Раду Паисие
Раду VII Паисие (Петр I) Радул Воевода (Радул воевода) | |
---|---|
![]() Раду Паисие как основатель . Фреска Давида и Радослава в лазарете монастыря Козиа. | |
Принц Валахии | |
Царствование | 12 июня 1535 г. – февраль 1536 г.? |
Предшественник | Влад Винтилэ из Слатины |
Преемник | Барбу Мэрасине ? |
Царствование | Февраль 1536 г.? – Июнь 1539 г.? |
Предшественник | Барбу Мэрасине ? |
Преемник | Шербан из Изворани ( туз стюарда ) |
Царствование | Сентябрь 1539 г. - начало 1544 г. |
Предшественник | Шербан из Изворани ( туз стюарда ) |
Преемник | Строе Флореску и Лайота Басараб |
Царствование | 1544 – февраль 1545 г. |
Предшественник | Строе Флореску и Лайота Басараб |
Преемник | Мирча Пастух |
Рожденный | Питер (Петерц) что. 1500 Округ Арджеш ? |
Умер | неизвестная дата Александрия или Синай , Египет Эялет |
Супруг | Стана (ум. около 1535 г.) Руксандра (м. ок. 1535; ум. ок. 1572) |
Проблема | Марко Влад Патраску Добрый ? Мария Карстина |
Династия | Вы шутите ? |
Отец | Раду Великий ? Камень? |
Религия | православный |
Занятие | Торговец рыбой, монах |
Подпись | ![]() |
Radu VII Paisie , officially Radul voievod(a) ( Church Slavonic : Радул воєвода; Greek : Ῥαδουλ-Βοδα , romanized : Radul-Voda ), [ 1 ] также известный как Раду вода Майескул , Раду вода Калугэрул , Петру I и Петру де ла Арджеш (ок. 1500 г.) [ 2 ] - после 1545 г.), был принцем Валахии почти непрерывно с июня 1535 г. по февраль 1545 г. Человек неопределенного происхождения, он изображал себя наследником Дома Басарабов и Дракулештов : сыном князя Раду Великого и сводным братом. Влада Винтилэ и Раду Афуматского . Ученый Николаус Олах частично поддержал эту версию и далее утверждал, что Пейзи была его двоюродной сестрой. Это происхождение подтверждается некоторыми современными историками, тогда как другие предполагают, что Паисий был постоянным членом боярского сословия или даже торговцем рыбой . Известно, что до своей коронации он был монахом Валашской православной церкви .
Паисий занял трон как боярский фаворит после убийства Влада Винтилэ. Несмотря на его непосредственную дань уважения Османской империи , которая осуществляла сюзеренскую власть над Валахией, некоторые записи предполагают, что в начале 1536 года он был изгнан претендентом Барбу Мэрэсином и, возможно, также искалечен, частично порезав ему нос. Он вернулся в страна, возможно, поддержанная Восточно-Венгерским королевством , устроила кровавые репрессии. Затем он подтвердил свою верность османскому султану Сулейману Великолепному и участвовал в экспедициях Сулеймана в Венгрию . Его репрессии против бояр вызвали новые восстания, которые привели к двум другим коротким междуцарствиям: в 1539 году Шербан Изворанский утвердился в качестве регента; в течение двух месяцев в начале 1544 года Строе Флореску и Лайота Басараб взяли столицу Тырговиште , но потерпели поражение от Пайси при Фынтана-Циганулуй .
Возможно, в качестве благодарности за военную поддержку, Пейси уступил османам порт Брэила . Вместо этого, после его набегов на Трансильванию , ему было подтверждено личное владение двумя внутренними цитаделями, Винцу-де-Жос и Вурпар . Несмотря на поддержку Сулеймана, Пейзи также продолжал развивать идеи освобождения христианского мира и Балкан от османского владычества и в 1543 году даже подписал союз с Габсбургским королевством Венгрия . Слухи об изменении политики и интриги другого претендента, Мирчи Пастыря , в конечном итоге заставили Сулеймана свергнуть его. Это было сделано с помощью тщательного планирования, в результате чего Пейзи не смогла отреагировать до того, как Мирча получил полный контроль над Валахией. В конце концов Пейси был сослан в Египет Эялет , где он провел остаток своей жизни.
Двое его засвидетельствованных сыновей, включая его соправителя Марко, были либо убиты семьей Мирчи, либо исламизированы при дворе Сулеймана. Возможный третий сын, Патрашку Добрый , стал править Валахией в 1550-х годах, между двумя правлениями Мирчи. Эта линия сделала Раду Паисие дедушкой двух других принцев, Петру Черчела и Михаила Храброго . В истории культуры Паисие запомнилось как покровительница церковнославянского языка и одно время спонсор печатника Димитрия Любавича ; а также был монархом, завершившим строительство монастырских комплексов в Арджеше , Козии , Деалу и Тисмане . Благодаря таким предприятиям он и Марко возвысились до вымышленного статуса защитников восточно-православной церкви , противопоставляя свое реальное подчинение Сулейману.
Биография
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Избрание Раду Паисие на престол стало возможным благодаря краху общественного порядка и угасанию правящей династии — Дома Басарабов . Выборный обычай Валахии всегда позволял сыновьям, рожденным вне брака, оспаривать трон, создавая предпосылки для массовых убийств среди претендентов; в 1500-е годы эта распри усугубилась гражданскими войнами между фракциями боярской знати . Они поддерживали отдельных претендентов в обмен на господство над делами страны. [ 3 ] Конфликты допускались Османской империей , которая осуществляла сюзеренитет над Валахией и соседней Молдавией ( Дунайскими княжествами ) на протяжении всей средневековой эпохи . Падение Венгрии в 1526 году оставило обе страны под полным контролем Блистательной Порты . [ 4 ]
Мало что известно о происхождении и молодости Раду Паисие, хотя часто предполагается, что он был крещен как «Петру» и имел прочную связь с округом Арджеш в Мунтении . [ 5 ] По некоторым данным, он был женат на леди Стане. [ 6 ] Также известно, что у него была сестра Карстина. [ 7 ] В документе, изданном Михаилом Храбрым, , что Паиси был торговцем рыбой, называя его Раду водэ Майескул — «Раду воевода майи подразумевается », от устаревшей меры веса рыбы. [ 8 ] Еще одно достоверное сообщение состоит в том, что он родился в боярстве и после смерти жены принял сан в монастыре Арджеш . Ученый Валентин Геонеа предполагает, что Петру был вынужден уйти в монашеское уединение князем Владом Винтилой де ла Слатина после ранней попытки захватить трон. [ 8 ] Письменная традиция утверждает, что в Арджеше он был известен как игумен Паисие. [ 9 ] Церковный историк Иоанн И. Рэмуряну дополнительно отмечает, что Петру был монахом в то же время, что и Варлаам, который служил Валашским митрополитом по крайней мере с 1536 года, и Анания, сменивший Варлаама в 1544 году. [ 10 ] Среди современных историков Николае Йорга предполагает, что монашеская карьера Паисии могла начаться раньше. Он отмечает, что Пейзи, который может быть тем же самым, что и будущий принц, был отправлен в 1522 году с церковной миссией в город Корона , Анжуйцами управляемой в Трансильвании . [ 11 ]
В других записях Пейси рассматривается как член семьи Басараб. Ранний отчет ученого Николая Олаха описывает Петруса аб Аргиеса , скорее всего, будущего Паиси, рожденного от меньшего Басараба по имени Станчул ( Станцул ). Последний, как сообщает Олахус, был обезглавлен во время одного из трех царствований Влада Цепеша в Валахии как предполагаемый заговор против трона. [ 12 ] Как отмечает историк Корнелия Попа-Горжану, этот рассказ сделает Олахуса и Пейси двоюродными братьями и членами ветви Басарабов Данешть . [ 13 ] Текст Олахуса одобрен историком литературы Корнелиу Албу, который далее предполагает, что Олахус и Пейзи, возможно, переписывались друг с другом на румынском языке. [ 14 ]
Историк Константин Резакевич утверждает, что Паиси и Олахус не были биологическими родственниками: Паиси действительно родился у жены Станчула, но его биологическим отцом был Раду Великий , что давало Паиси равные права наследования. [ 15 ] Ученые Кристина Фенешан и Жан-Луи Бакке-Граммон записывают письмо от 15 июля 1535 года, отправленное из Восточно-Венгерского королевства Яном Заполя ; там отмечается, что безымянный сын Раду «уверил, что царствующий воевода был правонарушителем, принял монашеский постриг и изменил свой облик». [ 16 ] Фенешан и Бакке-Граммон идентифицируют этот текст как ссылку на Пейзи/Петру. [ 17 ] Различные другие авторы, считающие Пейси Басарабом, видят в нем наследника соперника Дрэкулешти . В их число входит историк Йорга, который принимает утверждение Пейси о том, что он был естественным сыном Раду Великого. [ 18 ] Попа-Горджану аналогичным образом заключает, что «Петру из Аргеша был сыном Раду Великого, о чем свидетельствуют все приказы и документы, а не сыном Станчу, дяди Олахуса». [ 19 ] Напротив, специалист по генеалогии Константин Гейн считает Пейси сыном Станчула, а не сыном Раду. Далее он предполагает, что Пейси имела более отдаленное отношение к Дрэкулештам, будучи прямым потомком Влада Цепеша. [ 20 ]
Прийти к власти
[ редактировать ]В июне 1535 года могущественные бояре Крайовешть и их союзники инсценировали убийство Влада Винтилэ, а затем спланировали избрание Паисия на престол. [ 21 ] После своей коронации 12 июня [ 16 ] Пейси взял царственное имя «Раду», подчеркивая его предполагаемое происхождение от Раду Великого. [ 22 ] Историк Дэн Плеша также отмечает, что «Петру не было общим именем для валашских князей» и что «Раду» было предпочтительным новым именем для монархов, вплоть до Раду Шербана 17-го века . [ 23 ] Ученый Марку Беза отмечает, что Пейзи все еще называл себя своим именем при рождении в ораре 1538 года с его посвящением (часть коллекции Музея Виктории и Альберта ). [ 24 ] Йорга далее отмечает, что в этом элементе используется Пєтрţ, что указывает на румынское кириллическое написание народного Петру , тогда как остальная часть текста использует церковнославянский язык . [ 25 ]
