Застава Автомобили
![]() Логотип Заставы (2000-2008) | |
Родное имя | Застава Автомобили |
---|---|
Романизированное имя | Застава Автомобили |
Тип компании | Акционерное общество |
Промышленность | Автомобильная промышленность |
Основан | 1853 год (Оригинал) 11 сентября 2000 г (Текущая форма) |
Несуществующий | 21 ноября 2008 г |
Судьба | Процедура банкротства |
Преемник | FCA Сербия |
Штаб-квартира | Косовская 4, Крагуевац , Сербия |
Обслуживаемая территория | По всему миру |
Продукты | Легковые и грузовые автомобили |
Владелец | Правительство Сербии |
Родитель | Группа Застава Автомобили |
Zastava Automobili ( сербский : Zastava Automobili , Zastava Automobili ) — сербский международный производитель автомобилей, дочерняя компания Group Zastava Vehicles, которая обанкротилась в мае 2017 года.
После многих десятилетий производства различных моделей легковых и грузовых автомобилей под брендом Zastava компания прекратила производство автомобилей в 2008 году. С тех пор новая компания Fiat Automobili Srbija переняла мощности Zastava Automobiles после обширной реконструкции и ремонта.
Обзор
[ редактировать ]- 1853: Основан как пушечный завод.
- 1930: Грузовики Ford собраны для югославской армии.
- 1955: Начинается сборка таких моделей Fiat, как 1100B, 1400 и 600.
- 1965: 6000 автомобилей экспортировано в Польшу.
- 1980: Дебют Zastava 102 на базе Fiat 127, который становится Yugo 45, в США продается только Zastava.
- 1988: Дебют первой собственной модели Zastava, хэтчбека Florida, спроектированного Джуджаро.
- 1989: Пик производства - 180 950 единиц.
- 1992: Торговые санкции, введенные ООН, останавливают экспорт и нарушают поставки запчастей.
- 1995: Отмена торговых санкций
- 1999: Завод авиабомб НАТО во время войны в Косово.
Первоначально Zastava была широко известна своими версиями Fiat 128 и Fiat 600 местного производства , а в последнее время — Zastava 102 — на базе Fiat 127 .
В 1980-е годы Zastava продавала свои компактные автомобили в Северной и Южной Америке и Западной Европе под брендом Yugo , конкурируя в бюджетном сегменте рынка вместе с другими восточноевропейскими брендами, такими как Lada и Skoda . Его последняя модель, Yugo Sana , была разработана итальянским дизайнером Джорджетто Джуджаро и выпущена в 1988 году, но ее производство было прервано югославскими войнами . В то же время к 1991 или 1992 году бренд Yugo исчез с большинства западных рынков. В 1999 году завод был поврежден бомбардировками НАТО во время войны в Косово .
Постюгославская эпоха была трудной для «Заставы», как и для большинства других крупных компаний, базирующихся в Сербии, которые пострадали от гиперинфляции, международных санкций и плохого управления экономикой. [ 1 ] В результате производство практически остановилось и компания долгое время не могла представить новые модели.
В сентябре 2005 года компания подписала новое соглашение с Fiat о производстве версии модели Fiat Punto 2003 года для Балкан под названием Zastava 10 с мощностью 16 000 единиц в год.
В декабре 2007 года Сербия объявила, что «Застава» будет приватизирована в апреле 2008 года. [ 2 ]
История
[ редактировать ]
Происхождение
[ редактировать ]Корни Заставы лежат в основании в 1851 году в Крагуеваце Войно -Техницкого завода (Военно-технического института). В 1853 году в институте было создано пушечное литейное отделение, а в марте 1854 года оно стало военно-профессиональным училищем. В 1880-х годах Застава начала также производство огнестрельного оружия . [ 3 ] В конце XIX века пушечный завод сменил название на Военно-механический завод. Фирма быстро расширила свою производственную программу, а также сложность и качество своей продукции. [ 4 ] Эта первоначальная компания теперь известна как Zastava Arms .
