История ювелирных изделий в Украине
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2009 г. ) |
Ювелирные изделия как вид искусства возникли как выражение человеческой культуры . Украшение тела, одна из целей ювелирных изделий, известно, по крайней мере, с каменного века . [ 1 ] История ювелирного искусства Украины отражает влияние многих культур и народов, населявших эту территорию в прошлом и настоящем.
Вклад автохтонных культур
[ редактировать ]Первые известные украшения с территории нынешней Украины относятся к мустьерскому периоду (старому каменному веку). Он представлен двумя браслетами из мамонта бивня , украшенными древнейшими из известных [ нужна ссылка ] меандровый орнамент и ожерелье из ракушек, найденные на Мизинском археологическом памятнике . Археологические данные доказывают наличие многих предшественников культур ( неолитическая культура шнуровой керамики , культура шаровидных амфор , ямная культура , дославянская черняховская культура , зарубинецкая культура , пшеворская культура и другие), существовавших на территории Украины. Эти культуры были продвинуты в методах обработки металла. Некоторые из них сосуществовали с трипольскими земледельцами и кочевым племенами. меди На археологических памятниках ямной культуры обнаружены мастерские по производству . Ковка , литье по выплавляемым моделям и литье в формы стали обычными методами. Ремесленники бронзового века изготавливали нарукавники , заколки , подвески , фибулы .
В Украине нашли ювелирные артефакты бронзового века [ нужна ссылка ]
| ||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Украшения народов, мигрировавших через Украину
[ редактировать ]В эпоху неолита трипольцы на Украине изготавливали украшения из металлов природного происхождения, таких как медь. Среди изделий были спиральные браслеты, кольца , диадемы и ожерелья из ракушек , медных трубок и перламутровых дисков. В VIII-VI веках до нашей эры киммерийцы привнесли новое мастерство в изготовление ювелирных изделий. Изготовленные из бронзы и железа , многие из их изделий имели цветочную и анималистическую тематику.
Плодородные почвы и благоприятный климат вдоль побережья Черного моря и Днепра привлекали греков еще в железном веке . Скифы , пришедшие из Ирана и вытеснившие киммерийцев, появились на территориях вокруг Черного моря около 500 г. до н.э. Они долгое время процветали в этом районе и были торговыми партнерами греков. многие шедевры, созданные греческими и скифскими ювелирами Широко известны . Для украшения тела, вооружения и сбруи использовались все обработки металла распространенные в то время методы . Они заключались в литье, чеканке , гравировке , золочении , инкрустации , окладке камня и других. Образы фантастических животных ( грифонов , сфинксов , крылатых животных и зверей с человеческими головами) изображались в их произведениях в своеобразном стиле . Стилизация изображений превратилась в реалистический метод интерпретации сложных зооморфных композиций. Техника значительно усовершенствовалась в период процветания Скифского государства.
Сарматы завоевали , а затем оккупировали Скифское царство. Эта культура принесла с собой новые традиции, в том числе стиль Полихромии , примером которого является процесс покрытия изображения тела животного вставками из голубой пасты или бирюзы в паяных креплениях.

Греческое искусство Причерноморья оказало влияние на сарматский стиль. В частности, это расширило цветовую гамму. Наряду с драгоценными металлами и камнями драгоценными стекло в украшениях этого времени встречается . Греческая брошь -фибула часто изготавливалась в этом стиле.
К III веку до н. э. кельтское искусство начало проникать в южные районы территории Украины. В римских провинциях произошел ренессанс кельтских ремесел, в частности ювелирных изделий. Эти орнаменты были завезены вблизи Черного моря и указывают дальше на север. Еще одной точкой проникновения кельтских украшений на территорию современной Украины были торговые и культурные контакты с северными племенами. Кельтское искусство и культура распространились на Британские острова , в Германию и на побережье Балтийского моря , а оттуда на Украину. Каждый регион Украины демонстрирует определенное кельтское влияние в стилях производства оружия и ювелирных изделий. Ювелирные традиции Украины оказали влияние и на другие культуры. Например, готы пришли в этот район где-то до 400 г. н. э. и переняли некоторые методы, распространенные в Украине, в том числе полихромный и анималистический стили, которые позже отразились в Меровингов ювелирном стиле .
