Jump to content

Гроты Лунмэнь

Координаты : 34 ° 33'20 "N 112 ° 28'11" E  /  34,55556 ° N 112,46972 ° E  / 34,55556; 112,46972
(Перенаправлено из пещер Лунмэнь )
Гроты Лунмэнь
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Лу Ше На Будда
Расположение Район Луолун , Лоян , Хэнань , Китай
Критерии Культурный: i, ii, iii
Ссылка 1003
Надпись 2000 г. (24-я сессия )
Область 331 га
Буферная зона 1042 га
Координаты 34 ° 33'20 "N 112 ° 28'11" E  /  34,55556 ° N 112,46972 ° E  / 34,55556; 112,46972
Гроты Лунмэнь расположены в провинции Хэнань.
Гроты Лунмэнь
Расположение гротов Лунмэнь в провинции Хэнань
Гроты Лунмэнь
«Лунмэнь» иероглифами упрощенного (вверху) и традиционного (внизу) китайского языка.
Упрощенный китайский Гроты Лунмэнь
Традиционный китайский Гроты Лунмэнь
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinLóngmén shíkū
IPA[lʊ̌ŋmə̌n ʂɨ̌kʰu]
Wu
RomanizationLon-mehn zah-ku
Yue: Cantonese
Yale RomanizationLùhng-mùhn sehk-fāt
Southern Min
Tâi-lôLîng-mn̂g tsio̍h-khut (col.)
Liông-bûn si̍k-khut (lit.)
Карта гротов Лунмэнь
Гроты Лунмэнь, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

Гроты Лунмэнь ( упрощенный китайский : 龙门石窟 ; традиционный китайский : 龍門石窟 ; пиньинь : Лунмэнь Шику ; букв. «Гроты Драконьих ворот») или пещеры Лунмэнь являются одними из лучших образцов китайского буддийского искусства . Содержащие десятки тысяч статуй Будды Шакьямуни и его учеников, они расположены в 12 километрах (7,5 миль) к югу от современного Лояна в провинции Хэнань , Китай. Изображения, многие из которых когда-то были написаны, были вырезаны в виде рельефов снаружи и внутри искусственных пещер, выкопанных в известняковых скалах Сяншань ( 香山 ) и Лунмэньшань , идущих на восток и запад. Река И (китайский: 伊河 ) течет на север между ними и местностью, которая раньше называлась Ике ( 伊阙 ; «Ворота реки И»). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Альтернативное название «Гроты Ворот Дракона» происходит от сходства двух холмов, сдерживающих течение реки И, с типичными « китайскими воротами- башнями», которые когда-то отмечали вход в Лоян с юга. [ 4 ] В 2345 пещерах находится до 100 000 статуй высотой от 1 дюйма (25 мм) до 57 футов (17 м). На территории также находится около 2500 стел и надписей , отсюда и название «Лес древних стел», а также более шестидесяти буддийских пагод . Пещеры, расположенные в живописной природной среде, были вырыты на участке скалы длиной 1 километр (0,62 мили), протянувшемся вдоль обоих берегов реки. 30% датируются Северной Вэй и 60% — эпохой династии Тан , пещеры других периодов составляют менее 10% от общего числа. [ 3 ] Начиная с династии Северная Вэй в 493 году нашей эры, покровителями и донорами были императоры У Цзэтянь , члены королевской семьи, другие богатые семьи, генералы и религиозные группы. [ 1 ] [ 5 ]

В 2000 году это место было внесено в ЮНЕСКО Список всемирного наследия как «выдающееся проявление человеческого художественного творчества», за совершенство художественной формы и за воплощение культурной изысканности Танского Китая. [ 2 ]

География

[ редактировать ]
Вид на гору Лунмэнь с моста Маньшуй на юго-востоке. Май 2004 года.
Вид на гроты Западного холма с восточного берега реки Йи.

