Тума и Тахара
Часть иудейской серии статей о |
Ритуальная чистота в иудаизме |
---|
![]() |
В еврейском религиозном законе существует категория конкретных еврейских законов о чистоте , определяющая, что является ритуально нечистым или чистым: ṭum'ah ( иврит : טומאה , произносится [tumʔa] ) и ṭaharah ( иврит : чистота , Ярко выраженные [тахар] ) являются состоянием ритуального «нечистого» и «чистого» соответственно. [ 1 ] [ 2 ] Еврейское существительное ṭum'ah , означающее «нечистоту», описывает состояние ритуальной нечистоты . Человек или объект, который заключает контракты, как говорят, это ṭamé ( טמא иврит Прилагательное , «ритуально нечистое») и тем самым не подходит для определенных священных действий и использования ( кедуша , קְדֻשָּׁה на иврите) до прохождения предопределенных действий по очистке, которые обычно включают излучение указанного периода времени.
Контрастное ивритное существительное ṭaharah ( טָהֳרָ всем ) описывает состояние ритуальной чистоты , которое квалифицирует ṭahor ( טָהוֹר ; ритуально чистый человек или объект) для использования для кедуша . Наиболее распространенный метод достижения ṭaharah - это человек или объект, погруженный в микве (ритуальная ванна). Эта концепция связана с ритуальной промывкой в иудаизме , и как ритуально нечистые, так и ритуально чистые состояния имеют параллели в ритуальной очистке в других мировых религиях .
Законы Шума и Шахары, как правило, сопровождались израильтянами и пост-экс- евреями , особенно в период первого и второго храма , [ Цитация необходима ] и в ограниченной степени являются частью применимой халахи в наше время.
Этимология
[ редактировать ]Еврейское существительное ( טֻמְאָה ) происходит от глагола ṭamé ( טָמֵא ), в форме QAL глагола «стать нечистым»; в непрагале, чтобы "оскять себя"; и в переходном поле , чтобы что -то осквернить или произнести что -то нечистое. [ 3 ] Ствол глагола имеет соответствующее прилагательное, ṭamé (טָמֵא), «нечисто».
Точно так же еврейское существительное ṭahara ( טָהֳרָ всем ) также получен из глагола, в данном случае ṭaher ( טָהֵר ) «быть ритуально чистым». и в переходном пиеле "для очистки". Глагол и существительное имеет соответствующее прилагательное, ṭahor ( טָהוֹר ), «ритуально чистый». Слово познакомится с арабским словом « طهارة » ṭahāra (h) (произносится почти идентично, с удлинением второго «а»), которое имеет такое же значение в исламе.
В некоторых источниках, таких как Самсон Рафаэль Хирш в Бытии 7: 2, утверждают, что значение «загипается», что означает, что лицо или предмет, который находится в государственном состоянии, блокируется, а не в состоянии получения святой передачи. Шотри , напротив, определяется как «чистый» в том смысле, что человек или объект находятся в четком состоянии и могут/могут/может служить каналом для божественного и божественного проявления. Хотя Шума и Шахара иногда переводятся как нечистые и чистые , это скорее духовное состояние, чем физическое. После начала (для физических признаков, которые инициируют Цзараат , Зав и Нидда , см. Ниже), это, как правило, неизмеримо и не поддается инфантифицированию с помощью известных методов механического обнаружения, не существует меры грязи, несанитарной или запарной принадлежности с состоянием ṭum'ah , ни какой -либо механически измеримый уровень чистоты, ясности или физической чистоты для состояния ṭaharah .
В Библии
[ редактировать ]Использование
[ редактировать ]Существительная форма ṭum'ah используется примерно в 40 раз в масоретическом тексте еврейской библии, как правило, переводится как «нечистость» в библиях английского языка, таких как KJV и JPS Tanakh. [ 4 ] Большинство видов использования в Leviticus. Хотя использование национальной примесей происходит в Эзре и Иезекииле, а Захария пророчествовает о удалении «пророков и духа примеси ( Ветряные мельницы ) с земли », [ 5 ] Прилагательный Тамеи ( טָמֵא , «нечистые») гораздо чаще.