Готы покинули Причерноморье под давлением гуннов . Эти азиатские народы принесли несколько иной вариант полихромного стиля, который характеризовался цветными инкрустациями в спаянных перегородках и наличием фоновых узоров филиграни и зерни . Также в это время миграция других азиатских народов (в том числе аваров , булгар , хазар , угров и печенгов ) повлияла и находилась под влиянием культуры Украины.
Традиционные украинские украшения.
[ редактировать ]
В начале VI века произошло распространение славянского народа , а государство Киевская Русь было основано примерно в 880 году нашей эры. Традиции прежних жителей не исчезли, и это хорошо проявилось в украшениях. Помимо оригинальных автохтонных форм, в славянских украшениях наблюдается смесь скифского, сарматского, гуннского, греческого, кельтского и викингского влияния. Техники, знакомые древним славянам, включали ковку, штамповку , чеканку, зернь, литье по выплавляемым моделям эмаль , , чернь . Ремесленники достигли очень высокого уровня технического мастерства. Бенедиктинский . монах Феофил поставил ювелиров Киевской Руси на второе место после византийцев [ нужна ссылка ] . Помимо подвесок, колец, оберегов, нарукавников, фибул, ожерелий и других подобных украшений, которые были общими для всех народов, славяне имели оригинальные украшения – серебряные нарукавники характерного киевского типа, височные кольца , эмалированные колты и диадемы . Известны также славянские металлические обереги, такие как ложки, топоры, кони, утки, зооморфные и антропоморфные шитые пластины.


Примерно в это же время Украина также начала ощущать влияние Византийской империи , особенно в мировоззрении, культуре и искусстве. Появились новые виды творчества, такие как богатые книжные оклады, часто расшитые жемчугом церковные (преимущественно днепровским), богослужебные чаши , кресты , оклады для икон , а позже и ящики для хранения реликвий , паникадила , чашки , тарелки . В 1240 году монгольское нашествие на Русь под предводительством хана Батыя полностью разрушило Киев. [ 2 ] Ремесленников Руси взяли в плен и заставили работать на татар. [ нужна ссылка ] . Монгольская оккупация продолжалась несколько столетий. Возрожденные центры в Галиче и Владимире попытались продолжить киевские традиции. В то же время небольшие колонии северо-восточных славян вдоль реки Волги и ее притоков заимствовали некоторые из лучших ремесленных традиций Руси. В сочетании с местными культурными традициями, а также под влиянием балтийских народов они внесли свой вклад в новую культуру, которая позже будет названа русской .
Традиционные украшения Гуцульщины и Покутья включают вышивку бисером и украинскую вышивку .
Амулеты
[ редактировать ]В славянской мифологии обереги играют большую роль в отгоне злых духов . В одиннадцатом и двенадцатом веках медальоны в виде змей были очень популярны. Медальон имел круглую, овальную или восьмиугольную форму. Снаружи на нем было изображение одного или нескольких христианских святых , но на внутренней стороне, обращенной к владельцу и невидимой для публики, было изображение змееподобного славянского женского божества, возможно, Мелюзины . Это пример « двоеверия » в культуре Древней Руси .
