Игболанд
Игболанд
Район/Район | |
---|---|
Ала и Аба Нади Угбо | |
Прозвище: Восток | |
![]() Полная карта Игболанда | |
Часть | ![]() |
- Основание Нри | в. 900 |
- Британская колония | 1902 |
- Нигерия | 1914 |
Крупнейший город | Онитша |
Основан | Прото-игбо |
Региональная столица | Энугу |
Состоит из | |
Правительство | |
• Тип | Автономные сообщества |
Область | |
• Общий | 40 000 км 2 (16 000 квадратных миль) |
Самая высокая точка | 1000 м (3300 футов) |
Самая низкая высота | 0 м (0 футов) |
Население | |
• Общий | 30 миллионов ~ (22 миллиона 5 основных штатов) |
• Плотность | 400/км 2 (1000/кв. миль) |
Демография | |
• Язык | Игбо Английский |
• Религия | Синкретическое христианство (>90%) Только (5-10%) |
Часовой пояс | UTC+1 ( ВАТ ) |
Бог | Бог |
Аллюзия | Земля |
Люди | Как игбо |
---|---|
Язык | язык игбо |
Страна | Земля Игбо |
Часть серии о | ||||||||||||||||||
История Нигерии | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||||||||||||||
Хронология | ||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Темы | ||||||||||||||||||
По штату | ||||||||||||||||||
См. также | ||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||
Игболанд ( Стандартный игбо : Ала Кгбо ), [ 4 ] [ 5 ] также известная как Юго-Восточная Нигерия (но простирается на юг-южную Нигерию ), является коренной родиной народа игбо . [ 6 ] [ 7 ] Это культурный и общий языковой регион на юге Нигерии. Географически он разделен нижним течением реки Нигер на два участка : восточный (более крупный из двух) и западный. [ 6 ] Его население характеризуется разнообразной культурой игбо и носителями столь же разнообразных языков игбо . [ 3 ] [ 6 ] [ 8 ] : 307 [ 8 ] : 315
Политически Игболенд разделен на несколько южных нигерийских штатов ; включало несколько подгрупп, в том числе группы авка - энугу - нсукка , аниома - энуани , умуэри - агулери группы -анам, общины нгва , орлу - окигве - оверри , мбаисе , эзза , бенде , иквуано- в культурном отношении оно Умуахия (к ним относятся Охуху , Убакала , Оборо , Ибеку и др.), Огба , Омума , Абам - Аро - Охафия ( Абириба и Нкпоро ), Ваава , Мбаисе , Икверре , Ндоки , Ису и Разделенный .
Территориальные границы
[ редактировать ]Игболенд со всех сторон окружен крупными реками и другими коренными племенами южной и центральной Нигерии, а именно игала , тив , яко , идома и ибибио . [ 6 ] По словам Уильяма Б. Байки:
Поселение игбо простирается на восток и запад в районе дельты Нигера, который принадлежит Среднему поясу, ранее известному как Бендель, от реки Старый Калабар до берегов реки Квора, реки Нигер , и проживает на некоторой территории в Абохе , клан игбо, к западу от последнего потока. На севере он граничит с Игарой, Игалой и Акпото и отделен от моря лишь мелкими племенами, все из которых ведут свое происхождение от этой великой расы. [ 8 ] : 307
Он в основном расположен в лесном районе низменности Нигерии. Их также можно найти в некоторых частях дельты Нигера . Здесь река Нигер впадает в Атлантический океан обширной сетью ручьев и мангровых болот в бухте Бонни . [ 9 ]
Самые ранние найденные поселения в Игболенде датируются 900 г. до н. э. в центральной части страны, откуда, как полагают, мигрировала большая часть населения, говорящего на языке игбо. Северное королевство игбо Нри , возникшее примерно в 10 веке нашей эры, считается основателем большей части культуры, обычаев и религиозных практик Игболенда. Это старейшая существующая монархия на территории современной Нигерии. На юге Игболанда возникло несколько группировок, наиболее заметной из которых была Конфедерация Аро .
