Jump to content

Русские немцы в Северной Америке

Русские немцы в Северной Америке происходят от многих этнических немцев из России, эмигрировавших в Северную Америку .

Миграция немцев из России в Канаду и США достигла пика в конце XIX века. [ нужна ссылка ] Верхние Великие равнины США и южная Манитоба , Альберта и Саскачеван в Канаде имеют большие территории, населенные преимущественно потомками немцев из России. [ нужна ссылка ]

Их родными языками были верхненемецкие или нижненемецкие диалекты, хотя этнические немецкие общины существовали в России на протяжении многих поколений. Российские немцы часто жили отдельными общинами и содержали немецкоязычные школы и немецкие церкви. В основном это были поволжские немцы из долины нижней Волги ; Черноморские немцы Крымского полуострова / Причерноморья ; или волынские немцы губернии из Волынской на территории Украины . Меньшие деревни часто были заселены колонистами общей религиозной конфессии, прибывшими из той же местности, поэтому город состоит из немецкоязычных католиков и лютеран . Люди часто селились вместе из одного и того же региона Германии и поэтому говорили на одном и том же немецком диалекте .

Первоначально завербованные и приветствуемые в Российской империи в 18 веке, когда им обещали разрешить исповедовать свой язык и религию и освободить от обязательной военной службы, немцы из России столкнулись с возрастающими трудностями. С изменениями в политике российское правительство вернуло себе некоторые предоставленные привилегии, экономические условия ухудшились. Эти условия привели к массовой миграции немцев из России.

После большевистской революции и возникновения Советского Союза , особенно под руководством Иосифа Сталина , условия жизни оставшихся немцев в России значительно ухудшились. Последующий подъем нацистской Германии с ее озабоченностью по поводу этнических немцев в других странах и обращением в свою веру немецкого народа привел к подозрениям в отношении любых немцев в России. По мнению западных наблюдателей, в 1932 и 1933 годах советские власти вызвали голод среди немцев Поволжья. Советские власти конфисковали запасы продовольствия под предлогом голода на остальной территории Советского Союза и приказали развалить многие немецкие деревни. [ 1 ]

После вторжения Германии в Советский Союз Сталин приказал депортировать российских немцев в трудовые лагеря в Сибири и Средней Азии , поскольку он с подозрением относился к потенциальному сотрудничеству с оккупантами. [ 2 ] В некоторых районах его силы пытались снести бульдозерами немецкие церкви и повторно использовать их надгробия в качестве брусчатки. Многие немцы в Америке отправляли пожертвования обратно в свои общины, но другие навсегда потеряли связь со своими родственниками во время социальных потрясений, вызванных украинским голодом , сталинской Великой чисткой и Второй мировой войной .

Области иммиграции

[ редактировать ]

В отличие от многих других иммигрантов в Америку в конце 19 - начале 20 веков, немцы из России хотели продолжать заниматься сельским хозяйством и поселились в сельскохозяйственных районах, а не в промышленных городах. Основными районами были равнинные штаты Иллинойс, Небраска, Канзас, Северная и Южная Дакота с некоторым перемещением в определенные районы штата Вашингтон и Калифорнии (такие как Фресно и Лоди) в Соединенных Штатах; Саскачеван и Манитоба в Канаде; Бразилия; и Аргентина. [ 3 ] Эти территории имели тенденцию напоминать плоские равнины русских степей . Кроме того, в верхних частях Великих равнин все еще имелись пахотные земли, доступные для бесплатного заселения в соответствии с Законом о гомстедах . По данным переписи 2000 года, Северная Дакота сообщила, что 43,9% населения имеют немецкое происхождение. [ 4 ] В 1910 году 5% населения Северной Дакоты родились в России; вполне вероятно, что большинство из них были этническими немцами.

Крупномасштабная иммиграция в Америку началась в 1870-х годах и продолжалась до революции 1917 года, когда путешествия и эмиграция были прекращены. [ 5 ] [ 6 ]

После воссоединения Германии после падения Берлинской стены и ухудшения условий жизни в России многие этнические немцы, все еще проживающие на землях бывшего Советского Союза, немцев обратились за репатриацией .

