Калифорния Сплит
Калифорния Сплит | |
---|---|
![]() Рекламный плакат | |
Режиссер | Роберт Альтман |
Написал | Джозеф Уолш |
Продюсер: | Джозеф Уолш Роберт Альтман |
В главных ролях | Джордж Сигал Эллиот Гулд |
Кинематография | Пол Ломанн |
Под редакцией | О. Николас Браун Лу Ломбардо |
Производство компании | Спеллинг-Голдберг Продакшнс Выигранный мир |
Распространено | Снимки Колумбия |
Дата выпуска |
|
Время работы | 108 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Театральная касса | 5 миллионов долларов (США/Канада) (аренда) [1] |
«Калифорнийский сплит» — американский комедийно-драматический фильм 1974 года режиссёра Роберта Альтмана с Эллиотом Гулдом и Джорджем Сигалом в главных ролях в роли пары игроков. Это был первый фильм, не принадлежащий Cinerama , в котором использовался восьмидорожечный стереозвук.
Сюжет
[ редактировать ]В Лос-Анджелесе между Биллом Денни и Чарли Уотерсом расцветает дружба, подогреваемая их общей страстью к азартным играм. Связь укрепляется после того, как игрок в карты, чьи выигрыши они получили, подвергает их жестокому нападению и ограблению. Чарли, остроумный шутник, живущий с двумя проститутками, оказывается опытным игроком, постоянно стремящимся к очередному крупному выигрышу. Его ставки охватывают покер, скачки, бокс и любые возможности, предлагающие шансы.
Изначально Билл не так глубоко укоренился в мире азартных игр. Днем он балуется работой в журнале, обходя стороной своего босса. Тем не менее, он уже на пути к полноценной игровой зависимости . Когда двое мужчин проходят через дом Чарли, офис Билла, захудалые бары, карточные залы и различные спортивные площадки, Билл поддается очарованию азартного образа жизни. Чтобы подпитывать свою растущую привычку, он влезает в долги у своего букмекера Спарки и прибегает к закладке имущества, в том числе своей машины, чтобы оплатить поездку на автобусе в Рино .
Во время их путешествия Чарли опознает нападавшего, который ограбил их в начале фильма. Воспользовавшись случаем для возмездия, он противостоит обидчику и грабит его. По дороге в Рино Билл и Чарли объединяют свои ресурсы, чтобы сделать ставку на Билла в игре в покер с высокими ставками, в которой выступает бывший чемпион мира Амарилло Слим в качестве одного из игроков , изображающий самого себя. Билл выходит победителем, зарабатывая 18 000 долларов, и убежден в своей удачной полосе.
Осмелев, он переходит к блэкджеку , рулетке и, наконец, крэпсу , накапливая все больше богатства с каждой игрой. Однако значительная потеря за столом для игры в кости оставляет Билла эмоционально истощенным и равнодушным. Несмотря на энтузиазм Чарли продолжать играть в других казино, Билл, разделив их выигрыш (82 000 долларов), заявляет о своем намерении уйти и вернуться домой. Хотя Чарли изо всех сил пытается понять решение Билла, он признает искренность своего друга, и их пути расходятся.
Бросать
[ редактировать ]- Джордж Сигал, как Билл Денни
- Эллиот Гулд в роли Чарли Уотерса
- Энн Прентисс в роли Барбары Миллер
- Гвен Уэллс в роли Сьюзан Питерс
- Эдвард Уолш, как Лью
- Джозеф Уолш, как Спарки
- Берт Ремсен в роли Хелен Браун
- Джефф Голдблюм в роли Ллойда Харриса
- Барбара Руик в роли буфетчицы Рено
Производство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]Джозеф Уолш был актером более 20 лет. Разочарованный прогрессом своей карьеры и ролями, которые он играл, в 1971 году он написал сценарий о своей игровой зависимости. «Я так много знал об азартных играх», - сказал он. «И никто не пишет хорошо об азартных играх… Я писал для всех игроков мира, людей, которые придут, посмотрят фильм и скажут: «О Боже, этот человек в нашем сердце и душе»», сказал Уолш позже. [2]
Стивен Спилберг
[ редактировать ]Уолш дружил с подающим надежды режиссером Стивеном Спилбергом , и они работали над сценарием девять месяцев. Спилберг был очарован персонажами и отреагировал на сценарий Уолша, предлагая свои предложения. В то время сценарий назывался «Слайд» , и у двоих мужчин была договоренность о его съемках в MGM с Уолшем в качестве продюсера и Стивом МакКуином в главной роли. [3] Однако студия начала выдвигать нереалистичные требования, например, чтобы в сценарии было точное количество страниц (в сценарии фильма 1 страница = 1 минута) и хотелось, чтобы действие всей истории происходило в казино Circus Circus в Лас-Вегасе, потому что MGM владел им. [4]
За месяц до съемок в студии произошла встряска на руководящем уровне, а вместе с ней и новые изменения. MGM хотела, чтобы история представляла собой «жалкую» концепцию, связанную с мафией, с Дином Мартином в качестве одного из двух главных героев. Уолш больше не будет продюсером. Он и Спилберг покинули MGM и передали сценарий Universal Pictures, где у них было соглашение с Ричардом Д. Зануком и Дэвидом Брауном . Затем Занук и Браун наняли Спилберга для постановки «Шугарлендского экспресса» , в результате чего Уолш и его фильм оказались в затруднительном положении.
