Jump to content

История ювелирных изделий в Украине

Золотая пектораль , IV век до нашей эры, Товста Могила , Музей исторических драгоценностей Украины .

Ювелирные изделия как вид искусства возникли как выражение человеческой культуры . Украшение тела, одна из целей ювелирных изделий, известно, по крайней мере, с каменного века . [ 1 ] История ювелирного искусства Украины отражает влияние многих культур и народов, населявших эту территорию в прошлом и настоящем.

Вклад автохтонных культур

[ редактировать ]

Первые известные украшения с территории нынешней Украины относятся к мустьерскому периоду (старому каменному веку). Он представлен двумя браслетами из мамонта бивня , украшенными древнейшими из известных [ нужна ссылка ] меандровый орнамент и ожерелье из ракушек, найденные на Мизинском археологическом памятнике . Археологические данные доказывают наличие многих предшественников культур ( неолитическая культура шнуровой керамики , культура шаровидных амфор , ямная культура , дославянская черняховская культура , зарубинецкая культура , пшеворская культура и другие), существовавших на территории Украины. Эти культуры были продвинуты в методах обработки металла. Некоторые из них сосуществовали с трипольскими земледельцами и кочевым племенами. меди На археологических памятниках ямной культуры обнаружены мастерские по производству . Ковка , литье по выплавляемым моделям и литье в формы стали обычными методами. Ремесленники бронзового века изготавливали нарукавники , заколки , подвески , фибулы .

В Украине нашли ювелирные артефакты бронзового века [ нужна ссылка ]
Чокер ?
Крутящий момент ?
Крутящий момент
Браслет
Кулон - нож

Украшения народов, мигрировавших через Украину

[ редактировать ]
Мартыновка Сокровище пеньковской культуры

В эпоху неолита трипольцы на Украине изготавливали украшения из металлов природного происхождения, таких как медь. Среди изделий были спиральные браслеты, кольца , диадемы и ожерелья из ракушек , медных трубок и перламутровых дисков. В VIII-VI веках до нашей эры киммерийцы привнесли новое мастерство в изготовление ювелирных изделий. Изготовленные из бронзы и железа , многие из их изделий имели цветочную и анималистическую тематику.

Плодородные почвы и благоприятный климат вдоль побережья Черного моря и Днепра привлекали греков еще в железном веке . Скифы , пришедшие из Ирана и вытеснившие киммерийцев, появились на территориях вокруг Черного моря около 500 г. до н.э. Они долгое время процветали в этом районе и были торговыми партнерами греков. многие шедевры, созданные греческими и скифскими ювелирами Широко известны . Для украшения тела, вооружения и сбруи использовались все обработки металла распространенные в то время методы . Они заключались в литье, чеканке , гравировке , золочении , инкрустации , окладке камня и других. Образы фантастических животных ( грифонов , сфинксов , крылатых животных и зверей с человеческими головами) изображались в их произведениях в своеобразном стиле . Стилизация изображений превратилась в реалистический метод интерпретации сложных зооморфных композиций. Техника значительно усовершенствовалась в период процветания Скифского государства.

Сарматы завоевали , а затем оккупировали Скифское царство. Эта культура принесла с собой новые традиции, в том числе стиль Полихромии , примером которого является процесс покрытия изображения тела животного вставками из голубой пасты или бирюзы в паяных креплениях.

Греческие украшения, 300 г. до н.э., с изображением Гераклова узла.

Греческое искусство Причерноморья оказало влияние на сарматский стиль. В частности, это расширило цветовую гамму. Наряду с драгоценными металлами и камнями драгоценными стекло в украшениях этого времени встречается . Греческая брошь -фибула часто изготавливалась в этом стиле.