-
Амулет со святыми на одной стороне
Период Возрождения
[ редактировать ]
Дальнейший этап развития ювелирного искусства в Украине пришелся на период правления Польско-Литовского государства и характеризуется распространением нового стиля эпохи Возрождения . Наиболее мощными центрами ювелирного дела в то время были Львов , Киев и Каменец-Подольский . Львов долгое время был ведущим центром. Главной особенностью ювелирного искусства эпохи Возрождения в Украине была техническая изысканность с использованием старинных декоративных элементов. Одними из самых известных украинских ювелиров, которых мы знаем сегодня, были Николай, Лаврентий, Симон, А. Касиянович и Г. Остафьевич. Они работали рука об руку с поляками , немцами , евреями , венграми , армянами , итальянцами и шотландцами . Независимая гильдия ювелиров во Львове была основана более четырех веков назад. [ нужна ссылка ] . Ювелиры этого периода занимались как производством предметов для монастырей и церквей, так и производством предметов светского использования, таких как посуда и украшения. Серебряные пояса были специализацией львовских мастеров. Они имели характерные серебряные или позолоченные гравированные чередующиеся овальные и прямоугольные пластины.
Огранка алмазов и других драгоценных камней была изобретена в середине 14 века. Это позволило использовать более светлые оправы, закрывающие меньшую часть камня. Поэтому прибытие первых импортных бриллиантов вызвало большой интерес у торговцев в Украине.
В этот период на украинское ювелирное искусство также повлияли произведения из Аугсбурга , Ниренберга , Турции и Польши . Ювелиры снабжали местный рынок и выполняли заказы даже из Молдовы и Москвы . Украинскую продукцию можно было приобрести на внешних рынках Польши, на ярмарках в Украине и в других местах.
Техники изготовления ювелирных изделий продолжали совершенствоваться. Ювелирные изделия стали меньше и легче. Серьги чаще носили в проколотых ушах, а не на виске или заплетали в волосы. Форма нарукавников менялась, становясь легкими сплошными лентами или цепочками из позолоченной черни с бриллиантами или жемчугом. Жемчуг, пряжки и декоративные пуговицы стали популярны среди мужчин и женщин всех социальных слоев.
Период барокко
[ редактировать ]Наряду с цехами ювелиров в частных мастерских работали и ювелиры . К шедеврам барокко мастерских И. Равича, М. Юрьевича, П. Волоха, И. Завадовского относятся Царские ворота. [ где? ] из цельного серебра , алтарный каркас в Киево-Печерской лавре и Софийском соборе в Киеве . Эта эпоха также принесла значительный интерес к драгоценным камням. Стали появляться мастера по огранке алмазов и драгоценных камней.
Более поздние периоды
[ редактировать ]
В деревне все большее распространение получило производство сельских, непрофессиональных украшений. Он черпал идеи из древних языческих форм и узоров. На рубеже 19 в. в Карпатах , особенно среди гуцулов , возникли мастера-ювелиры . Среди них были мастера медных духовых инструментов Дудчак, Медвидчук и Федюк. В восточных регионах Украины получили распространение дукачи (штампованные медальоны или золотые монеты, подвешенные на цепочке). На Западной Украине популярным предметом была згарда (веревка из серебряных монет в виде ожерелья).
Первая мировая война и Гражданская война в России остановили развитие ювелирного дела в Украине.
Советские времена
[ редактировать ]При коммунистическом режиме советские ювелиры во многом копировали старомодные образцы XIX века. Вместо дорогих украшений, предназначенных для состоятельных людей, нормой стали экземпляры из относительно недорогих материалов с инкрустациями из дешевых камней и стекла. результатом постановления ЦК КПСС « Это изменение стало Об устранении чрезмерности в проектировании и строительстве». Это поставило перед художниками задачу – найти новые формы и техники с использованием разрешенных материалов.
В период социализма существовал длинный список ограничений. Право на изготовление любых изделий из драгоценных металлов и камней предоставлялось только монополистам государственных предприятий . Небольшим мастерским разрешалось существовать исключительно для ремонта изделий. «Классический советский» дизайн (ягоды, цветы, листья) стал характерным для моделей промышленного производства. Из-за нехватки специализированных дизайнеров сильно не хватало гибкости в реагировании на потребности потребителя, а также инноваций в дизайне ювелирных изделий.
