Jump to content

Контроллер управления памятью (Nintendo)

дополнена Развлекательная система Nintendo чипами MMC в картриджах.

Контроллеры с несколькими памятью или контроллеры управления памятью [1] ( MMC ) — это различные виды специальных чипов, разработанные различными разработчиками видеоигр для использования в Nintendo Entertainment System (NES) картриджах . Эти чипы расширяют возможности оригинальной консоли и позволяют создавать игры для NES с функциями, которые оригинальная консоль не может предложить сама по себе. Базовое оборудование NES поддерживает только 40 КБ ПЗУ, до 32 КБ PRG и 8 КБ CHR, поэтому возможны только одиночные таблицы плиток и спрайтов. Этот предел был быстро достигнут в течение первых двух лет присутствия Famicom на рынке, и разработчики игр начали запрашивать способ расширения возможностей консоли.

В сообществе эмуляторов и Homebrew эти чипы также известны как мапперы . [2]

Список чипов MMC

[ редактировать ]

CNROM — самое раннее банковское оборудование, представленное на Famicom, появившееся в начале 1986 года. Оно состоит из одного дискретного логического чипа серии 7400. CNROM поддерживает один фиксированный банк PRG и до восьми банков CHR для общего ПЗУ 96 КБ. Некоторые сторонние варианты поддерживают дополнительные возможности. Многие игры CNROM хранят данные уровня игры в CHR ROM и гасят экран во время их чтения.

Ранние картографы NES состояли из дискретных логических микросхем серии 7400 . [1] : 29  UNROM появился в конце 1986 года. Он поддерживает один фиксированный банк PRG размером 16 КБ, остальная часть PRG является переключаемой. [3] Вместо выделенного чипа ПЗУ для хранения графических данных (называемого Nintendo CHR), игры, использующие UNROM, хранят графические данные в ПЗУ программы и копируют их в ОЗУ на картридже во время выполнения. [1] : 29 

Картридж Тетриса с чипом MMC1B1.

MMC1 — это первая специализированная интегральная схема MMC от Nintendo , включающая поддержку сохраненных игр и конфигураций разнонаправленной прокрутки. [1] : стр.30 Чип выпускается как минимум в пяти различных версиях: MMC1A , MMC1B1 , MMC1B2 , MMC1B3 и MMC1C . Различия между разными версиями незначительны, в основном из-за поведения защиты памяти сохраненной игры. Чип MMC1 позволяет переключать разные банки памяти. ПЗУ программы можно выбрать частями по 16 КБ или 32 КБ, а ПЗУ символов можно выбрать частями по 4 КБ или 8 КБ. Необычной особенностью этого контроллера памяти является то, что его вход является последовательным , а не параллельным 5 последовательных операций записи (со сдвигом битов необходимы , поэтому для отправки команды в схему ) . [4]

MMC2 используется только в Punch-Out Майка Тайсона! и более поздний переиздание, заменившее Майка Тайсона . Можно выбрать один банк программного ПЗУ емкостью 8 КБ (остальные 24 КБ заблокированы), а ПЗУ символов можно выбрать в двух парах банков по 4 КБ, которые будут автоматически переключаться, когда видеооборудование пытается загрузить определенные графические фрагменты из памяти, что позволяет большее количество графики, которая будет использоваться на экране, без необходимости самой игре переключать их вручную. [5]

Чип MMC3, припаянный к печатной плате с Super Mario Bros. 3 и другими играми.

MMC3 был представлен в 1988 году. Он добавляет таймер IRQ, позволяющий прокручивать разделенный экран без ущерба для спрайта 0, а также два выбираемых банка программных ПЗУ по 8 КБ и два банка ПЗУ символов по 2 КБ + четыре по 1 КБ, что позволяет легко и мгновенно заменять спрайты. и данные плитки. Поддерживается 8 КБ оперативной памяти для сохранения игры. [6]

Этот чип используется только в трёх играх, все из которых были выпущены только для Famicom в Японии и разработаны компанией Intelligent Systems . Функционально он почти идентичен MMC2, с той лишь разницей, что MMC4 переключает ПЗУ программы в банки по 16 КБ вместо банков по 8 КБ и поддерживает SRAM с батарейным питанием для сохранения игровых данных. [7]