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Временное жилье для немцев Поволжья в центральном Канзасе, 1875 г.

Немцы из России были наиболее традиционными немецкоязычными. Около 100 000 немцев Поволжья иммигрировали к 1900 году и поселились в основном в Дакоте , Канзасе и Небраске . Юго-центральная часть Северной Дакоты была известна как «немецко-российский треугольник». Меньшее число переехало дальше на запад и устроилось на работу владельцами ранчо и ковбоями.

Самые крупные группы расселились в основном на Великих равнинах : Северная Дакота , Южная Дакота, Канзас и близлежащие районы. За пределами этих территорий они также поселились в Айове , Мичигане , Миннесоте , штате Нью-Йорк , Орегоне , штате Вашингтон , Висконсине и калифорнийском в округе Фресно Центральной долине . Им часто удавалось заниматься богарным земледелием , которое они практиковали в России. Многие иммигранты, прибывшие между 1870 и 1912 годами, некоторое время работали на фермах, особенно на северо-востоке Колорадо и в Монтане, вдоль нижнего течения реки Йеллоустон, на полях сахарной свеклы . Их семейный и общественный образ жизни, а также их вклад в производство сахарной свеклы на равнинах Колорадо хорошо описаны в книге «Работа делает жизнь сладкой: немцы из России в Форт-Коллинзе, 1900–2000 годы». [ 7 ] Они часто занимались выращиванием сахарной свеклы почти везде, где поселились.

Другие поволжские немцы начали новую жизнь в индустриализирующихся американских городах, особенно в Чикаго , где в то время наблюдался огромный рост иммиграции из Восточной Европы. Сейчас в Чикаго проживает самое большое количество этнических немцев Поволжья в Северной Америке. Самая большая территория сосредоточения поселений находилась в Джефферсон-парке города , на северо-западной стороне , в основном между 1907 и 1920 годами. К 1930 году в этом районе проживало 450 семей евангелической веры, большинство из которых происходили из Визенсейте . [ 8 ] Позже, в период субурбанизации, многие из их потомков переехали в отдаленные районы, такие как Мэйвуд и Мелроуз-Парк . У многих семей, живущих в центральном деловом районе Джефферсон-Парк вдоль Лоуренса и Милуоки-авеню, есть предки-иммигранты из поволжских немцев.

В течение первых двух десятилетий 20-го века в Чикаго район Джефферсон-Парк был местом первоначального поселения для многих немцев-иммигрантов из Поволжья.

Бернхард Варкентин , родившийся в маленькой русской деревне в 1847 году, отправился в Америку, когда ему было чуть больше двадцати. Заинтересовавшись мукомольными заводами, его особенно впечатлили возможности выращивания пшеницы в Соединенных Штатах. Посетив Канзас, Варкентин обнаружил, что Великие равнины очень похожи на те, которые он оставил позади. Поселившись в округе Харви , штат Канзас, он построил водяную мельницу на берегу реки Литл-Арканзас , Halstead Milling and Elevator Company. Самым большим вкладом Варкентина в Канзас было внедрение в Канзас твердой турецкой пшеницы, которая заменила мягкий сорт, выращиваемый исключительно в штате.

Культура

[ редактировать ]

Под негативным влиянием нарушения их прав и культурных преследований со стороны царя русские немцы, поселившиеся на севере Среднего Запада, считали себя этнической группой, отдельной от русских американцев, и имели совершенно иной опыт, чем американцы немецкого происхождения, иммигрировавшие из Германии. земли. Поволжские немцы селились дружными общинами, сохранившими немецкий язык и культуру. Они вырастили большие семьи, построили церкви в немецком стиле, хоронили своих умерших на своеобразных кладбищах, используя надгробия из кованого железа. [ 9 ] и создал хоровые коллективы, исполнявшие немецкие церковные гимны. Многие фермеры специализировались на выращивании сахарной свеклы, которая по-прежнему является основной культурой в верховьях Великих равнин. Во время Первой мировой войны их идентичность подверглась сомнению из-за антинемецких настроений .

