Jump to content

Люди Ибибио

(Перенаправлено с Ибибиоленда )
Люди Ибибио
Мбон Ибибио
Традиционные танцоры Ибибио
Общая численность населения
7,000,000 [1]
Регионы со значительной численностью населения
 Нигерия 6,825,000 [1]
 Гана 69,000 [2]
 Камерун 61,000 [3]
 Экваториальная Гвинея 8,600 [4]
Языки
Ибибио , английский
Религия
Христианство , Традиционная религия Ибибио
Родственные этнические группы
Аннанг , Игбо , Иджав (Изон) , Бахумоно , Орон , Бамилеке

Народ Ибибио (Произношение: / ɪbɪˈbiːəʊ /) — прибрежный народ в Южной Нигерии . [5] Они в основном встречаются в Аква-Ибоме и восточной части штата Абиа . [6] В колониальный период в Нигерии Союз Ибибио просил британцев признать суверенную нацию . [7]

Аннанг , , Экид, Орон и Ибено имеют общие имена, культуру и традиции с Ибибио и говорят на близкородственных разновидностях (диалектах) Ибибио которые более или менее взаимно понятны . [8] Экпо и общества являются значительной частью политической системы Ибибио . [9] Они используют различные маски для осуществления социального контроля . Боди-арт играет важную роль в искусстве Ибибио.

Происхождение и история

[ редактировать ]

Народ Ибибио считается одним из первых жителей юга южной Нигерии . Предполагается, что они прибыли в свой нынешний дом около 7000 г. до н. э. Несмотря на исторические сведения, неясно, когда ибибио прибыли в это государство. [5]

По мнению некоторых ученых, они могли прийти из центральной долины Бенуэ , в частности, из-за влияния Юкуна в старом Калабаре в какой-то исторический период. Еще одним показателем является широкое использование манилы , популярной валюты, используемой джукунами. [10] В сочетании с этим движение Джукуна к побережью с юга, которое, по-видимому, недавно сравнивали с образованием поселений Аква Ибом на их нынешнем месте. [11]

Наиболее распространенная версия истории Ибибио гласит, что Камерун предложит более краткое объяснение их происхождения. [9] Это было подтверждено устными показаниями полевых работников, которые говорят, что ядро ​​народа Ибибио принадлежало к линии Афаха , чьим первоначальным домом был Усак Эдет в Камеруне . Усак Эдет ( Исангэле ) — подгруппа народа Экой (Эджагам). Это было основано на том факте, что среди народа ибибио Усак Эдет широко известен как Эдит Афаха (ручей Афахи), что отражает тот факт, что народ ибибио произошел от Усака Эдета. [12]

После того, как первая часть людей прибыла на территорию, которая позже стала Нигерией, они поселились сначала в Ибоме. Считается, что ибибио были аборигенами поселения Ибом, основанными их предками Ибомом , в честь которых они назвали деревню Ибом . Сейчас в Арочукву, где они поселились в течение очень долгого времени и поклонялись Богу Неба по имени Абаси Ибоменён . [ нужна ссылка ] Они также поклонялись Ибини Укпаби (Ибритаму). В результате столкновений с народом игбо , которые двигались на юг, кульминацией которых стала война Ибибио , которая произошла около 1630 и 1720 годов нашей эры, они покинули королевство Ибом и перебрались в современный Ибибиоленд. На их нынешнем месте, рядом с Ибомом, уже было основано какое-то деревенское поселение. [11]

После войны Аро-Игбо-Ибибио в 1550 году нашей эры Ибибио двинулись на юг и нашли девственную и пустую землю, свое нынешнее место. Ибибио сначала поселились в Иконо, откуда они мигрировали или расселились в другие места, став аборигенами нынешних земель Ибибио. Именно в этот момент Иконо Ибом переехал в Икот Оку Иконо деревню , которая сейчас находится в районе местного самоуправления Уйо , который называется Иконо Ибом Уйо, клан, выделившийся из основного клана Иконо Ибом. [12] : 12  Иман Ибом переехала в Эком Иман, который теперь находится в Этинан районе местного самоуправления , а Нсит Ибом переехала в Афию Нсит, теперь в Нсит Ибом . Эти трое считают себя кровными братьями и детьми Ибома . [12]

