Гроты Лунмэнь
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
Расположение | Район Луолун , Лоян , Хэнань , Китай |
Критерии | Культурный: i, ii, iii |
Ссылка | 1003 |
Надпись | 2000 г. (24-я сессия ) |
Область | 331 га |
Буферная зона | 1042 га |
Координаты | 34 ° 33'20 "N 112 ° 28'11" E / 34,55556 ° N 112,46972 ° E |
Гроты Лунмэнь | |||
---|---|---|---|
Упрощенный китайский | Гроты Лунмэнь | ||
Традиционный китайский | Гроты Лунмэнь | ||
|
Гроты Лунмэнь ( упрощенный китайский : 龙门石窟 ; традиционный китайский : 龍門石窟 ; пиньинь : Лунмэнь Шику ; букв. «Гроты Драконьих ворот») или пещеры Лунмэнь являются одними из лучших образцов китайского буддийского искусства . Содержащие десятки тысяч статуй Будды Шакьямуни и его учеников, они расположены в 12 километрах (7,5 миль) к югу от современного Лояна в провинции Хэнань , Китай. Изображения, многие из которых когда-то были написаны, были вырезаны в виде рельефов снаружи и внутри искусственных пещер, выкопанных в известняковых скалах Сяншань ( 香山 ) и Лунмэньшань , идущих на восток и запад. Река И (китайский: 伊河 ) течет на север между ними и местностью, которая раньше называлась Ике ( 伊阙 ; «Ворота реки И»). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Альтернативное название «Гроты Ворот Дракона» происходит от сходства двух холмов, сдерживающих течение реки И, с типичными « китайскими воротами- башнями», которые когда-то отмечали вход в Лоян с юга. [ 4 ] В 2345 пещерах находится до 100 000 статуй высотой от 1 дюйма (25 мм) до 57 футов (17 м). На территории также находится около 2500 стел и надписей , отсюда и название «Лес древних стел», а также более шестидесяти буддийских пагод . Пещеры, расположенные в живописной природной среде, были вырыты на участке скалы длиной 1 километр (0,62 мили), протянувшемся вдоль обоих берегов реки. 30% датируются Северной Вэй и 60% — эпохой династии Тан , пещеры других периодов составляют менее 10% от общего числа. [ 3 ] Начиная с династии Северная Вэй в 493 году нашей эры, покровителями и донорами были императоры У Цзэтянь , члены королевской семьи, другие богатые семьи, генералы и религиозные группы. [ 1 ] [ 5 ]
В 2000 году это место было внесено в ЮНЕСКО Список всемирного наследия как «выдающееся проявление человеческого художественного творчества», за совершенство художественной формы и за воплощение культурной изысканности Танского Китая. [ 2 ]
География
[ редактировать ]Этот комплекс является одним из трех примечательных гротов Китая. Два других грота — это пещеры Юнган возле Датуна в провинции Шаньси и пещеры Могао возле Дуньхуана в провинции Ганьсу . Долина, образованная рекой И, окруженная двумя хребтами холмов Сяншань (на востоке) и Лунмэньшань (на западе), имеет крутые склоны на западном и восточном склонах вдоль реки. Йи — приток реки Луо, текущий на север . Гроты образовались на протяжении 1 км участка этой реки и были высечены на обоих берегах в известняковых образованиях, образуя пещеры Лунмэнь. Большая часть работ выполнялась на западном берегу, тогда как пещеры восточного берега, в меньшем количестве, служили жилищами для больших групп монахов. [ 2 ] [ 4 ]
Примерно в 1400 пещерах находится 100 000 статуй, некоторые из которых имеют высоту всего 1 дюйм (25 мм). [ 6 ] а самая большая статуя Будды имеет высоту 57 футов (17 м). [ 7 ] Есть также около 2500 стел и 60 пагод. Гроты расположены по обе стороны реки Йи. На скалах западного холма можно увидеть пятьдесят больших и средних пещер, которые относятся к династиям Северная, Суй и Тан, а пещеры на восточном холме были полностью высечены во времена династии Тан. [ 3 ] Множество пещер, скульптур и пагод в гротах Лунмэнь отражают определенный «прогресс в стиле»: ранние пещеры были простыми и хорошо оформленными, с резными статуями Будды и религиозных людей. Изменение стиля более отчетливо проявляется в династические периоды Тан, которые «более сложны и включают в себя также женщин и придворных деятелей». Пещеры пронумерованы последовательно с севера на юг вдоль западного берега реки Йи. Вход в пещеры осуществляется с северной стороны. