Jump to content

Застава Автомобили

(Перенаправлено с Застава Автомобили )
Застава Автомобили
Родное имя
Застава Автомобили
Застава Автомобили
Тип компании Акционерное общество
Промышленность Автомобильная промышленность
Основан 1853 год ; 171 год назад ( 1853 ) (Оригинал)
11 сентября 2000 г .; 23 года назад ( 11 сентября 2000 г. ) (Текущая форма)
Несуществующий 21 ноября 2008 г .; 15 лет назад ( 21 ноября 2008 )
Судьба Процедура банкротства
Преемник FCA Сербия
Штаб-квартира
Косовская 4, Крагуевац
,
Сербия
Обслуживаемая территория
По всему миру
Продукты Легковые и грузовые автомобили
Владелец Правительство Сербии
Родитель Группа Застава Автомобили

Zastava Automobili ( сербский : Zastava Automobili , Zastava Automobili ) — сербский международный производитель автомобилей, дочерняя компания Group Zastava Vehicles, которая обанкротилась в мае 2017 года.

После многих десятилетий производства различных моделей легковых и грузовых автомобилей под брендом Zastava компания прекратила производство автомобилей в 2008 году. С тех пор новая компания Fiat Automobili Srbija переняла мощности Zastava Automobiles после обширной реконструкции и ремонта.

  • 1853: Основан как пушечный завод.
  • 1930: Грузовики Ford собраны для югославской армии.
  • 1955: Начинается сборка таких моделей Fiat, как 1100B, 1400 и 600.
  • 1965: 6000 автомобилей экспортировано в Польшу.
  • 1980: Дебют Zastava 102 на базе Fiat 127, который становится Yugo 45, в США продается только Zastava.
  • 1988: Дебют первой собственной модели Zastava, хэтчбека Florida, спроектированного Джуджаро.
  • 1989: Пик производства - 180 950 единиц.
  • 1992: Торговые санкции, введенные ООН, останавливают экспорт и нарушают поставки запчастей.
  • 1995: Отмена торговых санкций
  • 1999: Завод авиабомб НАТО во время войны в Косово.

Первоначально Zastava была широко известна своими версиями Fiat 128 и Fiat 600 местного производства , а в последнее время — Zastava 102 — на базе Fiat 127 .

В 1980-е годы Zastava продавала свои компактные автомобили в Северной и Южной Америке и Западной Европе под брендом Yugo , конкурируя в бюджетном сегменте рынка вместе с другими восточноевропейскими брендами, такими как Lada и Skoda . Его последняя модель, Yugo Sana , была разработана итальянским дизайнером Джорджетто Джуджаро и выпущена в 1988 году, но ее производство было прервано югославскими войнами . В то же время к 1991 или 1992 году бренд Yugo исчез с большинства западных рынков. В 1999 году завод был поврежден бомбардировками НАТО во время войны в Косово .

Постюгославская эпоха была трудной для «Заставы», как и для большинства других крупных компаний, базирующихся в Сербии, которые пострадали от гиперинфляции, международных санкций и плохого управления экономикой. [ 1 ] В результате производство практически остановилось и компания долгое время не могла представить новые модели.

В сентябре 2005 года компания подписала новое соглашение с Fiat о производстве версии модели Fiat Punto 2003 года для Балкан под названием Zastava 10 с мощностью 16 000 единиц в год.

В декабре 2007 года Сербия объявила, что «Застава» будет приватизирована в апреле 2008 года. [ 2 ]

Рекламный материал с изображением фабрики «Застава». Особый акцент был сделан на том, чтобы дать понять, что Югославия не присоединилась к СССР.

Происхождение

[ редактировать ]
Флаг 750

Корни Заставы лежат в основании в 1851 году в Крагуеваце Войно -Техницкого завода (Военно-технического института). В 1853 году в институте было создано пушечное литейное отделение, а в марте 1854 года оно стало военно-профессиональным училищем. В 1880-х годах Застава начала также производство огнестрельного оружия . [ 3 ] В конце XIX века пушечный завод сменил название на Военно-механический завод. Фирма быстро расширила свою производственную программу, а также сложность и качество своей продукции. [ 4 ] Эта первоначальная компания теперь известна как Zastava Arms .

