Двоедушие
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Двоедушие — понятие, в философии и теологии датского используемое философа Сёрена Кьеркегора (1813–1855) как неискренность, эгоизм или страх наказания. Этот термин использовался в Библии в Послании Иакова . [1] [2] Кьеркегор разработал свой собственный систематический способ попытаться обнаружить в себе двоедушие.
В Кьеркегоре
[ редактировать ]Кьеркегор спрашивал себя: хочу ли я быть христианином или нет? Хочу ли я быть проповедником или нет? Хочу ли я быть учителем или нет? Хочу ли я выйти замуж или нет? Все эти вопросы касаются будущего. Многие были готовы дать ему совет, но он чувствовал, что решение в конечном итоге остается за ним. Люди боятся принимать решение из-за внешнего противодействия, но это не должно мешать человеку принять решение, если у него есть способность узнать на опыте, было ли это решение хорошим для него самого.
Дэвид Ф. Свенсон родился в Швеции 29 октября 1876 года, а его семья переехала в Америку в 1882 году. Он стал профессором философии в Университете Миннесоты в 1917 году и очень интересовался трудами Сёрена Кьеркегора. В конечном итоге он перевел многие из своих книг на английский язык. В то время население Америки росло, и тот же вопрос, заданный в Псалмах, задавали такие люди, как Дэвид Свенсон: «Как нам петь песнь Господню в чужой земле?» (Псалмы 137:4). Ниже приведены несколько цитат из книги Кьеркегора « Построение дискурсов в различных духах» , опубликованной 13 марта 1847 года, где он пытался ответить на этот вопрос.
Были наглые учителя наглости, которые думали, что справедливость заключается в том, чтобы творить зло в больших масштабах, а затем иметь возможность создать впечатление, что человек, тем не менее, желает добра. Таким образом, они имели, как они думали, двойное преимущество: жалкое преимущество в том, что они могли поступать неправильно, иметь возможность иметь свою волю, позволять своим страстям бушевать, и лицемерное преимущество в том, что они казались добрыми. Но был в древности и простой мудрец, простота которого стала ловушкой для придирок наглых; он учил, что для того, чтобы быть по-настоящему уверенным в том, что это добрая воля, следует избегать даже видимости доброго — вероятно, чтобы награда не была соблазнительной. Созидательные дискурсы в различных духах , Хонг, с. 37
Каково ваше отношение к другим? Находите ли вы гармонию со всеми, желая одного? Или вы находитесь в раздоре во фракции, или вы в ссоре со всеми и все с вами? Хочешь ли ты для всех того же, что хочешь для себя, или ты хочешь высшего для себя, для себя и для своих, или чтобы ты и твои были высшими? Делаете ли вы другим то, что хотите, чтобы другие делали вам, — желая одного? Это желание — вечный порядок, который упорядочивает все, который приводит вас в гармонию с мертвыми и с людьми, которых вы никогда не видели, со странными людьми, языка и обычаев которых вы не знаете, со всеми людьми на всей земле, которые являются кровью. родственники и вечно связанные с божественностью задачей вечности желать одного. Хотите ли вы иного закона для себя и для своих, чем для других; хотите ли вы иметь утешение в чем-то ином, чем то, в чем безоговорочно может и будет утешаться каждый человек? Если бы к тебе пришли одновременно король, нищий и кто-нибудь из твоих сверстников, осмелился бы ты в их присутствии со смелой уверенностью утверждать, чего ты хочешь в мире, со смелой уверенностью утверждать, в чем ты ищешь своего утешения, уверен, что