Контроллер управления памятью (Nintendo)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Контроллеры с несколькими памятью или контроллеры управления памятью [1] ( MMC ) — это различные виды специальных чипов, разработанные различными разработчиками видеоигр для использования в Nintendo Entertainment System (NES) картриджах . Эти чипы расширяют возможности оригинальной консоли и позволяют создавать игры для NES с функциями, которые оригинальная консоль не может предложить сама по себе. Базовое оборудование NES поддерживает только 40 КБ ПЗУ, до 32 КБ PRG и 8 КБ CHR, поэтому возможны только одиночные таблицы плиток и спрайтов. Этот предел был быстро достигнут в течение первых двух лет присутствия Famicom на рынке, и разработчики игр начали запрашивать способ расширения возможностей консоли.
В сообществе эмуляторов и Homebrew эти чипы также известны как мапперы . [2]
Список чипов MMC
[ редактировать ]CNROM
[ редактировать ]CNROM — самое раннее банковское оборудование, представленное на Famicom, появившееся в начале 1986 года. Оно состоит из одного дискретного логического чипа серии 7400. CNROM поддерживает один фиксированный банк PRG и до восьми банков CHR для общего ПЗУ 96 КБ. Некоторые сторонние варианты поддерживают дополнительные возможности. Многие игры CNROM хранят данные уровня игры в CHR ROM и гасят экран во время их чтения.
УНРОМ
[ редактировать ]- Производитель: Нинтендо
- Игры: Профессиональный рестлинг , [1] : 29 Воины Икари , Мегамен , Контра , Castlevania
Ранние картографы NES состояли из дискретных логических микросхем серии 7400 . [1] : 29 UNROM появился в конце 1986 года. Он поддерживает один фиксированный банк PRG размером 16 КБ, остальная часть PRG является переключаемой. [3] Вместо выделенного чипа ПЗУ для хранения графических данных (называемого Nintendo CHR), игры, использующие UNROM, хранят графические данные в ПЗУ программы и копируют их в ОЗУ на картридже во время выполнения. [1] : 29
ММС1
[ редактировать ]
- Производитель: Нинтендо
- Игры: The Legend of Zelda , Mega Man 2 , Metroid , Godzilla: Monster of Monsters , Teenage Mutant Ninja Turtles и другие.
MMC1 — это первая специализированная интегральная схема MMC от Nintendo , включающая поддержку сохраненных игр и конфигураций разнонаправленной прокрутки. [1] : стр.30 Чип выпускается как минимум в пяти различных версиях: MMC1A , MMC1B1 , MMC1B2 , MMC1B3 и MMC1C . Различия между разными версиями незначительны, в основном из-за поведения защиты памяти сохраненной игры. Чип MMC1 позволяет переключать разные банки памяти. ПЗУ программы можно выбрать частями по 16 КБ или 32 КБ, а ПЗУ символов можно выбрать частями по 4 КБ или 8 КБ. Необычной особенностью этого контроллера памяти является то, что его вход является последовательным , а не параллельным 5 последовательных операций записи (со сдвигом битов необходимы , поэтому для отправки команды в схему ) . [4]
ММС2
[ редактировать ]- Производитель: Нинтендо
- Игры: Удар Майка Тайсона!!
MMC2 используется только в Punch-Out Майка Тайсона! и более поздний переиздание, заменившее Майка Тайсона . Можно выбрать один банк программного ПЗУ емкостью 8 КБ (остальные 24 КБ заблокированы), а ПЗУ символов можно выбрать в двух парах банков по 4 КБ, которые будут автоматически переключаться, когда видеооборудование пытается загрузить определенные графические фрагменты из памяти, что позволяет большее количество графики, которая будет использоваться на экране, без необходимости самой игре переключать их вручную. [5]
ММС3
[ редактировать ]
- Производитель: Нинтендо
- Игры: Mega Man 3 , 4 , 5 , 6 , Super Mario Bros. 2. NA/ЕС , Super Mario Bros. 3 , Kirby's Adventure и многое другое.