Трое детей Ибома после их окончательного поселения, Этефия, которая является главным действующим лицом клана Иконо Ибом Уйо, поселилась в Икот Оку Иконо и основала Иконо Аньян, и Икот Экпеяк Иконо являются потомками Иконо Ибом, у них общие и схожие социальные отношения. , традиционная и культурная среда. [13] К [ нужна ссылка ]

Эком Иман - это место, где Иман Ибом поселился и посадил дерево Эком (coula edulis), от которого и произошло название поселения, Эком (coula edulis), посаженный Иманом, одним из сыновей Ибома. У Иман были дети, и некоторые из них мигрировали, чтобы расширить клан Иман Ибом, такие деревни, как Икот Обиойньянг, Афага Эффиате и весь клан Иман Ибом.

После смерти Иман Ибом его дух превращается в божество клана Иман Ибом «Божество Итина Иман», а ойот — это клановое божество-тотем, поэтому убийство или поедание такого мифического зверя является табу, а Эбре — тотем Иконо Ибом. клана, они запрещают убивать или калечить это мифическое животное. Нсит Ибом переселился в Афию Нсит, где была вода, и поселился там, а его дети распространились по Мбак Нсит и другим местам этого клана.

Тотемом Нсит Ибома является Ияк Аньян – божество Аньян Нсит. Все они имеют схожие характеристики социальной, традиционной и культурной среды и составляют центр данного исследования. [12] Братья поселились близко друг к другу, заключили пакт и стали союзниками или родственными узами друг с другом, завели детей и разработали основательный механизм самоуправления, поддержания правопорядка и эффективной политической организации : используя некоторые элементы культуры и социально-экономического развития. религиозные организации, такие как Экпо , Эбре, Ибаан Исонг, Эконг, Икпа-удох и многие другие, чтобы обеспечить соблюдение закона и порядка и поставить под контроль массы населения. [12]

Группы Ибибио

[ редактировать ]
  • Эньонг: Северный Ибибио
  • Экет: Южный Ибибио
  • Аннанг: Западный Ибибио
  • Английский: Восточный английский
  • Погода: Риверсайдс Ибибио

География

[ редактировать ]

Люди ибибио проживают преимущественно в штате Аква Ибом и связаны с общиной Аннанг , общиной ибибио и экет , хотя другие группы обычно понимают язык ибибио . [14]

Из-за большей численности населения ибибио они удерживают политический контроль над штатом Аква Ибом, но правительство разделено с Аннангами, Экетами и Оронами. Политическая система следует традиционному методу консенсуса . Несмотря на то, что выборы проводятся, на практике политические лидеры предварительно обсуждаются таким образом, чтобы это было выгодно всем. [ нужна ссылка ]

Расположение Ибибиоленда

[ редактировать ]

Народ ибибио проживает в восточной части юга Нигерии. До существования Нигерии как нации народ Ибибио имел самоуправление. [ нужна ссылка ]

Люди ибибио и их братья (Аннан, Орон и Экет) были частью анклава под названием Бухта Биафра до того, как британцы создали Восточную Нигерию. Народ ибибио стал частью Восточной Нигерии под британским колониальным правлением. [ нужна ссылка ]

Во время гражданской войны в Нигерии Восточный регион был разделен на три штата. Тогдашний юго-восточный штат Нигерия был местом расположения Ибибио. Он был создан из первоначальных двенадцати штатов Нигерии после обретения Нигерией независимости. [ нужна ссылка ]

«Юго-восточный штат» позже был переименован в штат Кросс-Ривер . 23 сентября 1987 года военным указом № 24 штат Аква Ибом был выделен из тогдашнего штата Кросс-Риверс в отдельный штат. Штат Кросс-Риверс остается соседним и материнским штатом штата Аква Ибом. [15]

