Jump to content

Лихян

(Перенаправлено с Деданитов )
Лихианитское королевство
Королевство Лахайан
VI век до н.э. – III век до н.э.
Капитал Дедан
Общие языки даданитовый
Религия
Североаравийский политеизм
Правительство Монархия
Король  
Историческая эпоха Античность
• Учредил
6 век до н.э.
• аннексирован Набатейским государством
3 век до н.э.
Преемник
Набатейское царство

Лихьян ( арабский : لحيان , Lihyān ; греческий : Lechienoi ), [1] также называемое Дадан или Дедан , было могущественным и высокоорганизованным древним арабским королевством, которое играло жизненно важную культурную и экономическую роль в северо-западном регионе Аравийского полуострова и использовало даданский язык. [2] Лихианиты правили большими владениями от Ятриба на юге и частями Леванта на севере. [3] [ ненадежный источник? ]

В древности залив Акаба назывался заливом Лихьян, что свидетельствует о широком влиянии, которое приобрел Лихьян. [4] [ ненадежный источник? ] Термин «Деданит» обычно описывает более ранний этап истории этого королевства, поскольку его столицей был Дедан, который сейчас называется Аль-Ула оазисом , расположенным на северо-западе Аравии, примерно в 110 км к юго-западу от Теймы , оба города расположены в современной день Саудовской Аравии, а термин «лихианит» описывает более позднюю фазу. Дадан на раннем этапе своего существования был «одним из самых важных караванных центров в северной Аравии». [5] Он также упоминается в еврейской Библии . [5]

Лихианитяне впоследствии стали врагами набатеев . Римляне вторглись в набатейцев и приобрели их царство в 106 году нашей эры. Это побудило лихианитов создать независимое королевство для управления своей страной. Его возглавлял король Ханас, представитель бывшей королевской семьи, которая управляла Аль-Хиджром до набатейской экспансии.

Терминология

[ редактировать ]

Термин Дедан ( ддн ) появляется в древних текстах исключительно как топоним (название места), тогда как термин Лихян ( лхын ) выступает и как топоним, и как этноним (название народа). Дедан, по-видимому, первоначально имел в виду гору Джебель-эль-Хурайба. В надписях на минейском языке эти два термина встречаются вместе: первый указывает на место, а второй - на народ. Тем не менее, в современной историографии эти термины часто используются в хронологическом значении: Дедан относится к более раннему периоду, а Лихиан - к более позднему периоду той же цивилизации. [6] [7]

Прилагательные «деданит» и «лихианит» в прошлом часто использовались для обозначения даданитского языка и письменности, но сейчас они чаще всего используются в этническом смысле по аналогии с различием между «арабским» и «арабским». [8]

Дадан представляет собой наилучшее приближение к оригинальному произношению, в то время как более традиционное написание Дедан отражает форму, встречающуюся в еврейской Библии . [9]

Хронология

[ редактировать ]
Лихианит Колоссальная статуя из Дадана, возможно, короля, она следовала стандартизированной художественной скульптуре Лихианитского царства, оригинальная статуя была выкрашена в белый цвет.

Ученые уже давно пытаются установить надежную хронологию существования королевств Лихиан и Дадан; Было предпринято множество попыток построить надежную хронологию, но ни одна из них пока не увенчалась успехом. [10] Эта важная глава в истории региона остается фундаментально неясной. Основным источником информации о дате возникновения Лихианитского царства является собрание надписей на территории Дадана и прилегающих к нему окрестностей. [11] Таким образом, пытаясь собрать воедино историю королевства, предыдущие историки в значительной степени полагались на эпиграфические записи, а иногда и на скудные археологические находки из-за отсутствия комплексных раскопок. Отсутствие конкретных упоминаний о точно датированных внешних событиях в этих местных надписях затрудняет установление окончательной и неоспоримой хронологии. [11] В поисках решения были сформулированы две примечательные хронологии: короткая, предложенная У. Каскелом, ныне отвергнутая современной наукой, и более длинная хронология, предложенная Ф. Виннеттом, которая получила широкое распространение, несмотря на признанную хронологическую нехватку.

Серебряный фиал, конец V века до нашей эры, посвященный арабской богине аль-Илат Каину, сыном Гешема, царя Кедара . Его отец, Гешем, приравнивается как к библейскому Гешему арабу , так и к даданитскому Гашму бин Шахру.

