Евроафриканцы Золотого Берега
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Языки | |
Религия | |
Родственные этнические группы | |
Евроафриканцы Золотого Берега были исторической демографической группой , проживавшей в прибрежных городских поселениях в колониальной Гане , которая возникла в результате союзов между европейскими мужчинами и африканскими женщинами с конца 15 века - десятилетия между 1471 и 1482 годами, до середины 20 века, примерно 1957 года. , когда Гана обрела независимость. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] В этот период различные географические районы Золотого Берега в разное время находились под политическим контролем португальцев , немцев , шведов , датчан , голландцев и британцев . [ 1 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Есть также записи о торговцах других европейских национальностей, таких как испанцы , французы , итальянцы и ирландцы , действовавших вдоль побережья, помимо американских моряков и торговцев из Нью-Йорка , Массачусетса и Род-Айленда . [ 11 ] Евроафриканцы имели влияние в интеллектуальной, технократической, ремесленной, коммерческой и общественной жизни в целом, активно участвуя во многих областях, имеющих научное и гражданское значение. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Ученые, среди других описаний, называли это евро-африканское население Золотого Берега «мулатами», « мулатофоями » и « овулай ». [ 1 ] [ 2 ] [ 16 ] Термин owula передает современные понятия «джентльменства, образованности и учтивости» или «наемного крупного человека» на языке га . [ 2 ] [ 16 ] Межкультурные взаимодействия между европейцами и африканцами носили коммерческий характер и служили средством увеличения социального капитала для получения экономической и политической выгоды, то есть «богатства и власти». [ 2 ] [ 17 ] [ 18 ] Рост и развитие христианства в колониальный период также породили мотивы современности по отношению к евроафриканской идентичности. [ 2 ] [ 19 ] Эта модель создала целый спектр практик, начиная от полного прославления коренных африканских обычаев и заканчивая полным принятием и аккультурацией европейской культуры . [ 16 ] [ 20 ]
Генеалогия
[ редактировать ]Евроафриканцы Золотого Берега были в основном представителями этнических групп анло эве , фанте и га — групп, которые исторически проживали вдоль побережья Ганы. [ 1 ] [ 2 ] [ 13 ] Типичные города, в которых было сильное евро-африканское присутствие, включают Аккру , Аномабу , Кейп-Кост , Эльмину , Кету , Солтпонд , Секонди-Такоради и Виннебу . Многие евроафриканцы также владели фермами и деревнями, расположенными дальше вглубь страны, на пригородных равнинах и в сельской местности. [ 2 ] Евро-африканские резиденции вдоль побережья, в которых также располагались хорошо укомплектованные личные библиотеки, обычно сочетали в себе колониальную архитектуру, основанную на планах Палладио , традиционные дома с внутренним двором акан и стили собрадо . [ 11 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Евро-африканские брачные церемонии в значительной степени сочетали традиционные обычаи с номинальными западно-христианскими стандартами моногамии , часто в соответствии с официальными колониальными правилами того времени. [ 1 ] [ 2 ] Евроафриканцы также наладили отношения с известными местными семьями королевского происхождения и знати как вдоль побережья, так и во внутренних районах Акана. [ 1 ] [ 2 ] [ 17 ] [ 26 ] [ 27 ] В результате евроафриканцы стали «посредниками» и «советниками», которые относительно легко контролировали обе сферы. [ 2 ] [ 28 ] [ 29 ] Известны также случаи смешанных браков между евроафриканцами и иммигрантами из африканской диаспоры в Атлантике, такими как афро-бразильцы , вест-индийцы и креолы из Сьерра-Леоне , потомки новошотландских поселенцев . [ 13 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Некоторые из этих евро-афро-карибских семей все еще сохранились. [ 31 ] Есть также записи о браках между евроафриканцами и группами англоязычных территорий Западной Африки , такими как креолы Сьерра-Леоне из Фритауна , главного торгового центра и портового города в тот период. [ 16 ] [ 18 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] В постколониальной Гане евроафриканцы полностью ассимилировались с более широкой культурой Ганы и поэтому больше не воспринимаются учеными как отдельная демографическая группа.
