«Первым пришел — первым обслужен» перенаправляется сюда. Чтобы узнать об альбоме Kool Keith, см. First Come, First Served .
Сети очередей — это системы, в которых отдельные очереди соединены сетью маршрутизации. На этом изображении серверы представлены кружками, очереди — рядом прямоугольников, а сеть маршрутизации — стрелками. При исследовании сетей массового обслуживания обычно пытаются получить равновесное распределение сети, хотя во многих приложениях изучение переходного состояния является фундаментальным.
Теория массового обслуживания — это математическое исследование очередей или очередей . [ 1 ] Модель массового обслуживания построена таким образом, чтобы можно было прогнозировать длину очереди и время ожидания. [ 1 ] Теорию массового обслуживания обычно считают отраслью исследования операций, поскольку результаты часто используются при принятии бизнес-решений о ресурсах, необходимых для предоставления услуги.
Написание «очередь» вместо «очередь» обычно встречается в области академических исследований. Фактически, одним из ведущих журналов в этой области является Queuing Systems .
Теория массового обслуживания является одной из основных областей исследования в области науки управления . Благодаря науке управления предприятия могут решать множество проблем, используя различные научные и математические подходы. Анализ очередей — это вероятностный анализ очередей ожидания, поэтому результаты, также называемые рабочими характеристиками, являются скорее вероятностными, чем детерминированными. [ 5 ] Вероятность того, что в системе массового обслуживания находятся n клиентов, среднее количество клиентов в системе массового обслуживания, среднее количество клиентов в очереди ожидания, среднее время пребывания клиента в общей системе массового обслуживания, среднее время пребывания одного клиента в системе массового обслуживания. клиент в очереди ожидания и, наконец, вероятность того, что сервер занят или простаивает, — все это различные рабочие характеристики, рассчитываемые этими моделями очередей. [ 5 ] Общая цель анализа массового обслуживания — вычислить эти характеристики для текущей системы, а затем протестировать несколько альтернатив, которые могут привести к улучшению. Вычисление рабочих характеристик текущей системы и сравнение значений с характеристиками альтернативных систем позволяет менеджерам увидеть плюсы и минусы каждого потенциального варианта. Эти системы помогают в процессе принятия окончательных решений, показывая способы увеличения экономии, сокращения времени ожидания, повышения эффективности и т. д. Основными моделями массового обслуживания, которые можно использовать, являются система очереди ожидания с одним сервером и система линии ожидания с несколькими серверами. которые обсуждаются ниже. Эти модели можно дополнительно дифференцировать в зависимости от того, является ли время обслуживания постоянным или неопределенным, конечна ли длина очереди, конечна ли численность вызывающих абонентов и т. д. [ 5 ]
Очередь можно или узел массового обслуживания рассматривать почти как черный ящик . Задания (также называемые клиентами или запросами , в зависимости от поля) поступают в очередь, возможно, ждут некоторое время, некоторое время обрабатываются, а затем покидают очередь.
Черный ящик. Задания поступают в очередь и уходят из нее.
Однако узел массового обслуживания — это не совсем черный ящик, поскольку необходима некоторая информация о внутренней части узла массового обслуживания. Очередь имеет один или несколько серверов , каждый из которых может быть связан с поступающим заданием. Когда задание будет завершено и отправлено, этот сервер снова будет свободен для сопряжения с другим поступающим заданием.
Узел массового обслуживания с 3 серверами. Сервер a простаивает, поэтому ему передается поступление на обработку. Сервер b в настоящее время занят, и пройдет некоторое время, прежде чем он сможет завершить свою работу. Сервер c только что завершил обслуживание задания и, следовательно, будет следующим, кто получит прибывающее задание.
Часто используется аналогия с кассиром в супермаркете. (Есть и другие модели, но в литературе часто встречается именно эта.) Клиенты приходят, оформляются кассиром и уходят. Каждый кассир одновременно обрабатывает одного покупателя, и, следовательно, это узел массового обслуживания только с одним сервером. Настройка, при которой клиент немедленно уходит, если кассир занят, когда клиент приходит, называется очередью без буфера (или без зоны ожидания ). Установка с зоной ожидания для n клиентов называется очередью с буфером размера n .