В конце 19 века Игболенд стал частью протектората Южной Нигерии Британской империи и в 1914 году был объединен с современной Нигерией. Нигерия получила независимость в 1960 году. [ 6 ] Вскоре после этого Игболанд был вовлечен в самую крупную войну во время движения Биафры за отделение . Он закончился в 1970 году, когда в конфликте одержали верх нигерийские правительственные силы.
География и биоразнообразие
[ редактировать ]Исторически Игболенд занимал большую часть юго-восточной Нигерии, в основном на восточном берегу реки Нигер . Их территория простирается на запад через Нигер до регионов Аниоча, Ндоква, Уквуани и Ика на территории современного штата Дельта. Его восточная сторона заканчивается рекой Кросс , хотя на другой стороне реки существуют микросообщества; его самая северная точка входит в климат саванны вокруг Нсукки .

Сегодня в Нигерии Игболенд примерно состоит из штатов Абиа , Анамбра , Эбони , Энугу , Имо , Северная Дельта и Риверс . [ 12 ] Игболенд населяет более 30 миллионов человек, а плотность населения составляет от 140 до 390 человек на квадратный километр (от 350 до 1000 человек на квадратную милю). [ 13 ] это может быть самая густонаселенная территория Африки после долины Нила . [ 14 ] [ 15 ] В целом Игболенд имеет площадь от 40 900 до 41 400 км . 2 (от 15 800 до 16 000 квадратных миль). [ 1 ] [ 16 ]
Древние торговые пути
[ редактировать ]Культура Игболанда сформировалась под влиянием климата тропических лесов, древней речной торговли, миграции и социальной истории внутри различных кланов и народов. На него оказали влияние древние торговые соседи и союзники, а в последнее время – отношения с европейцами. [ 6 ]
Торговец середины девятнадцатого века У. Б. Байки сказал: «Я воспользовался моментом и через нашего переводчика сказал Цукуме, что мы пришли, чтобы познакомиться с ним и подружиться, а также выяснить, готовы ли люди торговать с нами». Он подписал торговое соглашение с вождем игбо, Чукумой (Чуквума) Оби из клана Або , одного из ведущих кланов игбо, который рано начал активную торговлю с Европой . [ 8 ] : 45 Точно так же Байки рассказал, что «после наших приветствий я говорил о дружбе, торговле и образовании, и особенно подробно остановился на зле войны и преимуществах мира, которые были хорошо приняты», при подписании торгового соглашения. 30 августа 1885 года с Эзебого, вождём игбо в Асабе . [ 8 ] : 296
Благодаря общему языковому стандарту и взаимосвязанным культурам в Игболенде, нижнее течение реки Нигер , которая делит Игболенд на неравные восточную и западную части, с древних времен служило легким средством общения, торговли и единства среди игбо по обе стороны реки. . [ 8 ] : 300 Это также сделало возможным древнюю торговлю и миграцию людей в Игболенд, а также между Игболендом и остальным миром. [ 6 ] Некоторые из примечательных древних торговых и экспортных маршрутов в Игболенде включали знаменитые навигационные маршруты Нижний Нигер и Нджаба - озеро Огута - Ораши через Асабу - Онитшу - Абох , [ 8 ] : 315 [ 17 ] и Аво-омамма – Огута – Огба – Эгбема – Ндони – Або соответственно. паромные переправы [ 8 ] : 300 [ 18 ]
История
[ редактировать ]каменный век
[ редактировать ]Есть свидетельства присутствия человека позднего каменного века (позднего палеолита) по крайней мере 10 000 лет назад. [ 19 ] Раннее поселение Игболанд датируется 6000 годом до нашей эры на основе керамики, найденной в Окигве, Ока Игве и известной сегодня как Авка. [ 20 ] В 1978 году группа под руководством Терстана Шоу из Университета Нигерии в Нсукке раскопала каменный карьер. Они обнаружили, что это был рудник для изготовления инструментов и керамики для «каменной цивилизации» неподалеку в Ибагве . Антропологи из Университета Бенина обнаружили окаменелости и использовали монолиты, датируемые 4500 годом до нашей эры, в Нгодо в городе Утуру. [ 21 ] Дополнительные свидетельства существования древних поселений были обнаружены на территории, которая, по мнению исследователей, может быть металлической культурной зоной Нсукка, датируемой 3000 г. до н.э., а также более поздними поселениями, приписываемыми культуре Нгва в 8-18 гг. н.э. [ 22 ] Неясно, какие культурные связи существуют между этими доисторическими артефактами и сегодняшними жителями региона. Более поздние поселения людей в этом регионе могут иметь связи с другими открытиями, сделанными на более обширной территории, особенно с культурой, связанной с открытиями терракоты в Ноке , которые охватывали обширную территорию современной северо-центральной Нигерии.