Культурные атрибуты
[ редактировать ]Образование и грамотность
[ редактировать ]Евроафриканцы были известны своей грамотностью, получив формальное образование европейского типа в замковых школах в Кристиансборге и Кейп-Косте , открытых в семнадцатом веке, а также в государственной школе в замке Эльмина , которая была открыта в 1482 году. [ 38 ] Это образование западного типа может быть основано на прибрежной торговле и образовательных связях с протестантскими миссионерами из Базельского и Уэслианского обществ, которые действовали в поселках колонии. [ 2 ] [ 12 ] [ 39 ] Школы в замках были открыты с одобрения европейских губернаторов для крещения и в первую очередь обучения евроафриканских детей- мулатов мужского пола, детей европейских мужчин и Золотого Берега, африканских женщин для обучения их административным служащим и переводчикам для колониальных государственных служащих, а также солдат в гарнизонах. вокруг прибрежных европейских крепостей. [ 2 ] [ 38 ]
Ранние поколения евроафриканцев отправились в Европу для получения высшего образования. [ 2 ] [ 39 ] [ 40 ] Хотя евроафриканцы, получившие образование на Западе, в значительной степени были исключены из высших слоев государственной бюрократии, они сформировали ядро новых грамотных, богатых, городских, англофильских профессионалов, вобрав в себя устремления имперского проекта на Золотом Берегу. [ 2 ] [ 40 ] Выбор одежды для евро-африканских мужчин и женщин включал сюртуки , цилиндры и викторианские платья, создавая карикатурные образы псевдоаристократии. [ 2 ] [ 15 ] [ 41 ] [ 42 ] Примеры внутри этой группы включают Джеймса Баннермана (1790–1858), Джона Хансена (ум. 1840) из Джеймстауна , а также торговца и политика Генри Рихтера (1785–1849) из Осу . [ 2 ] [ 43 ] Джеймс Баннерман (1790–1858) был вице-губернатором Золотого Берега с 4 декабря 1850 года по 14 октября 1851 года. [ 2 ] [ 12 ] [ 13 ] Отец Джеймса Баннермана был шотландцем, а его мать была женщиной из племени Фанте . Он женился на принцессе Асанте Яа Хом или Йебоа, дочери тогдашнего короля Асанте Осеи Бонсу, политического заключенного, захваченного во время битвы при Катамансо в [ 12 ] Более того, на голландский Золотой Берег Карел Хендрик Бартельс (1792–1850), сын Корнелиуса Людвича Бартельса (ум. 1804), генерал-губернатора Золотого Берега , и местной из племени Фанте мулатки , Мария Клерик, была отправлена в Нидерланды в молодости для образования. [ 12 ] Кроме того, Джордж Луттеродт, образованный га-датский торговец-мулат и союзник базельского миссионера Андреаса Рииса , исполнял обязанности губернатора датского Золотого Берега с 5 июля 1844 года по 9 октября 1844 года. [ 32 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ]
В другом случае столкновение между старыми обычаями и новой евро-африканской парадигмой грамотности произошло в 1840-х годах, когда получивший датское образование крещеный уроженец Га Фредерик Ной Довуона первоначально отказался от должности вождя Осу Мацэ , сославшись на свои христианские убеждения, заимствованные из его образование в Дании, работа переводчиком и педагогом в замке Кристиансборг и его встреча с первым Базельские миссионеры, прибывшие на Золотой Берег в 1828 году. [ 2 ] В 1854 году, после морской бомбардировки Осу из-за постановления о подушном налоге, Доуона неохотно согласился на то, чтобы его поместили в сан при условии, что традиционное государство разрешит ему носить западную одежду и будет освобождено от определенных религиозных обрядов и ритуалов при исполнении своих обязанностей короля. города. [ 2 ] [ 49 ]
Участие в публичном дискурсе