Форма глагола ṭaharah ( Храм ), глагол ( טָהֵר ) «быть чистым», используется первым в еврейской Библии в Бытии 35: 2 , где Иаков говорит своей семье «убрать странных богов и быть чистым».
В общем, термин Tum'ah используется двумя различными способами в еврейской Библии: [ 6 ] [ 7 ]
- Ритуальная нечистота - противоположность тахаре («чистота»), также известная как «приместить тела».
- Моральная нечистота - противоположность кедуша («святость»), также известная как «нечистота души»; Эта категория также включает в себя действия, которые являются отвратительными или отвратительными.
В целом, Tum'ah в смысле «ритуальной примеси» префикслен буквой или вообще не имеет никакого префикса, в то время как Tum'ah в смысле «моральной нечистоты» префиксируется ставкой буквы . [ 6 ]
Ритуальная нечистота
[ редактировать ]Действия, которые создают нечистоту
[ редактировать ]Тора, особенно Книга Левита , перечисляет различные виды деятельности, которые создают статус «нечистого» ( Тамея ):
- Человек, который касается трупа, становится нечистым. [ 8 ]
- Человек, который затрагивает что -то, что было сделано нечистым трупом, становится нечистым. [ 9 ]
- Человек, который касается или несет перевозку, становится нечистым. [ 10 ]
- Человек, который касается или смещает тушу одного из восьми шратцимов (ползучих животных). [ 11 ] Судно или глиняная печь , на которой падает одна из этих туш, становится нечистым. [ 12 ]
- Женщина при рождении становится нечистой в течение 7 дней для сына или 14 дней для дочери. [ 13 ]
- Человек, у которого был диагностирован цараат , нечистен. [ 14 ]
- Дом, в котором был диагностирован цараат, является нечистым, как и его содержимое. [ 15 ]
- Мужчина или женщина с неестественной излучением из гениталий ( Зав/Завах ) или менструационной женщиной ( нидда ), являются нечистыми. Человек, который затрагивает их или прикасается к своему стулу, или суда, которые они прикасают, нечистен. [ 16 ]
- Человек, у которого был оригинальный разряд, или одежда, затронутая спермой, нечист. [ 17 ]
- Человек, который ест мясо животных, которые умерли от себя или были убиты зверями, становится нечистым. [ 18 ]
- Священник, который исполняет определенные роли в жертвоприношении красной телки, становится нечистым. [ 19 ]
- Если в доме присутствует труп, люди и предметы в доме становятся нечистыми. [ 20 ]
Некоторые из этих мероприятий запрещены (т.е. едят некошерное мясо), [ 21 ] Другие разрешены (т.е. секс между супружеской парой), [ 22 ] и другие неизбежны (то есть, если человек внезапно умирает, пока другие люди находятся в доме). Таким образом, нет автоматической моральной стигмы, чтобы стать «нечистым»; Примеси »приходит ко всем повсеместному и без исключения благодаря биологическому существованию». [ 23 ]
Последствия нечистого статуса
[ редактировать ]Некоторые действия запрещены в результате получения этого «нечистого» статуса. Например:
- До отдачи десяти заповедей людей предупреждали не приближаться к своим женам (предположительно из -за спермы, вызывающей нечистоту). [ 24 ]
- Тот, кто нечист из -за цараата , генитальных выбросов или касания трупа, должен был жить за пределами лагеря пустыни. [ 25 ]
- Священники могли есть только жертвенное мясо, пока чистое. [ 26 ]
- Тот, кто нечист из -за трупа, не мог посетить святилище, не сделав его духовно нечистым, что является преступлением, наказанным Каретом . [ 27 ]
Так же, как это серьезное преступление, чтобы внести нечистоту в израильское заповедник, «нечистота» также рассматривается как средство аннулирования места поклонения другим религиям; [ 28 ] Хотя правила этой нечистоты не ясны.
