Jump to content

Евроафриканцы Золотого Берега

Евроафриканцы Золотого Берега
Регионы со значительной численностью населения
Языки
Религия
Родственные этнические группы

Евроафриканцы Золотого Берега были исторической демографической группой , проживавшей в прибрежных городских поселениях в колониальной Гане , которая возникла в результате союзов между европейскими мужчинами и африканскими женщинами с конца 15 века - десятилетия между 1471 и 1482 годами, до середины 20 века, примерно 1957 года. , когда Гана обрела независимость. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] В этот период различные географические районы Золотого Берега в разное время находились под политическим контролем португальцев , немцев , шведов , датчан , голландцев и британцев . [ 1 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Есть также записи о торговцах других европейских национальностей, таких как испанцы , французы , итальянцы и ирландцы , действовавших вдоль побережья, помимо американских моряков и торговцев из Нью-Йорка , Массачусетса и Род-Айленда . [ 11 ] Евроафриканцы имели влияние в интеллектуальной, технократической, ремесленной, коммерческой и общественной жизни в целом, активно участвуя во многих областях, имеющих научное и гражданское значение. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Ученые, среди других описаний, называли это евро-африканское население Золотого Берега «мулатами», « мулатофоями » и « овулай ». [ 1 ] [ 2 ] [ 16 ] Термин owula передает современные понятия «джентльменства, образованности и учтивости» или «наемного крупного человека» на языке га . [ 2 ] [ 16 ] Межкультурные взаимодействия между европейцами и африканцами носили коммерческий характер и служили средством увеличения социального капитала для получения экономической и политической выгоды, то есть «богатства и власти». [ 2 ] [ 17 ] [ 18 ] Рост и развитие христианства в колониальный период также породили мотивы современности по отношению к евроафриканской идентичности. [ 2 ] [ 19 ] Эта модель создала целый спектр практик, начиная от полного прославления коренных африканских обычаев и заканчивая полным принятием и аккультурацией европейской культуры . [ 16 ] [ 20 ]

Генеалогия

[ редактировать ]

Евроафриканцы Золотого Берега были в основном представителями этнических групп анло эве , фанте и га — групп, которые исторически проживали вдоль побережья Ганы. [ 1 ] [ 2 ] [ 13 ] Типичные города, в которых было сильное евро-африканское присутствие, включают Аккру , Аномабу , Кейп-Кост , Эльмину , Кету , Солтпонд , Секонди-Такоради и Виннебу . Многие евроафриканцы также владели фермами и деревнями, расположенными дальше вглубь страны, на пригородных равнинах и в сельской местности. [ 2 ] Евро-африканские резиденции вдоль побережья, в которых также располагались хорошо укомплектованные личные библиотеки, обычно сочетали в себе колониальную архитектуру, основанную на планах Палладио , традиционные дома с внутренним двором акан и стили собрадо . [ 11 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Евро-африканские брачные церемонии в значительной степени сочетали традиционные обычаи с номинальными западно-христианскими стандартами моногамии , часто в соответствии с официальными колониальными правилами того времени. [ 1 ] [ 2 ] Евроафриканцы также наладили отношения с известными местными семьями королевского происхождения и знати как вдоль побережья, так и во внутренних районах Акана. [ 1 ] [ 2 ] [ 17 ] [ 26 ] [ 27 ] В результате евроафриканцы стали «посредниками» и «советниками», которые относительно легко контролировали обе сферы. [ 2 ] [ 28 ] [ 29 ] Известны также случаи смешанных браков между евроафриканцами и иммигрантами из африканской диаспоры в Атлантике, такими как афро-бразильцы , вест-индийцы и креолы из Сьерра-Леоне , потомки новошотландских поселенцев . [ 13 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Некоторые из этих евро-афро-карибских семей все еще сохранились. [ 31 ] Есть также записи о браках между евроафриканцами и группами англоязычных территорий Западной Африки , такими как креолы Сьерра-Леоне из Фритауна , главного торгового центра и портового города в тот период. [ 16 ] [ 18 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] В постколониальной Гане евроафриканцы полностью ассимилировались с более широкой культурой Ганы и поэтому больше не воспринимаются учеными как отдельная демографическая группа.