В своей длинной хронологии Ф. Виннетт соглашается с Каскелем в том, что лихианиты стали преемниками более ранней, менее известной местной династии, членов которой называли «царем Дадана», начало которой он относит к VI веку до нашей эры. Лихианиты же появились в IV веке до нашей эры и исчезли во II веке до нашей эры. [12] К дате начала Лихианитского царства широко считается ключевая надпись, обнаруженная к северу от Дадана, которая гласит: nrn bn ḥḍrw t(q)ṭ b-'ym gšm bn šhr wʿbd fḥt ddn brʾ[y]... ( букв. ' Ниран б.Хадиру записал свое имя во времена Гашма б.Шахра и Абда, правителя Дадана, во время правления]... ' ). [11] Примечательно, что надпись, вероятно, завершалась именем царя, при котором Гашм б. Шахр и Абд удержали свои позиции. [13] Примечательно, что Виннетт заметил, что в тексте упоминается губернатор ( fḥt ) Дадана без какого-либо упоминания Лихяна, что указывает на то, что Лихианитского королевства в то время не существовало. [11] учитывая, что Дадан широко считается столицей их королевства. [14] Более того, исходя из появления слова fḥt (от арамейского pḥt ; букв. « правитель » ), под которым понимается титул, известный только со времен империи Ахеменидов, [15] надпись была датирована Виннеттом периодом Ахеменидов. [11] и интерпретируется как намек на правление кедаритов над Даданом и другими районами северной Аравии в качестве агентов администрации Ахеменидов в регионе. [16] Виннетт идентифицировал Гашма б. Шахр с арабом Гешемом, который выступал против реконструкции Иерусалима Неемией в 444 г. до н.э. и, соответственно, сузил датировку текста до второй половины пятого века до н.э. Более поздние ученые поддержали эту датировку, приравняв Даданитский Гашм и библейский Гешем к Гешему, отцу Кайну, царя Кедара , который упоминается на вотивной чаше из Талл-аль-Масхуты на Синае , датированной примерно ок. 400 г. до н.э. [17] Если принять эти два основных предположения — интерпретацию и предварительную датировку текста периодом Ахеменидов и уравнение Гашма б. Шахр с арабом Гешемом и гешемом, отцом Каину, - тогда мы имеем вероятный предел во второй половине пятого века до нашей эры, после которого лихианиты должны были возникнуть как независимое царство, [11] возможно, из-за фрагментации кедаритского царства. [18] Однако такие предположения ненадежны; присутствие Ахеменидов в северной Аравии труднее установить, поскольку показано, что слово pḥt использовалось на арамейском языке задолго до периода Ахеменидов и было обычным для региональных губернаторов в Ассирийской империи за несколько столетий до этого. [18] Этим воином вполне мог быть кедаритский правитель Дадана от имени нововавилонского правителя Набонида после того, как цари Тайма и Дадана были убиты в его загадочной арабской кампании (ок. 552 г. до н. э.). [19] Действительно, только во время недолгого пребывания Набонида в Тайме Хиджаз находился под явным иностранным контролем. Вероятно , именно в это время арамейский термин pḥt был введен для обозначения должностных лиц региона. [18] Что касается последнего предположения, то оно подверглось критике со стороны нескольких ученых, отметив, что частое использование имени gšm в Северной Аравии не является основанием для такой идентификации. [11]

Горгулья из Дадана в форме головы льва, арабская адаптация сиро-хеттских мотивов.

В целом, мы можем различить, что Лихианитское царство, скорее всего, возникло после прибытия Набонида на северо-запад Аравии в 552 г. до н. э., поскольку «царь Дадана» до сих пор упоминается во время его арабской кампании. [11] Хотя даданитские надписи не могут дать нам более точного terminus post quem , тем не менее они дают нам возможность оценить минимальную продолжительность существования Лихианитского царства. [11] Эту оценку можно получить, просто суммируя годы правления всех «царей Лихиана», упомянутых в даданическом корпусе. В настоящее время наши знания охватывают как минимум двенадцать таких королей, совокупное правление которых длилось 199 лет. [11] Следовательно, этот расчет устанавливает terminus post quem конца королевства. Если мы установим, что царство не могло возникнуть раньше 552 г. до н.э., из этого логически следует, что его падение не могло произойти ранее 353 г. до н.э. Таким образом, самый ранний мыслимый временной диапазон царства Лихиан приходится на середину шестого и середину четвертого веков до нашей эры. [20]

Захват Дадана

[ редактировать ]
Две колоссальные статуи из святилища Дадана/аль-Хурайбы, возможно, образные изображения лихианитских царей.