В 1904 году в компании был открыт отдел, посвященный автомобилям. Помимо ремонтных услуг, также производились некоторые автомобильные детали. В 1939 году начинается сборка Chevrolet военных грузовиков . Производство было остановлено в 1941 году из-за вторжения войск Оси в Югославию , и к тому времени с завода сошло 400 грузовиков, на которых работало 12 000 человек. [ 3 ]

1950-е годы

[ редактировать ]

После Второй мировой войны завод был переименован в «Заводи Црвена Застава» («Заводы Красного Знамени»). На референдуме, состоявшемся 26 августа 1953 года, 96% сотрудников тогдашнего завода «Заводи Црвена Застава» выразили желание производить автомобили. В том же году 162 автомобиля Willys Jeep с завода в Крагуеваце покинут .

12 августа 1954 года «Застава» подписала договор о сотрудничестве с «Фиатом» . [ 5 ] Три месяца спустя Крагуевац начал сборку Fiat 1400 , 1100 B и AR-55 Campagnola .

Fiat 1400 был первым собранным автомобилем Zastava, но , построенная Fića Zastava лицензионная версия Fiat 600 , является ее культовым историческим брендом. За 30 лет было произведено 923 487 машин Zastava 750. [ 5 ] с несколькими разными двигателями и разным уровнем оснащения, с 18 октября 1955 г. по 18 ноября 1985 г.

Общий объем производства автомобилей в 1955 году составил 1044 экземпляра, а к 1958 году вырос до 3596 штук. [ 5 ] В 1957 и 1958 годах «Застава» создала сеть поставщиков. Застава передала производство двигателей на аутсорсинг компании Раковице (DMB) в 21 мая .

1960-е годы

[ редактировать ]

В 1960 году годовой объем производства «Заставы» вырос до 13 719 единиц. [ 6 ] Компания вступила в новое десятилетие с заменой модели 1400: Fiat 1100, показанной в Женеве как преемник модели 1100 B.

С появлением Fiat 1300/1500 1961 года появилась серия Zastava 1300/1500, выпускавшаяся как в кузовах седаны, так и в кузовах универсал. Благодаря дисковым тормозам со всех сторон, заднему приводу и мощности до 72 лошадиных сил «Тристач» был любимым элитным автомобилем Югославии. Сегодня многие в бывшей Югославии вспоминают 1300 как лучший автомобиль Заставы за всю историю: югословенский Мерседес , как они его называют. С 1961 по 20 декабря 1979 года было выпущено 201 160 экземпляров 1300 и 1500. [ 6 ]

Fića начал свою жизнь как Fiat 600 мощностью 16 кВт (21 л.с.) и объемом 633 куб.см , разработанный легендарным инженером Fiat Данте Джакозой . В 1962 году Zastava начала производство Fiat 600D под маркой Zastava 750, оснащенного двигателем объемом 767 куб.см мощностью 18 кВт (24 л.с.), способным развивать скорость автомобиля до 110 километров в час (68 миль в час).

Полотно 1300/1500 было использовано в качестве основы для Polski Fiat 125p , который производился польским FSO из комплектов Zastava CKD. Модель 125p была создана путем соединения кузова Fiat 125 с механической частью (двигателями, коробкой передач, трансмиссией и подвеской) моделей 1300 и 1500. На югославском рынке модель 125p была известна как Zastava 125PZ.

