Легий (Пророк Книги Мормона)
Легий | |
---|---|
![]() Легий в Земле Обетованной (сентябрь 1925 г.) | |
Персональный | |
Супруг | Сария |
Дети | |
Известный | Видение Древа жизни |
Согласно Мормона , Легий ( / ˈl iː -hy h aɪ / LEE ) Книге [ 1 ] был пророком, жившим в Иерусалиме во время правления царя Седекии (около 600 г. до н.э.). [ 2 ] В «Первом Нефии» Легий отвергается за проповедь покаяния, и он ведет свою семью, включая Сарию , Ламана, Лемуила , Сэма и Нефия , в пустыню. Он отправляет своих сыновей обратно за медными листами и еще раз для семьи Измаила . Во время путешествия Легий видит дерево жизни , в котором большая часть его семьи, за исключением Ламана и Лемуила, принимает Бога. Он также предсказывает пришествие Христа через 600 лет.
У Легия двое сыновей живут в пустыне, прежде чем они достигают океана, где Нефию поручено построить лодку. Они пересекают море, и Легий и Сария заболевают из-за восстания Ламана и Лемуила. Перед смертью Легий благословляет своих сыновей и их семьи.
Легий, вероятно, имел дочерей в дополнение к названным им сыновьям, и его сравнивали с Моисеем как в его призвании пророка, так и в руководстве исходом. , он мог приносить два разных вида жертвоприношений: мирные жертвы и всесожжения Судя по тексту Книги Мормона и Ветхого Завета описаниям . Отмечается, что Легий претендовал на землю, на которой обосновалась его семья, несмотря на то, что там уже жили другие люди. Некоторые богословы, основываясь на времени в пути, предполагают, что Легий и его семья во время путешествия получали помощь от близлежащих племен, возможно, в обмен на работу или даже подневольное состояние. Другие сравнивают явное упоминание о шатре Легия с библейской связью между шатрами и храмами. Утверждается, что летопись Легия содержится на утраченных 116 страницах перевода Книги Мормона. Одну его фразу сравнивают с цитатой из « » Уильяма Шекспира : Гамлета некоторые предполагают, что Джозеф Смит взял ее из пьесы, а другие предполагают наличие прецедента подобных фраз во времена Легия.
Он тезка современного города Легий, штат Юта. [ 3 ] и был изображен во многих художественных и научно-популярных книгах, фильмах и произведениях искусства.
Повествование
[ редактировать ]Часть серии о |
Люди в Книге Мормона |
---|
![]() |


В Книге Мормона Легий является потомком Иосифа Египтянина , мужа Сарии и отца Ламана, Лемуила, Сэма, Нефия, Иакова , Иосифа и двух или более дочерей. Он живет в Иерусалиме примерно за 600 лет до пришествия Иисуса Христа, в то время, когда многие пророки проповедовали, что город будет разрушен. Услышав это, он молится от имени народа и получает видение от Бога о разрушении Иерусалима. [ 4 ] Следуя этому видению, он начинает проповедовать людям, что им нужно покаяться, но они пытаются его убить. [ 5 ] Господь повелевает Легию взять свою семью и все необходимое, а все остальное оставить. [ 6 ] Затем он строит жертвенник и приносит всесожжения в благодарность Господу за спасение его семьи. [ 7 ] Его сыновья Ламан и Лемуил жалуются, что оставили все позади. [ 8 ]
Господь просит Легия отправить своих сыновей обратно в Иерусалим за медными листами, на которых записаны семейные летописи и другие учения Лавана . Его жена Сария жалуется на него за то, что он подверг их опасности, думая, что они могут быть мертвы. [ 9 ] Когда они благополучно возвращаются, Легий читает листы, обнаруживает, что он происходит от Иосифа Египетского, и учит своих сыновей большему тому, что он узнает из записей. [ 5 ]
Легий снова отправляет своих сыновей обратно в Иерусалим, чтобы собрать семью Измаила для путешествия с ними. [ 10 ] Через некоторое время после их возвращения ему снится видение дерева жизни, в котором Сария, Сэм и Нефий едят плод, символизирующий Божью любовь, а Ламан и Лемуил решают не делать этого. Проснувшись, он делится сном со своей семьей и, беспокоясь о Ламане и Лемуиле, учит их, что им нужно быть более верными. В другом видении он предсказывает, что Мессия придет через 600 лет. [ 11 ]
