Jump to content

Раду Паисие

Раду VII Паисие
(Петр I)
Радул Воевода
(Радул воевода)
Раду Паисие как основатель . Фреска Давида и Радослава в лазарете монастыря Козиа.
Принц Валахии
Царствование 12 июня 1535 г. – февраль 1536 г.?
Предшественник Влад Винтилэ из Слатины
Преемник Барбу Мэрасине ?
Царствование Февраль 1536 г.? – Июнь 1539 г.?
Предшественник Барбу Мэрасине ?
Преемник Шербан из Изворани
( туз стюарда )
Царствование Сентябрь 1539 г. - начало 1544 г.
Предшественник Шербан из Изворани
( туз стюарда )
Преемник Строе Флореску и Лайота Басараб
Царствование 1544 – февраль 1545 г.
Предшественник Строе Флореску и Лайота Басараб
Преемник Мирча Пастух
Рожденный Питер
(Петерц)
что. 1500
Округ Арджеш ?
Умер неизвестная дата
Александрия или Синай , Египет Эялет
Супруг Стана (ум. около 1535 г.)
Руксандра (м. ок. 1535; ум. ок. 1572)
Проблема Марко
Влад
Патраску Добрый ?
Мария
Карстина
Династия Вы шутите ?
Отец Раду Великий ?
Камень?
Религия православный
Занятие Торговец рыбой, монах
Подпись Раду VII Паисий (Петру I) Радул воевода(а) (Радул воевода) подпись

Radu VII Paisie , officially Radul voievod(a) ( Church Slavonic : Радул воєвода; Greek : Ῥαδουλ-Βοδα , romanized Radul-Voda ), [ 1 ] также известный как Раду вода Майескул , Раду вода Калугэрул , Петру I и Петру де ла Арджеш (ок. 1500 г.) [ 2 ] - после 1545 г.), был принцем Валахии почти непрерывно с июня 1535 г. по февраль 1545 г. Человек неопределенного происхождения, он изображал себя наследником Дома Басарабов и Дракулештов : сыном князя Раду Великого и сводным братом. Влада Винтилэ и Раду Афуматского . Ученый Николаус Олах частично поддержал эту версию и далее утверждал, что Пейзи была его двоюродной сестрой. Это происхождение подтверждается некоторыми современными историками, тогда как другие предполагают, что Паисий был постоянным членом боярского сословия или даже торговцем рыбой . Известно, что до своей коронации он был монахом Валашской православной церкви .

Паисий занял трон как боярский фаворит после убийства Влада Винтилэ. Несмотря на его непосредственную дань уважения Османской империи , которая осуществляла сюзеренскую власть над Валахией, некоторые записи предполагают, что в начале 1536 года он был изгнан претендентом Барбу Мэрэсином и, возможно, также искалечен, частично порезав ему нос. Он вернулся в страна, возможно, поддержанная Восточно-Венгерским королевством , устроила кровавые репрессии. Затем он подтвердил свою верность османскому султану Сулейману Великолепному и участвовал в экспедициях Сулеймана в Венгрию . Его репрессии против бояр вызвали новые восстания, которые привели к двум другим коротким междуцарствиям: в 1539 году Шербан Изворанский утвердился в качестве регента; в течение двух месяцев в начале 1544 года Строе Флореску и Лайота Басараб взяли столицу Тырговиште , но потерпели поражение от Пайси при Фынтана-Циганулуй .

Возможно, в качестве благодарности за военную поддержку, Пейси уступил османам порт Брэила . Вместо этого, после его набегов на Трансильванию , ему было подтверждено личное владение двумя внутренними цитаделями, Винцу-де-Жос и Вурпар . Несмотря на поддержку Сулеймана, Пейзи также продолжал развивать идеи освобождения христианского мира и Балкан от османского владычества и в 1543 году даже подписал союз с Габсбургским королевством Венгрия . Слухи об изменении политики и интриги другого претендента, Мирчи Пастыря , в конечном итоге заставили Сулеймана свергнуть его. Это было сделано с помощью тщательного планирования, в результате чего Пейзи не смогла отреагировать до того, как Мирча получил полный контроль над Валахией. В конце концов Пейси был сослан в Египет Эялет , где он провел остаток своей жизни.

Двое его засвидетельствованных сыновей, включая его соправителя Марко, были либо убиты семьей Мирчи, либо исламизированы при дворе Сулеймана. Возможный третий сын, Патрашку Добрый , стал править Валахией в 1550-х годах, между двумя правлениями Мирчи. Эта линия сделала Раду Паисие дедушкой двух других принцев, Петру Черчела и Михаила Храброго . В истории культуры Паисие запомнилось как покровительница церковнославянского языка и одно время спонсор печатника Димитрия Любавича ; а также был монархом, завершившим строительство монастырских комплексов в Арджеше , Козии , Деалу и Тисмане . Благодаря таким предприятиям он и Марко возвысились до вымышленного статуса защитников восточно-православной церкви , противопоставляя свое реальное подчинение Сулейману.

Биография

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

Избрание Раду Паисие на престол стало возможным благодаря краху общественного порядка и угасанию правящей династии — Дома Басарабов . Выборный обычай Валахии всегда позволял сыновьям, рожденным вне брака, оспаривать трон, создавая предпосылки для массовых убийств среди претендентов; в 1500-е годы эта распри усугубилась гражданскими войнами между фракциями боярской знати . Они поддерживали отдельных претендентов в обмен на господство над делами страны. [ 3 ] Конфликты допускались Османской империей , которая осуществляла сюзеренитет над Валахией и соседней Молдавией ( Дунайскими княжествами ) на протяжении всей средневековой эпохи . Падение Венгрии в 1526 году оставило обе страны под полным контролем Блистательной Порты . [ 4 ]

Мало что известно о происхождении и молодости Раду Паисие, хотя часто предполагается, что он был крещен как «Петру» и имел прочную связь с округом Арджеш в Мунтении . [ 5 ] По некоторым данным, он был женат на леди Стане. [ 6 ] Также известно, что у него была сестра Карстина. [ 7 ] В документе, изданном Михаилом Храбрым, , что Паиси был торговцем рыбой, называя его Раду водэ Майескул — «Раду воевода майи подразумевается », от устаревшей меры веса рыбы. [ 8 ] Еще одно достоверное сообщение состоит в том, что он родился в боярстве и после смерти жены принял сан в монастыре Арджеш . Ученый Валентин Геонеа предполагает, что Петру был вынужден уйти в монашеское уединение князем Владом Винтилой де ла Слатина после ранней попытки захватить трон. [ 8 ] Письменная традиция утверждает, что в Арджеше он был известен как игумен Паисие. [ 9 ] Церковный историк Иоанн И. Рэмуряну дополнительно отмечает, что Петру был монахом в то же время, что и Варлаам, который служил Валашским митрополитом по крайней мере с 1536 года, и Анания, сменивший Варлаама в 1544 году. [ 10 ] Среди современных историков Николае Йорга предполагает, что монашеская карьера Паисии могла начаться раньше. Он отмечает, что Пейзи, который может быть тем же самым, что и будущий принц, был отправлен в 1522 году с церковной миссией в город Корона , Анжуйцами управляемой в Трансильвании . [ 11 ]

В других записях Пейси рассматривается как член семьи Басараб. Ранний отчет ученого Николая Олаха описывает Петруса аб Аргиеса , скорее всего, будущего Паиси, рожденного от меньшего Басараба по имени Станчул ( Станцул ). Последний, как сообщает Олахус, был обезглавлен во время одного из трех царствований Влада Цепеша в Валахии как предполагаемый заговор против трона. [ 12 ] Как отмечает историк Корнелия Попа-Горжану, этот рассказ сделает Олахуса и Пейси двоюродными братьями и членами ветви Басарабов Данешть . [ 13 ] Текст Олахуса одобрен историком литературы Корнелиу Албу, который далее предполагает, что Олахус и Пейзи, возможно, переписывались друг с другом на румынском языке. [ 14 ]

Историк Константин Резакевич утверждает, что Паиси и Олахус не были биологическими родственниками: Паиси действительно родился у жены Станчула, но его биологическим отцом был Раду Великий , что давало Паиси равные права наследования. [ 15 ] Ученые Кристина Фенешан и Жан-Луи Бакке-Граммон записывают письмо от 15 июля 1535 года, отправленное из Восточно-Венгерского королевства Яном Заполя ; там отмечается, что безымянный сын Раду «уверил, что царствующий воевода был правонарушителем, принял монашеский постриг и изменил свой облик». [ 16 ] Фенешан и Бакке-Граммон идентифицируют этот текст как ссылку на Пейзи/Петру. [ 17 ] Различные другие авторы, считающие Пейси Басарабом, видят в нем наследника соперника Дрэкулешти . В их число входит историк Йорга, который принимает утверждение Пейси о том, что он был естественным сыном Раду Великого. [ 18 ] Попа-Горджану аналогичным образом заключает, что «Петру из Аргеша был сыном Раду Великого, о чем свидетельствуют все приказы и документы, а не сыном Станчу, дяди Олахуса». [ 19 ] Напротив, специалист по генеалогии Константин Гейн считает Пейси сыном Станчула, а не сыном Раду. Далее он предполагает, что Пейси имела более отдаленное отношение к Дрэкулештам, будучи прямым потомком Влада Цепеша. [ 20 ]

Прийти к власти

[ редактировать ]