Очищение
[ редактировать ]Различные формы примеси требуют различных ритуалов, чтобы восстановить статус «чистого» ( тахор ). Например:
- Примесь из -за основополагающей эмиссии может быть очищена путем погружения в ритуальную ванну после следующего номера. [ 29 ]
- Примесь из -за Цараата требуется ждать семь дней, брить волосы, мыть одежду, погрузить тело и предлагать жертву храма для достижения очищения. [ 30 ]
- Причинность от прикосновения к трупу требует специальной жертвы красной телки и ритуала для достижения очистки. [ 31 ]
Моральная нечистота
[ редактировать ]Термин Tumah также используется для обозначения определенных грехов, для которых нет конкретного ритуала для удаления нечистого статуса. Например:
- Сексуальные грехи, такие как инцест, прелюбодеяние, изнасилование, зоофилия [ 32 ]
- Консультация с OV или Yidoni [ 33 ]
- Доставить ребенка в Молох [ 34 ]
- Убийство/непредумышленное убийство [ 35 ]
- Оставив труп повешенного преступника на эшафоте на ночь [ 36 ]
- Идолопоклонство [ 37 ]
- По словам Малбима , законы Кашрута падают в этой категории. [ 6 ]
В ряде случаев не упоминается конкретный грех; Общее грешное поведение привело к нечистоте. [ 38 ]
В Эзра -Нехемии
[ редактировать ]Кристина Хейс утверждает, что моральная нечистота является причиной изгнания и отчуждения язычника, которые возникают в Эзра -Нехемии . [ 39 ] Тем не менее, SM Olyan утверждает, что это изгнание было вдохновлено более ранними библейскими традициями как ритуальной, так и моральной нечистотой. [ 40 ]
В раввинской литературе
[ редактировать ]Мишна посвящает одно из шести подразделений, названных Тохоро («чистота»), законам ритуальной нечистоты.
Ни вавилонский , ни Иерусалим Талмуд не содержит систематических комментариев к трактатам Тохоро (за исключением Нидды, которая является неотъемлемой частью вавилонского и Иерусалима Талмуда), так как эти законы имели мало практической значимости после уничтожения храма. Тем не менее, законы обсуждаются много раз в других трактатах и в более поздней раввинской литературе.
Маймониды поясняют, что, в дополнение ко всему Израилю, священники , как ожидается, будут осведомлены и свободно владеют общим и спецификой закона Снумы и Шахары . Учитывая его роль храмовой службы и круглогодичного потребления терумы , каждый священник должен был быть в штате ṭahor . [ 41 ]
Обязательно или необязательно
[ редактировать ]Основная точка зрения среди Ришонима (ведущая юридические органы 11-15-го века) [ 42 ] и некаббалистические власти [ 43 ] Это разрешено стать Тамея (за исключением тех случаев, когда нужно посетить храм или прикоснуться к святым объектам), и, таким образом, нет обязанности пытаться оставаться тахором . [ 44 ] В качестве примера, это не только разрешено, но и мицва , чтобы ухаживать за мертвым человеком, хотя это вызывает примесей.

