Люди Туле

Туле ( / ˈ θj uː l i / THEW -lee , США также / ˈ t uː l i / Too -lee ) [ 1 ] [ 2 ] или прото-инуиты были предками всех современных инуитов . Они возникли на побережье Аляски к 1000 году и распространились на восток через северную Канаду , достигнув Гренландии к 13 веку. [ 3 ] В процессе они заменили людей более ранней культуры Дорсета , ранее населявших этот регион. Название « Туле » происходит от места расположения Туле (перенесенного и переименованного в Каанаак в 1953 году) на северо-западе Гренландии, напротив Канады, где археологические останки людей были впервые обнаружены в Комерс-Миддене .
Имеющиеся данные подтверждают идею о том, что туле (и, в меньшей степени, дорсеты ) контактировали с викингами , достигшими берегов Канады в 11 веке в рамках норвежской колонизации Северной Америки . В источниках викингов эти народы называются скрелингьярами .
Некоторые Туле мигрировали на юг во время «Второго расширения» или «Второй фазы». К 13 или 14 веку Туле заняли территорию, населенную до этого времени центральными инуитами , а к 15 веку Туле заменили Дорсет.
Активные контакты с европейцами начались в XVIII веке. В результате уже разрушительных последствий « малого ледникового периода » (1650–1850 гг.) общины Туле распались, и отныне люди стали известны как эскимосы , а позже инуиты.
История
[ редактировать ]
Традиция Туле существовала примерно с 200 г. до н.э. по 1600 г. н.э. вокруг Берингова пролива, народ Туле был доисторическими предками инуитов. [ 4 ] Культура Туле была составлена Теркелем Матиассеном после его участия в качестве археолога и картографа в Пятой датской экспедиции в Арктическую Америку в 1921–1924 годах. Он раскопал участки на Баффиновом острове и в северо-западном районе Гудзонова залива , которые он считал остатками высокоразвитой эскимосской китобойной культуры, зародившейся на Аляске и перешедшей в арктическую Канаду примерно 1000 лет назад. [ 5 ] Есть три стадии развития, ведущие к культуре Туле; это культуры Оквика/Старого Берингова моря, Пунука, Бирнирка, а затем культуры Туле. Эти группы народов были названы «неоэскимосскими» культурами, которые отличаются от более ранней традиции Нортона . [ 5 ]
Существует несколько этапов традиции Туле: этап Старого Берингова моря, этап Пунук и этап Бирнирк. Эти этапы представляют собой вариации традиции Туле по мере ее расширения с течением времени. Традиция Туле заменила традицию Дорсета в Восточной Арктике и ввела в археологические данные как каяки , так и умиаки , или лодки, покрытые кожей, а также разработала новые способы использования железа и меди и продемонстрировала передовые технологии гарпунов и использование гренландских китов , крупнейших животное в Арктике. [ 6 ] и распространился по побережьям Лабрадора и Гренландии. Это новейшая «неоэскимосская» культура.
Этап Старого Берингова моря, 200 г. до н.э. – 500 г. н.э.
[ редактировать ]Этап Старого Берингова моря (OBS) был впервые охарактеризован Даймондом Дженнессом на основе коллекции глубоко патинированных украшенных головок гарпунов из слоновой кости и других предметов, раскопанных туземцами на островах Св. Лаврентия и Диомида. [ 5 ] Дженнесс определил культуру Берингова моря как высокоразвитую культуру инуитов северо-восточного азиатского происхождения, существовавшую до Туле.