1965 год ознаменовал официальное начало экспорта Zastava: в Польшу было отправлено 6000 автомобилей. [ 6 ]

В 1967 году «Застава» выпустила около 52 000 грузовых и легковых автомобилей, в 1968 году — 53 000. [ 6 ]

Застава в этом десятилетии подписала новый контракт, расширяющий производственно-технологическое сотрудничество с Fiat. Инвестиции в размере 10 миллионов долларов увеличили годовую мощность до 85 000, при этом планируется достичь 130 000 единиц в течение пятилетнего периода. [ 6 ]

В 1969 году подразделение Zastava Kamioni (Zastava Trucks) отделилось от Zastava Automobili и начало производить итальянские грузовики Om грузоподъемностью от 2,5 до 4 тонн. Сегодня Zastava Kamioni продолжает производить грузовики в партнерстве с Iveco.

1970-е годы

[ редактировать ]
1976 Zastava 101 (из Крагуеваца , продается как Zastava 1100 в Чехословакии )

В 1970 году Zastava выпустила модель 750M, оснащенную новым двигателем объемом 767 куб.см и системой охлаждения под давлением с термостатическим управлением.

В начале 1970-х годов Zastava договорилась с Fiat о производстве Zastava 101 (4-цилиндровый, 1116 куб.см, верхний привод, 55 л.с., передний привод), который был основан на Fiat 128 . Он имел рестайлинговую заднюю панель и напоминал хэтчбека кузов . Этот 3- и 5-дверный вариант Fiat 128 был специально разработан для Zastava и никогда больше не выпускался Fiat.

Было сказано [ кем? ] что модель 101 должна производиться в Югославии как для югославского, так и для итальянского рынков, и наоборот; на итальянском рынке он продавался бы под маркой Innocenti . Вскоре его прозвали Стоядин как игра слов на сто джедан (101) (Стоядин — мужское имя, хотя народная этимология также связывает его со сто джада , «сто бед», из-за плохой работы и сборки). Несмотря на этот отрицательный результат, автомобиль хорошо продавался на внутреннем рынке, поскольку там существовала фактическая монополия. Югославы покупали его из-за умеренной цены, простой механики, дешевых запчастей и низкой стоимости обслуживания по сравнению с другими автомобилями, собираемыми в Югославии.

В 1979 году была выпущена Zastava 750S - (Special) с обновленными внутренними органами управления и переключателями, новым рулевым колесом и более спортивным двигателем мощностью 22 кВт (30 л.с.), который увеличил максимальную скорость автомобиля до 120 километров в час (75 миль в час).

Застава 311 ( Застава Скала ) 1989 года выпуска в Великобритании.

1980-е годы

[ редактировать ]

В 1980 году был выпущен Zastava 850 с двигателем объемом 848 куб.см мощностью 23,4 кВт (31 л.с.) и полностью синхронизированной коробкой передач. Производство моделей 750 и 850 продолжалось до 1985 года в версиях L, LE и SC.

В середине семидесятых годов руководство «Заставы» решило разработать новую модель, все еще основанную на том же двигателе Fiat. Первоначально он должен был называться Zastava 102, но в 1981 году от этого названия отказались, и автомобиль был выпущен как Yugo 45 . Его стиль был разработан Zastava при некоторой помощи инженеров Fiat. Это был укороченный Fiat 128 , повторявший стиль Fiat 127 и Autobianchi A112, но с более квадратным внешним видом. Было выпущено несколько вариантов с двигателями объемом 903 куб.см, 1116 куб.см и 1301 куб.см.

Флаг 128
Юго , единственная застава , продаваемая в США.

В 1981 году Застава вышла на британский рынок. В том году было зарегистрировано 811 автомобилей, а в 1982 году, в первый полный год, продажи увеличились до 3101. [ 7 ] В 1983 году экспортные продажи составляли более шестой части продукции «Заставы». [ 8 ] Позже, в 1980-х годах, Yugo был экспортирован в США и в то же время претерпел несколько модификаций, наиболее важной из которых стала установка пятиступенчатой ​​коробки передач. В том же десятилетии Zastava изменила свое торговое название на Yugo, а производные модели были переименованы: оригинальная Zastava Yugo на Zastava Koral , а Zastava 101/128 на Zastava Skala или Yugo Skala . Первоначальная числовая классификация останется неизменной для некоторых экспортных рынков, например для Соединенного Королевства.