Аль-Хурайба, расположенный в Вади-эль-Кура на территории современной Аль-Улы, считается древним Даданом. [21] — важный центр культуры и торговли на древнем северо-западе Аравии. Он процветал в I тысячелетии до нашей эры, способствуя развитию торговли на дальние расстояния вдоль «Дороги благовоний», выступающей в качестве важного и стратегического торгового звена, соединяющего древнюю Южную Аравию с Египтом, Левантом и Месопотамией. Дадан служил столицей двух последовательных царств: местного царства Дадан в начале/середине 1-го тысячелетия до нашей эры и более крупного царства Лихьян, которое управляло более обширными владениями на северо-западе Аравии. [22]

Недавно обнаруженная даданитская надпись. Там написано: ʿṣy mlk ddn fʿl lṭḥln.
Перевод: Аши, царь Дадана, сделал (это) для (божества) Тахлана».

Библейские источники относятся к Дадану уже в шестом веке до нашей эры, упоминая его торговлю «караванами» и «седельками». [23] В это время Дадан представляет собой место несомненного значения, о чем также упоминал Набонид в своем арабском походе. [24] где он утверждал, что победил «короля Дадана» ( шарру ша Дадана ). Однако ни личность царя, ни то, как с ним поступил Набонид, неизвестны. Вполне вероятно, что он приказал убить его, как он это сделал с Ит-та-а-ру (Ятаром), царем Тайма . [25] Известны лишь немногие даданитские цари: две погребальные надписи, представляющие интерес, - это надпись Кабирила б. Матаил, которого называют «царем Дадана» ( mlk ddn ), и Матаил б. Дхарахил, который, возможно, был его отцом. [26] Возможно, Кабирил унаследовал свое положение от своего отца Матаила в соответствии с династической традицией преемственности по отцовской линии. Хотя Матаил не упоминался явно как «царь Дадана», даданская надпись, найденная на вершине горы Итлиб, просит о защите Матаила и Дадана человеком по имени Таим б. Забида, предполагая его вероятное царствование. [27] Совсем недавно даданическая надпись, обнаруженная во вторичном контексте возле главного храма в аль-Хурайбе, представляет другого царя, Аси, царя Дадана ( ʿṣy mlk ddn ), и имеет посвящение божеству по имени Тахлан. [28] Аси мог быть сыном Матаила и братом Кабирила. [25] Эти внутренние и внешние источники были восприняты как указание на существование «хорошо организованного государства» в регионе до середины I тысячелетия до н. э. [29]

Фрагмент цветной настенной росписи знатного человека, окруженный с обеих сторон девушками, венчающими его венком из винограда. Справа начертано слово «Заки» ( по-арабски «чистый»), I–II вв. н. э., 53х36, Карьят аль-Фау , жилой район.

Несмотря на серьезные хронологические проблемы, очевидно, что на смену королевству Дадан в аль-Уле пришло королевство Лихьян. [30] Однако неясно, когда произошел этот переход. [23] Самое раннее упоминание о Лихайне встречается в сабайском документе, в котором рассказывается о путешествии сабейского купца на Кипр через Дадан, «города Иуды» и Газу . Ядаил Баян, король Сабаха , позже поручил ему дипломатическую миссию в различные земли Аравии: Хкрм (неизвестно), Лхин (Лихьян), Абс (неизвестно) и, возможно, Хнк ( Карьят аль-Фау ?). Датированный первой половиной VI века до нашей эры из-за упоминания о «войне между Халдеей и Ионией», интерпретируемой как нововавилонская кампания в Киликии, текст рассматривает Лихиан отдельно от Дадана; это предполагает, что в то время они могли быть племенем, предположительно входившим в состав кедаритской федерации, еще не сформировавшимся как королевство со столицей Дадан. [31]