Тем не менее, некоторые раввины выступали за сохранение некоторых законов чистоты даже в отсутствие храма в Иерусалиме и даже в диаспоре. [ 45 ]
Одна категория, которая обычно хранилась в талмудические и до тальмудские времена,-это Фумат Охлин В'Маскакин (потребление еды и напитков, которые не стали ṭamei ). [ 46 ] Мудрецы, такие как Раббан Гамалиэль [ 47 ] И хийя великий [ 48 ] Поощрял есть только чистую пищу всегда. Таргум Йонатан считал, что это подразумевается в Исходе 22:30 . [ 49 ] Тот, кто сохранил эту строгость, назывался порием , что означает «отдельный» (от Стума ). [ 50 ] Это также был один из критериев того, чтобы быть хаверным («друг» или «парень», с которым раввины могли есть без риска нарушения законов о чистоте), [ 51 ] И, согласно некоторым, основной критерий. [ 52 ]
, некоторые раввины выступали за воздержание от средств нидды Кроме того . [ 53 ] Раввин Менахем Шнеерсон не поощрял воздержание от любого объекта, ставшего нечистым менструационной женщиной в наше время, за исключением уникальных людей. [ 54 ]
Иерархия нечистоты
[ редактировать ]Раввины описывают иерархию уровней нечистоты. В целом, каждый уровень может возникнуть в результате прикосновения на уровне выше него. Уровни:
- Avi avot hatumah (дедушка нечистота) - человеческий труп
- AV Hatumah (отец нечистота) - Maimonides перечисляет 11 объектов, которые имеют этот статус: [ 55 ]
- Таме встретил - живой человек, который коснулся трупа
- Tumat Sheretz - Мертвое тело роятного животного ( Шерец ), перечисленное в Левит 11: 29–30
- ТУМАТ НЕВЕЛА - Тело сухопутного животного, которое умерло без ритуального убоя; Тело некошерного сухопутного животного, которое умерло каким-либо образом; Кошерная птица, которая умерла без ритуального убоя, получает этот статус по отношению к его потреблению, но не его прикосновениям
- Shichvat Zera - человеческая сперма, которая покинула тело
- Мей Хатат пепел красной телки - вода, в которой был смешан
- Люди, которые были вовлечены в процедуру красной телки и в определенных процедурах Йом Кипур жертвы
- Нидда - мужская женщина; мужчина, который занимался сексом с такой женщиной; Кровь женщины, плевок и моча; объекты, которые она сидела, откинула или ехала на
- ЙОДЕТ - женщина в период после того, как она рожает; те же связанные категории, что и с ниддой
- Зава - женщина с ненормальным генитальным выбросом; те же связанные категории, что и с ниддой
- Зав - человек с аномальным генитальным разрядом; его плевок, моча, сперма и разряд; Объекты, которые он сидел или ехал [или отменял ??]
- Метцора - лицо, которое заключило контракт с Цараатом , и в период очистки после восстановления; одежда или дом, зараженная цараатом
- В том числе:
- Человек, у которого были отношения с ниддой , Завах или Йольдетом (мать после родов)
- Поучиная посуда, предназначенная для сидения, на которой сидел нидда , Йольдет , Зава , Зав (и, возможно, Метцора )
- Жидкости выгнали изнутри тела (например, косо, кровь, но не пот) нидды , йоддета , Зава , Зава ( и, возможно, Метцоры )
- Кроме того, раввины объявили о нескольких раввинских категориях AV Hatuh
- Ришон Летух (первый уровень нечистоты) или Влад Хатуф из примеси - человека, воссел, пальто или напитки, которые коснулись Av Hattuh ,
- Шени Лема (второй уровень нечистоты):
- Еда или напиток, которая коснулась Ришон Летума
- Руки человека всегда считаются Шени Летума , пока он или она не сделают Netilat Yadayim . [ 56 ]
- Shlishi Letumah (третий уровень примеси) - освященные товары, которые коснулись Шени Лема
- Revii letumah (четвертый уровень нечистоты) - освященные товары, которые коснулись Shlishi Letumah
- Хэмиши Летума (Пятый уровень нечистоты) - Согласно Маймониду, этого статуса не существует, и Revii letumah не может побудить другие объекты. [ 57 ] Однако некоторые источники предполагают, что этот статус может существовать. [ 58 ] Кроме того, вода красной телки может иметь статус, похожий на это.