Это были лучшие годы для «Заставы» по количеству собранных автомобилей; около 230 000 автомобилей в год к концу десятилетия. В то время автомобили Zastava должны были продаваться в 70 странах, из них 27 000 экспортироваться на западные рынки. Завод также начал производить грузовики по лицензии IVECO .

Юго Флорида с начала 1990-х годов.

1990-е годы

[ редактировать ]
Военные автомобили Zastava на базе Iveco Daily

В 1988 году была выпущена новая модель под названием Zastava Florida (известная в некоторых странах как Yugo Sana или Yugo Sana Miami). Его внешний вид был разработан Джорджетто Джуджаро , а форма кузова похожа на Fiat Tipo (1988) или Citroën ZX (1991).

В начале 1990-х годов на «Заставу» сильно повлиял распад Югославии . Производство завода стало нестабильным из-за проблем с поставками. Экспорт в те годы был невозможен из-за торговых санкций, введенных против Югославии. В результате после 1992 года ее автомобили исчезли с большинства зарубежных рынков. Производство остановилось в 1993 году, хотя на автомобили Yugo существовала очередь. [ 9 ]

В период с 1992 по 1995 год он находился под санкциями ООН, а затем с 1998 по 2000 год — под санкциями ЕС и США. В результате многие дочерние компании Zastava за рубежом были вынуждены прекратить торговлю, например, Zastava (GB) Ltd. в Великобритании и Yugo Cars в США.

В 1999 году, во время войны в Косово , НАТО разбомбило завод в Крагуеваце , Сербия, потому что Zastava Arms была крупным поставщиком военной продукции сербскому правительству. Некоторые здания автомобильного производства были повреждены, многие рабочие получили ранения. [ 10 ]

После войны велись торговые переговоры с венгерскими фирмами о сборке Югославии в Венгрии, но соглашение не было достигнуто из-за колебаний югославского партнера. Однако грузовики Zastava собирались в Венгрии, недалеко от Печа, с двигателями IVECO.

Юго были модернизированы, а новые версии были представлены на Белградском международном автосалоне в 2002 году. Новый Zastava Koral IN имел двигатель объемом 1,1 л мощностью 55 л.с. с Bosch электронным впрыском , трансмиссию Porsche , немного новый внутренний и внешний дизайн, повышенную безопасность и множество дополнительных деталей, отсутствовавших в прежних моделях. У Koral In также есть двигатель Peugeot 1,1 л, 60 л.с.

Новое поколение Yugo получило сертификат FIA , поэтому соответствует европейским стандартам.

В октябре 2000 года новым президентом Югославии стал Воислав Коштуница (также владелец Yugo Koral), и вскоре после того, как санкции против страны были сняты, экспорт возобновился. Производство упало до всего 9 процентов от годовой мощности, составлявшей до 1990 года 230 000 автомобилей, при этом экспорт составлял около 4 000 автомобилей. приступило к реорганизации стоимостью 50 миллионов долларов Новое югославское правительство в сотрудничестве со Всемирным банком , которая привела к массовым увольнениям с целью приватизации компании. [ 11 ]

Был изготовлен новый прототип Yugo Florida, известный как Florida 2.0, оснащенный тем же двигателем, что и Fiat Bravo 2.0.

Отмененный проект: Моторный завод «Застава»

[ редактировать ]

В 2002 году американский предприниматель Малкольм Бриклин , ранее импортировавший Yugo в США, подписал с Zastava соглашение о повторном введении продукции компании в Америку. [ 12 ] [ 13 ] Намерением Бриклина было продавать автомобили по цене менее 10 000 долларов под торговой маркой ZMW (как на заводе Zastava Motor Works). Несмотря на то, что веб-сайт, провозглашающий появление бренда, был создан компанией Бриклина, к 2006 году его намерения переключились на импорт продукции китайского автопроизводителя Chery . [ 14 ]

Также в ответ на новые требования рынка выпускались неизвестные модели начала 1990-х и после 2000 года. Такими моделями были: [ 15 ] Юго ГВ Турбо (90-е), Юго Электра (90-е), Застава Корал Ин (евроконцепт), Застава Глобус Корал Ин (электромобиль), Застава Флорида Караван, Застава Флорида Седан.

