Молодая Польша

Часть серии о |
Культура Польши |
---|
![]() |
Традиции |
Мифология |
Кухня |
Фестивали |
Религия |
Молодая Польша ( польский : Młoda Polska ) была модернистским периодом в польском изобразительном искусстве , литературе и музыке , охватывающим примерно годы между 1890 и 1918 годами. Это был результат сильной эстетической оппозиции более ранним идеям позитивизма . Молодая Польша пропагандировала тенденции декаданса , неоромантизма , символизма , импрессионизма и модерна . [ 1 ]
Многие из выставок проводились во Дворце искусств, также известном как «Сецессия» ( Secesja ), штаб-квартире Краковского общества друзей изящных искусств , в Старом городе Кракова . [ 2 ]
Философия
[ редактировать ]Этот термин был придуман в манифесте писателя Артура Гурского , опубликованном в 1898 году в краковской газете « Жизнь » и вскоре был принят во всей разделенной Польше по аналогии с аналогичными терминами, такими как «Молодая Германия» , «Молодая Бельгия» , «Молодая Бельгия». Скандинавия и др. [ 3 ]
Литература
[ редактировать ]
Польская литература того периода основывалась на двух основных концепциях. Первое было типично модернистским разочарованием в буржуазии , ее образе жизни и культуре. Художники, следующие этой концепции, также верили в упадок, конец всей культуры, конфликт между людьми и их цивилизацией, а также в концепцию искусства как высшей ценности ( искусство ради искусства ). Среди авторов, которые следовали этой концепции, были Казимеж Прзерва-Тетмайер , Станислав Пшибышевский , Вацлав Ролич-Лидер и Ян Каспрович .
Более поздняя концепция была продолжением романтизма и поэтому часто называется неоромантизмом. [ 4 ] Группа писателей, следовавших этой идее, была менее организована, и сами писатели в своих произведениях охватывали самые разнообразные темы: от чувства миссии поляка в прозе Стефана Жеромского через социальное неравенство, описанное Владиславом Реймонтом и Габриэлой Запольской, до критики. Польского общества и польской истории Станислава Выспяньского .
Среди писателей этого периода также: Вацлав Берент , Ян Каспрович, Ян Августин Киселевский , Антони Ланге , Ян Леманский , Болеслав Лесьмян , Тадеуш Мичинский , Анджей Немоевский , Новицкий , Владислав Оркан , Артур Оппман z Влодзимеж Пержинский Францишек , , Риттнер, Вацлав Серошевский , Леопольд Стафф , Казимеж Прзерва-Тетмайер, Марыля Вольска , Элеонора Кальковска , Тадеуш Бой-Желенски и Ежи Жулавский .
Музыка
[ редактировать ]В музыке термин « Молодая Польша» применяется к неформальной группе композиторов, в которую входят Кароль Шимановский , Гжегож Фительберг , Людомир Ружицкий , а также Мечислав Карлович и Аполинарий Шелуто . [ 5 ] Почти вся группа, получившая образование у Зигмунта Носковского , находилась под сильным влиянием неоромантизма в музыке и особенно иностранных композиторов, таких как Рихард Штраус , Рихард Вагнер и тех, кто принадлежал к группе «Могучая кучка» , например, Модест Мусоргский , Александр Бородин и Николай Римский-Корсаков . [ 5 ]
Изобразительное искусство
[ редактировать ]В период молодой Польши в польском искусстве не было доминирующих тенденций. Художники и скульпторы пытались продолжить романтические традиции новыми способами выражения, популяризированными за рубежом. Самым влиятельным направлением был модерн, хотя польские художники начали искать и ту или иную форму национального стиля (в том числе стиль Закопанского или Закопанского стиля). И скульптура, и живопись также находились под сильным влиянием всех форм символизма. [ 6 ]
Станислав Выспянский – поэт, драматург и художник. Его рисунки, преимущественно пастелью, до крайности стилизованные к цветам, пейзажам и портретам детей и актеров, свидетельствуют о влиянии Венского сецессиона , а возможно, и японского искусства. Он также проектировал витражи, мебель, ковры с изображением религиозных сцен и цветочных мотивов, со стилизованными линиями и яркими цветами. Его витражи можно увидеть в Вавельском соборе и базилике св. Франциска Ассизского в Кракове , а также он нарисовал фреску базилики св. Марии Краковской .