Некоторые местные жители сохраняют, по их мнению, оригинальные названия поселений, такие как Умузуока, Кузнецы Одзока, Окигве, Омока и т. д. [ нужны разъяснения ] [ 23 ]
Ось Нсукка-Окигве формирует основу для предлагаемого культурного центра прото-игбо, предшественника современной культуры игбо. [ 24 ] Считается, что большая часть населения игбо распространилась из небольшой территории в этом регионе, разделившись на несколько независимых игбоязычных племен, деревенских групп, королевств и государств. Эти перемещения в целом разделялись на две миграционные тенденции: более северную группу, которая расширялась к берегам Нигера и верхнему квадранту реки Кросс; другой, идущий на юг, произошел от популяций ису , проживающих ближе к оси, из которой возникло большинство южных общин игбо. Мбаисе являются, в частности, лучшим примером группы игбо, претендующей на автохтонию; они отвергают теории многих миграционных историй об их происхождении. Судя по близости традиций к традициям своих соседей, а также семейным и политическим связям, многие из этих групп, очевидно, в культурном отношении относятся к северным или южным игбо.
Находки игбо-укву (300–900 гг. н. э.)
[ редактировать ]Первые находки металлических и драгоценных артефактов игбо-укву были сделаны случайно в 1939 году, когда житель по имени Исайя Анози нашел их в процессе рытья цистерны. Это привело к открытию более крупной сети связанных металлургических заводов 9 века. Работы базировались в Игбо Укву. Дальнейшие находки были сделаны археологическими группами под руководством Терстана Шоу в 1959–60 годах и в 1964 году на территории Ионы Анози.
Первоначально, на протяжении 1960-х и 1970-х годов, ученые считали, что найденные здесь бронзовые и медные изделия игбо-укву были изготовлены где-то еще и представляли собой товар для торговли или подверглись влиянию внешних технологий из-за их технической сложности. Выяснилось обратное: местные месторождения меди эксплуатировались в 9 веке, и антропологические данные, такие как шрамы в стиле Ити на человеческих фигурах, показывают, что эти предметы имели местное культурное происхождение игбо. С тех пор эти работы были отнесены к изолированной бронзовой промышленности, которая со временем развивалась без внешнего влияния и достигла большой сложности.
Торговые пути игбо начала второго тысячелетия достигали городов Мекка , Медина и Джидда через сеть торговых путей, по которым шли посредники. [ 25 ] Бусы, возникшие в Индии в 9 веке, были найдены в захоронениях Игбо Укву: тысячи стеклянных бус были обнаружены на испорченных остатках одежды дворянина. Согласно истории коренных народов, место захоронения было связано с Королевством Нри, возникшим примерно в том же веке. [ 26 ]
Королевство Нри (900–1560 гг.)
