Хузестанские арабы
Хузестан Араб | |
---|---|
Общая численность населения | |
1,600,000 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Провинция Хузестан , Иран. | |
Языки | |
Хузестанский арабский , персидский | |
Религия | |
Ислам ( шиитский ислам , суннитский ислам ) |
Хузестанские арабы ( араб . عرب خوزستان ) — арабоязычные жители провинции Хузестан и крупнейшая арабоязычная община в Иране , которая в основном проживает в западной половине Хузестана. [2] Столица Хузестана — Ахваз . [3] По состоянию на 2010 год хузестанские арабы насчитывали около 1,6 миллиона человек. [1]
История
[ редактировать ]С 16 века Хузестан постепенно арабизировался из -за новых арабоязычных поселенцев, прибывающих из Месопотамии , таких как Бану Кааб. [4] Из-за притока арабских шиитских племен, приглашенных Сефевидами в качестве оплота против Османской империи , западная часть Хузестана стала называться Арабестаном. [5] По мнению иранолога Руди Матти , это изменение имени произошло во время правления шаха Аббаса I ( годы правления 1588–1629 ). [6] [а] Подобно провинциям Курдистан и Лорестан , название Арабестан не имело «национального» подтекста. [5]
Позже вся провинция Хузестан стала называться Арабестаном. Неизвестно, когда произошло это изменение. По словам Руди Матти, впервые это произошло во время правления афшаридского правителя Надир-шаха ( годы правления 1736–1747 ). [10] Иранолог Хоучанг Чехаби считает, что это произошло во второй половине XVIII века. [5]
Другой иранолог, Роджер Сэвори , считает, что это изменение произошло позже, к 19 веку. Название было возвращено Хузестану Реза Шахом в 1925 году. [11] в рамках его кампании, которая включала в себя распоряжение центрального правительства изменить названия многих городов и поселков в 1930-е годы; эти приказы изменили названия многих городов с их исконных названий на персидские имена, на новое имя Реза-хана, назвав себя Пехлеви в честь пехлевийского письма и изменив названия на исторические персидские имена, включая изменение названий арабских городов на персидские. побудить арабское население чувствовать себя частью иранской нации, особенно после краха арабской автономии в Иране. [12]
Древний портовый город в Хузестане, известный как Эмират Мухаммара , которым автономно правил Хазал Ибн Джабир , был переименован в арабское название после того, как шейх был изгнан, а его нефтяные земли были конфискованы правительством.
Реза Хан Шах, насколько это было возможно, исключил использование арабского языка, а также переселил племена в другие части провинции. [13]
Хамид Ахмади отметил, что арабы провинции Хузестан являются прямыми потомками древнего неарабского населения этого района, приняв арабский язык и идентичность с распространением ислама . [14] хотя в Хузестане проживают многочисленные иммигрантские арабские племена, происходящие с Аравийского полуострова , [15] такие как Бану Кааб в Давраке , более поздняя Фаллахия и современный Шадеган , Мушаша в Ховейзе , [16] Бану Тамим и другие жители южного Ирака. [15]
Язык
[ редактировать ]Почти все хузестанские арабы двуязычны, говорят на арабском и персидском языках (официальном языке страны). [1] В северных и восточных городах Хузестана помимо персидского языка говорят на лури , а на арабском языке камариских арабов этого региона «замечательное влияние» Лури. [1]
География
[ редактировать ]По оценкам, говорящие на арабском языке разбросаны по 65% территории провинции Хузестан, которую они делят с лурами , бахтиарисами , коулисами и персоязычными . [2] Города со значительной численностью арабоговорящего населения включают Ахваз , Хоррамшехр , Абадан , Шадеган , Ховейзе и Сусангерд . [2]
Демография