В июне 1535 года могущественные бояре Крайовешть и их союзники инсценировали убийство Влада Винтилэ, а затем спланировали избрание Паисия на престол. [ 21 ] После своей коронации 12 июня [ 16 ] Пейси взял царственное имя «Раду», подчеркивая его предполагаемое происхождение от Раду Великого. [ 22 ] Историк Дэн Плеша также отмечает, что «Петру не было общим именем для валашских князей» и что «Раду» было предпочтительным новым именем для монархов, вплоть до Раду Шербана 17-го века . [ 23 ] Ученый Марку Беза отмечает, что Пейзи все еще называл себя своим именем при рождении в ораре 1538 года с его посвящением (часть коллекции Музея Виктории и Альберта ). [ 24 ] Йорга далее отмечает, что в этом элементе используется Пєтрţ, что указывает на румынское кириллическое написание народного Петру , тогда как остальная часть текста использует церковнославянский язык . [ 25 ]

Притязания Пейси на легитимность также подкреплялись его регулярными пожертвованиями в пользу Метеоры — обычай, в основном связанный с его предполагаемым отцом. [ 26 ] Затем он взял себе в жены леди Руксандру . Согласно различным прочтениям, она была дочерью Неаго Басараба и принцессы Милицы , ранее бывшей замужем за Раду из Афумачи , которого Паиси называл своим умершим братом. [ 27 ] Будучи женщиной исключительной красоты, в 1525 году она спровоцировала войну между своими женихами, натравив Раду Афуматского на князя молдавского Стефана IV . [ 28 ] Историк искусства Павел Чихайя поддерживает мнение, что, женившись на своей бывшей невестке, Пейси совершил инцест, как это определено в Библии . [ 29 ] Особое мнение высказывает ученый Стойка Николаеску, который утверждает, что Руксандру Пайсие «не следует путать» с ее предшественницей, которая к тому времени повторно вышла замуж за конкурирующего претендента Лайоту Басараба. [ 30 ]

Как отметил Йорга, правление Паисие эффективно объединило «в его лице» Дрэкулешть и Дэнешть. [ 18 ] Действуя от его имени, Крайовешть также запросили подтверждения у османского султана , Сулеймана Великолепного которому они отправили подарок в размере 1 миллиона акчелеров . [ 31 ] Как признавались в коллективном письме, бояре испытывали угрызения совести за то, что не испросили одобрения Сулеймана перед выборами, но также объясняли, что это было бы сложно в то время, когда сюзерен вел войну на Ближнем Востоке . [ 2 ] Заполья согласился поговорить с Сулейманом от имени цареубийц, некоторые из которых нашли временное убежище на его трансильванских землях. [ 32 ] Он также вмешался от имени Пейси, сообщив Сулейману, что бывший монах был «незначительным слугой», на которого можно положиться в сохранении Валахии в сфере влияния Османской империи; 20 июля Пейси отправил в Заполю письмо, в котором присягал на верность Восточной Венгрии и Османской империи. [ 33 ] К ноябрю Пейзи получил свое османское знамя и подтверждение принадлежности к обители мира . [ 34 ] Его регулярная дань, харас , была установлена ​​в размере 12 000 скуди в год . [ 35 ]

Раду Паисие, которому в то время было около 40 лет, был вторым бывшим монахом, получившим валашскую корону, ему в этом отношении предшествовал только принц 1480-х годов Влад Кэлугэрул . [ 2 ] Титул последнего, Кэлугэрул (буквально «Монах») иногда также применяется к Раду Паисие. [ 36 ] [ 37 ] Новое правление было «относительно долгим» по меркам того периода, но «не спокойным». [ 38 ] Как записал музыкант и летописец Иероним Остермайер , Пейзи начал свое правление как подставное лицо, которое «позволяло боярам делать все, что им заблагорассудится». [ 2 ] Его первые усилия были направлены на увеличение личного богатства: в октябре 1535 года он выкупил у обездоленного боярина Бэдикэ несколько деревень, полностью населенных цыганскими рабами , которые впоследствии стали его «княжескими цыганами». [ 39 ]

Эта политическая линия вскоре была изменена сложными обстоятельствами: 1536–1537 годы были анархическими. Бросив вызов своей свите, Паисий столкнулся с боярскими восстаниями, которые, возможно, на большую часть этого периода изгнали его из Валахии. [ 40 ] Эти годы также ознаменовали раскол с Крайовешть, которые выдвинули члена семьи Барбу Мэрэчине своим кандидатом на престол. По словам Резачевича, Мэрэцин был фактическим правящим принцем Валахии в феврале – апреле 1536 года и был признан таковым Портой. [ 41 ] Хотя она не называет узурпатора по имени, Фенешан и Бакке-Граммон утверждают, что он был фаворитом Паргалы Ибрагим-паши , великого визиря Османской империи . [ 42 ] Попа-Горжану также утверждает, что Пайсие «были изгнаны с помощью Турции». [ 19 ] И она, и Резакевич записывают историю в Олахусе, согласно которой «другой претендент» покалечил Петруса аб Ардьеса , приказав частично удалить ему нос, прежде чем выгнать его из страны. [ 43 ] Пейзи По словам Резакевича, увечье могло быть «символическим» порезом на перегородке , «как это было сделано со многими другими претендентами». [ 44 ]

Фенешан и Бакке-Граммон предполагают, что Паиси нашел сочувствие в Порте после падения визиря Ибрагима, которого наконец сменил Айяс Мехмед-паша . [ 42 ] По предположению нескольких авторов, Пейзи смог отвоевать Валахию только при поддержке Заполи и Стивена Майлата, воеводы Трансильвании , пригнавшего свои лоялистские войска с севера. [ 45 ] Среди первоисточников Олахус утверждал, что его двоюродный брат находился в Трансильвании во время периода изгнания. [ 46 ] Затем Пейзи смог вновь консолидировать свою власть, прибегнув к жестоким репрессиям. В некоторых записях описываются другие более мелкие восстания, которые не расположены в хронологическом порядке; одного возглавил другой претендент, Иван Вьезуре, которого Паисий схватил и обезглавил, возможно, в 1537 году. [ 47 ] страны Жертвами его мести стали Тюдор из Драгешть, логофет , и Бан Тома из Пьетрошани. [ 48 ] Бояр на стороне лоялистов возглавляли Влайку Пискан, занявший пост Логофета , Клучер Коадэ и Ворник Стайко Шинтеску, а также Раду Фуркович, который занимал различные должности и был крестником Паиси . [ 49 ] В конце карательной экспедиции Мэрэцин был изгнан из страны. Дальнейшая его жизнь породила множество легенд. По мнению Резакевича, наиболее правдоподобным является то, что он был тихо убит в Стамбуле в 1565 году, оставив после себя сына, самозванца Николая Бассарабу . [ 50 ]

консолидация 1530-х годов

[ редактировать ]
Фреска солдат Османской армии в Рареша . Петру монастыре Молдовица

Паисий вернулся на трон в Бухаресте 17 июля 1536 года, когда он пожаловал монастырю Снагов ежегодное пожертвование «из собственного амбара моего высочества». [ 51 ] Часть своей деятельности он теперь сосредоточил на борьбе с боярами за владение землей, часть которой затем распределил между своей семьей и дружиной. Ему принадлежало 73 деревни на его имя, это было самое большое владение со времен Мирчи I (до 1418 года); Из них 22 были куплены у бояр и не менее 7 достались в наследство от Неагоя, а еще 13 были конфискованы у непокорных подданных. [ 52 ] Его сестра получила большую часть деревни Ислаз и весь Фалкойу , купленный Паисией у Марги Крайовеаски из Каракала ; Фурковичи и его жена Каплеа также получили Бистрец . [ 53 ] Бояре заслужили благосклонность Паисия пожертвованиями земель в Сфинцештах и ​​Фетештах , которые также достались княжеской семье. [ 54 ] В 1538 году Паисие сам конфисковал поместья Телеормана старшего претендента Раду Бэдики , включая, возможно, всю Виишоару . Он подарил их своим придворным Дрэгичу и Удриште. [ 55 ] Эти и другие лоялисты, в том числе Детко из Брынковень , получили большую часть наследства Крайовешть, предположительно конфискованного Паисием у его соперников. [ 56 ]

В следующий период принц Раду вновь заявил о формальной преданности османам, в чьей постоянной поддержке он нуждался; он «никогда не бряцал мечом против [них]». [ 57 ] Согласно различным данным, он все еще строил козни против Сулеймана при каждом удобном случае: еще в июле 1536 года Божидар Вукович «делла Веккья» хвастался встречей с принцем Валахии в Стамбуле, где они обсуждали освобождение Валахии и Балкан . Остается спорным, относится ли это к Пейзи. [ 57 ] или конкурирующему претенденту. [ 58 ] В следующем году валашская армия Паиси во главе с новым баном Шербаном из Изворани участвовала в османской экспедиции в Венгрию . [ 57 ] В августе 1538 года Паиси сам возглавил 3-тысячный экспедиционный корпус, который помогал османскому вторжению в Молдавию . [ 57 ] который был призван наказать молдавского князя Петра Рареша за его неподчинение. Историк Тахсин Гемил отмечает, что войска были просто «посланы Раду Паисие». [ 59 ] Как сообщает Гемил, они последовали за Сулейманом на север, в Фэлчу , и внесли свой вклад в военные действия, в результате которых Рареш подчинился. [ 60 ]

В 1540 году дружественный Османской империи Заполя предоставил своему валашскому соседу право собственности на две трансильванские цитадели, Винцу-де-Жос и Вурпар ; точные обстоятельства этого территориального подарка остаются спорными. [ 61 ] Еще в 1538 году Паиси также выразил некоторое сожаление по поводу таких союзов, написав горожанам Германштадта , что «неверного турка» необходимо победить. В том же письме, написанном незадолго до молдавской кампании, он предложил объединить христиан вокруг «единой концепции и единой веры». [ 62 ] Однако в целом он попытался добиться от лидеров Германштадта гарантий, что они не восстанут против «нашего хозяина» Заполи. [ 42 ] Как утверждает ученый Николае Григораш, Пайси пытался выдать себя за сторонника «Заполянской партии в Трансильвании», тайно питая «антитурецкие настроения». Экспедиционный корпус, как утверждает Григораш, был «вспомогательным», меньшим, чем то, что могла собрать Валахия. [ 63 ]