Культурные атрибуты

[ редактировать ]

Образование и грамотность

[ редактировать ]

Евроафриканцы были известны своей грамотностью, получив формальное образование европейского типа в замковых школах в Кристиансборге и Кейп-Косте , открытых в семнадцатом веке, а также в государственной школе в замке Эльмина , которая была открыта в 1482 году. [ 38 ] Это образование западного типа может быть основано на прибрежной торговле и образовательных связях с протестантскими миссионерами из Базельского и Уэслианского обществ, которые действовали в поселках колонии. [ 2 ] [ 12 ] [ 39 ] Школы в замках были открыты с одобрения европейских губернаторов для крещения и в первую очередь обучения евроафриканских детей- мулатов мужского пола, детей европейских мужчин и Золотого Берега, африканских женщин для обучения их административным служащим и переводчикам для колониальных государственных служащих, а также солдат в гарнизонах. вокруг прибрежных европейских крепостей. [ 2 ] [ 38 ]

Ранние поколения евроафриканцев отправились в Европу для получения высшего образования. [ 2 ] [ 39 ] [ 40 ] Хотя евроафриканцы, получившие образование на Западе, в значительной степени были исключены из высших слоев государственной бюрократии, они сформировали ядро ​​новых грамотных, богатых, городских, англофильских профессионалов, вобрав в себя устремления имперского проекта на Золотом Берегу. [ 2 ] [ 40 ] Выбор одежды для евро-африканских мужчин и женщин включал сюртуки , цилиндры и викторианские платья, создавая карикатурные образы псевдоаристократии. [ 2 ] [ 15 ] [ 41 ] [ 42 ] Примеры внутри этой группы включают Джеймса Баннермана (1790–1858), Джона Хансена (ум. 1840) из Джеймстауна , а также торговца и политика Генри Рихтера (1785–1849) из Осу . [ 2 ] [ 43 ] Джеймс Баннерман (1790–1858) был вице-губернатором Золотого Берега с 4 декабря 1850 года по 14 октября 1851 года. [ 2 ] [ 12 ] [ 13 ] Отец Джеймса Баннермана был шотландцем, а его мать была женщиной из племени Фанте . Он женился на принцессе Асанте Яа Хом или Йебоа, дочери тогдашнего короля Асанте Осеи Бонсу, политического заключенного, захваченного во время битвы при Катамансо в [ 12 ] Более того, на голландский Золотой Берег Карел Хендрик Бартельс (1792–1850), сын Корнелиуса Людвича Бартельса (ум. 1804), генерал-губернатора Золотого Берега , и местной из племени Фанте мулатки , Мария Клерик, была отправлена ​​в Нидерланды в молодости для образования. [ 12 ] Кроме того, Джордж Луттеродт, образованный га-датский торговец-мулат и союзник базельского миссионера Андреаса Рииса , исполнял обязанности губернатора датского Золотого Берега с 5 июля 1844 года по 9 октября 1844 года. [ 32 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ]

В другом случае столкновение между старыми обычаями и новой евро-африканской парадигмой грамотности произошло в 1840-х годах, когда получивший датское образование крещеный уроженец Га Фредерик Ной Довуона первоначально отказался от должности вождя Осу Мацэ , сославшись на свои христианские убеждения, заимствованные из его образование в Дании, работа переводчиком и педагогом в замке Кристиансборг и его встреча с первым Базельские миссионеры, прибывшие на Золотой Берег в 1828 году. [ 2 ] В 1854 году, после морской бомбардировки Осу из-за постановления о подушном налоге, Доуона неохотно согласился на то, чтобы его поместили в сан при условии, что традиционное государство разрешит ему носить западную одежду и будет освобождено от определенных религиозных обрядов и ритуалов при исполнении своих обязанностей короля. города. [ 2 ] [ 49 ]

Участие в публичном дискурсе

[ редактировать ]