Его Королевское Величество не будет пренебрегать вами, даже если вы низший человек, уверен, что нищий не уйдет разочарованным, как если бы он не мог иметь такого же комфорта, уверен, что ваш сверстник будет радоваться вашей смелой уверенности! Увы, в мире есть нечто, называемое союзом; это опасная вещь, потому что все союзы вызывают разногласия. Он вызывает разногласия, когда союз исключает простолюдина, и когда он исключает дворянина, и когда он исключает государственного служащего, и когда он исключает короля, и когда он исключает нищего, и когда он исключает мудреца, и когда он исключает простая душа — потому что все союзы — это раздоры в противоположность общечеловеческому. Но желать одного, желать истинного добра, желать, как отдельный человек, соединиться с Богом — то, что безоговорочно может сделать каждый, — это и есть гармония. Созидательные дискурсы в различных духах , Хонг, с. 144
Первый тип двоедушия, стремление ради награды или из страха наказания, сродни различению между внутренними и внешними ценностями . Второй тип двоедушия, желание лишь до определенной степени, сродни отвлечению или половинчатому желанию. Каждый тип двоедушия является человеческой слабостью и препятствием для индивидуального стремления к величию и силе в желании и достижении Добра. [3] Чтобы противостоять двоемыслию, Кьеркегор утверждает, что дисциплина и ясность личности необходимы и необходимы для преодоления двоемыслия. Двоедушие не есть что-то злое, но не осознавать, что ты сам являешься противоречием самому себе и двоедушием – это самообман.
Кьеркегор постоянно пишет о «желании добра», но он не заходит так далеко, чтобы рассказать отдельному человеку, «моему читателю», что такое Добро, потому что, по мнению Кьеркегора, Добро есть нечто такое, что находит каждый индивидуум. живя жизнью и веря, что Бог творит целенаправленно. Он просит человека задуматься, является ли его жизнь противоречием. Видит ли человек Добро и награду или Добро и наказание? Только человек, участвующий в жизненной задаче, знает, и когда оно будет обнаружено, вы, возможно, не сможете никому объяснить, почему вы считаете это Благом.
Эксперты-знатоки
[ редактировать ]Есть ли у человека возможность выбрать карьеру и быть уверенным, что эта карьера принесет те же вознаграждения, что и другие? Существует ли брак, который наверняка обеспечит счастливую любовь между возлюбленными? и Кьеркегора, и Ницше Эти вопросы интересовали . Есть ли какие-то одаренные люди, которые знают, стоит ли вам жениться или становиться служителем, или журналистом, или филологом, или, возможно, вам следует поговорить об этом с Богом и с самим собой? Ницше считает, что специалист по этике может помочь человеку найти хорошее. Кьеркегор сказал: «Специалист по этике может сказать человеку, что он обязан выйти замуж, но специалист по этике никоим образом не может сказать ей, за кого ей следует выйти замуж». [4] Кьеркегор подверг сомнению предположение о том, что у кого-то есть «обязанность» жениться. Он был против того, чтобы люди становились «экспертами по душам». [5] и «эксперты в любви». [6] Но может ли человек быть экспертом в познании самого себя? Ницше говорит «нет»,
Тщеславие — это непроизвольная склонность выставлять себя за личность, хотя на самом деле ею не являешься; то есть пытаться казаться независимым, когда ты зависим. В случае с мудростью ситуация прямо противоположная: она кажется зависимой, хотя на самом деле она независима. Фридрих Ницше, Аксиома 13 «Мы, филологи» .
