Jump to content

Люди люди

(Перенаправлен из нео-эскимо )
Различные культуры в Гренландии, Лабрадоре, Ньюфаундленде и Канадских Арктических островах между 900 и 1500 годами.

Thule ( / ˈ θj l i / thew -lee , Мы тоже / ˈ t l i / тоже -ли ) [ 1 ] [ 2 ] Или прото-индуст были предками всех современных инуитов . Они развились на прибрежной Аляске к 1000 году и расширились на восток по всей северной Канаде , достигнув Гренландии к 13 веку. [ 3 ] В процессе они заменили людей более ранней культуры Дорсета , которая ранее населяла регион. Аппация « Thule » происходит из местоположения Thule (перемещение и переименование Qaanaaq в 1953 году) в Северо -Западной Гренландии, лицом к Канаде, где археологические останки людей впервые были найдены в Midden Comer .

Данные подтверждают идею о том, что Туле (и, в меньшей степени, Дорсет ) находился в контакте с викингами , которые достигли берегов Канады в 11 -м веке в рамках норвежской колонизации Северной Америки . В источниках викингов эти народы называются Skrælingjar .

Некоторые Туле мигрировали на юг, в «второй экспансии» или «второй фазе». К 13 или 14 -м веку Туле занимал область, населенную до этого центрального инуита , и к 15 -м веку Туле заменил Дорсет.

Интенсивные контакты с европейцами начались в 18 веке. Соединенные и без того разрушительными последствиями « маленького ледникового периода » (1650–1850), общины Туле разорвались, и люди были давно известны как эскимос , а затем инуиты.

Место Thule возле Кембриджского залива на острове Виктория

Традиция Туле длилась от 200 до 1600 г. н.э. вокруг Берингового пролива, причем люди Туле были доисторическими предками инуитов. [ 4 ] Культура Туле была нанесена на карту Теркель Матиасен после его участия в качестве археолога и картографа пятой датской экспедиции в Арктическую Америку в 1921–1924 годах. Он раскопал участки на острове Баффин и в северо -западном регионе Гудзонского залива , который, по его мнению, является останками высокоразвитой эскимовой китобойной культуры, которая возникла на Аляске и переехала в Арктику Канады примерно 1000 лет назад. [ 5 ] Есть три этапа развития, ведущих к культуре Туле; Это Оквик/Старое Беринг -море, Пунук, Бирнирк, а затем культура Туле. Эти группы народов назывались культурами «нео-эскимо», которые отличаются от более ранней традиции Нортона . [ 5 ]

Есть несколько этапов традиции Туле: старая сцена Беринга, сцена Пунук и сцена Бирнирка. Эти этапы представляют вариации традиции Туле, поскольку она расширяется с течением времени. Традиция Туле заменила традицию Дорсета в Восточной Арктике и вводила как каяки , так и умиаки , или покрытые кожей лодки, в археологические записи, а также разработали новые применения для железа и меди и продемонстрировали передовые технологии гарпуна и использование болотных кит , крупнейших животное в Арктике. [ 6 ] и распространяться по побережьям Лабрадора и Гренландии. Это самая последняя культура «нео-эскимо».

Старая сцена Bering Sea, 200 до н.э. до 500 г. н.э.

[ редактировать ]

Старая старая сцена Беринга (OBS) была впервые охарактеризована Diamond Jenness , на основе коллекции глубоко патированных украшенных головок из слоновой кости и других предметов, вырытых местными жителями на островах Святого Лаврентия и Диомеде. [ 5 ] Дженнесс определила культуру Беринга как высокоэффективную культуру инуитов северо-восточного азиатского происхождения и до-таковой в возрасте.

Сильная морская адаптация характерна для Thule, а стадия OBS, а затем можно увидеть в археологических данных. Как каяки, так и умиакс (большие лодки с кожей) появляются в археологических записях впервые. [ 6 ] В инструментальных наборах народа того времени преобладают полированные артефакты, а не хлебные камни, в том числе ланцетные ножи, головки снаряда и нож с поперечным лезвием Ulu. Люди также сделали грубую форму керамики, и было много использования костей и рога для головы на арпуне, а также для того, чтобы сделать дротики, копья, снежные очки, снежны с заседанием, иголки, AWLS и Mattocks, а также морской лопаток на плече. лопаты. [ 6 ]

