ГМС Канал
![]() Маника готовится запустить свой воздушный змей над Галлиполи, 1915 год.
| |
История | |
---|---|
Имя |
|
Тезка | |
Владелец |
|
Оператор |
|
Порт приписки |
|
Строитель | Sir James Laing & Sons Ltd, Сандерленд |
Номер двора | 580 |
Запущен | 25 сентября 1900 г. |
Завершенный | Декабрь 1900 г. |
Введен в эксплуатацию | в Королевский флот, март 1915 г. |
Выведен из эксплуатации | из Королевского флота, октябрь 1919 г. |
Идентификация |
|
Судьба | Списан в 1931 г. |
Общие характеристики | |
Тип |
|
Тоннаж | |
Длина | 360,5 футов (109,9 м) |
Луч | 47,0 футов (14,3 м) |
Глубина | 28,3 фута (8,6 м) |
колоды | 2 |
Установленная мощность | 530 НХП |
Движение | двигатель тройного расширения |
Скорость | 12 узлов (22 км/ч) |
Вооружение | к 1916 г.: 1 × 4-дюймовая пушка |
Самолет перевезен |
|
Примечания | родственные корабли : Баротсе , Банту , Баралонг. |
HMS Manica — торговый пароход , построенный в Англии в 1901 году и списанный в Японии в 1931 году. Он был построен как сухогруз, но последнюю часть своей карьеры провел в качестве нефтяного танкера .
Она наиболее известна своей службой в Первой мировой войне . В 1915 году он был переоборудован в корабль Королевского флота первый с воздушным змеем . Позже во время войны военно-морской флот переоборудовал ее в масленку . Адмиралтейство продало ее обратно на гражданскую службу в 1920 году.
Она была переименована в Huntball в 1917 году и в Phorus в 1920 году. Ее первоначальным владельцем была компания Bucknall Steamship Lines Ltd, которая в 1914 году стала частью Ellerman Lines и была переименована в Ellerman & Bucknall. [ 1 ] После Первой мировой войны она принадлежала компании Anglo-Saxon Petroleum , входящей в состав Royal Dutch Shell .
Здание
[ редактировать ]В 1900 и 1901 годах компания Bucknall Steamship Lines Ltd получила комплект из четырех новых однотипных кораблей от двух судостроителей из Северо-Восточной Англии . В 1900 году компания Sir James Laing & Sons Ltd в Сандерленде на реке Уир запустила производство Manica 25 сентября и Barotse 22 декабря. [ 2 ] [ 3 ] В 1901 году компания Armstrong, Whitworth & Co Ltd в Лоу-Уокере на реке Тайн спустила на воду банту 16 июля и баралонг 12 сентября. [ 4 ] [ 5 ] Все четыре корабля были названы в честь народов или мест на юге Африки, где торговал Бакнелл.
Четыре корабля были построены почти одинакового размера. Маники - 47,0 футов ( 14,3 Зарегистрированная длина составляла 360,5 футов (109,9 м), ширина м), а глубина - 28,3 футов (8,6 м). Его тоннаж составлял 4120 брт и 2621 нрт . Т. Ричардсон и сыновья из Хартлпула построили свой двигатель, который представлял собой трехцилиндровый паровой двигатель тройного расширения мощностью Н.С. 530 [ 6 ]
Сэр Джеймс Лэнг завершил «Манику» 21 декабря 1900 года. [ 2 ] Бакнелл зарегистрировал ее в Лондоне . Ее официальный номер в Великобритании был 112782, а кодовые буквы — SDGP. [ 6 ]
Экипаж
[ редактировать ]На службе у Бакнелла команда «Маники» состояла из белых моряков и моряков -ласкаров . В октябре 1907 года один из ее Ласкаров был госпитализирован в Суэце и умер от пневмонии . В мае 1908 года трое ее Ласкаров умерли от бери-бери и были похоронены в море. Позже в том же месяце она потеряла в море еще одного Ласкара, который, как полагают, утонул. В июле 1908 года она прибыла в реку Тайн , где еще четверо Ласкаров были доставлены на берег в больницу с бери-бери. [ 7 ]
В конце августа 1910 года «Маника» пришвартовалась в порту Аделаиды , Южная Австралия . Там два члена ее команды покинули корабль. Один был с Цейлона , а другой — афроамериканцем , что делало их «запрещенными иммигрантами» в соответствии с политикой Белой Австралии . Власти Южной Австралии возложили ответственность за это на ее учителя Фрэнсиса Поттса. 22 сентября он был признан виновным в полицейском суде Порт-Аделаиды, оштрафован на 100 фунтов стерлингов за каждого и взыскал с него 20 шиллингов судебных издержек. [ 7 ]