К июню 1539 года Паисий оказался в разладе с Шербаном из Изворани. Последний, возможно, получил контроль над страной, назвав себя регентом или исправником престола. [ 64 ] Историки разделились во мнениях относительно того, какая семья возглавила восстание: некоторые предлагают восстание в Крайовешть, а другие указывают на конфликт Пайси с семьей Флореску. [ 65 ] В любом случае Шербану помогали бояре Дрэгоешть Раду, Пырву и Влад, а также Гиура, бывший логофет . [ 66 ] Снова столкнувшись с мятежом, Пейси отправился в Стамбул, где Сулейман подтвердил его в качестве принца. Он вернулся в Валахию вместе с османским эмиссаром, которому было поручено восстановить порядок. [ 2 ] Его возвращение подтолкнуло бояр, в том числе и Щербана, бежать в османские земли, где Гиура провел остаток своей жизни. [ 67 ] В сентябре 1539 года по одному из приказов Паиси епископам Бузэу была передана в дар деревня Пыршков , которую он конфисковал у мятежника Барбу. [ 68 ] В конце концов, Пейси убедила Сулеймана отдать приказ схватить и убить Шербана. [ 69 ] for rea hiclenie («злая измена»). Считается, что это произошло где-то до июня 1543 года. [ 70 ] хотя другие прочтения тех же источников предполагают, что к тому времени он был еще жив. [ 71 ] Должность Бана перешла к боярину Правацу, который занимал эту должность в апреле 1543 года. [ 72 ]

Эти и другие столкновения совпали с «великим голодом». [ 73 ] настолько суровым, что, как сообщается, оно подтолкнуло валашцев продать своих детей в османское рабство . [ 2 ] Более того, они привели к присоединению Брэилы , прибыльного валашского порта на Дунае к Османской империи . Описанный в некоторых записях как éminence grise , Коада, возможно, сыграл «решающую роль» в этом деле, поблагодарив османов за их поддержку против партии Шербана. [ 74 ] Паисий был одним из последних валашских правителей, имевших столицу в Тырговиште (создав ее как резиденцию Варлаама и его Валашской митрополии). [ 75 ] хотя он также продолжал проживать в Бухаресте. Медленный переход ознаменовал изменение приоритетов Османской империи от северной Мунтении с ее трансильванскими обязательствами к новому городу, расположенному ближе к османскому гарнизону в Джурджу (Ергёгю) . [ 76 ] Это также был переход «от гор к открытым равнинам и с севера на юг, ближе к имперской границе, где [принцев] легче контролировать». [ 77 ] Сообщается, что уже в 1536 году у Пейзи был собственный дом в Стамбуле. [ 78 ]

К концу 1540 года Паиси вмешивался в гражданскую войну в Венгрии в качестве эмиссара султана. В этом контексте он пытался отговорить трансильванскую знать от поддержки восставшего Стефана Майлата и от присяги на верность Венгерскому королевству Габсбургов . [ 79 ] Не имея возможности действовать, когда османская армия прошла через Валахию на пути к наказанию Маджлата, он послал горожанам Короны предупреждение о том, что им следует подготовиться к осаде; Затем Корона передал свое предупреждение трансильванскому суду. [ 80 ] В качестве еще одного признака подчинения Османской империи Пайсие и Рареш организовали собственное вторжение в Трансильванию в июне 1541 года, достигшее пика разрушительного набега на Землю Секели . [ 81 ] Молдавские вооруженные силы составляли основную часть армии вторжения, а именно 12 000 солдат - по сравнению с 6 000, предоставленными Паисие, и только 200 Малкочоглу Бали-беем ; в июле 1542 года двое последних соединились с армиями Рареша в Орбайшеке . [ 82 ] Два принца вели вежливую переписку, при этом Рареш обращался к своему валашскому коллеге как к «великому и уважаемому царю » - хотя, как отметил Николаеску, этот титул был бессмысленным. [ 83 ]

Кампания Трансильвании подошла к концу позже в июле, когда османские вассалы осадили Майлат в цитадели Фэгэраш . [ 84 ] Затем Паиси и Рареш захватили Маджлата, который затем был казнен Сулейманом. [ 85 ] или ему разрешили прожить остаток жизни в качестве заключенного в Галате . [ 86 ] В августе Паисий вернулся в Тырговиште. [ 87 ] К апрелю 1542 года он уехал в Олтению и снова направлялся в Венгрию. [ 88 ] По словам Геонеа, именно за эту службу в Трансильвании он получил в собственность Винцу де Жос и Вурпэр. [ 57 ] Его вклад был также вознагражден властями Короны, преподнесшими ему в 200 флоринов подарок ; это было в десять раз меньше, чем они присудили Рарешу, и в пять раз меньше, чем доля Балы-бея. [ 89 ]

Союз Габсбургов и восстание Строэ

[ редактировать ]
Знамя, сигнализирующее о Фердинанда I претензиях на Валахию; нес Болдишар Баласса на похоронах Фердинанда в 1565 году.
Пейзи и его сын Марко. Фреска монастыря Аргеш 1550-х годов.

Уже в конце 1541 года Пейзи подумывал о вступлении в христианский союз против османов. Это признал посол Рареша в Польше Аврам Баниловский. В его отчете, представленном Николаем Сенявским , говорилось, что «мой господин вместе со своим соседом, валашским князем, с большей готовностью встанет на сторону христианского мира, чем на сторону язычников». [ 90 ] В январе 1542 года Петр Гамрат писал о попытках саксонского электората сформировать антиосманский союз вокруг Фердинанда I и венгерских Габсбургов. Его ведущим компонентом должна была стать Польша, которой будут помогать Валахия и Молдавия — последние две, как утверждал Гамрат, составят объединенную армию численностью 40 000 человек. [ 91 ] Политика нейтралитета Изабеллы, выработанная Джорджем Мартинуцци , находилась под прямой угрозой со стороны молдавских и валашских интриг. В 1542 году Мартинуцци отправил послов в Рареш, пытаясь убедить его не вторгаться в Трансильванию. В то время и Рареш, и Пейси, обнаружив, что антиосманские армии не готовы к бою, решили отложить запланированную экспедицию. [ 92 ]

Затем Пейси участвовал в дипломатических маневрах, которые были призваны скрыть подготовку Рареша к антиосманскому удару. Они разыграли подозрения османов в отношении Восточной Венгрии, которой в то время управляла вдова Заполи, Изабелла Ягеллон : Рареш пожаловался Порте, что Изабелла намеревалась вторгнуться в Молдавию из Трансильвании с помощью Польши; Пейси сообщила об этом Изабелле, посоветовав ей открыто отрицать наличие у нее таких планов - в марте 1542 года Изабелла прислушалась к его совету, но интрига убедила Сулеймана в том, что Рареш верен ему. [ 93 ] В своих письмах к Изабелле Пейзи также описывал франко-османский союз и распространял слухи о возобновлении войны в Османской Венгрии ; [ 94 ] Параллельно Пейзи сообщил Иоахиму Бранденбургскому , что Сулейман на самом деле не готов к войне. [ 95 ] Как отмечает историк Мариан Коман, письма Пейси также предполагают, что он все чаще рассматривал Трансильванию как отдельную часть королевства Изабеллы, называя ее лидера «Воеводой из Трансильвании» (воєвода ѡт Ардѣл), а не более традиционным «Трансильванским воеводой». [ 96 ]

В первой половине 1543 года османы были уверены, что Паисие и Рареш поддержат их попытку завоевать всю Венгрию и сдержать Фердинанда. В феврале сам султан сообщил трансильванскому сейму , что они должны быть готовы помочь Пейзи, когда он вернется со своей армией для осады Эстергома ; Венецианские источники распространили слухи, что 15 000 валашских солдат готовы помочь Сулейману. [ 97 ] На самом деле Пейси ухаживала за обеими сторонами и готовилась к любому сценарию. 7 января 1543 года он подписал тайный союзный договор с Фердинандом. [ 98 ] Этот документ, написанный на латыни эпохи Возрождения , фактически признал Валахию частью Венгерского королевства в его Габсбургской версии. [ 99 ] Как отметил Резачевич, такие усилия были в основном формальными: «после 1542 года было уже невозможно создать эффективный антиосманский союз, поскольку король [Фердинанд I] был неспособен действовать против Сулеймана». [ 100 ] Историк Леон Ламуш также пишет, что защита Папой Павлом III в пользу лиги, в которой участвовали бы Пейзи и Рареш, потерпела неудачу: «как это обычно бывает, реальность не оправдала ожиданий». [ 101 ]

Возмездие со стороны Трансильванских территорий Изабеллы и Мартинуцци, которому решающую роль оказали Банате Лугос и Карансебес . [ 102 ] вскоре последовало. Его подготовил Пахарник Строе Флореску (известный в исторических записях как Строе Прибегагул , «Изгой»). Бывший союзник и двоюродный брат Шербана, [ 70 ] Строу сослал себя после разгрома 1539 года. В начале 1544 года он вернулся в Валахию во главе антиосманской армии вместе с Лайотой Басарабом. По словам писателя XVIII века Константина Филипеску, Тырговиште было взято, и Паисию пришлось бежать в Румелию Эялет в Никополе . [ 103 ] Другие историки подтверждают эту версию: по словам Ирины Ф. Кирстины, повстанцы полностью контролировали Валахию в течение двух месяцев. [ 104 ] или один месяц, по словам Матея Казаку. [ 105 ] Остается спорным, претендовали ли Лайота или Строэ на княжеский титул, или же трон остался вакантным. [ 106 ] Одна из версий предполагает, что Строэ правил Олтенией как Бан , а Лайота был принцем. [ 105 ]