Сильная морская адаптация характерна для Туле и стадии OBS, и ее можно увидеть в археологических свидетельствах. И каяки, и умиаки (большие лодки с обшивкой) появляются в археологических источниках впервые. [ 6 ] В наборах инструментов людей того времени преобладают изделия из полированного сланца, а не из чешуйчатого камня, в том числе ланцетные ножи, наконечники снарядов и нож улу с поперечным лезвием. широко использовались Люди также изготавливали грубую глиняную посуду, и кости и рога для изготовления голов на гарпунах, а также для изготовления дротиков, копий, снежных очков, скребков для жира, игл, шил и мотыг, а также снега с моржовых лопаток. лопаты. [ 6 ]
Появилось много важных нововведений, которые позволили сделать охоту более эффективной. Для охоты на тюленей использовались ледорубы, установленные на гарпуне, а также пробки из слоновой кости и мундштуки для надувания поплавков гарпунной лески, что позволяло им вылавливать более крупных морских млекопитающих при отправке. Эти люди в значительной степени полагались на тюленей и моржей в качестве средств к существованию. Технологию OBS легко отличить по художественным криволинейным точкам, кругам и более коротким линиям, которые использовались для украшения инструментов. [ 6 ]
Хронологические взаимоотношения между культурами оквика и Старого Берингова моря были предметом споров и остаются в значительной степени неопределенными, основанными главным образом на художественных стилях. Некоторые считают, что это отдельная культура, существовавшая до Старого Берингова моря, но близкое сходство и перекрытие радиоуглеродных дат позволяют предположить, что Оквик и Старое Берингово море лучше всего рассматривать как примерно одновременные, с региональными вариантами. [ 5 ]
Генетический анализ 2019 года пришел к выводу, что между 2700 и 4900 годами назад предки Туле появились на Аляске в результате смешения палеоэскимосов и традиции Оушен-Бей, и что эти предки впоследствии мигрировали обратно в Сибирь, где они стали Старым Беринговым морем . только для того, чтобы в конце концов вернуться на Аляску. [ 7 ]
Этапы Пунук и Бирнирк, гр. от 800 до 1400
[ редактировать ]Пунукский ярус является развитием древнеберингоморского яруса с распространением вдоль основных островов пролива и вдоль берегов Чукотского полуострова. Культура Пунук была первоначально определена Генри Коллинзом в 1928 году из кучи глубиной 16 футов (4,9 м) на одном из островов Пунук. Более поздние раскопки на острове Святого Лаврентия подтвердили идеи Дженнесса о культуре Берингова моря и продемонстрировали непрерывную культурную последовательность на острове от Старого Берингова моря до Пунука и современной эскимосской культуры. [ 5 ]
Пунук отличается от Старого Берингова моря своими стилями артефактов и формами домов, а также стилями гарпунов и охотой на китов. Поселения Пунук были крупнее и более распространены, чем предыдущие деревни. Это были подземные жилища квадратной или прямоугольной формы с деревянными полами. Дом держался на китовых челюстях и был покрыт шкурами, дерном, а затем снегом. Эти дома были хорошо изолированы и были видны только жильцам. [ 8 ]
Китобойному промыслу уделяется больше внимания на этапе Пунук. Охотники использовали умиаки и добивали китов в узких ледяных коридорах, а также осенью в открытом море. Китобойный промысел в открытом море требовал квалифицированного руководства, команд опытных лодочников и охотников, а также сотрудничества нескольких лодок. Капитан вельбота, умиалик, и сегодня занимает видное место в арктических сообществах. [ 6 ] Каменные орудия со сколами были заменены шлифованным сланцем, крылатые толлы из слоновой кости были в основном заменены трезубцами, а инструменты с железными наконечниками использовались для гравировки. [ 9 ] Стили гарпуна стали более простыми и стандартизированными, как и искусство Пунука. Пунуки разработали свои методы охоты, которые привели к созданию доспехов из кости, а также технологии изготовления лука и стрел . Кроме того, на этапе Пунук появились костяные щитки для запястий, усиленный лук, птичье бола, тяжелые грузила для сетей из слоновой кости и птичьи стрелы с тупыми наконечниками. [ 5 ]
Культура Бирнирка наиболее известна в прибрежных районах северной и западной Аляски. Выделяют три фазы культуры Бирнирка: ранний Бирнирк, средний Бирнирк и поздний Бирнирк. Эти фазы в первую очередь отличались постепенными изменениями в наконечниках гарпунов и стилях стрел. Наконечники гарпунов чаще делались из рога, а не из слоновой кости, и характеризовались расположенными посередине тройчатыми шпорами в раннем Бирнирке, раздвоенными в Среднем Бирнирке и однолатерально расположенными шпорами в позднем Бирнирке. [ 5 ]
Жители Бирнирка использовали во многом те же методы и технологии охоты , что и Пунук и Старое Берингово море, но искусства не было. Свидетельств украшения инструментов или оружия очень мало. То небольшое искусство, которое присутствовало на этапе Бирнирка, ограничивалось спиральными и концентрическими мотивами на глиняных горшках с костяными лопатками. [ 6 ] Они использовали сани той же базовой конструкции, которые позже использовались в собачьих упряжках. Бирниркцы были охотниками на морских млекопитающих, занимались рыболовством и китобойным промыслом. [ 6 ] Дома Бирнирка имели квадратную форму со стенами из горизонтальных бревен и одинарными или двойными столбами в каждом углу. Спальные помещения находились в задней части жилища и были либо застроены, либо на уровне пола. В руинах дома не обнаружено внутренних очагов, хотя сильно инкрустированные и почерневшие от огня фрагменты керамических сосудов позволяют предположить широкое использование открытого огня. [ 5 ]
Классическая сцена, с 11:00 до 14:00.
