Бомбардировка Рабаула (ноябрь 1943 г.)
Воздушные атаки на Рабаул | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Тихоокеанского театра Второй мировой войны. | |||||||
Японский крейсер «Тикума» под атакой 5 ноября 1943 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Соединенные Штаты Австралия Новая Зеландия | Япония | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Джордж Кенни (сухопутные военно-воздушные силы), Уильям Хэлси-младший , Фредерик Шерман (военно-морские силы) |
Минеичи Кога , Джиничи Кусака | ||||||
Сила | |||||||
3 авианосца, 2 легких авианосца, 2 легких крейсера, 9 эсминцев, 282 самолета-носителя, 349 самолетов наземного базирования [ 1 ] |
10 крейсеров, 11 эсминцев, 200 самолетов [ 1 ] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
10 самолетов-носителей, Уничтожено 17 самолетов наземного базирования [ 2 ] |
1 эсминец потоплен 3 крейсера повреждены, 3 крейсера легко повреждены, 52 самолета уничтожено [ 3 ] |
Бомбардировка Рабаула в ноябре 1943 года представляла собой воздушную атаку союзников во Второй мировой войне на крейсерский корпус на главной японской базе Рабаул . В ответ на вторжение союзников на Бугенвиль японцы перебросили в Рабаул сильные крейсерские силы из Трука , своей главной военно-морской базы на Каролинских островах, примерно в 800 милях к северу от Рабаула, чтобы подготовиться к ночному бою против кораблей снабжения и поддержки союзников. . и наземные самолеты союзников Авианосные атаковали японские корабли, аэродромы и портовые сооружения на острове Новая Британия, чтобы защитить десантное вторжение союзников на Бугенвиль. В результате рейдов на Рабаул японские военно-морские силы уже не могли угрожать высадке. Успех рейда начал менять устоявшееся мнение о том, что авианосные силы не могут бросить вызов наземным воздушным силам.
Фон
[ редактировать ]В начале 1943 года Рабаул был вдали от боевых действий. Однако большая стратегия союзников в юго-западной части Тихого океана — операция «Колесо телеги» — была направлена на то, чтобы изолировать Рабаул и ослабить его с помощью воздушных налетов. Японские сухопутные войска уже отступали в Новой Гвинее и на Соломоновых островах , оставляя Гуадалканал , Коломбангару , Новую Джорджию и Велла-Лавелью .
Рабаул — на острове Новая Британия — был одним из двух крупных портов на австралийской территории Новая Гвинея . Это была главная японская военно-морская база для кампании на Соломоновых островах и кампании в Новой Гвинее . Симпсон-Харбор , захваченный у австралийских войск в феврале 1942 года, был известен как « Перл-Харбор южной части Тихого океана» и был хорошо защищен 367 зенитными орудиями и пятью аэродромами.
Аэродромы Лакунаи и Вунаканау были довоенными австралийскими полосами. У Лакунаи была всепогодная взлетно-посадочная полоса из песка и вулканического пепла, а Вунаканау была покрыта бетоном. Рапопо - 14 миль (12 миль ; 23 км ) к юго-востоку - вступил в строй в декабре 1942 года с бетонными взлетно-посадочными полосами и обширными средствами поддержки и технического обслуживания. Тобера , строительство которого было завершено в августе 1943 года на полпути между Вунаканау и Рапопо, также имело бетонные полосы. На четырех аэродромах было 166 защищенных ограждений для бомбардировщиков и 265 для истребителей, а также дополнительные незащищенные места для стоянок. Пятым аэродромом, защищающим Рабаул, был аэродром Борпоп, построенный в декабре 1942 года через пролив Сент-Джордж в Новой Ирландии . [ 4 ]
Противовоздушная оборона была хорошо скоординирована силами армии и флота. Корабельные орудия охраняли гавань Симпсон и ее суда, а также три аэродрома Тобера, Лакунаи и Вунаканау. Армейские части защищали аэродром Рапопо, склады снабжения и армейские объекты; и помог военно-морскому флоту защитить гавань Симпсон. Эффективная радиолокационная система раннего предупреждения обеспечивала зону покрытия на расстоянии 90 миль (78 морских миль; 140 км) от Рабаула, а расширенное покрытие с помощью дополнительных радаров было на Новой Британии, Новой Ирландии и в Буке. Эти комплекты обеспечивали раннее предупреждение о нападении за 30–60 минут. [ 4 ]
Наземная воздушная кампания