[ редактировать ]Возникший тогда класс духовенства и катехизаторов воспитал в своих рядах «мулатов». [ 50 ] [ 51 ] Известным евроафриканским церковным деятелем, получившим западное образование, был Базельской миссии пастор и историк Карл Кристиан Рейндорф чей выдающийся труд « , История Золотого Берега и Асанте » был опубликован в 1895 году. [ 2 ] Отец Рейндорфа был датским солдатом, дислоцированным в казармах замка Кристиансборг, а позже стал агентом английского купца Джошуа Ридли. [ 2 ] [ 52 ] Дед Карла Рейндорфа, Август Фредерик Хакенбург, был датским купцом, который прибыл на Золотой Берег в 1739 году и позже стал губернатором колонии, оставив свой пост в 1748 году. [ 52 ] В качестве иллюстрации в средствах массовой информации первой газетой коренных народов, основанной на Золотом Берегу, была Accra Herald, позже переименованная в West African Herald , впервые опубликованная в 1857 году в британской Аккре европейско-африканским юристом, получившим образование в Англии, Чарльзом Баннерманом и его брат Эдмунд , отпрыск прибрежной семьи Баннерманов с хорошими связями. [ 12 ] [ 13 ] [ 53 ] Два брата были детьми Джеймса Баннермана . [ 2 ] Газета критически относилась к европейскому прозелитизму на Золотом Берегу, и к 1859 году ее читательская аудитория составляла 310 подписчиков. [ 13 ] Таким образом, литература стала эффективным средством выражения общественного мнения и дискурса. [ 13 ]
Социальные представления
[ редактировать ]Устные свидетельства показывают, что прибрежные мужчины-мулаты имели репутацию нестабильных в браке и развратных людей, хотя местные религии разрешали многоженство . [ 2 ] [ 13 ] Базельский миссионер заметил, что евроафриканские мужчины часто были «полубанкротами… ленивыми и похотливыми» в поисках развлечений и веселья. [ 2 ] Евро-африканские торговцы часто принимали участие в традиционных фестивалях, таких как Хомово народа га в Аккре, в которых присутствовали элементы игры на барабанах, танцев и распития бренди. [ 13 ] Многие евроафриканцы, хотя и были крещены и конфирмованы в церкви, номинально были христианами и вели «абсолютно светский образ жизни», который противоречил образу жизни пиетистских базельских и викторианских миссионеров Уэсли, чье духовное влияние распространялось на побережье. [ 2 ] Как и их коллеги-торговцы, евроафриканцы, работающие в качестве белых воротничков, часто общались с европейцами, проживающими на побережье, занимаясь «пьянством, азартными играми и периодическими вспышками агрессивного поведения». [ 2 ]
Известные евроафриканцы Золотого Берега
[ редактировать ]- Джеймс Баннерман - лейтенант-губернатор Золотого Берега с 4 декабря 1850 г. по 14 октября 1851 г.
- Карел Хендрик Бартельс - судья, чиновник колониального правительства в Эльмине и торговец на голландском Золотом Берегу
- Джордж Эмиль Эминсанг - юрист Голд-Коста
- Фредерик Виллем Феннекол — голландский юрист и политик
- Регина Гессен - женщина-педагог и директор школы на Золотом Берегу.
- Генри ван Хиен - лидер националистов Золотого Берега
- Джейкоб Хайдекопер - дипломат Золотого Берега
- Франс Ласт - генеральный прокурор Верховного суда Голландской Ост-Индии, сын командующего Фридриха Ласта и евроафриканки Элизабет Аттевельдт.
- Виллем Эссуман Питерсен - торговец и педагог с Золотого Берега
- Кристиан Джейкоб Проттен - моравский миссионер, лингвист, переводчик и педагог из Кристиансборга на датском Золотом Берегу в 1700-х годах.
- Эммануэль Чарльз Квист - адвокат, судья, первый африканский президент Законодательного совета и первый спикер парламента Ганы
- Карл Кристиан Рейндорф - пастор Базельской миссии и историк-первопроходец
- Хендрик Врум - торговец и администратор
Евро-африканские союзы
[ редактировать ]- Джеймс Баннерман (1790–1858), британский офицер в Британском Золотом Берегу , сын матери Фанте и отца-британца из Шотландии. Женат на принцессе Ашанти .