Актеры из Германии в фильме "Как смерть переросла в жизнь" Себастьяна Эда Эрхенберга в роли немцев Поволжья, Санок 2013

К концу Второй мировой войны немецкий язык, который всегда использовался наряду с английским в общественных и официальных делах, серьезно пришел в упадок. Немецкий язык сейчас сохраняется в основном благодаря певческим группам и рецептам, а немцы из России в северных штатах Великих равнин говорят преимущественно по-английски. Немецкий остается вторым по распространенности языком в Северной и Южной Дакоте, а немцы из России иногда используют заимствованные слова , например, Kuchen, обозначающее «торт», хотя это слово в основном используется для обозначения десерта из сладкого хлеба, приготовленного на тарелке для пирога с начинкой, напоминающей фрукты. или творог. Последний вид Кучена является десертом штата Южная Дакота с 2013 года. [ 10 ] Несмотря на утрату своего языка, немцы Поволжья остались самобытными и оставили неизгладимое впечатление на американском Западе. [ 11 ]

В 1970-е годы доктор Кеннет Рок, профессор истории в Университете штата Колорадо , собрал 60 устных историй русских немецких иммигрантов и их потомков в рамках исследовательского проекта «Немцы из России в Колорадо». Он документировал жизнь этнических немецких общин в России, опыт иммиграции, работу и общественную жизнь в Соединенных Штатах, а также взаимодействие между русско-немецкими общинами и обществом в целом как в России, так и в Соединенных Штатах. [ 12 ] Их часто описывали как похожих на русских, но говорящих как на немцев.

В США проживает около миллиона потомков немцев из России. [ 13 ] Современные потомки в Канаде и Соединенных Штатах называют свое наследие немцами из России , русскими немцами , волгадойчами или черноморскими немцами . Во многих частях Соединенных Штатов они, как правило, в значительной степени смешались с «обычными» американцами немецкого происхождения , которых гораздо больше, чем русских немцев в северной половине Соединенных Штатов.

Помимо многочисленного населения поволжских немцев, поселившихся в американских прериях, многие из них также поселились на канадском Западе . В начале 1870-х годов канадское правительство начало создавать рекламные программы в Европе, чтобы привлечь поселенцев в преимущественно ненаселенные западные районы, которые впоследствии стали Альбертой , Саскачеваном , Манитобой и Британской Колумбией . [ 14 ] Государственная политика также способствовала привлечению иммиграции после принятия федерального Закона о землях доминиона 1872 года, который предоставлял бесплатные усадьбы тем, кто поселился в канадских прериях. [ 14 ] В начале 20 века многие иммигранты переехали из США в Канаду в поисках недорогой земли и большей социальной автономии. [ 15 ] Эти немецко-американские иммигранты принесли с собой не только свой опыт работы на американских равнинах, но и накопленное богатство, что дало столь необходимый импульс экономике Западной Канады. [ 14 ]

Немцы Поволжья, стекавшиеся в Канаду в конце 19-го и начале 20-го веков, принадлежали к разным религиозным группам, включая лютеран , католиков и меннонитов . Последняя группа, названная в честь основателя Менно Симонса , составляла самую большую часть иммигрантов. Эти меннониты были людьми голландского происхождения, говорившими на плаутдиче , которые в России были лучше всех организованы, готовя разведывательные группы для расследования перспектив иммиграции в Канаду и Соединенные Штаты. Разведчики полагались на помощь авторитетных групп меннонитов, таких как те, что были найдены в округе Ланкастер, штат Пенсильвания , и в Онтарио . С 1873 по 1879 год меннониты сформировали блоковые поселения в Манитобе, такие как Восточный резерв и Западный резерв , в общей сложности около 7000 членов. Большинство из них поселилось на юге Манитобы, в самой богатой части долины Красной реки . [ 16 ] Сообщества были сосредоточены вокруг религиозной однородности, настаивания на принципах крещения взрослых и отказа носить оружие или приносить клятву. [ 17 ] Многие меннониты были вынуждены покинуть страну из-за введения расширенной воинской повинности, которая была введена в 1874 году и должна была вступить в силу в России в 1881 году.