Примесь свитков
[ редактировать ]Раввины объявили, что свитки Торы являются нечистыми раббиновым законом. Этот, казалось бы, странный закон имел практическую цель: он отговорил евреев хранить свои продукты терумы вместе со свитками Торы, которые также привлекли мышей и вызвали скручивание Торы. [ 59 ]
В наше время
[ редактировать ]После разрушения второго храма статус ритуальной примеси прекратил иметь практические последствия, за исключением Нидды и Зава/Зава , и правила, запрещающие делать нечистых . Эти правила все еще практикуются в ортодоксальном иудаизме .
В консервативном иудаизме , в то время как концепция нидды и запрет на сексуальные отношения в течение периода Нидды (включая роды) все еще согласованы, недавние решения Комитета по еврейскому законодательству и стандартам подтвердили многочисленные взгляды на концепцию Завы , а также как тума статус нидды . что концепции Шумы и Шахары вне контекста святого храма от синагоги ; Либеральное мнение считало , следовательно отличие ( в не актуальны Прикоснитесь друг к другу, похожим на братьев и сестер в период Нидды (при сохранении запрета на сексуальное поведение). Традиционный взгляд сохранил применимость концепций Тума , Шахары и Завы и сохранил запрет на все контакты.
Смотрите также
[ редактировать ]- Труп нечистота
- Восемь Шератцима («ползучих вещей»), животные с специальными законами о ритуальной нечистоте
- Ритуальное промывание в иудаизме
- Тахара (ислам), арабское слово для той же концепции в исламе
- Кегаре , японский язык для состояния загрязнения и осквернения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мартин С. Джаффи Ранний иудаизм: религиозные миры первого иудаического тысячелетия 2006 - 277 "За концептуальную основу раввинских концепций чистоты и нечистоты, включая отношение этих концепций к моральным условиям"
- ^ Талмуд Вавилонии: американский перевод IV: Pesahim ed. Джейкоб Нойснер - 1993 "П. Если израильтяне были наполовину чистыми и наполовину нечистыми, они сами готовит предложение ... Решение Кахуны : Р. Ло, если половина израильтян были чистыми и наполовину нечистыми, чистые Наблюдайте за первой Пасхой и
- ^ Коричневый водитель Бриггс Еврейский лексикон статья ṭa'amaam
- ^ Джонсон М. Кимуху Левит: священнические законы и запреты с точки зрения древнего Ближнего Востока и Африки . 2008 Vol. 115 - Страница 352, ссылаясь на Хелмер Ринггрен в Болтер -Векте богословский словарь ОТ
- ^ Майкл Кац (Раввин), Гершон Шварц ищет смысл в Мидраш: Уроки для повседневной жизни 2002 г. Стр. 166 «Этот дух - это дух примесей, как это написано, и я также сделаю« Пророки »и нечистый дух Исчезает с земли ( Захария 13: 2 ).
- ^ Jump up to: а беременный в Malbim , Hatorah wehamitzvah , комментарий к Вайкра 11:43 , Вайкра 5: 2-3
- ^ Дэвид Цви Хоффман , Введение в Левит 11 ( Р. Дэвид Зви Хоффманн, Левит 11: 1 ); Его термин для «моральной нечистоты» Примесь святых .