Поведение отдельной очереди (также называемой узлом очередей ) можно описать процессом рождения-смерти , который описывает приходы и уходы из очереди, а также количество заданий, находящихся в настоящее время в системе. Если k обозначает количество заданий в системе (либо обслуживаемых, либо ожидающих, если в очереди есть буфер ожидающих заданий), то прибытие увеличивает k на 1, а отправление уменьшает k на 1.
Переходы системы между значениями k посредством «рождений» и «смертей», которые происходят при темпах поступления и стоимость отправления за каждую работу . Для очереди обычно считается, что эти скорости не меняются в зависимости от количества заданий в очереди, поэтому единая средняя предполагается скорость приходов/отбытий в единицу времени. Согласно этому предположению, этот процесс имеет скорость поступления и скорость вылета .
Процесс рождения-смерти. Значения в кружках представляют состояние системы, которое развивается на основе скоростей прибытия λ i и скоростей отправления μ i . Очередь с 1 сервером, скоростью поступления λ и скоростью отправления µ.
Уравнения устойчивого состояния процесса рождения и смерти, известные как уравнения баланса , заключаются в следующем. Здесь обозначает устойчивую вероятность находиться в состоянии n .
Первые два уравнения подразумевают
и
.
По математической индукции,
.
Состояние приводит к
что вместе с уравнением для , полностью описывает требуемые вероятности установившегося состояния.
Одиночные узлы массового обслуживания обычно описываются с использованием нотации Кендалла в форме A/S/ c , где A описывает распределение длительности между каждым поступлением в очередь, S - распределение времени обслуживания заданий, а c - количество серверов в узле. [ 6 ] [ 7 ] В качестве примера обозначения очередь M/M/1 представляет собой простую модель, в которой один сервер обслуживает задания, поступающие в соответствии с процессом Пуассона (где продолжительность между поступлениями распределена экспоненциально ) и имеет экспоненциально распределенное время обслуживания (M обозначает марковский процесс ). В очереди M/G/1 буква G означает «общее» и указывает на произвольное распределение вероятностей для времени обслуживания.
Рассмотрим очередь с одним сервером и следующими характеристиками:
: скорость поступления (обратная величина ожидаемого времени между прибытием каждого клиента, например 10 клиентов в секунду)
: обратная величина среднего времени обслуживания (ожидаемое количество последовательных завершений обслуживания за одну и ту же единицу времени, например, за 30 секунд)
n : параметр, характеризующий количество клиентов в системе.
: вероятность наличия n клиентов в системе в устойчивом состоянии.
Далее, пусть представляют количество раз, когда система входит в состояние n , и представляют количество раз, когда система покидает состояние n . Затем для всех н . То есть количество раз, когда система покидает состояние, отличается не более чем на 1 от количества раз, когда она входит в это состояние, поскольку она либо вернется в это состояние в какой-то момент в будущем ( ) или нет ( ).
Когда система достигает устойчивого состояния, скорость прибытия должна быть равна скорости ухода.
Общая базовая система массового обслуживания принадлежит Эрлангу и является модификацией закона Литтла . Учитывая скорость поступления λ , частоту отсева σ и скорость отправления µ , длина очереди L определяется как:
.
Предполагая экспоненциальное распределение ставок, время ожидания W можно определить как долю обслуженных прибывших. Это равно экспоненциальной выживаемости тех, кто не выбывает в течение периода ожидания, что дает:
Леонард Кляйнрок работал над применением теории массового обслуживания к коммутации сообщений в начале 1960-х годов и к коммутации пакетов в начале 1970-х годов. Его первым вкладом в эту область стала докторская диссертация в Массачусетском технологическом институте в 1962 году, опубликованная в виде книги в 1964 году. Его теоретическая работа, опубликованная в начале 1970-х годов, легла в основу использования коммутации пакетов в ARPANET , предшественнике Интернета.