Однажды утром он находит возле своей палатки компас , который направляет его семью в путешествиях. [ 12 ] Они продолжают путешествие и приходят в страну, которую называют Изобилие . Во время стоянки в Баунтифуле лук Нефия ломается, и они страдают от нехватки еды. Легий начинает жаловаться вместе с Ламаном, Лемуилом и сыновьями Измаила, но Нефий обращается к ним, и Господь «наказывает» Легия. [ 13 ] После того, как он раскаивается, Легий спрашивает Господа, где найти еду, и может указать Нефию, куда идти со своим новым луком. [ 10 ] По мере того как группа продолжает путь и достигает океана, выясняется, что у Легия в пустыне было еще два сына, Иаков и Иосиф. [ 14 ] Семью ведут через океан, но мятежные действия Ламана и Лемуила по пути причиняют Легию и Сарии столько горя, что они заболевают и оказываются на грани смерти. [ 15 ]
После прибытия в Землю Обетованную Легию было еще одно видение: Иерусалим был разрушен. Он рассказывает, что земля, куда они были направлены, обещана его потомкам в наследство, если они будут следовать заповедям Бога. [ 14 ] Перед смертью он благословляет своих сыновей и их семьи. Он также цитирует пророчество на медных листах, говоря, что в будущем появится провидец, который был потомком Иосифа Египетского и сына Легия Иосифа, и чей отец будет назван Иосифом. [ 16 ] Благословив свою семью, Легий стареет и умирает. [ 17 ]
Пророчества Легия включают разрушение Иерусалима, вавилонский плен , возвращение евреев в Иерусалим, учение Иоанна Крестителя , пришествие Христа, воскресение Христа и собирание Израиля. [ 10 ]
Семейные отношения
[ редактировать ]Согласно Книге Мормона, ближайшие родственники Легия показаны на схеме ниже.
Легий | Сария | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт | Лемюэль | Один | Нефий | Джейкоб | Джозеф | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дочери
[ редактировать ]Сын Легия, Нефий, упоминает в своих трудах, что у него есть сестры, хотя их имена и порядок рождения неизвестны. [ 18 ] Энциклопедия Книги Мормона предполагает, что у Легия были эти дочери после того, как он покинул Иерусалим. [ 19 ] Исследователи и апологеты Святой Книги Мормона последних дней Хью Нибли и Сидней Б. Сперри предполагают, что жены двух женатых сыновей Измаила, возможно, были дочерьми Легия, поскольку в то время было принято, что дочери выходили замуж за сыновей брата своего отца. [ 20 ]
Ламан и Лемуил
[ редактировать ]О Ламане и Лемуиле часто говорят в негативных терминах, например, когда Легий призывает их совершенствоваться, быть твердыми и неизменно праведными, как река и долина, в которой они разбили лагерь. В Книге Мормона «Книга Мормона для наименьших из них » комментарии к Фатима Саллех и Маргарет Хемминг предполагают, что это поощрение следует рассматривать не как ругательство, а как то, что Легий сохранил любовь и надежду для своих детей. [ 21 ] в 1969 году В своей статье для журнала «Диалог» Роберт Э. Николс приписывает признание Ламана и Лемуила о том, что они не могут понять слова Легия, метафорическому языку Легия. [ 22 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Исход Легия
[ редактировать ]Нефия воспитывали как подобие Моисея В прошлом , говорит профессор УБЯ и бывший директор FARMS Ноэль Б. Рейнольдс , но Легий, возможно, тоже подал такой пример. Анализируя последние слова Легия своей семье, Рейнольдс предполагает четырнадцать различных связей с Моисеем. Часто возникали проблемы с тем, что люди в группе Легия не признавали его Пророком. Поскольку его дети знали и понимали Моисея как Пророка и руководителя исхода из Египта , Легий, возможно, использовал сравнения с Моисеем, чтобы помочь им понять значение руководства Господа их семьей и заповедей, которые Он просил их соблюдать. [ 23 ] Исход Легия из Иерусалима сравнивают с исходом Моисея, и он, кроме того, создает прецедент для исхода более поздних групп в Книге Мормона. Легий был призван так же, как и Моисей, когда он молился Господу за свой народ. И Легий, и Моисей ушли со своим народом и повели его в пустыню во времена трудностей и восстаний. В разных случаях обе группировки пытались убить своего лидера. Они получили заповеди, были направлены Богом и приведены в землю обетованную. [ 24 ]