Кьеркегор провел аналогию с идеей получения знаний и применения их на практике в своей книге 1845 года « Три беседы о воображаемых событиях» (Hong 1993), также переведенной как «Мысли о решающих ситуациях в человеческой жизни» (Swenson 1941). Он задается вопросом, имеют ли знания вообще какое-либо значение без использования их в повседневной жизни:
«Представим себе лоцмана и предположим, что он сдал все экзамены с отличием, но еще не был в море. Представьте себе его в шторм; он знает все, что ему следует делать, но еще не знал, как ужас охватывает мореплавателя, когда звезды теряются во тьме ночи; он не знал того чувства бессилия, которое приходит, когда лоцман видит, что штурвал в его руке становится игрушкой волн; он не знал, как приливает кровь; в голову, когда кто-то пытается производить расчеты в такой момент; короче говоря, он не имеет представления о том изменении, которое происходит в знающем, когда ему приходится применять свои знания. Что такое хорошая погода для моряка, то для моряка. обычный человек должен жить в одном темпе с другими и с расой, но момент решения, опасный момент размышления, когда он выводит себя из окружающей среды, чтобы остаться наедине перед Богом, стать грешником, это и есть тишина это нарушает привычный порядок, как шторм на море. Он знал все это, знал, что с ним будет, но не знал, как его охватит тревога, так как он чувствовал себя брошенным в многообразии, в котором находится его душа; он не знал, как бьется сердце, когда помощь других, руководство других, стандарты и отвлечения, предоставляемые другими, исчезают в тишине; он не знал трепета души, когда уже поздно взывать о человеческой помощи, так как никто не может его услышать: словом, он не имел никакого представления о том, как меняется знание, когда ему нужно его применить».
«Может быть, это и ваш случай, мой читатель? Я не сужу, я просто спрашиваю вас. Увы, в то время как число знающих так много увеличивается все больше и больше, действительно способных людей становится все меньше и меньше! Но это была такая человек, которым ты когда-то хотел быть. Ты, конечно, не забыл, что мы говорили об искренности: что человек должен сохранить ясное воспоминание о том, кем он когда-то хотел быть, и теперь ты должен доказать свою искренность перед Богом в исповедании грехов; Чего желал ты когда-то? Ты хотел стремиться к высшим идеалам, постичь истину и пребывать в ней; ты бы не пожалел ни времени, ни сил, ты бы отказался от всего, включая всякую иллюзию, Если бы ты достиг высшей цели; Если бы это было так мало, ты предпочел бы быть верным в малом, чем неверным в большем, если бы это была твоя единственная мысль. ты стал беднейшим из всех среди богатых, которые все знают, ты предпочел бы еще быть верным, как золото, - и это во власти каждого, кто этого пожелает, ибо золото - для богатых, а золотая верность - возможно и для бедных. И тот, кто был верен в малом, верен в день испытания, когда расплата производится в тишине, где не манит никакой награды, а только вина становится ясной, верен в этой искренности, которая признает все, даже несовершенство искренности. верный в покаянной любви, смиренной любви, требующей самообвинения: он также будет поставлен правителем над многим. Разве не этого ты желал? Ибо мы согласны, что по отношению к существенному знание его по существу тождественно способности сделать это».
- Сорен Кьеркегор, Мысли о решающей ситуации в человеческой жизни , 1845 г., перевод Свенсона, 1941 г., стр. 35–37.
Кьеркегор во всех своих книгах много писал о действительности брака, имея в виду ту же идею. Опять же, вы можете объективно знать все о браке, но только тогда, когда вы действительно решите вступить в брак, вы остаетесь наедине со своим супругом и живете семейной жизнью. Он говорит: «Говорят, что Сократ якобы ответил кому-то, кто спросил его о браке: «Женись или не женись — ты пожалеешь и о том, и о другом » . но он не был насмешником. Глупость вопрошающего состоит именно в том, чтобы просить третьего человека о том, чему никогда нельзя научиться от третьего лица». Добро – это всегда добрый дар от Бога:
Брак так же мало любит дезертиров, как и позволяет служить двум господам. Соломон прекрасно выразил это, когда сказал, что тот, кто находит жену, находит благо и получает хороший дар от Бога — или, немного модернизируя поговорку, к тому, кто влюбляется, бог был милостив. Если он женится на возлюбленной, то совершит доброе дело и хорошо доведет до конца начатое. [7]
Он выразил это так в «Судите сами!» :
В газетах, в книгах, с кафедр, на трибунах и в собраниях присутствует торжественность, помпезность — напыщенность, которая предполагает, что все вращается вокруг духа, вокруг истины, вокруг мысли. Возможно, это тоже возможно. Но, возможно, все-таки все крутится вокруг работы, возможно, вокруг карьеры. Работа, карьера вдохновляют выпускника богословского факультета или христианство? Никто не знает. Он соглашается на эту работу, он утверждает , что это христианство. Что вдохновляет выпускника — работа, карьера или стипендия? Никто не знает. Он соглашается на работу, становится профессором и утверждает , что это стипендия. Журналиста вдохновляет количество подписчиков или задача? Никто не знает. Он собирает подписки, он утверждает , что это задача. Разве любовь к массам побуждает кого-то встать во главе масс? Никто не знает. Он принимает преимущество стоять во главе этой силы — это очевидно; он утверждает что это от любви. Сёрен Кьеркегор, Для самоанализа/Судите сами! , Хонг, 1990, стр. 123–124.