Возникший тогда класс духовенства и катехизаторов воспитал в своих рядах «мулатов». [ 50 ] [ 51 ] Известным евроафриканским церковным деятелем, получившим западное образование, был Базельской миссии пастор и историк Карл Кристиан Рейндорф чей выдающийся труд « , История Золотого Берега и Асанте » был опубликован в 1895 году. [ 2 ] Отец Рейндорфа был датским солдатом, дислоцированным в казармах замка Кристиансборг, а позже стал агентом английского купца Джошуа Ридли. [ 2 ] [ 52 ] Дед Карла Рейндорфа, Август Фредерик Хакенбург, был датским купцом, который прибыл на Золотой Берег в 1739 году и позже стал губернатором колонии, оставив свой пост в 1748 году. [ 52 ] В качестве иллюстрации в средствах массовой информации первой газетой коренных народов, основанной на Золотом Берегу, была Accra Herald, позже переименованная в West African Herald , впервые опубликованная в 1857 году в британской Аккре европейско-африканским юристом, получившим образование в Англии, Чарльзом Баннерманом и его брат Эдмунд , отпрыск прибрежной семьи Баннерманов с хорошими связями. [ 12 ] [ 13 ] [ 53 ] Два брата были детьми Джеймса Баннермана . [ 2 ] Газета критически относилась к европейскому прозелитизму на Золотом Берегу, и к 1859 году ее читательская аудитория составляла 310 подписчиков. [ 13 ] Таким образом, литература стала эффективным средством выражения общественного мнения и дискурса. [ 13 ]

Социальные представления

[ редактировать ]

Устные свидетельства показывают, что прибрежные мужчины-мулаты имели репутацию нестабильных в браке и развратных людей, хотя местные религии разрешали многоженство . [ 2 ] [ 13 ] Базельский миссионер заметил, что евроафриканские мужчины часто были «полубанкротами… ленивыми и похотливыми» в поисках развлечений и веселья. [ 2 ] Евро-африканские торговцы часто принимали участие в традиционных фестивалях, таких как Хомово народа га в Аккре, в которых присутствовали элементы игры на барабанах, танцев и распития бренди. [ 13 ] Многие евроафриканцы, хотя и были крещены и конфирмованы в церкви, номинально были христианами и вели «абсолютно светский образ жизни», который противоречил образу жизни пиетистских базельских и викторианских миссионеров Уэсли, чье духовное влияние распространялось на побережье. [ 2 ] Как и их коллеги-торговцы, евроафриканцы, работающие в качестве белых воротничков, часто общались с европейцами, проживающими на побережье, занимаясь «пьянством, азартными играми и периодическими вспышками агрессивного поведения». [ 2 ]

Известные евроафриканцы Золотого Берега

[ редактировать ]

Евро-африканские союзы

[ редактировать ]