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Самая ранняя история создания гротов Лунмэнь восходит к периоду правления императора Сяовэня из династии Северная Вэй, когда он перенес свою столицу в Лоян из Датуна; Символическая ценность Лояна обусловлена тем фактом, что он служил исторической столицей на протяжении 13 династий. Гроты были раскопаны и вырезаны с изображением буддийских сюжетов в период с 493 по 1127 год нашей эры, в четыре различных этапа. Первый этап начался с династии Северная Вэй (493–534). На втором этапе развитие пещер происходило медленно, поскольку это было приостановлено из-за распрей в регионе между 524 и 626 годами, во время правления династии Суй (581–618) и в начале династии Тан (618–907). Третий этап пришелся на период правления династии Тан, когда процветал китайский буддизм и наблюдалось распространение пещер и резных фигурок с 626 года до середины 8 века. Последний этап, который был четвертым, начался с позднего периода правления династии Тан и до правления династии Северная Сун , когда строительство гротов пришло в упадок. Оно закончилось междоусобной войной между Цзинь и Династии Юань . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 8 ]
Гуяндун или храм Сику, приписываемый императору Сяовэню, был первым пещерным храмом, построенным в центре южного этажа Западного холма. Император Сюаньу из Северной Вэй продолжил эту деятельность и раскопал еще три пещеры: две в память о своем отце, императоре Сяовэне, и одну в память о его матери; все три пещеры сгруппированы под названием «Три пещеры Биньянг» (Биньянсандонг), которые были построены императором за 24 года. Более 30% пещер, которые можно увидеть сейчас, были построены в этот период. [ 3 ]
В 527 году было завершено строительство гротов Хуанфугун или Шикуси, главной пещеры. Это хорошо сохранившаяся пещера, расположенная к югу от Западного холма. [ 3 ]
В 675 году во время правления династии Тан была построена пещера Фэнсяньси на южном этаже Западного холма. Это ознаменовало третий этап творения и пиковый период создания готто. Подсчитано, что 60% пещер, замеченных в Лунмэне, возникли в этот период с 626 по 755 год. В этот период, помимо пещер, в которых размещались статуи Будды разных размеров, некоторые буддийские храмы также были построены на открытых пространствах с живописными видами. настройки в том же комплексе. Однако сейчас они в основном лежат в руинах. На этом этапе император Гаозун и императрица У Цзэтянь сыграли важную роль в активизации деятельности, когда они правили из Луёна. [ 3 ]
Более поздняя история
[ редактировать ]В период с 1368 по 1912 год, когда в Китае правили две династии, а именно династия Мин с 1368 по 1644 год и династия Цин с 1644 по 1912 год, произошло культурное возрождение, и гроты Лунмэнь получили признание как на национальном, так и на международном уровне. .
Во время Второй китайско-японской войны японцы разграбили это место и вывезли многие статуи обратно в Японию. Многие из этих реликвий сейчас находятся в японских музеях. [ нужна ссылка ]
Вандализм произошел в 1940-х годах в результате политических волнений. С образованием Китайской Народной Республики в 1949 году гроты были объявлены охраняемой территорией и охраняются. Статья 22 Конституции Китая , которая, среди прочего, также предусматривает защиту объектов природного наследия, получила дальнейшее развитие в различных правовых документах, принятых для защиты и сохранения этого культурного наследия Китая. [ 3 ]
Агентство по уходу за реликвиями Лунмэнь было создано в 1953 году при Министерстве культуры. [ 3 ] Инвентаризация территории была проведена в 1954 году недавно созданным Управлением по управлению и сохранению культурных реликвий пещер Лунмэнь. В 1961 году Государственный совет объявил гроты Лунмэнь национальным памятником культуры, нуждающимся в особой охране. В 1982 году они были объявлены одной из первых групп живописных зон, охраняемых на государственном уровне. [ 9 ] В 1990 году Управление управления и охраны было переименовано в Научно-исследовательский институт гротов Лунмэнь; и Народное правительство города Лоян взяло на себя ответственность за управление памятниками наследия. [ 3 ] В 2002 году управляющая организация была переименована в Академию исследования гротов Лунмэнь. [ 10 ]