Флаг 10

Автомобили Zastava продавались и экспортировались в Сербию , Боснию и Герцеговину , Черногорию , Хорватию , Северную Македонию , Грецию , Болгарию , Ливан , Ливию , Сирию , Эквадор , Тунис , Польшу и Египет (где автомобили Zastava выпускались под маркой государственная автомобильная компания Наср ). Генеральный директор Zastava cars Зоран Радоевич заявил, что компания получила предложения от африканских стран о передаче технологий. Считается, что Конго было заинтересовано в начале производства « Заставы Флорида» , а Египет — « Застава» 128 .

В октябре 2005 года было достигнуто соглашение с Fiat о производстве Fiat Punto компанией Zastava для рынков Восточной Европы, который будет продаваться как Zastava 10 . [ 16 ] [ 17 ] Koral IN L с двигателем Peugeot объемом 1,1 л с впрыском топлива соответствовал стандартам безопасности Европейского Союза в ходе испытаний, проводимых немецкой Technischer Überwachungsverein (Ассоциацией технического мониторинга). Это казалось шансом открыть путь для экспорта в страны ЕС.

Zastava 10 , основанный на итальянском Fiat Punto Mark 2b, был последним самым современным автомобилем Zastava до того, как этот завод перешел к Fiat .

Дополнительные функции включали двойные передние подушки безопасности и кондиционер, а также электрические стеклоподъемники. Хотя Zastava 10 была новейшей и лучшей моделью Zastava на тот момент, она столкнулась с жесткой конкуренцией на своем внутреннем рынке со стороны таких автомобилей, как Volkswagen Polo . Однако он имел некоторые преимущества перед многими конкурентами, в том числе и цену. По состоянию на декабрь 2007 года цена Zastava 10 на сербском рынке начиналась с 7550 евро. В марте 2007 года доля Zastava 10 на автомобильном рынке Сербии составила 11%, и в первой половине 2007 года компания начала экспортировать автомобили в бывшие югославские республики, а также планировала расширить экспорт в Болгарию и Албанию.

Производство всех автомобилей «Застава» (Юго, Скала 101 и Флорида) прекратилось к 20 ноября 2008 года. [ 18 ] После этого дня единственным серийным автомобилем стала Zastava 10, передняя часть которой была немного изменена, а название было изменено на Punto Classic.

Помимо Punto Classic (ранее Zastava 10), Zastava вела переговоры с Fiat о правах на производство еще одной модели, еще не находящейся в производстве, седана C-сегмента под кодовым названием Project D200, который будет производиться для Fiat компанией Zastava и/или Тофаш Турции. Считалось, что он составит конкуренцию Dacia Logan .

Застава подписала соглашение с General Motors о производстве Opel Astra G , но, несмотря на начало промышленных испытаний в Крагуеваце, проект в итоге был свернут. [ 19 ]

Закрытие и банкротство в 2008 году

[ редактировать ]

Fiat Group Automobiles (FGA) подписала меморандум о взаимопонимании с правительством Сербии о приобретении завода Zastava в Крагуеваце 7 мая 2008 года. Меморандум о взаимопонимании предусматривает создание новой компании, в которой итальянская группа будет иметь 67% акций. долю, а правительство Сербии приобретает 33% акций новой компании. Новая компания получила название Fiat Automobili Srbija .

