Пирические народы
![]() Танец сбора кардамона — традиционный танец народа пиарик Пурсат провинции в Камбодже . | |
Общая численность населения | |
---|---|
9,280 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Камбоджа | 8,780 |
Таиланд | 500 |
Языки | |
Пирические языки | |
Религия | |
Анимист , буддизм Тхеравады |
Пирические народы ( / ˈ p ɛər / ; от [ˈpɛə] ; также Por ) относятся к коренным группам, включая грушу (также известную как самре ), чонг , самрай , суой и саоч , которые говорят на одном из пирических языков. и живут скудно после многих лет конфликта в Камбодже и Таиланде . [ 1 ] Группы пиариков говорят на разных, но тесно связанных языках и имеют много общих культурных черт, которые заметно отличаются от доминирующих кхмерской и тайской культур.
История
[ редактировать ]До их контакта с кхмерскими правителями устная традиция дает нам следующую картину жизни пиарских народов: в прошлом пиарские народы не обрабатывали землю и вели кочевой и собирательный образ жизни в лесах; они питались клубнями, листьями, цветами и плодами, а также сердцевинами различных пальм. Используя арбалеты и стрелы, отравленные соком дерева чуэ ( Antiaris toxaria Lesch.) или различные капканы, они охотились на таких животных, как олени, слоны и птицы; они также ловили мелкую дичь вручную. Вяленое или копченое мясо, а также рыба, выловленная в горных реках, обеспечивали потребление белка. Приправы и специи изготавливались из кислых фруктов, дикого перца и семян кардамона . Они жевали листья дикого бетеля и орехи дикой пальмы арека. В то время Груши перемещались группами, численность которых невозможно было точно оценить, и строили убежища там, где им заблагорассудится. Неизвестно, были ли это небольшие группы, ограниченные родством и находившиеся под властью вождя семьи, или более крупные орды под руководством назначенного авторитета. [ 2 ]
Сопоставить можно со сведениями, содержащимися в рассказе китайского путешественника Чжоу Дагуаня во время его путешествия в Камбоджу в 1296 г.; относительно чоуангов (чонгов) он пишет: "...этот вид (дикарей) не обитает в домах; в сопровождении своих семей они бродят по горам, неся на голове глиняный кувшин. Если им встретится дикое животное , убивают его луком или копьем, разводят огонь из камня, готовят зверя и едят его сообща, после чего продолжают путь» . Груши, по крайней мере жители массива Кулен — поскольку автор в первую очередь описывал регион Ангкор — изначально вели кочевой образ жизни, основанный на собирательстве и охоте. Это мало чем отличается от устной традиции о Груше в Кардамоновых горах, некоторые из которых, как говорят, происходят из Ангкора. Именно создание нового государства иностранцами в регионе, кхмерами с севера, изменило бы их образ жизни. [ 2 ]
Статус Пол Кравана или «кардамоновых рабов», вероятно, восходит к концу первого тысячелетия. Чжоу Дагуань добавляет: «В ближайших регионах также есть те, кто посвящает себя выращиванию кардамона и хлопка и ткут ткани» . Автор, вероятно, имеет в виду самре горы Кулен, которому приходилось платить налог на хлопок. Самое большее в хрониках камбоджийских королей упоминается об участии жителей провинции Пурсат в военных экспедициях против кхмеров или сиамцев. Установление положения кардамоновых рабов внесло существенные изменения в жизнь Груши горы. Им приходилось, по их словам, проводить два-три месяца в году за сбором цветов и плодов кардамона, и в этот период их поиски еды усложнялись. Но взамен государство предоставило им рис; затем ответственному лицу было поручено собрать дань и передать ее провинциальному мандарину. Это привело к группировке большего числа людей под властью, по крайней мере сезонно, лидера, очевидно выбранного ими самими. Кажется, в собрании не участвовали женщины, дети и старики; поселившись в базовом лагере, они бы ждали возвращения мужчин. Это было началом оседлости. Когда работа была завершена, группы возобновили марш по лесу. Не удалось определить, сохранялись ли группы, сформированные для сбора кардамона, в течение года нетронутыми или же они распадались на более мелкие отряды, чтобы вернуться к кочевничеству. [ 2 ]
Невозможно точно определить зарождение земледелия среди груш, однако связать это явление с политическими преобразованиями в условиях их жизни кажется проще. Одновременно вступают в действие несколько факторов: сезонная оседлость; развитие путем выращивания растений кардамона; контакт с камбоджийцами . Вероятно, как это обычно бывает, женщины, сгруппированные во временных «деревнях» с детьми и стариками, начали обрабатывать землю. Клубни, которые Груша употребляла в больших количествах, наверняка сначала появились вокруг домов вместе с некоторыми пряностями и ароматическими растениями, часть из которых была завезена позже. Что касается риса, то сомнительно, что его тогда посадили: это мог быть только горный рис, посеянный на полях, полученных путем вырубки леса, - преимущественно мужское занятие, которое мужчины, занятые собирательством, обеспечить не могли. Если только женщины не привезли с равнин технику использования болот для выращивания риса. Некоторые старые самре утверждают, что в прошлом кардамон рос в редких местах массива, который когда-то назывался «страной девяти гор». По их словам, распространение кардамона произошло через культивирование. У самраев на окрестных холмах сажали кардамон; места, где он растет, называются «Соун Краван» или «Кардамоновые сады», в отличие от «Прей Краван» или «Кардамоновые леса» Самре. Среди Чонгов В провинции Чантабури растение также культивировалось. Название «Кардамоновые горы» может с таким же успехом объяснить распространение кардамона людьми и то значение, которое придают этому дикому растению. [ 2 ]
Этнография
[ редактировать ]К пиарским народам относятся: самре в провинции Пурсат; Самрай в Баттамбанге ; Чонг и Чонг-Самре в провинции Трат на востоке Таиланда ; и Чонгла и Чонг-Хип в провинции Чантабури , Таиланд.