Окончательное возвращение и изгнание

[ редактировать ]

В конце концов, противники Паиси столкнулись с армией Валахии в месте под названием Фынтана Циганулуй («Цыганский фонтан»), известном как минеральный колодец недалеко от Гайсень , к западу от Бухареста. [ 36 ] Повстанцы потерпели поражение; и Строэ, и Лайота были казнены, [ 107 ] первый похоронен в монастыре Стрымбу-Гайсень. [ 36 ] Влайку Пискан, который присоединился к ним в заговоре, и Станчу из Пьетрошани также впоследствии были записаны как «убитые». [ 108 ] Фуркович сыграл важную роль в возвращении Паисия на свой трон и за эту услугу стал владельцем замка Поенари и Кэпэцянени . [ 109 ] Один документ предполагает, что Строэ дважды вторгался в Валахию с севера, и, следовательно, произошло две отдельные битвы при Фантана-Циганулуе. Геонеа утверждает, что источник, который относит утверждение Лайоты к 1537 году, должен быть подделкой, «часто встречавшейся в ту эпоху». [ 110 ] Исследователь Н. Стойческу также выдвинул 1544 год как дату битвы, хотя также отметил, что в некоторых записях указан 1542 год. [ 111 ] Спиридон Христоча и его коллеги датируют битву октябрем 1544 года; они также отмечают, что предательство Пискана до сих пор вспоминают в одноименной деревне Пишкань , где территория, где когда-то располагалась его усадьба, в 2012 году все еще была известна как Локул Иудей Место Иуды »). [ 112 ]

Во время этой заключительной части своего правления Паисие много путешествовал: 7 ноября 1543 года он издал документы из двух мест — Мурцении-луй-Пуйя возле Балты Яломицеи и Орашула-де-Флочи ; [ 113 ] последний город заменил Брэилу в качестве ведущего порта Валахии. [ 114 ] Девять приказов и постановлений Пейси сохранились с 1544 года, в том числе один от 6 октября, согласно которому Кунешти и две семьи цыганских рабов были переданы Стэну Папе. [ 115 ] В том же году Коада был назначен Ворником и отправлен в Джурджу — возможно, для того, чтобы уступить Османской империи больше территории в этом районе, к югу от Бухареста. [ 116 ] В этом году также наблюдался новый рост требований Османской империи со стороны Валахии: ожидалось, что местные пастухи отдадут 100 000 овец в качестве дани Стамбулу в обмен на доступ к его рынкам. [ 117 ] В то время султан все еще считал Паисие представителем Османской империи в своих отношениях с Рильским монастырем в Румелии. [ 118 ]

В июне 1544 года Сулейман выслушал жалобу Прохора, архиепископа Охридского , согласно которому Паисий мешал ему собирать просроченные дань с Валашской церкви. Поскольку это означало уменьшение общего ущерба , Сулейман приказал Паисию заставить митрополита (либо Варлаама, либо Ананию) подчиниться. [ 119 ] Йорга также упоминает документ, который он датирует сентябрем 1544 года, в котором Паиси подтвердил пожертвования епископам Бузэу, которые Йорга считал фактическим фундаментом епископства. [ 120 ] Хотя к тому времени Пейзи восстановил контроль над своей страной, на сцене появился более могущественный претендент на его трон. Это был Пастух Мирча , номинально сводный брат Паиси, который жил в Стамбуле и периодически подкупал великого визиря Рустема-пашу , чтобы заручиться его поддержкой. [ 57 ] Соперничество обострилось в декабре 1544 года, когда Паисию было приказано послать своего старшего сына Марко или Марку, который к тому времени был его номинальным соправителем, [ 121 ] как заложник Порты. Ему не удалось выполнить поставленные задачи в установленный срок, что предупредило османов о том, что он замышляет восстание. Сулейман подготовил свое изгнание, позаботившись о том, чтобы Мирча смог занять трон до того, как Пейзи сможет «скрыться с казной». [ 57 ] Другие авторы предполагают, что османы узнали о союзе Пейзи с Габсбургами, что способствовало его изгнанию. [ 122 ]

Пейзи вошел в историю как «первый принц [Валахии], который был свергнут и сослан по желанию султана». [ 77 ] Соответствующий фирман о его свержении был датирован 22 февраля 1545 года, как раз в тот момент, когда Мирча возвращался в Валахию. По словам Геоне, наиболее точной датой его отстранения является «конец февраля», что пересматривает более ранний консенсус, основанный на первом известном приказе Мирчи, и в котором в качестве соответствующей даты указано «25 марта». [ 57 ] Пейси сопроводили в Османскую империю, но разрешили оставить себе часть его богатства. Уверенный в том, что он еще сможет вернуть себе трон, он отправил Сулейману в дар 500 000 акчелеров , а также сделал различные пожертвования монастырям на Афоне . [ 57 ] Его усилия были ограничены, когда он был сослан в Египет Эялет , где он провел остаток своей жизни, умерев в неизвестную дату. [ 123 ] Йорга утверждает, что местом его захоронения должна быть приходская церковь Византийского Александрийского Патриархата . [ 18 ] Гейн также пишет, что Пейзи умерла в Александрии . [ 124 ] Другие записи предполагают, что его местом назначения и отдыха был Синай , что сделало его первым валашским или молдавским князем, ступившим на полуостров. [ 125 ]

Наследие

[ редактировать ]

После выплаты Мирча предложил вознаграждение видным конкурентам Пейси, семье Дрэгоешть. [ 126 ] Стайко Шинтеску, потерявший свое высокое звание при новом режиме, оставался видным сторонником свергнутого принца, как и Раду Фуркович, который был изгнан в изгнание. [ 127 ] В 1546 году Мирча казнил Клюсера Коаду и его брата Раду, вынудив детей Коады укрыться в Трансильвании. [ 128 ] Митрополит Анания, похоже, также бежал в Трансильванию вместе с предполагаемой тещей Пейзи, принцессой Милицей . [ 129 ] Новый монарх пытался уговорить других сторонников Пейси вернуться, отправив Барбу из Пьетрогани, осиротевшего сына Томы, чтобы подкупить их. [ 130 ] Эта попытка потерпела неудачу, как и различные попытки изгнанников сместить Мирчу. [ 131 ] В последующие месяцы насилие со стороны Мирчи лишило его поддержки собственных бояр. В 1547 году Барбу и Дрэгоешти скрылись с деньгами хараса Валахии и стали разыскиваемыми. [ 130 ] В конечном итоге Барбу был доставлен османами в Бухарест, где он был казнен в апреле 1548 года. [ 132 ] и Валахия потеряли контроль над трансильванскими поместьями принца Раду, которые стали Джорджа Мартинуцци владениями К тому времени и изгнанники Паиси , . [ 133 ]

Судьба леди Руксандры в целом неизвестна. [ 134 ] Женщина, идентифицированная как дочь Неаго, все еще была засвидетельствована как живущая в Валахии - новый режим пощадил ее, поскольку она была признана владелицей Ганеасы . [ 135 ] Один документ, выпущенный в 1572 году, предполагает, что Руксандра продолжала проживать в Валахии до своей смерти. [ 73 ] В надписи на ее предполагаемой могиле ее имя не упоминается, возможно, в качестве наказания за предполагаемый инцест с Пейси. [ 29 ] Также точно неизвестно, что стало с назначенным наследником Пейси, Марко, или его братом Владом. В 1554–1557 годах, между двумя правлениями Мирчи, валашский трон занял Патрашку Добрый , который называл себя «сыном Раду Паисие». Документ того периода предполагает, что Паиси признал свою проблему, лично предоставив Патрашку право собственности на Сегарчу . [ 136 ] Одна теория предполагает, что «Пэтрашку» было царственным именем Марко. [ 57 ] Однако Пайсие и Марко появляются бок о бок на фреске монастыря Арджеш, которая предположительно была завершена в 1550-х годах по приказу Патрашку. [ 137 ] По словам Гане, Патрашку был законным сыном, рожденным от первой жены Пейси, Станы; [ 138 ] если это так, то в результате женитьбы он стал посмертным зятем Томы из Пьетрогани, врага своего отца. [ 139 ]

Об этом примирении также свидетельствовали другие династические браки, в том числе между дочерью Паисии Марией и Балеей из Пьетрошани. [ 140 ] Другие источники отмечают, что у Пейси был сын-мусульманин Мехмед, который умолял Сулеймана предоставить ему поместье ( тимар ). Возможно, это Марко или Влад, принявшие ислам. [ 57 ] Еще одна гипотеза состоит в том, что Влад прожил в Валахии ок. 1560 г., когда он был казнен сыном Мирчи Петром Младшим , возможно, по просьбе своей матери, Доамны Кьяджны . [ 57 ] Николаеску предполагает, что всего у Паисие было три сына: Марко, Влад и Патрашку, а также две дочери, Мария и Кырстина. Его племянницами по линии другой Карстины были Рада, вышедшая замуж за боярского рода Фалькойу , и Анка-Бадея. [ 141 ]

Если утверждение Патрашку было правдивым, Раду Паисие, возможно, также был посмертным дедушкой принцев Петру Черчела и Михаила Храброго . По словам Цырстины, «круг власти, сформировавшийся вокруг семьи Раду Паисие», активно стремился получить трон для обоих его предполагаемых внуков. [ 142 ] Однако Филипеску сомневается в утверждении Михаила и связанных с ним легендах, отмечая, что «ни один наш (или иностранный) историк не подтверждает, кем он был и как он занял трон». [ 143 ] Согласно ранней оценке Йорги, Майкл родился у любовницы Патрашку, Теодоры , а не у принцессы-консорта Войки; [ 144 ] эта версия была поддержана другими учеными. [ 145 ] Напротив, Николаеску подчеркнул, что, вне всякого сомнения, Теодора является законной женой Патрашку. [ 146 ] Дэн Плеша также поддерживает генеалогию Раду-Патрашку-Майкла. Более того, он утверждает, что у другого сына князя Раду были наследники, среди которых был Раду Флореску, который был одновременно Клюцером Михаила , доверенным лицом, дядей и тестем. [ 147 ]

Церковное здание

[ редактировать ]
Паисий на фреске XVIII века в монастыре Гура (Валя).