MMC3 был представлен в 1988 году. Он добавляет таймер IRQ, позволяющий прокручивать разделенный экран без ущерба для спрайта 0, а также два выбираемых банка программных ПЗУ по 8 КБ и два банка ПЗУ символов по 2 КБ + четыре по 1 КБ, что позволяет легко и мгновенно заменять спрайты. и данные плитки. Поддерживается 8 КБ оперативной памяти для сохранения игры. [6]
ММС4
[ редактировать ]- Производитель: Нинтендо
- Игры: Fire Emblem , Fire Emblem Gaiden и Famicom Wars.
Этот чип используется только в трёх играх, все из которых были выпущены только для Famicom в Японии и разработаны компанией Intelligent Systems . Функционально он почти идентичен MMC2, с той лишь разницей, что MMC4 переключает ПЗУ программы в банки по 16 КБ вместо банков по 8 КБ и поддерживает SRAM с батарейным питанием для сохранения игровых данных. [7]
ММС5
[ редактировать ]- Производитель: Нинтендо
- Игры: Castlevania III: Проклятие Дракулы NA/ЕС , Just Breed , Metal Slader Glory , Laser Invasion , Uchuu Keibitai SDF , Амбиции Нобунаги II , Амбиции Нобунаги II Серый Волк II , Амбиции Нобунаги II , Амбиции Нобунаги , Gemfire , Император , Ишин Араши , но ( ром Рокман 4 Минус Бесконечность хак)
MMC5 — самая совершенная MMC от Nintendo. Изначально он был и самым дорогим. Только Koei регулярно пользовался этим чипом. Он похож на VRC6 от Konami, но обработка прерываний работает по-другому. Чип имеет 1 КБ дополнительной оперативной памяти , два дополнительных прямоугольной формы звуковых канала , один дополнительный звуковой канал PCM , поддержку вертикальной прокрутки разделенного экрана, улучшенные графические возможности (что делает доступным 16 384 различных фрагмента на экране, а не только 256, и позволяет каждому отдельному фрагменту размером 8x8 пикселей). пиксельная фоновая плитка имеет собственное назначение цвета вместо ограничения одним набором цветов для каждой группы плиток 2x2), широкие возможности настройки переключения программных ПЗУ и банков символьных ПЗУ, а также счетчик IRQ на основе строки развертки. MMC5 поддерживает общий объем ПЗУ до 2 МБ, однако ни одна коммерчески выпущенная игра не превышала 1 МБ. [8]
ММС6
[ редактировать ]- Производитель: Нинтендо
- Игры: StarTropics , Месть Зоды: StarTropics II
MMC6 аналогичен MMC3, с дополнительным 1 КБ оперативной памяти, которую можно сэкономить за счет резервного аккумулятора. [9]
Дисковая система Famicom
[ редактировать ]- Производитель: Нинтендо
- Игры: Акумадзё Дракула , Арумана но Кисеки , Ай Сенши Никол , Большой вызов! Дух воздушного боя , Био чудо Бокутте Упа , Crackout Япония , Двойное ведение Япония , Дракула II , Ложь , Famicom Tantei Club Part II: Уширо Тацу Сёдзё , Кид Икар Япония , КиКи КайКай , Мейкю Джиин Дабаба , Metroid Япония , Профессиональная борьба Япония , Реликвии - Анкоку Ёсай , Риса но Ёсэй Денсецу , Шин Онигасима , Super Mario Bros. 2 Япония , The Legend of Zelda (выпуск FDS), Таинственный замок Мурасаме , Vs. Excitebike , Ююки , Zelda II: Приключение Линка Япония и многое другое.
Famicom Disk System представляет ASIC собой расширенный аудиочип, который поддерживает один канал одноциклового (6 бит × 64 шага) синтеза с поиском по волновой таблице со встроенным фазовым модулятором (PM) для генерации звука, аналогичного синтезу частотной модуляции. . Некоторые модификации картриджей для игр Disk System имеют MMC для замены аудиоканала.
АОРОМ
[ редактировать ]- Производитель: Нинтендо
- Игры: Battletoads , Wizards & Warriors , Cobra Triangle , Jeopardy!