- ^ Числа 19:11 , 19:16
- ^ Левит 5:13 , Числа 19:22 , Аггей 2:13
- ^ Левит 11: 24–40
- ^ Левит 11: 29–30
- ^ Левит 11: 32–33
- ^ Левит 12: 2–5
- ^ Левит 13
- ^ Левит 14: 36–47
- ^ Левит 15
- ^ Левит 15: 16–17
- ^ Левит 17:15
- ^ Числа 19: 7,10,21
- ^ Числа 19:14
- ^ Левит 11: 8
- ^ Левит 15:16 , Второзаконие 24: 1
- ^ Мэри Дуглас , «Искупление в Левит», еврейские исследования, Quarterly, Vol. 1, № 2 (1993/94), с.114
- ^ Исход 19:15
- ^ Leviticus 13:46 , Числа 5: 2–3
- ^ Числа 18: 11,13
- ^ Числа 19: 13,20
- ^ 2 Царств 23: 8,10,13 ; Исаия 30:22 ; 2 Хроники 34: 5
- ^ Левит 15:16
- ^ Левит 14: 9
- ^ Числа 19
- ^ Бытие 34: 5,13,27 ; Левит 18 ; Числа 5 ; Второзаконие 24: 4 ; Иезекииль 8: 6 , 18:11 , 22:11 , 33:26
- ^ Левит 19:31
- ^ Левит 20: 2
- ^ Числа 35:34
- ^ Второзаконие 21:23
- ^ Иеремия 2:23 , 7:30 , 32:34 ; Иезекииль 20:18
- ^ Например, Иезекииль 14:11 , 36:17 , Осия 6:10 , Псалмы 106: 39
- ^ Hayes, C. (1999). Смешанные браки и нечистота в древних еврейских источниках. Гарвардский богословский обзор , 92 (01), 11.
- ^ Olyan, SM (2004). Идеология чистоты в Эзра-Неемии как инструмент для восстановления сообщества. Журнал по изучению иудаизма , 35 (1), 1-16.
- ^ Maimonides, конец введения в Седер Тахарот
- ^ R' Aharon Lichtenstein, ... Полный текст: Итог, преобладающее мнение в первом заключается в том, что нет никакого запрета на мерзость, и не обязательно быть очищенным, если он не контактирует с миром храма и его храмов. . Full text: בשורה התחתונה, הדעה הרווחת בראשונים היא שאין איסור להיטמא, ולא חובה להיטהר, כל עוד לא נמצאים במגע עם עולם של מקדש וקדשיו.
- ^ Мартин Л. Гордон, Netilat Yadayim Shel Shaharit: Ритуал кризиса или преданности? Гешер: Университет Еврейского университета Иешивы , стр. 36-72 (1981); См. С.39 и Сноски 35-36
- ^ Мишне Тора , Тумат Охлин 16: 8-9; Sfer hamitzvot, Mitzvat Aseh 109; Рамбан , комментарий к Левитикусу 11:33
- ^ Maimonides Chap. из трактата Нега 13 Meir Leibush Bend Yeel Michal , SFRA на Левит 22: 3 Минор. 66. б
- ^ Sefer Ha-Chinuch Chap. 160
- ^ Tosefta, Hagigah...
- ^ Иерусалим Талмуд , Шаббат 1: 3 Стр. 8B:
- ^ Targum yonathan в Исход 22:30 Перевод: «Ты будешь святыми для меня», так как «ты будешь святыми людьми, дегустационными пищами в чистоте, для меня».
- ^ Mishneh Torah , Hilchot Tumat Ochlin 16:12
- ^ Tosefta , Damii 2: 2 - который получает четыре вещи, чтобы принять его, чтобы быть другом, который не дает пожертвований и десятины народу земли и что он не будет чистоте со страной и что в песчаной еде в еде в чистота.
- ^ Энциклопедия Талмудит: Хавер
- ^ Анвар недоступен дома. 1 452; Messi Psspal не доступен против Хака. 586; Accond Hascoress of Ipsayer's
- ^ Menachem Mendel Snow Sson Igrot Kodesh Vol. 3 р. 374
- ^ Маймонид, комментарий к Мишне, Введение в Тахарот; См. Также Мишна Келим 1: 1-4, Maimonides, Mishneh Torah Hilchot Avot Hatuma'ot 6:12
- ^ Maimonides, Mishneh Torah , Hilchot Avot HaTuma'ot 8:2
- ^ Mishneh torah hilchot shear avot hatumot 11: 4
- ^ Pesachim 18
- ^ Шаббат 14а
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Neusner, Jacob (1974–1977). История Мишнского закона чистоты . Лейден: EJ Brill. Часть I - XXII.