«Какое замечательное выражение предлагает Лихтенберг : простая фраза «студенческая проза» для описания манеры письма тех, кто пишет в глупом популярном стиле обычные повседневные мысли, которые в лучшем случае выражают то, что здравомыслящие люди уже подумали». Документы II А 124
Фридрих Ницше , филологи» задался вопросом, почему люди выбирают карьеру в своей книге 1872 года «Мы .
Расследуя происхождение филолога , я нахожу:
- Молодой человек не может иметь ни малейшего представления о том, кем были греки и римляне.
- Он не знает, способен ли он их расследовать;
- И, в частности, он не знает, в какой степени, учитывая те знания, которыми он действительно может обладать, он пригоден быть учителем. Тогда ему позволяет принять решение не знание себя или своей науки; но
- а) имитация
- (б) Удобство продолжения работы, которую он начал еще в школе.
- (c) Его намерение зарабатывать на жизнь.
Короче говоря, девяносто девять филологов из ста вообще не должны быть филологами.
- Фридрих Ницше, «Мы, филологи» , 1872 г., редактор: Оскар Леви, перевод 1911 г. [8]
Можно ли измерить эффективность министра, журналиста, профессора? Как можно на самом деле узнать, имело ли сказанное большое значение, к добру или к злу? Кьеркегор верил в силу одного человека, но не упускал из виду других, поскольку ни один человек не сильнее самого себя. Все люди «создают в глубине своего существа искушения славы, и искушения страха, и искушения уныния, гордости, и неповиновения, и чувственности, большие, чем те, которые мы встречаем во внешнем мире, и это та самая причина, по которой мы боремся с самими собой». [9] Борьба — это хорошая борьба, пока «задача» находится на своем месте. Не знать, что такое министр, а стать и быть министром, не знать, что такое журналист, а стать и быть журналистом, не знать, что такое профессор, а стать и быть профессором и т. д. Он не хотел вмешиваться в рост других в направлении религии, потому что, говоря по-христиански, «трудность не в том, чтобы понять, что такое христианство, а в том, чтобы стать и быть христианином». Задача не в том, чтобы познать, что такое добро, красота или истина, а в том, чтобы стать тем добром, красотой и истинным, которым Бог хотел, чтобы вы стали. [10] Он написал это в 1846 году:
Нет ничего, никакого «то-то и то-то», о чем можно было бы безоговорочно сказать, что оно безусловно демонстрирует наличие любви или безусловно демонстрирует ее отсутствие. Действительно, любовь следует познавать по ее плодам, но из этого еще не следует, что вы должны взять на себя задачу быть опытным знающим. Сёрен Кьеркегор, Работы любви 1847, Хонг, стр. 14–15.