[ редактировать ]Осенью 1943 года в рамках операции «Картвил» Пятые воздушные силы США , Королевские ВВС Австралии и Королевские ВВС Новой Зеландии под командованием генерала Джорджа Кенни начали непрерывную кампанию бомбардировок аэродромов и портов. Рабаула. Первоначальная миссия была доставлена 349 самолетами 12 октября 1943 года, но ее не удалось выполнить немедленно из-за плохой погоды. 18 октября в результате единственного налета 50 B-25 Mitchell средних бомбардировщиков цель была достигнута. Устойчивые атаки возобновились 23 октября, кульминацией которых стал крупный рейд 2 ноября. [ 4 ]
В ходе миссии 2 ноября девять эскадрилий B-25, всего 72 бомбардировщика, и шесть эскадрилий P-38 Lightning, всего 80 истребителей сопровождения, атаковали гавань Симпсон и ее противовоздушную оборону с помощью бомбардировок и обстрелов на минимальной высоте. Восемь B-25 были сбиты зенитной артиллерией или японскими военно-морскими истребителями. Девять P-38 также были потеряны. Среди погибших был майор Рэймонд Х. Уилкинс из 3-й ударной группы, посмертно награжденный Почетной медалью . [ 4 ]
Нападение японцев на Бугенвиль
[ редактировать ]Адмирал Уильям Хэлси осуществлял следующий этап своего продвижения вверх по цепи Соломоновых островов и намеревался основать базу на Бугенвиле . На Бугенвиле у японцев было два аэродрома на южной оконечности острова, один на самом северном полуострове и четвертый на Буке , сразу за северным проходом. Вместо того, чтобы предпринять дорогостоящую атаку на эти хорошо защищенные районы, Хэлси высадил свои силы вторжения из 14 000 морских пехотинцев в заливе Императрицы Августы , примерно на полпути к западному побережью Бугенвиля. Там он расчистит свои Сиби и построит собственный аэродром. [ 5 ]
В ночь с 1 на 2 ноября прикрывшему военно-морскому подразделению удалось отстоять высадку ( битва при заливе Императрицы Августы ), но адмирал Минеити Кога отреагировал быстро. Через несколько дней местные крейсерские силы пополнились подкреплениями из Трука . Японцы сохраняли свои военно-морские силы в течение прошлого года, но перед лицом непосредственной угрозы Рабаулу они выделили значительные ресурсы в надежде сокрушить недавно высаженный десант и его военно-морскую поддержку. Войска дозаправились в Рабауле, готовясь к предстоящей битве.
У Хэлси не было сопоставимых надводных сил, чтобы противостоять этому новому вызову. Его основные надводные силы, два линкора и несколько крейсеров, были переброшены в центральную часть Тихого океана для поддержки предстоящего вторжения на Тараву. Единственными имеющимися силами были авианосные авиагруппы Саратоги и Принстона . Их можно было бы считать мощной силой для сражения на море, но Рабаул представлял собой хорошо укрепленный порт с пятью аэродромами и обширными зенитными батареями. Авиаторы ВМФ прозвали это место «осиным гнездом». За исключением внезапного рейда на Перл-Харбор , авианосная авиация не предпринимала никаких попыток атаковать столь грозную наземную цель. Таким образом, это считалось очень опасной миссией для экипажей, а также подвергало риску авианосцы. Позже Хэлси сказал, что угроза, которую японские крейсерские силы в Рабауле представляли для его высадки на Бугенвиле, была «самой отчаянной чрезвычайной ситуацией, с которой я столкнулся за все время моего пребывания на посту ComSoPac (командующего Южно- Тихоокеанским регионом) . )" [ 6 ]
Нападения на Рабаул
[ редактировать ]Поскольку судьба высадки была на волоске, Хэлси приказал своим авианосцам под командованием контр-адмирала Фредерика К. Шермана плыть на север в ночь с 4 на 5 ноября, чтобы оказаться в пределах досягаемости Рабаула для рейда на базу на рассвете. Подойдя под прикрытием погодного фронта, Шерман направил по цели все 97 имеющихся у него самолетов, не оставив ни одного самолета для боевого воздушного патрулирования над своими кораблями. Экипажам было приказано повредить как можно больше военных кораблей, а не пытаться добиться их затопления. Самолеты с аэродромов на Баракоме и недавно захваченной Велла Лавелла были отправлены в море на встречу с авианосными силами, чтобы обеспечить им некоторую степень защиты.
