Jump to content

Пирические народы

(Перенаправлено с людей Чонг )
Пирические народы
Танец сбора кардамона — традиционный танец народа пиарик Пурсат провинции в Камбодже .
Общая численность населения
9,280
Регионы со значительной численностью населения
Камбоджа 8,780
Таиланд 500
Языки
Пирические языки
Религия
Анимист , буддизм Тхеравады

Пирические народы ( / ˈ p ɛər / ; от [ˈpɛə] ; также Por ) относятся к коренным группам, включая грушу (также известную как самре ), чонг , самрай , суой и саоч , которые говорят на одном из пирических языков. и живут скудно после многих лет конфликта в Камбодже и Таиланде . [ 1 ] Группы пиариков говорят на разных, но тесно связанных языках и имеют много общих культурных черт, которые заметно отличаются от доминирующих кхмерской и тайской культур.

До их контакта с кхмерскими правителями устная традиция дает нам следующую картину жизни пиарских народов: в прошлом пиарские народы не обрабатывали землю и вели кочевой и собирательный образ жизни в лесах; они питались клубнями, листьями, цветами и плодами, а также сердцевинами различных пальм. Используя арбалеты и стрелы, отравленные соком дерева чуэ ( Antiaris toxaria Lesch.) или различные капканы, они охотились на таких животных, как олени, слоны и птицы; они также ловили мелкую дичь вручную. Вяленое или копченое мясо, а также рыба, выловленная в горных реках, обеспечивали потребление белка. Приправы и специи изготавливались из кислых фруктов, дикого перца и семян кардамона . Они жевали листья дикого бетеля и орехи дикой пальмы арека. В то время Груши перемещались группами, численность которых невозможно было точно оценить, и строили убежища там, где им заблагорассудится. Неизвестно, были ли это небольшие группы, ограниченные родством и находившиеся под властью вождя семьи, или более крупные орды под руководством назначенного авторитета. [ 2 ]

Сопоставить можно со сведениями, содержащимися в рассказе китайского путешественника Чжоу Дагуаня во время его путешествия в Камбоджу в 1296 г.; относительно чоуангов (чонгов) он пишет: "...этот вид (дикарей) не обитает в домах; в сопровождении своих семей они бродят по горам, неся на голове глиняный кувшин. Если им встретится дикое животное , убивают его луком или копьем, разводят огонь из камня, готовят зверя и едят его сообща, после чего продолжают путь» . Груши, по крайней мере жители массива Кулен — поскольку автор в первую очередь описывал регион Ангкор — изначально вели кочевой образ жизни, основанный на собирательстве и охоте. Это мало чем отличается от устной традиции о Груше в Кардамоновых горах, некоторые из которых, как говорят, происходят из Ангкора. Именно создание нового государства иностранцами в регионе, кхмерами с севера, изменило бы их образ жизни. [ 2 ]

Статус Пол Кравана или «кардамоновых рабов», вероятно, восходит к концу первого тысячелетия. Чжоу Дагуань добавляет: «В ближайших регионах также есть те, кто посвящает себя выращиванию кардамона и хлопка и ткут ткани» . Автор, вероятно, имеет в виду самре горы Кулен, которому приходилось платить налог на хлопок. Самое большее в хрониках камбоджийских королей упоминается об участии жителей провинции Пурсат в военных экспедициях против кхмеров или сиамцев. Установление положения кардамоновых рабов внесло существенные изменения в жизнь Груши горы. Им приходилось, по их словам, проводить два-три месяца в году за сбором цветов и плодов кардамона, и в этот период их поиски еды усложнялись. Но взамен государство предоставило им рис; затем ответственному лицу было поручено собрать дань и передать ее провинциальному мандарину. Это привело к группировке большего числа людей под властью, по крайней мере сезонно, лидера, очевидно выбранного ими самими. Кажется, в собрании не участвовали женщины, дети и старики; поселившись в базовом лагере, они бы ждали возвращения мужчин. Это было началом оседлости. Когда работа была завершена, группы возобновили марш по лесу. Не удалось определить, сохранялись ли группы, сформированные для сбора кардамона, в течение года нетронутыми или же они распадались на более мелкие отряды, чтобы вернуться к кочевничеству. [ 2 ]