Роберт Альтман
[ редактировать ]Агент Уолша, Гай МакЭлвейн, связался с агентом Альтмана Джорджем Литто, чтобы передать сценарий Альтману, которому он понравился. Новым главой студии Columbia Pictures был бывший агент, который знал агента Уолша и дал добро на создание сценария на условиях писателя.
Уолш был новичком и не знал о репутации Альтмана, который позволял себе вольности в написании сценариев для своих фильмов. Уолш очень защищал свой сценарий и много раз спорил с Альтманом по определенным аспектам. Уолш вспоминает: «Знаете, он действительно много раз выбегал из комнаты во время съемок, во время этих разговоров, но он всегда возвращался и слушал, когда я узнавал его поближе…» [5]
Альтман в конечном итоге профинансировал фильм, создав вместе с Аароном Спеллингом и Леонардом Голдбергом продюсерскую компанию Won World Productions. [6]
Кастинг
[ редактировать ]Джордж Сигал был выбран на роль рано, и Уолш считался давним другом Эллиота Гулда, но видел и других актеров, таких как Питер Фальк и Роберт Де Ниро . Он продолжал возвращаться к Гулду, и, наконец, актер позвонил ему и убедил, что он подходит на эту роль. Уолш вспоминает: «Поскольку Эллиотт жил своей азартной игрой, он вышел из коробки точно так же, как на скачках из коробки выходит отличная лошадь. В первый день съемок он был там в роли этого персонажа... Через семь дней Джордж Сигал пришел ко мне и сказал: «Этот парень [Гулд] невероятен. Он осьминог. Он буквально душит меня до смерти. Я даже не знаю, что делать. Мужчина умолял сохранить ему жизнь». [5] Уолш сказал Сигалу не пытаться идти в ногу с Гулдом, потому что он на самом деле прожил жизнь своего персонажа в фильме, и продолжать действовать так, как он делал до сих пор.
Съемки
[ редактировать ]Съемки начались в январе 1974 года, и съемки проходили в основном в Лос-Анджелесе , а две недели съемок проходили в Рино, штат Невада.
Калифорния Сплит был первым художественным фильмом, в котором использовалась экспериментальная звуковая система с восемью дорожками, которая позволяла записывать восемь отдельных аудиоканалов и помогла развить торговую марку Альтмана - перекрывающиеся диалоги. С этой целью он уделил большое внимание актерам второго плана и массовке саундтреку. Некоторые из статистов были членами Synanon , организации бывших наркоманов. Альтман также использовал в фильме чемпиона по покеру Амарилло Слима, «чтобы добавить драматизма игре в покер для актеров и съемочной группы. Он поднял игру на очень высокий профессиональный уровень». [7]
Первоначально он считал Хаскелла Векслера оператором-постановщиком фильма, но вместо этого выбрал новичка Пола Ломанна. Уолш вспоминает, что Альтман защищал свой выбор, говоря: «Они могли бы создать образ вместе, и он мог бы вступить в конфликт с Хаскеллом или другими людьми из-за того, что он должен быть немного красивее, чем должен быть». [5]
В итоге Альтман снимал фильм в Помоне, в парке Фэйрплекс , в Лос-Анджелесе, и в Рино, штат Невада, причем последнее место было очень эффективным для поддержания всех в азартном духе фильма. Альтман сказал в интервью: «Все были вовлечены в эту атмосферу, и было ощущение реальности, потому что в одну минуту вы были внизу в казино Mapes, теряя и выигрывая деньги, а через минуту вы были наверху, на съемочной площадке, снимая дерьмовая игра». [7]
На съемочной площадке в Рино, штат Невада, актриса Барбара Руик , сыгравшая дружелюбного бармена покер-рума в Рино, умерла в возрасте 41 года от кровоизлияния в мозг, спя в своем гостиничном номере. Ее муж, знаменитый кинокомпозитор Джон Уильямс , остался вдовцом с тремя детьми. Калифорнийский Сплит Ей был посвящен .