MMC A*ROM, названный в честь используемых в нем плат картриджей AMROM, ANROM и AOROM, был разработан Крисом Стэмпером из Rare и произведен компанией Nintendo. Он встречается в играх, разработанных Rare для Nintendo, Tradewest, GameTek, Acclaim и Milton Bradley. [10] Он позволяет переключать ПЗУ PRG одним фрагментом размером 32 КБ и использует ОЗУ CHR для общего ПЗУ до 256 КБ. В отличие от других чипов, он использует зеркалирование одного экрана. [11]
Сторонние чипы
[ редактировать ]Nintendo строго контролировала выпускаемое на международном уровне оборудование для картриджей и не позволяла третьим лицам использовать свои собственные печатные платы и картографы. Так продолжалось до позднего периода коммерческого существования NES, когда Nintendo ослабила ограничения. В результате большинство картографов сторонних производителей можно найти только в Famicom или нелицензионных картриджах.
ВРК1
[ редактировать ]- Производитель: Konami, Jaleco (SS8805)
- Игры: Exciting Boxing , Ganbare Goemon! Karakuri Douchuu , Jajamaru Ninpouchou , King Kong 2: Ikari no Megaton Punch, Moero!! , Junior Basket: Two on Two , Tetsuwan Atom. [12]
ВРК2
[ редактировать ]- Производитель: Конами
- Игры: Контра Япония , Приключения крошечных мультяшек Япония , Специальный выпуск Акумаджо: Боку Дракула-кун
VRC2 — это чип от Konami, который позволяет переключать ПЗУ программ в банки по 8 КБ, а ПЗУ символов — в банки по 1 КБ. У этой MMC есть две известные версии: VRC2a и VRC2b. [13]
ВРК3
[ редактировать ]- Производитель: Конами
- Игры: Саламандра Япония
Используется исключительно в японской версии Salamander .
ВРК4
[ редактировать ]
- Производитель: Конами
- Игры: Градиус II Япония , Crisis Force , Bio Miracle:Bokutte Upa , Ganbare Goemon Gaiden 2 , WaiWai World , WaiWai World 2 , Twinbee 3 [14]
Чип VRC4 аналогичен чипу VRC2, за исключением VRC4, обеспечивающего емкость CHR 512 КБ, 2 режима банка ПЗУ PRG по 8 КБ и 1 зеркалирование экрана.
ВРК5
[ редактировать ]- Производитель: Конами
- Игры: Космическая школа Япония
Используется исключительно в адаптере QTa в Konami Space School . серии образовательных игр [15]
HRC6
[ редактировать ]
- Производитель: Конами
- Игры: Акумадзё Дэнсецу , Моурё Сэнки МАДАРА , Esper Dream II
VRC6 (Virtual Rom Controller) — это усовершенствованная микросхема MMC от Konami, поддерживающая переключение банков как для программного кода, так и для графики, а также счетчик IRQ на основе цикла процессора , который также может действовать как счетчик строк развертки. Чип также поддерживает три дополнительных звуковых канала (два прямоугольных сигнала по восемь рабочих циклов каждый, которые можно настроить для воспроизведения сэмплов PCM с использованием 100% рабочего цикла, и один пилообразный сигнал ). Он используется в Akumajō Densetsu , японской версии Castlevania III: Dracula's Curse , тогда как западная версия использует MMC5 от Nintendo. Поскольку Nintendo Entertainment System не позволяет картриджам добавлять дополнительные звуковые каналы, саундтрек версии для Famicom был переработан в соответствии с этими спецификациями; таким образом, саундтрек в западной версии реализуется с помощью пяти звуковых каналов, встроенных в стандартную NES. [16]
ВРК7
[ редактировать ]- Производитель: Konami , Yamaha.
- Игры: Lagrange Point , Tiny Toon Adventures 2: Trouble in Wackyland
VRC7 — это усовершенствованный чип MMC от Konami, поддерживающий переключение банков и подсчет IRQ, эквивалентный VRC6, и содержащий производную версию YM2413, обеспечивающую 6 каналов звука FM Synthesis . Этот продвинутый звук используется только в игре Lagrange Point для Famicom . Японская версия Tiny Toon Adventures 2 использует VRC7, но не расширенный звук. [17] Одним из недостатков является некоторый шум квантования, заметный на более низких нотах. Это был переход от YM2413, на котором основан FM-чип VRC7.