Юго-западный Камерун был частью нынешнего штата Кросс-Ривер и штата Аква Ибом в Нигерии. Во время тогдашнего Восточного региона Нигерии части были разделены и объединены с Камеруном в ходе плебисцита 1961 года. В результате Ибибио и Аннанг были разделены между Нигерией и Камеруном. [ нужна ссылка ]

Однако руководству Северного региона Нигерии удалось в ходе плебисцита сохранить за собой «Северо-западный участок», которым сейчас являются нынешние нигерийские Адамава и штаты Тараба . [ нужна ссылка ]

Демография

[ редактировать ]

Люди ибибио встречаются во всех штатах Нигерии и являются одной из нигерийских этнических групп, живущих за пределами Нигерии после йоруба и игбо. Следовательно, значительное количество людей ибибио проживает в Европе и Северной Америке, а также в других странах. Помимо страны происхождения, штата Аква Ибом , значительное количество ибибио встречается в:

Политическая система

[ редактировать ]

Традиционно общество Ибибио состоит из сообществ, состоящих из больших семей, имеющих кровное родство, каждая из которых управляется своим конституционным и религиозным главой, известным как Икпайсонг . Обонг Икпайсонг правил вместе с Мбонг Экпук («глава семьи»), которые вместе с главами культов и обществ составляют Афе, Асан или Эсоп Икпайсонг («традиционный совет, святилище или суд»). Решения Обонг Икпайсонга приводились в исполнение членами Экпо или общества Обон, которые действуют как посланники духов, а также военные и полицейские общины. Если возникнет такая необходимость, шеф отправит людей в масках противостоять нарушителю правил.

Члены Экпо «Экпо Маскарад» всегда носят маски при выполнении своих полицейских обязанностей. Хотя их личности почти всегда известны, страх перед возмездием со стороны предков не позволяет большинству людей обвинять тех членов, которые выходят за свои социальные границы, фактически совершая жестокие действия полиции. Членство открыто для всех мужчин Ибибио, но для перехода на политически влиятельные уровни необходимо иметь доступ к богатству. Основная цель Ekpo — защитить своих людей и действовать в качестве защиты от потенциальных злоумышленников. Они озабочены проблемами и чрезвычайными ситуациями, которые касаются безопасности города в целом. Кроме того, оно служит для мужчин возможностью продуктивно использовать энергию на благо всех. [16]

С июня по декабрь общество Экпо играет большую роль в жизни общины. Многие виды деятельности, такие как сельское хозяйство, шоппинг, добыча еды и воды, запрещены в дни, когда маски не используются. Преступления в этот период времени также влекут за собой более серьезные последствия. [16] Хотя сегодня наказания мягче, человек, пойманный на краже во время сезона Экпо в 1940-х годах, был бы убит членами Экпо. [16] Оно известно как тайное общество, несмотря на то, что его цели и деятельность широко известны в деревне. Это связано с тем, что в сезон Экпо каждый должен соблюдать определенные законы. Самые важные секреты — это серия кодовых слов и танцевальных па, которым обучают посвященных и используют участники. Знание этих секретов позволяет участникам свободно путешествовать в течение сезона, а если их поймают на поездке, не зная секретных условий и танцев, их арестуют. [16]

До постепенной отмены рабства в Нигерии британскими колониальными властями, начавшейся в середине 1880-х годов, общество Ибибио ранжировало людей в порядке убывания на свободнорожденных ( аманисонг ), чужаков или более поздних иммигрантов ( удудунг ) и рабов ( ифн ). Рабов покупали на невольничьих рынках или захватывали в ходе межгрупповых войн. Часто люди отдавали себя или своих детей в рабство, когда уже не могли обеспечить себя или свои семьи. Рабов использовали в качестве подношений в регулярных ритуальных человеческих жертвоприношениях, и в середине 19 века рабов также сотнями убивали после смерти важных вождей, веря, что они будут служить умершему вождю в загробной жизни. [17]

Доколониальная эпоха

[ редактировать ]