Этот комплекс является одним из трех примечательных гротов Китая. Два других грота — это пещеры Юнган возле Датуна в провинции Шаньси и пещеры Могао возле Дуньхуана в провинции Ганьсу . Долина, образованная рекой И, окруженная двумя хребтами холмов Сяншань (на востоке) и Лунмэньшань (на западе), имеет крутые склоны на западном и восточном склонах вдоль реки. Йи — приток реки Луо, текущий на север . Гроты образовались на протяжении 1 км участка этой реки и были высечены на обоих берегах в известняковых образованиях, образуя пещеры Лунмэнь. Большая часть работ выполнялась на западном берегу, тогда как пещеры восточного берега, в меньшем количестве, служили жилищами для больших групп монахов. [ 2 ] [ 4 ]

Примерно в 1400 пещерах находится 100 000 статуй, некоторые из которых имеют высоту всего 1 дюйм (25 мм). [ 6 ] а самая большая статуя Будды имеет высоту 57 футов (17 м). [ 7 ] Есть также около 2500 стел и 60 пагод. Гроты расположены по обе стороны реки Йи. На скалах западного холма можно увидеть пятьдесят больших и средних пещер, которые относятся к династиям Северная, Суй и Тан, а пещеры на восточном холме были полностью высечены во времена династии Тан. [ 3 ] Множество пещер, скульптур и пагод в гротах Лунмэнь отражают определенный «прогресс в стиле»: ранние пещеры были простыми и хорошо оформленными, с резными статуями Будды и религиозных людей. Изменение стиля более отчетливо проявляется в династические периоды Тан, которые «более сложны и включают в себя также женщин и придворных деятелей». Пещеры пронумерованы последовательно с севера на юг вдоль западного берега реки Йи. Вход в пещеры осуществляется с северной стороны. [ 5 ]

Ранняя история

[ редактировать ]

Самая ранняя история создания гротов Лунмэнь восходит к периоду правления императора Сяовэня из династии Северная Вэй, когда он перенес свою столицу в Лоян из Датуна; Символическая ценность Лояна обусловлена ​​тем фактом, что он служил исторической столицей на протяжении 13 династий. Гроты были раскопаны и вырезаны с изображением буддийских сюжетов в период с 493 по 1127 год нашей эры, в четыре различных этапа. Первый этап начался с династии Северная Вэй (493–534). На втором этапе развитие пещер происходило медленно, поскольку это было приостановлено из-за распрей в регионе между 524 и 626 годами, во время правления династии Суй (581–618) и в начале династии Тан (618–907). Третий этап пришелся на период правления династии Тан, когда процветал китайский буддизм и наблюдалось распространение пещер и резных фигурок с 626 года до середины 8 века. Последний этап, который был четвертым, начался с позднего периода правления династии Тан и до правления династии Северная Сун , когда строительство гротов пришло в упадок. Оно закончилось междоусобной войной между Цзинь и Династии Юань . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 8 ]

Гуяндун или храм Сику, приписываемый императору Сяовэню, был первым пещерным храмом, построенным в центре южного этажа Западного холма. Император Сюаньу из Северной Вэй продолжил эту деятельность и раскопал еще три пещеры: две в память о своем отце, императоре Сяовэне, и одну в память о его матери; все три пещеры сгруппированы под названием «Три пещеры Биньянг» (Биньянсандонг), которые были построены императором за 24 года. Более 30% пещер, которые можно увидеть сейчас, были построены в этот период. [ 3 ]

В 527 году было завершено строительство гротов Хуанфугун или Шикуси, главной пещеры. Это хорошо сохранившаяся пещера, расположенная к югу от Западного холма. [ 3 ]

В 675 году во время правления династии Тан была построена пещера Фэнсяньси на южном этаже Западного холма. Это ознаменовало третий этап творения и пиковый период создания готто. Подсчитано, что 60% пещер, замеченных в Лунмэне, возникли в этот период с 626 по 755 год. В этот период, помимо пещер, в которых размещались статуи Будды разных размеров, некоторые буддийские храмы также были построены на открытых пространствах с живописными видами. настройки в том же комплексе. Однако сейчас они в основном лежат в руинах. На этом этапе император Гаозун и императрица У Цзэтянь сыграли важную роль в активизации деятельности, когда они правили из Луёна. [ 3 ]