Ученый В. Брэтулеску пишет, что вклад Паисие как основателя церквей ( ктитор ), возможно, начался еще до его возведения на престол, с основания монастыря Гура (или Валя) за пределами Цицешти . Однако он предполагает, что здание, скорее всего, было закончено в 1544 году, а фрески были выполнены при Мирче Пастыре, а переделаны еще позже; Гуры Со- ктиторами были три лорда Пишкань: будущий диссидент Влайку Пишкан, а также его братья Михаил и Бадя. [ 148 ] Все их вклады становятся неопределенными из-за неправильно датированного письма , в котором Пейзи упоминается как ктитор в 1535 году, в то время, когда он не был на троне. На соседней гробнице, принадлежащей матриарху писканцев Анисии, высечено имя Влайку, что, возможно, означает попытку Пейзи нанести Damnatio Memoriae . [ 149 ] Филипеску в основном записывает Паисие как основателя монастыря Мисля, ныне в Скорценах . [ 150 ] хотя запись ок. 1620 г. позволяет предположить, что заведение на самом деле было основано «его родителями». [ 151 ] Мислея был основным получателем поместий из Пайсие, включая районы Бребу , Кэлугэрень и Корну , а также, на юге, Кэшчоареле и Греаку . Некоторые из них были конфискованы Мирчей Чобанулом. [ 152 ]

Как отмечает историк искусства Ливиу Мариус Илие, Паисие и Марко пытались компенсировать османское порабощение, вкладывая средства в свою роль покровителей православия. Илие идентифицирует этот аспект в лазарете монастыря Козиа , который они построили; на фресках Пейзи, обозначенный как «Петру», благословлен Иисусом Христом, а ангелы вместе венчают его и Марко. [ 153 ] Он изображен держащим в руках небольшую копию монастыря, которая, как отмечает ученый Георгий Бальш , достаточно точна, чтобы помочь реконструировать Козию так, как она выглядела в 1540-х годах. [ 154 ] Написанный в значительной степени мастерами Давидом и Радославом, лазарет упоминается историком Василе Дрэгуцем среди последних валашских памятников, относящихся к высокому византийскому искусству , обладающих яркими моментами «большой ценности». [ 155 ] Каменная кладка, приписываемая некоему «Мастеру Максиму», вероятно, имеет происхождение из сербского искусства и может подчеркнуть семейные связи Пейси с династией Бранковичей . [ 156 ] На фресках изображены принцы и Руксандра рядом с администратором Козии Строе, чей портрет уклоняется от византийского канона и считается одним из первых реалистических произведений в румынском искусстве . [ 157 ] Ансамбль также представляет единственную известную местную версию «Недоверчивости Томаса» . [ 158 ]

Различные источники того периода указывают, что принц перенаправил винную дань, причитавшуюся Питешти, на содержание монастыря в Стэнешти . [ 159 ] Церковь в этой деревне также является известным памятником средневекового искусства, построенной на деньги будущего мятежника Логофета Джуры в 1537 году. Историки отмечают ее фрески как главное событие на пути к сельскому реализму, который стал доминирующим после 1700 года. [ 160 ] Однако работа может представлять собой ретушь более ранних фресок, написанных до времен Пейзи. [ 161 ] Его сохранившийся слой приписывается Эратуди, возможно, с Крита . [ 162 ] или мастеру Думитру. [ 163 ]

Паисие был перестроителем монастыря Тисмана и, как отмечает Йорга, внес туда массовые заимствования из более продвинутых в архитектурном отношении церквей Молдавии : кирпичная кладка Тисмана, по-видимому, была основана на Хотинской крепости , завершенной при Петру Рареше . [ 164 ] Вклады эпохи Пейси также включают дверной проем Тисмана, вырезанный в 1542 году. Это один из редких образцов валашской средневековой резьбы по камню, в конечном итоге вдохновленный искусством хачкаров . [ 165 ] По словам Йорги, Паисие подчеркнул свою легитимность Басараба, завершив работы над монастырями Аргеш и Деалу , где он «мечтал быть похороненным». [ 18 ] Эти усилия также оставили отпечаток в наследии Пейзи за рубежом. На башне монастыря Дионисия есть резьба, в которой в качестве спонсора упоминается «Петру Воевода», что может означать либо Паисие, либо Петру Рареш. [ 166 ] Помимо спонсирования Метеоры и горы Афон, он с 1540 года участвовал в поддержании монастыря Святой Екатерины на Синае . [ 167 ]

Язык, литература, историография

[ редактировать ]
Малый катехизис Лютера на румынской кириллице ; вводные страницы с упоминанием «румынских христиан» (рꙋмѫни крєщини) и «румынского языка» (лимба рꙋмѫнѣскѫ). Факсимиле копии Корези с Филипа Молдовянула гравюры

Во время своего десятилетнего правления Пейзи возродил валашское книгопечатание, в котором по-прежнему использовался церковнославянский язык, а не сохранялся засвидетельствованный народный язык . [ 168 ] Это отражало его покровительство сербским мастерам из Венецианской республики и санджаков Боснии , в том числе Божидару Вуковичу и Божидара Горажданина племяннику Димитрие Любавичу . Библиолог Агнес Терезия Эрих предполагает, что, перенеся типографию Любавича в Тырговиште в 1544 году, Паиси открыла «ремесленную типографию в Валахии»; однако само предприятие было полностью частным, это было первое негосударственное издание в истории Румынии . [ 169 ] Как отмечает Йорга, его ранняя кириллица , введенная Любавичем для различных молитвенников, уступала шрифту, использовавшемуся в предыдущие десятилетия; вместо этого иллюстрации были «довольно красивыми». [ 170 ] Влияние славянского языка как государственного оставалось высоким, хотя иногда ему бросал вызов греческий язык. По словам архивариуса Аурелиана Сакердоцяну, проникновение греческого языка при дворе Паиси было переоценено из-за единственного текста, сохранившегося в греческом переводе. Повторное открытие славянского оригинала смягчило это утверждение, хотя «в то время в Валахии еще можно было писать по-гречески». [ 171 ]

При Пейзи Валахия навела мосты, как политические, так и культурные, с трансильванскими саксами , в том числе посредством его писем горожанам Германштадта . Один из них требует «хорошо обученного и образованного писца», предположительно умеющего читать и писать на латыни эпохи Возрождения , и обещает кандидатам изрядную зарплату. [ 172 ] В 1539 году Иероним Остермайер посетил Валашский двор и исполнил там свои образцы музыки эпохи Возрождения . [ 173 ] Другие попытки более тесных контактов не увенчались успехом. В 1540-х годах город Корона попросил Пейси изгнать османских греков с территории Валахии, рассматривая их как коммерческих конкурентов. Пейси отказался, написав, что такой шаг вызовет недовольство «нашего господина, возвышенного императора» Сулеймана. [ 174 ] Как отметил историк Дину К. Джуреску , это послание, заканчивающееся словами «остановите их сами, если можете», резюмировало «бессилие Пейси в сдерживании деятельности южно-дунайских коммерческих агентов». [ 175 ] Также предпринимались устойчивые попытки саксонцев распространить Реформацию среди трансильванских и валашских румын. «Малый катехизис» Лютера был переведен и распространен на румынском языке в печати Филипа Молдовеанула 1544 года, но, как пишет Йорга, «не оказал никакого влияния ни на ту сторону [границы], ни на эту». [ 176 ]

Хронологическая фрагментация правления Пейзи, а также множество имен и титулов, которые он использовал, привели к путанице в некоторых более поздних анналах и хрониках. Рукописный список 1701 года описывает двух отдельных князей, как игумена Раду и Паисе [ sic ] Приб[е]агуль («Паисе Изгой»), в неправильной последовательности. [ 177 ] В 1850-х годах эссеист Ричард Куниш записал Пейси как правившего в 1536–1546 годах и выдвинул гипотезу, что он умер монахом после своего свержения. [ 178 ] Путаница также всплыла в более поздней историографии. В 1895 году филолог Эмиль Пико утверждал, что имя «Петру» относится к Петрашку, и пришел к выводу, что к 1544 году Пейзи уступил свой трон своему предполагаемому сыну. [ 179 ] Гейн также пишет, что причина изгнания Пейзи была связана с его причастностью к смерти Альвизе Гритти , фаворита Османской империи, которая произошла в 1534 году. [ 134 ] Другая ошибка, которая была развенчана только в 1941 году, заключалась в том, что Паиси сражался против самозванца Дрэгича Гогоашэ , который уже был мертв в 1530 году. [ 180 ] Ошибочная датировка одного документа, после того как она была исправлена, также заставила некоторых ученых, в том числе Иоана К. Филитти , предположить, что Пейзи действительно недолго правил в 1534 году, до убийства Влада Винтилэ. [ 181 ]