- Карел Хендрик Бартельс (1792–1850) был сыном Корнелиуса Людевича Бартельса , генерал-губернатора голландского Золотого Берега , и местной мулатки Марии Клерик. [ 54 ]
- Корнелиус Людевич Бартельс (?–1804), немецкий офицер Голландской Вест-Индской компании . Имел сыновей от жительницы Золотого Берега и от наполовину голландки, наполовину африканки Марии Клерик. Его происхождение сыграло важную роль в Гане.
- Виллем Босман (1672–после 1703), голландский купец. ганская фамилия Боссман произошла от детей, которые были у Босмана от его местных африканских любовниц. Считается, что
- Ян Низер (1756–1822), купец с голландского Золотого Берега. Сын ассистента немецкого врача и африканской женщины.
- Кристиан Джейкоб Проттен (1715–1769), миссионер на датском Золотом Берегу . Сын датского солдата и принцессы Га.
- Виллем Джордж Фредерик Деркс (1813–1890), голландский государственный служащий. Женат на Якобе Араба Бартельс.
- Виллем Ян Деркс (1844–1913), голландский вице-адмирал. Сын Виллема Джорджа Фредерика Деркса и Якобы Арабы Бартельс.
- Виллем Хайдекопер (1788–1826), купец с голландского Золотого Берега, сын генерального директора Яна Питера Теодора Хайдекопера и Амбы Квакоэа, женщины из племени Фанте.
- Энтони ван дер Эб (1813–1852), голландский государственный служащий. Женат на Эфуа Генриетте Хайдекопер, а затем на Манзе Генриетте Бартельс.
Избранные потомки евроафриканцев
[ редактировать ]- Фредерик Нанка-Брюс , врач Голд-Коста
- Фредерик Брюс-Лайл , судья из Ганы
- Уильям Брюс-Лайл , судья из Ганы
- Джон Асамоа Брюс , личный состав ВВС Ганы
- Кинг Брюс , ганский музыкант
- Вида Брюс — спринтер из Ганы.
- Гарриет Брюс-Аннан , ганский программист и гуманист
- Томас Хаттон-Миллс младший , юрист Голд-Коста
- Эдмунд Баннерман , юрист и журналист Голд-Коста
- Чарльз Одамттен Исмон , первый хирург из Ганы
- Герман Чинери-Гессен , ганский инженер-компьютерщик и бизнесмен.
- Хью Куарши , британский актер Ганы
Галерея
[ редактировать ]-
Карел Хендрик Бартельс
-
Виллем Босман
-
В.Г.Ф. Деркс
-
У.Дж. Деркс
-
Кристиан Джейкоб Проттен
-
Карл Кристиан Рейндорф
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «База данных Голд-Коста» . gcdb.doortmontweb.org . Архивировано из оригинала 8 сентября 2015 года . Проверено 21 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Дженкинс, Пол (1998). Восстановление западноафриканского прошлого: африканские пасторы и африканская история в девятнадцатом веке: К.С. Рейндорф и Сэмюэл Джонсон: материалы международного семинара, состоявшегося в Базеле, Швейцария, 25–28 октября 1995 г. в ознаменование столетия публикации К.К. Рейндорфа История Золотого Берега и Асанте . Basler Africa Bibliographien. стр. 31–46, 168–176, 192. ISBN. 9783905141702 . Архивировано из оригинала 27 сентября 2017 года . Проверено 28 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Ипсен, Пернилле (2013). « Крещенские мулатрисы»: евроафриканские семьи в городе работорговли». Ежеквартальный журнал Уильяма и Мэри . 70 (2): 371–398. дои : 10.5309/willmaryquar.70.2.0371 . JSTOR 10.5309/willmaryquar.70.2.0371 .
- ^ Jump up to: а б Эвертс, Натали (16 августа 2012 г.). Грин, Тоби (ред.). Разношерстная компания: различные идентичности евроафриканцев в Эльмине восемнадцатого века . Британская академия. дои : 10.5871/bacad/9780197265208.001.0001 . ISBN 9780191754180 .
