Рамессеум
![]() Вид с воздуха на Фивский Рамессеум с пилонами и второстепенными постройками. | |
Расположение | Луксор , провинция Луксор , Египет |
---|---|
Область | Верхний Египет |
Координаты | 25 ° 43'40 "N 32 ° 36'38" E / 25,72778 ° N 32,61056 ° E |
Тип | Святилище |
Часть | Фиванский некрополь |
История | |
Строитель | Рамсес II |
Основан | 13 век до н.э. |
Официальное название | Древние Фивы с некрополем |
Тип | Культурный |
Критерии | я, iii, vi |
Назначен | 1979 г. (3-я сессия ) |
Справочный номер. | 87 |
Область | арабские государства |
Рамессеум фараона — мемориальный храм (или погребальный храм ) . Рамсеса II («Рамсеса Великого», также пишется «Рамзес» и «Рамзес») Он расположен в Фиванском некрополе в Верхнем Египте , на западе реки Нил , напротив современного города Луксор . Название – или, по крайней мере, его французская форма Рамессеон – было придумано Жаном-Франсуа Шампольоном , который посетил руины этого места в 1829 году и первым определил на стенах иероглифы, составляющие имена и титулы Рамсеса. Первоначально он назывался Домом миллионов лет Усермаатра-сетепенра, который соединяется с Фивами-городом во владениях Амона . [ 1 ] Усермаатра-сетепенра — имя Рамсеса II.
История
[ редактировать ]Рамсес II модифицировал, узурпировал или построил с нуля многие здания, и самым великолепным из них, в соответствии с королевской практикой захоронения Нового царства , должен был стать его мемориальный храм: место поклонения, посвященное фараону, богу на земле, где память о нем сохранялась бы после его смерти. Сохранившиеся записи свидетельствуют о том, что работа над проектом началась вскоре после начала его правления и продолжалась 20 лет.
Дизайн заупокойного храма Рамсеса соответствует стандартным канонам храмовой архитектуры Нового Царства. Ориентированный на северо-запад и юго-восток, сам храм состоял из двух каменных пилонов (ворот шириной около 60 м), расположенных один за другим, каждый из которых вел во внутренний двор. За вторым двором, в центре комплекса, находился крытый 48-колонный гипостильный зал , окружавший внутреннее святилище. Перед первым двором стоял огромный пилон, слева — королевский дворец, а сзади — гигантская статуя короля. [ 2 ] Как было принято, пилоны и внешние стены были украшены сценами, посвященными военным победам фараона и оставляющими должное свидетельство его преданности богам и родства с ними . В случае Рамсеса большое значение придается битве при Кадеше (ок. 1274 г. до н.э.); Однако еще более интригующе то, что в одном блоке на вершине первого пилона записано, как он на восьмом году своего правления разграбил город под названием «Шалем», который мог быть, а мог и не быть Иерусалимом . сцены победы великого фараона и его армии над хеттскими войсками, бегущими от Кадеша , как это изображено в канонах « эпической поэмы Пентавра ». На пилоне до сих пор можно увидеть [ 2 ]
остались лишь фрагменты основания и туловища . От сиенитовой статуи восседающего на троне фараона высотой 19 м (62 фута) и весом более 1000 тонн [ 3 ] Утверждалось, что его перевезли на расстояние 170 миль (270 км) по суше. Это самая большая сохранившаяся колоссальная статуя (за исключением статуй, сделанных на месте ) в мире. (северный Египет) были найдены фрагменты четырех гранитных колоссов Рамсеса Однако в Танисе оценочной высотой от 69 до 92 футов (от 21 до 28 метров). Как и у четырех из шести колоссов Аменхотепа III ( Колоссы Мемнона ), полных останков уже нет, поэтому высоты основаны на неподтвержденных оценках. [ 4 ] [ 5 ]

Остатки второго двора включают часть внутреннего фасада пилона и часть портика Осириде справа. [ 2 ] сцены войны и разгрома хеттов при Кадеше. На стенах повторяются [ 2 ] В верхних регистрах изображен пир в честь фаллического бога Мина , бога плодородия. [ 2 ] На противоположной стороне двора несколько сохранившихся колонн и колонн Осирида дают представление о первоначальном величии. [ 2 ] разбросанные останки двух статуй сидящего короля, которые когда-то украшали вход в храм Также можно увидеть : одна из розового гранита, а другая из черного гранита. Голову одного из них вывезли в Британский музей. [ 2 ] [ 6 ] Тридцать девять из сорока восьми колонн большого гипостильного зала (41 х 31 м) до сих пор стоят в центральных рядах. Они украшены обычными сценами царя перед различными богами. Сохранилась также часть потолка, украшенная золотыми звездами на голубом фоне. [ 2 ] Сыновья и дочери Рамсеса появляются в процессии у немногих оставшихся стен. Святилище состояло из трех последовательных комнат с восемью колоннами и тетрастильной кельей. [ 2 ] Осталась лишь часть первой комнаты с потолком, украшенным астральными сценами, и несколько остатков второй комнаты. [ 2 ]
К северу от гипостильного зала находился храм поменьше; он был посвящен матери Рамсеса Туе и его любимой главной жене Нефертари . К югу от первого двора стоял храм-дворец. Комплекс был окружен различными складскими помещениями, зернохранилищами, мастерскими и другими вспомогательными постройками, некоторые из которых были построены еще во времена Римской империи .