Появление румынского национализма в 19 веке также превратило Пейзи в неприятную историческую фигуру. Уступка Брэилы традиционно изображается в румынской историографии как худшее событие Паиси. [ 182 ] Однако, по мнению Геонеа, это могло быть неизбежным, учитывая «баланс сил и интерес Османской империи в контроле над Дунаем». [ 2 ] Другой историк, Штефан Андрееску, утверждает, что Сулейман аннексировал Брэилу именно в качестве мести за более раннее участие Паиси в антиосманских интригах. [ 183 ] Как отмечал в 1996 году журнал Magazin Istoric , Паиси, в отличие от других принцев, никогда не публиковал о себе монографии при румынском коммунистическом режиме (1948–1989). В обзоре предполагается, что это произошло потому, что Пейзи не смогла подняться до национал-коммунистических стандартов. [ 184 ] Тем не менее правление Пейзи было темой романа 1976 года «Cînd au venit Neagoe Vodă ». Эманоила Копэчиану [ 185 ]

Раду Паисие был одним из череды князей, которые укрепили использование валашского оружия , изображая однотонную птицу в различных положениях. В течение этого периода в своей истории животное сознательно изображалось как «гибридное», сохраняющее элементы беркута и некоторые черты, напоминающие ворона . [ 186 ] Эмблема в виде паутины узловатых линий представлена ​​в печатных изданиях Любавича. [ 187 ] Дизайн был стандартизирован только в соответствии с геральдическими нормами при князе Патрашку, который был вдохновлен искусством эпохи Возрождения . [ 188 ] Другим геральдическим изображением, используемым в тандеме на печатях Пейзи, был вариант темы, названной plantatio nova историками и геральдистами («новая плантация»), начиная с В. А. Урекии . [ 189 ] На последней работе изображены две человеческие фигуры, Принц и его (первенец) сын, в полных регалиях, по обе стороны дерева. В таком виде он был представлен Раду Красивым в 1460-х годах и засвидетельствован как минимум двумя отпечатками печатей, использованных Пейзи. [ 190 ]