MMC5 — самая совершенная MMC от Nintendo. Изначально он был и самым дорогим. Только Koei регулярно пользовался этим чипом. Он похож на VRC6 от Konami, но обработка прерываний работает по-другому. Чип имеет 1 КБ дополнительной оперативной памяти , два дополнительных прямоугольной формы звуковых канала , один дополнительный звуковой канал PCM , поддержку вертикальной прокрутки разделенного экрана, улучшенные графические возможности (что делает доступным 16 384 различных фрагмента на экране, а не только 256, и позволяет каждому отдельному фрагменту размером 8x8 пикселей). пиксельная фоновая плитка имеет собственное назначение цвета вместо ограничения одним набором цветов для каждой группы плиток 2x2), широкие возможности настройки переключения программных ПЗУ и банков символьных ПЗУ, а также счетчик IRQ на основе строки развертки. MMC5 поддерживает общий объем ПЗУ до 2 МБ, однако ни одна коммерчески выпущенная игра не превышала 1 МБ. [8]

MMC6 аналогичен MMC3, с дополнительным 1 КБ оперативной памяти, которую можно сэкономить за счет резервного аккумулятора. [9]

Дисковая система Famicom

[ редактировать ]

Famicom Disk System представляет ASIC собой расширенный аудиочип, который поддерживает один канал одноциклового (6 бит × 64 шага) синтеза с поиском по волновой таблице со встроенным фазовым модулятором (PM) для генерации звука, аналогичного синтезу частотной модуляции. . Некоторые модификации картриджей для игр Disk System имеют MMC для замены аудиоканала.

MMC A*ROM, названный в честь используемых в нем плат картриджей AMROM, ANROM и AOROM, был разработан Крисом Стэмпером из Rare и произведен компанией Nintendo. Он встречается в играх, разработанных Rare для Nintendo, Tradewest, GameTek, Acclaim и Milton Bradley. [10] Он позволяет переключать ПЗУ PRG одним фрагментом размером 32 КБ и использует ОЗУ CHR для общего ПЗУ до 256 КБ. В отличие от других чипов, он использует зеркалирование одного экрана. [11]

Сторонние чипы

[ редактировать ]

Nintendo строго контролировала выпускаемое на международном уровне оборудование для картриджей и не позволяла третьим лицам использовать свои собственные печатные платы и картографы. Так продолжалось до позднего периода коммерческого существования NES, когда Nintendo ослабила ограничения. В результате большинство картографов сторонних производителей можно найти только в Famicom или нелицензионных картриджах.

  • Производитель: Konami, Jaleco (SS8805)
  • Игры: Exciting Boxing , Ganbare Goemon! Karakuri Douchuu , Jajamaru Ninpouchou , King Kong 2: Ikari no Megaton Punch, Moero!! , Junior Basket: Two on Two , Tetsuwan Atom. [12]

VRC2 — это чип от Konami, который позволяет переключать ПЗУ программ в банки по 8 КБ, а ПЗУ символов — в банки по 1 КБ. У этой MMC есть две известные версии: VRC2a и VRC2b. [13]

Используется исключительно в японской версии Salamander .

ВРК4

Чип VRC4 аналогичен чипу VRC2, за исключением VRC4, обеспечивающего емкость CHR 512 КБ, 2 режима банка ПЗУ PRG по 8 КБ и 1 зеркалирование экрана.

  • Производитель: Конами
  • Игры: Космическая школа Япония

Используется исключительно в адаптере QTa в Konami Space School . серии образовательных игр [15]

ВРК6.

VRC6 (Virtual Rom Controller) — это усовершенствованная микросхема MMC от Konami, поддерживающая переключение банков как для программного кода, так и для графики, а также счетчик IRQ на основе цикла процессора , который также может действовать как счетчик строк развертки. Чип также поддерживает три дополнительных звуковых канала (два прямоугольных сигнала по восемь рабочих циклов каждый, которые можно настроить для воспроизведения сэмплов PCM с использованием 100% рабочего цикла, и один пилообразный сигнал ). Он используется в Akumajō Densetsu , японской версии Castlevania III: Dracula's Curse , тогда как западная версия использует MMC5 от Nintendo. Поскольку Nintendo Entertainment System не позволяет картриджам добавлять дополнительные звуковые каналы, саундтрек версии для Famicom был переработан в соответствии с этими спецификациями; таким образом, саундтрек в западной версии реализуется с помощью пяти звуковых каналов, встроенных в стандартную NES. [16]

VRC7 с постпроцессором для FM-синтеза.