Вход в гроты Лунмэнь (Лунмэнь Сику) под мостом Лунмэнь через реку И (И Хэ)

Более поздняя история

[ редактировать ]

В период с 1368 по 1912 год, когда в Китае правили две династии, а именно династия Мин с 1368 по 1644 год и династия Цин с 1644 по 1912 год, произошло культурное возрождение, и гроты Лунмэнь получили признание как на национальном, так и на международном уровне. .

Во время Второй китайско-японской войны японцы разграбили это место и вывезли многие статуи обратно в Японию. Многие из этих реликвий сейчас находятся в японских музеях. [ нужна ссылка ]

Вандализм произошел в 1940-х годах в результате политических волнений. С образованием Китайской Народной Республики в 1949 году гроты были объявлены охраняемой территорией и охраняются. Статья 22 Конституции Китая , которая, среди прочего, также предусматривает защиту объектов природного наследия, получила дальнейшее развитие в различных правовых документах, принятых для защиты и сохранения этого культурного наследия Китая. [ 3 ]

Агентство по уходу за реликвиями Лунмэнь было создано в 1953 году при Министерстве культуры. [ 3 ] Инвентаризация территории была проведена в 1954 году недавно созданным Управлением по управлению и сохранению культурных реликвий пещер Лунмэнь. В 1961 году Государственный совет объявил гроты Лунмэнь национальным памятником культуры, нуждающимся в особой охране. В 1982 году они были объявлены одной из первых групп живописных зон, охраняемых на государственном уровне. [ 9 ] В 1990 году Управление управления и охраны было переименовано в Научно-исследовательский институт гротов Лунмэнь; и Народное правительство города Лоян взяло на себя ответственность за управление памятниками наследия. [ 3 ] В 2002 году управляющая организация была переименована в Академию исследования гротов Лунмэнь. [ 10 ]

В период Сражающихся царств генерал Бай Ци Цинь однажды союзные войска Хань и Вэй разгромил на этом месте . В несколько раз за свою историю это место подвергалось серьезному вандализму. Основные артефакты были вывезены западными коллекционерами и охотниками за сувенирами в начале 20 века. Головы многих статуй также были уничтожены во время Культурной революции . Сообщается, что две фрески, взятые из гротов, выставлены в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и Художественном музее Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити, штат Миссури . [ 5 ] [ 8 ]

Панорама

[ редактировать ]
Панорама буддийских скульптур в главном гроте Лунмэнь.
Массивные буддийские скульптуры в главном гроте.

Здесь есть несколько крупных гротов с примечательными экспонатами буддийских скульптур и каллиграфических надписей. [ 3 ] [ 5 ] Некоторые из основных пещер и год начала работ в них включают: Гуян-дон (493 г.), Биньянг-донг (505 г.), Ляньхуа-дон (520-е гг.), Вейцзы-дон (522 г.), Сику-си (520-е гг.), Вэйцзы-дон (520-е гг.), Шиску (520-е гг.), Яофан-дон (570-е гг.), Чжайфу-дон (ок. 636), Хуэйцзянь-дун (630-е), Фахуа-дун (650-е), Фэнсянь-си (672), Ваньфо-си (670-680-е), Цзинань-дун (684), Ганьцзин-си (684) и Лейгутай- дон (684). [ 11 ] Пещеры Гуян, Биньянг и Ляньхуа имеют форму подковы. [ 12 ]

Гуйандун

[ редактировать ]