Системы со связанными орбитами играют важную роль в теории массового обслуживания в приложениях к беспроводным сетям и обработке сигналов. [ 19 ]
Современное применение теории массового обслуживания касается, среди прочего, разработки продуктов , где (материальные) продукты существуют в пространстве и времени, в том смысле, что продукты имеют определенный объем и определенную продолжительность. [ 20 ]
Пример очереди «первым пришел – первым обслужен» (FIFO) Также называется «первым пришел — первым обслужен» (FCFS). [ 21 ] Этот принцип гласит, что клиенты обслуживаются по одному и что клиент, который ждал дольше всех, обслуживается первым. [ 22 ]
Возможности обслуживания распределяются поровну между клиентами. [ 22 ]
Приоритет
Клиенты с высоким приоритетом обслуживаются в первую очередь. [ 22 ] Очереди с приоритетом могут быть двух типов: невытесняющие (когда выполняющееся задание не может быть прервано) и вытесняющие (когда выполняющееся задание может быть прервано заданием с более высоким приоритетом). Ни в одной из моделей работа не потеряна. [ 23 ]
Следующим заданием, которое будет обслуживаться, будет задание с наименьшей оставшейся потребностью в обработке. [ 26 ]
Сервисный центр
Один сервер: клиенты выстраиваются в очередь, и есть только один сервер.
Несколько параллельных серверов (одна очередь): клиенты выстраиваются в очередь и серверов несколько.
Несколько параллельных серверов (несколько очередей): имеется много счетчиков, и клиенты могут сами решать, к какому из них стоять в очереди.
Ненадежный сервер
Сбои сервера происходят в соответствии со стохастическим (случайным) процессом (обычно Пуассоновым) и сопровождаются периодами настройки, в течение которых сервер недоступен. Прерванный клиент остается в зоне обслуживания до тех пор, пока сервер не будет отремонтирован. [ 27 ]
Поведение клиента в ожидании
Отказ: клиенты решают не вставать в очередь, если она слишком длинная.
Жульничество: клиенты переключаются между очередями, если думают, что таким образом их обслужат быстрее.
Отказ: клиенты покидают очередь, если они слишком долго ждали обслуживания.
Прибывающие клиенты, которые не обслуживаются (либо из-за отсутствия буфера в очереди, либо из-за отказа или отказа клиента), также известны как выбывшие . Средний уровень отсева является важным параметром, описывающим очередь.
Сети очередей — это системы, в которых несколько очередей соединены маршрутизацией клиентов . Когда клиент обслуживается на одном узле, он может присоединиться к другому узлу и встать в очередь на обслуживание или покинуть сеть.
Для сетей из m узлов состояние системы можно описать m –мерным вектором ( x 1 , x 2 , ..., x m ), где x i представляет количество клиентов в каждом узле.
Также были исследованы сети клиентов, такие как сети Келли , где клиенты разных классов имеют разные уровни приоритета на разных узлах обслуживания. [ 36 ] Другой тип сети — G-сети , впервые предложенные Эролом Геленбе в 1993 году: [ 37 ] эти сети не предполагают экспоненциального распределения времени, как классическая сеть Джексона.
В сетях с дискретным временем, где существует ограничение на то, какие сервисные узлы могут быть активны в любой момент времени, алгоритм планирования максимального веса выбирает политику обслуживания, обеспечивающую оптимальную пропускную способность в случае, когда каждое задание посещает только один сервисный узел, принадлежащий одному человеку. [ 21 ] В более общем случае, когда задания могут посещать более одного узла, маршрутизация с противодавлением обеспечивает оптимальную пропускную способность. Планировщик сети должен выбрать алгоритм организации очередей , который влияет на характеристики более крупной сети. [ 38 ]
Модели среднего поля учитывают предельное поведение эмпирической меры (доли очередей в разных состояниях), когда количество очередей m приближается к бесконечности. Влияние других очередей на любую конкретную очередь в сети аппроксимируется дифференциальным уравнением. Детерминированная модель сходится к тому же стационарному распределению, что и исходная модель. [ 39 ]
В системе с высоким уровнем занятости (загрузка около 1) можно использовать приближение интенсивного трафика для аппроксимации процесса длины очереди отраженным броуновским движением . [ 40 ] Процесс Орнштейна-Уленбека , или более общий диффузионный процесс . [ 41 ] Число измерений броуновского процесса равно числу узлов массового обслуживания, при этом диффузия ограничена неотрицательным ортантом .