[ редактировать ]За это время восточная часть Туле распространилась по всей Арктике и на юг. Люди Туле жили вдоль побережья Гудзонова пролива , в районе Гудзонова залива , на берегах бассейна Фокс и вдоль современного материкового побережья Канады от дельты Маккензи до полуострова Мелвилл . Археолог Алан Маккартни первоначально ввёл термин «Классический Туле» для обозначения населения, существовавшего между 1100 и 1400 годами нашей эры.
Жители Туле по-прежнему жили в полуподземных зимних домах, но летом переселялись в кожаные палатки, края которых скреплялись каменными кругами. Туле использовали железо задолго до контакта с европейцами. На западе его использовали в небольших количествах для изготовления ножей и гравировки других инструментов. Железо добывалось как из метеоритных ресурсов, так и в результате торговли со скандинавской экспансией; Туле перерабатывали из сырого железа инструменты для собственного использования. Железо позволило жителям Туле работать с большим количеством материалов для изготовления большего количества инструментов из дерева и кости. Единственной проблемой, с которой они столкнулись, было отсутствие стабильных поставок металла. Туле умело пользовались технологиями. В отчетах о классических памятниках Туле перечислено множество артефактов, используемых для охоты. [ 6 ] Классический Туле не придавал особого значения искусству. На предметах домашнего обихода, таких как гребни, присутствовали небольшие художественные детали, но это были очень простые, линейные рисунки с изображением людей без придатков, животных или символов, олицетворяющих связи человека со сверхъестественным миром.
Постклассический этап, 1400–1600 гг.
[ редактировать ]Постклассическая традиция Туле существовала с 1400 года до контакта с европейцами в районах, где киты не были так распространены, поэтому появляется все больше свидетельств существования других средств существования, таких как карибу, тюлени и рыба. Эти поселения демонстрируют более постепенное заселение меньшим количеством китов и использование большего количества стратегий существования с запада. Перераспределение народа Туле отражает демографическое давление Классического Туле, но климат сыграл более важную роль. Наступление « малого ледникового периода », произошедшего между 1400 и 1600 годами, ограничило использование лодок и количество китов, присутствующих в этом районе. Это сократило сезон охоты на китов в открытой воде. К 16 веку охота на китов на умиках и каяках в высоких широтах Арктики прекратилась. К 1600 году люди ушли и покинули Высокую Арктику из-за серьезных изменений климата . [ 6 ] [ нужна страница ] Эскимосы Туле, жившие вблизи открытой воды, не так пострадали от понижения температуры. [ 10 ] Именно в это время возникли местные группы, такие как медные инуиты , нетсилики и инглулингмуиты ( инуиты из района иглулик ).
Экспансия в Западную и Восточную Арктику
[ редактировать ]Между 900 и 1100 годами традиция Туле распространилась на запад. По мере их распространения на запад повышалась эффективность жилищного хозяйства и охоты совершенствовались способы за счет использования собачьих упряжек , умиаков и каяков. Это позволило охотникам путешествовать дальше, чтобы охотиться и следить за миграцией крупной дичи и морских млекопитающих . После 1000 года практика использования полированного сланца для изготовления инструментов продолжала распространяться на Алеутские острова . Методы изготовления керамики также распространились и заменили традицию Нортона на Южной Аляске. [ 6 ] Между областями, в которые мигрировала традиция, существовали различия. Дома в более восточном регионе были более надземными и круглыми, с каменными платформами, на которых можно было спать. Форма и опора зданий были сделаны из китовых костей. Население Востока предпочитало предметы домашнего обихода из мыльного камня керамике и начало использовать собак для буксировки саней.