Гуяндун, или Пещера Гуян, или Пещера Старого Солнца, считается старейшей пещерой Лунмэнь с резьбой в стиле Северной Вэй . Это также самая большая пещера, расположенная в центральной части западного холма. Он был вырезан по приказу императора Сяовэня . Самая ранняя резьба в этой известняковой пещере датируется 478 годом нашей эры, в период, когда император Сяовэнь, как полагают, перенес свою столицу из Датуна в Лоян. Буддийские статуи в нишах этой пещеры очень хорошо вылеплены. Здесь также найдено 600 надписей тонкой каллиграфической письменности в стиле Северной Вэй. [ 5 ] Многие скульптуры внутри пещеры были созданы членами королевской семьи; религиозные группы поддержали эту деятельность. В пещере есть три очень больших изображения: центральное изображение Будды Шакьямуни с Бодхисаттвами по обе стороны. Черты изображений характерны для стиля Северной Вэй, как правило, стройных и истощенных фигур. На стенах и в нишах внутри пещеры около 800 надписей, больше, чем в любой пещере Китая. [ 3 ] На северной и южной стенах пещеры имеются два ряда ниш, в которых размещено очень большое количество изображений; художники записали их имена, даты и причины их вырезания.

В Биньяне есть три пещеры: пещера Северный Биньянг , пещера Средний Биньянг и пещера Южный Биньянг , из которых пещера Средний Биньянг является самой известной.

Биньянчжундун
Задняя и северная стены пещеры Средний Биньянг.

Биньянчжундун ( китайский : 宾阳中洞 ) или Средняя пещера Биньянг высечена в стиле Датун на западном холме, на северном этаже. Он был построен императором Сюаньу в память о своем отце Сяовэне, а также его матери. Говорят, что ее создавали 800 000 рабочих в период с 500 по 523 год. На главной стене этой пещеры вырезаны пять очень больших буддийских статуй, все в стиле Северной Вэй. Центральная статуя представляет собой Будду Шакьямуни с четырьмя изображениями бодхисаттв по бокам. На двух боковых стенах также есть изображения Будды в окружении Бодхисаттвы. Будды, расположенные в пещере тремя группами, представляют собой будд прошлого, настоящего и будущего. Навес на крыше выполнен в виде цветка лотоса . Там были два больших барельефа с изображением императорских процессий, в которых участвовали в поклонении император Сяовэнь, вдовствующая императрица Вэньчжао и покойные родители императора. Рельефы были полностью украдены в середине 1930-х годов. Процессия императора сейчас находится в Метрополитен-музее. в Нью-Йорке, а две трети императрицы находится в Художественном музее Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити. В то время как некоторые статуи имеют «длинные черты лица, тонкие лица, одежды из рыбьего хвоста и следы греческого влияния», другие выполнены в естественном стиле периода Тан и имеют прочную конструкцию. [ 3 ] [ 5 ]

Биньянгнандон

Биньяньнандун ( 宾阳南洞 ), или Южная пещера Биньянг , имеет пять очень больших изображений, которые были вырезаны Ли Тай , четвертым сыном императора Тан Тайцзуна , первого императора Тан. Он сделал их в 641 году нашей эры в память о своей матери, императрице Чжансун . Центральным изображением с безмятежным внешним видом является изображение Будды Амитабхи, сидящего на пьедестале в окружении бодхисаттв, также безмятежно выглядящего в сочетании стилей Северной Вэй и династий Тан. [ 3 ]