В период Сражающихся царств генерал Бай Ци Цинь однажды союзные войска Хань и Вэй разгромил на этом месте . В несколько раз за свою историю это место подвергалось серьезному вандализму. Основные артефакты были вывезены западными коллекционерами и охотниками за сувенирами в начале 20 века. Головы многих статуй также были уничтожены во время Культурной революции . Сообщается, что две фрески, взятые из гротов, выставлены в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и Художественном музее Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити, штат Миссури . [ 5 ] [ 8 ]
Панорама
[ редактировать ]Гроты
[ редактировать ]Здесь есть несколько крупных гротов с примечательными экспонатами буддийских скульптур и каллиграфических надписей. [ 3 ] [ 5 ] Некоторые из основных пещер и год начала работ в них включают: Гуян-дон (493 г.), Биньянг-донг (505 г.), Ляньхуа-дон (520-е гг.), Вейцзы-дон (522 г.), Сику-си (520-е гг.), Вэйцзы-дон (520-е гг.), Шиску (520-е гг.), Яофан-дон (570-е гг.), Чжайфу-дон (ок. 636), Хуэйцзянь-дун (630-е), Фахуа-дун (650-е), Фэнсянь-си (672), Ваньфо-си (670-680-е), Цзинань-дун (684), Ганьцзин-си (684) и Лейгутай- дон (684). [ 11 ] Пещеры Гуян, Биньянг и Ляньхуа имеют форму подковы. [ 12 ]
Гуйандун
[ редактировать ]Гуяндун, или Пещера Гуян, или Пещера Старого Солнца, считается старейшей пещерой Лунмэнь с резьбой в стиле Северной Вэй . Это также самая большая пещера, расположенная в центральной части западного холма. Он был вырезан по приказу императора Сяовэня . Самая ранняя резьба в этой известняковой пещере датируется 478 годом нашей эры, в период, когда император Сяовэнь, как полагают, перенес свою столицу из Датуна в Лоян. Буддийские статуи в нишах этой пещеры очень хорошо вылеплены. Здесь также найдено 600 надписей тонкой каллиграфической письменности в стиле Северной Вэй. [ 5 ] Многие скульптуры внутри пещеры были созданы членами королевской семьи; религиозные группы поддержали эту деятельность. В пещере есть три очень больших изображения: центральное изображение Будды Шакьямуни с Бодхисаттвами по обе стороны. Черты изображений характерны для стиля Северной Вэй, как правило, стройных и истощенных фигур. На стенах и в нишах внутри пещеры около 800 надписей, больше, чем в любой пещере Китая. [ 3 ] На северной и южной стенах пещеры имеются два ряда ниш, в которых размещено очень большое количество изображений; художники записали их имена, даты и причины их вырезания.
Биньянг
[ редактировать ]В Биньяне есть три пещеры: пещера Северный Биньянг , пещера Средний Биньянг и пещера Южный Биньянг , из которых пещера Средний Биньянг является самой известной.
- Биньянчжундун
Биньянчжундун ( китайский : 宾阳中洞 ) или Средняя пещера Биньянг высечена в стиле Датун на западном холме, на северном этаже. Он был построен императором Сюаньу в память о своем отце Сяовэне, а также его матери. Говорят, что ее создавали 800 000 рабочих в период с 500 по 523 год. На главной стене этой пещеры вырезаны пять очень больших буддийских статуй, все в стиле Северной Вэй. Центральная статуя представляет собой Будду Шакьямуни с четырьмя изображениями бодхисаттв по бокам. На двух боковых стенах также есть изображения Будды в окружении Бодхисаттвы. Будды, расположенные в пещере тремя группами, представляют собой будд прошлого, настоящего и будущего. Навес на крыше выполнен в виде цветка лотоса . Там были два больших барельефа с изображением императорских процессий, в которых участвовали в поклонении император Сяовэнь, вдовствующая императрица Вэньчжао и покойные родители императора. Рельефы были полностью украдены в середине 1930-х годов. Процессия императора сейчас находится в Метрополитен-музее. в Нью-Йорке, а две трети императрицы находится в Художественном музее Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити. В то время как некоторые статуи имеют «длинные черты лица, тонкие лица, одежды из рыбьего хвоста и следы греческого влияния», другие выполнены в естественном стиле периода Тан и имеют прочную конструкцию. [ 3 ] [ 5 ]
- Биньянгнандон
