Тебе нужен Бог
Религия в Древний Рим |
---|
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
В классической латыни Indiges , единственный по форме, применяется к Солнцу ( Sol Indiges ) и к Юпитеру Лавиниуму эпитет , позднее отождествленному с Энеем . Одна теория утверждает, что это означает «говорящий внутри» и возникло еще до признания божественных личностей. Другой вариант, который Оксфордский классический словарь считает более вероятным, заключается в том, что оно означает « вызванный » в смысле «указание на», как в родственном слове indigitamenta .
В литературе Августа di indigites часто ассоциируются с di patrii и появляются в списках местных божеств (то есть божеств, специфичных для определенного места). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Сервиус заметил, что у Пренесте есть свои потребности . [ 4 ] : 7.678
Свидетельства, относящиеся к di Indigites, редко встречаются за пределами Рима и Лавиниума , но фрагментарная надпись из Алетриума (современный Алатри , к северу от Фрозиноне ) записывает подношения ди Индицитам , включая Фуцина , местного бога озера; Сумманус , бог ночных молний; Фицелл, иначе неизвестный, но, возможно, местный горный бог; и Темпестейты , божества погоды. Эта надпись была интерпретирована как список местных или природных божеств, которым пастухи- отгонщики должны делать примирительные предложения. [ 5 ] [ 6 ]
Вам нужен Виссова
[ редактировать ]В Георга Виссовой терминологии di indigetes или indigites были римскими божествами , которые не были заимствованы из других религий, в отличие от di novensides . Таким образом, Виссова считал индигетов «местными богами», а новенсайдов - «прибывшими богами». Однако в древнем использовании эти два термина не рассматривались как дихотомия и не проводилось четкого различия между индигетами и новенсайдами . [ 7 ] Интерпретация Виссовой больше не получила широкого признания, и ее значение остается неопределенным.
Виссова перечислила 33 di indigetes , включая два коллектива во множественном числе: Лары поместья и Лемуры мертвых. [ 8 ] любой список неимущих Однако является предположительным; Раймо Анттила отмечает, что «мы не знаем списка di indigetes ». [ 9 ]
Древние источники
[ редактировать ]Карл Кох составил список латинских авторов и надписей, используя фразу di indigetes или Indiges : [ 10 ] : 80–83
- Ливий , 1.2.6, об окончании смертной жизни Энея на реке Нумике и его отождествлении или ассимиляции с Иовем Индигетем в этом месте.
- Ливий, 8.9.6, формула преданности Деция Муса
- CIL 1 Эл. Я из Помпеи : ...и его называли Отцом коренных народов и числили среди богов .
- Вергилий , Энеида 12.794, как эпитет Энея
- Плиний , Естественная история 3.56, как эпитет Солнца.
- CIL 10.5779 от Соры , Jovi Airsii Dis Indigetibus cum aedicl(a) et base [et ae]di? и портик .
- Вергилий, Георгика 1.498, Боги страны Indigetes и Romule Vestaque Mater... .
- Овидий , Metamporphoses 15.862, ... di Indigetes genitorque Quirine ..., в призыве, завершающем стихотворение.
- Силий Италикус , Punicus 9.278, Бог Indigetes Faunusque Satorque Quirinus ; также 10 435 и далее.
- Лукан , Фарсалия 1.556, упоминает ди индигетов наряду с ларесами .
- Клавдиан , Гильдонская война 1.131
- Макробий , К сну Сципиона 1.9
- Симмах , Отчет 3.10
Стипендия на бога, который вам нужен
[ редактировать ]К. Кох, А. Гренье, Х. Дж. Роуз, Хендрик Вагенворт , Э. Веттер, К. Латте, Г. Радке, Р. Шиллинг и совсем недавно Р. Анттила внесли свой вклад в исследование значения слова «индейцы». и о первоначальной природе di indigetes .