В 1904 году в компании был открыт отдел, посвященный автомобилям. Помимо ремонтных услуг, также производились некоторые автомобильные детали. В 1939 году начинается сборка Chevrolet военных грузовиков . Производство было остановлено в 1941 году из-за вторжения войск Оси в Югославию , и к тому времени с завода сошло 400 грузовиков, на которых работало 12 000 человек. [ 3 ]
1950-е годы
[ редактировать ]После Второй мировой войны завод был переименован в «Заводи Црвена Застава» («Заводы Красного Знамени»). На референдуме, состоявшемся 26 августа 1953 года, 96% сотрудников тогдашнего завода «Заводи Црвена Застава» выразили желание производить автомобили. В том же году 162 автомобиля Willys Jeep с завода в Крагуеваце покинут .
12 августа 1954 года «Застава» подписала договор о сотрудничестве с «Фиатом» . [ 5 ] Три месяца спустя Крагуевац начал сборку Fiat 1400 , 1100 B и AR-55 Campagnola .
Fiat 1400 был первым собранным автомобилем Zastava, но , построенная Fića Zastava лицензионная версия Fiat 600 , является ее культовым историческим брендом. За 30 лет было произведено 923 487 машин Zastava 750. [ 5 ] с несколькими разными двигателями и разным уровнем оснащения, с 18 октября 1955 г. по 18 ноября 1985 г.
Общий объем производства автомобилей в 1955 году составил 1044 экземпляра, а к 1958 году вырос до 3596 штук. [ 5 ] В 1957 и 1958 годах «Застава» создала сеть поставщиков. Застава передала производство двигателей на аутсорсинг компании Раковице (DMB) в 21 мая .
1960-е годы
[ редактировать ]В 1960 году годовой объем производства «Заставы» вырос до 13 719 единиц. [ 6 ] Компания вступила в новое десятилетие с заменой модели 1400: Fiat 1100, показанной в Женеве как преемник модели 1100 B.
С появлением Fiat 1300/1500 1961 года появилась серия Zastava 1300/1500, выпускавшаяся как в кузовах седаны, так и в кузовах универсал. Благодаря дисковым тормозам со всех сторон, заднему приводу и мощности до 72 лошадиных сил «Тристач» был любимым элитным автомобилем Югославии. Сегодня многие в бывшей Югославии вспоминают 1300 как лучший автомобиль Заставы за всю историю: югословенский Мерседес , как они его называют. С 1961 по 20 декабря 1979 года было выпущено 201 160 экземпляров 1300 и 1500. [ 6 ]
Fića начал свою жизнь как Fiat 600 мощностью 16 кВт (21 л.с.) и объемом 633 куб.см , разработанный легендарным инженером Fiat Данте Джакозой . В 1962 году Zastava начала производство Fiat 600D под маркой Zastava 750, оснащенного двигателем объемом 767 куб.см мощностью 18 кВт (24 л.с.), способным развивать скорость автомобиля до 110 километров в час (68 миль в час).
Полотно 1300/1500 было использовано в качестве основы для Polski Fiat 125p , который производился польским FSO из комплектов Zastava CKD. Модель 125p была создана путем соединения кузова Fiat 125 с механической частью (двигателями, коробкой передач, трансмиссией и подвеской) моделей 1300 и 1500. На югославском рынке модель 125p была известна как Zastava 125PZ.
1965 год ознаменовал официальное начало экспорта Zastava: в Польшу было отправлено 6000 автомобилей. [ 6 ]
В 1967 году «Застава» выпустила около 52 000 грузовых и легковых автомобилей, в 1968 году — 53 000. [ 6 ]
Застава в этом десятилетии подписала новый контракт, расширяющий производственно-технологическое сотрудничество с Fiat. Инвестиции в размере 10 миллионов долларов увеличили годовую мощность до 85 000, при этом планируется достичь 130 000 единиц в течение пятилетнего периода. [ 6 ]
В 1969 году подразделение Zastava Kamioni (Zastava Trucks) отделилось от Zastava Automobili и начало производить итальянские грузовики Om грузоподъемностью от 2,5 до 4 тонн. Сегодня Zastava Kamioni продолжает производить грузовики в партнерстве с Iveco.