Притязания Пейси на легитимность также подкреплялись его регулярными пожертвованиями в пользу Метеоры — обычай, в основном связанный с его предполагаемым отцом. [ 26 ] Затем он взял себе в жены леди Руксандру . Согласно различным прочтениям, она была дочерью Неаго Басараба и принцессы Милицы , ранее бывшей замужем за Раду из Афумачи , которого Паиси называл своим умершим братом. [ 27 ] Будучи женщиной исключительной красоты, в 1525 году она спровоцировала войну между своими женихами, натравив Раду Афуматского на князя молдавского Стефана IV . [ 28 ] Историк искусства Павел Чихайя поддерживает мнение, что, женившись на своей бывшей невестке, Пейси совершил инцест, как это определено в Библии . [ 29 ] Особое мнение высказывает ученый Стойка Николаеску, который утверждает, что Руксандру Пайсие «не следует путать» с ее предшественницей, которая к тому времени повторно вышла замуж за конкурирующего претендента Лайоту Басараба. [ 30 ]
Как отметил Йорга, правление Паисие эффективно объединило «в его лице» Дрэкулешть и Дэнешть. [ 18 ] Действуя от его имени, Крайовешть также запросили подтверждения у османского султана , Сулеймана Великолепного которому они отправили подарок в размере 1 миллиона акчелеров . [ 31 ] Как признавались в коллективном письме, бояре испытывали угрызения совести за то, что не испросили одобрения Сулеймана перед выборами, но также объясняли, что это было бы сложно в то время, когда сюзерен вел войну на Ближнем Востоке . [ 2 ] Заполья согласился поговорить с Сулейманом от имени цареубийц, некоторые из которых нашли временное убежище на его трансильванских землях. [ 32 ] Он также вмешался от имени Пейси, сообщив Сулейману, что бывший монах был «незначительным слугой», на которого можно положиться в сохранении Валахии в сфере влияния Османской империи; 20 июля Пейси отправил в Заполю письмо, в котором присягал на верность Восточной Венгрии и Османской империи. [ 33 ] К ноябрю Пейзи получил свое османское знамя и подтверждение принадлежности к обители мира . [ 34 ] Его регулярная дань, харас , была установлена в размере 12 000 скуди в год . [ 35 ]
Раду Паисие, которому в то время было около 40 лет, был вторым бывшим монахом, получившим валашскую корону, ему в этом отношении предшествовал только принц 1480-х годов Влад Кэлугэрул . [ 2 ] Титул последнего, Кэлугэрул (буквально «Монах») иногда также применяется к Раду Паисие. [ 36 ] [ 37 ] Новое правление было «относительно долгим» по меркам того периода, но «не спокойным». [ 38 ] Как записал музыкант и летописец Иероним Остермайер , Пейзи начал свое правление как подставное лицо, которое «позволяло боярам делать все, что им заблагорассудится». [ 2 ] Его первые усилия были направлены на увеличение личного богатства: в октябре 1535 года он выкупил у обездоленного боярина Бэдикэ несколько деревень, полностью населенных цыганскими рабами , которые впоследствии стали его «княжескими цыганами». [ 39 ]
Эта политическая линия вскоре была изменена сложными обстоятельствами: 1536–1537 годы были анархическими. Бросив вызов своей свите, Паисий столкнулся с боярскими восстаниями, которые, возможно, на большую часть этого периода изгнали его из Валахии. [ 40 ] Эти годы также ознаменовали раскол с Крайовешть, которые выдвинули члена семьи Барбу Мэрэчине своим кандидатом на престол. По словам Резачевича, Мэрэцин был фактическим правящим принцем Валахии в феврале – апреле 1536 года и был признан таковым Портой. [ 41 ] Хотя она не называет узурпатора по имени, Фенешан и Бакке-Граммон утверждают, что он был фаворитом Паргалы Ибрагим-паши , великого визиря Османской империи . [ 42 ] Попа-Горжану также утверждает, что Пайсие «были изгнаны с помощью Турции». [ 19 ] И она, и Резакевич записывают историю в Олахусе, согласно которой «другой претендент» покалечил Петруса аб Ардьеса , приказав частично удалить ему нос, прежде чем выгнать его из страны. [ 43 ] Пейзи По словам Резакевича, увечье могло быть «символическим» порезом на перегородке , «как это было сделано со многими другими претендентами». [ 44 ]
Фенешан и Бакке-Граммон предполагают, что Паиси нашел сочувствие в Порте после падения визиря Ибрагима, которого наконец сменил Айяс Мехмед-паша . [ 42 ] По предположению нескольких авторов, Пейзи смог отвоевать Валахию только при поддержке Заполи и Стивена Майлата, воеводы Трансильвании , пригнавшего свои лоялистские войска с севера. [ 45 ] Среди первоисточников Олахус утверждал, что его двоюродный брат находился в Трансильвании во время периода изгнания. [ 46 ] Затем Пейзи смог вновь консолидировать свою власть, прибегнув к жестоким репрессиям. В некоторых записях описываются другие более мелкие восстания, которые не расположены в хронологическом порядке; одного возглавил другой претендент, Иван Вьезуре, которого Паисий схватил и обезглавил, возможно, в 1537 году. [ 47 ] страны Жертвами его мести стали Тюдор из Драгешть, логофет , и Бан Тома из Пьетрошани. [ 48 ] Бояр на стороне лоялистов возглавляли Влайку Пискан, занявший пост Логофета , Клучер Коадэ и Ворник Стайко Шинтеску, а также Раду Фуркович, который занимал различные должности и был крестником Паиси . [ 49 ] В конце карательной экспедиции Мэрэцин был изгнан из страны. Дальнейшая его жизнь породила множество легенд. По мнению Резакевича, наиболее правдоподобным является то, что он был тихо убит в Стамбуле в 1565 году, оставив после себя сына, самозванца Николая Бассарабу . [ 50 ]
консолидация 1530-х годов
[ редактировать ]
Паисий вернулся на трон в Бухаресте 17 июля 1536 года, когда он пожаловал монастырю Снагов ежегодное пожертвование «из собственного амбара моего высочества». [ 51 ] Часть своей деятельности он теперь сосредоточил на борьбе с боярами за владение землей, часть которой затем распределил между своей семьей и дружиной. Ему принадлежало 73 деревни на его имя, это было самое большое владение со времен Мирчи I (до 1418 года); Из них 22 были куплены у бояр и не менее 7 достались в наследство от Неагоя, а еще 13 были конфискованы у непокорных подданных. [ 52 ] Его сестра получила большую часть деревни Ислаз и весь Фалкойу , купленный Паисией у Марги Крайовеаски из Каракала ; Фурковичи и его жена Каплеа также получили Бистрец . [ 53 ] Бояре заслужили благосклонность Паисия пожертвованиями земель в Сфинцештах и Фетештах , которые также достались княжеской семье. [ 54 ] В 1538 году Паисие сам конфисковал поместья Телеормана старшего претендента Раду Бэдики , включая, возможно, всю Виишоару . Он подарил их своим придворным Дрэгичу и Удриште. [ 55 ] Эти и другие лоялисты, в том числе Детко из Брынковень , получили большую часть наследства Крайовешть, предположительно конфискованного Паисием у его соперников. [ 56 ]
В следующий период принц Раду вновь заявил о формальной преданности османам, в чьей постоянной поддержке он нуждался; он «никогда не бряцал мечом против [них]». [ 57 ] Согласно различным данным, он все еще строил козни против Сулеймана при каждом удобном случае: еще в июле 1536 года Божидар Вукович «делла Веккья» хвастался встречей с принцем Валахии в Стамбуле, где они обсуждали освобождение Валахии и Балкан . Остается спорным, относится ли это к Пейзи. [ 57 ] или конкурирующему претенденту. [ 58 ] В следующем году валашская армия Паиси во главе с новым баном Шербаном из Изворани участвовала в османской экспедиции в Венгрию . [ 57 ] В августе 1538 года Паиси сам возглавил 3-тысячный экспедиционный корпус, который помогал османскому вторжению в Молдавию . [ 57 ] который был призван наказать молдавского князя Петра Рареша за его неподчинение. Историк Тахсин Гемил отмечает, что войска были просто «посланы Раду Паисие». [ 59 ] Как сообщает Гемил, они последовали за Сулейманом на север, в Фэлчу , и внесли свой вклад в военные действия, в результате которых Рареш подчинился. [ 60 ]
В 1540 году дружественный Османской империи Заполя предоставил своему валашскому соседу право собственности на две трансильванские цитадели, Винцу-де-Жос и Вурпар ; точные обстоятельства этого территориального подарка остаются спорными. [ 61 ] Еще в 1538 году Паиси также выразил некоторое сожаление по поводу таких союзов, написав горожанам Германштадта , что «неверного турка» необходимо победить. В том же письме, написанном незадолго до молдавской кампании, он предложил объединить христиан вокруг «единой концепции и единой веры». [ 62 ] Однако в целом он попытался добиться от лидеров Германштадта гарантий, что они не восстанут против «нашего хозяина» Заполи. [ 42 ] Как утверждает ученый Николае Григораш, Пайси пытался выдать себя за сторонника «Заполянской партии в Трансильвании», тайно питая «антитурецкие настроения». Экспедиционный корпус, как утверждает Григораш, был «вспомогательным», меньшим, чем то, что могла собрать Валахия. [ 63 ]