Многие немцы Поволжья эмигрировали из США в Западную Канаду с 1890 по 1909 год. Они стремились избежать роста цен на землю и введения законов, которые начали посягать на их относительную автономию. Канада рассматривалась как новая граница и место с обширной территорией, но с небольшим количеством поселений. Иммигранты поселились в основном в колониях Св. Петра и Св. Иосифа, к востоку и западу от Саскатуна , в центральном Саскачеване. [ 14 ] В 1890-х годах двенадцать католических семей основали Раштадт-Дорф, а еще двадцать одна поселилась в Катеринетале. Дополнительные поселения были начаты в Давине, Кронау и Шпейере. [ 18 ]

Межвоенный период

[ редактировать ]

В межвоенный период условия в России ухудшились, особенно после революции и Великого голода 1921 года . Многие немцы Поволжья стремились покинуть Советский Союз , но столкнулись с сопротивлением со стороны правительства, которое не желало, чтобы такая большая часть его населения уезжала. Правительство ввело плату за получение паспорта, что привело к протестам, поскольку многие потенциальные иммигранты заполонили улицы Москвы . [ 14 ] Многие меннониты в конечном итоге смогли уехать, и между мировыми войнами более 20 000 из них уехали в Канаду. [ 14 ]

С 1910-х годов и до нескольких лет после окончания Второй мировой войны этническое происхождение немцев Поволжья делало их жертвами дискриминации в Канаде. К 1914 году Германия стала врагом Канады, и немцы Поволжья не были застрахованы от этого, хотя нога многих семей не появлялась в Германии в течение сотен лет. В этот период были подавлены многие немецкие культурные обычаи, включая подавление печатных СМИ и закрытие немецких школ. Федеральный закон о выборах во время войны , принятый в сентябре 1917 года, лишил гражданства любого немца, натурализовавшегося после марта 1902 года. Многие поселения были переименованы, чтобы скрыть их очевидное немецкое происхождение. [ 19 ]

В 1920-е годы немцы Поволжья также стали свидетелями движения внутри Западной Канады. Многие двинулись дальше на запад и поселились в Британской Колумбии . Этот район привлекал более теплым климатом, спасением от холодных прерий. Других поволжских немцев подтолкнули к действию такие экономические факторы, как Великая депрессия , которая не только привела к обнищанию многих, но и совпала с огромной засухой, повлекшей за собой неурожаи. Экономика прерий и большей части остальной части Канады зависела от успеха выращивания пшеницы. Пшеница была основной культурой для немцев Поволжья в России и хорошо адаптировалась к климату Западной Канады. Повторяющиеся неурожаи означали большой приток немцев-русских в более крупные города и поселки, что способствовало постепенному упадку их культурно-однородных сообществ. Земли прерий, примыкающие к границе Соединенных Штатов, испытали условия «Пыльного котла» , из-за которых толпы семей отправились в прибрежные районы Британской Колумбии. [ 20 ] В течение всего периода после Второй мировой войны новые иммигранты присоединялись к своим семьям в Британской Колумбии и собирались в долине Фрейзер и на острове Ванкувер . [ 21 ]

Середина 20-го века привела иммигрантов из Южной Америки , в основном из Аргентины и Бразилии, которые боролись за сохранение своей культурной автономии в странах, где становился все более националистическим, где доминировали такие лидеры, как Хуан Перон . [ 22 ]

Лютеране и католики Поволжья также были значительными мигрантами в Канаду, но им не хватало организации, как у их собратьев-меннонитов. Вначале они чаще селились в Саскачеване, особенно в окрестностях Регины . [ 14 ] Несмотря на свое расположение рядом с более ранними меннонитскими общинами, католические и лютеранские поселения оставались религиозно однородными.