- ^ Jump up to: а б «История чернокожих женщин: евро-африканские браки в Гане и на Золотом Берегу - новые повествования - за пределами черного и белого» . За пределами черного и белого . 24 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2017 г. . Проверено 21 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Ипсен, Пернилле (20 января 2015 г.). Дочери торговли: атлантические работорговцы и межрасовые браки на Золотом Берегу . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812291971 . Архивировано из оригинала 21 июня 2018 года.
- ^ Рэй, Карина Э. (15 октября 2015 г.). Пересечение цветной линии: раса, пол и спорная политика колониализма в Гане . Издательство Университета Огайо. ISBN 9780821445396 .
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2018 года . Проверено 22 июля 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Миган Ингерсон, Чартерная школа Независимости, Филадельфия, Пенсильвания (2013). Африка как вспомогательное изображение африканцев в голландском искусстве, 1600–1750 (PDF) . Лондон и Лейден: Семинар NEH для школьных учителей; Голландская Республика и Великобритания; Национальный фонд гуманитарных наук; Массачусетский университет в Дартмуте. Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2018 года . Проверено 22 июля 2018 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Вайс, Хольгер (2013). «Датский Золотой Берег как многонациональное и запутанное пространство, ок. 1700–1850» . Скандинавский колониализм и подъем современности . Вклад в глобальную историческую археологию. Том. 37. С. 243–260. дои : 10.1007/978-1-4614-6202-6_14 . ISBN 978-1-4614-6201-9 . Проверено 16 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Микотс, Кортни (2010). Африканская прибрежная элитная архитектура: культурная аутентичность в колониальный период в Аномабо, Гана . Университет Флориды. Архивировано из оригинала 11 октября 2018 года . Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дортмонт, Мишель (2005). Картины современных африканцев и африканских знаменитостей Чарльза Фрэнсиса Хатчисона: коллективная биография элитного общества в колонии Голд-Кост . Брилл. ISBN 9789004140974 . Архивировано из оригинала 14 марта 2018 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Силл, Ульрике (2010). Встречи в поисках христианской женственности: Базельская миссия в до- и ранней колониальной Гане . БРИЛЛ. стр. 133, 134, 139 175, 176. ISBN. 978-9004188884 . Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года.
- ^ Баун, Лалаге (9 октября 2007 г.). «Квеси Брю» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 23 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Куэйсон, Ато (13 августа 2014 г.). Оксфорд-стрит, Аккра: городская жизнь и маршруты транснационализма . Издательство Университета Дьюка. ISBN 9780822376293 . Архивировано из оригинала 14 марта 2018 года.
- ^ Jump up to: а б с д Симонсен, Gunvor (апрель 2015 г.). «Принадлежность к Африке: Фредерик Свейн и Кристиан Проттен на Золотом Берегу в восемнадцатом веке». Маршрут . 39 (1): 91–115. дои : 10.1017/S0165115315000145 . ISSN 0165-1153 . S2CID 162672218 .
- ^ Jump up to: а б Рейнольдс, Эдвард (1974). «Взлет и падение класса африканских купцов на Золотом Берегу 1830–1874 гг.». Cahiers d'Etudes Africaines (на французском языке). 14 (54): 253–264. дои : 10.3406/cea.1974.2644 . ISSN 0008-0055 . S2CID 144896027 .
- ^ Jump up to: а б Грин, Тоби, изд. (16 августа 2012 г.). Посредники перемен: атлантическая торговля и культуры в доколониальной Западной Африке . Британская академия. дои : 10.5871/bacad/9780197265208.001.0001 . ISBN 9780191754180 .
- ^ Конаду, Квази (2009). «Евро-африканская торговля и социальный хаос: общества акан в девятнадцатом и двадцатом веках» . История в Африке 36 : 265–292. дои : 10.1353/hia.2010.0001 . ISSN 1558-2744 . S2CID 143251998 . Архивировано 22 декабря. из оригинала Получено 22 декабря.
- ^ Салм, Стивен Дж.; Фаллола, Тойин (2002). Культура и обычаи Ганы Издательская группа Гринвуд. стр. 100-1 6–7 ISBN 9780313320507 .