Биньяньнандун ( 宾阳南洞 ), или Южная пещера Биньянг , имеет пять очень больших изображений, которые были вырезаны Ли Тай , четвертым сыном императора Тан Тайцзуна , первого императора Тан. Он сделал их в 641 году нашей эры в память о своей матери, императрице Чжансун . Центральным изображением с безмятежным внешним видом является изображение Будды Амитабхи, сидящего на пьедестале в окружении бодхисаттв, также безмятежно выглядящего в сочетании стилей Северной Вэй и династий Тан. [ 3 ]
Фэнсянь
[ редактировать ]Пещера Фэнсянь, или Фэн Сянь Си ( 奉先寺 ), или Ли Чжи — это пещера поклонения предкам, самая большая из всех пещер, высеченных на западном холме, построенная между 672 и 676 годами для императрицы У Цзэтянь. Утверждается, что эта резьба является высшим архитектурным совершенством династии Тан. Размер святилища внутри пещеры составляет 39 х 35 метров. Здесь находится самая большая статуя Будды в гротах Лунмэнь. [ 7 ] весьма впечатляющее изображение Будды Вайрочаны Из девяти огромных резных статуй на задней стене Фэнсяня высечено . Высота изображения 17,14 метра, уши длиной 2 метра. [ 1 ] [ 4 ] [ 7 ] Надпись в основании этой фигуры указывает 676 год резьбы. Бодхисаттва слева от основного изображения Будды украшен короной и жемчугом. Также показан божественный человек, попирающий злого духа. Основные черты изображения Вайрочаны пухлые, мирные и естественные. На каждой из других больших статуй вырезаны выражения, соответствующие их репрезентативной роли. Они были вырезаны по приказу императрицы У Цзэтянь и считаются уникальным представителем «энергичного, элегантного и реалистичного стиля» династии Тан. Огромная статуя Вайрочаны считается «квинтэссенцией буддийской скульптуры Китая». [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Статуя Вайрочаны также содержит в своем основании имена ремесленников, работавших здесь, имя императора Гаозуна, который был дарителем, а также чтит память У Цзэтяня. Говорят, что У Цзэтянь пожертвовала «двадцать тысяч ниток румян и денег на пудру», чтобы завершить это здание. Следовательно, предполагается, что Будда Вайрочана был вырезан так, чтобы напоминать саму Императрицу, и был назван «Китайской Моной Лизой, Венерой или Матерью Китая». Все изображения здесь, оставшиеся неповрежденными, демонстрируют характер и анимацию. Статуи Кашьяпы и Ананды , двух главных учеников Вайрочаны, и двух бодхисаттв с коронами обрамляют главную статую, а также многочисленные изображения локапал (стражей или небесных царей), дварапал (храмовых стражей), летающих дэвов и многих других. цифры». [ 4 ]
Другие
[ редактировать ]- Хуанфугун
Хуанфугун, или Шикуси, пещера с тремя стенами и тремя нишами. [ 12 ] расположен к югу от западного холма, был высечен в 527 году. Он был построен за один раз как единое целое и очень хорошо сохранился. вырезаны семь статуй Будды На перемычке , которые создают впечатление деревянной отделки. В главном зале можно увидеть семь очень больших изображений, среди которых изображение Будды, окруженное двумя Бодхисаттвами и двумя учениками. Также можно увидеть изображения буддийских групп в нишах пещеры. На крыше вырезан очень большой узор в виде цветка лотоса, окруженный восемью музыкальными апсарами (водными духами или нимфами). [ 3 ] [ 5 ] Его создал Хуанфу Ду, дядя императрицы Ху . [ 12 ]
- Ван-фо-дун
Ван-фо-дун («Пещера десяти тысяч Будд»万佛洞), или Юн-лунг-дун, [ 13 ] был построен в 680 году Гаозуном и У Цзэтяном. В нем находится 15 000 Будд, вырезанных в небольших нишах, отличающихся друг от друга, при этом самый маленький Будда имеет высоту 2 сантиметра (0,79 дюйма). [ 5 ]
- Яофандун
Яофандун ( 药方洞 ), или Пещера медицинских рецептов, имеет небольшие надписи. [ 6 ] 140 медицинских рецептов для решения широкого спектра медицинских проблем: от простуды до безумия. Их видно вырезанными прямо у входа на обеих стенах. Эти резные фигурки датируются поздним периодом Северной Вэй и ранней династией Тан. [ 3 ] [ 5 ]
- Цяньсиси