Возникновение Лихьяна как царства традиционно датируется 4 веком до нашей эры на основании широко известной ключевой надписи (JSLih 349), в которой упоминается фхт (от арамейского pḥt ; букв. «правитель») Дадана и выдающийся деятель по имени Гашм б. . Шахр. [32] Поскольку под словом fḥt понимается титул, известный только со времен империи Ахеменидов, [15] надпись была датирована периодом Ахеменидов и интерпретировалась как намек на правление кедаритов над Даданом и другими районами северной Аравии в качестве агентов администрации Ахеменидов в регионе. [16] Идентификация Гашма б. Шахра с Гешемом арабом, Виннетт сузил датировку до второй половины V в. до н.э. [17] Он также отметил, что в надписи упоминается губернатор ( fḥt ) Дадана без какого-либо упоминания Лихяна, что указывает на то, что Лихианитского царства не существовало на момент написания текста. [11] Следовательно, надпись обычно рассматривается как конечная точка возникновения Лихианитского царства. [17] Тем не менее, эти предположения создают две основные проблемы: первая из них заключается в том, что слово fḥt (правитель) на самом деле встречается в арамейском языке задолго до периода Ахеменидов. Это могло обозначать нововавилонского губернатора во время правления Набонида, возможно, даже лихианитского чиновника, о чем свидетельствует недавно опубликованная надпись из Тайма, в которой упоминается фет, находившийся на службе лихианитского царя. [33] Хотя предположение о губернаторе провинции в королевской столице кажется необычным, тем не менее, существует вероятность того, что Лихиан были кочевым или странствующим племенем, которое нанимало губернаторов в оазисах, которые они контролировали; это, однако, невозможно доказать, но граффити из Дадан-Тайма показывает, по крайней мере, что лихианитские цари путешествовали между своими владениями. [14] Вторая проблема возникает в связи с ассоциацией Гашма б. Шахр с библейским Гешем-арабом . Учитывая широкое распространение названия gšm в Северной Аравии, эта ассоциация сомнительна и не дает надежного основания для датировки текста. Таким образом, JSLih 349 не только не обязательно связан с предполагаемым сюзеренитетом Ахеменидов над Даданом, но и не имеет точной даты. [14]

Учитывая признанную нехватку каких-либо надежных хронологических привязок, нынешние ученые в целом придерживаются традиционной даты основания Лихианитского царства. [32] Однако необходимо помнить, что дискуссии по поводу исторической реконструкции этого королевства все еще продолжаются. [34] Недавние археологические раскопки, проведенные за последние десять лет, позволили оспорить эту давнюю историческую шкалу. [32] Согласно MCA Macdonald , Дж. Ромер и Г. Шарлу убедительно приводили доводы в пользу пересмотренной хронологической схемы, согласно которой Лихианитское царство существовало с конца VI до середины III века до нашей эры в свете новых находок. [35]

Расширение в Тайм

[ редактировать ]
Наскальный рисунок всадника из Тайма в неоассирийском стиле. Один из немногих иконографических остатков пребывания Набонида в городе.

Как и Дадан, Тайм был богатым и плодородным оазисом, в котором располагалось небольшое, малоизвестное королевство, пока Набонид не пронесся по северо-западной Аравии в ок. 552 г. до н.э.; уничтожив царей Тайма и Дадана, он также отправился завоевывать другие важные торговые центры на благовонной дороге — Фадак , Хайбар , Яди и Яриб . [36] [37] Впоследствии Набонид поселился в Тайме на десять лет, перенеся свой двор и администрацию. [36] тем самым сделав Тайм фактической столицей Нововавилонской империи. [38] Почему Набонид решил поселиться в Тайме, озадачивало его современников и продолжает озадачивать ученых даже сегодня. На сегодняшний день не представлено убедительных объяснений необходимости пребывания вавилонского монарха там и так долго. [39]

Лихианитская царская голова бородатого мужчины из Тайма, VI–III века до нашей эры. Первоначально часть массивной статуи высотой 4 метра, вырезанной из цельного блока. Подобные статуи известны из Дадана, отражая стандартизированный лихианитский художественный стиль изображения высокопоставленных лиц.

На каком-то этапе после этого события Таймом стали править цари Лихьяна - это открытие появилось совсем недавно в результате раскопок, проводимых Саудовско-Немецким совместным археологическим проектом в Тайме с 2004 года. Их совместные усилия выявили новый арамейский язык. надписи, датированные периодом правления нескольких лихианитских царей, представляющие собой первые записи о лихианитских правителях за пределами Дадана; [40] этими правителями являются: неназванный король, который был сыном некоего человека по имени PSG , вероятно, того же самого PSGW Шахру, имевшего заявленные связи с королями Лихяна, что означает господство семьи PSGW в Дадане и Тайме; Улайм/Гулайм Шахру; Лавдан (I), подтвержденный надписью его губернатора Натир-Иля, посвященной строительству городских ворот под его правлением; и Тулмай, сын Хан-Ауса, упомянутый в четырех надписях (4, 20, 30 и 40 годы) из храма Тайма. [34] [41] Примечательно, что ссылки на годы правления, охватывающие пять десятилетий (исключая второе десятилетие), могут предполагать регулярное празднование правления лихианитского царя посредством неоднократных посещений Тайма. В городском храме были обнаружены как минимум три королевские статуи в натуральную величину. Возможно, это служило напоминанием о короле во время его отсутствия. Эти статуи, наряду с их параллелями в Дадане, отражают стандартизированный региональный художественный стиль изображения правителей в конкретных архитектурных контекстах, передавая ведущую роль Дадана как региональной державы. [34]