В западных гербах 1530-х годов и позже Валахии ошибочно приписывали льва — происхождение этого символа может быть связано с неправильным прочтением рукописи Ульриха Рихенталя или может происходить из традиции, касающейся Кумании . [ 191 ] На похоронах Фердинанда I в 1565 году было изображено знамя с гербом «Валахии» со львом, хотя, как заметил историк Геза Паллфи, в более общем смысле это может относиться к притязаниям Фердинанда на всю Куманию. [ 192 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Славянские транскрипции и транслитерации, как указано в Ионеску-Нишкове, стр. 153–154; Греческий вариант в Йорге (1923), стр. 175.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Геонеа, стр. 50.
  3. ^ Cîrstina, passim ; Геонеа, с. 49–50; Резакевич (1998), проходной
  4. ^ Фенешан и Бакке-Граммон, стр. 67, 75; Джорджеску, с. 50–51; Геонеа, с. 49
  5. ^ Николаеску, стр. 65; Попа-Горжану, стр. 318.
  6. ^ Гейн, стр. 138; Николаеску, стр. 65, 293, 307.
  7. ^ Донатус, стр. 62; Николаеску, стр. 65.
  8. ^ Перейти обратно: а б Геонеа, стр. 49.
  9. ^ Гейн, стр. 65; Геонеа, стр. 49–50; Йорга (1923), стр. 175; Резакевич (1998), стр. 53. См. также Йорга (1921), стр. 10.
  10. ^ Рамуреану, стр. 755–756.
  11. ^ Йорга (1923), стр. 175.
  12. ^ Резакевичи (2008), стр. 101–102
  13. ^ Попа-Горжану, стр. 315–316, 318
  14. ^ Корнелиу Альбу, «Кювин раньше», Николаус Олахус , Переписка с батавскими и фламандскими гуманистами , стр. XVI. Бухарест: Издательство Минерва , 1974. ОСЛК   434074699
  15. ^ Резакевичи (2008), стр. 102–103
  16. ^ Перейти обратно: а б Фенешан и Бакке-Граммон, с. 71
  17. ^ Фенешан и Бакке-Граммон, стр. 71, 73
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Йорга (1921), стр. 10.
  19. ^ Перейти обратно: а б Попа-Горжану, о. 318
  20. ^ Гейн, с. 64
  21. ^ Кирстина, с. 117; Фенешан и Бакке-Граммон, стр. 73–74; Геонеа, с. 50; Резачевич (1998), стр. 53–54. См. также Донат, с. 61; Филипеску, с. 53–54
  22. ^ Геонеа, стр. 50; Попа-Горжану, стр. 318; Николаеску, стр. 65.
  23. ^ Дэн Плеша, «Нягое воевода - настоящий бессарабец», в журнале «Исторический» , октябрь 1971 г., стр. 9.
  24. ^ Марку Беза , «Старые связи с Англией», в журнале Magazin Istoric , сентябрь 1982 г., стр. 32.
  25. ^ Николае Йорга , «Хроника», в Revista Istorică , Том XXV, выпуски 4–6, апрель – июнь 1939 г., стр. 191.
  26. ^ Николаеску, стр. 65.
  27. ^ Гейн, стр. 64–65; Геонеа, стр. 50; Йорга (1921), стр. 9, 10, 39, 111; Рамуреану, стр. 756–757; Заболотная, стр. 13.
  28. ^ Гейн, стр. 61–64; Йорга (1921), стр. 39.
  29. ^ Перейти обратно: а б Заболотная, с. 13
  30. ^ Николаеску, стр. 293–294, 307.
  31. ^ Геонеа, с. 50. См. также Илие, с. 22
  32. ^ Фенешан и Бакке-Граммон, стр. 73–74
  33. ^ Фенешан и Бакке-Граммон, с. 73
  34. ^ Геонеа, стр. 50; Николаеску, стр. 64.
  35. ^ Резачевич (1990), с. 430. См. также Резакевичи (1978), с. 246
  36. ^ Перейти обратно: а б с Михаэла Аврам, «Малая гидронимия долины Арджеш», в «Анналах Профессиональной ассоциации географов Румынии» , том VII, выпуск 7, 2016 г., стр. 58.
  37. ^ Филипеску, стр. 54; Николаеску, стр. 65, 83, 242, 246, 247, 266, 293–294, 356; Пико, стр. 195.
  38. ^ Кирстина, стр. 117.
  39. ^ Д. Джуреску, стр. 188.
  40. ^ Кирстина, стр. 112, 117–118; Геонеа, стр. 50.
  41. ^ Кирстина, стр. 112, 125, 127, 128; Резачевич (1998), стр. 53–55, 58
  42. ^ Перейти обратно: а б с Фенешан и Бакке-Граммон, с. 74
  43. ^ Попа-Горжану, с. 318; Резачевич (1998), стр. 53–54
  44. ^ Резачевичи (1998), с. 54
  45. ^ Цирстина, р. 128; Фенешан и Бакке-Граммон, с. 74; Резачевич (1998), стр. 53, 55
  46. ^ Фенешан и Бакке-Граммон, с. 74; Попа-Горжану, с. 318; Резачевич (1998), с. 53
  47. ^ Донат, стр. 65, 142, 144
  48. ^ Кирстина, стр. 117, 128; Резачевич (1998), стр. 58; Стойческу, стр. 97–98. См. также Донат, стр. 51, 61, 63–65, 69, 142, 146; Филипеску, стр. 54.
  49. ^ Донатус, стр. 51, 62, 63–65, 69, 150, 172; Стойческу, стр. 83, 89, 104. См. также Cырстина, стр. 117–118, 133.
  50. ^ Резачевичи (1998), стр. 54–58
  51. ^ Оливия Сенчук-Борча, «Культурно-религиозный аспект еды в Молдове и Валахии (16-18 века)», в «Исторических исследованиях» , Vols. XXIV–XXVI, 2005–2007 гг., стр. 178–179.
  52. ^ Донат, стр. 92–93, 95, 100, 110–111, 113
  53. ^ Донат, стр. 62, 66, 159
  54. ^ Учитывая, с. 63
  55. ^ Донат, стр. 48, 66–67
  56. ^ Донат, стр. 66–67, 162, 171–172
  57. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Геонеа, стр. 51.
  58. ^ Резачевичи (1998), с. 55
  59. ^ Гемиль, с. 156
  60. ^ Гемил, стр. 156–160
  61. ^ Рождество, стр. 46–47.
  62. ^ Фенешан и Бакке-Граммон, с. 74; Геонеа, с. 51
  63. ^ Николае Григораш, «Предшественник Михаила Храброго», в Леон Шимански (редактор), Петру Рареш , стр. 107–108. Бухарест: Издательство Академии , 1978 г.
  64. ^ Геонеа, с. 50. См. также Донат, с. 63–65
  65. ^ Кирстина, стр. 128.
  66. ^ Стойческу, стр. 60, 95, 98. См. также Донат, с. 64–65
  67. ^ Стойческу, стр. 60.
  68. ^ Донат, с. 64; Сачердоцяну, с. 22
  69. ^ Донатус, стр. 63; Геонеа, стр. 50.
  70. ^ Перейти обратно: а б Стойческу, стр. 95.
  71. ^ Николаеску, стр. 62–63.
  72. ^ Иоан М. Неда, «Разное. Дополнения к списку денег и каймакам Крайовы», в Revista Istorică Română , Vols. XI–XII, 1941–1942, стр. 370–371.
  73. ^ Перейти обратно: а б Николаеску, стр. 307.
  74. ^ Cîrstina, стр. 117–118, 128–129, 133. См. также Croitoru, стр. 211.
  75. ^ Рамуреану, стр. 755.
  76. ^ Константин К. Джуреску , История Бухареста. С древнейших времен до наших дней , стр. 53–54. Бухарест: Литературное издательство , 1966. ОСЛК   1279610 ; Панайт И. Панайт, «Битвы за оборону Бухареста в 16 веке», в Национальном музее , Том VI, 1982, стр. 149–151.
  77. ^ Перейти обратно: а б Георгеску, стр. 51.
  78. ^ Матей Казаку, «Брачные и политические стратегии кантакузенов при туркократии (15–16 века)», в Revue des Études Roumaines , Vols. XIX–XX, 1995–1996, с. 170
  79. ^ Татарский, стр. 336–337.
  80. ^ Татарский, с. 338.
  81. ^ Геонеа, с. 51; Резакевич (1978), стр. 239–241
  82. ^ Резакевичи (1978), стр. 239–240
  83. ^ Николаеску, стр. 160–161, 218.
  84. ^ Резачевичи (1978), стр. 240–241
  85. ^ Филипеску, стр. 59; Геонеа, стр. 51.
  86. ^ Резакевичи (1978), с. 241
  87. ^ Резакевичи (1978), с. 242
  88. ^ Николаеску, стр. 75.
  89. ^ Резачевичи (1978), стр. 241–242
  90. ^ Резачевич (1990), с. 431
  91. ^ Резачевичи (1978), стр. 248–249
  92. ^ Резачевичи (1978), стр. 251–252
  93. ^ Резачевичи (1990), стр. 435–436. См. также Резачевич (1978), с. 245
  94. ^ Резачевич (1990), с. 449
  95. ^ Резакевичи (1978), с. 250
  96. ^ Коман, стр. 98–99, 102
  97. ^ Резакевичи (1978), с. 258
  98. ^ Цирстина, стр. 118, 133; Коман, с. 92; Фенешан и Бакке-Граммон, с. 75; Геонеа, с. 51
  99. ^ Коман, с. 92
  100. ^ Резакевичи (1978), с. 260
  101. ^ Леон Ламуш , История Турции: от истоков до наших дней , стр. 99–100. Париж: Editions Payot, 1934 г.
  102. ^ Сорин Бульбоакэ, «Военные прерогативы денег Лугожа-Карансебеша в XVI–XVII веках», в журнале «Наука и культура» , том VI, выпуск 2, июнь 2010 г., стр. 86.
  103. ^ Филипеску, стр. 54. См. также Гейн, стр. 65.
  104. ^ Кирстина, стр. 118, 129.
  105. ^ Перейти обратно: а б Казаку (2013), стр. 21.
  106. ^ Кирстина, стр. 128–129.
  107. ^ Казаку (2013), стр. 21–22; Кристина, стр. 118; Филипеску, стр. 54–55; Геонеа, стр. 50–51; Стойческу, стр. 83, 94.
  108. ^ Стоик, стр. 32, 90, 97, 104. См. также Cristocea et al. , с. 23; Донат, с. 56, 63, 66, 141, 146, 149–150
  109. ^ Донат, стр. 65–66, 74, 114
  110. ^ Геонеа, стр. 50–51
  111. ^ Стойческу, стр. 90, 94, 104
  112. ^ Кристоцеа и др. , с. 23
  113. ^ Петронель Захарюк, «Группа славяно-румынских документов XVI века (1524–1549) по истории румынской страны», в Revista Istorică , Том XXII, выпуски 5–6, 2011, стр. 464.
  114. ^ Симона Мунтяну, «Средневековое городское поселение у впадения реки Яломица в Дунай - город Флочи», в Бюллетене музея уезда Телеорман. Серия «Археология» , Том 9, 2017, стр. 198–199.
  115. ^ Ионеску-Нишков, стр. 153–155.
  116. ^ Портной, стр. 210.
  117. ^ Оана Ризеску, «Крепостное право и проникновение капитализма в румынские страны. От османского господства до неоиобагии », в Николасе Каррье (редактор), « Новые крепостные права» и общество в Европе (13–20 века). Материалы Безансонской конференции (4) –6 октября 2007 г.) , стр. 312. Кан: Ассоциация истории сельских обществ, Университет Жана Мулена, Лион 3 и Presses Universitaires de Rennes , 2010. ISBN   978-29-11369-09-4
  118. ^ Маргарита Куюмджиева, «О взаимоотношениях между Валахией и болгарами в 17 веке: благотворители и бенефициары», в Revue des Études Sud-est Européennes , Vol. ЛИВ, выпуски 1–4, январь–декабрь 2016 г., с. 151
  119. ^ Михай Максим, «Отношения румынских стран с архиепископством Охридским в свете неопубликованных турецких документов», в Revue des Études Sud-est Européennes , Vol. XIX, выпуск 5, октябрь – декабрь 1981 г., стр. 654–663
  120. ^ Йорга (1923), стр. 174–177.
  121. ^ Илия, стр. 22–23; Николаеску, стр. 77.
  122. ^ Кирстина, стр. 118; Маринеску, с. 227.
  123. ^ Филипеску, стр. 60; Гейн, стр. 65, 138; Геонеа, стр. 51; Йорга (1921), стр. 10; Николаеску, стр. 307.
  124. ^ Гейн, стр. 65, 138
  125. ^ Маринеску, стр. 227.
  126. ^ Кирстина, стр. 118, 119; Донатус, стр. 69, 146, 148; Стойческу, с. 98.
  127. ^ Донатус, стр. 69–70, 74, 164; Стойческу, стр. 83, 89.
  128. ^ Стойческу, стр. 45. См. также Кирстина, стр. 119; Портной, стр. 211; Донатус, стр. 68; Филипеску, стр. 60–61.
  129. ^ Рауреану, стр. 757.
  130. ^ Перейти обратно: а б Кристина, стр. 119; Стойческу, стр. 32.
  131. ^ Кирстина, стр. 119.
  132. ^ Стойческу, стр. 32.
  133. ^ Рождество, стр. 46.
  134. ^ Перейти обратно: а б Гане, с. 65
  135. ^ Учитывая, с. 161
  136. ^ Учитывая, с. 62
  137. ^ Павел Чихайя , «Лица и достижения воеводств. Владислав I», в Аргеше , Том XII, выпуск 1, март 1977 г., стр. 18; Атанасия Вэтиш, «Вотивный портрет Негоэ Басараба», в книге Николае-Кристиана Кады (ред.), Святой воевода Негоэ Басараб - строитель церквей и румынской культуры , стр. 213–214. Бухарест: Слово жизни, 2012. ISBN   978-606-93171-5-0
  138. ^ Гейн, стр. 89, 138
  139. ^ Стойческу, стр. 97.
  140. ^ Кирстина, стр. 120. См. также Гейн, стр. 138; Николаеску, стр. 65.
  141. ^ Николаеску, стр. 46, 65, 293–294.