[ редактировать ]Шахбаз Шахнаваз отметил, что арабоязычное население Хузестана представляет собой «гибридную расу со значительной примесью персидской крови». [17] и заметил, что «в результате поколений контактов арабы Хузестана имели больше общего со своими соотечественниками-персами, чем со своими братьями через границу на территории Османской империи». [15] Он писал, что арабы в Хузестане переняли иранские обычаи, манеры, церемонии и даже одежду (за исключением головных уборов). [18]
Религия
[ редактировать ]Хотя большинство арабов в Хузестане исповедуют шиитскую ветвь ислама , есть также несколько мусульман -суннитов , христиан , евреев и мандеев . [2]
Племена
[ редактировать ]Трайбализм является важной характеристикой арабского населения Хузестана. [19] Хотя племенные связи ослабли в течение 20 века, они по-прежнему считаются важными. [19] Социальные единицы среди хузестанских арабов включают бейт (домохозяйство или группу семей), хамуле (клан), ашир (племя), а также тайефе и кабиле (племенные конфедерации). [19]
По словам Джона Гордона Лоримера , наиболее важными арабскими племенами на рубеже 20-го века были:
Транслитерированное имя | Имя на арабском языке | Территория | Расчетное население (1908 г.) |
---|---|---|---|
Аль-е Каир | Все многие | Между Кархе и Каруном [20] | 8,000 [20] |
Бану Лам | Бенни Лам | Между Кархехом и границей Ирака [20] | 45,000 [20] |
Абд-аль-Хан | Абдул Хан | Рядом с Хейрабадом на Кархе [20] | Неизвестный [20] |
Хлопок | безопасность | К востоку от Гаргара между Аб-Гонджи и Хаддамом [20] | 1,600 [20] |
Байт-э Саад | Байт Саад | Оба берега Деза [20] | 14,100 [20] |
Анафейя | Анафья | Оба берега Деза , правый берег Каруна. [20] | 5,000 [20] |
Хамайд | Хамид | к югу от территории Анафейи [20] | 6,000 [20] |
Аль-э Бу Равая | Роман Эла По | вокруг Шорейбы на Кархе [20] | 700 [20] |
Бану Тороф | Бани Тараб | южная петля Кархеха и западные болота Кут Нахр Хашем [20] | 20,000 [20] |
ʿЭкриш | Акареш | К северу от Ахваза и между городом и Ховейзе. [20] | 5,000 [20] |
Хардан | Хардан | К западу и северу от Ахваза , между городом и Ховейзе , правый берег Каруна. [20] | 2,500 [20] |
Заркан | Заркан | К северо-востоку от Ахваза [20] | 1,500 [20] |
Бану Сала | Бани Салах | К юго-западу от Ахваза , Кархе . болота [20] | 15,000 [20] |
Бавия | Бавия | Иметь дело [20] | 20,000 [20] |
Бану Тамим | Бани Тамим | Между Ховейзе и Ахвазом на юге [20] | 10,000 [20] |
Аль-Хамис | Аль-Хамис | К юго-западу от Рамхормоза [20] | 2,500 [20] |
Мохайсен | Мухисан | Между Каруном и границей Ирака [20] | 12,000 [20] |
Бану Кааб | Бани Кааб | Юго-восточная половина Абадана до Махшара [20] | 55,000 [20] |
Шарифат | Шарифат | Левый берег Джарахи [20] | 1,000 [20] |
Канавати | Канавати | Вокруг Махшара [20] | 5,250 [20] |
Генетические исследования
[ редактировать ]По словам Фарджадяна и Гадери, которые изучали частоты аллелей и гаплотипов HLA класса II, хузестанские арабы генетически отличаются от арабов, и их генетическое родство с другими иранскими народами «может быть результатом их общего происхождения». [21] Хаджедж и др. установили, что хузестанские арабы имеют близкое родство с габесианцами . [22] Гаплогруппа J1-M267 достигает 33,4% в выборках из Хузестана , что выше, чем в других частях Ирана. У хузестанских арабов он также достигает частоты 31,6%. [23]
Обвинения в дискриминации
[ редактировать ]По данным Amnesty International , хузестанские арабы сталкиваются с дискриминацией со стороны властей в вопросах политики, занятости и культурных прав. [24] тогда как Иран полностью отвергает подобные обвинения и считает подобные обвинения преувеличенными. [25] [26] также поступали сообщения об арестах хузестанских арабов, принявших суннитский ислам По словам британского активиста Питера Тэтчелла, . [27] Между тем, по данным Исламской Республики Иран, в ее законе нет такого преступления или наказания за переход в суннизм. [28] [29]
По данным Международной кампании в поддержку заключенных-суннитов в Иране (ICSPI), репрессии вызваны тревогой иранского правительства по поводу «роста суннитского ислама среди арабов-ахвази в провинции Хузестан, где традиционно преобладают шииты». [30]