Избранные потомки евроафриканцев

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г «База данных Голд-Коста» . gcdb.doortmontweb.org . Архивировано из оригинала 8 сентября 2015 года . Проверено 21 июня 2018 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Дженкинс, Пол (1998). Восстановление западноафриканского прошлого: африканские пасторы и африканская история в девятнадцатом веке: К.С. Рейндорф и Сэмюэл Джонсон: материалы международного семинара, состоявшегося в Базеле, Швейцария, 25–28 октября 1995 г. в ознаменование столетия публикации К.К. Рейндорфа История Золотого Берега и Асанте . Basler Africa Bibliographien. стр. 31–46, 168–176, 192. ISBN.  9783905141702 . Архивировано из оригинала 27 сентября 2017 года . Проверено 28 мая 2018 г.
  3. ^ Jump up to: а б Ипсен, Пернилле (2013). « Крещенские мулатрисы»: евроафриканские семьи в городе работорговли». Ежеквартальный журнал Уильяма и Мэри . 70 (2): 371–398. дои : 10.5309/willmaryquar.70.2.0371 . JSTOR   10.5309/willmaryquar.70.2.0371 .
  4. ^ Jump up to: а б Эвертс, Натали (16 августа 2012 г.). Грин, Тоби (ред.). Разношерстная компания: различные идентичности евроафриканцев в Эльмине восемнадцатого века . Британская академия. дои : 10.5871/bacad/9780197265208.001.0001 . ISBN  9780191754180 .
  5. ^ Jump up to: а б «История чернокожих женщин: евро-африканские браки в Гане и на Золотом Берегу - новые повествования - за пределами черного и белого» . За пределами черного и белого . 24 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2017 г. . Проверено 21 июня 2018 г.
  6. ^ Jump up to: а б Ипсен, Пернилле (20 января 2015 г.). Дочери торговли: атлантические работорговцы и межрасовые браки на Золотом Берегу . Издательство Пенсильванского университета. ISBN  9780812291971 . Архивировано из оригинала 21 июня 2018 года.
  7. ^ Рэй, Карина Э. (15 октября 2015 г.). Пересечение цветной линии: раса, пол и спорная политика колониализма в Гане . Издательство Университета Огайо. ISBN  9780821445396 .
  8. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2018 года . Проверено 22 июля 2018 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  9. ^ Миган Ингерсон, Чартерная школа Независимости, Филадельфия, Пенсильвания (2013). Африка как вспомогательное изображение африканцев в голландском искусстве, 1600–1750 (PDF) . Лондон и Лейден: Семинар NEH для школьных учителей; Голландская Республика и Великобритания; Национальный фонд гуманитарных наук; Массачусетский университет в Дартмуте. Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2018 года . Проверено 22 июля 2018 г. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  10. ^ Вайс, Хольгер (2013). «Датский Золотой Берег как многонациональное и запутанное пространство, ок. 1700–1850» . Скандинавский колониализм и подъем современности . Вклад в глобальную историческую археологию. Том. 37. С. 243–260. дои : 10.1007/978-1-4614-6202-6_14 . ISBN  978-1-4614-6201-9 . Проверено 16 июля 2019 г.
  11. ^ Jump up to: а б Микотс, Кортни (2010). Африканская прибрежная элитная архитектура: культурная аутентичность в колониальный период в Аномабо, Гана . Университет Флориды. Архивировано из оригинала 11 октября 2018 года . Проверено 11 октября 2018 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж Дортмонт, Мишель (2005). Картины современных африканцев и африканских знаменитостей Чарльза Фрэнсиса Хатчисона: коллективная биография элитного общества в колонии Голд-Кост . Брилл. ISBN  9789004140974 . Архивировано из оригинала 14 марта 2018 года.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Силл, Ульрике (2010). Встречи в поисках христианской женственности: Базельская миссия в до- и ранней колониальной Гане . БРИЛЛ. стр. 133, 134, 139 175, 176. ISBN.  978-9004188884 . Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года.
  14. ^ Баун, Лалаге (9 октября 2007 г.). «Квеси Брю» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 23 июля 2017 г.
  15. ^ Jump up to: а б Куэйсон, Ато (13 августа 2014 г.). Оксфорд-стрит, Аккра: городская жизнь и маршруты транснационализма . Издательство Университета Дьюка. ISBN  9780822376293 . Архивировано из оригинала 14 марта 2018 года.
  16. ^ Jump up to: а б с д Симонсен, Gunvor (апрель 2015 г.). «Принадлежность к Африке: Фредерик Свейн и Кристиан Проттен на Золотом Берегу в восемнадцатом веке». Маршрут . 39 (1): 91–115. дои : 10.1017/S0165115315000145 . ISSN   0165-1153 . S2CID   162672218 .