[ редактировать ]Северное королевство игбо Нри , возникшее примерно в 10 веке на основе традиций Умунри, считается основателем большей части культуры, обычаев и религиозных практик Игболенда. Это старейшая существующая монархия на территории современной Нигерии. Согласно преданию Умунри, примерно в середине X века божественная фигура Эри мигрировала в бассейн реки Анамбра ( игбо : Омамбара ), особенно в момент ее слияния с рекой Эзу, известной в настоящее время как Эзу на Омамбара. день Агулери . Точное происхождение Эри неизвестно, и многие традиции Нри представляют его как божественного лидера и цивилизатора, посланного с небес, чтобы начать цивилизацию. Напротив, происхождение Эри обычно предполагает северо-восточное происхождение, что вызвало споры относительно возможного Игалы (не факт) происхождения Эри из .
Из-за исторической торговли и древней миграции, примерно в четырнадцатом или пятнадцатом веках в Игболенд проникли и другие люди и смешались с местными жителями. [ 6 ] К западу от Игболанда, за рекой Нигер , поднялся человек, известный как Эз Чима, который бежал из Бенина вместе со своими сообщниками после спора с Оба Бенина , который впоследствии изгнал его в 1560-х годах. Покинув Бенин-Сити и направляясь на восток, Эз Чима и его последователи поселились в ряде земель и установили монархии с местными жителями в этих районах. [ 6 ] Другие источники указывают на то, что Эз Чима прибыл из Ифе в результате Экаладерана, принца Бини, который мигрировал в Ифе из Бини и узурпировал первоначальных правителей игбо. . Первоначально Ифе был заселен игбо до 1300 года. [ 27 ] [ 28 ] После 16 века они превратились в крупные деревенские группы и города. [ 6 ] В совокупности эти места известны как Умуэдзечима, что переводится как «дети или потомки короля Чимы».
Войны игбо и контакты с европейцами (1450–1750 гг.)
[ редактировать ]Игболанд исторически был известен как Страна Ибо(е) , Эбо(е) и Ибво . ранними европейскими исследователями [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Игболанд был завоеван Британской империей после нескольких десятилетий сопротивления на всех фронтах; Некоторые из наиболее известных участников сопротивления включают Движение Экумеку , Англо-Аро войну и Женские бунты в Абе , в которых участвовали женщины разного этнического происхождения в восточной Нигерии.
Арочукву и работорговля (1750–1850)
[ редактировать ]Ряд государств вырос прямо или косвенно в результате Нри; самым могущественным королевством из них была Конфедерация Аро , которая возникла в регионе Кросс-Ривер в 17 веке и пришла в упадок после британской колонизации в начале 20 века. Государство Аро с центром в Арочукву последовало за неуклонным упадком Нри, основывая большую часть своей экономической деятельности на растущей торговле рабами с европейцами через прибрежных африканских посредников.
Нынешнее место Арочукву было первоначально заселено народом Ибибио в королевстве Обонг Окон Ита до завоевания того, что стало Обинкитой, в 17 веке двумя основными группами игбо: кланом Эзе Агву и Окэ Нначи, которым помогал Ибом Иси (или Акпа) наемники под предводительством династии Ннуби . Возглавляемый Агву Инобиа , потомком Нна Уру из Абирибы , клан Эзе Агву был сосредоточен в своей столице Аманагву, и ему оказал сопротивление Обонг Окон Ита, что привело к началу Аро -Ибибио Войн .
Война первоначально зашла в тупик. Обе стороны устроили брак между королем Обонга Окон Ита и женщиной из Аманагву. Брак в конечном итоге не принес мира, но сыграл решающую роль в войне. Окэ Нначи возглавлял Нначи Ипия , который был дибиа или священником среди народа Эдда и был призван Агву Инобиа для помощи в войне против Ибибио. За этими группами последовала третья группа, не принадлежащая к игбо- экой- культуре, Акпа или Ибом Обуруту, которую возглавлял Акума Ннауби, первый Эз Аро, носивший титул короля Аро.
В южном Игболенде несколько групп развивались в основном независимо от влияния Нри. Большинство из этих групп последовало за миграцией из общин Ису в современном штате Имо , хотя некоторые общины, такие как группа деревенских групп Мбаисе, утверждают, что являются автохтонными .