Концовка фильма отличалась от первоначального сценария. [8]
Прием
[ редактировать ]Критический
[ редактировать ]Роджер Эберт в своей рецензии для « Чикаго Сан-Таймс » написал: «В конце « Калифорнийского раскола» мы понимаем, что Альтман сделал гораздо больше, чем просто комедию об азартных играх; он перенес нас в американский кошмар, и всех людей, которых мы встреченные по пути, казались искренними и выглядели настоящими». Назвав фильм «отличным фильмом и [...] прекрасным опытом», он присвоил ему целых четыре звезды. [9] Винсент Кэнби в «Нью-Йорк Таймс» назвал его «захватывающим и ярким фильмом, не совсем сравнимым ни с одним другим фильмом, о котором я могу сразу подумать». Он похвалил фильм за то, что он «насыщен прекрасными, своеобразными деталями, многие из которых предоставлены г-ном Гулдом и г-ном Сигалом, а также членами превосходного актерского состава второго плана». [10] Он включил его в свой нерейтинговый список лучших фильмов 1974 года на конец года. [11] Джину Сискелу понравилась большая часть фильма, и он получил три звезды из четырех, но ему не понравился финал из-за «слишком банальных событий и банальной морали». [12] В обзоре Артура Д. Мерфи в журнале Variety сообщается, что «фильм технически и физически красив, тем более, что он в основном представляет собой натурную работу, но ему не хватает связного и усиленного чувства направления сюжета. Раньше звезды снимались в комедиях лучше». [13] Чарльз Чамплин из Los Angeles Times отреагировал негативно, написав, что «по большей части «Калифорнийский сплит» кажется одной очень длинной и очень громкой импровизацией актерской мастерской, сделанной в карточных салонах и казино, а не на голой сцене. -он, непонятные диалоги, которые раздражали на ранних этапах « Маккейба и миссис Миллер », здесь кажутся настолько снисходительными и излишне преувеличенными, что придают совершенно новое измерение раскалывающей головной боли». [14] Гэри Арнольд из Washington Post назвал ее «небольшой, но веселой и очаровательной эпизодической комедией». [15]
Пенелопа Джиллиат из The New Yorker написала в положительном обзоре: «Иногда это бывает очень забавно, в настроении неважно, находите вы это так или нет… Альтман снова показывает, что у него есть таинственное чувство низкотонной энергии. американского юмора. В его фильмах есть гибкий талант к неловкости речи». [16] Джон Саймон сказал о «Калифорнийском сплите» : «За 111 минут Альтмана у нас нет времени сходить с ума, а только полностью разозлиться». [17] Стэнли Кауфманн из The New Republic писал о Калифорнийском Сплите : «Фильм пытается создать историю побега взрослых Гека и Тома из «обычной» жизни, и в нем есть несколько забавных сцен, но он терпит неудачу: двое мужчин недостаточно интересны. . И это ничего не говорит нам о пристрастии к азартным играм». [18]
На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг 87% на основе 30 рецензий и среднюю оценку 7,5 из 10. Консенсус резюмирует: «Бесцельный, но дружелюбный, Калифорнийский раскол - незначительный, но полезный Альтман, усиленный химией между главными героями Эллиотом Гулдом и Джорджем Сигалом». [19] В ретроспективном обзоре New York Magazine журнала назвал Vulture.com его величайшим фильмом об азартных играх, когда-либо созданным. [20]
Театральная касса
[ редактировать ]Сообщается, что фильм собрал в прокате более пяти миллионов долларов, несмотря на то, что студия досрочно сняла его с проката. Альтман сказал о реакции на его фильмы: «Мне остается только надеяться, что фильм, который я снимаю, понравится массовой аудитории, и они пойдут его посмотреть. Но одна из причин, по которой у меня возникают проблемы, заключается в том, что они не рекламируют фильмы, которые я снимаю, потому что не знают, где их разместить... Они не совсем знают, где это находится, поэтому, следовательно, они пытаются рекламировать это как другой фильм. И это до сих пор не удается». [7]
Похвалы
[ редактировать ]за лучшую комедию (написанную непосредственно для экрана) . Гильдии писателей Америки Год спустя он был номинирован на премию [21]
Домашние СМИ и альтернативные версии
[ редактировать ]Фильм вышел на DVD в 2004 году. [22] [23] но проблемы с правами на музыку вынудили Sony/Columbia исключить почти три минуты отснятого материала и внести несколько изменений в саундтрек. DVD уже распродан. [24] В 2020 году оригинальная версия фильма с восстановленным саундтреком вышла на Amazon Prime Video . [25]
Планируемое продолжение
[ редактировать ]В 2021 году Уолш завершил сценарий сиквела под названием « Обед с Биллом и Чарли» , концепция которого была вдохновлена фильмом 1981 года « Мой ужин с Андре» . В фильме Сигал и Гулд воссоединились бы как их персонажи из оригинального фильма, но после смерти Сигала Уолш вместо этого разместил сценарий в Интернете и выпустил видео, посвященное Сигалу с Гулдом. [26] [27] [28]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Чемпионы по прокату фильмов всех времен", Variety , 7 января 1976 г., стр. 48.