  17. ^ Jump up to: а б Рейнольдс, Эдвард (1974). «Взлет и падение класса африканских купцов на Золотом Берегу 1830–1874 гг.». Cahiers d'Etudes Africaines (на французском языке). 14 (54): 253–264. дои : 10.3406/cea.1974.2644 . ISSN   0008-0055 . S2CID   144896027 .
  18. ^ Jump up to: а б Грин, Тоби, изд. (16 августа 2012 г.). Посредники перемен: атлантическая торговля и культуры в доколониальной Западной Африке . Британская академия. дои : 10.5871/bacad/9780197265208.001.0001 . ISBN  9780191754180 .
  19. ^ Конаду, Квази (2009). «Евро-африканская торговля и социальный хаос: общества акан в девятнадцатом и двадцатом веках» . История в Африке 36 : 265–292. дои : 10.1353/hia.2010.0001 . ISSN   1558-2744 . S2CID   143251998 . Архивировано 22 декабря. из оригинала Получено 22 декабря.
  20. ^ Салм, Стивен Дж.; Фаллола, Тойин (2002). Культура и обычаи Ганы Издательская группа Гринвуд. стр. 100-1 6–7 ISBN  9780313320507 .
  21. ^ Микотс, Кортни (декабрь 2015 г.). «Эпоха элегантности: итальянский собрадо на Золотом Берегу» (PDF) . Ежеквартальный журнал африканских исследований . 16 (1): 1–32. Архивировано (PDF) из оригинала 11 октября 2018 г. Проверено 11 октября 2018 г.
  22. ^ Микотс, Кортни (2010). Африканская прибрежная элитная архитектура: культурная аутентичность в колониальный период в Аномабо, Гана (Диссертация). OCLC   715407504 .
  23. ^ Портвей-хаус, археология Уэссекса. «Детали африканской прибрежной элитной архитектуры: культурная аутентификация в колониальный период в Аномабо, Гана» . Архивировано из оригинала 11 октября 2018 года . Проверено 11 октября 2018 г.
  24. ^ Микотс, Кортни (2017). «Дворец, способный соперничать с британским правлением: резиденция Амоноо в Гане» (PDF) . Критические вмешательства: журнал истории африканского искусства и визуальной культуры . 11 (2): 132–154. Архивировано (PDF) из оригинала 11 октября 2018 г. Проверено 11 октября 2018 г.
  25. ^ Микотс, Кортни (4 мая 2017 г.). «Дворец, способный соперничать с британским правлением: резиденция Амоноо в Гане». Критические вмешательства . 11 (2): 132–154. дои : 10.1080/19301944.2017.1363502 . ISSN   1930-1944 гг . S2CID   134904834 .
  26. ^ Дортмонт, Мишель (2012). «Камерлинг в Гане: история евроафриканской семьи и старомодная история любви» . Де Нидерландше Леув . Архивировано из оригинала 12 января 2019 года . Проверено 28 января 2019 г.
  27. ^ «Гана – Прибытие европейцев» . Countrystudies.us . Архивировано из оригинала 3 ноября 2016 года . Проверено 22 декабря 2018 г.
  28. ^ Эл, Fashion Et (6 июля 2013 г.). «Восстание Ганы: стареющая элита Ганы раскрыта в документальном проекте о голландском колониализме Элин Джонгсма и Кела О'Нила в фильме «Империя: Мигранты…» . Гана: восстание . Архивировано из оригинала 12 апреля 2018 года . Проверено 23 ноября 2018 г.
  29. ^ Ипсен, Пернилле (3 февраля 2016 г.). Дочери торговли: атлантические работорговцы и межрасовые браки на Золотом Берегу . Архивировано из оригинала 12 января 2019 года . Проверено 12 января 2019 г. . {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  30. ^ Паттон, Аделл младший (13 апреля 1996 г.). Врачи, колониальный расизм и диаспора в Западной Африке (1-е изд.). Университетское издательство Флориды. п. 29. ISBN  9780813014326 .
  31. ^ Jump up to: а б Анкуанда, Джеймс Отношения Ганы и Карибского бассейна – от времен рабства до наших дней: лекция для Гано-карибской ассоциации. Национальная комиссия по культуре, Гана. (ноябрь 2006 г.). «Отношения Ганы и Карибского бассейна - от времен рабства до наших дней: лекция по устранению неоднозначности для Гано-карибской ассоциации» (PDF) . Национальная комиссия по культуре, Гана . Архивировано из оригинала (PDF) 30 июля 2016 года . Проверено 28 мая 2018 г. {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  32. ^ Jump up to: а б Дауэс, Марк (2003). «Ганская церковь, построенная ямайцами» . Ямайский сборщик урожая . Архивировано из оригинала 21 ноября 2017 года.
  33. ^ Квакье, Авраам Нана Опаре (2018). «Возвращающиеся африканские христиане в миссии на Золотой Берег». Исследования мирового христианства . 24 (1): 25–45. дои : 10.3366/swc.2018.0203 .