Религия Ибибио (Инам) имела два измерения, в центре которых было возлияние , жертвоприношение, поклонение, консультации, общение и призывание Бога Небес (Абаси Эньонг), Бога Земли (Абаси Исонг) и Высшего Существа ( Абаси Ибом) конституционным и религиозным королем/главой определенной общины Ибибио, который с древних времен был известен как Обонг-Икпайсонг (слово «Обонг Икпайсонг» в прямом переводе означает «Король княжеств Земли» или «Король Земля и Княжества (или Традиционный Правитель ). [18]

Второе измерение религии Ибибио сосредоточено на поклонении, консультациях, призывах, жертвоприношениях, умиротворении и т. д. Бога Небес (Абаси Эньонг) и Бога Земли (Абаси Исонг) через различных невидимых или духовных сущностей (ме Ндем ) различных Подразделений Ибибио, таких как Атакпо Ндем Уруан Иньянг, Этефия Иконо, Ава Итам и т. д. Жрецы этих Божеств (ме Ндем) были Главными Священниками/Жрицами Храма различных Подразделений Ибибио. Определенное подразделение Ибибио может состоять из множества взаимосвязанных автономных сообществ или королевств, управляемых автономным королем-жрецом по имени Обонг-Икпайсонг, которому помогают главы различных больших семей (Мбонг Экпук), составляющих сообщество.

Это была древняя политическая и религиозная система народа Ибибио с незапамятных времен. Традиция, интерпретируемая на языке Ибибио, - это «Икпайсонг». Традиция (икпайсонг) в Ибибио Обычай воплощает религиозную и политическую систему. Слово «Обонг» на языке Ибибио означает «Правитель, Король, Лорд, Вождь, Глава» и применяется в зависимости от задач Управления. В отношении Обонг-Икпайсонг слово «Обонг» означает «Король». Применительно к главе деревни это слово означает «вождь». В отношении главы семьи (Обонг Экпук) это слово означает «Глава». В отношении Бога это слово означает «Господь». Применительно к главам различных обществ – например, «Обонг Обон» – это слово означает «Глава или лидер». [14]

Священные земли (Акаи)

[ редактировать ]

По каждой деревне были разбросаны священные земли — акаи (лес). Их называли акаи, потому что никому не разрешалось очищать их для выращивания. Все могильники, святилища деревенских божеств и места тайных обществ, таких как Экпо Оньохо, Экунг, Идионг, Эконг, были священными. Все в этих местах было одинаково священно. Нечленам тайных обществ не разрешалось входить в места, отведенные для таких тайных обществ, даже для сбора дров, палок, фруктов (таких как мкпук), овощей (таких как афанг и одуса) или улиток или для охоты на животные, которых было много в лесах. Объяснение простое. Если бы нечленам было разрешено вступать в какое-либо тайное общество акаи, они могли бы со временем раскрыть секреты своего освященного веками общества, а злые люди могли бы даже осквернить могилы своих предков, отсюда и запрет. [ нужна ссылка ]

Душа и жизнь после смерти

[ редактировать ]

Как и многие слова Ибибио, Укпонг («душа») имеет четыре значения. Во-первых, эфирное тело, во-вторых, душа, в-третьих, дух и, в-четвертых, сверхдуша; последний всегда живет в доме Абаси Ибома и совершенно отделен от индивидуальности, которая между воплощениями пребывает в стране мертвых. Хотя сверхдуша и дух объединены, большая часть Духа содержится в той части эго, которая воплощается. [ нужна ссылка ]

По мнению Талбота, именно душа проводит часть своего времени в образе животного-оборотня или в кустовом звере в лесу или воде и называется Укпонг Икот, или кустовая душа. Считается, что тень не связана с эфирным телом, а является эманацией души и, следовательно, на нее напрямую влияет любое действие на нее. Большинство ибибио верят, что душу человека можно вызвать в его тень, которая появляется в бассейне с водой. Затем тень пронзается копьем, его кровь видна в воде в чаше, и человек умирает. [ нужна ссылка ]