Подробности о двух беглецах были опубликованы в газетах Южной Австралии, и за их поимку была предложена награда в размере 10 фунтов стерлингов. 24 сентября они были арестованы на ферме в нескольких милях от Аделаиды. 26 сентября полицейский суд Порт-Аделаиды признал их виновными в дезертирстве и приговорил к семи дням тюремного заключения. [ 7 ]
Маника потеряла еще два Ласкара, числящихся пропавшими без вести в море: один в феврале 1914 года, а другой в январе 1915 года. Считалось, что каждый утонул. [ 7 ]
Корабль из воздушных шаров
[ редактировать ]
12 февраля 1915 года Маника прибыла в лондонский порт. [ 7 ] с грузом навоза. [ 8 ] 11 марта Адмиралтейство реквизировало ее. [ 7 ] Ее переоборудовали для перевозки воздушного змея для военно-морских наблюдений. Он был оснащен длинной наклонной палубой от бака до пояса, водородным компрессором для надувания воздушного шара, динамо-машиной для привода компрессора и лебедкой для подъема и опускания воздушного шара. На гражданской службе у нее не было беспроводного телеграфа , поэтому была добавлена рубка для установки W/T. Ей понадобится больший состав в качестве корабля-воздушного шара, чем в качестве грузового корабля, поэтому были добавлены помещения для большего количества офицеров и солдат. [ 8 ]
22 марта он был принят в строй как HMS Manica . [ 7 ] с номером вымпела Y4.17. [ 9 ] Он был укомплектован офицерами Королевского военно-морского резерва и командой резерва торгового флота . [ 7 ] 25 марта Маники стюард главный . умер естественной смертью [ 7 ] Он похоронен на кладбище Флайбрик-Хилл в Биркенхеде . [ 10 ]
Галлиполи
[ редактировать ]
16 апреля Маника достиг Лемноса в Эгейском море , который был базой союзников для кампании в Галлиполи . Следующие несколько дней она провела, совершая испытательные полеты на своем воздушном шаре. [ 7 ] Ее направили во вторую эскадрилью для поддержки высадки в бухте Анзак . [ 11 ] В различные дни Маника руководил огнем линкоров Королевского флота, включая HMS Queen Elizabeth , Triumph и Lord Nelson . [ 7 ]
с воздушных шаров Маники Наблюдатели впервые руководили артиллерийским обстрелом Королевского флота 19 апреля, когда они руководили бомбардировкой лагеря османской армии . 24 апреля за этим последовал обстрел османских казарм в Кабатепе . 27 апреля наблюдатель на шаре Маники воздушном заметил османский транспортный корабль на дальней стороне полуострова Галлиполи и успешно направил Елизаветы на королевы 15-дюймовые орудия то, чтобы поразить и потопить его. [ 7 ] [ 12 ] [ 13 ]
После этого шар Маники 28 апреля воздушный подверг морским бомбардировкам две полевые батареи, город Чанаккале 30 апреля и 25 июня, батарею так называемых «8-дюймовых (200-мм) орудий» 2 мая, четыре Османские батареи 8 мая и дом, предположительно принадлежавший османскому военному штабу, 12 мая. [ 7 ] [ 13 ]
По крайней мере в двух случаях османские самолеты, в том числе «Этрих Таубе», пытались бомбить Манику или ее воздушный шар. Ни одна атака не увенчалась успехом. [ 7 ] Оборонительное вооружение Маники . включало зенитные орудия, которые оказались эффективными [ 14 ]
В августе 1915 года Маника поддержал высадку в заливе Сувла . 12 августа УБ-8 выпустила по ней торпеду, но она прошла под кораблем и промахнулась. 14 августа подводная лодка выпустила две торпеды по Манике , но и эта атака не удалась. [ 7 ] [ 11 ]
Восточная Африка
[ редактировать ]
К ноябрю 1915 года Маника была выведена из кампании в Галлиполи и находилась на переоборудовании. [ 7 ] 19 февраля 1916 года она покинула Каммелла Лэрда четвертый сухой док в Биркенхеде . 9 марта она покинула Биркенхед и направилась в Германскую Восточную Африку, чтобы поддержать кампанию союзников в Восточной Африке . [ 9 ] теперь несет с собой гидросамолет и воздушный шар. [ 7 ]
Маника закрепился в Гибралтаре и Порт-Саиде , прошел через Суэцкий канал и зашел в Момбасу в Британской Восточной Африке, а затем достиг Занзибара 15 апреля. [ 9 ] С 22 апреля 1916 года Маника действовала из Занзибара вдоль побережья Германской Восточной Африки, где наблюдения с ее воздушного шара и гидросамолета направляли бомбардировки Королевским флотом немецких позиций на берегу.