К июню 1539 года Паисий оказался в разладе с Шербаном из Изворани. Последний, возможно, получил контроль над страной, назвав себя регентом или исправником престола. [ 64 ] Историки разделились во мнениях относительно того, какая семья возглавила восстание: некоторые предлагают восстание в Крайовешть, а другие указывают на конфликт Пайси с семьей Флореску. [ 65 ] В любом случае Шербану помогали бояре Дрэгоешть Раду, Пырву и Влад, а также Гиура, бывший логофет . [ 66 ] Снова столкнувшись с мятежом, Пейси отправился в Стамбул, где Сулейман подтвердил его в качестве принца. Он вернулся в Валахию вместе с османским эмиссаром, которому было поручено восстановить порядок. [ 2 ] Его возвращение подтолкнуло бояр, в том числе и Щербана, бежать в османские земли, где Гиура провел остаток своей жизни. [ 67 ] В сентябре 1539 года по одному из приказов Паиси епископам Бузэу была передана в дар деревня Пыршков , которую он конфисковал у мятежника Барбу. [ 68 ] В конце концов, Пейси убедила Сулеймана отдать приказ схватить и убить Шербана. [ 69 ] for rea hiclenie («злая измена»). Считается, что это произошло где-то до июня 1543 года. [ 70 ] хотя другие прочтения тех же источников предполагают, что к тому времени он был еще жив. [ 71 ] Должность Бана перешла к боярину Правацу, который занимал эту должность в апреле 1543 года. [ 72 ]
Эти и другие столкновения совпали с «великим голодом». [ 73 ] настолько суровым, что, как сообщается, оно подтолкнуло валашцев продать своих детей в османское рабство . [ 2 ] Более того, они привели к присоединению Брэилы , прибыльного валашского порта на Дунае к Османской империи . Описанный в некоторых записях как éminence grise , Коада, возможно, сыграл «решающую роль» в этом деле, поблагодарив османов за их поддержку против партии Шербана. [ 74 ] Паисий был одним из последних валашских правителей, имевших столицу в Тырговиште (создав ее как резиденцию Варлаама и его Валашской митрополии). [ 75 ] хотя он также продолжал проживать в Бухаресте. Медленный переход ознаменовал изменение приоритетов Османской империи от северной Мунтении с ее трансильванскими обязательствами к новому городу, расположенному ближе к османскому гарнизону в Джурджу (Ергёгю) . [ 76 ] Это также был переход «от гор к открытым равнинам и с севера на юг, ближе к имперской границе, где [принцев] легче контролировать». [ 77 ] Сообщается, что уже в 1536 году у Пейзи был собственный дом в Стамбуле. [ 78 ]
К концу 1540 года Паиси вмешивался в гражданскую войну в Венгрии в качестве эмиссара султана. В этом контексте он пытался отговорить трансильванскую знать от поддержки восставшего Стефана Майлата и от присяги на верность Венгерскому королевству Габсбургов . [ 79 ] Не имея возможности действовать, когда османская армия прошла через Валахию на пути к наказанию Маджлата, он послал горожанам Короны предупреждение о том, что им следует подготовиться к осаде; Затем Корона передал свое предупреждение трансильванскому суду. [ 80 ] В качестве еще одного признака подчинения Османской империи Пайсие и Рареш организовали собственное вторжение в Трансильванию в июне 1541 года, достигшее пика разрушительного набега на Землю Секели . [ 81 ] Молдавские вооруженные силы составляли основную часть армии вторжения, а именно 12 000 солдат - по сравнению с 6 000, предоставленными Паисие, и только 200 Малкочоглу Бали-беем ; в июле 1542 года двое последних соединились с армиями Рареша в Орбайшеке . [ 82 ] Два принца вели вежливую переписку, при этом Рареш обращался к своему валашскому коллеге как к «великому и уважаемому царю » - хотя, как отметил Николаеску, этот титул был бессмысленным. [ 83 ]
Кампания Трансильвании подошла к концу позже в июле, когда османские вассалы осадили Майлат в цитадели Фэгэраш . [ 84 ] Затем Паиси и Рареш захватили Маджлата, который затем был казнен Сулейманом. [ 85 ] или ему разрешили прожить остаток жизни в качестве заключенного в Галате . [ 86 ] В августе Паисий вернулся в Тырговиште. [ 87 ] К апрелю 1542 года он уехал в Олтению и снова направлялся в Венгрию. [ 88 ] По словам Геонеа, именно за эту службу в Трансильвании он получил в собственность Винцу де Жос и Вурпэр. [ 57 ] Его вклад был также вознагражден властями Короны, преподнесшими ему в 200 флоринов подарок ; это было в десять раз меньше, чем они присудили Рарешу, и в пять раз меньше, чем доля Балы-бея. [ 89 ]
Союз Габсбургов и восстание Строэ
[ редактировать ]Уже в конце 1541 года Пейзи подумывал о вступлении в христианский союз против османов. Это признал посол Рареша в Польше Аврам Баниловский. В его отчете, представленном Николаем Сенявским , говорилось, что «мой господин вместе со своим соседом, валашским князем, с большей готовностью встанет на сторону христианского мира, чем на сторону язычников». [ 90 ] В январе 1542 года Петр Гамрат писал о попытках саксонского электората сформировать антиосманский союз вокруг Фердинанда I и венгерских Габсбургов. Его ведущим компонентом должна была стать Польша, которой будут помогать Валахия и Молдавия — последние две, как утверждал Гамрат, составят объединенную армию численностью 40 000 человек. [ 91 ] Политика нейтралитета Изабеллы, выработанная Джорджем Мартинуцци , находилась под прямой угрозой со стороны молдавских и валашских интриг. В 1542 году Мартинуцци отправил послов в Рареш, пытаясь убедить его не вторгаться в Трансильванию. В то время и Рареш, и Пейси, обнаружив, что антиосманские армии не готовы к бою, решили отложить запланированную экспедицию. [ 92 ]
Затем Пейси участвовал в дипломатических маневрах, которые были призваны скрыть подготовку Рареша к антиосманскому удару. Они разыграли подозрения османов в отношении Восточной Венгрии, которой в то время управляла вдова Заполи, Изабелла Ягеллон : Рареш пожаловался Порте, что Изабелла намеревалась вторгнуться в Молдавию из Трансильвании с помощью Польши; Пейси сообщила об этом Изабелле, посоветовав ей открыто отрицать наличие у нее таких планов - в марте 1542 года Изабелла прислушалась к его совету, но интрига убедила Сулеймана в том, что Рареш верен ему. [ 93 ] В своих письмах к Изабелле Пейзи также описывал франко-османский союз и распространял слухи о возобновлении войны в Османской Венгрии ; [ 94 ] Параллельно Пейзи сообщил Иоахиму Бранденбургскому , что Сулейман на самом деле не готов к войне. [ 95 ] Как отмечает историк Мариан Коман, письма Пейси также предполагают, что он все чаще рассматривал Трансильванию как отдельную часть королевства Изабеллы, называя ее лидера «Воеводой из Трансильвании» (воєвода ѡт Ардѣл), а не более традиционным «Трансильванским воеводой». [ 96 ]
В первой половине 1543 года османы были уверены, что Паисие и Рареш поддержат их попытку завоевать всю Венгрию и сдержать Фердинанда. В феврале сам султан сообщил трансильванскому сейму , что они должны быть готовы помочь Пейзи, когда он вернется со своей армией для осады Эстергома ; Венецианские источники распространили слухи, что 15 000 валашских солдат готовы помочь Сулейману. [ 97 ] На самом деле Пейси ухаживала за обеими сторонами и готовилась к любому сценарию. 7 января 1543 года он подписал тайный союзный договор с Фердинандом. [ 98 ] Этот документ, написанный на латыни эпохи Возрождения , фактически признал Валахию частью Венгерского королевства в его Габсбургской версии. [ 99 ] Как отметил Резачевич, такие усилия были в основном формальными: «после 1542 года было уже невозможно создать эффективный антиосманский союз, поскольку король [Фердинанд I] был неспособен действовать против Сулеймана». [ 100 ] Историк Леон Ламуш также пишет, что защита Папой Павлом III в пользу лиги, в которой участвовали бы Пейзи и Рареш, потерпела неудачу: «как это обычно бывает, реальность не оправдала ожиданий». [ 101 ]
Возмездие со стороны Трансильванских территорий Изабеллы и Мартинуцци, которому решающую роль оказали Банате Лугос и Карансебес . [ 102 ] вскоре последовало. Его подготовил Пахарник Строе Флореску (известный в исторических записях как Строе Прибегагул , «Изгой»). Бывший союзник и двоюродный брат Шербана, [ 70 ] Строу сослал себя после разгрома 1539 года. В начале 1544 года он вернулся в Валахию во главе антиосманской армии вместе с Лайотой Басарабом. По словам писателя XVIII века Константина Филипеску, Тырговиште было взято, и Паисию пришлось бежать в Румелию Эялет в Никополе . [ 103 ] Другие историки подтверждают эту версию: по словам Ирины Ф. Кирстины, повстанцы полностью контролировали Валахию в течение двух месяцев. [ 104 ] или один месяц, по словам Матея Казаку. [ 105 ] Остается спорным, претендовали ли Лайота или Строэ на княжеский титул, или же трон остался вакантным. [ 106 ] Одна из версий предполагает, что Строэ правил Олтенией как Бан , а Лайота был принцем. [ 105 ]
Окончательное возвращение и изгнание
[ редактировать ]В конце концов, противники Паиси столкнулись с армией Валахии в месте под названием Фынтана Циганулуй («Цыганский фонтан»), известном как минеральный колодец недалеко от Гайсень , к западу от Бухареста. [ 36 ] Повстанцы потерпели поражение; и Строэ, и Лайота были казнены, [ 107 ] первый похоронен в монастыре Стрымбу-Гайсень. [ 36 ] Влайку Пискан, который присоединился к ним в заговоре, и Станчу из Пьетрошани также впоследствии были записаны как «убитые». [ 108 ] Фуркович сыграл важную роль в возвращении Паисия на свой трон и за эту услугу стал владельцем замка Поенари и Кэпэцянени . [ 109 ] Один документ предполагает, что Строэ дважды вторгался в Валахию с севера, и, следовательно, произошло две отдельные битвы при Фантана-Циганулуе. Геонеа утверждает, что источник, который относит утверждение Лайоты к 1537 году, должен быть подделкой, «часто встречавшейся в ту эпоху». [ 110 ] Исследователь Н. Стойческу также выдвинул 1544 год как дату битвы, хотя также отметил, что в некоторых записях указан 1542 год. [ 111 ] Спиридон Христоча и его коллеги датируют битву октябрем 1544 года; они также отмечают, что предательство Пискана до сих пор вспоминают в одноименной деревне Пишкань , где территория, где когда-то располагалась его усадьба, в 2012 году все еще была известна как Локул Иудей (« Место Иуды »). [ 112 ]