  34. ^ Акьемпонг, Эммануэль Кваку; Нивен, г-н Стивен Дж. (2 февраля 2012 г.). Словарь африканской биографии . ОУП США. ISBN  9780195382075 . Архивировано из оригинала 29 октября 2017 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
  35. ^ Исмон, MCF (1961). «Новасотландская семья», выдающиеся жители Сьерра-Леоне в девятнадцатом веке .
  36. ^ Паттон, Аделл младший (1989). «Доктор Джон Фаррелл Исмон: медицинский профессионализм и колониальный расизм на Золотом Берегу, 1856–1900». Международный журнал африканских исторических исследований . 22 (4): 601–636. дои : 10.2307/219057 . JSTOR   219057 .
  37. ^ Боади-Сиау, Ю.Ю. (2013). «Эмигранты из черной диаспоры в Гане до обретения независимости». Труды Исторического общества Ганы (15): 115–135. ISSN   0855-3246 . JSTOR   43855014 .
  38. ^ Jump up to: а б «История образования в Гане - Фонд Great Pola Africa» . Politicalpola.wikifoundry.com . Архивировано из оригинала 11 июня 2016 года . Проверено 17 мая 2017 г.
  39. ^ Jump up to: а б Манган, Дж.А. (7 марта 2013 г.). Культурная связь: спорт, империя, общество . Рутледж. ISBN  9781135024376 . Архивировано из оригинала 28 июня 2018 года.
  40. ^ Jump up to: а б Рэй, Карина Э. (15 октября 2015 г.). Пересечение цветной линии: раса, пол и спорная политика колониализма в Гане . Издательство Университета Огайо. ISBN  9780821445396 . Архивировано из оригинала 3 октября 2020 года . Проверено 1 июня 2020 г.
  41. ^ Эл, Fashion Et (5 декабря 2011 г.). «Восстание Ганы: происхождение фамилии Брю в Гане….(Потомок Ричарда Брю, описанного как «печально известный работорговец с Золотого Берега, ныне Гана»)…» . Гана восстает . Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 23 июля 2017 г.
  42. ^ Эл, Fashion Et (12 мая 2013 г.). «Восстание Ганы: История: величественное прошлое Ганы – люди и культура в черно-белых тонах с 1850 по 1950 годы» . Гана восстает . Архивировано из оригинала 20 февраля 2017 года . Проверено 23 сентября 2017 г.
  43. ^ Юстесен, Оле (2003). «Генрих Рихтер 17851849: Торговец и политик в датских поселениях на Золотом Берегу». Труды Исторического общества Ганы (7): 93–192. ISSN   0855-3246 . JSTOR   41406700 .
  44. ^ Сет, Кварти. «Андреас Риис: жизнь в колониальной драме» . Обзор исследований Института Африки . 21 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2017 года.
  45. ^ Миссионерская практика на Золотом Берегу, 1832–1895 гг . Камбрия Пресс. ISBN  9781621968733 . Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года.
  46. ^ Миллер, Джон (22 мая 2014 г.). Миссионерское рвение и институциональный контроль: организационные противоречия в Базельской миссии на Золотом Берегу 1828-1917 гг . Рутледж. ISBN  9781136876189 . Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года.
  47. ^ Книспель, Мартин; Нана Опаре Квакье (2006). Пионеры веры: биографические исследования из истории церкви Ганы . Аккра: Пресвитерия Пресс Акуапем.
  48. ^ "НУПС-Г КНУСТ>>ПКГ>>История" . www.nupsgknust.itgo.com . Архивировано из оригинала 7 февраля 2005 года . Проверено 21 июня 2018 г.
  49. ^ «Осу Салем» . osusalem.org . Архивировано из оригинала 29 марта 2017 года . Проверено 5 апреля 2017 г.
  50. ^ Сундклер, Бенгт; Кристофер Стид (4 мая 2000 г.). История Церкви в Африке . Издательство Кембриджского университета. п. 719. ИСБН  9780521583428 . Архивировано из оригинала 10 сентября 2017 года.
  51. ^ Дебруннер, Ганс В. (1965). Овура Нико, преподобный Николас Тимоти Клерк, 1862–1961 гг.: пионер и руководитель церкви . Аккра: Издательство Watervile. Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года.
  52. ^ Jump up to: а б Куарти, Сет (март 2006 г.). Карл Кристиан Рейндорф: колониальная субъективность и очерченные границы . Лулу.com. ISBN  9781411677708 . Архивировано из оригинала 19 мая 2018 года.
  53. ^ Зиглер, Дхьяна; Молефи Кете Асанте (1992). Гром и тишина: средства массовой информации в Африке . Африка World Press. п. 12 . ISBN  9780865432512 .
  54. ^ «Бартельс, Карел Хендрик» . GoldCoastDataBase. 6 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2020 г. . Проверено 19 апреля 2012 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1de3137585092d6489ef03267101deb2__1718676540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/b2/1de3137585092d6489ef03267101deb2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gold Coast Euro-Africans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)