Ученые С. Кент Браун , Терренс Л. Синк и Брюс Дж. Бем добавляют, что, поскольку Первая книга Нефия была написана через несколько лет после того, как это произошло, Нефий, возможно, заметил сходство между исходом израильтян и руководством Легием их собственного путешествия и отразил это осознание, когда писал свою историю. [ 25 ]
Религиозные жертвоприношения
[ редактировать ]Множественные приношения упоминаются в появлении Легия в Книге Мормона, и С. Кент Браун предполагает, что это были жертвы благодарения, а также всесожжения за грех. Оба раза сыновья Легия возвращались из Иерусалима, описываются радость и благодарность, что согласуется с описаниями жертв благодарения, описанными в Псалме 107 , говорит Браун. Жертвы благодарения поочередно переводятся как мирные жертвы, которые были связаны с идеей благополучия и, следовательно, с безопасным путешествием. Такие приношения были обычным явлением и часто включали в себя еду, причем самой жертвой было животное и опресноки. Браун предполагает, что Легий и его семья, возможно, торговали с местными племенами животными для жертвоприношения. Кроме того, точно так же, как священники в Иерусалиме приносили ежедневные всесожжения в надежде, что кто-то где-то согрешил в тот день, всесожжения Легия должны были покрыть грехи его семьи. [ 26 ]
Наследование земли
[ редактировать ]
Салле и Хемминг также затрагивают образ мыслей Легия о наследовании Америки как Земли Обетованной. Они отмечают, что к моменту прибытия Легия и его семьи на континенте уже жили люди, и как Легий говорит о праве владения землей. Это может быть примечательно в контексте того, что Легий много лет путешествовал, не имея собственной земли. [ 27 ]
Бондаж в пустыне
[ редактировать ]Профессор древних Священных Писаний УБЯ С. Кент Браун объясняет, что во времена Легия большой караван мог пройти от Индийского океана до Средиземного моря за несколько недель, а не за годы. Говорят, что весь путь занял около восьми лет, и Браун предполагает, что вся деятельность и путешествие из Иерусалима в первый лагерь и далее в Нахом длились менее года. Этот временной разрыв, по мнению Брауна, представляет собой недостающую часть повествования. Учитывая ресурсы, которые они привезли с собой, и тот факт, что по дороге у них несколько раз заканчивалась еда, Легий и его семья, возможно, обратились к местному племени за помощью в обмен на работу. Отмечается, что в Библии «пребывание» связано с рабством или проживанием под защитой другого. [ 28 ]
Летопись Легия и 116 страниц
[ редактировать ]Нефий начинает свою летопись с утверждения, что он сокращает писания своего отца. [ 29 ] Святых последних дней Основатель и Пророк Джозеф Смит утверждал, что первые 116 утраченных переведенных страниц Книги Мормона включали Книгу Легия. [ 30 ]
«Холодная и тихая могила»
[ редактировать ]Апологет Святых последних дней Хью Нибли пишет о часто сравниваемой фразе из 2 Нефия 1:14 с цитатой из Гамлета .
2 Нефий 1:14 | «холодная и тихая могила, откуда не может вернуться ни один путник» [ 31 ] |
Гамлет | «та неизведанная страна, из которой не возвращается ни один путешественник» [ 32 ] |
Александр Кэмпбелл из Millennial Harbinger [ 33 ] предполагает, что эти слова были скопированы у Шекспира. Нибли в качестве альтернативы предполагает, что, хотя формулировки похожи, существуют и другие примеры подобного использования во времена Легия. [ 32 ] Независимый ученый Роберт Ф. Смит, изучающий ближневосточные языки, приводит в пример особые лингвистические связи этого стиха из внешних источников древности и другие сходства, особенно внутри Библии. [ 34 ]
Современные поминки
[ редактировать ]Легий, штат Аризона , и Легий, штат Юта, были названы в его честь поселенцами из числа Святых последних дней.