Камень Тайма

[ редактировать ]
На камне Тайма есть надпись, датированная 22-м годом правления царя, имя которого утеряно. К. Иденс и Г. Боуден предположили, что недостающее имя могло принадлежать местному правителю. Это вполне может быть отсылкой к одному из царей Лихяна, из которых по крайней мере трое правили 22 года и более: hnʾs bn tlmy (22 зарегистрированных года правления), lḏn bn hnʾs (35 лет) и tlmy bn hnʾs ( 42 года).

Хотя контроль лихианитов над Таймом стал очевиден, период, когда это произошло, практически неизвестен. Предполагается, что после ухода Набонида Ахемениды сменили его на посту правителей города; Это предположение о полуторавековом правлении Ахеменидов над оазисом основано исключительно на одном доказательстве - «камне Тайма». Обнаруженная в 1884 году К. Хубером и Дж. Эйтингом, на лицевой стороне стелы изображена императорская арамейская надпись, подробно описывающая введение нового божества, ṣlm hgm , назначение его священника и распределение собственности для храма. [42] Текст в переводе П. Штейна гласит:

В (день) X (месяца) Тишри года 22 (+X) [...] (2) царя в Тайме.

Сальм из [Махрама, ШНГЛ] (3) и [ʾА]шима, боги Тайма, для [Ṣa]lm из (4) [Х]Г[М] [они упомянули(?)] его имя. В этот день... (5–8) [ ... ] (9) [ ... ] Поэтому(?) ... этот [сте]ле(?), (10) [ ... Ṣal]mšēzeb , сын Петосириса, (11) в доме Салма из HGM.

Поэтому боги (12) Тайма даровали Салмшезебу, сыну Петосириса, (13) и его потомкам в доме Салма из ХГМ (следующий дар). И любого, (14) кто разрушит эту стелу – боги Тайма (15) пусть они искоренят его, и его потомков, и его имя с лица (16) Тайма.И вот, это дар, который (17) Сальм из Махрама, ШНГЛ и Ашима, (18) боги Тайма, [дали] Салму из ХГМ [...]: (19) (обычной) земли финиковых пальм: 18(?), а на земле (20) королевских финиковых пальм: 6, всех финиковых пальм (в сумме): (21) 21(!), год за годом.

Ни боги, ни человек/народ (22) не должны удалить Салмшезеба, сына Петосириса, (23) из этого дома, ни его потомка(ов), ни его имени (24) (как) священников <в>(?) этом доме за [всегда]. [43]

Нововавилонское влияние отчетливо заметно в иконографии этой стелы, датируемой 22-м годом правления монарха, имя которого исчезло. Однако приписать его Набониду, правившему не более 17 лет (556–539 гг.), невозможно. [42] Таким образом, ученые обычно относят стелу к эпохе Ахеменидов, когда три царя — Дарий I (522–486), Артаксеркс I (465–424) и Артаксеркс II (405–359) — правили минимум по 22 года каждый. [42] По палеографическим соображениям Дж. Наве, стелу следует датировать концом V или началом IV в. до н.э. Следовательно, обычно предпочтительнее датировать эпоху Артаксеркса II, 383 г. до н.э. Основываясь на этом, П. Штайн первоначально утверждал, что Ахемениды имели прямую власть над Таймом до первой половины IV века до нашей эры, и только после этого Лихианитское царство возникло или расширилось до Тайма. Недавно обнаруженные эпиграфические свидетельства побудили последнего автора склониться к более ранней дате стелы, около 500 г. до н.э., что открывает возможность сокращения продолжительности сюзеренитета Ахеменидов в оазисе. [42] Независимо от неопределенности датировки, ключевой вопрос вращается вокруг того, относится ли камень Тайма к иностранному королю; [42] К. Иденс и Г. Боуден более 30 лет назад предположили, что недостающее имя могло принадлежать местному правителю. [44] Они упустили из виду идею о том, что он мог представлять лихианитского царя, учитывая отсутствие документально подтвержденного правления лихианитов над Таймом в то время. [41] Поскольку теперь очевидно, что Лихианиты правили Таймом, эта возможность требует серьезного рассмотрения. По крайней мере, три лихианитских царя правили 22 года или более: hnʾs bn hnʾs (22 зарегистрированных года правления), lḏn bn hnʾs (35 лет) и tlmy bn hnʾs (42 года). [41]

Доказательства Каср аль-Хамра

[ редактировать ]
Стела аль-Хамра была посвящена богам Тайма человеком по имени Пгв Шрв , который утверждает, что имеет какую-то связь с королями Лихьяна. Следует отметить недавно обнаруженную надпись на сфинксе с утраченным именем лихианитского царя, который был сыном некоего pṣg ; вероятно, он был тем же pṣgw šhrw , что означает господство семьи psgw в Дадане и Тайме.