- ↑ Никто тоже не пишет об азартных играх: Джефф Хейни вспоминает старый отель Mapes в Рино, разговаривая с создателем «Калифорнийского Сплита» Джозефом Уолшем. Аноним. Лас-Вегас, воскресенье, 11 июля 2008 г.: 8.
- ^ Страх, Дэвид (12–18 октября 2006 г.). «Туз в рукаве» . Тайм-аут Нью-Йорк . Проверено 17 марта 2008 г.
- ^ «Калифорния раскололась 40 лет спустя» . Обзор книг Лос-Анджелеса . 15 декабря 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Макгиллиган, Патрик (1989). «Роберт Альтман: Прыжок со скалы». Пресса Святого Мартина . п. 376.
- ↑ Начинаются съемки «Сплита» Альтмана Los Angeles Times, 15 января 1974 г.: d10.
- ^ Перейти обратно: а б с Рид, Макс (октябрь 1974 г.). «Создание Калифорнийского раскола : интервью с Робертом Альтманом». Информационный бюллетень кинематографистов. п. 26.
- ^ «Интернет-эксклюзив: ДЖОЗЕФ УОЛШ, сценарист «Калифорнийского Сплита»» . Хватит улыбаться . 15 июня 2008 г.
- ^ Эберт, Роджер (1 января 1974 г.). « Калифорнийский Сплит » . Чикаго Сан-Таймс . Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ Кэнби, Винсент (8 августа 1974 г.). « Калифорния разделяет выигрышную комбинацию» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 марта 2007 г.
- ↑ Кэнби, Винсент (5 января 1975 г.). «Выбор критиков: одиннадцать лучших фильмов 1974 года». Нью-Йорк Таймс . Раздел 2, стр, 1, 13.
- ↑ Сискель, Джин (26 августа 1974 г.). «Калифорния Сплит». Чикаго Трибьюн . Раздел 2, с. 8.
- ↑ Мерфи, Артур Д. (7 августа 1974 г.). «Обзоры фильмов: Калифорнийский Сплит». Разнообразие . 18.
- ↑ Чамплин, Чарльз (14 августа 1974 г.). «Калифорнийский раскол: проигрыша недостаточно». Лос-Анджелес Таймс . Часть IV, с. 1.
- ↑ Арнольд, Гэри (19 августа 1974 г.). «О покере, азартных играх и других истинах». Вашингтон Пост . Б1.
- ↑ Жиллиатт, Пенелопа (19 августа 1974 г.). «Современное кино». Житель Нью-Йорка . 78.
- ^ Саймон, Джон (1982). Обратный ракурс: десятилетие американского кино . Crown Publishers Inc. с. 161.
- ^ Кауфманн, Стэнли (1979). Перед моими глазами Кинокритика и комментарии . Издательство Харпер и Роу. п. 35.
- ^ «Калифорнийский раскол» . Гнилые помидоры .
- ^ «25 лучших фильмов об азартных играх» . Стервятник . 10 сентября 2021 г.
- ^ В ПЛОХОМ
- ^ Обсуждение DVD
- ^ WorldCat.org
- ^ Амазонка.com
- ^ « Калифорнийский раскол»: скользкая жемчужина Роберта Альтмана восстановлена в своей первоначальной форме на Amazon Prime» . Плейлист .
- ^ «Письма в редакцию, 7 мая: Возвращение к «Калифорнийскому расколу»» . Сонома Индекс-Трибьюн . 6 мая 2021 г.
- ^ Видео на YouTube - «Эллиот Гулд и сценарист и продюсер «Калифорнийского раскола» Джозеф Уолш в веселой дань уважения Джорджу Сигалу».
- ↑ Официальный сайт Джозефа Р. Уолша — ссылка на сценарий.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1974 года
- Американские фильмы 1970-х годов
- комедийно-драматические фильмы 1974 года
- Англоязычные фильмы 1970-х годов
- Американские комедийно-драматические фильмы
- Американские фильмы об азартных играх
- Фильмы «Колумбии Пикчерз»
- Фильмы Роберта Альтмана
- Фильмы, действие которых происходит в 1974 году.
- Фильмы, действие которых происходит в казино
- Фильмы, действие которых происходит в Лос-Анджелесе
- Действие фильмов происходит в Рино, Невада.
- Фильмы, снятые в Лос-Анджелесе
- Фильмы, снятые в Неваде