Во время этой заключительной части своего правления Паисие много путешествовал: 7 ноября 1543 года он издал документы из двух мест — Мурцении-луй-Пуйя возле Балты Яломицеи и Орашула-де-Флочи ; [ 113 ] последний город заменил Брэилу в качестве ведущего порта Валахии. [ 114 ] Девять приказов и постановлений Пейси сохранились с 1544 года, в том числе один от 6 октября, согласно которому Кунешти и две семьи цыганских рабов были переданы Стэну Папе. [ 115 ] В том же году Коада был назначен Ворником и отправлен в Джурджу — возможно, для того, чтобы уступить Османской империи больше территории в этом районе, к югу от Бухареста. [ 116 ] В этом году также наблюдался новый рост требований Османской империи со стороны Валахии: ожидалось, что местные пастухи отдадут 100 000 овец в качестве дани Стамбулу в обмен на доступ к его рынкам. [ 117 ] В то время султан все еще считал Паисие представителем Османской империи в своих отношениях с Рильским монастырем в Румелии. [ 118 ]
В июне 1544 года Сулейман выслушал жалобу Прохора, архиепископа Охридского , согласно которому Паисий мешал ему собирать просроченные дань с Валашской церкви. Поскольку это означало уменьшение общего ущерба , Сулейман приказал Паисию заставить митрополита (либо Варлаама, либо Ананию) подчиниться. [ 119 ] Йорга также упоминает документ, который он датирует сентябрем 1544 года, в котором Паиси подтвердил пожертвования епископам Бузэу, которые Йорга считал фактическим фундаментом епископства. [ 120 ] Хотя к тому времени Пейзи восстановил контроль над своей страной, на сцене появился более могущественный претендент на его трон. Это был Пастух Мирча , номинально сводный брат Паиси, который жил в Стамбуле и периодически подкупал великого визиря Рустема-пашу , чтобы заручиться его поддержкой. [ 57 ] Соперничество обострилось в декабре 1544 года, когда Паисию было приказано послать своего старшего сына Марко или Марку, который к тому времени был его номинальным соправителем, [ 121 ] как заложник Порты. Ему не удалось выполнить поставленные задачи в установленный срок, что предупредило османов о том, что он замышляет восстание. Сулейман подготовил свое изгнание, позаботившись о том, чтобы Мирча смог занять трон до того, как Пейзи сможет «скрыться с казной». [ 57 ] Другие авторы предполагают, что османы узнали о союзе Пейзи с Габсбургами, что способствовало его изгнанию. [ 122 ]
Пейзи вошел в историю как «первый принц [Валахии], который был свергнут и сослан по желанию султана». [ 77 ] Соответствующий фирман о его свержении был датирован 22 февраля 1545 года, как раз в тот момент, когда Мирча возвращался в Валахию. По словам Геоне, наиболее точной датой его отстранения является «конец февраля», что пересматривает более ранний консенсус, основанный на первом известном приказе Мирчи, и в котором в качестве соответствующей даты указано «25 марта». [ 57 ] Пейси сопроводили в Османскую империю, но разрешили оставить себе часть его богатства. Уверенный в том, что он еще сможет вернуть себе трон, он отправил Сулейману в дар 500 000 акчелеров , а также сделал различные пожертвования монастырям на Афоне . [ 57 ] Его усилия были ограничены, когда он был сослан в Египет Эялет , где он провел остаток своей жизни, умерев в неизвестную дату. [ 123 ] Йорга утверждает, что местом его захоронения должна быть приходская церковь Византийского Александрийского Патриархата . [ 18 ] Гейн также пишет, что Пейзи умерла в Александрии . [ 124 ] Другие записи предполагают, что его местом назначения и отдыха был Синай , что сделало его первым валашским или молдавским князем, ступившим на полуостров. [ 125 ]
Наследие
[ редактировать ]Потомки
[ редактировать ]После выплаты Мирча предложил вознаграждение видным конкурентам Пейси, семье Дрэгоешть. [ 126 ] Стайко Шинтеску, потерявший свое высокое звание при новом режиме, оставался видным сторонником свергнутого принца, как и Раду Фуркович, который был изгнан в изгнание. [ 127 ] В 1546 году Мирча казнил Клюсера Коаду и его брата Раду, вынудив детей Коады укрыться в Трансильвании. [ 128 ] Митрополит Анания, похоже, также бежал в Трансильванию вместе с предполагаемой тещей Пейзи, принцессой Милицей . [ 129 ] Новый монарх пытался уговорить других сторонников Пейси вернуться, отправив Барбу из Пьетрогани, осиротевшего сына Томы, чтобы подкупить их. [ 130 ] Эта попытка потерпела неудачу, как и различные попытки изгнанников сместить Мирчу. [ 131 ] В последующие месяцы насилие со стороны Мирчи лишило его поддержки собственных бояр. В 1547 году Барбу и Дрэгоешти скрылись с деньгами хараса Валахии и стали разыскиваемыми. [ 130 ] В конечном итоге Барбу был доставлен османами в Бухарест, где он был казнен в апреле 1548 года. [ 132 ] и Валахия потеряли контроль над трансильванскими поместьями принца Раду, которые стали Джорджа Мартинуцци владениями К тому времени и изгнанники Паиси , . [ 133 ]
Судьба леди Руксандры в целом неизвестна. [ 134 ] Женщина, идентифицированная как дочь Неаго, все еще была засвидетельствована как живущая в Валахии - новый режим пощадил ее, поскольку она была признана владелицей Ганеасы . [ 135 ] Один документ, выпущенный в 1572 году, предполагает, что Руксандра продолжала проживать в Валахии до своей смерти. [ 73 ] В надписи на ее предполагаемой могиле ее имя не упоминается, возможно, в качестве наказания за предполагаемый инцест с Пейси. [ 29 ] Также точно неизвестно, что стало с назначенным наследником Пейси, Марко, или его братом Владом. В 1554–1557 годах, между двумя правлениями Мирчи, валашский трон занял Патрашку Добрый , который называл себя «сыном Раду Паисие». Документ того периода предполагает, что Паиси признал свою проблему, лично предоставив Патрашку право собственности на Сегарчу . [ 136 ] Одна теория предполагает, что «Пэтрашку» было царственным именем Марко. [ 57 ] Однако Пайсие и Марко появляются бок о бок на фреске монастыря Арджеш, которая предположительно была завершена в 1550-х годах по приказу Патрашку. [ 137 ] По словам Гане, Патрашку был законным сыном, рожденным от первой жены Пейси, Станы; [ 138 ] если это так, то в результате женитьбы он стал посмертным зятем Томы из Пьетрогани, врага своего отца. [ 139 ]
Об этом примирении также свидетельствовали другие династические браки, в том числе между дочерью Паисии Марией и Балеей из Пьетрошани. [ 140 ] Другие источники отмечают, что у Пейси был сын-мусульманин Мехмед, который умолял Сулеймана предоставить ему поместье ( тимар ). Возможно, это Марко или Влад, принявшие ислам. [ 57 ] Еще одна гипотеза состоит в том, что Влад прожил в Валахии ок. 1560 г., когда он был казнен сыном Мирчи Петром Младшим , возможно, по просьбе своей матери, Доамны Кьяджны . [ 57 ] Николаеску предполагает, что всего у Паисие было три сына: Марко, Влад и Патрашку, а также две дочери, Мария и Кырстина. Его племянницами по линии другой Карстины были Рада, вышедшая замуж за боярского рода Фалькойу , и Анка-Бадея. [ 141 ]
Если утверждение Патрашку было правдивым, Раду Паисие, возможно, также был посмертным дедушкой принцев Петру Черчела и Михаила Храброго . По словам Цырстины, «круг власти, сформировавшийся вокруг семьи Раду Паисие», активно стремился получить трон для обоих его предполагаемых внуков. [ 142 ] Однако Филипеску сомневается в утверждении Михаила и связанных с ним легендах, отмечая, что «ни один наш (или иностранный) историк не подтверждает, кем он был и как он занял трон». [ 143 ] Согласно ранней оценке Йорги, Майкл родился у любовницы Патрашку, Теодоры , а не у принцессы-консорта Войки; [ 144 ] эта версия была поддержана другими учеными. [ 145 ] Напротив, Николаеску подчеркнул, что, вне всякого сомнения, Теодора является законной женой Патрашку. [ 146 ] Дэн Плеша также поддерживает генеалогию Раду-Патрашку-Майкла. Более того, он утверждает, что у другого сына князя Раду были наследники, среди которых был Раду Флореску, который был одновременно Клюцером Михаила , доверенным лицом, дядей и тестем. [ 147 ]
Церковное здание
[ редактировать ]
Ученый В. Брэтулеску пишет, что вклад Паисие как основателя церквей ( ктитор ), возможно, начался еще до его возведения на престол, с основания монастыря Гура (или Валя) за пределами Цицешти . Однако он предполагает, что здание, скорее всего, было закончено в 1544 году, а фрески были выполнены при Мирче Пастыре, а переделаны еще позже; Гуры Со- ктиторами были три лорда Пишкань: будущий диссидент Влайку Пишкан, а также его братья Михаил и Бадя. [ 148 ] Все их вклады становятся неопределенными из-за неправильно датированного письма , в котором Пейзи упоминается как ктитор в 1535 году, в то время, когда он не был на троне. На соседней гробнице, принадлежащей матриарху писканцев Анисии, высечено имя Влайку, что, возможно, означает попытку Пейзи нанести Damnatio Memoriae . [ 149 ] Филипеску в основном записывает Паисие как основателя монастыря Мисля, ныне в Скорценах . [ 150 ] хотя запись ок. 1620 г. позволяет предположить, что заведение на самом деле было основано «его родителями». [ 151 ] Мислея был основным получателем поместий из Пайсие, включая районы Бребу , Кэлугэрень и Корну , а также, на юге, Кэшчоареле и Греаку . Некоторые из них были конфискованы Мирчей Чобанулом. [ 152 ]