К III веку до н. э. кельтское искусство начало проникать в южные районы территории Украины. В римских провинциях произошел ренессанс кельтских ремесел, в частности ювелирных изделий. Эти орнаменты были завезены вблизи Черного моря и указывают дальше на север. Еще одной точкой проникновения кельтских украшений на территорию современной Украины были торговые и культурные контакты с северными племенами. Кельтское искусство и культура распространились на Британские острова , в Германию и на побережье Балтийского моря , а оттуда на Украину. Каждый регион Украины демонстрирует определенное кельтское влияние в стилях производства оружия и ювелирных изделий. Ювелирные традиции Украины оказали влияние и на другие культуры. Например, готы пришли в этот район где-то до 400 г. н. э. и переняли некоторые методы, распространенные в Украине, в том числе полихромный и анималистический стили, которые позже отразились в Меровингов ювелирном стиле .

Готы покинули Причерноморье под давлением гуннов . Эти азиатские народы принесли несколько иной вариант полихромного стиля, который характеризовался цветными инкрустациями в спаянных перегородках и наличием фоновых узоров филиграни и зерни . Также в это время миграция других азиатских народов (в том числе аваров , булгар , хазар , угров и печенгов ) повлияла и находилась под влиянием культуры Украины.

Традиционные украинские украшения.

[ редактировать ]
Кольт найден в Низовке Черниговской области . 12 век

В начале VI века произошло распространение славянского народа , а государство Киевская Русь было основано примерно в 880 году нашей эры. Традиции прежних жителей не исчезли, и это хорошо проявилось в украшениях. Помимо оригинальных автохтонных форм, в славянских украшениях наблюдается смесь скифского, сарматского, гуннского, греческого, кельтского и викингского влияния. Техники, знакомые древним славянам, включали ковку, штамповку , чеканку, зернь, литье по выплавляемым моделям эмаль , , чернь . Ремесленники достигли очень высокого уровня технического мастерства. Бенедиктинский . монах Феофил поставил ювелиров Киевской Руси на второе место после византийцев [ нужна ссылка ] . Помимо подвесок, колец, оберегов, нарукавников, фибул, ожерелий и других подобных украшений, которые были общими для всех народов, славяне имели оригинальные украшения – серебряные нарукавники характерного киевского типа, височные кольца , эмалированные колты и диадемы . Известны также славянские металлические обереги, такие как ложки, топоры, кони, утки, зооморфные и антропоморфные шитые пластины.

Украинский жеребенок
Украинское бисероплетение

Примерно в это же время Украина также начала ощущать влияние Византийской империи , особенно в мировоззрении, культуре и искусстве. Появились новые виды творчества, такие как богатые книжные оклады, часто расшитые жемчугом церковные (преимущественно днепровским), богослужебные чаши , кресты , оклады для икон , а позже и ящики для хранения реликвий , паникадила , чашки , тарелки . В 1240 году монгольское нашествие на Русь под предводительством хана Батыя полностью разрушило Киев. [ 2 ] Ремесленников Руси взяли в плен и заставили работать на татар. [ нужна ссылка ] . Монгольская оккупация продолжалась несколько столетий. Возрожденные центры в Галиче и Владимире попытались продолжить киевские традиции. В то же время небольшие колонии северо-восточных славян вдоль реки Волги и ее притоков заимствовали некоторые из лучших ремесленных традиций Руси. В сочетании с местными культурными традициями, а также под влиянием балтийских народов они внесли свой вклад в новую культуру, которая позже будет названа русской .

Традиционные украшения Гуцульщины и Покутья включают вышивку бисером и украинскую вышивку .

В славянской мифологии обереги играют большую роль в отгоне злых духов . В одиннадцатом и двенадцатом веках медальоны в виде змей были очень популярны. Медальон имел круглую, овальную или восьмиугольную форму. Снаружи на нем было изображение одного или нескольких христианских святых , но на внутренней стороне, обращенной к владельцу и невидимой для публики, было изображение змееподобного славянского женского божества, возможно, Мелюзины . Это пример « двоеверия » в культуре Древней Руси .