Ибибио верят, что после смерти ведется такое же существование, как и при жизни на земле; например, фермеры, кузнецы, охотники и рыбаки продолжат заниматься своими прежними занятиями, в то время как общение и развлечения будут продолжаться по-прежнему. Пейзажи, дома, посевы и животные следующего мира имеют такой же вид, как и в этом мире, но туда переносятся только те животные, растения и продукты питания, которые были принесены в жертву в честь умерших. Считается, что земля мертвых, как и земля живых, разделена на различные страны, города, деревни и роды, где, как и на земле, живут разные сообщества людей. После смерти каждый человек попадает в определенную часть, населенную его народом. [ нужна ссылка ]

Обот и Эссьен Эмана

[ редактировать ]
Обот («природа»)

Ибибио верят в обота , то есть в индивидуальное создание людей Богом. Если кто-то дикий, то говорят, что он таким создан; если он добр, то опять-таки таким его создал Бог; беден ли он или богат, таков был его удел и т. д.; по сути, никто ничего не мог сделать, чтобы изменить его судьбу, поскольку он был таким создан. [ нужна ссылка ]

Эссьен эманирует («судьба»)

Ибибио также верят в судьбу, essien emana или uwa . Например, если человек умирал случайно, то именно так он умер в своем предыдущем воплощении, и поэтому он должен был умереть именно так. Если он был богат, то он был таковым в своем предыдущем воплощении и должен быть таковым теперь; если он был гениален, то таким ему и суждено было быть и т. д. Однако он мог бы переломить ситуацию, если бы посоветовался с Мбиа Идионгом, который один мог сказать ему, что делать. Прорицатели могли помочь ему определить, что именно он сделал в своем предыдущем воплощении, что повлияло на его нынешнюю жизнь. Затем они могли бы прописать ему, что делать, чтобы исправить ухудшающуюся ситуацию. По их мнению, если строго следовать инструкциям, ситуацию можно изменить. Например, если у человека не было проблем, прорицатель мог сказать ему, что он убил невинных детей в своем предыдущем воплощении и что родители умершего и широкая общественность прокляли его, сказав, что у него не будет никаких проблем и он будет продолжать убивать невинных детей на протяжении всех своих воплощений, если только он не принес определенные вещи в качестве жертвенных приношений. Когда Мбиа Идионг рассказал ему, что это были за вещи, и он принес их в жертву Матери-Земле, Ибибио поверил, что ситуация изменится; в противном случае он остался бы бездетным. [ нужна ссылка ]

Колониальные и постколониальные эпохи

[ редактировать ]

Ибибио познакомились с христианством благодаря работе первых миссионеров девятнадцатого века. Сэмюэл Билл начал свою работу в Ибено. Он основал церковь Куа Ибоэ , которая позже распространилась по всей средней полосе Нигерии. Позже были представлены и другие церкви, например, Апостольская церковь. Независимые церкви, такие как Библейская церковь Deeper Life , появились в этом районе во второй половине двадцатого века. Сегодня жители Ибибио преимущественно христиане.

Библия на языке Ибибио

[ редактировать ]

История произошла 27 августа 2020 года, когда первый в истории перевод Библии Ибибио был представлен в Ибом Холле в Уйо, столице Аква Ибом. Издано 200-летним американским Международным библейским обществом (Biblica), издателем версии NIV.

Nwed - Я буду рядом с тобой

Библия Ибибио была переведена профессорами Ибибио, в том числе профессорами Маргарет Мэри Окон, Бэсси Окон, Ино-Абаси Уруа, Инимбомом Акпаном, Удо Этуком, а также доктором Паулинусом Ноем, доктором Эффионгом Экпеньонгом и преподобным о. Доктор Донатус Удоэтте, богослов, хорошо знающий греческий язык. [19]

Искусство и культура

[ редактировать ]
Намеренно «уродливая» маска общества Экпо с шарнирной челюстью.