1970-е годы
[ редактировать ]
В 1970 году Zastava выпустила модель 750M, оснащенную новым двигателем объемом 767 куб.см и системой охлаждения под давлением с термостатическим управлением.
В начале 1970-х годов Zastava договорилась с Fiat о производстве Zastava 101 (4-цилиндровый, 1116 куб.см, верхний привод, 55 л.с., передний привод), который был основан на Fiat 128 . Он имел рестайлинговую заднюю панель и напоминал хэтчбека кузов . Этот 3- и 5-дверный вариант Fiat 128 был специально разработан для Zastava и никогда больше не выпускался Fiat.
Было сказано [ кем? ] что модель 101 должна производиться в Югославии как для югославского, так и для итальянского рынков, и наоборот; на итальянском рынке он продавался бы под маркой Innocenti . Вскоре его прозвали Стоядин как игра слов на сто джедан (101) (Стоядин — мужское имя, хотя народная этимология также связывает его со сто джада , «сто бед», из-за плохой работы и сборки). Несмотря на этот отрицательный результат, автомобиль хорошо продавался на внутреннем рынке, поскольку там существовала фактическая монополия. Югославы покупали его из-за умеренной цены, простой механики, дешевых запчастей и низкой стоимости обслуживания по сравнению с другими автомобилями, собираемыми в Югославии.
В 1979 году была выпущена Zastava 750S - (Special) с обновленными внутренними органами управления и переключателями, новым рулевым колесом и более спортивным двигателем мощностью 22 кВт (30 л.с.), который увеличил максимальную скорость автомобиля до 120 километров в час (75 миль в час).

1980-е годы
[ редактировать ]В 1980 году был выпущен Zastava 850 с двигателем объемом 848 куб.см мощностью 23,4 кВт (31 л.с.) и полностью синхронизированной коробкой передач. Производство моделей 750 и 850 продолжалось до 1985 года в версиях L, LE и SC.
В середине семидесятых годов руководство «Заставы» решило разработать новую модель, все еще основанную на том же двигателе Fiat. Первоначально он должен был называться Zastava 102, но в 1981 году от этого названия отказались, и автомобиль был выпущен как Yugo 45 . Его стиль был разработан Zastava при некоторой помощи инженеров Fiat. Это был укороченный Fiat 128 , повторявший стиль Fiat 127 и Autobianchi A112, но с более квадратным внешним видом. Было выпущено несколько вариантов с двигателями объемом 903 куб.см, 1116 куб.см и 1301 куб.см.

В 1981 году Застава вышла на британский рынок. В том году было зарегистрировано 811 автомобилей, а в 1982 году, в первый полный год, продажи увеличились до 3101. [ 7 ] В 1983 году экспортные продажи составляли более шестой части продукции «Заставы». [ 8 ] Позже, в 1980-х годах, Yugo был экспортирован в США и в то же время претерпел несколько модификаций, наиболее важной из которых стала установка пятиступенчатой коробки передач. В том же десятилетии Zastava изменила свое торговое название на Yugo, а производные модели были переименованы: оригинальная Zastava Yugo на Zastava Koral , а Zastava 101/128 на Zastava Skala или Yugo Skala . Первоначальная числовая классификация останется неизменной для некоторых экспортных рынков, например для Соединенного Королевства.
Это были лучшие годы для «Заставы» по количеству собранных автомобилей; около 230 000 автомобилей в год к концу десятилетия. В то время автомобили Zastava должны были продаваться в 70 странах, из них 27 000 экспортироваться на западные рынки. Завод также начал производить грузовики по лицензии IVECO .

1990-е годы
[ редактировать ]
В 1988 году была выпущена новая модель под названием Zastava Florida (известная в некоторых странах как Yugo Sana или Yugo Sana Miami). Его внешний вид был разработан Джорджетто Джуджаро , а форма кузова похожа на Fiat Tipo (1988) или Citroën ZX (1991).