Появилось много важных инноваций, которые позволили охоте быть более эффективной. Для охоты на уплотнения использовались подставки для ледяной, а также штекеры из слоновой кости и мундштуки для надувания плавания линий гарпуна, что позволило им восстанавливать более крупные морские млекопитающие при отправке. Эти люди сильно полагались на Печать и Следа для существования. Легко выбрать технологию OBS из -за художественных криволинейных точек, кругов и более коротких линий, которые использовались для украшения их инструментов. [ 6 ]

Хронологические отношения между культурами Оквика и Старого Беринга были предметом дебатов и остаются в значительной степени нерешенными, в основном на стилях искусства. Некоторые считают, что это отличная культура, предварительно датируя старым Берингом, но близкое сходство и перекрывающиеся даты радиоуглерода предполагают, что Оквик и Старое Беринговое море лучше всего считаются примерно современными, с региональными вариантами. [ 5 ]

Генетический анализ в 2019 году пришел к выводу, что между 2700 и 4900 годами назад предки Туле появились на Аляске посредством примесь между традицией палеооэскимо и что эти предки мигрировали обратно в Сибири, где стали и океанской заливой, и что эти предки впоследствии мигрировали обратно в Сибири, где они стали старым беринге-морем, и что эти предки мигрировали обратно в Сибири, где они стали старым беринге-морем, и что эти предки мигрировали обратно в Сибири, где они стали старым беринге-морем, и что эти предки мигрировали обратно в Сибири, где стали старым берингом морем, и что эти предки мигрировали обратно в Сибири, где стали старым берингом морем , старым берингом морем Только чтобы в конечном итоге вернуться на Аляску. [ 7 ]

Пунук и бирнирк -этапы, c. От 800 до 1400

[ редактировать ]

Сцена Пунук - это развитие старой сцены Bering Sea, с распределением вдоль основных островов пролива и рядом с берегами полуостроя Чукчи. Культура Пунук была первоначально определена Генри Коллинзом в 1928 году с глубины 16 футов (4,9 м) на одном из островков Пунук. Более поздние раскопки на острове Сент -Лоуренс подтвердили идеи Дженнесса о Беринговой морской культуре и продемонстрировали постоянную культурную последовательность на острове от Старого Берингового моря до Пунук, до современной эскимовой культуры. [ 5 ]

Пунук дифференцирован со старым Берингом морем через его стили артефакта и домашние формы, а также стили гарпуна и охота на китов. Поселения Пунук были больше и чаще, чем более ранние деревни. Это были подземные, квадратные или прямоугольные жилища с деревянными полами. Дом был задержан китами челюстными костями и был покрыт шкурой, дерной, а затем снегом. Эти дома были хорошо изолированы и были бы видны только для жителей. [ 8 ]

Китоминг больше внимания уделяется стадии Пунук. Охотники будут использовать Умиака и убивать китов в узких льдах, а также в открытом море осенью. Открытое морское китование требовало квалифицированного руководства, команды опытных лодочников и охотников, а также сотрудничество нескольких лодок. Капитан из китобойной лодки, Умиалик, до сих пор является выдающимся позицией в арктических сообществах сегодня. [ 6 ] Инструменты из сколобного камня были заменены на наземные лишники, крылатые слоновые платы были в значительной степени заменены тридентами, а для гравировки использовались инструменты с железными наконечниками. [ 9 ] Харпунские стили стали более простыми и более стандартизированными, как и искусство Пунук. Пунук разработал свои методы охоты, которые привели к созданию брони, сделанной как из кости, так и технологии лука и стрелы . Кроме того, запястья, покрытые костями, усиленный лук, птичья бола, тяжелые грузилки из слоновой кости и тупые птичьи стрелы, появились на стадии Пунук. [ 5 ]

Культура Бирнирка наиболее известна вдоль прибрежного северного и западного Аляски. Есть три фазы бирниркской культуры: ранний бирнирк, средний бирнирк и покойный бирнирк. Эти фазы были в первую очередь различимы в результате постепенных изменений в стилях головы и стрел. Головы гарпуна чаще изготавливали из рога, а не из слоновой кости, и характеризовались медиально расположенными, трифуркированными шпорами во время ранних бирнирк, бифуркированных в среднем бирнирке и однолатерально расположенными шпорами в позднем бирнирке. [ 5 ]