Лишь одна надпись из Тайма, так называемая «стела аль-Хамра», может относительно помочь нам понять, когда лихианиты пришли править городом. [45] Это, в свою очередь, помогает нам понять, когда возникло само Лихианитское царство. [45] Она выделяется как единственная надпись, в которой упоминается династия Лихианитов, которая была найдена в четкой археологической обстановке и обнаружена на культовой платформе внутри раннего святилища комплекса Каср аль-Хамра. [45] В нижней половине стелы имеется надпись: [šnt ... bbr]t tymʾ (2) [h]qym pṣgw šhrw br (3) [m]lky lḥyn hʿly by[t] (4) ṣlm zy rb wmrḥbh w (5) [h]qym krsʾʾnh qdm (6) ṣlm zy rb lmytb šnglʾ (7) wʾšymʾ ʾlhy tymʾ (8) lḥyy nfš pṣgw (9) šhrw wzrʿh mrʾ [yʾ] (10)[w]l[ḥ]yy npš ч зи [lh] ( букв. ' [В году ... в городе] Тайма Падигу Шахру, сын царского чиновника Лихьяна Халайя, построил храм Сальма Рабба и его протяженность, и воздвиг этот жизнь души Падигу Шахру и (за жизнь) его потомства, владык и за жизнь его собственной души » трон перед Шалмом Рабба в качестве залога для Шингалы и Ашимы, богов Таймы, за . . [46]

Надпись посвящена строительству храма, посвященного божествам Салму, Шингале и Ашиме. Его заказал человек по имени pṣgw šhrw , который утверждает особую связь с королями Лихяна. [45] Его имя, pṣgw , является североарабским именем, засвидетельствованным в Пальмирене и Сафаитском языке ( pḍg ), в то время как имя его отца, Шахру, является общим арабским именем, которое повторялось в династии Лихьяна. [47] Этот Шахру считается внуком Шахру, отца араба Гешема, поэтому его называют Шахру II. [48] Повторное появление имени в надписях и монетах, найденных в Палестине , Трансиордании и северной Аравии , рассматривается как результат паппонимии, практики, общей для династий Кедаритов и Лихианитов; [48] предполагается, что короли Лихьяна были прямыми потомками королей Кедара. [47]

Некоторые части текста трудно читать. Ф.М. Кросс прочитал третью строку и последнее слово второй строки как: br [m]lk {z} lḥyn («сын короля Лихьяна»), в то время как другие прочитали это как: br [m]lky lḥyn ( «сын королевского чиновника Лихяна»). [45] Хотя в тексте прямо не упоминается контроль лихианитов над Таймом, pṣgw šhrw, вероятно, был губернатором ( pḥt ) города от имени царя лихианитов. [16] В любом случае, текст доказывает существование Лихианитского царства на момент его написания — которое, вероятно, простиралось до Тайма — до середины 4-го века до нашей эры, о чем свидетельствует радиоуглеродное датирование образцов костей из основной фазы святилища, где была установлена ​​стела. найден в четкой археологической обстановке. [45] Действительно, стела демонстрирует явное египетское влияние через иконографию, в которой присутствуют такие мотивы, как глаз Уджата и крылатый солнечный диск . [45] Точно так же куб аль-Хамра, найденный в том же контексте, также демонстрирует сильные элементы египетизации. Однако, исследуя археологический контекст этих находок, становится очевидным, что египетское влияние предшествовало эллинистическому периоду . [45] Фактически, нет явных признаков контакта с Египтом в Тайме в течение последних трех столетий до нашей эры. [45] Это наблюдение ставит под сомнение представление о том, что царство Лихиан сосуществовало с Птолемеями . Хотя скульпторы-лихианиты черпали вдохновение из египетских моделей, вполне вероятно, что эти модели появились еще до эпохи Птолемеев. [45]

Монета Ареты IV, аннексия Дадана, вероятно, произошла в его правление.