Маски и снаряжение общества Экпо составляют величайшие произведения искусства общества Ибибио. Ибибио часто целенаправленно играют с пропорциями своих масок, чтобы исказить лицо. [20] Компонент, который часто встречается в масках Ибибио, — это подвижная нижняя челюсть. [20] У людей Ибибио есть общая тема контрастирования мужских и женских масок с использованием темных и светлых цветов соответственно. Эти маски не всегда выполняются вместе, но есть общее понимание их противоположного соотношения. Женственные маски украшены светлыми цветами, например белым. Их черты изящны, чтобы подчеркнуть женственность. С другой стороны, мужские маски используют темные цвета, чтобы представить мистические силы леса. Эти маски часто имеют крупные черты и намеренно созданы уродливыми. Они достигают этого, искажая черты лица неестественными способами, например, выпучивая глаза или неправильно расположенные рты. Многие деформации, присутствующие в масках, происходят из-за естественных заболеваний и недугов человека. Часто изображается гангоса , часть фрамбезии . [21] Признаки облысения и трости также часто появляются, чтобы изобразить символы кармы и старости. В мужских костюмах используются натуральные материалы дикой природы, такие как рафия и погремушки из стручков семян. В женских костюмах используются такие материалы, как светлая ткань, что отражает уклад жизни в деревне. [20]

Маски обществ Экпо использовались для того, чтобы вызвать страх и осуществить социальный контроль . [16] Самый распространенный тип маски — маска для лица с прикрепленной до талии рафией. Эффект масок и их устрашающее качество являются частью того, что придает им силу, в дополнение к долгой истории Экпо. Надеть маску Экпо — значит отказаться от земной идентичности и принять наследственную. Используемые маски могут принадлежать умершим предкам, быть похожими на предков или похожими на деревенских героев. [16] Многие из них вырезаны из легкого дерева, называемого укот (винная пальма). Это облегчает их ношение и передвижение. Для дополнительной поддержки маска крепится к голове пользователя с помощью веревки, а в маску можно вставить горизонтальный кусок дерева, чтобы его можно было укусить. Помимо рафии на самой маске, артисты также носят юбку из рафии длиной до колен. Голени, руки и кисти расписаны углем. [16] Каждый сезон к маске добавляется новая рафия, а в межсезонье ее выставляют в семейном или деревенском святилище. [16]

Цикл Экпене

[ редактировать ]

Ибибио известны своей резьбой по дереву , плетением из рафии и изготовлением керамики . [22] Икот Экпене — город в Нигерии, известный своим рынком, на котором ремесленные изделия продаются как туристам, так и нигерийцам среднего класса. [22] Хотя Ибибио не славятся обработкой металлов , существует значительное количество мастеров, создающих этот вид искусства на продажу.

Маска общества Экпо с прикрепленной бахромой из рафии

Большинство производимых изделий из металла имеют практическое, а не декоративное назначение. Несмотря на это, гробы Ибибио, как правило, очень декоративны. Они украшены декоративными мотивами из окрашенного металла, красочными пластиковыми листами и стеклянными панелями по бокам. [22]

В Икот Экпене живет много людей, которые вырезают маски Экпо. [16]

Украшение тела

[ редактировать ]

Используются как временные, так и постоянные модификации тела. Ритм и природа — важные мотивы дизайна. [23] Парикмахерское дело, бодиарт и модификация тела — основные направления боди-арта Ибибио. Преднамеренное откорм молодых женщин — еще один важный культурный аспект Ибибио. [23]

Роспись кузова

[ редактировать ]

В живописи цель состоит в том, чтобы подчеркнуть, а не скрыть лицо или другие части тела владельца. Символ точки играет ключевую роль в понимании красоты. [23] Окон Уметук в своей статье «Боди-арт в культуре Ибибио» утверждает это;

«Точка» считается единственным идеальным знаком, обозначающим и суммирующим красоту в культуре Ибибио. [23]

Свидетельством этого является обилие точек, появляющихся на лицах и телах украшенных лиц. Символ «X» может быть нанесен на лоб, запястья и лодыжки, чтобы обозначить посредничество. [23] Когда его носит прорицатель , он может обозначать связь с ним самим и богами, а также со своим народом. Участники ритуала могут носить его, чтобы символизировать мир, смирение, а также принятие.

