном лабрадоре. Мемориальный университет Ньюфаундленда, 1971
- Так, Джеймс. Ньюфаундленд и Лабрадор Прегистория. Ван Ностронд Рейнхольд, 1984
- История миграции Туле , природа вещей , канадская вещательная корпорация . Информационная веб -страница, связанная с телевизионным документальным фильмом «Одиссея инуита» , показанная ниже в разделе «Внешние ссылки».
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Inuit Odyssey , созданная природой вещей и первую трансляцию 29 июня 2009 года на канадской вещательной корпорации . Это документальный фильм о народе Туле и их миграции на восток по всей Арктике в Гренландию. Веб -страница содержит ссылку для просмотра документального фильма здесь (длина: 44:32; не может быть просмотрена онлайн за пределами Канады). Примечание. Эпизоды «природа вещей» также можно просмотреть на iTunes, и их можно приобрести в интернет -магазине CBC .