Большой Вайрочана гротов Будды Лунмэнь

Пещера Фэнсянь, или Фэн Сянь Си ( 奉先寺 ), или Ли Чжи — это пещера поклонения предкам, самая большая из всех пещер, высеченных на западном холме, построенная между 672 и 676 годами для императрицы У Цзэтянь. Утверждается, что эта резьба является высшим архитектурным совершенством династии Тан. Размер святилища внутри пещеры составляет 39 х 35 метров. Здесь находится самая большая статуя Будды в гротах Лунмэнь. [ 7 ] весьма впечатляющее изображение Будды Вайрочаны Из девяти огромных резных статуй на задней стене Фэнсяня высечено . Высота изображения 17,14 метра, уши длиной 2 метра. [ 1 ] [ 4 ] [ 7 ] Надпись в основании этой фигуры указывает 676 год резьбы. Бодхисаттва слева от основного изображения Будды украшен короной и жемчугом. Также показан божественный человек, попирающий злого духа. Основные черты изображения Вайрочаны пухлые, мирные и естественные. На каждой из других больших статуй вырезаны выражения, соответствующие их репрезентативной роли. Они были вырезаны по приказу императрицы У Цзэтянь и считаются уникальным представителем «энергичного, элегантного и реалистичного стиля» династии Тан. Огромная статуя Вайрочаны считается «квинтэссенцией буддийской скульптуры Китая». [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Статуя Вайрочаны также содержит в своем основании имена ремесленников, работавших здесь, имя императора Гаозуна, который был дарителем, а также чтит память У Цзэтяня. Говорят, что У Цзэтянь пожертвовала «двадцать тысяч ниток румян и денег на пудру», чтобы завершить это здание. Следовательно, предполагается, что Будда Вайрочана был вырезан так, чтобы напоминать саму Императрицу, и был назван «Китайской Моной Лизой, Венерой или Матерью Китая». Все изображения здесь, оставшиеся неповрежденными, демонстрируют характер и анимацию. Статуи Кашьяпы и Ананды , двух главных учеников Вайрочаны, и двух бодхисаттв с коронами обрамляют главную статую, а также многочисленные изображения локапал (стражей или небесных царей), дварапал (храмовых стражей), летающих дэвов и многих других. цифры». [ 4 ]

Хуанфугун

Хуанфугун, или Шикуси, пещера с тремя стенами и тремя нишами. [ 12 ] расположен к югу от западного холма, был высечен в 527 году. Он был построен за один раз как единое целое и очень хорошо сохранился. вырезаны семь статуй Будды На перемычке , которые создают впечатление деревянной отделки. В главном зале можно увидеть семь очень больших изображений, среди которых изображение Будды, окруженное двумя Бодхисаттвами и двумя учениками. Также можно увидеть изображения буддийских групп в нишах пещеры. На крыше вырезан очень большой узор в виде цветка лотоса, окруженный восемью музыкальными апсарами (водными духами или нимфами). [ 3 ] [ 5 ] Его создал Хуанфу Ду, дядя императрицы Ху . [ 12 ]

Ван-фо-дун

Ван-фо-дун («Пещера десяти тысяч Будд»万佛洞), или Юн-лунг-дун, [ 13 ] был построен в 680 году Гаозуном и У Цзэтяном. В нем находится 15 000 Будд, вырезанных в небольших нишах, отличающихся друг от друга, при этом самый маленький Будда имеет высоту 2 сантиметра (0,79 дюйма). [ 5 ]

Яофандун

Яофандун ( 药方洞 ), или Пещера медицинских рецептов, имеет небольшие надписи. [ 6 ] 140 медицинских рецептов для решения широкого спектра медицинских проблем: от простуды до безумия. Их видно вырезанными прямо у входа на обеих стенах. Эти резные фигурки датируются поздним периодом Северной Вэй и ранней династией Тан. [ 3 ] [ 5 ]

Цяньсиси
Детали лица Вайрочаны крупным планом.

Достигнутая по современной бетонной лестнице вверх по склону скалы, Цяньсиси, или Пещера Храма Скрытого Ручья, представляет собой большую пещеру на северном краю западного холма. В пещере, построенной во время правления Гаозуна (653–680 гг.), есть статуя огромного сидящего Будды раннего Тан. [ 14 ] (Будда Амитабха), в окружении статуй бодхисаттв Авалокитешвары и Махастхамапрапты . Статуи имеют утонченную резьбу, типичную для стиля Тан. [ 3 ] Возможно, его спонсировала принцесса Наньпин, а бенефициаром был Гаозун, ее недавно умерший отец. [ 14 ]