Наследие

[ редактировать ]

На протяжении всей своей истории в Западной Канаде немцы Поволжья сохранили многие из своих культурных особенностей, в том числе свои диалекты, которые получили распространение благодаря субботним школам и канадской политике, допускающей культурную свободу. Эти школы работали по субботам утром около трех часов и стали особенно важными, поскольку после Первой мировой войны в канадских государственных школах перестали преподавать немецкий язык. Меннониты, в отличие от большинства немцев Поволжья, содержали эти школы даже после Второй мировой войны. Диалекты немцев Поволжья также сохранялись церквями, особенно меннонитами. [ 23 ]

До отъезда немцев Поволжья в Северную Америку они считались привилегированными колонистами в России. Когда они прибыли в Соединенные Штаты и Канаду, они обнаружили, что с ними обращаются так же, как и с любой другой группой мигрантов из Восточной Европы . [ 24 ] Меннонитов можно рассматривать как исключение, поскольку они успешно использовали связи со своими собратьями в округе Ланкастер, штат Пенсильвания, и в Онтарио. [ 17 ] Благодаря своей упорной работе на равнинах Северной Америки они зарекомендовали себя как продуктивная часть общества как в Канаде, так и в Америке.

Немцы из России изначально говорили на немецких диалектах, таких как палатинский диалект или меннонитский нижненемецкий ( Plautdietsch дома ). Поскольку деревни в России часто были заселены переселенцами из того или иного региона и изолированы от Германии, они сохраняли свои региональные диалекты. В зависимости от конкретного диалекта немцы из России испытывали трудности с пониманием стандартного немецкого языка , который может сильно отличаться от диалектов. Эмигрировав из России в Америку, немцы продолжали говорить на своих диалектах.

В 1950-х годах дети в Дакоте все еще были обычным явлением говорить по-английски, а родители, бабушки и дедушки - по-немецки. Песни в церкви исполнялись на обоих языках одновременно. Вероятно, человеком, наиболее известным своим «немецко-российским акцентом» в английском языке в результате того, что он выучил английский как второй язык, был руководитель оркестра и телезвезда Лоуренс Велк .