Кох
[ редактировать ]Анализ Карла Коха [ 10 ] является особенно полным и сосредоточен главным образом на вопросе Sol Indiges : Кох утверждал, что Sol Indiges — это бог, которому посвящен Агониум 11 декабря. [ а ] Кох также отмечает, что праздник 11 декабря соответствует Матралии 11 июня, посвященной Матери Матуте, считающейся богиней зари и, в ритуале, тетей солнца, сына ночи. Кох был первым, кто выдвинул гипотезу о Sol Indiges как о праотце ( Stammvater ) римской нации. [ б ]
Гренье
[ редактировать ]Альберт Гренье представил статью [ 13 ] в котором он развивает результаты, полученные Кохом, и уделяет больше внимания первоначальной природе ди Индигетес . Он признает, что к аналогичным выводам пришел Хендрик Вагенворт . [ 14 ]
Как это сделал Кох, Гренье [ 13 ] цитирует формулу клятвы на верность М. Ливию Друзу в 91 г. до н. э., произнесенную латинским вождем, сохраненную Диодором Сицилийским , [ 15 ] в котором упоминаются после Юпитера Капитолийского, Весты и Марса Патера, Helios genarchees и euergetinzoin te kai phytoon Geen (« мать-Земля, приносящая пользу животным и растениям »). Гренье думает, что Indiges и Добрая Мать-Земля (которую он интерпретирует как Mater Matuta Матралии Sol ) [ с ] были бы Indigetes преданности Муса Деция . di
Он продолжает анализировать другие свидетельства, связанные с культом di indigetes, найденные у Дионисия Галикарнасского . [ 17 ]
Первая - это надпись на памятнике на Нумике , который, как считалось, был посвящен Энею Юпитеру Индигесу, которая гласит: «О Боге-Отце Хтонии, управляющем течением Нумиция». Гренье [ 13 ] отмечает, что в надписи не упоминается Эней, а на самом деле это всего лишь небольшое святилище речного бога. В этом же регионе Плиний (см. предыдущий раздел) упоминает Sol Indiges, а Дионисий описывает памятник, названный в его время Святилищем Солнца , состоящим из двух алтарей на линии восток-запад у болота: Считалось, что был воздвигнут Энеем в знак благодарности за чудо весны. [ 17 ] : мне 55 На основании этих свидетельств Гренье заключает, что Sol Indiges связана с Лавиниумом и культом публичных пенатов Рима. Этот факт подтверждается Варроном : Lavinium ibi dii penates nostri . [ 18 ] : V 144 Эта идентификация дополнительно подтверждается традицией, согласно которой новые консулы, вступая в должность, приносили жертвы в этом святилище Солнца Юпитеру Индигесу, а также тем фактом, что в формулах клятв никогда не упоминаются ди индигетес вместе с Юпитером . [ д ]
На основании таких свидетельств Гренье заключает, что пенаты были включены в число индигетов . [ и ] Публичные римские пенаты были представлены в виде двух юношей или мальчиков, похожих на Диоскуров , и идентифицировались как боги, привезенные Энеем из Трои. [ 17 ] : мне 64–65 поскольку истинная личность Индигетов была секретной, чтобы избежать преувеличения. [ 21 ] [ ж ]
Гренье считает отождествление с Энеем и Ромулом более поздним развитием и считает, что первоначальные индигеты были натуралистическими богами: такими силами, как солнце, земля и воды, которые заставляют пшеницу и детей расти. Наконец, он заключает, что это должны были быть turba deorum indigitamenta , выражавшая анимистическую природу древнейшей римской религии. [ г ]
Латте
[ редактировать ]Курт Латте [ 23 ] поддержал тезис Карла Коха о том, что самые древние римские религиозные концепции были основаны на природных силах Солнца, Луны и воды. Он цитирует и цитирует обращения к богине Луны в начале каждого месяца со стороны малого понтифика , который пять или семь раз повторял обращение: « Dies te quinque Calo Iuno Covella », или когда Ноны были на седьмой день. : « Septem dies te Calo Iuno Covella ». [ 18 ] : VI 27 Обращение к богу Тибра во время летней засухи: « Adesto Tiberine, cum tuis undis ». Латте предполагает, что эти призывы были оправданы верой в волшебную силу слов. Pater Indiges засвидетельствован Солином (II 15) как упоминавшийся Энею после его исчезновения на кораблях «Нумиций» и «Дионисий». [ 17 ] также ссылается на Нумиция. Латте считает, что это, должно быть, тот же культ, и вопрос в том, ли во времена Августа первоначальный Pater Indiges превратился в Iuppiter Indiges . Хотя текст Дионисия может предполагать, что последняя интерпретация является правильной, Латте считает, что материала недостаточно для принятия решения.