Бирниркские люди использовали многие из тех же методов охоты и технологий, что и Пулук и Старое Беринговое море, но искусства не было. Существует очень мало доказательств инструмента или украшения оружия. Маленькое искусство, которое присутствовало на стадии Бирнирка, было ограничено спиральными и концентрическими мотивами на глиняных горшках с костными веслами. [ 6 ] Они действительно использовали сани, с тем же базовым дизайном, что и впоследствии использовались с собачьими командами. Люди бирнирк были охотниками за морскими млекопитающими, которые занимались рыбалкой и китобойными делами. [ 6 ] Дома Birnirk были в форме квадратной формы, с стенами, построенными из горизонтальных бревен и одиночных или двойных столбов в каждом углу. Спящие районы были в задней части жилища и были либо построены, либо на уровне пола. В руинах дома не было обнаружено никаких внутренних очагов, хотя сильно инкрустированные, а фрагменты гонт-сосудов с большим количеством огнедых предполагают широкое использование открытых пожаров. [ 5 ]

Классическая сцена, с 1100 до 1400

[ редактировать ]

За это время восточный Туле распространился по всей Арктике и на юг. Люди Туле жили вдоль побережья Гудзона пролива , в регионе Гудзон-залива , на берегах бассейна Фокса и вдоль современной канадской материковой части от дельты Маккензи до полуострова Мелвилл . Археолог Алан Маккартни первоначально придумал термин «классический Туле» со ссылкой на население, которое существовало между 1100 и 1400 г. н.э.

Люди Туле все еще жили в полусубтерраневых зимних домах, но летом переехали в кожные палатки, края, удерживаемые кругами камнями. Туле использовали железо задолго до европейского контакта. На Западе он использовался в небольших количествах для резьбовых ножей и для гравировки других инструментов. Железо поступило как из метеорических ресурсов, так и из торговли от норвежской экспансии; Thule превратила необработанное железо в инструменты для собственного использования. Железо позволило людям работать с большим количеством материалов, чтобы сделать больше древесных и костных инструментов. Единственной проблемой, с которой они столкнулись, было отсутствие устойчивого запаса металла. Туле были умными с технологией. В отчетах на классических сайтах Thule перечислены множество артефактов, используемых для охоты. [ 6 ] Классический Туле не уделял особого внимания искусству. Были небольшие художественные детали о домашних вещах, таких как расчески, но в нем были очень простые линейные дизайны с участием людей без придатков, животных или символов, которые представляли человеческие связи с сверхъестественным миром.

Пост-классическая сцена, с 1400 до 1600

[ редактировать ]

Постклассическая традиция Туле существовала в 1400 году до европейского контакта в районах, где киты не были такими распространенными, поэтому наблюдается увеличение доказательств других средств прожиточности, таких как карибу, печать и рыба. Эти поселения показывают более постепенное урегулирование меньшего количества китов и использование больших стратегий натуральных средств с Запада. Перераспределение людей Туле отражает давление на население классического Туле, но климат сыграл более важную роль. Начало « маленького ледникового периода », который произошел между 1400 и 1600 годами, ограничивало использование лодок и количество китов, присутствующих в этом районе. Это сократило сезон для охоты на кита с открытой водой. К 16 -м веку умик и каякская охота на китов прекратилась в высокой Арктике. К 1600 году люди пошли дальше и отказались от высокой Арктики из -за серьезных изменений климата . [ 6 ] [ страница необходима ] Эскимосы Туле, которые жили вблизи открытой воды, не были так влияют на снижение температуры. [ 10 ] Именно в это время появились местные группы, такие как медные инуиты , Netsilik и Inglulingmuit ( инуиты из района Igloolik ).

Расширение на Западную и Восточную Арктику

[ редактировать ]

Между 900 и 1100 годами традиция Туле распространилась на запад. Эффективность жилья была улучшена, когда они распространялись на Запад, и методы охоты были улучшены благодаря использованию собачьих салов , умиаков и каяков. Это позволило охотникам идти дальше, чтобы охотиться и следовать за миграцией крупных игр и морских млекопитающих . После 1000 практика использования полированного сланца для изготовления инструментов продолжалась распространяться на алеутские острова . Методы изготовления керамики также распространились и заменили традицию Нортона на юге Аляски. [ 6 ] Были различия между областями, в которые мигрировала традиция. Дома в более восточном регионе были более над землей и круглые с каменными платформами для сна. Форма и поддержка зданий пришли из китовых костей. Восточные популяции предпочитали домашние предметы с мыльным камнем вместо глиняной посуды и разработали использование собак для вытягивания сани.