Где-то в начале 2-го тысячелетия люди Туле начали мигрировать на восток. [ 6 ] Когда западные народы Туле заселили северное и западное побережья Аляски, другие группы Туле мигрировали на восток через канадскую Арктику до Гренландии . До 1000 года центральная и восточная канадская Арктика была оккупирована людьми дорсетской культуры . В течение нескольких столетий культура Дорсета была полностью вытеснена иммигрантами Туле с запада. Свидетельств контактов между народами Дорсет и Туле мало, а природа преемственности Дорсет/Туле остается плохо изученной. [ 5 ]
Культура Туле была впервые обнаружена в Восточной Арктике в результате междисциплинарных исследований датских ученых в период с 1921 по 1924 год. Команда антропологов, археологов и естествоиспытателей составила масштабное описание канадской Арктики в ходе пятой экспедиции Туле. [ 4 ] Теркель Матиассен дополнил свои исследования и заявил, что эта традиция зародилась на Аляске и что охота в Туле основывалась на собачьих упряжках, большой шкурной лодке и каяке, что позволяло им путешествовать по гораздо большей охотничьей территории, участвовать в широкомасштабных охотничьих упряжках. торговля и транспортировка более тяжелых грузов. Матиассен был прав в своих гипотезах и даже наметил карту миграции Туле и взаимодействия с Гренландией. [ 6 ]
Существует множество различных теорий относительно того, почему Туле вышел из Берингова пролива. Одна из них — культурно-экологическая модель, разработанная Р. МакГи. Идея состоит в том, что первые семьи Туле переселились вслед за группами гренландских китов , которые были важным источником еды, топлива и сырья. [ 8 ] Начало неоатлантического климатического эпизода , тенденция потепления, которая произошла между 900 и 1200 годами в северном полушарии, привела к удлинению сезона открытой воды вдоль северного побережья Аляски и расширению летнего ареала гренландских китов в Море Бофорта и далее на восток в Канадский архипелаг. [ 5 ] Как и другие виды китов, гренландские киты склонны избегать забитых льдом каналов и проходов из-за возможности попасть в ловушку и погибнуть. Общее потепление климата, возможно, уменьшило площадь и прочность паковых льдов, позволив гренландским хищникам и их хищникам Туле распространиться на восток. [ 8 ]
Другая теория состоит в том, что война на Аляске или желание найти новые ресурсы железа для изготовления таких инструментов, как ножи, возможно, побудили людей двинуться на восток. [ 8 ] Археологи использовали распространение ранних гарпунных наконечников аляскинского типа, чтобы проследить маршруты, пройденные народом Туле. Один маршрут проходит вдоль побережья моря Бофорта и залива Амундсена, входя в высокие районы Арктики через пролив Парри и пролив Смит. Второй маршрут вел Туле на юг, вдоль западного побережья Гудзонова залива. [ 8 ]
Культура
[ редактировать ]Культура народа Туле сильно отличалась от Дорсета . Их успеху в охоте на гренландских китов способствовало использование больших лодок, а обширный ареал добычи пищи — использование собачьих упряжек . [ 11 ] В лучших районах китобойного промысла известные стоянки Туле обычно содержат пятнадцать-двадцать домов, а в одном случае шестьдесят. [ 12 ] [ 13 ] Группы домов предполагают наличие больших семей. [ 14 ] также были выявлены общинные структуры, посвященные церемониям. [ 11 ] Некоторую форму иерархической социальной структуры можно идентифицировать по различиям в размере, форме и содержании жилища (китобойное оборудование, неместные товары и т. д.), что может указывать на разницу в социальном статусе между семьями или домохозяйствами. [ 13 ] Присутствие небольших количеств самородной меди из западной Арктики и метеоритного железа из северо-западной Гренландии указывает на существование торговых сетей, имевших место в культуре Туле. [ 15 ]
Инструменты
[ редактировать ]Различные этапы традиции Туле отличаются разными стилями изготовления инструментов и искусства. Более поздние этапы, Пунук и Бирнирк , более широко представлены в археологических источниках и, как говорят, распространились дальше и длились дольше, чем их предшественник, этап Старого Берингова моря. [ 6 ] Жители Туле хорошо известны своими технологическими достижениями в области транспорта, техники и инструментов охоты. Гарпун играл очень важную роль в китобойном промысле, и жители Туле изготавливали несколько типов наконечников гарпунов из китовой кости . Они также изготавливали надувные поплавки с гарпунными лесками, которые помогали им охотиться на более крупную добычу. [ 16 ] Там, где это было возможно, они использовали и торговали железом из метеоритов, таких как метеорит Кейп-Йорк . [ 17 ] [ 18 ]