Юзеф Мехоффер (1869–1946) был художником и иллюстратором, но славу ему принесла работа стекольщика. Он сделал витражи для Фрибургского собора , а также для десятка других церквей Европы. Он сотрудничал с Выспянским над полихромиями базилики Святой Марии Краковской и над витражами часовни Святого Креста в Вавельском соборе.
Наиболее яркими представителями польского символизма являются Владислав Подковинский (1866–1899) и Яцек Мальчевский (1854–1929). Последний включил свои исследования в национальное русло и особенно интересовался взаимоотношениями искусства и художника. Он затронул тему долга творца по отношению к национальному прошлому и размышлял о влиянии искусства на реальную жизнь. На протяжении почти полувека Мальчевский разрабатывал циклы и серии, смешивая свои собственные символы с символами традиции, смысл которых он менял в новых композициях.
Однако в живописи преобладал французский импрессионизм. Художников интересовала сельская жизнь, возвышенные пейзажи и крестьяне. Женщины и дети были обычными темами. Теодор Аксентович (1859-1938),
Ольга Бознаньская (1865-1940),
и Юзеф Панкевич (1866–1940).
Постимпрессионистический реализм был представлен картинами Владислава Слевиньского (1856-1918),
Леон Вычулковский (1852-1936),
Фердинанд Рущиц (1870-1936),
и Войцех Вайс (1875–1950).
Витольд Войткевич (1879–1909) и Конрад Кшижановский (1872–1922) представляли экспрессионистское направление.
Среди других художников этого периода - Станислав Масовский, Фридерик Пауч, Казимеж Сихульский, Станислав Д-бицкий, Вадисав Яроцкий, Эдвард Оку, Вовимеж Тетмайер и Ян Станиславский.
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ «Движение молодой Польши» . Британская энциклопедия . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ «Secesja w Krakowie – cz.1» (на польском языке). Архивировано из оригинала 23 сентября 2020 г. Проверено 6 сентября 2020 г.
- ^ Кроули, Дэвид (1992). Национальный стиль и национальное государство: дизайн в Польше от народного возрождения к международному стилю . Издательство Манчестерского университета. ISBN 9780719037276 . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ «Польша, литература, Млода Польска» . Виртуальный штетл | ПОЛИН Музей истории польских евреев . Архивировано из оригинала 25 октября 2021 года . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «МЛОДА ПОЛЬША» . Архивировано из оригинала 24 мая 2021 года . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Бентон, Шарлотта (2004). Фигура/абстракция: стратегии общественной скульптуры в Европе, 1945–1968 гг . Эшгейт. ISBN 978-0-7546-0693-2 .
- Тадеуш Добровольский, Искусство молодой Польши , Варшава, 1963.
- Словарь польских и зарубежных художников, действующих в Польше . Художники, скульпторы, графики, т. II, Вроцлав 1975 (Уршула Лещиньска).
- Пучата-Павловска Иоанна, Константин Лашка , Седльце, 1980.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гриффин, Джулия (2021). «Матейко, отец «Молодой Польши», беседа Юлии Гриффин» . Национальная галерея Лондона . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 7 мая 2021 г.
- Станислав Выспянский, биография из Института Адама Мицкевича.
- Первый обзор Wesele ( Свадебный прием )
- Травы Выспянского
- Картины Выспянского
- Витражи Выспяньского
- Польская культура - Константин Лашка
- Тадеуш Добровольский, Искусство молодой Польши , Варшава, 1963.
- Словарь польских и зарубежных художников, действующих в Польше . Художники, скульпторы, графики, т. II, Вроцлав 1975 (Уршула Лещиньска).
- Пучата-Павловска Иоанна, Константин Лашка , Седльце, 1980.