Период Возрождения

[ редактировать ]
Корона Галицко-Волынского королевства

Дальнейший этап развития ювелирного искусства в Украине пришелся на период правления Польско-Литовского государства и характеризуется распространением нового стиля эпохи Возрождения . Наиболее мощными центрами ювелирного дела в то время были Львов , Киев и Каменец-Подольский . Львов долгое время был ведущим центром. Главной особенностью ювелирного искусства эпохи Возрождения в Украине была техническая изысканность с использованием старинных декоративных элементов. Одними из самых известных украинских ювелиров, которых мы знаем сегодня, были Николай, Лаврентий, Симон, А. Касиянович и Г. Остафьевич. Они работали рука об руку с поляками , немцами , евреями , венграми , армянами , итальянцами и шотландцами . Независимая гильдия ювелиров во Львове была основана более четырех веков назад. [ нужна ссылка ] . Ювелиры этого периода занимались как производством предметов для монастырей и церквей, так и производством предметов светского использования, таких как посуда и украшения. Серебряные пояса были специализацией львовских мастеров. Они имели характерные серебряные или позолоченные гравированные чередующиеся овальные и прямоугольные пластины.

Огранка алмазов и других драгоценных камней была изобретена в середине 14 века. Это позволило использовать более светлые оправы, закрывающие меньшую часть камня. Поэтому прибытие первых импортных бриллиантов вызвало большой интерес у торговцев в Украине.

В этот период на украинское ювелирное искусство также повлияли произведения из Аугсбурга , Ниренберга , Турции и Польши . Ювелиры снабжали местный рынок и выполняли заказы даже из Молдовы и Москвы . Украинскую продукцию можно было приобрести на внешних рынках Польши, на ярмарках в Украине и в других местах.

Техники изготовления ювелирных изделий продолжали совершенствоваться. Ювелирные изделия стали меньше и легче. Серьги чаще носили в проколотых ушах, а не на виске или заплетали в волосы. Форма нарукавников менялась, становясь легкими сплошными лентами или цепочками из позолоченной черни с бриллиантами или жемчугом. Жемчуг, пряжки и декоративные пуговицы стали популярны среди мужчин и женщин всех социальных слоев.

Период барокко

[ редактировать ]

Наряду с цехами ювелиров в частных мастерских работали и ювелиры . К шедеврам барокко мастерских И. Равича, М. Юрьевича, П. Волоха, И. Завадовского относятся Царские ворота. [ где? ] из цельного серебра , алтарный каркас в Киево-Печерской лавре и Софийском соборе в Киеве . Эта эпоха также принесла значительный интерес к драгоценным камням. Стали появляться мастера по огранке алмазов и драгоценных камней.

Более поздние периоды

[ редактировать ]
Фотография парадной цепочки, созданной львовским ювелиром Яном Языной в 1892 году. Серебро, эмаль, золочение. В настоящее время находится во Львовском историческом музее .

В деревне все большее распространение получило производство сельских, непрофессиональных украшений. Он черпал идеи из древних языческих форм и узоров. На рубеже 19 в. в Карпатах , особенно среди гуцулов , возникли мастера-ювелиры . Среди них были мастера медных духовых инструментов Дудчак, Медвидчук и Федюк. В восточных регионах Украины получили распространение дукачи (штампованные медальоны или золотые монеты, подвешенные на цепочке). На Западной Украине популярным предметом была згарда (веревка из серебряных монет в виде ожерелья).

Первая мировая война и Гражданская война в России остановили развитие ювелирного дела в Украине.

Советские времена

[ редактировать ]

При коммунистическом режиме советские ювелиры во многом копировали старомодные образцы XIX века. Вместо дорогих украшений, предназначенных для состоятельных людей, нормой стали экземпляры из относительно недорогих материалов с инкрустациями из дешевых камней и стекла. результатом постановления ЦК КПСС « Это изменение стало Об устранении чрезмерности в проектировании и строительстве». Это поставило перед художниками задачу – найти новые формы и техники с использованием разрешенных материалов.

В период социализма существовал длинный список ограничений. Право на изготовление любых изделий из драгоценных металлов и камней предоставлялось только монополистам государственных предприятий . Небольшим мастерским разрешалось существовать исключительно для ремонта изделий. «Классический советский» дизайн (ягоды, цветы, листья) стал характерным для моделей промышленного производства. Из-за нехватки специализированных дизайнеров сильно не хватало гибкости в реагировании на потребности потребителя, а также инноваций в дизайне ювелирных изделий.