Когда -то в начале второго тысячелетия люди Туле начали мигрировать на восток. [ 6 ] Поскольку народы Западного Туле поселились на северных и западных побережьях Аляски, другие группы Туле мигрировали на восток через канадскую Арктику до Гренландии . До 1000 Центральная и восточная канадская Арктика была занята людьми Дорсетской культуры . В течение нескольких веков культура Дорсета была полностью перемещена иммигрантами Туле с Запада. Доказательства контакта между народами Дорсета и Туле дефицит, и природа преемственности Дорсета/Туле остается плохо изученной. [ 5 ]

Культура Туле была впервые идентифицирована в восточной Арктике междисциплинарными исследованиями датских ученых в период между 1921 и 1924 годами. Команда антропологов, археологов и природных ученых собрала огромное описание канадской Арктики на пятой экспедиции Туле. [ 4 ] Теркел Матиасен добавил в свои исследования и утверждал, что традиция началась на Аляске, и что охота на Туле была основана на собачьих салах, большой кожной лодке и каяке, который позволил им набраться на гораздо большую охотничье территорию, участвовать в широко распространенных торговля и транспортируют более тяжелые нагрузки. Матиасен был прав в отношении своих гипотез и даже нанести на карту миграцию Туле и взаимодействие с Гренландией. [ 6 ]

Есть много разных теорий относительно того, почему Туле вышел из пролива Беринга. Одним из них является культурно-экологическая модель, разработанная Р. Макги. Идея состоит в том, что первые семейства Thule, которые переехали, следовали за группами болотных китов , которые были важным источником продуктов питания, топлива и сырья. [ 8 ] Начало неоатлантического климатического эпизода , тенденции потепления, которая произошла между 900 и 1200 в северном полушарии, привела к удлиненному сезону открытой воды вдоль северного побережья Аляски и продолжительности летнего хребта болотных кит в Бофорт море и дальше на восток в канадский архипелаг. [ 5 ] Как и другие виды китов, лужи, как правило, избегают каналов и проходов из-за возможности захвата и смерти. Общее климатическое потепление, возможно, сократило степень и тяжесть пакетного льда, что позволило бы расширяться на восток. [ 8 ]

Другая теория заключается в том, что война на Аляске или желание найти новые ресурсы железа для изготовления таких инструментов, как ножи, могли побудить людей двигаться на восток. [ 8 ] Археологи использовали распределение ранних головок гарпуна в стиле Аляски, чтобы отслеживать маршруты, взятые людьми Туле. Один маршрут следует за побережьем Бофорта и залива Амундсена, входящего в высокую Арктику через канал Парри и Смит -Саунд. Второй маршрут вел Thule на юг, вдоль западного побережья Гудзона залива. [ 8 ]

Культура

[ редактировать ]

Культура людей Туле сильно отличалась от Дорсета . Их успех в охоте на китов с лужами был облегчен благодаря их использованию больших лодок и их обширного диапазона кормления благодаря использованию собачьих салазков . [ 11 ] В первичных китобойных районах известные участки Туле регулярно содержат от пятнадцати до двадцати домов, а в одном случае шестьдесят. [ 12 ] [ 13 ] Кластеры домов предполагают расширенные семейные единицы, [ 14 ] и коммунальные структуры, посвященные церемонии, также были идентифицированы. [ 11 ] Некоторая форма иерархической социальной структуры может быть идентифицирована, хотя различия в размере размера, формы и содержания (китобойный оборудование, нелокальные товары и т. Д.), Которые могут указывать на разницу в социальном статусе между семьями или домохозяйствами. [ 13 ] Наличие небольших количеств местной меди из западной Арктики и метеорического железа от северо-западной Гренландии указывает на существование торговых сетей, происходящих в культуре Туле. [ 15 ]

Инструменты

[ редактировать ]