В искусстве
[ редактировать ]
В каталоге произведений искусства Книги Мормона есть несколько изображений Легия в изобразительном искусстве. [ 35 ] Видение древа жизни Легия было одним из первых предметов художественного оформления содержания Книги Мормона, и примерно в 1874 году Дэвид Хайрам Смит , сын Джозефа Смита и лидер Реорганизованной Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (позже переименованной в Сообщество Христос ), создал «Сон Легия» , изображающий Легия, ведомого ангелом к дереву жизни. [ 36 ] Первое визуальное произведение Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, изображающее сон Легия, было создано примерно в 1949–1951 годах американской художницей Минервой Тейхерт; В ее «Доме мира» Легий зовет свою семью, которая сжимает железный прут, а Сария находится в центре изображения. [ 37 ] Получив экземпляр Книги Мормона и прочитав ее рассказы, польский католический художник Роман Следь создал несколько резных фигурок из Книги Мормона, в том числе «Визья Легиего» — Джево Жица, изображающая сон Легия о древе жизни. [ 38 ] С января по май 2024 года в галерее Reynolds Auditorium библиотеки Гарольда Б. Ли проходила выставка произведений искусства, изображающих видение Легия о древе жизни. [ 39 ] Изображения видения Легия о древе жизни составляют 7% всего визуального искусства содержания Книги Мормона. [ 40 ]
Картина датско-американского художника CCA Кристенсена 1890 года «Леги, благословляющий свое потомство» изображает Легия с его семьей. [ 41 ] Картина американского художника Джорджа М. Оттингера «Прибытие в Новый Свет» , также созданная около 1890 года, представляет собой сцену Легия с Измаилом, Нефием и семьей. [ 42 ] Картина Тейхерта «Погрузка корабля» , созданная в 1949–1951 годах, показывает сцену семьи Легия. [ 43 ] В двадцатом веке американский иллюстратор Арнольд Фриберг создал серию из 12 картин, изображающих сцены из Книги Мормона, включая изображения Легия, такие как «Леги в пустыне открывает Лиахону» и «Леги и его народ прибывают в землю обетованную» . [ 44 ] В интервью Фриберг сказал о своем «Леги в пустыне» , что он представлял Легия «богатым человеком» и намеренно изобразил его в «богатой одежде». [ 45 ] В том же интервью Фриберг отметил, что в книге «Леги и его народ прибывают» , хотя большинство фигур выражают волнение по поводу прибытия, Легий явно «с благодарностью смотрит в небо». [ 46 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Churchofjesuschrist.org: «Руководство по произношению Книги Мормона» (получено 25 февраля 2012 г.), IPA - от «lē´hī»
- ^ 1 Нефий 1:5
- ^ Ганнетт, Генри (1905). Происхождение некоторых топонимов в США . Типография правительства США. п. 184 .
- ^ Ларджи 2003 , с. 506.
- ^ Jump up to: а б Бингман 1978 , стр. 203.
- ^ Ларджи 2003 , с. 507.
- ^ Ларджи 2003 , с. 208.
- ^ Томас 2016 , с. 32.
- ^ Ларджи 2003 , с. 508; Бингман 1978 , с. 203
- ^ Jump up to: а б с Ларджи 2003 , с. 508.
- ^ Томас 2016 , с. 33, 35.
- ^ Томас 2016 , с. 36.
- ^ 1 Нефий 16:25.
- ^ Jump up to: а б Томас 2016 , с. 39.
- ^ Ларджи 2003 , с. 509.
- ^ Ларджи 2003 , с. 509; Томас 2016 , с. 41
- ^ Гарднер, Брант (2007). Второй Свидетель. Том 2 Второй Нефий — Иаков . Том. 2. Книги Грега Кофффорда. п. 65. ИСБН 978-1-58958-042-8 . Викиданные Q123118216 .
- ^ 2 Нефий 5:6
- ^ Бингман 1978 , стр. 204.