Как отмечает историк искусства Ливиу Мариус Илие, Паисие и Марко пытались компенсировать османское порабощение, вкладывая средства в свою роль покровителей православия. Илие идентифицирует этот аспект в лазарете монастыря Козиа , который они построили; на фресках Пейзи, обозначенный как «Петру», благословлен Иисусом Христом, а ангелы вместе венчают его и Марко. [ 153 ] Он изображен держащим в руках небольшую копию монастыря, которая, как отмечает ученый Георгий Бальш , достаточно точна, чтобы помочь реконструировать Козию так, как она выглядела в 1540-х годах. [ 154 ] Написанный в значительной степени мастерами Давидом и Радославом, лазарет упоминается историком Василе Дрэгуцем среди последних валашских памятников, относящихся к высокому византийскому искусству , обладающих яркими моментами «большой ценности». [ 155 ] Каменная кладка, приписываемая некоему «Мастеру Максиму», вероятно, имеет происхождение из сербского искусства и может подчеркнуть семейные связи Пейси с династией Бранковичей . [ 156 ] На фресках изображены принцы и Руксандра рядом с администратором Козии Строе, чей портрет уклоняется от византийского канона и считается одним из первых реалистических произведений в румынском искусстве . [ 157 ] Ансамбль также представляет единственную известную местную версию «Недоверчивости Томаса» . [ 158 ]
Различные источники того периода указывают, что принц перенаправил винную дань, причитавшуюся Питешти, на содержание монастыря в Стэнешти . [ 159 ] Церковь в этой деревне также является известным памятником средневекового искусства, построенной на деньги будущего мятежника Логофета Джуры в 1537 году. Историки отмечают ее фрески как главное событие на пути к сельскому реализму, который стал доминирующим после 1700 года. [ 160 ] Однако работа может представлять собой ретушь более ранних фресок, написанных до времен Пейзи. [ 161 ] Его сохранившийся слой приписывается Эратуди, возможно, с Крита . [ 162 ] или мастеру Думитру. [ 163 ]
Паисие был перестроителем монастыря Тисмана и, как отмечает Йорга, внес туда массовые заимствования из более продвинутых в архитектурном отношении церквей Молдавии : кирпичная кладка Тисмана, по-видимому, была основана на Хотинской крепости , завершенной при Петру Рареше . [ 164 ] Вклады эпохи Пейси также включают дверной проем Тисмана, вырезанный в 1542 году. Это один из редких образцов валашской средневековой резьбы по камню, в конечном итоге вдохновленный искусством хачкаров . [ 165 ] По словам Йорги, Паисие подчеркнул свою легитимность Басараба, завершив работы над монастырями Аргеш и Деалу , где он «мечтал быть похороненным». [ 18 ] Эти усилия также оставили отпечаток в наследии Пейзи за рубежом. На башне монастыря Дионисия есть резьба, в которой в качестве спонсора упоминается «Петру Воевода», что может означать либо Паисие, либо Петру Рареш. [ 166 ] Помимо спонсирования Метеоры и горы Афон, он с 1540 года участвовал в поддержании монастыря Святой Екатерины на Синае . [ 167 ]
Язык, литература, историография
[ редактировать ]
Во время своего десятилетнего правления Пейзи возродил валашское книгопечатание, в котором по-прежнему использовался церковнославянский язык, а не сохранялся засвидетельствованный народный язык . [ 168 ] Это отражало его покровительство сербским мастерам из Венецианской республики и санджаков Боснии , в том числе Божидару Вуковичу и Божидара Горажданина племяннику Димитрие Любавичу . Библиолог Агнес Терезия Эрих предполагает, что, перенеся типографию Любавича в Тырговиште в 1544 году, Паиси открыла «ремесленную типографию в Валахии»; однако само предприятие было полностью частным, это было первое негосударственное издание в истории Румынии . [ 169 ] Как отмечает Йорга, его ранняя кириллица , введенная Любавичем для различных молитвенников, уступала шрифту, использовавшемуся в предыдущие десятилетия; вместо этого иллюстрации были «довольно красивыми». [ 170 ] Влияние славянского языка как государственного оставалось высоким, хотя иногда ему бросал вызов греческий язык. По словам архивариуса Аурелиана Сакердоцяну, проникновение греческого языка при дворе Паиси было переоценено из-за единственного текста, сохранившегося в греческом переводе. Повторное открытие славянского оригинала смягчило это утверждение, хотя «в то время в Валахии еще можно было писать по-гречески». [ 171 ]
При Пейзи Валахия навела мосты, как политические, так и культурные, с трансильванскими саксами , в том числе посредством его писем горожанам Германштадта . Один из них требует «хорошо обученного и образованного писца», предположительно умеющего читать и писать на латыни эпохи Возрождения , и обещает кандидатам изрядную зарплату. [ 172 ] В 1539 году Иероним Остермайер посетил Валашский двор и исполнил там свои образцы музыки эпохи Возрождения . [ 173 ] Другие попытки более тесных контактов не увенчались успехом. В 1540-х годах город Корона попросил Пейси изгнать османских греков с территории Валахии, рассматривая их как коммерческих конкурентов. Пейси отказался, написав, что такой шаг вызовет недовольство «нашего господина, возвышенного императора» Сулеймана. [ 174 ] Как отметил историк Дину К. Джуреску , это послание, заканчивающееся словами «остановите их сами, если можете», резюмировало «бессилие Пейси в сдерживании деятельности южно-дунайских коммерческих агентов». [ 175 ] Также предпринимались устойчивые попытки саксонцев распространить Реформацию среди трансильванских и валашских румын. «Малый катехизис» Лютера был переведен и распространен на румынском языке в печати Филипа Молдовеанула 1544 года, но, как пишет Йорга, «не оказал никакого влияния ни на ту сторону [границы], ни на эту». [ 176 ]
Хронологическая фрагментация правления Пейзи, а также множество имен и титулов, которые он использовал, привели к путанице в некоторых более поздних анналах и хрониках. Рукописный список 1701 года описывает двух отдельных князей, как игумена Раду и Паисе [ sic ] Приб[е]агуль («Паисе Изгой»), в неправильной последовательности. [ 177 ] В 1850-х годах эссеист Ричард Куниш записал Пейси как правившего в 1536–1546 годах и выдвинул гипотезу, что он умер монахом после своего свержения. [ 178 ] Путаница также всплыла в более поздней историографии. В 1895 году филолог Эмиль Пико утверждал, что имя «Петру» относится к Петрашку, и пришел к выводу, что к 1544 году Пейзи уступил свой трон своему предполагаемому сыну. [ 179 ] Гейн также пишет, что причина изгнания Пейзи была связана с его причастностью к смерти Альвизе Гритти , фаворита Османской империи, которая произошла в 1534 году. [ 134 ] Другая ошибка, которая была развенчана только в 1941 году, заключалась в том, что Паиси сражался против самозванца Дрэгича Гогоашэ , который уже был мертв в 1530 году. [ 180 ] Ошибочная датировка одного документа, после того как она была исправлена, также заставила некоторых ученых, в том числе Иоана К. Филитти , предположить, что Пейзи действительно недолго правил в 1534 году, до убийства Влада Винтилэ. [ 181 ]
Появление румынского национализма в 19 веке также превратило Пейзи в неприятную историческую фигуру. Уступка Брэилы традиционно изображается в румынской историографии как худшее событие Паиси. [ 182 ] Однако, по мнению Геонеа, это могло быть неизбежным, учитывая «баланс сил и интерес Османской империи в контроле над Дунаем». [ 2 ] Другой историк, Штефан Андрееску, утверждает, что Сулейман аннексировал Брэилу именно в качестве мести за более раннее участие Паиси в антиосманских интригах. [ 183 ] Как отмечал в 1996 году журнал Magazin Istoric , Паиси, в отличие от других принцев, никогда не публиковал о себе монографии при румынском коммунистическом режиме (1948–1989). В обзоре предполагается, что это произошло потому, что Пейзи не смогла подняться до национал-коммунистических стандартов. [ 184 ] Тем не менее правление Пейзи было темой романа 1976 года «Cînd au venit Neagoe Vodă ». Эманоила Копэчиану [ 185 ]
Оружие
[ редактировать ]Раду Паисие был одним из череды князей, которые укрепили использование валашского оружия , изображая однотонную птицу в различных положениях. В течение этого периода в своей истории животное сознательно изображалось как «гибридное», сохраняющее элементы беркута и некоторые черты, напоминающие ворона . [ 186 ] Эмблема в виде паутины узловатых линий представлена в печатных изданиях Любавича. [ 187 ] Дизайн был стандартизирован только в соответствии с геральдическими нормами при князе Патрашку, который был вдохновлен искусством эпохи Возрождения . [ 188 ] Другим геральдическим изображением, используемым в тандеме на печатях Пейзи, был вариант темы, названной plantatio nova историками и геральдистами («новая плантация»), начиная с В. А. Урекии . [ 189 ] На последней работе изображены две человеческие фигуры, Принц и его (первенец) сын, в полных регалиях, по обе стороны дерева. В таком виде он был представлен Раду Красивым в 1460-х годах и засвидетельствован как минимум двумя отпечатками печатей, использованных Пейзи. [ 190 ]
В западных гербах 1530-х годов и позже Валахии ошибочно приписывали льва — происхождение этого символа может быть связано с неправильным прочтением рукописи Ульриха Рихенталя или может происходить из традиции, касающейся Кумании . [ 191 ] На похоронах Фердинанда I в 1565 году было изображено знамя с гербом «Валахии» со львом, хотя, как заметил историк Геза Паллфи, в более общем смысле это может относиться к притязаниям Фердинанда на всю Куманию. [ 192 ]
-
«Гибридная» валашская птица , созданная Димитрия Любавича . типографией
-
Печать Plantatio nova , вариант, используемый предполагаемым отцом Пейзи, Раду Великим.