Одунг — это тип росписи тела, который используется для таких событий, как свадьба, рождение ребенка, совершеннолетие и смерть. Его также можно использовать, чтобы показать статус мужчины в обществе Экпо. [23] Этот процесс обычно используется среди женщин. Часто это делается после рождения ребенка. Пятна, оставшиеся после этого, могут держаться на коже до трех месяцев. Профессионалы обычно рисуют других, и этот процесс может занять от пяти до восьми часов. [23]

Идуот — еще одна форма росписи тела, символизирующая плодородие. Пигмент извлекается из измельченной каменной древесины , а затем добавляется в воду, в результате чего образуется красное вещество. Пигментом украшены ладони, ступни, голени и лица людей. Ибибио используют его частично из-за его отбеливающего эффекта. После постоянного использования кожа становится гладкой и светлой. [23]

Современные версии украшений лица и тела, такие как тени для век, помада и подводка для глаз, используются современными людьми Ибибио. [23] Украшение тела имеет долгую историю в Ибибио, и эти продукты помогают их культурному самовыражению удобным способом, но не являются новой формой самовыражения. Такие вещества, как атидо, использовались для украшения век задолго до появления современных теней для век. [23] Как и во многих других культурах мира, женщины Ибибио обычно уделяют большое внимание глазам, когда дело касается макияжа. [23]

Прически

[ редактировать ]

Прически — это еще один способ символически отметить определенные события в Ибибио. Стили причесок в Ибибиоленде включают как сложное плетение кос с использованием ниток, так и без них. [23] Некоторые стили символизируют истории или события, произошедшие в жизни владельца. Если у замужней женщины растрепанные волосы, это указывает на то, что умер кто-то из ее близких, обычно ее муж, ребенок или другой родственник. [23] Другие стили могут указывать на возраст, семейное положение или социальное положение. Существуют и бессмысленные прически, которые носят просто в модных целях. [23]

Племена и этнические группы ибибио

[ редактировать ]

Ибибио делятся на следующие субкультурные группы: Восточное Ибибио или Собственно Ибибио; Западный Ибибио или Аннанг; Северный Ибибио или Эньонг; Южный Ибибио или Экет и речной Ибибио или Уруан. [24]

Числа Ибибио

[ редактировать ]

Числа от нуля до десяти: [25]

Нет. Английский Ибибио
0 Ноль Разогревать
1 Один Что?
2 Два Другой
3 Три Она
4 Четыре Инань
5 Пять Итион
6 Шесть Итиокед
7 Семь Итиаба
8 Восемь Итиаита
9 Девять Усокед
10 Десять Дуоп