Колониальная эпоха (1850–1960)
[ редактировать ]
После отмены британским парламентом работорговли в 1807 году британский Королевский флот открыл торговлю с прибрежными городами Бонни и Опобо, а также с Асабой в глубь страны, на Нигере, в 1870-х годах. Производство пальмового масла, крупнейший экспортный товар, стало большим и важным для британцев, которые торговали здесь. Прибытие британцев и торговля привели к увеличению числа встреч между игбо и другими государствами и этническими группами вокруг реки Нигер и привели к углублению чувства особой этнической идентичности игбо. Миссионеры начали прибывать в 1850-х годах. Игбо, поначалу опасавшиеся этой религии, начали принимать христианство и западное образование, когда традиционное общество распалось. [ 34 ] [ 35 ] Христианство сыграло большую роль во внедрении европейской идеологии в общество и культуру игбо, часто путем стирания культурной практики; Приверженцам конфессий часто запрещалось участвовать в древних обрядах и традициях, а вступление в братства и тайные общества было запрещено по мере того, как церковь становилась сильнее. [ 36 ]
Из-за несовместимости децентрализованного стиля правления игбо и централизованной системы, необходимой для британского непрямого правления, британское колониальное правление было отмечено открытыми конфликтами и большой напряженностью. [ 37 ] Под британским колониальным правлением разнообразие внутри каждой из основных этнических групп Нигерии постепенно уменьшалось, а различия между игбо и другими крупными этническими группами, такими как хауса и йоруба , становились более резкими. [ 38 ] Британское правление привело к изменениям в культуре, таким как появление варрантов-вождей, таких как Эз (традиционные правители), там, где таких монархий не было. [ 39 ]
Независимость Нигерии и гражданская война (1960-е годы)
[ редактировать ]После обретения Нигерией независимости от Соединенного Королевства в 1960 году большая часть Игболанда была включена в ее Восточный регион .

После переворота 1966 года, в ходе которого в основном солдаты игбо убивали политиков из западных и северных регионов Нигерии, Джонсон Агийи-Иронси захватил контроль над столицей Лагосом и пришел к власти в качестве военного главы государства Нигерия. В ходе восстания и возмездия против правительства генерал Агийи-Иронси попал в засаду и был убит военными Севера 29 июля 1966 года в ходе восстания против, имевшего сильный этнический подтекст. Убийство Иронси больше всего выделялось из-за метода его убийц; Иронси привязали ноги к задней части «Ленд Ровера», и его возили по городу, пока он был прикреплен. [ 41 ] Восточный регион сформировал ядро сепаратистской Республики Биафра. 30 мая 1967 года региональный совет народов Восточной Нигерии постановил, что регион должен отделиться и стать Республикой Биафра. [ 42 ]
Нигерийский генерал Эмека Одумегву-Оджукву в этот день провозгласил декларацию независимости Биафры от Нигерии и стал главой государства новой республики. [ 43 ] Гражданская война в Нигерии (или «Нигерийско-биафранская война») длилась с 6 июля 1967 года по 15 января 1970 года, после чего Биафра снова стала частью Нигерии. [ 42 ] [ 44 ] Республика Биафра потерпела поражение после трех лет войны от федерального правительства Нигерии с 1967 по 1970 год при военной поддержке Соединенного Королевства (стратегия и боеприпасы), Советского Союза (боеприпасы), Объединенной Арабской Республики (ВВС), а также а также при поддержке других государств мира. Последствия военной стратегии Нигерии, такой как голод, для мирного населения Биафры (большинство из которых были этническими игбо), остается спорной темой. Движение за суверенитет Биафры продолжилось меньшинством, большая часть которого составляет организацию МАССОБ .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ученду, Виктор Чикези (июнь 1965 г.). Игбо Юго-Восточной Нигерии (тематические исследования в области культурной антропологии) . Компания Ван Ностранд Рейнхольд. п. 1. ISBN 0-03-052475-Х .
