Агриппа Скептик
Агриппа | |
---|---|
Рожденный | 1 век н.э. |
Эра | Эллинистическая философия |
Область | Западная философия |
Школа | Пирронизм |
Основные интересы | Эпистемология |
Известные идеи | Пять ладов Агриппы Агриппская трилемма |
Часть серии о |
Пирронизм |
---|
Философский портал |
Агриппа ( греч . Ἀγρίππας ) был пирронистом философом- , который, вероятно, жил в конце I века нашей эры. [1] Он считается автором «Пяти тропов (или модусов по -гречески : τρόποι ) Агриппы», которые призваны установить необходимость приостановки суждения ( epoché ). Аргументы Агриппы составляют основу трилеммы Агриппы .
Пять ладов Агриппы
[ редактировать ]Секст Эмпирик описал эти «модусы» или «тропы» в «Очерках пирронизма» , приписывая их «более поздним скептикам»; Диоген Лаэртий приписывает их Агриппе. [2]
Пять модусов Агриппы (также известных как пять тропов Агриппы ):
- Несогласие – Неуверенность, демонстрируемая различиями во мнениях среди философов и людей в целом.
- Progress ad infinitum – Все доказательства опираются на сами вопросы, нуждающиеся в доказательстве, и так до бесконечности, т. е. аргумент регресса .
- Отношение . Все вещи изменяются по мере того, как изменяются их отношения или когда мы смотрим на них с разных точек зрения.
- Предположение . Утверждаемая истина основана на необоснованном предположении.
- Цикличность . Утверждаемая истина предполагает цикличность доказательств.
Согласно модусу, вытекающему из спора, мы обнаруживаем, что неразрешимые разногласия по поводу предложенного вопроса возникли как в обычной жизни, так и среди философов. Из-за этого мы не можем ничего выбирать или исключать, и в конечном итоге мы теряем суждение . В способе, вытекающем из бесконечного регресса, мы говорим, что то, что выдвигается как источник убеждения в предлагаемом вопросе, нуждается в другом таком источнике, который сам нуждается в другом, и так до бесконечности , так что у нас нет точки, с которой можно было бы начать. установить что-либо, после чего следует приостановка вынесения решения. В способе, вытекающем из относительности, как мы сказали выше, существующий объект кажется таким-то по отношению к судящему субъекту и к вещам, наблюдаемым вместе с ним, но мы приостанавливаем суждение о том, каков он по своей природе. Мы имеем путь от гипотезы, когда догматики, отброшенные до бесконечности , начинают с чего-то, чего они не устанавливают, но претендуют на простое и бездоказательное предположение в силу уступки. Реципрокный режим возникает, когда то, что должно быть подтверждением исследуемого объекта, должно быть убедительным с помощью исследуемого объекта; затем, будучи не в состоянии принять одно для установления другого, мы приостанавливаем суждение об обоих. [3]
Первый и третий тропы суммируют более ранние Десять ладов Энезидема . [2] Три дополнительных демонстрируют прогресс пирронистской системы, основанный на возражениях, вытекающих из ошибочности чувств и мнений по отношению к более абстрактным и метафизическим основаниям.
По словам Виктора Брошара , «пять тропов можно рассматривать как самую радикальную и самую точную формулировку философского скептицизма , которая когда-либо была дана. В некотором смысле, они все еще неотразимы сегодня». [4]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Джоветт, Бенджамин (1867), «Агриппа (1)» , в Смите, Уильяме (редактор), Словаре греческой и римской биографии и мифологии , том. 1, Бостон: Литтл, Браун и компания , с. 77
- ^ Jump up to: а б Диоген Лаэртий, ix.
- ^ Секст Эмпирик, Pyrōneioi hyptypōseis i., из книги Аннаса Дж., Очерки скептицизма Cambridge University Press . (2000).
- ^ Брошар, В., Греческие скептики .
Библиография
[ редактировать ]- Секст Эмпирик , Очерки пирронизма.
- Диоген Лаэртий , Жизнеописания философов .
- Виктор Брошар , Греческие скептики
- Л. Е. Гудман, «Скептицизм», Обзор метафизики 36: 819–848, 1983.
- Джонатан Барнс , Труды скептицизма , Кембридж, 1990.