- ^ Микотс, Кортни (декабрь 2015 г.). «Эпоха элегантности: итальянский собрадо на Золотом Берегу» (PDF) . Ежеквартальный журнал африканских исследований . 16 (1): 1–32. Архивировано (PDF) из оригинала 11 октября 2018 г. Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ Микотс, Кортни (2010). Африканская прибрежная элитная архитектура: культурная аутентичность в колониальный период в Аномабо, Гана (Диссертация). OCLC 715407504 .
- ^ Портвей-хаус, археология Уэссекса. «Детали африканской прибрежной элитной архитектуры: культурная аутентификация в колониальный период в Аномабо, Гана» . Архивировано из оригинала 11 октября 2018 года . Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ Микотс, Кортни (2017). «Дворец, способный соперничать с британским правлением: резиденция Амоноо в Гане» (PDF) . Критические вмешательства: журнал истории африканского искусства и визуальной культуры . 11 (2): 132–154. Архивировано (PDF) из оригинала 11 октября 2018 г. Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ Микотс, Кортни (4 мая 2017 г.). «Дворец, способный соперничать с британским правлением: резиденция Амоноо в Гане». Критические вмешательства . 11 (2): 132–154. дои : 10.1080/19301944.2017.1363502 . ISSN 1930-1944 гг . S2CID 134904834 .
- ^ Дортмонт, Мишель (2012). «Камерлинг в Гане: история евроафриканской семьи и старомодная история любви» . Де Нидерландше Леув . Архивировано из оригинала 12 января 2019 года . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ «Гана – Прибытие европейцев» . Countrystudies.us . Архивировано из оригинала 3 ноября 2016 года . Проверено 22 декабря 2018 г.
- ^ Эл, Fashion Et (6 июля 2013 г.). «Восстание Ганы: стареющая элита Ганы раскрыта в документальном проекте о голландском колониализме Элин Джонгсма и Кела О'Нила в фильме «Империя: Мигранты…» . Гана: восстание . Архивировано из оригинала 12 апреля 2018 года . Проверено 23 ноября 2018 г.
- ^ Ипсен, Пернилле (3 февраля 2016 г.). Дочери торговли: атлантические работорговцы и межрасовые браки на Золотом Берегу . Архивировано из оригинала 12 января 2019 года . Проверено 12 января 2019 г. .
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Паттон, Аделл младший (13 апреля 1996 г.). Врачи, колониальный расизм и диаспора в Западной Африке (1-е изд.). Университетское издательство Флориды. п. 29. ISBN 9780813014326 .
- ^ Jump up to: а б
Анкуанда, Джеймс Отношения Ганы и Карибского бассейна – от времен рабства до наших дней: лекция для Гано-карибской ассоциации. Национальная комиссия по культуре, Гана. (ноябрь 2006 г.). «Отношения Ганы и Карибского бассейна - от времен рабства до наших дней: лекция по устранению неоднозначности для Гано-карибской ассоциации» (PDF) . Национальная комиссия по культуре, Гана . Архивировано из оригинала (PDF) 30 июля 2016 года . Проверено 28 мая 2018 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Дауэс, Марк (2003). «Ганская церковь, построенная ямайцами» . Ямайский сборщик урожая . Архивировано из оригинала 21 ноября 2017 года.
- ^ Квакье, Авраам Нана Опаре (2018). «Возвращающиеся африканские христиане в миссии на Золотой Берег». Исследования мирового христианства . 24 (1): 25–45. дои : 10.3366/swc.2018.0203 .
- ^ Акьемпонг, Эммануэль Кваку; Нивен, г-н Стивен Дж. (2 февраля 2012 г.). Словарь африканской биографии . ОУП США. ISBN 9780195382075 . Архивировано из оригинала 29 октября 2017 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Исмон, MCF (1961). «Новасотландская семья», выдающиеся жители Сьерра-Леоне в девятнадцатом веке .
- ^ Паттон, Аделл младший (1989). «Доктор Джон Фаррелл Исмон: медицинский профессионализм и колониальный расизм на Золотом Берегу, 1856–1900». Международный журнал африканских исторических исследований . 22 (4): 601–636. дои : 10.2307/219057 . JSTOR 219057 .