- ^ Саре, Ватимагбо (2020). «Население Юго-Восточной Нигерии в 2020 году» . www.researchgate.net . Проверено 31 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чигере, Нкем Хигинус (2000). Иностранное миссионерское прошлое и евангелизация коренных народов в Игболенде: Игболенд и народ игбо в Нигерии . Издательство Транзакции, США. п. 17. ISBN 3-8258-4964-3 . Проверено 17 января 2016 г.
- ^ «Посадка и полив травы Ала Игбо для новой эры» . 2 января 2020 г.
- ^ «Происхождение племени игбо ☛ версии и мифы» . 12 февраля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Слэттери, Кэтрин. «Народ игбо – происхождение и история» . www.faculty.ucr.edu . Школа английского языка Королевского университета Белфаста . Проверено 20 апреля 2016 г.
- ^ Байки (1854) использует Игбо как термин для Игболанда: «Игбо, как я уже упоминал ранее, простирается на восток и запад, от реки Старый Калабар до берегов Кворы, а также владеет некоторой территорией в Або. к западу от последнего потока». ( стр. 307 ).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Байки, Уильям Бальфур (1856). «Рассказ об исследовательском путешествии вверх по рекам Квора и Бинуэ (широко известный как Нигер и Цадда) в 1854 году с картой и приложениями» . ia600303.us.archive.org . Джон Мюрей, Албемарл-стрит (опубликовано с санкции правительства Ее Величества) . Проверено 24 апреля 2016 г.
- ^ Ориджи, Джон Н. (2011). Политическая организация в Нигерии со времен позднего каменного века, История народа игбо . Пэлгрейв Макмиллан. п. 13. дои : 10.1057/9780230116689 . ISBN 978-1-349-38369-6 .
- ^ Монтит, Арчибальд; Морин Уорнер-Льюис (2007). Арчибальд Монтит: игбо, ямайец, моравец . Издательство Вест-Индского университета. п. 26. ISBN 9-766-40197-7 .
- ^ Чуку, Глория (2005). Женщины игбо и экономические преобразования на юго-востоке Нигерии, 1900-1960 гг . Рутледж. п. 7. ISBN 0-415-97210-8 .
- ^ Учем, Роуз Н. (2001). Преодоление подчиненного положения женщин в африканской культуре игбо и в католической церкви: видение инклюзивной теологии применительно к женщинам . Универсал-Издательство. п. 36. ISBN 1-58112-133-4 .
- ^ Эзеокана, Джуд Обинна (1999). Развод: его психологическое воздействие на разведенных женщин и их детей: исследование игбо Южной Нигерии . Питер Лэнг. п. 22. ISBN 0-8204-3634-8 .
- ^ Эз-Узомака, Памела Ифеома (2000). Музеи, археологи и коренные жители: археология и общественность Нигерии . Археопресс. п. 79. ИСБН 1-84171-200-0 .
- ^ Чигере, стр. 22.
- ^ Эде, Эммануэль, член парламента (1985). К метафизике игбо . Издательство Университета Лойолы. п. 9. ISBN 0-8294-0460-0 .
- ^ «Асаба» . www.britanica.com . Британика . Проверено 24 апреля 2016 г.
- ^ Моклер, Огастес. Ф.-Паромщик. Вверх по Нигеру (1856-1930) . п. 236.
- ^ «Когда христианство пришло на землю игбо?» . цвета-newyork.com . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Когда христианство пришло на землю игбо?» . цвета-newyork.com . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ Оливер Ифеани Аньяболу, Нигерия, от прошлого до настоящего: от 500 г. до н.э. по настоящее время (2000), с. 12.
- ^ «Почему игбо считаются старейшим племенем Нигерии» . Новости Натуренекс . 22 марта 2021 г. Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ Элизабет, Красавица (1976). История народа игбо Лондон: Макмиллан. ISBN 0-333-18556-0 . ; отрывок из книги « Культурная гармония I: Игболанд — мир людей и мир духов », раздел 4 книги Калу Огбаа, изд., « Понимание вещей разваливается» (Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1999; ISBN 0-313-30294-4 ), стр. 83–85. [ нужна цитата для проверки ]
- ^ JC (29 марта 2018 г.). «Игболенд» . Алкебулан Гриот . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ Гленни, Миша (2008). Макмафия Серьезная организованная преступность . Случайный дом. п. 200. ИСБН 978-0-09-948125-6 .