Различные этапы традиции Туле отличаются их различными стилями изготовления инструментов и искусства. Более поздние этапы, Кункук и Бирнирк , имеют большее представление в археологическом отчете и, как говорят, распространились дальше и длились дольше, чем их предшественник, старая сцена Беринга Морской. [ 6 ] Люди Туле хорошо известны своими технологическими достижениями в области транспортировки, техник и инструментов охоты. Гарпун сыграл очень важную роль в китобойном проходе, и люди Туле сделали несколько видов гарпуна из китовой кости . Они также сделали раздутые линии гарпуна, чтобы помочь им охотиться на большую добычу. [ 16 ] Где они доступны, они использовали и торговали железом из метеоритов, таких как метеорит Кейп -Йорк . [ 17 ] [ 18 ]

Существование

[ редактировать ]
Whalebone, используемая в здании древнего дома Туле в Resolute, Nunavut

Классическая традиция Туле сильно опиралась на кит лука для выживания, потому что киты лужи медленно плавают и спит возле поверхности воды. Божевые киты служили многим целям для народа Туле. Люди могли получить много мяса для еды, Blubber для масла, которое можно использовать для пожаров в целях света и приготовления пищи, а кости можно использовать для строительных сооружений и изготовления инструментов. Люди Туле выжили преимущественно на рыбе, крупных морских млекопитающих и карибу за пределами китобойных сообществ. Поскольку у них была передовая транспортная технология, у них был доступ к более широкому диапазону источников питания. Существует превосходное сохранение фауны в местах Туле из -за поздней доисторической даты, а также в арктической среде. Большинство артефактов лубовых головок были собраны из живых болотных китов. [ 19 ] Thule разработал опыт в охоте и использовании как можно большего количества частей животного. Эти знания в сочетании с их растущим богатством инструментов и способов транспорта позволили народу Туле процветать. Они объединились, где один человек стрелял в кита с помощью гарпуна, а другие бросали на него поплавки, и все они передали кита, чтобы приземлиться, чтобы поделиться его вместе, чтобы поделиться со всем сообществом. Их единство сыграло значительную роль в течение времени, которое они процветали в Арктике.

Инук указывает на сайт Thule, 1995

Сайты и проекты

[ редактировать ]

Есть несколько крупных археологических исследовательских проектов, которые были проведены на культуре Туле на участках, включая археологический проект Торнгат , остров Сомерсет , Место Клахана, Коронационный залив , река Нельсон, остров Баффин , остров Виктория, Место колокола, Остров Девон- QKHN- 12, и Кейп -Йорк.

Генетика

[ редактировать ]

Генетическое исследование, опубликованное в науке в августе 2014 года, изучило останки большого числа людей, похороненных между ок. 1050 г. н.э. и 1600 г. н.э. Исследованные люди в подавляющем большинстве принадлежали к материнской гаплогруппе A2A , в то время как образцы A , A2B и D3A2A также были обнаружены. [ 20 ] Было обнаружено, что люди Туле, вероятно, произошли от бирниркской культуры Сибири, и что они генетически сильно отличались от коренных жителей Дорсета Северной Канады и Гренландии, которых они культурно и генетически полностью заменены около 1300 г. н.э. [ 21 ] Исследование не обнаружило никаких доказательств генетического смешивания между людьми Туле и гренландскими норвежскими людьми . [ 21 ]