Некоторые авторы утверждают, что лихианиты попали в руки набатеев около 65 г. до н.э. после захвата ими Хегры, затем двинулись к Тайме и, наконец, к своей столице Дедану в 9 г. до н.э. Вернер Кассель предполагает, что набатейская аннексия Лихяна произошла примерно в 24 г. до н. э.; это основано на двух факторах. Во-первых, Кассель опирался на отчеты Страбона о катастрофической римской экспедиции в Йемен, которой руководил Элий Галл с 26 по 24 г. до н.э. Страбон не упомянул о каком-либо независимом государстве под названием Лихиан. Вторая представляет собой надпись, в которой упоминается набатейский царь Арета IV, найденный в гробнице в Хегре (датированной около 9 г. до н.э.). Это предполагает, что территории Лихиана уже были завоеваны набатейцами во время его правления (царства Ареты IV ). Почти полвека спустя в надписи некоего набатейского полководца, который использовал Хегру в качестве своего штаба, упоминается размещение набатейских солдат в Дедане. столица Лихьян.

Набатейское правление Лихианом закончилось аннексией Набатеи римлянами в 106 году нашей эры. Хотя римляне аннексировали большую часть Набатейского царства, они, однако, не достигли территорий Дедана. Римские легионеры, сопровождавшие караваны, остановились за 10 км до Дедана, бывшей границы между Лихианом и Набатеей. Лихианиты восстановили свою независимость под властью Ханаса ибн Тилми, члена бывшей царской семьи, существовавшей до набатейского вторжения. Его имя записано мастером, который датировал его могилу, вырезав пятый год правления Ханаса ибн Тилми.

Управление

[ редактировать ]

Термин «король Дедана» ( mlk ddn ) встречается трижды в сохранившихся надписях вместе с фразами «правитель» ( fḥt ) и «лорд» ( gbl ) Дедана. Термин «король Лихьяна» ( mlk lḥyn ) встречается в даданических надписях не менее двадцати раз. [7]

Царство Лихианитов было монархией, придерживавшейся системы наследования. Бюрократия королевства, представленная членами Хаджбала, подобная народному совету в наше время, обычно помогала королю в его повседневных обязанностях и заботилась о некоторых государственных делах от имени короля. [49] Этот публичный характер правовой системы Лихианитов аналогичен правовому режиму Южной Аравии. [50]

Лихианитские правители имели большое значение в лихианитском обществе, поскольку религиозные жертвоприношения и события обычно датировались годами правления царя. Иногда использовались царственные титулы; такие как Дхи Аслан (Царь гор) и Дхи Манен (Надежный король). [51] Также религия играла значительную роль и была наряду с королем источником законодательства. При царе существовало религиозное духовенство во главе с Афкалом, которому, по-видимому, по своей сути была передана должность. [52] Термин был заимствован набатейцами непосредственно у лихианитов. [53]

Другими государственными занятиями, зафиксированными в лихианитских надписях, были должность Салха (Салха для женщины); чаще всего встречается перед именем верховного лихианитского божества Дху-Габата (имеется в виду делегат Зу-Габата). Салх отвечал за сбор налогов и милостыни от последователей бога. [54] Тахал (доля налогов), равная одной десятой богатства, посвящался божествам. [55]

Пост-набатейские короли-лихианиты были менее могущественными по сравнению со своими бывшими предшественниками, поскольку Хаджбал оказывал большее влияние на государство до такой степени, что король был фактически номинальным главой, а реальная власть принадлежала Хаджбалу. [56]

Экономика

[ редактировать ]

Дедан был процветающим торговым центром, располагавшимся вдоль караванного пути с севера на юг в северном конце Дороги Благовоний . Здесь проживала община минейцев . [9]

По словам Иезекииля , в VII веке Дедан торговал с Тиром , вывозя седельную одежду. [57]