  142. ^ Кирстина, стр. 120.
  143. ^ Филипеску, стр. 81–82
  144. ^ Йорга (1921), стр. 41.
  145. ^ Гейн, стр. 138–140; Заболотная, с. 20
  146. ^ Николаеску, стр. 294–297, 300–301.
  147. ^ Стойческу, стр. 58–59
  148. ^ Брэтулеску, стр. 11–14, 19; Кристоцеа и др. , стр. 8
  149. ^ Кристоцеа и др. , стр. 10, 23
  150. ^ Филипеску, стр. 54.
  151. ^ Учитывая, с. 72
  152. ^ Донат, стр. 62–63, 72
  153. ^ Илиас, стр. 22–23
  154. ^ Балш, стр. 49–50.
  155. ^ Милый, стр. 75–76.
  156. ^ Балш, стр. 51–52.
  157. ^ Ницца, стр. 76; Николеску, стр. 107.
  158. ^ Мило, стр. 76.
  159. ^ Евгения Гречану, Средневековый городской ансамбль Питешти , стр. 35, 49. Бухарест: Национальный музей истории Румынии , 1982. ОСЛК   604144102
  160. ^ Ницца, стр. 75; Николеску, стр. 99, 107.
  161. ^ Николеску, стр. 99.
  162. ^ Николеску, стр. 77.
  163. ^ Ницца, стр. 75.
  164. ^ Йорга (1921), стр. 111.
  165. ^ Николеску, стр. 94.
  166. ^ Димитриос Лиакос, «Византийские и пост-византийские афонские посвятительные надписи в историческом и археологическом контексте», в Текстове. Надписи. Образи. Художественные чтения , выпуск 1/2016, стр. 170–172.
  167. ^ Елена Эне Дрэгичи-Василеску, «Монастырь Святой Екатерины на горе Синай и румыны», в Revue Des Études Sud-est Européennes , Vol. XLVII, выпуски 1–4, январь – декабрь 2009 г., стр. 77; Маринеску, с. 227–228; Рэмуряну, с. 755
  168. ^ Эрих, стр. 363–364; Йорга (1921), стр. 210–211.
  169. ^ Эрих, стр. 361, 364.
  170. ^ Йорга (1921), с. 211. См. также Эрих, с. 261–262
  171. ^ Сачердошану, стр. 18–19
  172. ^ Мариана Гойна, «Грамотные в квазиустном обществе. Молдавские и валашские канцелярские писцы (четырнадцатый-шестнадцатый века)», в Ежегоднике колледжа Новой Европы , 2010–2011, стр. 160
  173. ^ Штеффен Шландт, «Органная музыка из Брашова и Сара Барсеи с 14 по 20 век», в Сара Барсей , выпуск 2/2009, стр. 263–264; Мария Магдалена Секели, «Великие логофеты Молдавии Петру Рарешу (II)», в « Исследованиях и материалах по средней истории» , том XIV, 1996, стр. 65.
  174. ^ Д. Джуреску, стр. 197; Р. Манолеску, «Аспекты истории бухарестского бизнеса XVI века», в сб. Исследования. Журнал «История» , том XII, выпуск 5, 1959 г., стр. 52.
  175. ^ Д. Джуреску, стр. 197–198.
  176. ^ Йорга (1921), стр. 145–146.
  177. ^ Мариус Мазилу, «Старые анналы по истории Румынии с начала 18 века», на румынском языке , том LXI, выпуск 2, 2012, стр. 219, 220, 223, 224.
  178. ^ Ричард Куниш (соавтор: Виорика Нишков), Бухарест и Стамбул. Зарисовки из Венгрии, Румынии и Турции , стр. 118. Бухарест: Humanitas , 2014. ISBN   978-973-50-4606-4
  179. ^ Пико, стр. 194–195.
  180. ^ Донат, стр. 54, 157
  181. ^ Учитывая, с. 61
  182. ^ Кирстина, стр. 118; Геонеа, стр. 50.
  183. ^ Кирстина, стр. 129.
  184. ^ Вступительное примечание к Gheonea, с. 49
  185. ^ Валентин Ташку, «Археология духа или историческая проза», в Стяуа , том XXVIII, выпуск 1, январь 1977 г., стр. 2–3.
  186. ^ Черноводяну, стр. 44–45. См. также Йорга (1921), стр. 211.
  187. ^ Эрих, стр. 363; Йорга (1921), стр. 211; Пико, стр. 196–198.
  188. ^ Черноводяну, с. 45
  189. ^ Черноводяну, стр. 52–54
  190. ^ Черноводяну, стр. 53–54
  191. ^ Черноводяну, стр. 78–79
  192. ^ Геза Паллфи, «Венгерские гербы, флаги и величие в представлении династической власти Габсбургов в 16 веке», в Történelmi Szemle , Vol. XLVII, 2005, стр. 249–250
  • Георге Балш , «Cât-va [ sic ] наблюдения относительно больницы Козиа», в Бюллетене Комиссии по историческим памятникам , Vol. XX, Fasc. 52, апрель – июнь 1927 г., стр. 49–53.
  • В. Брэтулеску, «Монастырь Валя из уезда Мусчел (неизвестный фундамент Раду Паисие)», в Бюллетене Комиссии по историческим памятникам , Том XXIV, Фаск. 67, январь – март 1931 г., стр. 11–19.
  • Матей Казаку, «Девочка, которая стала мальчиком и прожила сто лет», в журнале «Исторический» , сентябрь 2013 г., стр. 19–22.
  • Дэн Черноводяну, Наука и геральдическое искусство в Румынии . Бухарест: Научно-энциклопедическое издательство , 1977. ОСЛК   469825245
  • Ирина Ф. Кирстина, «Круги власти в Валахии в 16 веке: лорды и дворяне», в Кумидава , Том XXIX, 2007, стр. 110–133.
  • Мариан Коман, «Риторическая игра. Трансильванская региональная идентичность в средневековых валашских источниках», в Annales Universitatis Apulensis. Серия Historica , Vol. 16, выпуск II, 2012 г., стр. 87–104.
  • Джино Марио Крэчун, «Менее известная история замка Винцул де Жос», в журнале «Исторические перспективы» , № 1. 6/2012, стр. 46–50.
  • Спиридон Кристоча, Мариус Пэдурару, Ион Думитреску, «Археологические исследования церкви монастыря Валя, уезд Арджеш (кампания 2012 г.)», в Аргесисе. Исследования и коммуникации. Серия «История» , Том XXIII, 2014, стр. 7–24.
  • Габриэль Феличиан Кроитору, «Некоторые аспекты границы между Валахией и каза Джурджу в XVI–XIX веках», в Studia et Documenta Turcologica , выпуск 1/2013, стр. 207–223.
  • Ион Донат, Княжеское владение в Валахии (XIV–XVI вв.) . Бухарест: Энциклопедическое издательство , 1996. ISBN   973-454-170-6
  • Василе Дрэгуц, «Старорумынская живопись (XI—XVIII века)», в Василе Дрэгуц, Василе Флоря, Дан Григореску , Марин Михалаке (ред.), Румынская живопись в изображениях , стр. 7–104. Бухарест: Издательство «Меридиан» , 1970. ОСЛК   5717220
  • Агнес Терезия Эрих, «Дмитрие Любавич и полиграфическое искусство Тырговиште», в Журнале румынских литературных исследований , Nr. 5/2014, стр. 361–365.
  • Кристина Фенешан, Жан-Луи Бакке-Граммон, «Заметки и другие документы об Алоизио Гритти и румынских странах», в Anatolia Moderna. Новая Анатолия , Том. III, 1992, стр. 61–103.
  • Константин Кэпитанул Филипеску, Истории лордов Румынии, включая историю гор с начала до 1688 года . Бухарест: IV Сосеку , 1902. ОСЛК   38610972
  • Константин Гейн , Прошлые жизни дам и господ. Том И. Бухарест: Luceafărul SA, [1932].
  • Тахсин Гемил , «Османско-татарско-польская агрессия и падение Петру Рареша», в Леоне Шимански (редактор), Петру Рареш , стр. 151-160. Бухарест: Издательство Академии , 1978.
  • Влад Георгеску , Румыны. История . Колумбус: Издательство Университета штата Огайо , 1991. ISBN   0-8142-0511-9
  • Валентин Геонеа, «Спорный правитель - Раду Паисие», в журнале «Исторический» , сентябрь 1996 г., стр. 49–51.
  • Дину К. Джуреску , «Экономические отношения Румынской земли со странами Балканского полуострова с 14 века до середины 16 века», в Romano-Slavica. История , Том XI, 1965, стр. 168–201.
  • Ливиу Мариус Илие, «Ангельская легитимация политической власти в восточно-средневековой иконографии», в Arhivele Oltenia , Vol. 22, 2008, стр. 15–24.
  • Траян Ионеску-Нишков, «Два новых документа первой половины 16 века», в Романославице , Том V, 1962, стр. 151–155.
  • Николае Йорга ,
    • История румын в лицах и иконах . Крайова: Рамури , 1921.
    • «Начало епископства Бузэу», в «Историческом журнале », том IX, выпуски 10–12, октябрь – декабрь 1923 г., стр. 173–177.
  • Адриан Маринеску, «Связи румынских правителей с Синаем», в Ежегоднике факультета православного богословия Патриарха Юстиниана , Том VII, 2007, стр. 223–244.
  • Стойка Николаеску, Славяно-румынские документы об отношениях Валахии и Молдавии с Трансильванией в веке. XV и XVI. Коммерческие привилегии, королевские и частные письма из архивов Сибиу, Брашова и Бистрицы в Трансильвании . Бухарест: Лито-Типография Л. Моцацяну, 1905. ОСЛК   767577459
  • Корина Николеску, «Искусство на румынской земле в XV—XVI веках», в книге Джорджа Опреску (ред.), Краткая история пластического искусства в RPR , Том 1, стр. 78–111. Бухарест: Издательство Академии , 1957. ОСЛК   7162839
  • Эмиль Пико , «Взгляд на историю книгопечатания в румынских странах XVI века», в книге « Столетие школы живых восточных языков», 1795–1895. Сборник воспоминаний , с. 183–222. Париж: Imprimerie nationale , 1895. ОСЛК   46184289
  • Корнелия Попа-Горьяну, «Despre originea lui Nicolaus Olahus (1493–1568)», в Terra Sebus. Acta Musei Sabesiensis , Том 6, 2014 г., стр. 315–326.
  • Иоан И. Рэмуряну, «Митрополиты Унгровлахиеи», в Румынской Православной Церкви , выпуски 7–10/1959, стр. 722–826.
  • Константин Резакевич,
    • «Внешняя политика», Леон Шимански (редактор), Петру Рареш , стр. 229–263. Бухарест: Издательство Академии, 1978.
    • «Петру Рареш между султаном и христианским миром в 1541–1542 годах, согласно новым польским источникам — Послание «шляпника» Петра Вартича от 1542 года — (I)», в Revista Istorică , Том I, Выпуск 5, май. 1990, стр. 427–455.
    • «Два поэта, характер и правда. «Банул Мэрэчин» - неизвестный господин», в журнале «Исторический» , октябрь 1998 г., стр. 53–58.
    • «Матиас Корвин и его родственники через союз с княжеским родом Басараба I из Валахии», в Аргесисе. Исследования и коммуникации. Серия «История» , Том XXVII, 2008 г., стр. 99–105.
  • Аурелиан Сакердоцяну, «Поселение Раду Паисие для епископства Бузэу», в Revista Istorică , том XXII, выпуски 1–3, январь – март 1936 г., стр. 18–23.
  • Н. Стойческу, Словарь великих правителей Валахии и Молдавии. Разд. XIV–XVII . Бухарест: Энциклопедическое издательство, 1971. ОСЛК   822954574
  • Октавиан Татар, «Штефан Майлат. Работа по «национальному восстановлению» трансильванского характера в старой румынской историографии», в Terra Sebus. Acta Musei Sabesiensis , Том 7, 2015 г., стр. 331–355.
  • Людмила Заболотная, «Институт брака в эпоху средневековья: препятствия и запреты. Исследования исторической антропологии и сравнительных исследований», в Тирагетии. История – Музееведение , Том V, выпуск 2, 2011 г., стр. 9–30.
Раду Паисие
Родился: ок. 1500   Умерло: ?
Царственные титулы
Предшественник Принц Валахии
12 июня 1535 г. – февраль 1536 г.?
Преемник
Предшественник Принц Валахии
Февраль 1536 года? – Июнь 1539 года?
Преемник
Шербан из Изворани
( туз стюарда )
Предшественник
Шербан из Изворани
( туз стюарда )
Принц Валахии
Сентябрь 1539 г. - начало 1544 г.
Преемник
Строе Флореску и Лайота Басараб
Предшественник
Строе Флореску и Лайота Басараб
Принц Валахии
1544 – февраль 1545 г.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 63bcafbcd78f2482143264b67dedc140__1703969700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/40/63bcafbcd78f2482143264b67dedc140.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Radu Paisie - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)