Политика
[ редактировать ]Иностранные игроки, такие как Великобритания и баасистский Ирак, пытались использовать и распространять этнические настроения в качестве рычага воздействия. [31] Во время ирано-иракской войны хузестанские арабы отвергли призывы Саддама Хусейна встать на сторону Ирака и сопротивлялись его вторжению. [32]
По словам Ядуллы Шахибзаде, когда Мохаммед Хатами пришел к власти в конце 1990-х годов, «арабские активисты в Хузестане использовали реформаторское движение как билет, чтобы продемонстрировать мобилизующую способность арабской политики идентичности ». [33] Местные выборы 2003 года в Иране ознаменовали победу сторонников политики арабской идентичности на юго-западе провинции Хузестан. [34]
Несколько месяцев спустя Партия исламского примирения , выступавшая за защиту арабской общины в Хузестане, разделилась на две фракции. Демократическая фракция, которая была привержена реформаторскому движению и его платформе демократизации, а также традиционная фракция с радикальными арабскими националистическими тенденциями. [35] Бывшая фракция, которая координировала свою деятельность с Исламским фронтом участия Ирана , вышла из партии и основала партию Аль-Афак, в результате чего арабская националистическая фракция стала доминировать в Партии исламского примирения. [35] Затем арабская политика идентичности стала более радикальной и приняла обреченную на провал стратегию политической субъективности , которая вместо того, чтобы «укрепить свой статус иранских граждан с полными политическими и гражданскими правами... бросила вызов другим группам, которые требовали равных прав для всех граждан», и в результате в поляризации местной публичной сферы между арабами и неарабами. [36] К 2005 году, когда Махмуд Ахмадинежад вступил в должность, арабская политика идентичности перестала существовать как местная политическая сила в провинции Хузестан. [37]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Бахрани, Наваль; Модарреси Гавами, Гольназ (август 2021 г.). «Хузестанский арабский». Журнал Международной фонетической ассоциации . 51 (2): 299–313. дои : 10.1017/S0025100319000203 . S2CID 235915108 .
- ^ Jump up to: а б с д Эллинг 2013 , с. 36
- ^ «Иран: защита прав меньшинств: арабы ахвази» . Международная амнистия. 17 мая 2006 г.
- ^ Мэтью 2015 , с. 450.
- ^ Jump up to: а б с Чехаби 2012 , с. 209.
- ^ Мэтью 2003 , с. 267 (см. также примечание 2).
- ^ Воздух 1993 , с. 673.
- ^ ван Донзель 2022 , с. 212.
- ^ Этаж 2021 , с. 218.
- ^ Мэти 2003 , с. 267 (см. примечание 2).
- ^ Савори, РМ (1986). «5. Хе-Махи». Энциклопедия ислама . ISBN 978-90-04-07819-2 .
- ^ Льюис, Питер Г. (январь 1982 г.). «Политика иранских топонимов». Географическое обозрение . 72 (1): 99. дои : 10.2307/215071 .
- ^ Льюис, Питер Г. (январь 1982 г.). «Политика иранских топонимов». Географическое обозрение . 72 (1): 99. дои : 10.2307/215071 .
- ^ Ахмади, Хамид (2013). «Политические элиты и вопрос этнической принадлежности и демократии в Иране: критический взгляд». Иран и Кавказ . 17 (1): 82. дои : 10.1163/1573384X-20130106 .
- ^ Jump up to: а б с «АРАБ iv. Арабские племена Ирана» . iranicaonline.org . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ Тауфик, Ф. «Племя АШАЙЕР в Иране» . Энциклопедия Ираника . Проверено 14 апреля 2012 г.
- ^ Шахнаваз 2005 , с. 121
- ^ Шахнаваз 2005 , с. 123
- ^ Jump up to: а б с Эллинг 2013 , с. 37
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а Оберлинг и Уркейд, 1986 г.
- ^ Фарджадиан и Гадери, 2007 г.
- ^ Хаджедж и др. 2018 год
- ^ Кивисилд, Тоомас (18 июля 2012 г.). «Древние миграционные события на Ближнем Востоке: новые данные по Y-хромосомной вариации современных иранцев» . ПЛОС ОДИН . 7 (7): е41252. дои : 10.1371/journal.pone.0041252 . ПМК 3399854 . ПМИД 22815981 .