- ^ Сперри, Сидни Б. (1995). «Были ли у отца Легия дочери, вышедшие замуж за сыновей Измаила» . Журнал исследований Книги Мормона . 4 (1): 237 . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Саллех и Хемминг 2020 , с. 6.
- ^ Николс-младший, Роберт Э. (осень 1969 г.). «Беовульф и Нефий: литературный взгляд на Книгу Мормона» . Диалог: Журнал мормонской мысли . 4 (3). дои : 10.2307/45224081 . JSTOR 45224081 .
- ^ Рейнольдс, Ноэль Б. (2000). «Леги как Моисей» . Журнал исследований Книги Мормона . 9 (2): 27, 29. doi : 10.5406/jbookmormstud.9.2.0026 . S2CID 170772006 . Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ Сили, Дэвид Р.; Сили, Джоанн Х. (1999). «Легий и Иеремия: Пророки, Священники и Патриархи» . Журнал исследований Книги Мормона . 8 (2):31 . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ Бём, Брюс Дж. (1994). «Странники в земле обетованной: исследование мотива Исхода в Книге Мормона и Библии» . Журнал исследований Книги Мормона . 3 (1): 189–190. дои : 10.2307/44758661 . JSTOR 44758661 . S2CID 164605370 . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ Браун, С. Кент (1998). От Иерусалима до Зарагемли: литературно-исторические исследования Книги Мормона (Электронное воспроизведение под ред.). Центр религиоведения Университета Бригама Янга. стр. 13–15. ISBN 1570085609 . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Саллех и Хемминг 2020 , с. 49.
- ^ Браун, С. Кент (1997). «Дело о рабстве Легия в Аравии» . Журнал исследований Книги Мормона . 6 (2): 208–209. дои : 10.2307/44758826 . JSTOR 44758826 . S2CID 129972768 . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ Браун, С. Кент (1984). «Личный рекорд Легия: поиск» . Ежеквартальный журнал исследований BYU . 24 (1): 22 . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ Слоан, Дэвид Э. (1997). «Книга Легия и листы Легия» . Журнал исследований Книги Мормона . 6 (2): 276. дои : 10.2307/44758835 . JSTOR 44758835 . S2CID 164701519 . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ 2 Нефий 1:14.
- ^ Jump up to: а б Нибли, Хью (1988), Подход к Книге Мормона (3-е изд.), стр. 276, Викиданные Q124258812 . Цитируется из Шекспира в книге.
- ^ Кэмпбелл, Александр (7 февраля 1831 г.). «Заблуждения» . Тысячелетний предвестник . 2 (2) . Проверено 1 февраля 2024 г. ; комментарий в сноске 58
- ^ Смит, Роберт Ф. (2013). «Оценка источников 2 Нефий 1:13-15: Шекспир и Книга Мормона» . Журнал Книги Мормона и других Священных Писаний Восстановления . 22 (2): 98–103. doi : 10.5406/jbookmormotheres.22.2.0098 . S2CID 162727104 – через научный архив.
- ^ «Лехи» . Каталог произведений искусства Книги Мормона . Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ Шампу, 2023 , стр. 29–30.
- ^ Шампу, 2023 , стр. 30–31.
- ^ Меррилл, Мириам Брантли (лето 2023 г.). «Католик читает Книгу Мормона» . Журнал Ю.
- ^ Шампу, Дженнифер (22 января 2024 г.). «Художественная выставка «Сон Легия» в УБЯ» . Каталог произведений искусства Книги Мормона . Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ Шампу, 2023 , с. 28.
- ^ Стек, Пегги Флетчер (23 октября 2022 г.). «Как выглядел Нефий? Новый каталог демонстрирует визуальное разнообразие в искусстве Книги Мормона» . Солт-Лейк-Трибьюн .
- ^ « Прибытие в Новый Свет », Оттингер Джордж М. Каталог произведений искусства Книги Мормона . Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ Веструп 2020 , с. 92.
- ^ Суонсон 2001 , стр. 28, 30, 32–33; Эддингтон, Марк (2 апреля 2006 г.). «Арнольд Фриберг: Портрет художника» . Солт-Лейк-Трибьюн .