Человек вполне может есть салат до того, как у него сформировалось сердце, но нежная нежность сердца и его прекрасный клубок совершенно отличаются от листьев. То же самое и в мире духа. Занятость делает практически невозможным формирование сердца; с другой стороны, мыслитель, поэт, религиозный человек, действительно сформировавший его сердце, никогда не становится популярным не потому, что он труден, а потому, что ему сопутствуют тихое и продолжительное занятие, близость с самим собой и отдаленность. Даже если бы я мог поднять голос и сказать что-то, что все одобрили бы, я бы не сказал этого, если бы это носило религиозный характер, потому что уже есть своего рода религиозное неприличие, если главное — громко кричать; для религиозности главное – говорить достаточно мягко и с самим собой. Ах, все так перевернулось! Мы думаем, что религиозность заключается не в том, чтобы каждый человек в одиночку заходил в свою личную комнату, чтобы тихо поговорить с самим собой, а в том, чтобы говорить очень громко.
- Сёрен Кьеркегор, Журналы и статьи II 1995 (Пап. VII 1A205) 1846 ( Произведения любви , Хонг, стр. 407)
Гордость и трусость
[ редактировать ]Сёрен Кьеркегор написал свои «Четыре созидательные речи» 31 августа 1844 года. Одна из них называлась «Против трусости» , и он использовал библейский стих из 2 Тимофею 1:17, в котором говорится: «Ибо дал нам Бог не дух робости, но дух силы, любви и самоконтроля». Он говорит: «Мы ползаем прежде, чем научимся ходить, а желание летать всегда ненадежно». [11] Многие люди, в том числе христиане, принимают великие решения, а затем просто воображают, что они осуществятся с помощью Божией, но «стремление» необходимо, если кто-то хочет попытаться совершить « доброе » дело, называемое «высшим благом» философы . Кьеркегор спрашивает о самом низком поступке, который может сделать человек, не является ли это высшим благом для этого отдельного человека?
Христианство представляет цель, которую Кьеркегор называет вечным счастьем, а Христос называет «Раем». Иисус сказал: «Истинно говорю тебе: ныне будешь со Мною в раю», или это можно было бы истолковать так: «Истинно говорю тебе сегодня: ты будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43) вор на кресте . [12] Цель была очень близка для вора, но, возможно, не так близка для одинокого человека, желающего стать христианином. Кьеркегор спрашивает, почему христианину не следует ставить перед собой несколько промежуточных целей, которые можно достичь до того, как наступит вечное счастье. Не обязательно начинать со спасения мира. Кьеркегор предложил изучить взаимосвязь между гордостью и трусостью, ли одна из этих двух страстей чтобы увидеть , не мешает достичь промежуточных целей. У него есть советы для тех, кто ставит цели. Хватит говорить и начинай! Не беспокойтесь так сильно о результате. Поставьте перед собой цель и постарайтесь ее достичь. Ничего страшного, если вы потерпите неудачу, потому что вы можете немедленно начать все сначала. Если вам нужна помощь, попросите кого-нибудь. Но эта цель должна быть чем-то конкретным, чем-то конкретным, чтобы можно было пробудить ваши страсти. Если христианство — это задача, то это задача, которая длится всю жизнь.