Украина на долгие годы была лишена возможности участвовать в процессах создания современных художественных украшений. Причин этому было много: идеологические предрассудки советской власти, отсутствие контактов с мастерами других стран, запрет отдельным художникам работать с драгоценными материалами, отсутствие художественного образования у многих художников.
Современная эпоха
[ редактировать ]В настоящее время ни один колледж или университет в Украине не предлагает изучение дизайна именно украинских ювелирных изделий. Однако существуют пять средних художественных учебных заведений, где студенты могут изучать технологию и дизайн ювелирных изделий. Во Львовской академии художеств , на единственном в Украине факультете металлообработки, один семестр посвящен малым формам. Официально работать с драгоценными материалами в мастерских академии до сих пор невозможно из-за запутанного и сложного законодательства.
Отсутствие специализированных галерей и художественных критиков затрудняет реализацию своих работ отдельным художникам. Отсутствие регулярных выставок и конкурсов означает отсутствие обмена творческими идеями. Нехватка инструментов и материалов присутствует, хотя количество ювелирных мастерских за постсоветский период выросло почти в десять раз. Законодательство позволяет открывать мастерские лицам, не имеющим профессиональной квалификации. Законы об авторском праве не соблюдаются. Ювелиры в Украине изолированы друг от друга, поскольку нет союза или ассоциации. Мало контактов с коллегами из-за границы, до сих пор нет профессиональной литературы на украинском языке.
Первой попыткой собрать ювелиров из разных регионов Украины стала выставка 1997 года «Сокровища Украины» в недавно созданном музее Национального банка Украины в Киеве. В 1999 году в Киеве впервые прошла выставка «Ювелир-Экспо». В Украине действуют четыре государственных ювелирных завода , два государственных завода по огранке камня и одно государственное предприятие по добыче и переработке янтаря . Лишь недавно Украина начала добывать собственное золото.
несколько небольших частных компаний В последние годы было основано . Также прошли персональные и групповые выставки ювелирных изделий в Киеве, Львове и других городах. Украинские художники успешно участвуют в конкурсах и выставках за рубежом. Ежегодно к поиску новых форм и инновационных материалов присоединяется множество молодых художников.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Бусы из ракушек среднего палеолита в Израиле и Алжире - Ванхаерен и др. 312 (5781): 1785 - Наука» . 01.10.2007. Архивировано из оригинала 1 октября 2007 г. Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ Разрушение Киева , Репозиторий исследований Университета Торонто.
Источники
[ редактировать ]- Бреполь, Э. Теофил Пресвитер и средневековые ремесла . Кёльн, 1999. (2 тома).
- Унтрахт, О. Техника обработки металла для мастеров . Нью-Йорк, 1968 год.
- Рыбаков, Б . Древнеславянское язычество . Москва, 1981.
- Рыбаков, Б . Ремесло Древней Руси . Москва, 1948 год.
- Безпалый, Л. Ювелирные изделия . Москва, 1950 год.
- Kiz', Ya. Industry of Lviv During Feodalism Period, XIII - XIX в. Lviv, 1968.
- Уткин П. Русские ювелирные изделия . Москва, 1970.
- Асеев, Ю. Sources of Art in Kyivan Rus . Kyiv, 1980.
- Жолтовский И. Художественная жизнь Украины XVIII века . Киев, 1983.
- Украинское прошлое: иллюстрированный этнографический справочник. – К.: Лыбидь, 1993. – С. 130–132
- Екатерина Матейко. Украинская народная одежда: этнографический справочник. – К.: Научная мысль, 1996. – С.149–159
- Федор Волк. Студии по украинской этнографии и антропологии. – М.: Искусство, 1995. – С.129–131
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Украинские украшения на Ars Ornata Europeana
- Реконструкция славянского костюма (на украинском языке)
- Кочевое искусство степей Восточной Евразии , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о ювелирных изделиях в Украине.