В общинах груш в провинции Преахвихеа в 2002 году популяция груш оценивалась в 299 домохозяйств (1674 человека).
По словам народа груш-самрай из Кранхунга, из холмистого региона самрай Кулен выжил благодаря эмиграции во времена королевства Ангкор . После восстания Самлаута в 1967 году Груша из района Стунг Кранхунг переехала в Та Сань . [ 3 ]
Хотя некоторые Саоч живут в прибрежной зоне Камбоджи, [ 4 ] многие саоч из района Кампонг Сом были взяты в плен тайцами в 1830-х годах и переселены в провинцию Канчанабури , Таиланд. [ 5 ]
Чонг провинции (или чхонг ) — народность пиариков, живущая как в Таиланде, так и в Камбодже. В Таиланде чонги населяют Трат и Чантабури . По состоянию на 2014 год [update]Чонг в провинции Кохконг , Камбоджа, пытаются предотвратить строительство плотины Чей Аренг , которая приведет к перемещению местных жителей. [ 6 ] Люди Чонг в Национальном парке Южный Кардамон были перемещены в результате проекта REDD+ по компенсации выбросов углерода в период с 2018 по 2023 год. [ 7 ]
Грушевые народы традиционно выращивают горный рис совковым способом .
Они следуют традиционным религиям.
Язык
[ редактировать ]Люди говорят на исчезающей группе пирических языков . Жерар Диффлот (1992) утверждает, что язык и обычаи груш радикально отличаются от языков и обычаев других социальных групп Камбоджи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джереми Айронсайд; Кен Серейрота. «Международный форум коренных народов по биоразнообразию, Комитет охраны коренных народов» (PDF) . Специальная рабочая группа открытого состава по охраняемым территориям, Конвенция ООН о биоразнообразии . Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2008 г. Проверено 11 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д Мартин, Мари-Александрин (1974). «Груша, земледельцы-собиратели Кардамонового массива (Камбоджа)] . Сельские исследования (на французском языке). 53–56: 439–447 . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ Айронсайд, Джереми (апрель 2005 г.). «Обзор распределения народа груш (пор) в Камбодже» . ngoforum.org . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 11 октября 2007 г.
- ^ «Камбоджа – дом всемирного наследия» . мот.гов.х. Архивировано из оригинала 24 августа 2007 г. Проверено 12 октября 2007 г.
- ^ Исара, Чусри (2009). «Чунг (Саоч) из Таиланда и Камбоджи: фонологические и лексические сравнения» (PDF) . Журнал мон-кхмерских исследований . 38 . Проверено 10 декабря 2015 г.
- ^ Мам, Кальяни (19 октября 2014 г.). «Затопит ли Камбоджа священную и богатую биоразнообразием долину ради сомнительной плотины?» . Мать Джонс . Проверено 24 октября 2014 г.
- ^ «Камбоджа: проект по компенсации выбросов углерода нарушает права коренных народов» . Хьюман Райтс Вотч . 28 февраля 2024 г. Проверено 1 марта 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брюне, Ж. Губная гармоника среди самре Кардамоновых гор . Куала-Лумпур: Малайзийское общество азиатских исследований, 1969.
- Айронсайд, Дж., 2005. Обзор истории и распространения групп груш (Пор) в Камбодже . Министерство землеустройства/GTZ/FFI, Пномпень.