Очередь М/М/1

В теории массового обслуживания , дисциплине математической теории вероятностей , очередь M/M/1 представляет длину очереди в системе с одним сервером, где поступления определяются процессом Пуассона , а время обслуживания заданий имеет экспоненциальное распределение . Название модели написано в нотации Кендалла . Модель является самой элементарной из моделей массового обслуживания. [1] и привлекательный объект исследования в виде выражений в замкнутой форме может быть получен для многих показателей, представляющих интерес в этой модели. Расширением этой модели с более чем одним сервером является очередь M/M/c .
Определение модели
[ редактировать ]Очередь M/M/1 — это случайный процесс, пространство состояний которого представляет собой набор {0,1,2,3,...}, где значение соответствует количеству клиентов в системе, включая всех, кто в данный момент обслуживается.
- Поступления происходят со скоростью λ в соответствии с процессом Пуассона и переводят процесс из состояния i в состояние i + 1.
- Время обслуживания имеет экспоненциальное распределение с параметром скорости μ в очереди M/M/1, где 1/μ — среднее время обслуживания.
- Все времена прибытия и времени обслуживания (обычно) считаются независимыми друг от друга. [2]
- Один сервер обслуживает клиентов по одному, начиная с начала очереди, в соответствии с принципом «первым пришел — первым обслужен» . По завершении обслуживания клиент покидает очередь, и количество клиентов в системе уменьшается на одного.
- Буфер имеет бесконечный размер, поэтому количество клиентов, которые он может содержать, не ограничено.
Модель можно описать как цепь Маркова с непрерывным временем и матрицей скорости перехода.
в пространстве состояний {0,1,2,3,...}. Это та же непрерывная по времени цепь Маркова, что и в процессе рождения-смерти . Диаграмма пространства состояний для этой цепочки показана ниже.
Стационарный анализ
[ редактировать ]Модель считается устойчивой только в том случае, если λ < µ. Если в среднем прибытие происходит быстрее, чем завершение обслуживания, очередь будет расти бесконечно долго, и система не будет иметь стационарного распределения. Стационарное распределение является предельным распределением для больших значений t .
Различные показатели производительности могут быть вычислены явно для очереди M/M/1. Мы пишем ρ = λ/μ для использования буфера и требуем ρ < 1, чтобы очередь была стабильной. ρ представляет собой среднюю долю времени, в течение которого сервер занят.
Вероятность того, что стационарный процесс находится в состоянии i (содержит i заявок, в том числе находящихся в обслуживании), равна [3] : 172–173
Среднее количество клиентов в системе
[ редактировать ]Мы видим, что количество заявок в системе геометрически распределено с параметром 1 − ρ . Таким образом, среднее количество заявок в системе равно ρ /(1 − ρ ), а дисперсия количества заявок в системе равна ρ /(1 – ρ ). 2 . Этот результат справедлив для любого режима обслуживания, сохраняющего работу, такого как совместное использование процессора. [4]
Период занятости сервера
[ редактировать ]Период занятости — это период времени, измеряемый с момента прибытия клиента в пустую систему до момента его ухода, оставив после себя пустую систему. Период занятости имеет функцию плотности вероятности [5] [6] [7] [8]
где I 1 — модифицированная функция Бесселя первого рода , [9] полученное с помощью преобразований Лапласа и обращения решения. [10]
Преобразование Лапласа периода занятости M/M/1 определяется выражением [11] [12] [13] : 215
который дает моменты периода занятости, в частности, среднее значение равно 1/( µ − λ ), а дисперсия определяется выражением
Время ответа
[ редактировать ]Среднее время ответа или время пребывания (общее время, которое клиент проводит в системе) не зависит от дисциплины планирования и может быть рассчитано с использованием закона Литтла как 1/( μ − λ ). Среднее время, затраченное на ожидание, составляет 1/( µ − λ ) − 1/ µ = ρ /( µ − λ ). Распределение времени отклика действительно зависит от дисциплины планирования.
Дисциплина в порядке очереди
[ редактировать ]Для клиентов, которые приходят и обнаруживают, что очередь представляет собой стационарный процесс, время ответа, которое они испытывают (сумма времени ожидания и времени обслуживания), имеет преобразование Лапласа.( µ - λ )/( s + µ - λ ) [14] и, следовательно, функция плотности вероятности [15]
Дисциплина совместного использования процессоров
[ редактировать ]В очереди M/M/1-PS нет очереди ожидания, и все задания получают равную долю мощности обслуживания. [16] Предположим, что один сервер обслуживается со скоростью 16 и в системе имеется 4 задания, каждое задание будет обслуживаться со скоростью 4. Скорость, с которой задания получают обслуживание, меняется каждый раз, когда задание поступает в систему или покидает ее. [16]
Для клиентов, которые приходят и обнаруживают, что очередь представляет собой стационарный процесс, в 1970 году было опубликовано преобразование Лапласа распределения времени отклика, с которым сталкиваются клиенты: [16] для которого известно интегральное представление. [17] Распределение времени ожидания (время ответа минус время обслуживания) для клиента, которому требуется x объем услуг, изменилось. [3] : 356
где r — меньший корень уравнения
Таким образом , среднее время ответа для поступающего задания, требующего объема обслуживания x , можно вычислить как x µ /( µ − λ ). Альтернативный подход позволяет получить те же результаты, используя метод спектрального разложения . [4]
Переходное решение
[ редактировать ]Мы можем написать функцию вероятности, зависящую от t, чтобы описать вероятность того, что очередь M/M/1 находится в определенном состоянии в данный момент времени. что очередь изначально находится в состоянии i , и записываем pk Мы предполагаем , ( t ) для вероятности нахождения в состоянии k в момент времени t . Затем [2] [18]
где - начальное количество клиентов на станции в данный момент , , и — модифицированная функция Бесселя первого рода . Моменты переходного решения можно выразить как сумму двух монотонных функций . [19]
Диффузионное приближение
[ редактировать ]Когда коэффициент использования ρ близок к 1, процесс можно аппроксимировать отраженным броуновским движением с параметром дрейфа λ – µ и параметром дисперсии λ + µ . Это ограничение интенсивного трафика было впервые введено Джоном Кингманом . [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стургул, Джон Р. (2000). Проектирование шахты: примеры с использованием моделирования . МСП. п. VI. ISBN 0-87335-181-9 .