13 июня линкор HMS Vengeance и защищенные крейсеры Challenger и Pioneer обстреляли город Танга недалеко от границы с Британской Восточной Африкой, когда Маники гидросамолет направил свои орудия. 7 июля защищенный крейсер HMS Talbot и монитор Северн при поддержке Маники . наблюдателей вошли в залив Манза [ 9 ] и высадить на берег войска, оккупировавшие Тангу. [ 15 ]
13 июля Маника задействовала свой гидросамолет и воздушный шар, чтобы направить орудия HMS Severn , обстрелявшего город Пангани . 23 июля немцы сдали город британским сухопутным и военно-морским силам. Маника сделал то же самое при бомбардировке города Садани монитором «Мерси» 26 июля и линкором « Возмездие» 3 августа. [ 9 ] Военно-морской флот достиг каждого города одновременно с сухопутными войсками Великобритании и Империи, которые продвигались на юг из Британской Восточной Африки. Каждый город быстро сдался. [ 16 ]

В августе британские войска атаковали прибрежный город Багамойо . Гидросамолет и воздушный шар Маники Vengeance обеспечивали артиллерийские наблюдения за бомбардировками города HMS Talbot 1 августа и 4 августа. [ 9 ] Между 03:30 и 04:00 [ 9 ] Часов 15 августа флотилия, в которую входили Vengeance , Challenger , Severn , Mersey , вооруженный торговый крейсер Himalaya , Manica и вооруженный буксир Helmuth, встала на якорь у Багамойо. Час спустя войска, в том числе Королевская морская пехота и Занзибарские стрелки, сошли на берег. [ 17 ] Утром Маники у гидросамолета сломался двигатель, и ему пришлось вернуться на корабль. [ 7 ] Но ее воздушный шар обеспечивал воздушные наблюдения. [ 9 ] направить корабельную артиллерию на немецкие позиции на берегу, защита которых включала одно из 105-мм корабельных орудий , спасенных немецкими войсками с крейсера SMS Königsberg . [ 18 ] Утром 16 августа немецкая артиллерия, защищавшая Багамойо, обстреляла Манику , но повреждений не зафиксировано. 18 августа она направила свой гидросамолет, чтобы наблюдать за тем, как Северн будет бомбардировать берег. [ 9 ]
21 июля Маника задействовала свой гидросамолет и воздушный шар, чтобы направить Мерси артиллерию во время бомбардировки Дар-эс-Салама , столицы Германской Восточной Африки. Военно-морской флот возобновил атаку 21 августа, когда города бомбардировкой воздушный шар и гидросамолет Маники наблюдали за . Местью 3 сентября сухопутные войска Великобритании и Империи достигли северной окраины города, военно-морской флот ненадолго подверг бомбардировке немецкие позиции на том же фронте, и немецкие власти сдались. [ 19 ]

После падения Дар-эс-Салама британские и имперские силы заняли оставшееся побережье Германской Восточной Африки практически без сопротивления. Последнее сопротивление немцев на побережье было в болотистой дельте Руфии . [ 20 ] где Маника и «Кондор» класса шлюп «Ринальдо» 8 сентября обстреляли немецкий лагерь. [ 9 ]
Маника оставалась в Восточной Африке до марта 1917 года. Она оставила двух членов экипажа похороненными на военном кладбище в Дар-эс-Саламе . Один из них был пожарным , утонувшим 6 августа 1916 года. [ 21 ] когда он возвращался на корабль на ее лодке свободы, когда он упал между лодкой и кораблем. Другой был авиамехаником RNAS и умер 21 марта 1917 года. [ 22 ] 25 марта Маника покинула Занзибар. В мае 1917 года двое из ее команды умерли от теплового удара , а один - от брюшного тифа . Все трое были похоронены в море . [ 7 ] [ 23 ]
Нефтяной танкер