...добро, истинно великое и благородное не есть нечто вообще и как таковое общий предмет познания; это также нечто особенное по отношению к особому таланту индивида, так что один человек способен на большее, чем другой, так что один человек способен на это одним способом, другой - другим. Талант сам по себе не является добром, талант — это безразличное, но тем не менее имеющее свою значимость. Если способности исключительны, то трусость говорит: «Когда человек так оснащен, уж точно не нужно спешить с началом. Это так легко сделать; Не торопитесь, смиритесь с небольшими потерями: опытный игрок любит начинать, когда игра наполовину проиграна. Я это так хорошо знаю; сейчас я праздно вешу огонь, но скоро, скоро теперь действительно тронусь» Как гордо говорит трусость! Что значит сказать, что задача слишком проста? Это значит, что она трудна, а называя что-то более трудным, трусость привела к тому, что человек решил выбрать то, что в глазах мира кажется самым трудным, но является самым трудным. более простая задача. Другими словами, труднее начать тихо, потому что это менее престижно, и именно в этом небольшом унижении и заключается трудность. Следовательно, не гордость, а трусость была советчиком. Всякий знает, что момент опасности придает человеку большую силу, но хорошо заметьте, насколько и в чем он тем самым больше. Так ли уж великое дело иметь страх перед опасностью, чтобы собраться с силами, не говоря уже о том, что могло бы произойти и обратное, что ужас непременно был бы, но сила исчезла бы. Это было так легко, что он не мог решиться начать. Это было гордо, но это было трусливо, потому что на самом деле он боялся, что то, что он позволил себе назвать пустяком, может оказаться не совсем таковым, и тогда он окажется в неловком положении, будучи вынужденным чувствовать свою собственную слабость без противостоять колоссальному имени высшего террора, быть вынужденным стоять там с позором, лишенным всякого блестящего выхода. Или возможности невелики. Тогда трусость говорит: «Этого слишком мало для начала». Очень нелепо, даже глупо говорить это, потому что, если у человека нет большего с самого начала, этого действительно всегда должно быть достаточно, и чем меньше человек начинает, тем больше он становится; но трусость, видите ли, перетянула на свою сторону проницательность, и проницательность заявляет, что это совершенно правильно, потому что человек, который ничего не начинает, тоже ничего не теряет. Такого рода проницательность, конечно, есть чем гордиться, и гордость уже распознала, что отвергать все — гораздо более гордое дело, чем начинать с малого, и это может сделать тот, кто отвергает малое, предложенное ему, и вдобавок все, что было ему вообще не предлагалось. Кажется гордым, но трусость все-таки была первоначальным изобретателем. Сёрен Кьеркегор, Восемнадцать созидательных бесед , Хонг, стр. 358–359.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Считайте радостью, братья мои, когда вы сталкиваетесь с различными испытаниями, зная, что испытание вашей веры производит стойкость. Если у тебя недостает мудрости, пусть просит у Бога, дающего всем щедро и без упреков, и будет ему дано с верою, без всякого сомнения, ибо сомневающийся подобен морскому прибою. , гонимый и бросаемый ветром, ибо человек не должен ожидать, что получит что-либо от Господа, будучи человеком двоедушным, непостоянным во всех своих путях. А брат смиренных обстоятельств должен хвалиться своим высоким положением. и богатый будет хвалиться своим уничижением, потому что он исчезнет, как полевой цветок, ибо восходит солнце с палящим ветром и иссушает траву, и цветок ее опадает, и красота ее вида разрушается; также и богатый человек в разгаре своих занятий исчезнет». Джеймс 1:2-11
- ^ «Держитесь ближе к Богу, тогда и Он будет рядом с вами. Очистите руки ваши, грешники, и очистите сердца ваши, двоедушные». — Иакова 4:8; Сёрен Кьеркегор , Созидательные дискурсы в различных духах , с. 24
- ^ Ханней, Аластер. Кьеркегор , Рутледж, стр. 220–225.
- ^ Сёрен Кьеркегор, «Или/или, часть II, Гонконг», стр. 301–302
- ^ Четыре воодушевляющих беседы, 1844 г. (Восемнадцать воодушевляющих бесед, Хонг, стр. 172 и далее, 365 и далее)
- ^ Сёрен Кьеркегор, Слова любви, Хонг, стр. 15, 230-231.
- ↑ Этапы жизненного пути , Хонг, стр. 155–156.
- ^ Мы, филологи в Гутенберге.
- ^ Восемнадцать созидательных бесед, с. 320
- ^ Заключительный постскриптум , Хонг, стр. 557–559.
- ^ Против трусости; Восемнадцать созидательных бесед, Хонг, стр. 347–348. Беседы занимают 28 страниц, стр. 347–375.
- ^ См. Сорен Кьеркегор, «Построение дискурсов в различных духах», (1847), перевод Хонг, с. 265 и далее