- ^ Jump up to: а б Кляйнрок, Леонард (1975). Системы массового обслуживания Том 1: Теория . п. 77. ИСБН 0471491101 .
- ^ Jump up to: а б Харрисон, Питер ; Патель, Нареш М. (1992). Моделирование производительности сетей связи и компьютерных архитектур . Аддисон-Уэсли.
- ^ Jump up to: а б Гиймен, Ф.; Бойер, Дж. (2001). «Анализ очереди M/M/1 с совместным использованием процессора с помощью спектральной теории» (PDF) . Системы массового обслуживания . 39 (4): 377. doi : 10.1023/A:1013913827667 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 ноября 2006 г.
- ^ Абате, Дж.; Уитт, В. (1988). «Простые спектральные представления для очереди M/M/1» (PDF) . Системы массового обслуживания . 3 (4): 321. дои : 10.1007/BF01157854 .
- ^ Кейлсон, Дж.; Кухарян, А. (1960). «Процессы массового обслуживания, зависящие от времени» . Анналы математической статистики . 31 (1): 104–112. дои : 10.1214/aoms/1177705991 . JSTOR 2237497 .
- ^ Карлин, Сэмюэл ; МакГрегор, Джеймс (1958). «Многие серверные процессы организации очередей с входными данными Пуассона и экспоненциальным временем обслуживания» (PDF) . Пасифик Дж. Математика . 8 (1): 87–118. дои : 10.2140/pjm.1958.8.87 . МР 0097132 .
- ^ Гросс, Дональд; Шортл, Джон Ф.; Томпсон, Джеймс М.; Харрис, Карл М. (23 сентября 2011 г.). «2.12 Анализ периода занятости». Основы теории массового обслуживания . Уайли. ISBN 1118211642 .
- ^ Адан, Иво. «Курс QUE: Теория массового обслуживания, осень 2003 г.: Система M/M/1» (PDF) . Проверено 6 августа 2012 г.
- ^ Стюарт, Уильям Дж. (2009). Вероятность, цепи Маркова, очереди и моделирование: математическая основа моделирования производительности . Издательство Принстонского университета. п. 530 . ISBN 978-0-691-14062-9 .
- ^ Асмуссен, СР (2003). «Теория массового обслуживания на марковском уровне». Прикладная вероятность и очереди . Стохастическое моделирование и прикладная теория вероятности. Том. 51. С. 60–31. дои : 10.1007/0-387-21525-5_3 . ISBN 978-0-387-00211-8 .
- ^ Адан, И.; Резинг, Дж. (1996). «Простой анализ гибкой очереди, управляемой очередью M/M/1». Системы массового обслуживания . 22 (1–2): 171–174. дои : 10.1007/BF01159399 .
- ^ Кляйнрок, Леонард (1975). Системы массового обслуживания: Теория, Том 1 . Уайли. ISBN 0471491101 .
- ^ Харрисон, П.Г. (1993). «Распределение времени отклика в моделях сетей массового обслуживания». Оценка производительности компьютерных и коммуникационных систем . Конспекты лекций по информатике. Том. 729. стр. 147–164. дои : 10.1007/BFb0013852 . ISBN 3-540-57297-Х .
- ^ Стюарт, Уильям Дж. (2009). Вероятность, цепи Маркова, очереди и моделирование: математическая основа моделирования производительности . Издательство Принстонского университета. п. 409 . ISBN 978-0-691-14062-9 .
- ^ Jump up to: а б с Коффман, Э.Г .; Мунц, РР; Троттер, Х. (1970). «Распределение времени ожидания для систем совместного использования процессоров» . Журнал АКМ . 17 : 123–130. дои : 10.1145/321556.321568 .
- ^ Моррисон, Дж. А. (1985). «Распределение времени отклика для системы совместного использования процессоров». SIAM Journal по прикладной математике . 45 (1): 152–167. дои : 10.1137/0145007 . JSTOR 2101088 .
- ^ Робертацци, Томас Г. (2000). Компьютерные сети и системы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer New York. п. 72. дои : 10.1007/978-1-4612-1164-8 . ISBN 978-1-4612-7029-4 .
- ^ Абате, Дж.; Уитт, В. (1987). «Переходное поведение очереди M/M/l: начиная с источника» (PDF) . Системы массового обслуживания . 2 : 41–65. дои : 10.1007/BF01182933 .
- ^ Кингман, JFC ; Атья (октябрь 1961 г.). «Очередь на одном сервере при интенсивном трафике». Математические труды Кембриджского философского общества . 57 (4): 902. doi : 10.1017/S0305004100036094 . JSTOR 2984229 .