Достигнутая по современной бетонной лестнице вверх по склону скалы, Цяньсиси, или Пещера Храма Скрытого Ручья, представляет собой большую пещеру на северном краю западного холма. В пещере, построенной во время правления Гаозуна (653–680 гг.), есть статуя огромного сидящего Будды раннего Тан. [ 14 ] (Будда Амитабха), в окружении статуй бодхисаттв Авалокитешвары и Махастхамапрапты . Статуи имеют утонченную резьбу, типичную для стиля Тан. [ 3 ] Возможно, его спонсировала принцесса Наньпин, а бенефициаром был Гаозун, ее недавно умерший отец. [ 14 ]
- Ляньхуа
Ляньхуа, или Пещера цветка лотоса ( 莲花洞 ), датируемая 527 годом, относится к периоду Северной Вэй. На потолке Грота горельефно вырезан большой цветок лотоса. На южной стене вырезаны несколько маленьких Будд. Также можно увидеть святыни на южной и северной стене в нишах. [ 5 ] [ мертвая ссылка ]
- Лаолун
Лаолун или Пещера Старого Дракона ( 老龙洞 ), созданная в период династии Тан и названная в честь Дворца Старого Дракона, имеет множество ниш, датируемых периодом правления Гаозуна. [ 4 ]
Храмы
[ редактировать ]В гротах Лунмэнь есть несколько храмов. Некоторые важные из них включают храм Сяншань, храм в саду Бай и гробницу Бай Цзюйи . [ 9 ] Другие - храм Тонлэ, строительство которого началось при императоре Минъюане; Храмы Линъянь и Хуго при императоре Вэньчэне; Храм Тяньгун под Сяовэнем; и храм Чунфу под Цянером. [ 14 ]
Храм Сяншань
[ редактировать ]Храм Сяншань — один из самых ранних из десяти храмов Лунмэня. Он расположен в середине восточного холма. Название «Сяншань» происходит от названия специи «Сянге», широко встречающейся на склонах этих холмов. Он был реконструирован где-то в 1707 году, во время правления династии Цин, по образцу существовавшего там старого храма. Администрация гротов Лунмэнь расширила храм в 2002 году, добавив «Колокольню, Барабанную башню, Флигель, Зал Махавиры и Зал девяти человек, Восемнадцати архатов, Виллу Чан Кайши и Сун Мэй-лин ». . Новые пристройки включали дощатые дорожки, составную стену и новые ворота с южного конца храма. [ 9 ]
Храм сада Бай
[ редактировать ]Сад Бай — храм, расположенный на вершине Пипа, к северу от восточного холма (холма Сяншань). Он был перестроен в 1709 году Тан Юзеном из династии Цин. Храм окружен густой растительностью из сосен и кипарисов. [ 9 ]
Могила Бай Цзюйи
[ редактировать ]Могила Бай Цзюй на восточном берегу принадлежит известному поэту династии Тан, который жил в Лояне в последние годы своей жизни. Могила расположена на вершине холма. К нему можно подойти с западного берега после перехода моста через реку Йи. Гробница представляет собой круглый земляной холм высотой 4 метра и окружностью 52 метра. Высота гробницы составляет 2,80 метра, на ней написано имя поэта Бай Цзюйи. [ 9 ]
Сохранение и реставрация
[ редактировать ]Одним из главных достижений в этом направлении является признание памятников ЮНЕСКО, объявившее гроты Лунмэнь памятником наследия после соответствующей оценки в течение определенного периода и включившее их в Список всемирного наследия. Признание основано на критериях (i), (ii) и (iii): «Критерий (i) – скульптуры гротов Лунмэнь являются выдающимся проявлением человеческого художественного творчества; Критерий (ii) гроты Лунмэнь иллюстрируют совершенство давно сложившегося вида искусства, который должен был сыграть весьма важную роль в культурной эволюции этого региона Азии, и критерий (iii) высокий культурный уровень и развитое общество Китая династии Тан заключено в нем; исключительная резьба по камню гротов Лунмэнь». Это также обязывает правительство Китая принимать адекватные меры для сохранения памятника в его статусе наследия в соответствии с руководящими принципами, издаваемыми время от времени после частых проверок объекта. [ 3 ]