Другое явление индейцев в единственном числе - это Sol Indiges, два фестиваля которого известны, а также местонахождение его культа на Квиринале (из Фасти). [ 24 ] один из которых - «[ag]ON IND[igeti]». [ 25 ] Латте утверждает, что дата этого последнего праздника не соответствует годовому ходу солнца, но, возможно, может быть днем, когда следует завершить посев, цитируя Колумеллу: [ 26 ] таким образом, жертвоприношение должно относиться к силе солнца над растительностью.
Латте заключает, что, объединив все вышеперечисленные элементы, можно утверждать, что коренное население может быть связано с представлением, в котором человек просит бога обеспечить безопасность его посева. Как у Нумика есть параллель с Тибром , так и у Солнца есть параллель в богине Луны. Наивная вера во влияние небесных тел имеет бесчисленные параллели даже в Афинах. [ 27 ]
Далее Латте говорит, что, кроме этих двух, есть только примеры во множественном числе, которые уже не были поняты во времена Варрона. [ 28 ] [ 29 ] [ 4 ] : VII 678; XII 794 Поэты эпохи Августа не имели четкого представления о его первоначальном значении, имея лишь смутное представление о том, что индиги — это архаизм, имевший сильный древнеримский оттенок при призыве к богам.
Латте опровергает утверждение Виссовой о том, что это была центральная концепция римского богословия, в том числе на основании ее неуместности в римском календаре, который отражает самый древний известный исторический религиозный документ. Надпись из Соры, датируемая 4 г. до н. э., могла быть результатом реставрации Августа, а не доказательством существования первоначальных индигов Юпитера . В другой надписи из Ардеи упоминается novem deivo. [ 30 ] [ 31 ] и контекст явно не позволяет интерпретировать вновь внесенное , опровергающее предположение Висовой.
Латте также исследовал этимологию слова «индижи» . Он вспоминает попытку Кречмера [ 32 ] объяснить это дигитусом (пальцем), что проблематично. В Риме при призывании богов пользовались не пальцами, а в обычном исходном выходе древнего единственного числа. [ 33 ] Самая древняя связь с ag-ye , aio у Корссена основана на indigitare (часто встречается как agitare для agere ). Однако более поздние дискуссии поставили эту интерпретацию под сомнение, поскольку такие образования обычно встречаются только для односложных глагольных тем, демонстрирующих голосовой сдвиг с предвербальным, например, Comes , Superstes , Trames , которые aio исключает; более того, они имеют активное значение в латыни. Кроме того, гипотеза о ретроградном образовании от indigitare имеет как лингвистические, так и семантические трудности: конструкция с agere, означающая «присутствующий», предполагает невозможное образование из консонантного сдвига, и семантика такого перевода весьма маловероятна для древних времен. .
Еще одно важное замечание Латте касается веры в эффективность божественных апелляций, которые иногда одинаковы для разных богов, таких как Гериес Юнонис и Херес Мартея . [ 34 ] [ 35 ] В табличках Игувина упоминаются ахту иувио и ахту марти, интерпретируемые как Актуи Иовио и Актуи Мартио, которым приносятся жертвы. [ 36 ] Латте отмечает, что здесь предложение делается абстрактному понятию добродетели или силы бога, а не самому богу. У других богов были особые сущности, представляющие их силу, как в Риме, в том числе Салация Нептуни и Луа Сатурни .
Латте окончательно отказывается от интерпретации indigetes divi греческих даймонов , встречающейся в переводе Макробия. [ 37 ] Гесиода из оперы 121, считая, что на нее повлияли спекуляции позднего времени. Связь гениликийского культа солнца Аврелиев с культом Sol Indiges невозможно доказать.
Анттила
[ редактировать ]Совсем недавно глоттолог Раймо Анттила предпринял новые попытки исследовать первоначальное значение слова « индейцы» в своей книге о протоиндоевропейском корне *ag. [ 38 ]
Анттила считает, что все этимологические и формальные тупики, упомянутые Латте, можно преодолеть, если интерпретировать основу слова indiges как глагол назад в смысле побуждать, гнать, гнать изнутри ( *endo Agentes ), вместо глагола aio (я говорю). Действие богов заключалось бы в том, чтобы гнать человека так же, как человек гонит скот, например, при жертвоприношении (agonium, этимология уже цитировалась Овидием в его Fasti I 319 и сл.).