- ^ Суонсон 2001 , с. 32.
- ^ Суонсон 2001 , с. 33.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Бингман, Маргарет (1978). Энциклопедия Книги Мормона . Герольд Хаус . ISBN 0-8309-0199-Х . Викиданные Q123363520 .
- Шампу, Дженнифер (2023). «То, что я видел: история сна Легия в изобразительном искусстве». В Кио, Бенджамин; Спенсер, Джозеф М.; Шампу, Дженнифер (ред.). Приближаясь к дереву: толкование 1 Нефий 8 . Институт религиозных исследований Максвелла. ISBN 978-0-8425-0059-3 .
- Ларджи, Деннис Л.; Арнольд, Мэрилин ; Болл, Терри Б .; Даль, Ларри Э.; Парри, Дональд В .; Сили, Дэвид Р.; Уильямс, Клайд Дж., ред. (2003). Справочник по Книге Мормона . Книжная компания Дезерет . ISBN 1-57345-231-9 . Викиданные Q123364479 .
- Нибли, Хью Уиндер (1952). Легий в пустыне и мир иаредийцев . Солт-Лейк-Сити, Юта: Издательская компания Bookcraft . п. 36 . Проверено 9 мая 2007 г. .
- Нибли, Престон (1853). История Джозефа Смита, рассказанная его матерью . Солт-Лейк-Сити, Юта: Издательская компания Bookcraft . .
- Саллех, Фатима; Хемминг, Маргарет Олсен (2020). Книга Мормона для меньших из них Том. 1 . Том. 1. По общему согласию Прессы. ISBN 978-1-948218-23-8 . Викиданные Q123378840 .
- Суонсон, Верн (апрель 2001 г.). «Книга Мормона. Искусство Арнольда Фриберга: художника Священных Писаний» . Журнал исследований Книги Мормона . 10 (1): 26–35. дои : 10.5406/jbookmormstud.10.1.0026 . S2CID 193780597 .
- Томас, Джон Кристофер (2016). Пятидесятник читает Книгу Мормона: литературное и богословское введение . КПТ Пресс. ISBN 978-1-935931-55-3 . Викиданные Q123196681 .
- Веструп, Ревекка (2020). «Представления о Книге Мормона: сравнение картин Арнольда Фриберга и Минервы Тейхерт из Книги Мормона» . Журнал исследований Книги Мормона . 29 : 85–119. doi : 10.5406/jbookmormstud2.29.2020.0085 . S2CID 254324664 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Петерсон, Х. Донл (1988). «Отец Легий» . В Наймане, Монте С .; Тейт, Чарльз Д. младший (ред.). Первый Нефий, The Doctrinal Foundation . Прово, Юта: Центр религиоведения , Университет Бригама Янга . стр. 55–66 . ISBN 0-8849-4647-9 .
- Найман, Монте С. (1988). «Легий и Нефий: Вера ко спасению» . В Наймане, Монте С .; Тейт, Чарльз Д. младший (ред.). Первый Нефий, The Doctrinal Foundation . Прово, Юта: Центр религиоведения , Университет Бригама Янга . стр. 67–77 . ISBN 0-8849-4647-9 .
- Уэлч, Джон В. (1989). «Последняя воля и завещание Легия: юридический подход» . В Наймане, Монте С .; Тейт, Чарльз Д. младший (ред.). Второй Нефий, Структура учения . Прово, Юта: Центр религиоведения , Университет Бригама Янга . стр. 61–82. ISBN 0-8849-4699-1 .
- Джон А. Тведтнес, «Влияние увещеваний Легия на учения его сына Иакова», Журнал исследований Книги Мормона 3/2 (1994): 34–48.
- Ноэль Б. Рейнольдс , «Леги как Моисей», Журнал исследований Книги Мормона , 9/2 (2000): 26–35.
- Браун, С. Кент ; Сцинк, Терренс Л. (1992), «Лехи» , в Ладлоу, Дэниел Х (редактор), Энциклопедия мормонизма , Нью-Йорк: Macmillan Publishing , стр. 827–828, ISBN 0-02-879602-0 , OCLC 24502140
Внешние ссылки
[ редактировать ]