Пропитание
[ редактировать ]
Классическая традиция Туле в значительной степени полагалась на выживание гренландского кита, поскольку гренландские киты плавают медленно и спят у поверхности воды. Гренландские киты служили народу Туле многим целям. Люди могли получать много мяса в пищу, жир — в качестве масла, которое можно было использовать для разжигания костров для освещения и приготовления пищи, а кости — для строительства построек и изготовления инструментов. За пределами китобойных сообществ народ Туле выживал преимущественно за счет рыбы, крупных морских млекопитающих и карибу. Поскольку у них были передовые транспортные технологии, они имели доступ к более широкому спектру источников пищи. На участках Туле превосходно сохранилась фауна благодаря поздней доисторической дате, а также арктической среде. Большая часть гренландских артефактов была добыта у живых гренландских китов. [ 19 ] Туле накопили опыт в охоте и использовании как можно большего количества частей животного. Эти знания в сочетании с растущим богатством инструментов и видов транспорта позволили народу Туле процветать. Они ловили китов вместе: один человек стрелял в кита из гарпуна, а другие бросали в него поплавки, и все они переносили кита на сушу, чтобы вместе разделать его и поделиться со всем сообществом. Их единство сыграло значительную роль в том, как долго они процветали в Арктике.

Сайты и проекты
[ редактировать ]Есть несколько крупных археологических исследовательских проектов, которые были проведены в области культуры Туле на таких объектах, как археологический проект Торнгат , остров Сомерсет , участок Клачан, залив Коронации , река Нельсон, остров Баффин , остров Виктория, участок Белла, остров Девон - QkHn- 12 и Кейп-Йорк.
Генетика
[ редактировать ]В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Science в августе 2014 года, были изучены останки большого количества жителей Туле, похороненных ок. 1050 г. и 1600 г. н.э. Обследованные особи в подавляющем большинстве принадлежали к материнской гаплогруппе A2a , при этом также были обнаружены образцы A , A2b и D3a2a . [ 20 ] Было обнаружено, что люди Туле, вероятно, произошли от культуры Бирнирка в Сибири и что они генетически сильно отличались от коренных жителей Дорсета на севере Канады и Гренландии, которых они культурно и генетически полностью вытеснили около 1300 года нашей эры. [ 21 ] Исследование не обнаружило никаких доказательств генетического смешения между народом Туле и гренландско-норвежским народом . [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Туле» . Полный словарь Random House Webster .
- ^ «Туле» . Оксфордский словарь английского языка (второе изд.). Издательство Оксфордского университета. 1989 год . Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ МакГи, Роберт (3 апреля 2015 г.). «Культура Туле» . Канадская энциклопедия . Историка Канады .
- ^ Jump up to: а б Парк, Роберт В. «Традиции Туле» . Арктическая археология . Кафедра антропологии Университета Ватерлоо . Проверено 1 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Маккалоу, Карен М. (1989). Жители Руинных островов: пионеры ранней культуры Туле в восточной части Высокой Арктики . Серия «Меркурий» в мягкой обложке. Том. 141 Археологической службы Канады. Канадский музей цивилизации. ISBN 978-0-6601-0793-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Фэган, Брайан М. (2005). Древняя Северная Америка: Археология континента (Четвертое изд.). Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 196–197, 210 . ISBN 978-0-5002-8532-9 .
- ^ Флегентов и др. (2019) Палео-эскимосское генетическое происхождение и заселение Чукотки и Северной Америки. Природа (дополнительная информация)
- ^ Jump up to: а б с д и «Дом Туле из китового уса» . Музей Гленбоу . 2008 год . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ Форд, Джеймс (1959). «Предыстория эскимосов в окрестностях Пойнт-Барроу, Аляска» (PDF) . Антропологические документы Американского музея естественной истории . 47 (1). Нью-Йорк . Проверено 1 июня 2015 г.
- ^ Маккартни, Аллен П.; Савелл, Джеймс М. (1985). «Туле-эскимосский китобойный промысел в центральной канадской Арктике». Арктическая антропология . 22 (2). Издательство Университета Висконсина: 40. JSTOR 40316088 .