-
Другая печать Пейси, изображающая его одного.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Славянские транскрипции и транслитерации, как указано в Ионеску-Нишкове, стр. 153–154; Греческий вариант в Йорге (1923), стр. 175.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Геонеа, стр. 50.
- ^ Cîrstina, passim ; Геонеа, с. 49–50; Резакевич (1998), проходной
- ^ Фенешан и Бакке-Граммон, стр. 67, 75; Джорджеску, с. 50–51; Геонеа, с. 49
- ^ Николаеску, стр. 65; Попа-Горжану, стр. 318.
- ^ Гейн, стр. 138; Николаеску, стр. 65, 293, 307.
- ^ Донатус, стр. 62; Николаеску, стр. 65.
- ^ Перейти обратно: а б Геонеа, стр. 49.
- ^ Гейн, стр. 65; Геонеа, стр. 49–50; Йорга (1923), стр. 175; Резакевич (1998), стр. 53. См. также Йорга (1921), стр. 10.
- ^ Рамуреану, стр. 755–756.
- ^ Йорга (1923), стр. 175.
- ^ Резакевичи (2008), стр. 101–102
- ^ Попа-Горжану, стр. 315–316, 318
- ^ Корнелиу Альбу, «Кювин раньше», Николаус Олахус , Переписка с батавскими и фламандскими гуманистами , стр. XVI. Бухарест: Издательство Минерва , 1974. ОСЛК 434074699
- ^ Резакевичи (2008), стр. 102–103
- ^ Перейти обратно: а б Фенешан и Бакке-Граммон, с. 71
- ^ Фенешан и Бакке-Граммон, стр. 71, 73
- ^ Перейти обратно: а б с д Йорга (1921), стр. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Попа-Горжану, о. 318
- ^ Гейн, с. 64
- ^ Кирстина, с. 117; Фенешан и Бакке-Граммон, стр. 73–74; Геонеа, с. 50; Резачевич (1998), стр. 53–54. См. также Донат, с. 61; Филипеску, с. 53–54
- ^ Геонеа, стр. 50; Попа-Горжану, стр. 318; Николаеску, стр. 65.
- ^ Дэн Плеша, «Нягое воевода - настоящий бессарабец», в журнале «Исторический» , октябрь 1971 г., стр. 9.
- ^ Марку Беза , «Старые связи с Англией», в журнале Magazin Istoric , сентябрь 1982 г., стр. 32.
- ^ Николае Йорга , «Хроника», в Revista Istorică , Том XXV, выпуски 4–6, апрель – июнь 1939 г., стр. 191.
- ^ Николаеску, стр. 65.
- ^ Гейн, стр. 64–65; Геонеа, стр. 50; Йорга (1921), стр. 9, 10, 39, 111; Рамуреану, стр. 756–757; Заболотная, стр. 13.
- ^ Гейн, стр. 61–64; Йорга (1921), стр. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Заболотная, с. 13
- ^ Николаеску, стр. 293–294, 307.
- ^ Геонеа, с. 50. См. также Илие, с. 22
- ^ Фенешан и Бакке-Граммон, стр. 73–74
- ^ Фенешан и Бакке-Граммон, с. 73
- ^ Геонеа, стр. 50; Николаеску, стр. 64.
- ^ Резачевич (1990), с. 430. См. также Резакевичи (1978), с. 246
- ^ Перейти обратно: а б с Михаэла Аврам, «Малая гидронимия долины Арджеш», в «Анналах Профессиональной ассоциации географов Румынии» , том VII, выпуск 7, 2016 г., стр. 58.
- ^ Филипеску, стр. 54; Николаеску, стр. 65, 83, 242, 246, 247, 266, 293–294, 356; Пико, стр. 195.
- ^ Кирстина, стр. 117.
- ^ Д. Джуреску, стр. 188.
- ^ Кирстина, стр. 112, 117–118; Геонеа, стр. 50.
- ^ Кирстина, стр. 112, 125, 127, 128; Резачевич (1998), стр. 53–55, 58
- ^ Перейти обратно: а б с Фенешан и Бакке-Граммон, с. 74
- ^ Попа-Горжану, с. 318; Резачевич (1998), стр. 53–54
- ^ Резачевичи (1998), с. 54
- ^ Цирстина, р. 128; Фенешан и Бакке-Граммон, с. 74; Резачевич (1998), стр. 53, 55
- ^ Фенешан и Бакке-Граммон, с. 74; Попа-Горжану, с. 318; Резачевич (1998), с. 53
- ^ Донат, стр. 65, 142, 144
- ^ Кирстина, стр. 117, 128; Резачевич (1998), стр. 58; Стойческу, стр. 97–98. См. также Донат, стр. 51, 61, 63–65, 69, 142, 146; Филипеску, стр. 54.
- ^ Донатус, стр. 51, 62, 63–65, 69, 150, 172; Стойческу, стр. 83, 89, 104. См. также Cырстина, стр. 117–118, 133.
- ^ Резачевичи (1998), стр. 54–58
- ^ Оливия Сенчук-Борча, «Культурно-религиозный аспект еды в Молдове и Валахии (16-18 века)», в «Исторических исследованиях» , Vols. XXIV–XXVI, 2005–2007 гг., стр. 178–179.
- ^ Донат, стр. 92–93, 95, 100, 110–111, 113
- ^ Донат, стр. 62, 66, 159
- ^ Учитывая, с. 63
- ^ Донат, стр. 48, 66–67
- ^ Донат, стр. 66–67, 162, 171–172
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Геонеа, стр. 51.
- ^ Резачевичи (1998), с. 55
- ^ Гемиль, с. 156
- ^ Гемил, стр. 156–160
- ^ Рождество, стр. 46–47.
- ^ Фенешан и Бакке-Граммон, с. 74; Геонеа, с. 51
- ^ Николае Григораш, «Предшественник Михаила Храброго», в Леон Шимански (редактор), Петру Рареш , стр. 107–108. Бухарест: Издательство Академии , 1978 г.
- ^ Геонеа, с. 50. См. также Донат, с. 63–65
- ^ Кирстина, стр. 128.
- ^ Стойческу, стр. 60, 95, 98. См. также Донат, с. 64–65
- ^ Стойческу, стр. 60.
- ^ Донат, с. 64; Сачердоцяну, с. 22
- ^ Донатус, стр. 63; Геонеа, стр. 50.
- ^ Перейти обратно: а б Стойческу, стр. 95.
- ^ Николаеску, стр. 62–63.
- ^ Иоан М. Неда, «Разное. Дополнения к списку денег и каймакам Крайовы», в Revista Istorică Română , Vols. XI–XII, 1941–1942, стр. 370–371.
- ^ Перейти обратно: а б Николаеску, стр. 307.
- ^ Cîrstina, стр. 117–118, 128–129, 133. См. также Croitoru, стр. 211.