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Источники языка ибибио» . Проект Джошуа . Проверено 5 декабря 2023 г.
  2. ^ «Ибибио в Гане» . Проект Джошуа . Проверено 13 ноября 2019 г.
  3. ^ «Ибибио в Камеруне» . Проект Джошуа . Проверено 13 ноября 2019 г.
  4. ^ «Ибибио в Экваториальной Гвинее» . Проект Джошуа . Проверено 13 ноября 2019 г.
  5. ^ Jump up to: а б «Наша история» . Коренные жители Биафры США . Проверено 28 июня 2019 г.
  6. ^ Космопулос, Кристина; Пумейн, Дениз (17 декабря 2007 г.). «Цитирование, Цитирование, Цитирование: библиометрия, Интернет, гуманитарные и социальные науки» . Кибергео . дои : 10.4000/cybergeo.15463 . ISSN   1278-3366 .
  7. ^ Ной (1988) .
  8. ^ Эссьен, Окон Э. (1 января 1990 г.). Грамматика языка ибибио Университет Пресс Лимитед. ISBN  9789782491534 .
  9. ^ Jump up to: а б «Требуется цитирование» , Retcon Game , University Press of Mississippi, 03 апреля 2017 г. , получено 16 января 2024 г.
  10. ^ « ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ ИБИБИО - Предварительный просмотр в Африке» . wap.org.ng. ​Проверено 27 декабря 2022 г.
  11. ^ Jump up to: а б «Справочник по искусству и культуре Нигерии — штат Аква Ибом» . Архивировано из оригинала 16 января 2019 года . Проверено 13 мая 2018 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и Талбот, Перси Амори (8 октября 2013 г.). Жизнь в Южной Нигерии: магия, верования и обычаи племени ибибио . Рутледж. ISBN  9781136968822 .
  13. ^ «Требуется цитирование» , Retcon Game , University Press of Mississippi, 03 апреля 2017 г. , получено 17 января 2024 г.
  14. ^ Jump up to: а б «Краткий экскурс в жизнь жителей Ибибио» . Пульс Нигерии . 30 марта 2022 г. Проверено 18 сентября 2023 г.
  15. ^ АдминТО (26 февраля 2017 г.). «Братья на войне: почему общины Аква Ибом и Кросс-Ривер вцепились друг другу в глотку» . Трибьюн Онлайн . Проверено 18 сентября 2023 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Акпан, Джозеф (осень 1994 г.). «Маски Общества Экпо Ибибио». Африканское искусство . 27 (4): 48–53. дои : 10.2307/3337318 . JSTOR   3337318 .
  17. ^ Оффионг, Дэниел (1985). «Положение рабов в Игбо и Ибибио в Нигерии» . Филон . 46 (1): 54–55. дои : 10.2307/274945 . JSTOR   274945 . Проверено 17 января 2023 г.
  18. ^ Окон, Галл Патрик (1 января 1984 г.). Феномен ведьм[c]плота среди народа ибибио в Нигерии . Pontificia Universitas Urbaniana, Facultas Philosophica.
  19. ^ «Библия Ибибио здесь» . 28 августа 2020 г.
  20. ^ Jump up to: а б с Коул, Герберт М. и Дирк Диркинг. Изобретение и традиция: искусство юго-восточной Нигерии . Престель, 2012.
  21. ^ Эбонг, Иних (декабрь 1995 г.). «Эстетика уродства в драматическом искусстве Ибибио». Обзор африканских исследований . 38 (3): 43–59. дои : 10.2307/524792 . JSTOR   524792 . S2CID   145218322 .
  22. ^ Jump up to: а б с Никлин, Кейт (октябрь 1976 г.). «Ибибио Металлообработка». Африканское искусство . 10 (1): 20–23. дои : 10.2307/3335252 . JSTOR   3335252 .
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Уметук, Окон (1985). «Боди-арт в культуре Ибибио». Журнал «Нигерия» . 52 : 40–56 – через EBSCO.
  24. ^ Оффионг, Дэниел А. (1983). «Социальные отношения и верования ведьм среди ибибио Нигерии». Журнал антропологических исследований . 39 (1): 81–95. дои : 10.1086/jar.39.1.3629817 . S2CID   162574858 .
  25. ^ Ñgwed Ikö Anaañ:: What Ñgwed 1 . Проверено 12 октября 2016 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Ной, Понедельник Эфионг, изд. (1988) [Факсимиле протоколов 1923-1938 гг.]. Труды Союза Ибибио, 1928-1937 гг . Уйо, Аква Ибом, Нигерия: Modern Business Press Ltd; Де Грюйтер (Международная африканская онлайн-библиография). ISBN  9789782676061 . Приложения на английском и ибибио .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Совет традиционных правителей, Мбиабонг Этим, брифинг для Форума выпускников Мбиабонг Этим о происхождении и миграции народа Мбиабонг Этим из Ини LGA, штат Аква Ибом, 2009 г.
  • Икпе, Эммануэль Доминик, «Нация Ибибио», 2018. Правительство студенческого союза Университета Уйо.
  • Удо, Эдет А. (1983) Кто такие Ибибио? Африкана-Феб Паблишерс Лимитед. Онитша, Нигерия. ISBN   9781750871
  • Женские тайны первобытного народа» (опубликована в 1915 году) Книга Д. Амори Талбота « посвящена жизни женщин в этой культуре.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b54848a6ee3f24b9688423a536c6205f__1722242700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/5f/b54848a6ee3f24b9688423a536c6205f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ibibio people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)