- ^ Jump up to: а б Худ, Брайан С. (2017). Оксфордский справочник по археологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 828–829. ISBN 978-0-19-885520-0 . Проверено 6 августа 2022 г.
- ^ Парк, Роберт В. (1999). «Демография и реконструкция социальной организации мест зимовки Туле в арктической Канаде». Канадский журнал археологии . 22 (2): 115–126. JSTOR 41103359 .
- ^ Jump up to: а б Савелл, Джеймс М. (2002). «Логистическая организация, социальная сложность и распад доисторических китобойных сообществ Туле на Центрально-Канадском Арктическом архипелаге» . Помимо собирательства и собирательства: эволюционные изменения в системах расселения охотников-собирателей . Фундаментальные вопросы археологии. Нью-Йорк: Springer США. стр. 73–90. дои : 10.1007/978-1-4615-0543-3_4 . ISBN 978-1-4615-0543-3 . Проверено 6 августа 2022 г.
- ^ Савелл, Джеймс М.; Венцель, Джордж В. (2003). Охотники-собиратели северной части Тихого океана: доклады, представленные на восьмой Международной конференции обществ охоты и собирательства (CHAGS 8), Аомори и Осака, октябрь 1998 г. Осака: Национальный музей этнологии. стр. 103–121. ISBN 978-4-901906-07-4 . Проверено 6 августа 2022 г.
- ^ Маккартни, Аллен П.; Эренрайх, Роберт М. (1991). Металлы в обществе: теория за пределами анализа . Филадельфия: MASCA, Университетский музей Пенсильванского университета. стр. 27–43 . Проверено 6 августа 2022 г.
- ^ «Культура Туле | Музей | Музей Севера» . www.uaf.edu . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ Мартин Аппельт; Йенс Фог Йенсен; Миккель Мируп; Хеннинг Хаак; Миккель Соренсен; Мишель Таубе (2014). Культурная история метеорита Иннаанганек/Кейп-Йорк (PDF) (Отчет). Национальный музей и архивы Гренландии. Архивировано из оригинала (PDF) 21 мая 2022 года . Проверено 7 ноября 2019 г.
- ^ Прингл, Хизер (1997). «Новое уважение к роли металла в древних арктических культурах». Наука . 277 (5327): 766–767. дои : 10.1126/science.277.5327.766 . S2CID 129339473 .
- ^ Маккартни, Аллен П.; Савелл, Джеймс М. (февраль 1999 г.). «Стратегии перехвата эскимосских гренландских китов Thule». Мировая антропология . 30 (3, Арктическая антропология). Тейлор и Фрэнсис: 437. JSTOR 124962 .
- ^ Рагхаван и др. 2014 , Дополнительные материалы, с. 109, Таблица S1.
- ^ Jump up to: а б Рагхаван и др. 2014 , с. 1.
Источники
[ редактировать ]- Рагхаван, Манаса; ДеДжорджио, Майкл; Альбрехцен, Андерс; и др. (29 августа 2014 г.). «Генетическая предыстория Арктики Нового Света » Наука 345 (6200). дои : 10.1126/science.1255832 . ПМИД 25170159 . S2CID 353853 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бонвилен, Нэнси. Инуиты. Издательство «Челси Хаус», 1995 г.
- Дюмонд, Дон. Эскимосы и алеуты. Вествью Пресс, 1977 г.
- Шледерманн, Питер. Традиция Туле в Северном Лабрадоре. Мемориальный университет Ньюфаундленда, 1971 г.
- Так, Джеймс. Предыстория Ньюфаундленда и Лабрадора. Ван Ностранд Рейнхольд, 1984 год.
- История миграции Туле , Природа вещей , Канадская радиовещательная корпорация . Информационная веб-страница, связанная с телевизионным документальным фильмом «Инуитская одиссея» , показанная ниже в разделе «Внешние ссылки».
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Инуитская Одиссея , произведенная The Nature of Things и первая трансляция 29 июня 2009 года на Канадской Радиовещательной Корпорации . Это документальный фильм о народе Туле и его миграции на восток через Арктику в Гренландию. На веб-странице есть ссылка для просмотра документального фильма онлайн здесь (продолжительность: 44:32; просмотр онлайн за пределами Канады может быть недоступен). Примечание. Эпизоды «Природы вещей» также можно просмотреть на iTunes и приобрести в интернет-магазине CBC .