- ^ Рамуреану, стр. 755.
- ^ Константин К. Джуреску , История Бухареста. С древнейших времен до наших дней , стр. 53–54. Бухарест: Литературное издательство , 1966. ОСЛК 1279610 ; Панайт И. Панайт, «Битвы за оборону Бухареста в 16 веке», в Национальном музее , Том VI, 1982, стр. 149–151.
- ^ Перейти обратно: а б Георгеску, стр. 51.
- ^ Матей Казаку, «Брачные и политические стратегии кантакузенов при туркократии (15–16 века)», в Revue des Études Roumaines , Vols. XIX–XX, 1995–1996, с. 170
- ^ Татарский, стр. 336–337.
- ^ Татарский, с. 338.
- ^ Геонеа, с. 51; Резакевич (1978), стр. 239–241
- ^ Резакевичи (1978), стр. 239–240
- ^ Николаеску, стр. 160–161, 218.
- ^ Резачевичи (1978), стр. 240–241
- ^ Филипеску, стр. 59; Геонеа, стр. 51.
- ^ Резакевичи (1978), с. 241
- ^ Резакевичи (1978), с. 242
- ^ Николаеску, стр. 75.
- ^ Резачевичи (1978), стр. 241–242
- ^ Резачевич (1990), с. 431
- ^ Резачевичи (1978), стр. 248–249
- ^ Резачевичи (1978), стр. 251–252
- ^ Резачевичи (1990), стр. 435–436. См. также Резачевич (1978), с. 245
- ^ Резачевич (1990), с. 449
- ^ Резакевичи (1978), с. 250
- ^ Коман, стр. 98–99, 102
- ^ Резакевичи (1978), с. 258
- ^ Цирстина, стр. 118, 133; Коман, с. 92; Фенешан и Бакке-Граммон, с. 75; Геонеа, с. 51
- ^ Коман, с. 92
- ^ Резакевичи (1978), с. 260
- ^ Леон Ламуш , История Турции: от истоков до наших дней , стр. 99–100. Париж: Editions Payot, 1934 г.
- ^ Сорин Бульбоакэ, «Военные прерогативы денег Лугожа-Карансебеша в XVI–XVII веках», в журнале «Наука и культура» , том VI, выпуск 2, июнь 2010 г., стр. 86.
- ^ Филипеску, стр. 54. См. также Гейн, стр. 65.
- ^ Кирстина, стр. 118, 129.
- ^ Перейти обратно: а б Казаку (2013), стр. 21.
- ^ Кирстина, стр. 128–129.
- ^ Казаку (2013), стр. 21–22; Кристина, стр. 118; Филипеску, стр. 54–55; Геонеа, стр. 50–51; Стойческу, стр. 83, 94.
- ^ Стоик, стр. 32, 90, 97, 104. См. также Cristocea et al. , с. 23; Донат, с. 56, 63, 66, 141, 146, 149–150
- ^ Донат, стр. 65–66, 74, 114
- ^ Геонеа, стр. 50–51
- ^ Стойческу, стр. 90, 94, 104
- ^ Кристоцеа и др. , с. 23
- ^ Петронель Захарюк, «Группа славяно-румынских документов XVI века (1524–1549) по истории румынской страны», в Revista Istorică , Том XXII, выпуски 5–6, 2011, стр. 464.
- ^ Симона Мунтяну, «Средневековое городское поселение у впадения реки Яломица в Дунай - город Флочи», в Бюллетене музея уезда Телеорман. Серия «Археология» , Том 9, 2017, стр. 198–199.
- ^ Ионеску-Нишков, стр. 153–155.
- ^ Портной, стр. 210.
- ^ Оана Ризеску, «Крепостное право и проникновение капитализма в румынские страны. От османского господства до неоиобагии », в Николасе Каррье (редактор), « Новые крепостные права» и общество в Европе (13–20 века). Материалы Безансонской конференции (4) –6 октября 2007 г.) , стр. 312. Кан: Ассоциация истории сельских обществ, Университет Жана Мулена, Лион 3 и Presses Universitaires de Rennes , 2010. ISBN 978-29-11369-09-4
- ^ Маргарита Куюмджиева, «О взаимоотношениях между Валахией и болгарами в 17 веке: благотворители и бенефициары», в Revue des Études Sud-est Européennes , Vol. ЛИВ, выпуски 1–4, январь–декабрь 2016 г., с. 151
- ^ Михай Максим, «Отношения румынских стран с архиепископством Охридским в свете неопубликованных турецких документов», в Revue des Études Sud-est Européennes , Vol. XIX, выпуск 5, октябрь – декабрь 1981 г., стр. 654–663
- ^ Йорга (1923), стр. 174–177.
- ^ Илия, стр. 22–23; Николаеску, стр. 77.
- ^ Кирстина, стр. 118; Маринеску, с. 227.
- ^ Филипеску, стр. 60; Гейн, стр. 65, 138; Геонеа, стр. 51; Йорга (1921), стр. 10; Николаеску, стр. 307.
- ^ Гейн, стр. 65, 138
- ^ Маринеску, стр. 227.
- ^ Кирстина, стр. 118, 119; Донатус, стр. 69, 146, 148; Стойческу, с. 98.
- ^ Донатус, стр. 69–70, 74, 164; Стойческу, стр. 83, 89.
- ^ Стойческу, стр. 45. См. также Кирстина, стр. 119; Портной, стр. 211; Донатус, стр. 68; Филипеску, стр. 60–61.
- ^ Рауреану, стр. 757.
- ^ Перейти обратно: а б Кристина, стр. 119; Стойческу, стр. 32.
- ^ Кирстина, стр. 119.
- ^ Стойческу, стр. 32.
- ^ Рождество, стр. 46.
- ^ Перейти обратно: а б Гане, с. 65
- ^ Учитывая, с. 161
- ^ Учитывая, с. 62
- ^ Павел Чихайя , «Лица и достижения воеводств. Владислав I», в Аргеше , Том XII, выпуск 1, март 1977 г., стр. 18; Атанасия Вэтиш, «Вотивный портрет Негоэ Басараба», в книге Николае-Кристиана Кады (ред.), Святой воевода Негоэ Басараб - строитель церквей и румынской культуры , стр. 213–214. Бухарест: Слово жизни, 2012. ISBN 978-606-93171-5-0
- ^ Гейн, стр. 89, 138
- ^ Стойческу, стр. 97.
- ^ Кирстина, стр. 120. См. также Гейн, стр. 138; Николаеску, стр. 65.
- ^ Николаеску, стр. 46, 65, 293–294.
- ^ Кирстина, стр. 120.
- ^ Филипеску, стр. 81–82
- ^ Йорга (1921), стр. 41.
- ^ Гейн, стр. 138–140; Заболотная, с. 20
- ^ Николаеску, стр. 294–297, 300–301.
- ^ Стойческу, стр. 58–59
- ^ Брэтулеску, стр. 11–14, 19; Кристоцеа и др. , стр. 8
- ^ Кристоцеа и др. , стр. 10, 23
- ^ Филипеску, стр. 54.
- ^ Учитывая, с. 72
- ^ Донат, стр. 62–63, 72
- ^ Илиас, стр. 22–23
- ^ Балш, стр. 49–50.
- ^ Милый, стр. 75–76.
- ^ Балш, стр. 51–52.
- ^ Ницца, стр. 76; Николеску, стр. 107.
- ^ Мило, стр. 76.
- ^ Евгения Гречану, Средневековый городской ансамбль Питешти , стр. 35, 49. Бухарест: Национальный музей истории Румынии , 1982. ОСЛК 604144102
- ^ Ницца, стр. 75; Николеску, стр. 99, 107.
- ^ Николеску, стр. 99.
- ^ Николеску, стр. 77.
- ^ Ницца, стр. 75.
- ^ Йорга (1921), стр. 111.
- ^ Николеску, стр. 94.
- ^ Димитриос Лиакос, «Византийские и пост-византийские афонские посвятительные надписи в историческом и археологическом контексте», в Текстове. Надписи. Образи. Художественные чтения , выпуск 1/2016, стр. 170–172.
- ^ Елена Эне Дрэгичи-Василеску, «Монастырь Святой Екатерины на горе Синай и румыны», в Revue Des Études Sud-est Européennes , Vol. XLVII, выпуски 1–4, январь – декабрь 2009 г., стр. 77; Маринеску, с. 227–228; Рэмуряну, с. 755
- ^ Эрих, стр. 363–364; Йорга (1921), стр. 210–211.
- ^ Эрих, стр. 361, 364.
- ^ Йорга (1921), с. 211. См. также Эрих, с. 261–262
- ^ Сачердошану, стр. 18–19
- ^ Мариана Гойна, «Грамотные в квазиустном обществе. Молдавские и валашские канцелярские писцы (четырнадцатый-шестнадцатый века)», в Ежегоднике колледжа Новой Европы , 2010–2011, стр. 160
- ^ Штеффен Шландт, «Органная музыка из Брашова и Сара Барсеи с 14 по 20 век», в Сара Барсей , выпуск 2/2009, стр. 263–264; Мария Магдалена Секели, «Великие логофеты Молдавии Петру Рарешу (II)», в « Исследованиях и материалах по средней истории» , том XIV, 1996, стр. 65.
- ^ Д. Джуреску, стр. 197; Р. Манолеску, «Аспекты истории бухарестского бизнеса XVI века», в сб. Исследования. Журнал «История» , том XII, выпуск 5, 1959 г., стр. 52.
- ^ Д. Джуреску, стр. 197–198.
- ^ Йорга (1921), стр. 145–146.