Невозможно точно определить зарождение земледелия среди груш, однако связать это явление с политическими преобразованиями в условиях их жизни кажется проще. Одновременно вступают в действие несколько факторов: сезонная оседлость; развитие путем выращивания растений кардамона; контакт с камбоджийцами . Вероятно, как это обычно бывает, женщины, сгруппированные во временных «деревнях» с детьми и стариками, начали обрабатывать землю. Клубни, которые Груша употребляла в больших количествах, наверняка сначала появились вокруг домов вместе с некоторыми пряностями и ароматическими растениями, часть из которых была завезена позже. Что касается риса, то сомнительно, что его тогда посадили: это мог быть только горный рис, посеянный на полях, полученных путем вырубки леса, - преимущественно мужское занятие, которое мужчины, занятые собирательством, обеспечить не могли. Если только женщины не привезли с равнин технику использования болот для выращивания риса. Некоторые старые самре утверждают, что в прошлом кардамон рос в редких местах массива, который когда-то назывался «страной девяти гор». По их словам, распространение кардамона произошло через культивирование. У самраев на окрестных холмах сажали кардамон; места, где он растет, называются «Соун Краван» или «Кардамоновые сады», в отличие от «Прей Краван» или «Кардамоновые леса» Самре. Среди Чонгов В провинции Чантабури растение также культивировалось. Название «Кардамоновые горы» может с таким же успехом объяснить распространение кардамона людьми и то значение, которое придают этому дикому растению. [ 2 ]

Этнография

[ редактировать ]

К пиарским народам относятся: самре в провинции Пурсат; Самрай в Баттамбанге ; Чонг и Чонг-Самре в провинции Трат на востоке Таиланда ; и Чонгла и Чонг-Хип в провинции Чантабури , Таиланд.

В общинах груш в провинции Преахвихеа в 2002 году популяция груш оценивалась в 299 домохозяйств (1674 человека).

По словам народа груш-самрай из Кранхунга, из холмистого региона самрай Кулен выжил благодаря эмиграции во времена королевства Ангкор . После восстания Самлаута в 1967 году Груша из района Стунг Кранхунг переехала в Та Сань . [ 3 ]

Хотя некоторые Саоч живут в прибрежной зоне Камбоджи, [ 4 ] многие саоч из района Кампонг Сом были взяты в плен тайцами в 1830-х годах и переселены в провинцию Канчанабури , Таиланд. [ 5 ]

Чонг провинции (или чхонг ) — народность пиариков, живущая как в Таиланде, так и в Камбодже. В Таиланде чонги населяют Трат и Чантабури . По состоянию на 2014 год Чонг в провинции Кохконг , Камбоджа, пытаются предотвратить строительство плотины Чей Аренг , которая приведет к перемещению местных жителей. [ 6 ] Люди Чонг в Национальном парке Южный Кардамон были перемещены в результате проекта REDD+ по компенсации выбросов углерода в период с 2018 по 2023 год. [ 7 ]

Грушевые народы традиционно выращивают горный рис совковым способом .

Они следуют традиционным религиям.

Люди говорят на исчезающей группе пирических языков . Жерар Диффлот (1992) утверждает, что язык и обычаи груш радикально отличаются от языков и обычаев других социальных групп Камбоджи.

  1. ^ Джереми Айронсайд; Кен Серейрота. «Международный форум коренных народов по биоразнообразию, Комитет охраны коренных народов» (PDF) . Специальная рабочая группа открытого состава по охраняемым территориям, Конвенция ООН о биоразнообразии . Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2008 г. Проверено 11 октября 2007 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Мартин, Мари-Александрин (1974). «Груша, земледельцы-собиратели Кардамонового массива (Камбоджа)] . Сельские исследования (на французском языке). 53–56: 439–447 . Проверено 13 февраля 2024 г.
  3. ^ Айронсайд, Джереми (апрель 2005 г.). «Обзор распределения народа груш (пор) в Камбодже» . ngoforum.org . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 11 октября 2007 г.
  4. ^ «Камбоджа – дом всемирного наследия» . мот.гов.х. ​Архивировано из оригинала 24 августа 2007 г. Проверено 12 октября 2007 г.
  5. ^ Исара, Чусри (2009). «Чунг (Саоч) из Таиланда и Камбоджи: фонологические и лексические сравнения» (PDF) . Журнал мон-кхмерских исследований . 38 . Проверено 10 декабря 2015 г.
  6. ^ Мам, Кальяни (19 октября 2014 г.). «Затопит ли Камбоджа священную и богатую биоразнообразием долину ради сомнительной плотины?» . Мать Джонс . Проверено 24 октября 2014 г.
  7. ^ «Камбоджа: проект по компенсации выбросов углерода нарушает права коренных народов» . Хьюман Райтс Вотч . 28 февраля 2024 г. Проверено 1 марта 2024 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Брюне, Ж. Губная гармоника среди самре Кардамоновых гор . Куала-Лумпур: Малайзийское общество азиатских исследований, 1969.
  • Айронсайд, Дж., 2005. Обзор истории и распространения групп груш (Пор) в Камбодже . Министерство землеустройства/GTZ/FFI, Пномпень.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3588b2d8d6afaf7451cda44732bf8819__1711386720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/19/3588b2d8d6afaf7451cda44732bf8819.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pearic peoples - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)