храм Сети I Справа от гипостильного зала когда-то стоял , от которого сейчас не осталось ничего, кроме фундамента. Он представлял собой перистильный двор с двумя часовнями-усыпальницами. Весь комплекс был окружен стенами из сырцового кирпича, которые начинались у гигантского юго-восточного пилона.
Тайник папирусов и остраков, относящийся к третьему промежуточному периоду (11-8 века до н.э.), указывает на то, что храм также был местом расположения важной школы писцов .
Это место использовалось до того, как Рамсес заложил первый камень: под гипостильным залом современные археологи обнаружили шахтную гробницу из Среднего царства, в которой обнаружен богатый запас религиозных и погребальных артефактов.
Останки
[ редактировать ]В отличие от массивных каменных храмов, которые Рамсес приказал высечь на склоне нубийских гор в Абу-Симбеле , неумолимый ход трех тысячелетий не пощадил его «храм миллиона лет» в Фивах. Во многом это было связано с его расположением на самом краю Нила поймы , причем ежегодные наводнения постепенно подтачивали фундамент этого храма и его соседей. Пренебрежение и приход новых конфессий также сделали свое дело: например, в первые годы христианской эры храм был введен в эксплуатацию как христианская церковь . [ 7 ]
Это стандартная плата за такой храм, построенный в то время. Оставляя в стороне увеличение масштабов – в результате чего каждый последующий фараон Нового царства стремился превзойти своих предшественников по объему и размаху – Рамессеум во многом отлит по тому же образцу, что и разрушенный храм Аменхотепа III , стоявший за « Колоссами Мемнона » на расстоянии километра. Рамсеса III или около того, а также Мединет Хабу , который точно следовал плану Рамессеума. Вместо этого значение, которым Рамессеум обладает сегодня, в большей степени обязано времени и способу его повторного открытия европейцами . [ нужна ссылка ]
Список царей Рамессеума представляет собой небольшой список царей, который до сих пор остается на месте на немногих остатках второго пилона.
Хранилище
[ редактировать ]
Кладовые окружают храм с трех сторон, образуя три группы, самая старая из которых находится позади храма. [ 8 ] Это место примечательно своими настоящими арками, сделанными из сырцовых кирпичей , которые не имели клиновидной формы, как настоящие вуссуары , а просто удерживались на месте раствором и, таким образом, были склонны к обрушению, в результате чего осталось очень мало примеров. В Рамессеуме сохранилась самая старая такая арка в Египте ( ок. 1300 г. до н.э. ). [ 9 ]
Каждое зернохранилище в самой старой группе имело длину около 32 метров, ширину 3,7 м и высоту 3,5 м, толщину нижней стенки 1,5 м. Подпружиненный уровень цилиндрического свода на высоте около 2,5 м с арками, сложенными в четыре ряда сырцовых кирпичей размером 40х20х12-14 см. [ 10 ]
Раскопки и исследования
[ редактировать ]
Истоки современной египтологии можно проследить до прибытия в Египет Наполеона Бонапарта летом 1798 года. Несомненно, это было вторжение чуждой империалистической державы, но, тем не менее, это было вторжение в свое время, вдохновленное идеями Просвещения : рядом с войсками Наполеона шли люди науки, те самые, чей труд под солнцем пустыни позже породил плодотворное 23-томное « Описание де Египет . Двум французским инженерам, Жану-Батисту Просперу Жоллуа и Эдуару де Вилье дю Терражу , было поручено изучить место Рамессеума, и они с большой помпой отождествили его с «Гробницей Озимандиаса» или «Дворцом Мемнона», о котором Диодор Сицилии были написаны в I веке до нашей эры.
Следующим заметным посетителем был Джованни Бельцони , шоумен и инженер итальянского происхождения, а в последнее время археолог и торговец антиквариатом. Путешествие Бельзони привело его в 1815 году в Каир , где он продал Мехемету Али гидравлический двигатель собственного изобретения. Там он встретил британского генерального консула Генри Солта , который нанял его услуги, чтобы забрать из храма в Фивах так называемого « Младшего Мемнона », одну из двух колоссальных гранитных голов, изображающих Рамсеса II, и перевезти его в Англию . Благодаря гидравлике Бельцони и его инженерным навыкам (люди Наполеона потерпели неудачу в том же начинании примерно десятью годами ранее) 7-тонная каменная голова прибыла в Лондон в 1818 году, где ее окрестили «Младшим Мемноном», а некоторые годы спустя, занял почетное место в Британском музее .