Известные потомки немцев из России

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кох, Фред К. (1977). Немцы Поволжья: В России и Америке с 1763 года по настоящее время , стр. 281–82. Государственный университет Пенсильвании.
  2. ^ Раппапорт, Хелен (1999). Иосиф Сталин: Биографический спутник , с. 191. ABC-CLIO, Inc.
  3. ^ «Часто задаваемые вопросы» . www.ahsgr.org . Архивировано из оригинала 6 августа 2009 года.
  4. ^ «Архивная копия» (PDF) . www.census.gov . Архивировано из оригинала (PDF) 20 сентября 2004 г. Проверено 14 января 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  5. ^ «Часто задаваемые вопросы» . www.ahsgr.org . Архивировано из оригинала 6 августа 2009 года.
  6. ^ «Немцы из России. Эмиграция и иммиграция» . 8 ноября 2021 г.
  7. ^ https://www.fcgov.com/historicpreservation/pdf/german-russia-doc.pdf . [ только URL-адрес PDF ]
  8. ^ «Русские немцы в Чикаго», Информационный бюллетень , март 1995 г., Американское историческое общество немцев из России.
  9. ^ Министерство внутренних дел США, Служба национальных парков (31 августа 1989 г.). «Немецко-российские кресты из кованого железа в центральной части Северной Дакоты» (PDF) . Проверено 20 апреля 2021 г.
  10. ^ торт
  11. ^ Элвин Б. Робинсон, История Северной Дакоты (1966), стр. 285–87, 557; Гордон Л. Иземингер, «Мы немцы, русские или американцы? Немецко-русские округа Макинтош во время Первой мировой войны», North Dakota History 1992 59 (2): 2–16.
  12. ^ «Немцы из России: По тропе в Колорадо» . Библиотеки Университета штата Колорадо . Проверено 8 октября 2007 г.
  13. ^ Хронология: Немцы в Америке (Европейский читальный зал, Библиотека Конгресса)
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г ХЕЙЕР, ЭДМУНД. «Иммиграция русско-немецких католиков и лютеран в Канаду». Канадские славянские документы / Revue Canadienne Des Слависты 4 (1 января 1959 г.): 160–175. дои: 10.2307/40866073.
  15. ^ Питерс, Виктор. «Русские немцы на канадских равнинах». Globe Special (nd): 191–192.
  16. ^ Хаслам, Дж. Х. «Канадизация поселенцев-иммигрантов». Анналы Американской академии политических и социальных наук 107 (1 мая 1923 г.): 45–49. дои: 10.2307/1014693.
  17. ^ Jump up to: а б Моеллекен, Вольфганг В. «Диафонические соответствия на нижненемецком языке меннонитов из долины Фрейзер, Британская Колумбия». Журнал исследований диалектов 34, № 3/4 (1 декабря 1967 г.): 240–253. дои: 10.2307/40500396.
  18. ^ Андерсон, Алан Б. «Колония Святого Иосифа, Катеринитская колония, Кронау-Раштадт и Одесса (1886–1904)». Немецкие поселения в Саскачеване: происхождение и развитие немецких католических, лютеранских, баптистских, меннонитских и гуттерских общин (nd).
  19. ^ https://www.thecanadianencyclepedia.ca/en/article/germans [ мертвая ссылка ]
  20. ^ Фризен, Джеральд (1987). Канадские прерии: история (студенческая ред.). Торонто и Лондон: Университет Торонто Press. стр. 383–417.
  21. ^ Гёрц, Х. «Русские немцы в Британской Колумбии, Канада», nd
  22. ^ Кох, Фред К. Немцы Поволжья: В России и Америке, с 1763 года по настоящее время. Пенн Стейт Пресс, 1978.
  23. ^ Магочи, Пол Роберт. Энциклопедия народов Канады. Университет Торонто Пресс, 1999.
  24. ^ Клоберданц, Тимоти Дж. «Немцы Поволжья в Старой России и на западе Северной Америки: их меняющееся мировоззрение». Антропологический ежеквартальный журнал 48, вып. 4 (1 октября 1975 г.): 209–222. дои: 10.2307/3316632.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дрейлинг, Норберт Р.; Лоуренс Вейгель; Блейн Берки (1976). Официальная столетняя история поселений поволжских немцев в округах Эллис и Раш в Канзасе, 1876–1976 гг . Волжско-немецкое столетнее объединение.
  • Гросс, Фред Уильям. «Тип и характер немецких публикаций в Северной Дакоте», Heritage Review (1993), 23 № 4, стр. 34–38.
  • Исемингер, Гордон Л. «Мы немцы, русские или американцы? Немецко-русские округа Макинтош во время Первой мировой войны», История Северной Дакоты (1992) 59 № 2 стр: 2–16.
  • Кох, Фред К. Немцы Поволжья: В России и Америке с 1763 года по настоящее время (1977).
  • Клоберданц, Тимоти Дж. «Немцы Поволжья в Старой России и на западе Северной Америки: их меняющееся мировоззрение». Антропологический ежеквартальный журнал 48, вып. 4 (1 октября 1975 г.): 209–222. дои: 10.2307/3316632.
  • Лэнг, Фрэнсис С. (1910). Немецко-русские поселения в округе Эллис, штат Канзас . Историческое общество штата Канзас.
  • Ремпфер, Майкл и Джеймс Гесселе, «Der Staats-Anzeiger: приветствие столетнему юбилею основания». Обзор наследия (2006) 36 № 3, стр. 37–42.
  • Сакетт, С. Дж. «История немцев Поволжья в округах Эллис и Раш, штат Канзас». (1976). онлайн
[ редактировать ]

- история и карта поселений по религиям

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 21a90820e581b91247e938888ec17c63__1721464980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/63/21a90820e581b91247e938888ec17c63.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Russian Germans in North America - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)