Общая сумма инвестиций в новую компанию составит около 700 миллионов евро, при этом правительство внесет в это 200 миллионов евро. Завод Застава будет производить две новые модели Fiat, опровергая предыдущие сообщения о том, что завод может производить компактный городской автомобиль 500. [ 20 ]

Последний автомобиль марки «Застава» выехал с завода 21 ноября 2008 года. [ 21 ]

В мае 2017 года группа Zastava Vehicles, в которую входили Zastava Automobiles, Zastava Trucks, Zastava INPRO и Zastava Special Automobiles, подала заявление о банкротстве в Хозяйственный суд в Крагуеваце. [ 22 ]

Группа Zastava Vehicles и ее дочерние компании вступили в процедуру банкротства в 2018 году, а сама группа была продана на аукционе в марте 2024 года. [ 23 ]

Список бывших моделей

[ редактировать ]
Фиат Пунто Классик (2008–2011)

Автомобили производства завода Zastava в Крагуеваце, Сербия:

  • Фиат Кампаньола – 1953–1962 гг. 9089 построено без модификаций.
  • Fiat 1400 – 1954–1961 гг., без доработок.
  • Fiat 1100 R – выпущено тысячами.
  • Fiat 1800–613 выпускался в период с 1960 по 1962 год.
  • Застава 750 (позже 850) по прозвищу «Фича», 1955–1985 гг. Произведено 923 487 экземпляров с некоторыми модификациями.
  • Fiat 615 – средний грузовик производства Zastava Kamioni с 1957–?. Построено 36 000.
  • Zastava 620B - средний грузовик с кабиной экипажа, выпускавшийся компанией Zastava Kamioni в 1962–1976 годах.
  • Фиат 1300/1500 – 1962–1979 гг. 201160 без доработок.
  • Fiat 850 - модифицированный / удлиненный пассажирский компактный автомобиль FIAT 600D, выпущенный тысячами.
  • Fiat-OM 40 - 1969–1980-е годы. 12-тонный грузовик на базе оригинального OM 40 1970-х годов с двигателем Fiat, а некоторые и с колесной формулой 4×4 для армии.
  • Застава Скала - на базе Fiat 128 со множеством модификаций кузова. 1971–2008. построено 1 273 532 экземпляра. Многие из них построены в Египте Насром .
  • Застава 128 – 1980–2003 гг.
  • Застава Корал (Юго 45) – 1980–2008 гг. Построено 750 000. Более 150 000 Юго экспортированы в США. Мировое производство: 794 428 штук.
  • Застава 900АК – ??–1989 г.
  • Фиат Дейли - 1991-? IVECO владеет 46% акций Zastava Trucks.
  • Застава Флорида (Юго Сана) - 1988 г. – ноябрь 2008 г., построено 29 950 экземпляров второй серии.
  • Застава Z10 (Fiat Punto II) – 2006–2008 гг.; Построено 4224 единицы.
  • Застава Уно (Юго Уно 45R) – 1988–1994. 2620 единиц построено как копия Fiat Uno 1-го поколения.
  • Фиат Пунто Классик – 2008–2011, 2013 г.в.; [ 24 ] Построено 41 000.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Иуда (2009). Сербы . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-15826-7 .
  2. ^ «Сербия выставляет на продажу автопроизводитель Застава» . Autonews.com . Проверено 28 декабря 2007 г.
  3. ^ Jump up to: а б «История» (на сербском языке). Застава-Автомобили.com. Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года . Проверено 19 сентября 2012 г.
  4. ^ «Застава Автомобили» . ZastavaNacionale.com. 26 августа 2008. Архивировано из оригинала 27 ноября 2014 года . Проверено 8 июля 2009 г.
  5. ^ Jump up to: а б с «Автомобильная застава: 1950-е» . ZastavaNacionale.com. Архивировано из оригинала 2 июля 2014 года . Проверено 27 сентября 2010 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и «Автомобильная застава: 1960-е» . ZastavaNacionale.com. Архивировано из оригинала 4 декабря 2008 года . Проверено 6 декабря 2008 г.