Именно на фоне сильного волнения вокруг прибытия статуи и услышав чудесные рассказы о других, менее транспортабельных сокровищах, все еще находящихся в пустыне, поэт Перси Биши Шелли написал свой сонет « Озимандиас ». В частности, одна массивная упавшая статуя в Рамессеуме теперь неразрывно связана с Шелли из-за картуша Рамсеса на ее плече с тронным именем , User-maat-re Setep-en-re, первую часть которого Диодор транслитерировал на греческий язык как «Озимандиас». В то время как «огромные каменные ноги без туловища» Шелли обязаны скорее поэтической свободе, чем археологии, «полузатонувшее... разбитое лицо», лежащее на песке, является точным описанием части разрушенной статуи. Руки и ноги лежат рядом. Если бы он все еще стоял, колосс Озимандиас возвышался бы на высоте 19 м (62 фута) над землей. [ 3 ] соперничая с Колоссами Мемнона и статуями Рамсеса, высеченными в горе Абу-Симбел.
Совместная французско-египетская команда исследует и восстанавливает Рамессеум и его окрестности с 1991 года. Среди их открытий во время раскопок - кухни, пекарни и кладовые для храма на юге, а также школа, где мальчиков учили работать писцами на юго-востоке. Некоторые из проблем в сохранении этой территории заключаются в контроле современных египетских фермеров, использующих эту территорию для ведения сельского хозяйства и посягающих на руины. [ 11 ]
Галерея
[ редактировать ]-
1844 года Дагерротип работы Жозефа-Филибера Жиро де Пранже
-
Самые ранние фотографии Джона Бизли Грина , 1854 год.
-
Храм Рамсеса II, Луксор
-
Гипостильный зал
-
Младший Мемнон в Британском музее восстановлен в цифровом виде на своей базе в Рамессеуме.
-
Пилон Рамессеума
-
Рельеф в Рамессеуме
-
Рамессеум и окрестности
-
Керамический черепок, на котором изображена обезьяна, царапающая нос девушки. 20-я династия. Из так называемой школы художников в Рамессеуме, Фивы, Египет. Музей египетской археологии Петри, Лондон.
-
Панорамный вид с Фиванских холмов.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ги Лекюо. «Рамессеум (Египет), новейшие археологические исследования» . Археологии Востока и Запада. Архивировано из оригинала 6 июня 2007 г. Проверено 7 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Аня Скляр, Великие культуры мира-Египет , 2005 г.
- ^ Jump up to: а б Арнольд, Дитер (2003). Струдвик, Хелен (ред.). Энциклопедия древнеегипетской архитектуры . ИБТаурис. стр. 196 . ISBN 1-86064-465-1 .
- ^ Кристофер Скарр (1999), Семьдесят чудес древнего мира , Лондонская Темза и Гудзон, ISBN 978-0-500-05096-5
- ^ Стивен Станек (31 марта 2008 г.). «Найдена гигантская статуя царицы Древнего Египта» . Национальные географические новости . Архивировано из оригинала 2 апреля 2008 года . Проверено 12 июня 2016 г.
- ^ «Младший Мемнон» . Сайт Британского музея . Проверено 22 марта 2011 г.
- ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2000). Полное собрание храмов Древнего Египта . Темза и Гудзон. п. 183
- ^ Эль-Дерби и Эльямани 2016 , с. 301 .
- ^ Вудман и Блум 2003 , Древний Египет, Ближний Восток и восточное Средиземноморье.
- ^ Эль-Дерби и Эльямани 2016 , с. 301–302.
- ^ Леблан, Кристиан (2005). «Исследование, развитие и управление наследием на левом берегу Нила: Рамессеум и его окрестности». Международный музей . 57 (1–2): 79–86. дои : 10.1111/j.1468-0033.2005.00515.x . ISSN 1350-0775 . S2CID 162204994 .
Источники
[ редактировать ]- Эль-Дерби, Абду АОД; Эльямани, Ахмед (29 февраля 2016 г.). «Сводчатые конструкции из самана в виде бочонков в Древнем Египте: исследование двух тематических исследований в целях сохранения» . Средиземноморская археология и археометрия . 16 (1): 295–315. дои : 10.5281/ZENODO.46361 .
- Вудман, Фрэнсис; Блум, Джонатан М. (2003). «Арка». Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t003657 . ISBN 978-1-884446-05-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Университетский колледж Лондона: план Рамессеума
- Цифровой медиа-архив Рамессеума (фотографии, лазерные сканы, панорамы) , данные Верховного совета Египта по древностям / CyArk. исследовательского партнерства
- Младший Мемнон (Британский музей)
- Озимандиас (Шелли)
- Картинная галерея Рамессеума на Remains.se
- Рисунок Чарльза Франклина Хэда 1830 года в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.