За рассветной воздушной бомбардировкой Рабаула ВМФ через час последовал налет армейских ВВС 27 B-24 Liberator тяжелых бомбардировщиков Пятых воздушных сил в сопровождении 58 P-38. [ 4 ] К концу атак шесть из семи японских крейсеров в Рабауле были повреждены, причем четыре из них серьезно. «Атаго» едва не попала в цель в результате попадания трех 500-фунтовых (230-килограммовых) бомб, которые причинили серьезные повреждения и убили 22 члена экипажа, включая ее капитана. [ 7 ] Майя была поражена одной бомбой над одним из ее машинных отделений, в результате чего был нанесен серьезный ущерб и погибли 70 членов экипажа. [ 8 ] В Могами попала одна 500-фунтовая бомба, и она загорелась, причинив тяжелые повреждения и убив 19 членов экипажа. [ 9 ] В Такао попали две 500-фунтовые бомбы, в результате чего был нанесен серьезный ущерб и погибли 23 члена экипажа. [ 10 ] Чикума был слегка поврежден в результате нескольких промахов. [ 11 ] Одна бомба взорвалась недалеко от Агано , в результате чего было повреждено зенитное орудие и погиб один член экипажа. [ 12 ] Три эсминца также получили легкие повреждения. [ 13 ]
Удар имел ошеломляющий успех, эффективно нейтрализовав крейсеры Коги как угрозу миссии на Бугенвиле. Под угрозой дополнительных авиаударов большая часть японских военных кораблей на следующий день направилась в Трук, практически положив конец японскому военно-морскому присутствию в этом районе. Потери среди атакующей авиации были небольшими.
Двумя днями позже дополнительное авианосное подразделение, оперативная группа 50.3 5-го флота США, достигло Хэлси и прибыло 7 ноября. Эти корабли были среди первой волны недавно построенных военных кораблей ВМС США и только недавно вступили в строй. Оперативная группа под командованием контр-адмирала Альфреда Э. Монтгомери состояла из авианосцев «Эссекс» и «Банкер-Хилл» , а также легкого авианосца « Индепенденс» . Хэлси использовал корабли Монтгомери, а также оперативную группу 38 (TF 38) в совместном ударе по Рабаулу 11 ноября. Шерман нанес свой удар из района Зеленого острова , к северо-западу от Бугенвиля, который атаковал в плохую погоду около 08:30. После возвращения TF 38 удалился на юг, не будучи обнаруженным. Монтгомери стартовал из Соломонова моря в 160 милях (140 миль; 260 км) к юго-востоку от Рабаула.
Последствия
[ редактировать ]Агано , который остался в Рабауле после удара 5 ноября, был торпедирован и серьезно поврежден в результате этих атак. [ 14 ] Сообщается, что эсминец «Сузунами» получил прямое попадание бомбы при погрузке торпед недалеко от входа в гавань Рабаул. Она взорвалась и затонула, в результате чего погибли 148 членов ее экипажа. [ 15 ] После налетов японцы предприняли серию контратак с участием 120 самолетов против американских авианосцев, но эти силы были перехвачены и потеряли 35 самолетов, не причинив ущерба кораблям Монтгомери.