- ^ Боади-Сиау, Ю.Ю. (2013). «Эмигранты из черной диаспоры в Гане до обретения независимости». Труды Исторического общества Ганы (15): 115–135. ISSN 0855-3246 . JSTOR 43855014 .
- ^ Jump up to: а б «История образования в Гане - Фонд Great Pola Africa» . Politicalpola.wikifoundry.com . Архивировано из оригинала 11 июня 2016 года . Проверено 17 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Манган, Дж.А. (7 марта 2013 г.). Культурная связь: спорт, империя, общество . Рутледж. ISBN 9781135024376 . Архивировано из оригинала 28 июня 2018 года.
- ^ Jump up to: а б Рэй, Карина Э. (15 октября 2015 г.). Пересечение цветной линии: раса, пол и спорная политика колониализма в Гане . Издательство Университета Огайо. ISBN 9780821445396 . Архивировано из оригинала 3 октября 2020 года . Проверено 1 июня 2020 г.
- ^ Эл, Fashion Et (5 декабря 2011 г.). «Восстание Ганы: происхождение фамилии Брю в Гане….(Потомок Ричарда Брю, описанного как «печально известный работорговец с Золотого Берега, ныне Гана»)…» . Гана восстает . Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 23 июля 2017 г.
- ^ Эл, Fashion Et (12 мая 2013 г.). «Восстание Ганы: История: величественное прошлое Ганы – люди и культура в черно-белых тонах с 1850 по 1950 годы» . Гана восстает . Архивировано из оригинала 20 февраля 2017 года . Проверено 23 сентября 2017 г.
- ^ Юстесен, Оле (2003). «Генрих Рихтер 17851849: Торговец и политик в датских поселениях на Золотом Берегу». Труды Исторического общества Ганы (7): 93–192. ISSN 0855-3246 . JSTOR 41406700 .
- ^ Сет, Кварти. «Андреас Риис: жизнь в колониальной драме» . Обзор исследований Института Африки . 21 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2017 года.
- ^ Миссионерская практика на Золотом Берегу, 1832–1895 гг . Камбрия Пресс. ISBN 9781621968733 . Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года.
- ^ Миллер, Джон (22 мая 2014 г.). Миссионерское рвение и институциональный контроль: организационные противоречия в Базельской миссии на Золотом Берегу 1828-1917 гг . Рутледж. ISBN 9781136876189 . Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года.
- ^ Книспель, Мартин; Нана Опаре Квакье (2006). Пионеры веры: биографические исследования из истории церкви Ганы . Аккра: Пресвитерия Пресс Акуапем.
- ^ "НУПС-Г КНУСТ>>ПКГ>>История" . www.nupsgknust.itgo.com . Архивировано из оригинала 7 февраля 2005 года . Проверено 21 июня 2018 г.
- ^ «Осу Салем» . osusalem.org . Архивировано из оригинала 29 марта 2017 года . Проверено 5 апреля 2017 г.
- ^ Сундклер, Бенгт; Кристофер Стид (4 мая 2000 г.). История Церкви в Африке . Издательство Кембриджского университета. п. 719. ИСБН 9780521583428 . Архивировано из оригинала 10 сентября 2017 года.
- ^ Дебруннер, Ганс В. (1965). Овура Нико, преподобный Николас Тимоти Клерк, 1862–1961 гг.: пионер и руководитель церкви . Аккра: Издательство Watervile. Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года.
- ^ Jump up to: а б Куарти, Сет (март 2006 г.). Карл Кристиан Рейндорф: колониальная субъективность и очерченные границы . Лулу.com. ISBN 9781411677708 . Архивировано из оригинала 19 мая 2018 года.
- ^ Зиглер, Дхьяна; Молефи Кете Асанте (1992). Гром и тишина: средства массовой информации в Африке . Африка World Press. п. 12 . ISBN 9780865432512 .
- ^ «Бартельс, Карел Хендрик» . GoldCoastDataBase. 6 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2020 г. . Проверено 19 апреля 2012 г.