- ^ «Арабы-ахвази сталкиваются с несправедливым судом и пытками» . Международная амнистия . Проверено 17 апреля 2014 г.
- ^ Люди Ахваза yjc.ir Проверено 26 июня 2018 г.
- ^ Ahwaz cloob.com Проверено 26 июня 2018 г.
- ^ Питер Тэтчелл (27 октября 2007 г.). «Антиарабский расизм Ирана» . Хранитель . Проверено 28 декабря 2015 г.
- ↑ Официализм шиитской демонстрации Farsnews.com Проверено 266 июня 2018 г.
- ^ Шиитский официализм Мзхаба khabarfarsi.com Проверено 26 июня 2018 г.
- ^ Питер Тэтчелл (22 января 2015 г.). «Мусульмане-сунниты живут в страхе в Иране, поскольку спонсируемые государством преследования усиливаются» . Интернэшнл Бизнес Таймс . Проверено 28 декабря 2015 г.
- ^ Эллинг 2013 , стр. 38.
- ^ Эллинг 2013 , стр. 112, 143.
- ^ Шахибзаде 2015 , с. 128
- ^ Шахибзаде 2015 , стр. 130–131
- ^ Jump up to: а б Шахибзаде 2015 , стр. 132
- ^ Шахибзаде 2015 , стр. 136
- ^ Шахибзаде 2015 , стр. 134
Источники
[ редактировать ]- Чехаби, HE (2012). «Иран и Ирак: межобщественные связи и светский национализм». В Аманате Аббас; Вейдани, Фарзин (ред.). Иран лицом к лицу с другими: границы идентичности в исторической перспективе . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 193–220. ISBN 978-1137013408 .
- Эллинг, Расмус Кристиан (2013), Меньшинства в Иране: национализм и этническая принадлежность после Хомейни , Пэлгрейв Макмиллан, США, doi : 10.1057/9781137069795 , ISBN 978-1-137-06979-5
- Фарджадян, Ширин; Гадери, Аббас (2007). «Генетическое разнообразие HLA класса II у арабов и евреев Ирана». Иран Дж Иммунол . 4 (2): 85–93. ПМИД 17652848 .
- Флор, Виллем (2021). «Сефевидский суд и правительство». В Матти, Руди (ред.). Сефевидский мир . Рутледж. стр. 203–224.
- Хаджедж, Абдельхафид; Алмави, Вассим Ю.; Арнаис-Виллена, Антонио; Хаттаб, Ласмар; Хмида, Слама (9 марта 2018 г.). «Генетическая гетерогенность арабского населения, выведенная из генов HLA» . ПЛОС ОДИН . 13 (3): e0192269. дои : 10.1371/journal.pone.0192269 . ПМЦ 5844529 . ПМИД 29522542 .
- Люфт, П. (1993). «Мус̲х̲а̿с̲х̲аа» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 672–675. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Матти, Руди (2003). «Сефевидский монетный двор Хувайзы: нумизматические свидетельства». В Ньюмане, Эндрю Дж. (ред.). Общество и культура на Ближнем Востоке раннего Нового времени: исследования Ирана в период Сефевидов . Брилл. стр. 265–294.
- Матти, Руди (2015). «Отношения между центром и периферией в Сефевидском Иране: западные пограничье против восточной пограничной зоны». Историк . 77 (3): 431–463. дои : 10.1111/hisn.12068 . S2CID 143393018 .
- Оберлинг, Пьер; Уркад, Бернар (1986), «АРАБЫ iv. Арабские племена Ирана» , Энциклопедия Ираника , том. II, стр. 215–220.
- Савори, РМ (1986). «Кхузистан» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 80–81. ISBN 978-90-04-07819-2 .
- Шахнаваз, Шахбаз (2005), Великобритания и Юго-Западная Персия 1880-1914: исследование империализма и экономической зависимости , Routledge, ISBN 9781138869776
- Шахибзаде, Ядулла (2015), Иранский политический язык: с конца девятнадцатого века до наших дней , Palgrave Macmillan New York, doi : 10.1057/9781137536839 , ISBN 978-1-137-53683-9
- ван Донзель, EJ (2022). Справочник исламского стола: составлено из Энциклопедии ислама . Брилл. ISBN 978-9004097384 .