Бесконечное качественное различие
Основная ошибка современности заключается в том, что зияющая пропасть качества в различии между Богом и человеком устранена. Результатом догматического богословия является насмешка над Богом...
- Сёрен Кьеркегор , Журналы , 20 ноября 1847 г. [1]
Бесконечное качественное различие ( датский : den uendelige kvalitative forskel ; немецкий : бесконечная качественная разница ), иногда переводится как бесконечная качественная разница , [2] Это концепция, придуманная датским философом Сёреном Кьеркегором . Это различие подчеркивает совершенно разные качества конечного и временного человека, а также бесконечные и вечные качества высшего существа. Эта концепция вписывается в традицию апофатического богословия и, следовательно, фундаментально противоречит теологическим теориям, которые постулируют высшее существо, способное полностью понять человека. Богослов Карл Барт сделал концепцию бесконечного качественного различия краеугольным камнем своей теологии. [3]
Обзор
[ редактировать ]Для Кьеркегора непосредственное общение с Богом невозможно, так как Бог и человек бесконечно различны. Он утверждает, что непрямое общение с Богом — единственный способ общения. Например, в христианской вере Воплощение утверждает, что Иисус Христос — это воплощенный Бог. Бесконечное качественное различие противоречит рациональному богословию в том смысле, что, хотя последняя утверждает, что можно эмпирически доказать, что Иисус является воплощением Бога, первая утверждает, что эмпирических доказательств в конечном итоге недостаточно для принятия такого вывода. Парадоксальность Воплощения, заключающаяся в том, что Бог воплощен в человеке, оскорбительна для разума и может быть постигнута лишь косвенно, через веру . [4]
Книга Барта «Послание к Римлянам» также подчеркивает такую пропасть. В предисловии ко второму изданию своего комментария Барт пишет: «Если у меня есть система, то она ограничивается признанием того, что Кьеркегор называл «бесконечным качественным различием» между временем и вечностью, и тем, что я рассматриваю это как обладающее негативным влиянием. а также положительное значение: «Бог на небесах, а ты на земле». Отношения между таким Богом и таким человеком, а также отношения между таким человеком и таким Богом являются для меня темой Библии. и сущность философии». [5]
Кьеркегор не верит, что Бог столь объективен по отношению к людям, а скорее считает, что Он является абсолютным субъективным существом. В 1846 году он выразил это так:
Субъективный мыслитель — это диалектик, имеющий дело с экзистенциальным, и он обладает страстью мысли, необходимой для того, чтобы твердо придерживаться качественного разделения. Но с другой стороны, если качественное применяется в пустой изоляции, если оно применяется к индивиду совершенно абстрактным образом, можно рискнуть сказать что-то бесконечно решающее и быть совершенно правильным в своих словах, и все же, как ни странно, вообще ничего не говори. Следовательно, психологически примечательным явлением является то, что абсолютная дизъюнкция может быть использована совершенно неискренне, именно с целью уклонения от ответа. Когда смертная казнь назначается за каждое преступление, это заканчивается тем, что ни одно преступление вообще не наказывается. То же самое и с судебным запретом. При абстрактном применении оно становится непроизносимой немой буквой, а если его произнести, то оно ничего не говорит. Субъективный мыслитель имеет наготове абсолютное дизъюнкция; поэтому он держит его как существенный экзистенциальный момент со страстью мыслителя, но он считает его последним решающим средством, чтобы не допустить, чтобы все свелось к просто количественным различиям. Он держит его в запасе, но не применяет его так, чтобы, абстрактно возвращаясь к нему, воспрепятствовать существованию. Следовательно, субъективный мыслитель прибавляет к своему оснащению эстетическую и этическую страсть, что придает ему необходимую конкретность. Все экзистенциальные проблемы являются страстными проблемами, поскольку, когда существование пронизано рефлексией, оно порождает страсть.
- Сёрен Кьеркегор, Заключительный ненаучный постскриптум , 1846 с. 313 перевод Свенсона/Лоури, 1941 г.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Кьеркегор, Сорен (1948). Журналы Сёрена Кьеркегора . перевод Александра Дрю. Оксфорд.
- ^ Кьеркегор, Сёрен (1941). Обучение христианству и назидательная беседа, которая «сопровождала» его . Перевод Лоури Уолтер . Издательство Оксфордского университета . п. 139 («бесконечная качественная разница между Богом и человеком») . ISBN 978-0-691-01959-8 .
- ^ МакГрат, 2006, стр. 225-227.
- ^ Дорриен, Гэри. Бартианский бунт в современном богословии . Вестминстер Пресс, 1999. с. 67.
- ^ Барт, Карл (1968) [1933]. Послание к Римлянам . Издательство Оксфордского университета . п. 10 . ISBN 0-19500294-6 .
Источники
[ редактировать ]- МакГрат, Алистер Э. (2006). Читатель христианского богословия . Блэквелл. ISBN 1-4051-5358-Х .
- Форд, Дэвид Ф. (1997). Современные богословы . Блэквелл. ISBN 0-631-19592-0 .
Первичные тексты
[ редактировать ]- Кьеркегор, Сорен (1985). Философские фрагменты . Принстон. ISBN 978-0-691-02036-5 .
- Кьеркегор, Сорен (1992). Заключительный ненаучный постскриптум . Принстон. ISBN 978-0-691-02081-5 .
- Кьеркегор, Сорен (1983). Болезнь к смерти . Принстон. ISBN 978-0-691-02028-0 .
- Кьеркегор, Сорен (2004). Обучение христианству . Винтаж. ISBN 978-0-375-72564-7 .
- Кьеркегор, Сорен (1990). Для самообследования . Принстон. ISBN 978-0-691-02066-2 .
- Барт, Карл (1968). Послание к Римлянам . Галактика. ISBN 0-19-500294-6 .
- Барт, Карл (2004). Церковная догматика . Т&Т Кларк. ISBN 0-567-05809-3 .
Второстепенные работы
[ редактировать ]- Паттисон, Джордж (2005). Философия Кьеркегора . МакГилл-Куинс. ISBN 0-7735-2987-Х .
- Лоу, Уолтер (1993). Теология и различие . Блэквелл. ISBN 0-253-33611-2 .