Лихианиты поклонялись Зу-Габату и редко обращались за своими нуждами к другим божествам. Среди других божеств, которым поклонялись в их столице Дедане, были бог Вадд , привезенный туда минейцами , и аль-Кутба /Актаб, который, вероятно, был связан с вавилонским божеством и, возможно, был представлен в оазисе царем Набонидом . [58]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Лихян - ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО, АРАВИЯ» . Британника . Проверено 7 марта 2017 г.
  2. ^ Ромер и Шарлу, 2015 , с. 297.
  3. ^ Туристический путеводитель по Саудовской Аравии
  4. ^ Открытие Легия . Кедровый Форт; 9 августа 1996 г. ISBN   978-1-4621-2638-5 . п. 153.
  5. ^ Jump up to: а б Парр 1997 .
  6. ^ Фарес-Драпо 2005 , с. 30.
  7. ^ Jump up to: а б Идальго-Чакон Диес 2015 , с. 141.
  8. ^ Идальго-Чакон Диес и Макдональд 2017 , с. VII.
  9. ^ Jump up to: а б Макдональд 2018 , с. 1.
  10. ^ Макдональд 2019 , с. 132.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Ромер и Шарлу, 2015 , с. 299.
  12. ^ Фарес-Драпо 2005 , с. 113.
  13. ^ Эфал 1982 , с. 204.
  14. ^ Jump up to: а б с Ромер 2021 , с. 182.
  15. ^ Jump up to: а б Фахд 1989 , с. 51.
  16. ^ Jump up to: а б с График 2019 , стр. 22–23.
  17. ^ Jump up to: а б с Ромер 2021 , с. 181.
  18. ^ Jump up to: а б с Граф 2019 , стр. 23.
  19. ^ Граф 2019 , стр. 24.
  20. ^ Ромер и Шарлу, 2015 , стр. 299–300.
  21. ^ Глава дома 2012 , с. 826-827.
  22. ^ Ромер, Грегор и Алсухайбани, 2023 , стр. 178.
  23. ^ Jump up to: а б Хойланд 2002 , с. 66.
  24. ^ Глава дома 2012 , с. 824.
  25. ^ Jump up to: а б Аль-Саид 2011 , с. 199.
  26. ^ Поттс 2010 , с. 44.
  27. ^ Аль-Саид 2011 , с. 198.
  28. ^ Аль-Саид 2011 , с. 196—197.
  29. ^ Глава дома 2012 , с. 827.
  30. ^ Поттс 2010 , с. 45.
  31. ^ Ромер и Шарлу, 2015 , с. 302.
  32. ^ Jump up to: а б с Ромер 2021 , с. 179.
  33. ^ Ромер 2021 , стр. 181–182.
  34. ^ Jump up to: а б с Глава дома 2012 , с. 825.
  35. ^ Макдональд 2019 , с. 133.
  36. ^ Jump up to: а б Макдональд 2023 , с. 374.
  37. ^ Шаудиг 2021 , с. 6.
  38. ^ Боуден 1983 , с. 41.
  39. ^ Шаудиг 2021 , с. 3.
  40. ^ Штейн 2021 , с. 21.
  41. ^ Jump up to: а б с Ромер 2021 , с. 187.
  42. ^ Jump up to: а б с д и Ромер 2021 , с. 186.
  43. ^ Штейн 2013 , с. 34.
  44. ^ Боуден и Иденс 1989 , с. 59.
  45. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Ромер 2021 , стр. 188–189.
  46. ^ Фахд 1989 , с. 102.
  47. ^ Jump up to: а б Кросс 2018 , стр. 185–186.
  48. ^ Jump up to: а б Граф и Хаусляйтер 2021 , с. 532.
  49. ^ Томас Куммерт: (Дедан - Хурайба) Раннее древнее королевство и торговый оазис на маршруте благовоний - стр.2
  50. ^ Вернер Каскель о Древнем Лихиане, стр.4
  51. ^ Лихианитские надписи из региона Аль-Ула d. Хусейн бин Али с.328
  52. ^ Джавад Али : История арабов до ислама - с. 425
  53. ^ Хили, Дж. 1993: стр.36-37.
  54. ^ Лихианитские надписи из региона Аль-Ула d. Хусейн бин Али р. 326-327
  55. ^ Дороги Аравии стр.272
  56. ^ Джавад Али : История арабов до ислама - с. 338
  57. ^ Макдональд 1997 , с. 341.
  58. ^ Хойланд 2002 , с. 141.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Лозакмер, Х. (ред.) 1995. Арабское присутствие в Плодородном полумесяце до Хиджры. (Материалы международного круглого стола, Париж, 13 ноября 1993 г.). Париж: Éditions Recherche sur les Civilizations. стр. 148. ISBN   2-86538-254-0 . [1]
  • Вернер Каскель, Лихян и Лихьяниш (1954)
  • Ф. В. Виннетт «Исследование лихианита и тамудических надписей», University of Toronto Press, Восточная серия № 3. [2] Архивировано 3 мая 2018 г. в Wayback Machine.
  • Линн М. Хилтон, Хоуп А. Хилтон (1996) «Открытие Легия». Кедровый Форт. ISBN   1462126383 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 368a5cd1b9d2d3ced00213d3a42d4a0a__1717135980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/0a/368a5cd1b9d2d3ced00213d3a42d4a0a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lihyan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)