Украина на долгие годы была лишена возможности участвовать в процессах создания современных художественных украшений. Причин этому было много: идеологические предрассудки советской власти, отсутствие контактов с мастерами других стран, запрет отдельным художникам работать с драгоценными материалами, отсутствие художественного образования у многих художников.

Современная эпоха

[ редактировать ]

В настоящее время ни один колледж или университет в Украине не предлагает изучение дизайна именно украинских ювелирных изделий. Однако существуют пять средних художественных учебных заведений, где студенты могут изучать технологию и дизайн ювелирных изделий. Во Львовской академии художеств , на единственном в Украине факультете металлообработки, один семестр посвящен малым формам. Официально работать с драгоценными материалами в мастерских академии до сих пор невозможно из-за запутанного и сложного законодательства.

Отсутствие специализированных галерей и художественных критиков затрудняет реализацию своих работ отдельным художникам. Отсутствие регулярных выставок и конкурсов означает отсутствие обмена творческими идеями. Нехватка инструментов и материалов присутствует, хотя количество ювелирных мастерских за постсоветский период выросло почти в десять раз. Законодательство позволяет открывать мастерские лицам, не имеющим профессиональной квалификации. Законы об авторском праве не соблюдаются. Ювелиры в Украине изолированы друг от друга, поскольку нет союза или ассоциации. Мало контактов с коллегами из-за границы, до сих пор нет профессиональной литературы на украинском языке.

Первой попыткой собрать ювелиров из разных регионов Украины стала выставка 1997 года «Сокровища Украины» в недавно созданном музее Национального банка Украины в Киеве. В 1999 году в Киеве впервые прошла выставка «Ювелир-Экспо». В Украине действуют четыре государственных ювелирных завода , два государственных завода по огранке камня и одно государственное предприятие по добыче и переработке янтаря . Лишь недавно Украина начала добывать собственное золото.

несколько небольших частных компаний В последние годы было основано . Также прошли персональные и групповые выставки ювелирных изделий в Киеве, Львове и других городах. Украинские художники успешно участвуют в конкурсах и выставках за рубежом. Ежегодно к поиску новых форм и инновационных материалов присоединяется множество молодых художников.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Бусы из ракушек среднего палеолита в Израиле и Алжире - Ванхаерен и др. 312 (5781): 1785 - Наука» . 01.10.2007. Архивировано из оригинала 1 октября 2007 г. Проверено 17 февраля 2023 г.
  2. ^ Разрушение Киева , Репозиторий исследований Университета Торонто.

Источники

[ редактировать ]
  • Бреполь, Э. Теофил Пресвитер и средневековые ремесла . Кёльн, 1999. (2 тома).
  • Унтрахт, О. Техника обработки металла для мастеров . Нью-Йорк, 1968 год.
  • Рыбаков, Б . Древнеславянское язычество . Москва, 1981.
  • Рыбаков, Б . Ремесло Древней Руси . Москва, 1948 год.
  • Безпалый, Л. Ювелирные изделия . Москва, 1950 год.
  • Kiz', Ya. Industry of Lviv During Feodalism Period, XIII - XIX в. Lviv, 1968.
  • Уткин П. Русские ювелирные изделия . Москва, 1970.
  • Асеев, Ю. Sources of Art in Kyivan Rus . Kyiv, 1980.
  • Жолтовский И. Художественная жизнь Украины XVIII века . Киев, 1983.
  • Украинское прошлое: иллюстрированный этнографический справочник. – К.: Лыбидь, 1993. – С. 130–132
  • Екатерина Матейко. Украинская народная одежда: этнографический справочник. – К.: Научная мысль, 1996. – С.149–159
  • Федор Волк. Студии по украинской этнографии и антропологии. – М.: Искусство, 1995. – С.129–131
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e4372388350055a7abe7e1a64e8960d__1724259000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/0d/5e4372388350055a7abe7e1a64e8960d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of jewellery in Ukraine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)