Анттила основывает свой анализ на результатах Латте, Радке, [ 39 ] : 25–35 Шиллинг, [ 40 ] и Анчеллотти и Черри. [ 41 ] Он согласен с точкой зрения Шиллинга о том, что это понятие претерпело изменения и его первоначальное значение должно сохраняться отличным от его более поздней истории. Анттила начинает рассматривать совпадение Indiges с Агониумом 11 декабря и его совпадение с праздником Матери Матута 11 июня. Он считает, что имеется достаточно доказательств, чтобы сказать, что это связано с солнечным культом, сосредоточенным на Лавиниуме, соединяющем Солнце. с водой и землей. Sol Indiges — это Pater Indiges , divus pater, то есть Iuppiter Indiges , высшая божественная сила, та, которая заставляет природу производить пищу. Это побудительное действие кажется близким Аджа Экападу и Савитру как вариантам обозначения Солнца в связи с другими природными явлениями. [ ч ]
Похожий оттенок присутствует у Индры , когда Самаджа собирает добычу, воинский аспект экономики. Примечательно, что AGON IND повторяет один и тот же корень *ag. Курсивных свидетельств жертвенной и божественной силы под *ag имеется множество. Умбрийские божества действия, ahtu , дательный падеж единственного числа (от *ag-t-eu) являются частью жертвенных действий Юпитера и Марса, тогда как у Серфе действие роста (родительный падеж единственного числа от *ker-so-) приписано другие боги, например Церф Марсий, «принцип растительного роста в сфере Марса». [ 41 ] : 188, 192 [ 42 ] эквивалент Ареса Афнея в Аркадии. Бог-творец Брахман называется аджана , т.е. водитель, зачинщик. Это общая человеческая религиозная концепция, согласно которой люди управляют животными, а Бог управляет людьми. Поскольку Indiges как движущая сила имеет смысл, из этого также вытекает значение слов indigitare , indigitamenta . Проведение ритуального действия приводит к вождению, здесь agere и agonalis .
На основе этой общей картины Анттила пытается сделать более точный вывод и преодолеть оставшиеся формальные трудности. Он утверждает, что придерживаясь старой интерпретации коренных народов как «вызывающих (вперед)» и интерпретируя неопределенную умбрийскую согласную основу дательного падежа множественного числа acetus «вызывающим вперед» как Анчеллотти и Черри [ 41 ] do сомнительно, и этимологию лучше представить *ag-drive, чем *ag-yesay, поскольку предполагаемый корень *kei/*ki также является движущимся корнем, а не вызывающим корнем. [ я ] Радке [ 39 ] также предположил возможность использования *en-dhigh-et-grade 0, как в figulus (от IE-основы DHEIG), в качестве номена агента, означающего «формирование, формирование, порождение изнутри», близкого к побуждению.
В подтверждение своего анализа Анттила цитирует медицинский термин «индиго/indigere», означающий «управлять телесными жидкостями», который не засвидетельствован в древних текстах. Твердая опухоль (широз) состоит слиянии настолько необходима членам, что кажется единой в тех местах, где она видна : из клейкой и густой жидкости, которая при [ 43 ] Опухоль образуется за счет жидкости, которая стекается в определенное место, сдавливая конечности изнутри, так что она выглядит как одно целое с конечностью, в которой они расположены. Таким образом, опухоли внедряются в виде клубней и растений. Хотя лексикографические данные неубедительны, Анттила считает их важными из-за тесной связи между медициной и религией. Indiges, indigere намекал бы на то, что что-то выходит и приводит к конечному результату (введению в состояние). Вбивание приводит к тому, что что-то получается. Богатство божеств природы или их эпитетов (ахту) приводит к благотворному результату жизни/питания. Координатором будет Iuppiter Indiges , Импеллер, соответствующий Зевсу Агетору в Спарте.
Наконец, Анттила считает, что самая серьезная формальная трудность, оставшаяся из оставшихся, связана с тем, что суффикс -et- и его гласная не повышаются у индигетов, как заметил Радке. [ 39 ] : 151 Подобные образования - это merges/mergitis (сноп), ales/alitis (крылатый), mansues/mansuetis (ручной), seges/segetis (кукурузное поле, урожай, урожай), два из которых относятся к области выращивания и жатвы; Анттила считает, что в архаическом религиозном языке часто сохраняются своеобразные формы. Indigitare, вызывающая богов, будет привлекать их для наших нужд, а Sol Indiges будет силой, которая движет всей природой, особенно пищей. Радке, [ 39 ] и Анчеллотти и Черри, [ 41 ] интерпретируйте форму -t- как своего рода активное причастие или существительное-агент, и это будет единственной возможностью. Латте также дает в качестве фона для коренных народов общий призыв к природным силам в римской религии, например, призыв богини Луны и другие примеры.