Гидравлические модели — это непрерывные детерминированные аналоги сетей массового обслуживания, полученные путем достижения предела, когда процесс масштабируется во времени и пространстве, допуская гетерогенные объекты. Эта масштабированная траектория сходится к детерминированному уравнению, которое позволяет доказать устойчивость системы. Известно, что сеть массового обслуживания может быть стабильной, но иметь нестабильный предел текучести. [ 42 ]
Теория массового обслуживания находит широкое применение в информатике и информационных технологиях. Например, в сетях очереди являются неотъемлемой частью маршрутизаторов и коммутаторов, где пакеты выстраиваются в очередь для передачи. Применяя принципы теории массового обслуживания, проектировщики могут оптимизировать эти системы, обеспечивая высокую производительность и эффективное использование ресурсов.
Помимо технологической сферы, теория массового обслуживания актуальна для повседневной жизни. Независимо от того, стоите ли вы в очереди в супермаркете или в общественном транспорте, понимание принципов теории массового обслуживания дает ценную информацию по оптимизации этих систем для повышения удовлетворенности пользователей. В какой-то момент каждый будет вовлечен в какой-то аспект организации очередей. То, что некоторые могут посчитать неудобством, возможно, является наиболее эффективным методом.
Теория массового обслуживания, дисциплина, основанная на прикладной математике и информатике, представляет собой область, посвященную изучению и анализу очередей или очередей ожидания, а также их последствий для широкого спектра приложений. Эта теоретическая основа оказалась полезной для понимания и оптимизации эффективности систем, характеризующихся наличием очередей. Изучение очередей имеет важное значение в таких контекстах, как системы дорожного движения, компьютерные сети, телекоммуникации и сервисные операции.
Теория массового обслуживания углубляется в различные основополагающие концепции, центральными из которых являются процесс прибытия и процесс обслуживания. Процесс прибытия описывает способ, которым объекты присоединяются к очереди с течением времени, часто моделируемый с использованием стохастических процессов, таких как процессы Пуассона. Эффективность систем массового обслуживания оценивается с помощью ключевых показателей производительности. К ним относятся средняя длина очереди, среднее время ожидания и пропускная способность системы. Эти показатели дают представление о функциональности системы и помогают принимать решения, направленные на повышение производительности и сокращение времени ожидания.
Ссылки:
Гросс Д. и Харрис К.М. (1998). Основы теории массового обслуживания. Джон Уайли и сыновья.
Кляйнрок, Л. (1976). Системы массового обслуживания: Том I - Теория. Уайли.
Купер, Б.Ф., и Митрани, И. (1985). Сети массового обслуживания: фундаментальный подход. Джон Уайли и сыновья
^ Jump up to: а б с Сундарапандян, В. (2009). «7. Теория массового обслуживания». Вероятность, статистика и теория массового обслуживания . Обучение PHI. ISBN 978-81-203-3844-9 .
^ Рамасвами, В. (1988). «Стабильная рекурсия для вектора устойчивого состояния в цепях Маркова типа m/g/1». Коммуникации в статистике. Стохастические модели . 4 : 183–188. дои : 10.1080/15326348808807077 .
^ Морозов, Е. (2017). «Анализ устойчивости многоклассовой системы повторного запуска со связанными орбитальными очередями». Материалы 14-го Европейского семинара . Конспекты лекций по информатике. Том. 17. С. 85–98. дои : 10.1007/978-3-319-66583-2_6 . ISBN 978-3-319-66582-5 .
^ Димитриу, И. (2019). «Многоклассовая система повторного запуска со спаренными орбитами и прерываниями обслуживания: проверка условий устойчивости». Материалы ФРУКТ 24 . 7 : 75–82.
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 6a23a347d7d7450319daf2e774a42bec__1715917440 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/ec/6a23a347d7d7450319daf2e774a42bec.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Queueing theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)