- ^ Эпли, Эпли. «Игбо-Укву (ок. 9 век)» . Метрополитен-музей . Проверено 23 ноября 2008 г.
- ^ «Эзехима:Последний принц Иль-Ифе» . Republicreporters.com . Апрель 2015.
- ^ Оффокая, принц Чарльз (2012). «Король Обатала Игбо» . Igbodefender.com .
- ^ Лавджой, Пол (2000). Идентичность в тени рабства . Международная издательская группа «Континуум». п. 58. ИСБН 0-8264-4725-2 .
- ^ Флойд, Э. Рэндалл (2002). В царстве призраков и привидений . Гавань Хаус. п. 51. ИСБН 1-891799-06-1 .
- ^ Кэссиди, Фредерик Гомес; Роберт Брок Ле Пейдж (2002). Словарь ямайского английского языка (2-е изд.). Университет Вест-Индии Пресс. п. 168. ИСБН 976-640-127-6 .
- ^ Эквиано, Олауда (1837). Интересный рассказ о жизни Олауды Эквиано . И. Кнапп. п. 27.
- ^ Обихере, Бонифаций I. (1982). Исследования по истории Южной Нигерии: праздничный сборник Джозефа Кристофера Оквудили Анене, 1918–68 . Рутледж. п. 207. ИСБН 0-7146-3106-Х .
- ^ Феликс К. Экечи (1972). Миссионерское предприятие и соперничество в Игболенде, 1857–1914 гг. (иллюстрированное издание). последний абзац на странице 146: автор Routledge. п. 146. ИСБН 0-7146-2778-Х .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Чуку, Глория (2005). Женщины игбо и экономические преобразования на юго-востоке Нигерии, 1900–1960: 1900–1960 (иллюстрированное издание). Рутледж. п. 145. ИСБН 0-415-97210-8 .
- ^ Илогу, Эдмунд (1974). Христианство и культура ибо . Архив Брилла. п. 63. ИСБН 90-04-04021-8 .
- ^ Шиллингтон, Кевин (2005). Энциклопедия истории Африки . ЦРК Пресс. п. 674. ИСБН 1-57958-245-1 .
- ^ Афигбо, А.Е. (1992). Основы истории игбо . Лагос: Книги Vista. стр. 522–541. ISBN 978-134-400-8 .
- ^ Фернисс, Грэм; Элизабет Ганнер; Лиз Ганнер (1995). Власть, маргинальность и африканская устная литература . Издательство Кембриджского университета. п. 67. ИСБН 0-521-48061-2 .
- ^ Минахан, Джеймс (2002). Энциклопедия народов без гражданства: СЗ . Издательская группа Гринвуд. п. 762. ИСБН 0-313-32384-4 .
- ^ Рубин, Невилл (1970). Ежегодный обзор африканского права . Рутледж, 1970. с. 20. ISBN 0-7146-2601-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Мэтьюз, Мартин П. (2002). Нигерия: текущие проблемы и историческая справка . Издательство Нова. п. 38. ISBN 1-59033-316-0 .
- ^ Миноуг, Мартин; Джудит Моллой (1974). Африканские цели и взгляды: избранные документы . Генерал командующего Оджукву: Архив CUP. п. 393. ИСБН 0-521-20426-7 .
- ^ Боккен, Генри; Умару Ндуди; Горден Гордер (2002). Жизнь Ндуди Умару, кочевника фулани из Камеруна Книги Бергана. п. 285. ИСБН 1-57181-844-8 .
Библиография
[ редактировать ]- Чигере, Нкем Хигинус М.В. (2001). Иностранное миссионерское прошлое и евангелизация коренного населения в Игболенде . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 15. ISBN 3-8258-4964-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Культура и язык Игболанда , Igboguide.org
- Графический тур по Игболенду