VRC7 — это усовершенствованный чип MMC от Konami, поддерживающий переключение банков и подсчет IRQ, эквивалентный VRC6, и содержащий производную версию YM2413, обеспечивающую 6 каналов звука FM Synthesis . Этот продвинутый звук используется только в игре Lagrange Point для Famicom . Японская версия Tiny Toon Adventures 2 использует VRC7, но не расширенный звук. [17] Одним из недостатков является некоторый шум квантования, заметный на более низких нотах. Это был переход от YM2413, на котором основан FM-чип VRC7.

Модель 163 использовалась только в играх, эксклюзивных для Японии. Его возможности были немного лучше, чем у MMC3 от Nintendo. Вариант содержал дополнительное звуковое оборудование, воспроизводящее 4-битные волновые сэмплы. Он поддерживает от 1 до 8 дополнительных звуковых каналов, но звуковое наложение появляется, когда включено достаточно большое количество каналов из-за все более слышимого мультиплексирования с временным разделением . [ нужна ссылка ]

FME-7 — это схема отображения памяти, разработанная Sunsoft для использования в картриджах NES и Famicom. Он переключает ПЗУ программ в банках по 8 КБ и переключает банки символьных ПЗУ по 1 КБ. Он также содержит аппаратное обеспечение для генерации сигналов IRQ после определенного количества тактов ЦП , что позволяет добиться эффекта разделения экрана с минимальным использованием вычислительной мощности. [ нужна ссылка ]

САНСОФТ-4

[ редактировать ]
САНСОФТ-4

САНСОФТ 5Б

[ редактировать ]

Эта версия FME-7 содержит версию широко используемого Yamaha YM2149 . [ нужна ссылка ]

Нелицензионные ММС

[ редактировать ]

Некоторые отдельные ( доморощенные ) и нелицензированные разработчики создали собственные MMC для NES, большинство из которых просто расширяют доступную память.

228 — это простая MMC с переключением банков, разработанная для использования в играх Action 52 и Cheetahmen II . У него нет бита управления таблицей имен. В мультикарте Action 52 он также содержит небольшую 16-битную область регистров, которая содержит старый выбор меню при выходе из игры.

  • Производитель: Membler Industries

GTROM или Cheapocadabra — это самовоспламеняющийся MMC, разработанный в 2015 году для рынка домашнего пивоварения. Плата содержит 512 КБ ПЗУ PRG, 16 КБ ПЗУ CHR и два светодиода. Хотя GTROM не содержит ОЗУ PRG, сохранение игр возможно, поскольку ПЗУ PRG можно прошить с помощью программного обеспечения NES.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж «Почему ваши игровые пакеты никогда не забываются». Нинтендо Пауэр . № 20. Нинтендо. Январь 1991. стр. 28–31.
  2. ^ «Картографы — Nesdev wiki» . wiki.nesdev.com .
  3. ^ «UxROM — Nesdev Wiki» . wiki.nesdev.com .
  4. ^ «MMC1 — Несдев вики» . wiki.nesdev.com .
  5. ^ «MMC2 — Несдев вики» . wiki.nesdev.com .
  6. ^ «MMC3 — Несдев вики» . wiki.nesdev.com .
  7. ^ «MMC4 — Несдев вики» . wiki.nesdev.com .
  8. ^ «MMC5 — Несдев вики» . wiki.nesdev.com .
  9. ^ «MMC6 — Несдев вики» . wiki.nesdev.com .
  10. Список игр для NES с издателем и правлением. Архивировано 27 августа 2008 г. на Wayback Machine.
  11. ^ «AxROM — Несдев вики» . wiki.nesdev.com .
  12. ^ «VRC1 — Несдев вики» . wiki.nesdev.com . Проверено 18 января 2017 г.
  13. ^ «VRC2 и VRC4 — Nesdev wiki» . wiki.nesdev.com .
  14. ^ «Документация Mednafen Nintendo Entertainment System/Famicom» . mednafen.github.io . Проверено 18 января 2017 г.
  15. ^ «Коллекционер находит давно утерянные 8-битные игры Konami, сбрасывает их для эмуляции» . Арстехника . 29 августа 2019 года . Проверено 29 августа 2019 г.
  16. ^ Д'Анджело, Дэвид (25 июня 2014 г.). «Ломаем NES для Shovel Knight» . Гамасутра .
  17. ^ «VRC7 — Несдев вики» . www.nesdev.org .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8e40a122c7da338a563862455137ce86__1717665120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/86/8e40a122c7da338a563862455137ce86.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Memory management controller (Nintendo) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)