Ляньхуа

Ляньхуа, или Пещера цветка лотоса ( 莲花洞 ), датируемая 527 годом, относится к периоду Северной Вэй. На потолке Грота горельефно вырезан большой цветок лотоса. На южной стене вырезаны несколько маленьких Будд. Также можно увидеть святыни на южной и северной стене в нишах. [ 5 ] [ мертвая ссылка ]

Пещера Цветка Лотоса
Лаолун

Лаолун или Пещера Старого Дракона ( 老龙洞 ), созданная в период династии Тан и названная в честь Дворца Старого Дракона, имеет множество ниш, датируемых периодом правления Гаозуна. [ 4 ]

Храм Сяншань

В гротах Лунмэнь есть несколько храмов. Некоторые важные из них включают храм Сяншань, храм в саду Бай и гробницу Бай Цзюйи . [ 9 ] Другие - храм Тонлэ, строительство которого началось при императоре Минъюане; Храмы Линъянь и Хуго при императоре Вэньчэне; Храм Тяньгун под Сяовэнем; и храм Чунфу под Цянером. [ 14 ]

Храм Сяншань

[ редактировать ]

Храм Сяншань — один из самых ранних из десяти храмов Лунмэня. Он расположен в середине восточного холма. Название «Сяншань» происходит от названия специи «Сянге», широко встречающейся на склонах этих холмов. Он был реконструирован где-то в 1707 году, во время правления династии Цин, по образцу существовавшего там старого храма. Администрация гротов Лунмэнь расширила храм в 2002 году, добавив «Колокольню, Барабанную башню, Флигель, Зал Махавиры и Зал девяти человек, Восемнадцати архатов, Виллу Чан Кайши и Сун Мэй-лин ». . Новые пристройки включали дощатые дорожки, составную стену и новые ворота с южного конца храма. [ 9 ]

Храм сада Бай

[ редактировать ]
Могила Бай Цзюйи

Сад Бай — храм, расположенный на вершине Пипа, к северу от восточного холма (холма Сяншань). Он был перестроен в 1709 году Тан Юзеном из династии Цин. Храм окружен густой растительностью из сосен и кипарисов. [ 9 ]

Могила Бай Цзюйи

[ редактировать ]

Могила Бай Цзюй на восточном берегу принадлежит известному поэту династии Тан, который жил в Лояне в последние годы своей жизни. Могила расположена на вершине холма. К нему можно подойти с западного берега после перехода моста через реку Йи. Гробница представляет собой круглый земляной холм высотой 4 метра и окружностью 52 метра. Высота гробницы составляет 2,80 метра, на ней написано имя поэта Бай Цзюйи. [ 9 ]

Сохранение и реставрация

[ редактировать ]
Расслоение известняка, из которого вырезаны фигуры.

Одним из главных достижений в этом направлении является признание памятников ЮНЕСКО, объявившее гроты Лунмэнь памятником наследия после соответствующей оценки в течение определенного периода и включившее их в Список всемирного наследия. Признание основано на критериях (i), (ii) и (iii): «Критерий (i) – скульптуры гротов Лунмэнь являются выдающимся проявлением человеческого художественного творчества; Критерий (ii) гроты Лунмэнь иллюстрируют совершенство давно сложившегося вида искусства, который должен был сыграть весьма важную роль в культурной эволюции этого региона Азии, и критерий (iii) высокий культурный уровень и развитое общество Китая династии Тан заключено в нем; исключительная резьба по камню гротов Лунмэнь». Это также обязывает правительство Китая принимать адекватные меры для сохранения памятника в его статусе наследия в соответствии с руководящими принципами, издаваемыми время от времени после частых проверок объекта. [ 3 ]