В результате рейдов удалось защитить недавние достижения союзников, в результате чего Рабаул стал все более изолированным форпостом, который трудно снабжать и который представляет небольшую опасность для ускорения операций союзников в регионе. Захват Бугенвиля и Букы впервые привел Рабаул в зону действия наземных тактических бомбардировщиков ВМС и Корпуса морской пехоты США, подготовив почву для кампании по умиротворению, направленной на нейтрализацию Рабаула , которая началась 17 декабря 1943 года.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гейли, Бугенвиль , стр. 86–92.
- ^ Гейли, Бугенвиль , стр. 88–89.
- ^ Gailey, Bougainville , стр. 88–91 и Parshall & Hackett, Jointfleet.com.
- ^ Jump up to: а б с д и Мортенсен, Бернхардт Л. (1953). «Глава 10: Рабаул и мыс Глостер» . Фонд Гипер-Войн . Проверено 19 февраля 2010 г. Армейские ВВС во Второй мировой войне : Том. IV Тихий океан: от Гуадалканала до Сайпана, август 1942 г. - июль 1944 г., с. 333.
- ^ Костелло, Тихоокеанская война 1941–1945 , стр. 421–422.
- ^ Поттер, адмирал Арли Берк , стр. 98–99.
- ^ Хакетт, IJN ATAGO: Табличный отчет о движении , Jointfleet.com. Атаго отправился в Йокосука , Япония, для дальнейшего ремонта, который завершился 30 декабря 1943 года.
- ^ Хакетт, IJN MAYA: Табличный отчет о движении , Jointfleet.com. Майя отправился в Йокосука для дальнейшего ремонта, который вместе с установкой дополнительных зенитных орудий был завершен 9 апреля 1944 года.
- ^ Хакетт, IJN MOGAMI: Табличный отчет о движении , Jointfleet.com. Могами отправился в Куре , Япония, для дальнейшего ремонта, который завершился 17 февраля 1944 года.
- ^ Хакетт, IJN CHIKUMA: Табличный отчет о движении , Jointfleet.com. Такао отправился в Йокосука для дальнейшего ремонта, который завершился 18 января 1944 года.
- ^ Хакетт, IJN CHIKUMA: Табличный отчет о движении , Jointfleet.com.
- ^ Хакетт, IJN AGANO: Табличный отчет о движении , Jointfleet.com.
- ^ Хакетт, IJN FUJINAMI: Табличный отчет о движении , IJN AMAGIRI: Табличный отчет о движении , IJN WAKATSUKI: Табличный отчет о движении , Combinedfleet.com. Фудзинами получил незначительные повреждения, один член экипажа погиб. Амагири и Вакацуки получили незначительные повреждения, жертв не было.
- ^ Хакетт, IJN AGANO: Табличный отчет о движении , Jointfleet.com. 16 февраля 1944 года, когда «Агано» направлялся из Трука в Японию для дальнейшего ремонта, он был поражен двумя торпедами американской подводной лодки «Скейт» и затонул. Ее 523 выживших были подобраны эсминцем «Оите» и возвращены на Трук. В ходе операции «Хэйлстоун Оите был потоплен американским авианосцем, в результате чего погибли все оставшиеся в живых Агано » .
- ^ «Длинные уланцы» .
Ссылки
[ редактировать ]- Бергеруд, Эрик М. (2000). Огонь в небе: Воздушная война в южной части Тихого океана . Боулдер, Колорадо, США: Westview Press. ISBN 0-8133-3869-7 .
- Костелло, Джон (2009) [1981]. Тихоокеанская война 1941–1945 гг . Нью-Йорк: Харпер Многолетник. ISBN 978-0-68-801620-3 .
- Д'Альбас, Андрие (1965). Гибель военно-морского флота: военно-морские действия Японии во Второй мировой войне . Паб Девин-Адаир. ISBN 0-8159-5302-Х .
- Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии, 1941–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-097-1 .
- Фрай, Джон (2000). Военный корабль США Саратога (CV-3): иллюстрированная история легендарного авианосца 1927–1946 годов . Издательство Шиффер. ISBN 0-7643-0089-Х .