[ редактировать ]В августе 1917 года Адмиралтейство переоборудовало Манику в нефтяной танкер в Бомбее . Для своей новой роли она была переименована в Хантболл . 15 апреля 1918 года Адмиралтейство купило Хантболл у Эллермана и Бакнелла. [ 7 ]
В 1919 году компания Anglo-Saxon Petroleum купила Huntball . В 1920 году, в соответствии со стандартной практикой, компания «Англо-Саксон» переименовала корабль в честь рода моллюсков . Форус — синоним брюхоногих моллюсков рода Xenophora . Ей присвоили новые гражданские кодовые буквы ТВРП. [ 24 ] На протяжении 1920-х годов она торговала на Дальнем Востоке, а также с Австралией и иногда с Новой Зеландией . [ 7 ]
В феврале 1931 года Форус прибыл в Нагасаки в Японии . 3 июля того же года он прибыл в Осаку на слом. [ 2 ] [ 7 ] [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коллард 2014 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с «Маника» . Носите построенные корабли . Исследовательский фонд судоходства и судостроения . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ «Баротсе» . Носите построенные корабли . Исследовательский фонд судоходства и судостроения . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ «Банту» . Тайн строил корабли . Исследовательский фонд судоходства и судостроения . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ «Баралонг» . Тайн строил корабли . Исследовательский фонд судоходства и судостроения . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Пароходы». Регистр судоходства Ллойда . Том. I. Лондон: Ллойда Регистр судоходства . 1914.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v «РФА Маника» . Исторический РФА . Архивировано из оригинала 3 марта 2022 года . Проверено 9 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Катон 1919 , стр. 144–145.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «HMS Manica - февраль-декабрь 1916 г., Великобритания, немецкая кампания в Восточной Африке» . Журналы Королевского флота времен Первой мировой войны . Naval-History.net . Проверено 9 января 2022 г.
- ^ «Шеф-стюард Джей Си Дент» . КВГК . Проверено 9 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Часть 1. Краткое описание морской кампании» . Дарданелльский и Галлиполийский походы — 1915–1916 гг . Naval-History.net . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ Катон 1919 г. [ нужна страница ]
- ^ Перейти обратно: а б «Первый воздушный змей». Таймс . Лондон. 13 мая 1918 года.
- ^ Катон 1919 г. [ нужна страница ]
- ^ Катон 1919 г. [ нужна страница ]
- ^ Катон 1919 г. [ нужна страница ]
- ^ Катон 1919 г. [ нужна страница ]
- ^ Катон 1919 г. [ нужна страница ]
- ^ Катон 1919 г. [ нужна страница ]
- ^ Катон 1919 г. [ нужна страница ]
- ^ «Пожарный HP Фой» . КВГК . Проверено 9 января 2022 г.
- ^ «Воздушный механик 1-го класса Дж. Д. Вулджер» . КВГК . Проверено 9 января 2022 г.
- ^ Кинделл, Дон. «1–31 мая 1917 г. в порядке даты, корабля/части и названия» . Первая мировая война — списки потерь Королевского флота и военно-морских сил Доминиона . Naval-History.net . Проверено 9 января 2022 г.
- ^ «Пароходы и теплоходы». Регистр судоходства Ллойда (PDF) . Том. II. Лондон: Ллойда Регистр судоходства . 1930 – через городской совет Саутгемптона .
- ^ Коллард 2014 , с. 199.
Библиография
[ редактировать ]- Катон, Конрад (1919). Военно-морской флот повсюду . Констебль : Лондон.
- Коллард, Ян (2014). Эллерман Лайнс, вспоминая великую британскую компанию . Страуд: Историческая пресса . ISBN 978-0-7524-8963-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Воздушные операции Турции – Дарданелльская война» . tayyareci.com .
- «Форус» . Хелдерлайн .