С 1951 года в гротах Лунмэнь было предпринято множество согласованных усилий по выявлению, демаркации, планированию и осуществлению реставрационных работ. Для начала рядом с гротами была установлена ​​​​станция метеорологического мониторинга для оценки условий окружающей среды, преобладающих в этом районе, и планирования соответствующих мер по восстановлению. . За этим последовали интенсивные реставрационные работы, первоначально в форме укрепления оснований скал для предотвращения просачивания воды с крыш и стенок гротов. Заросшую растительность с корнями убирали. Вновь установлены средства доступа в пещеры в виде перил, тропинок и переходов со ступеньками. Все усилия, предпринятые правительством Китая за последние почти шесть десятилетий, обеспечили сохранение гротов в довольно презентабельном состоянии. Все это было достигнуто благодаря совместным действиям трех учреждений, а именно: Китайского института защиты культурных реликвий, который предоставил профессиональный научный вклад, Китайский университет геонаук и Агентство по уходу за культурными реликвиями Лунмэнь. Средства на исследования и реставрационные работы были предусмотрены в рамках пересмотренных пятилетних и десятилетних планов, одобренных народным правительством города Лоян в 1999 году. [ 3 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Офис управления гротами Лунмэнь (12 сентября 2003 г.). «Гроты Лунмэнь» . Город Лоян, Хэнань: China.org.cn . Проверено 18 мая 2011 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д «Гроты Лунмэнь» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 17 мая 2011 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т ИКОМОС (сентябрь 2000 г.). «Гроты Лунмэнь (Китай) № 1003» (PDF ) ЮНЕСКО.орг . Получено 17 мая.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Фиала, Роберт Д. «Гроты Лунмэнь (резные, начиная с 480–900 гг.)» . orientalarchitecture.com . Проверено 18 мая 2011 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Пещеры Лунмэнь» . священный-destination.com. 24 июля 2009 года . Проверено 17 мая 2011 г.
  6. ^ Jump up to: а б Харпер, Дамиан (17 апреля 2007 г.). Путешественник National Geographic в Китае . Национальные географические книги. стр. 119, 120–. ISBN  978-1-4262-0035-9 . Проверено 18 мая 2011 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Хенсли, Лаура (2010). Искусство для всех: что такое паблик-арт? . Библиотека Хайнемана-Рейнтри. стр. 14–. ISBN  978-1-4109-3923-4 . Проверено 18 мая 2011 г.
  8. ^ Jump up to: а б «Знакомство с пещерами Лунмэнь» . Lonelyplanet.com . Одинокая планета . 2 марта 2009 года. Архивировано из оригинала 9 января 2011 года . Проверено 17 мая 2011 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д и «Сервис-гид» . Официальный сайт гротов Лунмэнь. Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 года . Проверено 18 мая 2011 г.
  10. ^ Макнейр, с. 2
  11. ^ Уотсон, Уильям (10 апреля 2000 г.). Искусство Китая до 900 года нашей эры . Издательство Йельского университета. стр. 252–. ISBN  978-0-300-08284-5 . Проверено 18 мая 2011 г.
  12. ^ Jump up to: а б с Лагервей, Джон; Лю, Пэнчжи (2010). Ранняя китайская религия: период разделения (220-589 гг. н. э.). Часть вторая . БРИЛЛ. стр. 604–605. ISBN  978-90-04-17943-1 . Проверено 18 мая 2011 г.
  13. ^ Коэн, Джоан Леболд; Коэн, Джером Алан (апрель 1986 г.). Китай сегодня и его древние сокровища . Абрамс. п. 125 . ISBN  978-0-8109-0798-0 . Проверено 18 мая 2011 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Макнейр, Эми (2007). Доноры Лунмэня: вера, политика и покровительство средневековой китайской буддийской скульптуре . Издательство Гавайского университета. С. 86, 111, 185–. ISBN  978-0-8248-2994-0 . Проверено 18 мая 2011 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b8e5ae8f97669a2c6a4a13e83d2b69ee__1719852120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/ee/b8e5ae8f97669a2c6a4a13e83d2b69ee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Longmen Grottoes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)