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ "Туле" . Рэндом Хаус Вебстерский словарь Вебстера .
  2. ^ "Туле" . Оксфордский английский словарь (второе изд.). Издательство Оксфордского университета. 1989 . Получено 7 декабря 2018 года .
  3. ^ МакГи, Роберт (3 апреля 2015 г.). «Туле культура» . Канадская энциклопедия . Историка Канада .
  4. ^ Jump up to: а беременный Парк, Роберт В. "Традиция Туле" . Арктическая археология . Кафедра антропологии, Университет Ватерлоо . Получено 1 июня 2015 года .
  5. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж McCullough, Karen M. (1989). Руины островитян: ранние пионеры культуры Туле в Восточной Высокой Арктике . Меркурийская серия в мягкой обложке. Тол. 141 археологического обследования Канады. Канадский музей цивилизации. ISBN  978-0-6601-0793-6 .
  6. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м Фаган, Брайан М. (2005). Древняя Северная Америка: археология континента (четвертое изд.). Нью -Йорк: Темза и Хадсон. С. 196–197, 210 . ISBN  978-0-5002-8532-9 .
  7. ^ Flegentov et al. (2019) Генетическое происхождение палео-эскимо и народ Чукотки и Северной Америки. Природа (дополнительная информация)
  8. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и "Thule Whalebone House" . Музей Гленбоу . 2008 ​Получено 2022-02-17 .
  9. ^ Форд, Джеймс (1959). «Предыстория эскимона в окрестностях Пойнт -Барроу, Аляска» (PDF) . Антропологические документы Американского музея естественной истории . 47 (1). Нью-Йорк . Получено 1 июня 2015 года .
  10. ^ Маккартни, Аллен П.; Савелль, Джеймс М. (1985). «Туле эскимот китобой в Центральной канадской Арктике». Арктическая антропология . 22 (2). Университет Висконсин Пресс: 40. JSTOR   40316088 .
  11. ^ Jump up to: а беременный Худ, Брайан С. (2017). Оксфордский справочник археологии . Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. С. 828–829. ISBN  978-0-19-885520-0 Полем Получено 6 августа 2022 года .
  12. ^ Парк, Роберт В. (1999). «Демография и реконструкция социальной организации с участков зимы Туле в Арктической Канаде». Канадский журнал археологии . 22 (2): 115–126. JSTOR   41103359 .
  13. ^ Jump up to: а беременный Савелл, Джеймс М. (2002). «Магистическая организация, социальная сложность и крах доисторических китобойных обществ в Центральном Арктическом Арктике Центрального канадского архиктика» . Помимо кормления и сбора: эволюционные изменения в системах расселения охотников-собирателей . Фундаментальные проблемы в археологии. Нью -Йорк: Springer US. С. 73–90. doi : 10.1007/978-1-4615-0543-3_4 . ISBN  978-1-4615-0543-3 Полем Получено 6 августа 2022 года .
  14. ^ Савелль, Джеймс М.; Венцель, Джордж В. (2003). Охотники-собиратели северной части Тихого океана: документы, представленные на восьмой международной конференции по охоте и собранию общества (Chags 8), Aomori и Osaka, октябрь 1998 года . Осака: Национальный музей этнологии. С. 103–121. ISBN  978-4-901906-07-4 Полем Получено 6 августа 2022 года .
  15. ^ Маккартни, Аллен П.; Эренрейх, Роберт М. (1991). Металлы в обществе: теория за пределами анализа . Филадельфия: Маска, Университетский музей, Университет Пенсильвании. С. 27–43 . Получено 6 августа 2022 года .
  16. ^ «Туле культура | Музей | Музей севера» . www.uaf.edu . Получено 15 сентября 2020 года .
  17. ^ Мартин Аппельт; Jens Fog Jensen; Миккель Мируп; Хеннинг Хаак; Миккель Сёренсен; Мишель Таубе (2014). Культурная история метеорита Innananganeq/Cape York (PDF) (отчет). Национальный музей и архив Гренландии. Архивировано из оригинала (PDF) 21 мая 2022 года . Получено 7 ноября 2019 года .
  18. ^ Прингл, Хизер (1997). «Новое уважение к роли металла в древних арктических культурах». Наука . 277 (5327): 766–767. doi : 10.1126/science.277.5327.766 . S2CID   129339473 .
  19. ^ Маккартни, Аллен П.; Савелле, Джеймс М. (февраль 1999 г.). «Стратегии перехвата китов Thule Eskimo Bowhead». Мировая антропология . 30 (3, Арктическая антропология). Тейлор и Фрэнсис: 437. JSTOR   124962 .
  20. ^ Raghavan et al. 2014 , Дополнительные материалы, с. 109, таблица S1.
  21. ^ Jump up to: а беременный Raghavan et al. 2014 , с. 1

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Bonvillain, Нэнси. Инуит. Publishers Chelsea House, 1995
  • Дюмонд, Дон. Эскимосы и алеуты. Westview Press, 1977
  • Шледерманн, Питер. Традиция Туле в северном лабрадоре. Мемориальный университет Ньюфаундленда, 1971
  • Так, Джеймс. Ньюфаундленд и Лабрадор Прегистория. Ван Ностронд Рейнхольд, 1984
  • История миграции Туле , природа вещей , канадская вещательная корпорация . Информационная веб -страница, связанная с телевизионным документальным фильмом «Одиссея инуита» , показанная ниже в разделе «Внешние ссылки».
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 15e788f7b308f307b1b6eb5ee5e59016__1722977100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/16/15e788f7b308f307b1b6eb5ee5e59016.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thule people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)