Археологические находки
[ редактировать ]В 1958 году в Лавиниуме была обнаружена надпись, датируемая III веком до нашей эры, с надписью Lare Aineia. построен храм В 1971 году над княжеским кенотафом в восточном стиле VII века до нашей эры. [ нужны разъяснения ] также был обнаружен, вероятно, на месте цапли, описанной Дионисием Галикарнасским . [ 17 ] : Я, 64, 5 [ 44 ] [ Дж ] Это поддержало бы древнюю ассимиляцию Энея с Indiges Pater .
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Этот аргумент основан на фрагменте фасти, обнаруженном в Остии в 1921 году, который гласит: [... ag]ON IND[igeti ...] [ 11 ] и об Иоганнесе Лиде де Менсибусе IV 155: ... Agonalia daphneephorooi kai genarcheeei Heliooi ... : Агоналия для носителя лавра и первобытного предка Сола, которую Лид сравнивает с аналогичным обычаем в Афинах, заканчивающимся ношением лавра. Sol Indiges проводил два фестиваля, один из которых проходил 9 августа в Квиринале .
- ^ Роуз (1937) отверг интерпретацию Коха о ди Индигетес как исконных предках ( Stammvatern ) римской нации на том основании, что формула Диодора не является римским оригиналом, а составлена по греческому образцу и, похоже, отражает греческую оригинал. [ 12 ]
- ^ Гренье [ 13 ] цитирует Вендриса (1939) [ 16 ] чтобы поддержать эту интерпретацию против интерпретации Матер Матута как богини рассвета. Корень слова Matuta, давший matutinus , утреннее время, первоначально означал maturus , созревший как благоприятное время или подходящее время для рождения, отсюда в расширенном значении появилось значение утра как наиболее благоприятного времени дня.
- ^ Например, в Таблице Бантии написано: « Клянусь Юпитером и богами Пенатов ». [ 19 ]
- ↑ заменялось именем принцепса, указывает Тот факт, что в имперские времена в формулах клятв упоминание о пенатах на происхождение культа гения императора в культе публичного пената . [ 20 ] : часть II, гл. 3; Это. тр. п. 313
- ^ ... Римляне хотели, чтобы его спрятали под защитой бога которого находился город Рим, и папский закон предусматривал, что римских богов нельзя называть своими именами, чтобы их не вымогали. [ 4 ] : II 351
- ↑ Важным моментом в обсуждении источников, который упустил из виду Гренье, является тот факт, что надпись, цитируемая Дионисием на греческом языке, [ 17 ] : Я 64–конец Patros Theoy Chthonioy... , необходимо перевести на латынь Dei Patrii Indigetis . [ 17 ] : Мне 64 н. 164 Для соответствия см. греческую интерпретацию Тагеса как Гермеса Хтониоса . [ 22 ] [ 17 ] : Мне 64 н. 146
- ^ Дюмезиль уже приводил Савитра как параллель с Церерой . [ 20 ] : часть II гл. 5; Это. тр. п. 329
- ↑ По этому вопросу сравните анализ этимологии богини Цереры и Церуса Мануса, доброго творца Павла , проведенный Дюмезилем (найденный в эпитоме Фести, стр. 249, L 2nd), возможно, посвящении Януса. [ 20 ] : часть II, гл. 5; Это. тр. п. 329
- ^ Это указывает на то, что латинская сага об Энее, должно быть, распространилась и развивалась между VI и V веками, вероятно, вокруг святилищ Лавиниума и одновременно с первыми греческими версиями прихода Энея в Италию, Гелланика у Дионисия. [ 17 ] : мне 48 [ 45 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вергилий . Георгики . 1.498 и далее.
- ^ Овидий . Метаморфозы . 15.861–867.
- ^ Гордон, Ричард (2003). «Римские надписи 1995–2000». Журнал римских исследований . 93 :266. дои : 10.2307/3184644 . JSTOR 3184644 . S2CID 162894564 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сервий Гоноратус, Мавр . Обратите внимание на «Энеиду» .
- ^ Гордон, Р. (2003). «Римские надписи 1995–2000». Журнал римских исследований . 93 . стр. 266–267 и примечание 348. doi : 10.2307/3184644 . JSTOR 3184644 . S2CID 162894564 .