Намко 163
[ редактировать ]- Производитель: Намко
- Игры: от Эрики до Сатору-но Юме Бокен , Final Lap , King of Kings , Mappy Kids , Digital Devil Story: Megami Tensei II , Namco Classic II , Romance of the Three Kingdoms , Romance of the Three Kingdoms II , Yokai Dochuki , Rolling Thunder Япония , лучший нападающий
Модель 163 использовалась только в играх, эксклюзивных для Японии. Его возможности были немного лучше, чем у MMC3 от Nintendo. Вариант содержал дополнительное звуковое оборудование, воспроизводящее 4-битные волновые сэмплы. Он поддерживает от 1 до 8 дополнительных звуковых каналов, но звуковое наложение появляется, когда включено достаточно большое количество каналов из-за все более слышимого мультиплексирования с временным разделением . [ нужна ссылка ]
ФМЭ-7
[ редактировать ]- Производитель: Сансофт
- Игры: Бэтмен: Возвращение Джокера , Хебереке и другие.
FME-7 — это схема отображения памяти, разработанная Sunsoft для использования в картриджах NES и Famicom. Он переключает ПЗУ программ в банках по 8 КБ и переключает банки символьных ПЗУ по 1 КБ. Он также содержит аппаратное обеспечение для генерации сигналов IRQ после определенного количества тактов ЦП , что позволяет добиться эффекта разделения экрана с минимальным использованием вычислительной мощности. [ нужна ссылка ]
САНСОФТ-4
[ редактировать ]
- Производитель: Сансофт
САНСОФТ 5Б
[ редактировать ]Эта версия FME-7 содержит версию широко используемого Yamaha YM2149 . [ нужна ссылка ]
Нелицензионные ММС
[ редактировать ]Некоторые отдельные ( доморощенные ) и нелицензированные разработчики создали собственные MMC для NES, большинство из которых просто расширяют доступную память.
228
[ редактировать ]- Производитель: Актив Энтерпрайзис
- Игры: Action 52 , Cheetahmen II
228 — это простая MMC с переключением банков, разработанная для использования в играх Action 52 и Cheetahmen II . У него нет бита управления таблицей имен. В мультикарте Action 52 он также содержит небольшую 16-битную область регистров, которая содержит старый выбор меню при выходе из игры.
ГРОМ
[ редактировать ]- Производитель: Membler Industries
GTROM или Cheapocadabra — это самовоспламеняющийся MMC, разработанный в 2015 году для рынка домашнего пивоварения. Плата содержит 512 КБ ПЗУ PRG, 16 КБ ПЗУ CHR и два светодиода. Хотя GTROM не содержит ОЗУ PRG, сохранение игр возможно, поскольку ПЗУ PRG можно прошить с помощью программного обеспечения NES.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Почему ваши игровые пакеты никогда не забываются». Нинтендо Пауэр . № 20. Нинтендо. Январь 1991. стр. 28–31.
- ^ «Картографы — Nesdev wiki» . wiki.nesdev.com .
- ^ «UxROM — Nesdev Wiki» . wiki.nesdev.com .
- ^ «MMC1 — Несдев вики» . wiki.nesdev.com .
- ^ «MMC2 — Несдев вики» . wiki.nesdev.com .
- ^ «MMC3 — Несдев вики» . wiki.nesdev.com .
- ^ «MMC4 — Несдев вики» . wiki.nesdev.com .
- ^ «MMC5 — Несдев вики» . wiki.nesdev.com .
- ^ «MMC6 — Несдев вики» . wiki.nesdev.com .
- ↑ Список игр для NES с издателем и правлением. Архивировано 27 августа 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ «AxROM — Несдев вики» . wiki.nesdev.com .
- ^ «VRC1 — Несдев вики» . wiki.nesdev.com . Проверено 18 января 2017 г.
- ^ «VRC2 и VRC4 — Nesdev wiki» . wiki.nesdev.com .
- ^ «Документация Mednafen Nintendo Entertainment System/Famicom» . mednafen.github.io . Проверено 18 января 2017 г.
- ^ «Коллекционер находит давно утерянные 8-битные игры Konami, сбрасывает их для эмуляции» . Арстехника . 29 августа 2019 года . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ Д'Анджело, Дэвид (25 июня 2014 г.). «Ломаем NES для Shovel Knight» . Гамасутра .
- ^ «VRC7 — Несдев вики» . www.nesdev.org .