С 1951 года в гротах Лунмэнь было предпринято множество согласованных усилий по выявлению, демаркации, планированию и осуществлению реставрационных работ. Для начала рядом с гротами была установлена станция метеорологического мониторинга для оценки условий окружающей среды, преобладающих в этом районе, и планирования соответствующих мер по восстановлению. . За этим последовали интенсивные реставрационные работы, первоначально в форме укрепления оснований скал для предотвращения просачивания воды с крыш и стенок гротов. Заросшую растительность с корнями убирали. Вновь установлены средства доступа в пещеры в виде перил, тропинок и переходов со ступеньками. Все усилия, предпринятые правительством Китая за последние почти шесть десятилетий, обеспечили сохранение гротов в довольно презентабельном состоянии. Все это было достигнуто благодаря совместным действиям трех учреждений, а именно: Китайского института защиты культурных реликвий, который предоставил профессиональный научный вклад, Китайский университет геонаук и Агентство по уходу за культурными реликвиями Лунмэнь. Средства на исследования и реставрационные работы были предусмотрены в рамках пересмотренных пятилетних и десятилетних планов, одобренных народным правительством города Лоян в 1999 году. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]- Битва при Ике
- Китайское искусство
- Могут ли пещеры
- Принципы сохранения объектов наследия в Китае
- Гроты Юнган
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Офис управления гротами Лунмэнь (12 сентября 2003 г.). «Гроты Лунмэнь» . Город Лоян, Хэнань: China.org.cn . Проверено 18 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Гроты Лунмэнь» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 17 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т ИКОМОС (сентябрь 2000 г.). «Гроты Лунмэнь (Китай) № 1003» (PDF ) ЮНЕСКО.орг . Получено 17 мая.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фиала, Роберт Д. «Гроты Лунмэнь (резные, начиная с 480–900 гг.)» . orientalarchitecture.com . Проверено 18 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Пещеры Лунмэнь» . священный-destination.com. 24 июля 2009 года . Проверено 17 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Харпер, Дамиан (17 апреля 2007 г.). Путешественник National Geographic в Китае . Национальные географические книги. стр. 119, 120–. ISBN 978-1-4262-0035-9 . Проверено 18 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Хенсли, Лаура (2010). Искусство для всех: что такое паблик-арт? . Библиотека Хайнемана-Рейнтри. стр. 14–. ISBN 978-1-4109-3923-4 . Проверено 18 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Знакомство с пещерами Лунмэнь» . Lonelyplanet.com . Одинокая планета . 2 марта 2009 года. Архивировано из оригинала 9 января 2011 года . Проверено 17 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Сервис-гид» . Официальный сайт гротов Лунмэнь. Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 года . Проверено 18 мая 2011 г.
- ^ Макнейр, с. 2
- ^ Уотсон, Уильям (10 апреля 2000 г.). Искусство Китая до 900 года нашей эры . Издательство Йельского университета. стр. 252–. ISBN 978-0-300-08284-5 . Проверено 18 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Лагервей, Джон; Лю, Пэнчжи (2010). Ранняя китайская религия: период разделения (220-589 гг. н. э.). Часть вторая . БРИЛЛ. стр. 604–605. ISBN 978-90-04-17943-1 . Проверено 18 мая 2011 г.
- ^ Коэн, Джоан Леболд; Коэн, Джером Алан (апрель 1986 г.). Китай сегодня и его древние сокровища . Абрамс. п. 125 . ISBN 978-0-8109-0798-0 . Проверено 18 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Макнейр, Эми (2007). Доноры Лунмэня: вера, политика и покровительство средневековой китайской буддийской скульптуре . Издательство Гавайского университета. С. 86, 111, 185–. ISBN 978-0-8248-2994-0 . Проверено 18 мая 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на английском языке) ЮНЕСКО - Гроты Лунмэнь
- Фотографии
- Воплощение мудрости: китайские буддийские и даосские скульптуры в Метрополитен-музее , каталог коллекции из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о гротах Лунмэнь.
- 493 заведения
- Буддийские гроты в провинции Хэнань
- Буддийская архитектура в Лояне
- Лоян
- Археологические памятники в Китае
- Китайская архитектурная история
- Национальные парки Китая
- Объекты всемирного наследия в Китае
- История провинции Хэнань
- Буддийские места паломничества в Китае
- Китайская скульптура
- Пещеры провинции Хэнань
- Туристические достопримечательности с рейтингом AAAAA
- Религия в провинции Хэнань
- Основные национальные исторические и культурные достопримечательности провинции Хэнань
- Заведения V века в Китае
- Северная Вэй
- Архитектура династии Суй
- Архитектура династии Тан