- ^ Грегори, Г.Л.; Галли, Л. (1995). Донария: подношения богам (на итальянском языке). Фрозиноне, Италия: Гражданский музей Алатри.
- ^ Момильяно, Арнальдо (1994). «От Бахофена до Кюмона». В Момильяно, AD (ред.). Исследования современной науки . Издательство Калифорнийского университета. п. 319.
- ^ Вахер, Дж. С. (1990) [1987]. Римский мир . Рутледж. п. 751.
- ^ Анттила 2000 , стр. 180.
- ^ Перейти обратно: а б Кох, Карл (1933). «Культ звезд в древней Италии. Sol Indiges и круг Di Indigetes». Франкфуртские исследования религии и культуры древности (III изд.). Франкфурт-на-Майне.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ CIL XIV 4547
- ^ Роуз, Герберт Дженнингс (1937). «Клятва Филиппа» и Di Indigetes ». Гарвардское богословское обозрение . 30 (3): 165–181. дои : 10.1017/S0017816000022227 . JSTOR 1507951 . S2CID 162858232 .
- ^ Перейти обратно: а б с д А. Гренье «Indigetes et Novensiles» в Boletim de Philologia Bd. 11 (1950) стр. 192–205.
- ^ Вагенворт, Хендрик (1947). «Глава III Нумен, Novensils и Indigetes». Римский динамизм . Издательство Оксфордского университета. стр. 73–103.
- ^ Диодор Сицилийский , Историческая библиотека 37 11
- ^ Вендриес, Джозеф (1939). «Тевтомат». Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности . Полет. 83.стр. 466–480. дои : 10.3406/crai.1939.77232 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Галикарнас, Дионисий Римская археология [ Римские древности ].
- ^ Перейти обратно: а б Варрон . Латинский язык .
- ^ CIL I н. 197
- ^ Перейти обратно: а б с Дюмезиль, Джордж (1974). Архаичная римская религия . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фестус с. 94 Л: «Вы нуждаетесь, боги, чьи имена не разрешены простым людям».
- ^ Лидус, Джон (1937–1950). Кэри, Эрнест (ред.). Из показанного Классическая библиотека Леба. Издательство Гарвардского университета. 2–3.
- ^ К. Латте Римская религиозная история, Мюнхен, 1960, стр. 43–44 и 56.
- ^ CIL I (второе изд.), стр. 324.
- ^ упоминается в Фастах Остии и в Лидус Месяцев IV 155.
- ^ Колумелла Де Ре Рустика II 8, 2
- ^ Марк Аврелий V 7.
- ^ Школа. Берн. Верг. Георг. я 498
- ^ Фест. отлично 106.
- ^ Веттер 364b
- ^ Веттер, Э. (1956). «Дайте мне девятки, дайте мне нуждающегося». исследования Индогерманские п. 1 фф.
- ^ П. Кречмер Глотта 31 , с. 15.
- ^ Леуманн Глотта 36 , 1957, стр.146.
- ^ Фестус с. 221 л
- ^ Энний Анналы 104: «Nerienen Mavortis et Herem».
- ^ ТИ IIa 10.11
- ^ Macrobius Ad Somnium Scipio I 9, 7
- ^ Анттила 2000 , стр. 171, 180–183.
- ^ Перейти обратно: а б с д Радке, Г. (1965). Боги древней Италии . Мюнстер.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Р. Шиллинг Обряды, культы и боги Рима, Париж, 1979, стр.63
- ^ Перейти обратно: а б с д Анчеллотти; Серри (1996). Таблицы Губбио и умбрийской цивилизации . Перуджа.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Latte Roemische Religionsgechichte Muenchen, 1960, стр. 44, 56.
- ^ Цитата: Нидерманн, Макс (1944). «Медицинские очки Liber Glossarum». пенсионер 12 :29–83. [стр. 72.]
{{cite journal}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Сомелла, П. (1974). «Герон Энея и топография древнего Лавиниума». Средняя школа . 81 (4): 273 и далее.
- ^ Боннефой, Ю.; Донигер, В. (1992). Римская и европейская мифология . Чикаго, Иллинойс. п. 57.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Анттила, Раймо (2000). Греческая и индоевропейская этимология в действии: праиндоевропейский *aٵ- . Актуальные проблемы лингвистической теории. Том. 200. Амстердам: Джон Бенджаминс. дои : 10.1075/cilt.200 . ISBN 978-90-272-3707-1 .