- ^ Мариус Мазилу, «Старые анналы по истории Румынии с начала 18 века», на румынском языке , том LXI, выпуск 2, 2012, стр. 219, 220, 223, 224.
- ^ Ричард Куниш (соавтор: Виорика Нишков), Бухарест и Стамбул. Зарисовки из Венгрии, Румынии и Турции , стр. 118. Бухарест: Humanitas , 2014. ISBN 978-973-50-4606-4
- ^ Пико, стр. 194–195.
- ^ Донат, стр. 54, 157
- ^ Учитывая, с. 61
- ^ Кирстина, стр. 118; Геонеа, стр. 50.
- ^ Кирстина, стр. 129.
- ^ Вступительное примечание к Gheonea, с. 49
- ^ Валентин Ташку, «Археология духа или историческая проза», в Стяуа , том XXVIII, выпуск 1, январь 1977 г., стр. 2–3.
- ^ Черноводяну, стр. 44–45. См. также Йорга (1921), стр. 211.
- ^ Эрих, стр. 363; Йорга (1921), стр. 211; Пико, стр. 196–198.
- ^ Черноводяну, с. 45
- ^ Черноводяну, стр. 52–54
- ^ Черноводяну, стр. 53–54
- ^ Черноводяну, стр. 78–79
- ^ Геза Паллфи, «Венгерские гербы, флаги и величие в представлении династической власти Габсбургов в 16 веке», в Történelmi Szemle , Vol. XLVII, 2005, стр. 249–250
Ссылки
[ редактировать ]- Георге Балш , «Cât-va [ sic ] наблюдения относительно больницы Козиа», в Бюллетене Комиссии по историческим памятникам , Vol. XX, Fasc. 52, апрель – июнь 1927 г., стр. 49–53.
- В. Брэтулеску, «Монастырь Валя из уезда Мусчел (неизвестный фундамент Раду Паисие)», в Бюллетене Комиссии по историческим памятникам , Том XXIV, Фаск. 67, январь – март 1931 г., стр. 11–19.
- Матей Казаку, «Девочка, которая стала мальчиком и прожила сто лет», в журнале «Исторический» , сентябрь 2013 г., стр. 19–22.
- Дэн Черноводяну, Наука и геральдическое искусство в Румынии . Бухарест: Научно-энциклопедическое издательство , 1977. ОСЛК 469825245
- Ирина Ф. Кирстина, «Круги власти в Валахии в 16 веке: лорды и дворяне», в Кумидава , Том XXIX, 2007, стр. 110–133.
- Мариан Коман, «Риторическая игра. Трансильванская региональная идентичность в средневековых валашских источниках», в Annales Universitatis Apulensis. Серия Historica , Vol. 16, выпуск II, 2012 г., стр. 87–104.
- Джино Марио Крэчун, «Менее известная история замка Винцул де Жос», в журнале «Исторические перспективы» , № 1. 6/2012, стр. 46–50.
- Спиридон Кристоча, Мариус Пэдурару, Ион Думитреску, «Археологические исследования церкви монастыря Валя, уезд Арджеш (кампания 2012 г.)», в Аргесисе. Исследования и коммуникации. Серия «История» , Том XXIII, 2014, стр. 7–24.
- Габриэль Феличиан Кроитору, «Некоторые аспекты границы между Валахией и каза Джурджу в XVI–XIX веках», в Studia et Documenta Turcologica , выпуск 1/2013, стр. 207–223.
- Ион Донат, Княжеское владение в Валахии (XIV–XVI вв.) . Бухарест: Энциклопедическое издательство , 1996. ISBN 973-454-170-6
- Василе Дрэгуц, «Старорумынская живопись (XI—XVIII века)», в Василе Дрэгуц, Василе Флоря, Дан Григореску , Марин Михалаке (ред.), Румынская живопись в изображениях , стр. 7–104. Бухарест: Издательство «Меридиан» , 1970. ОСЛК 5717220
- Агнес Терезия Эрих, «Дмитрие Любавич и полиграфическое искусство Тырговиште», в Журнале румынских литературных исследований , Nr. 5/2014, стр. 361–365.
- Кристина Фенешан, Жан-Луи Бакке-Граммон, «Заметки и другие документы об Алоизио Гритти и румынских странах», в Anatolia Moderna. Новая Анатолия , Том. III, 1992, стр. 61–103.
- Константин Кэпитанул Филипеску, Истории лордов Румынии, включая историю гор с начала до 1688 года . Бухарест: IV Сосеку , 1902. ОСЛК 38610972
- Константин Гейн , Прошлые жизни дам и господ. Том И. Бухарест: Luceafărul SA, [1932].
- Тахсин Гемил , «Османско-татарско-польская агрессия и падение Петру Рареша», в Леоне Шимански (редактор), Петру Рареш , стр. 151-160. Бухарест: Издательство Академии , 1978.
- Влад Георгеску , Румыны. История . Колумбус: Издательство Университета штата Огайо , 1991. ISBN 0-8142-0511-9
- Валентин Геонеа, «Спорный правитель - Раду Паисие», в журнале «Исторический» , сентябрь 1996 г., стр. 49–51.
- Дину К. Джуреску , «Экономические отношения Румынской земли со странами Балканского полуострова с 14 века до середины 16 века», в Romano-Slavica. История , Том XI, 1965, стр. 168–201.
- Ливиу Мариус Илие, «Ангельская легитимация политической власти в восточно-средневековой иконографии», в Arhivele Oltenia , Vol. 22, 2008, стр. 15–24.
- Траян Ионеску-Нишков, «Два новых документа первой половины 16 века», в Романославице , Том V, 1962, стр. 151–155.
- Николае Йорга ,
- История румын в лицах и иконах . Крайова: Рамури , 1921.
- «Начало епископства Бузэу», в «Историческом журнале », том IX, выпуски 10–12, октябрь – декабрь 1923 г., стр. 173–177.
- Адриан Маринеску, «Связи румынских правителей с Синаем», в Ежегоднике факультета православного богословия Патриарха Юстиниана , Том VII, 2007, стр. 223–244.
- Стойка Николаеску, Славяно-румынские документы об отношениях Валахии и Молдавии с Трансильванией в веке. XV и XVI. Коммерческие привилегии, королевские и частные письма из архивов Сибиу, Брашова и Бистрицы в Трансильвании . Бухарест: Лито-Типография Л. Моцацяну, 1905. ОСЛК 767577459
- Корина Николеску, «Искусство на румынской земле в XV—XVI веках», в книге Джорджа Опреску (ред.), Краткая история пластического искусства в RPR , Том 1, стр. 78–111. Бухарест: Издательство Академии , 1957. ОСЛК 7162839
- Эмиль Пико , «Взгляд на историю книгопечатания в румынских странах XVI века», в книге « Столетие школы живых восточных языков», 1795–1895. Сборник воспоминаний , с. 183–222. Париж: Imprimerie nationale , 1895. ОСЛК 46184289
- Корнелия Попа-Горьяну, «Despre originea lui Nicolaus Olahus (1493–1568)», в Terra Sebus. Acta Musei Sabesiensis , Том 6, 2014 г., стр. 315–326.
- Иоан И. Рэмуряну, «Митрополиты Унгровлахиеи», в Румынской Православной Церкви , выпуски 7–10/1959, стр. 722–826.
- Константин Резакевич,
- «Внешняя политика», Леон Шимански (редактор), Петру Рареш , стр. 229–263. Бухарест: Издательство Академии, 1978.
- «Петру Рареш между султаном и христианским миром в 1541–1542 годах, согласно новым польским источникам — Послание «шляпника» Петра Вартича от 1542 года — (I)», в Revista Istorică , Том I, Выпуск 5, май. 1990, стр. 427–455.
- «Два поэта, характер и правда. «Банул Мэрэчин» - неизвестный господин», в журнале «Исторический» , октябрь 1998 г., стр. 53–58.
- «Матиас Корвин и его родственники через союз с княжеским родом Басараба I из Валахии», в Аргесисе. Исследования и коммуникации. Серия «История» , Том XXVII, 2008 г., стр. 99–105.
- Аурелиан Сакердоцяну, «Поселение Раду Паисие для епископства Бузэу», в Revista Istorică , том XXII, выпуски 1–3, январь – март 1936 г., стр. 18–23.
- Н. Стойческу, Словарь великих правителей Валахии и Молдавии. Разд. XIV–XVII . Бухарест: Энциклопедическое издательство, 1971. ОСЛК 822954574
- Октавиан Татар, «Штефан Майлат. Работа по «национальному восстановлению» трансильванского характера в старой румынской историографии», в Terra Sebus. Acta Musei Sabesiensis , Том 7, 2015 г., стр. 331–355.
- Людмила Заболотная, «Институт брака в эпоху средневековья: препятствия и запреты. Исследования исторической антропологии и сравнительных исследований», в Тирагетии. История – Музееведение , Том V, выпуск 2, 2011 г., стр. 9–30.
- Принцы Валахии
- Изувеченные претенденты на валашский престол
- Дом Дэнешть
- Дом Дрэкулешть
- Румынский народ XVI века
- Монархи Европы XVI века
- Люди из уезда Арджеш
- Румынские бизнесмены
- Торговцы рыбой (люди)
- Валашские рабовладельцы
- Румынские меценаты
- Игумены
- Румынские православные монахи
- Христиане из Османской империи
- Изгнанники из Османской империи
- Румынские изгнанники
- Трансильвания в Венгерском королевстве
- Румынские эмигранты в Египте
- 16 век в Египте.
- Церковь Синай