- Гейли, Гарри А. (1991). Бугенвиль, 1943–1945: Забытая кампания . Лексингтон, Кентукки, США: Университетское издательство Кентукки. ISBN 0-8131-9047-9 . - нейтральный отзыв об этой книге здесь: [1]
- Хара, Тамеичи (1961). Капитан японского эсминца . Нью-Йорк и Торонто: Ballantine Books . ISBN 0-345-27894-1 .
- Лакруа, Эрик; Линтон Уэллс (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- МакГи, Уильям Л. (2002). «Бугенвильская кампания». Соломоновы кампании, 1942–1943: от Гуадалканала до Бугенвиля — поворотный момент войны в Тихом океане, том 2 (Десантные операции в южной части Тихого океана во время Второй мировой войны) . Публикации BMC. ISBN 0-9701678-7-3 .
- Морисон, Сэмюэл Элиот (1958). Ломая барьер Бисмарка , т. 6 истории военно-морских операций США во Второй мировой войне . Книги замка. ISBN 0-7858-1307-1 .
- Поттер, Э.Б. (2005). Адмирал Арли Берк . Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-59114-692-6 .
- Сакаида, Генри (1996). Осада Рабаула . Сент-Пол, Миннесота, США: Фаланга. ISBN 1-883809-09-6 .
- Шеррод, Роберт (1952). История авиации морской пехоты во Второй мировой войне . Вашингтон, округ Колумбия: Combat Forces Press.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мерски, Питер Б. (1993). «Время асов: Морские пилоты на Соломоновых островах, 1942–1944» . Морская пехота в памятной серии Второй мировой войны . Отдел истории и музеев штаб-квартиры Корпуса морской пехоты США . Проверено 20 октября 2006 г. Отчет об участии морской пехоты США в воздушной войне над Соломоновыми островами и Рабаулом.
- «Название: НАПАДЕНИЕ НА РАБАУЛ. Действия Королевских ВВС Новой Зеландии, декабрь 1943 г. – май 1944 г.» . Проверено 30 мая 2006 г.
- Чен, К. Питер (2004–2006). «Кампания Соломона, 23 августа 1942 г. – 26 ноября 1943 г.» . База данных Второй мировой войны . Архивировано из оригинала 23 марта 2006 года . Проверено 2 июня 2006 г.
- Шоу, Генри I.; Дуглас Т. Кейн (1963). «Том II: Изоляция Рабаула» . История операций морской пехоты США во Второй мировой войне . Проверено 18 октября 2006 г.
- Миллер, Джон младший (1959). «КОЛЕСО ТЕЛЕГИ: Сокращение Рабаула» . Армия США во Второй мировой войне: Война на Тихом океане . Офис начальника военной истории Министерства армии США. п. 418 . Проверено 20 октября 2006 г.
- Паршалл, Джон; Боб Хэкетт; Сандер Кингсепп; Эллин Невитт. «Страница Императорского флота Японии (Combinedfleet.com)» . Проверено 14 июня 2006 г. - Табличные записи движения японских боевых кораблей, участвовавших в этом бою.
- Паршалл, Джон; Боб Хэкетт; Сандер Кингсепп; Эллин Невитт. «Набег авианосца на Рабаул» . Проверено 14 декабря 2006 г.
4 ° 11'58 "ю.ш., 152 ° 10'4" в.д. / 4,19944 ° ю.ш., 152,16778 ° в.д.
- Конфликты 1943 года
- 1943 год в Папуа-Новой Гвинее.
- Юго-западно-Тихоокеанский театр военных действий Второй мировой войны
- Корпус морской пехоты США во Второй мировой войне
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны на Тихоокеанском театре военных действий.
- Сражения Второй мировой войны с участием США
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Папуа-Новой Гвинеи
- Сражения Второй мировой войны с участием Австралии
- Сражения Второй мировой войны с участием Японии
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Новой Зеландии
- Действия и бои морской авиации
- События ноября 1943 года