  7. ^ Фишер, Брайан (10 марта 1983 г.). «Лотос, РР и Ко». Le Moniteur de l'Automobile (на французском языке). 34 (764). Брюссель, Бельгия: Издания Auto-Magazine: 28.
  8. ^ Хомола, Питер (7 февраля 1985 г.). «Zastava en cie» [Застава и компания]. АвтоГиды (на фламандском языке). Том. 6, № 140. Брюссель, Бельгия: Автожурнал Uitgeverij. п. 54. В 1983 году производитель построил 147 714 легковых автомобилей, из которых 25 509 было отправлено на экспорт.
  9. ^ Андерсон, Донн, изд. (март 1993 г.). «Коротко летаю...». Новозеландский автомобиль . 7 (5). Окленд, Новая Зеландия: Номер Accent Publishing: 14. ISSN   0113-0196 .
  10. ^ «Все наши мечты были разрушены – Встреча и экскурсия по фабрикам Zastava в Крагуеваце» . Agitprop.org.au. 22 августа 1999 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года.
  11. ^ «Модель Шкоды» . Globalpolitician.com. Архивировано из оригинала 29 марта 2009 года . Проверено 6 декабря 2008 г.
  12. ^ «Предприниматель планирует возвращение США в Юго-Восточную Европу» . Invest-in-Serbia.com. Архивировано из оригинала 7 октября 2007 года . Проверено 6 декабря 2008 г.
  13. ^ «Юго Редукс» . Форбс.com . 23 апреля 2002 г. Архивировано из оригинала 17 октября 2008 г. Проверено 6 декабря 2008 г.
  14. ^ «Китайские автомобили приземлятся в районе дилерского центра» . Dispatch.com. Архивировано из оригинала 23 мая 2011 года . Проверено 6 декабря 2008 г.
  15. ^ Застава (Юго) отменила прототипы | «Застава Автомобили: 2002» . Архивировано из оригинала 27 ноября 2014 года . Проверено 21 января 2015 г. | Получено: апрель 2015 г.
  16. ^ «ЗАСТАВА 10» . Застава10.com. Архивировано из оригинала 11 октября 2007 г. Проверено 6 декабря 2008 г.
  17. ^ "ZASTAVA-AUTO.DE – БЕЛГРАД ШОУ 2006" . Застава-Юго.де. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 6 декабря 2008 г.
  18. ^ «Застава: Конец Юго, Флориды и Скалы» . Эмпортал.рс. Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 6 декабря 2008 г.
  19. ^ autorepubl1c (19 апреля 2018 г.). «Опель Астра из Крагуеваца – несбывшееся желание, урок на будущее» . Auto Republika (на сербском языке) . Проверено 27 января 2023 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  20. ^ «Fiat подписывает соглашение с правительством Сербии о приобретении завода Zastava в Крагуеваце» . CNBC.com. 30 апреля 2008 г. Проверено 30 апреля 2008 г. [ мертвая ссылка ]
  21. ^ "21.11.2008 ОТКРЫВАЕТСЯ НОВАЯ ГЛАВА ДЛЯ ЗАСТАВЫ, ПОСЛЕДНИЕ АВТОМОБИЛИ СХОДЯТ С ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОНВЕЙЕНОВ" . Italiaspeed.com. Архивировано из оригинала 5 декабря 2008 г. Проверено 22 ноября 2008 г.
  22. ^ «Крагуевац: В группе «Застава возила» открыто банкротство . blic.rs (на сербском языке). Бета. 18 мая 2017 г. Архивировано из оригинала 24 января 2018 г. Проверено 24 января 2018 г.
  23. ^ «Крагуевац: Новый владелец группы Zastava Vehicles, бывший директор «Энергетики» » [Крагуевац: Новый владелец группы Zastava Vehicles — бывший директор «Энергетики»]. Голос Шумадии . 7 марта 2024 г. Проверено 27 марта 2024 г.
  24. ^ «Punto Classic – секретное оружие Fiat в Сербии – AutoEdizione.com» . 20 февраля 2013 г. Архивировано из оригинала 2 августа 2017 г. Проверено 6 января 2018 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c0727282d019730a8bfd20cd41419f33__1722760500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/33/c0727282d019730a8bfd20cd41419f33.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zastava Automobiles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)