В начале 1990-х годов на «Заставу» сильно повлиял распад Югославии . Производство завода стало нестабильным из-за проблем с поставками. Экспорт в те годы был невозможен из-за торговых санкций, введенных против Югославии. В результате после 1992 года ее автомобили исчезли с большинства зарубежных рынков. Производство остановилось в 1993 году, хотя на автомобили Yugo существовала очередь. [ 9 ]
В период с 1992 по 1995 год он находился под санкциями ООН, а затем с 1998 по 2000 год — под санкциями ЕС и США. В результате многие дочерние компании Zastava за рубежом были вынуждены прекратить торговлю, например, Zastava (GB) Ltd. в Великобритании и Yugo Cars в США.
В 1999 году, во время войны в Косово , НАТО разбомбило завод в Крагуеваце , Сербия, потому что Zastava Arms была крупным поставщиком военной продукции сербскому правительству. Некоторые здания автомобильного производства были повреждены, многие рабочие получили ранения. [ 10 ]
2000-е
[ редактировать ]После войны велись торговые переговоры с венгерскими фирмами о сборке Югославии в Венгрии, но соглашение не было достигнуто из-за колебаний югославского партнера. Однако грузовики Zastava собирались в Венгрии, недалеко от Печа, с двигателями IVECO.
Юго были модернизированы, а новые версии были представлены на Белградском международном автосалоне в 2002 году. Новый Zastava Koral IN имел двигатель объемом 1,1 л мощностью 55 л.с. с Bosch электронным впрыском , трансмиссию Porsche , немного новый внутренний и внешний дизайн, повышенную безопасность и множество дополнительных деталей, отсутствовавших в прежних моделях. У Koral In также есть двигатель Peugeot 1,1 л, 60 л.с.
Новое поколение Yugo получило сертификат FIA , поэтому соответствует европейским стандартам.
В октябре 2000 года новым президентом Югославии стал Воислав Коштуница (также владелец Yugo Koral), и вскоре после того, как санкции против страны были сняты, экспорт возобновился. Производство упало до всего 9 процентов от годовой мощности, составлявшей до 1990 года 230 000 автомобилей, при этом экспорт составлял около 4 000 автомобилей. приступило к реорганизации стоимостью 50 миллионов долларов Новое югославское правительство в сотрудничестве со Всемирным банком , которая привела к массовым увольнениям с целью приватизации компании. [ 11 ]
Был изготовлен новый прототип Yugo Florida, известный как Florida 2.0, оснащенный тем же двигателем, что и Fiat Bravo 2.0.
Отмененный проект: Моторный завод «Застава»
[ редактировать ]В 2002 году американский предприниматель Малкольм Бриклин , ранее импортировавший Yugo в США, подписал с Zastava соглашение о повторном введении продукции компании в Америку. [ 12 ] [ 13 ] Намерением Бриклина было продавать автомобили по цене менее 10 000 долларов под торговой маркой ZMW (как на заводе Zastava Motor Works). Несмотря на то, что веб-сайт, провозглашающий появление бренда, был создан компанией Бриклина, к 2006 году его намерения переключились на импорт продукции китайского автопроизводителя Chery . [ 14 ]
Также в ответ на новые требования рынка выпускались неизвестные модели начала 1990-х и после 2000 года. Такими моделями были: [ 15 ] Юго ГВ Турбо (90-е), Юго Электра (90-е), Застава Корал Ин (евроконцепт), Застава Глобус Корал Ин (электромобиль), Застава Флорида Караван, Застава Флорида Седан.
2005–2008
[ редактировать ]
Автомобили Zastava продавались и экспортировались в Сербию , Боснию и Герцеговину , Черногорию , Хорватию , Северную Македонию , Грецию , Болгарию , Ливан , Ливию , Сирию , Эквадор , Тунис , Польшу и Египет (где автомобили Zastava выпускались под маркой государственная автомобильная компания Наср ). Генеральный директор Zastava cars Зоран Радоевич заявил, что компания получила предложения от африканских стран о передаче технологий. Считается, что Конго было заинтересовано в начале производства « Заставы Флорида» , а Египет — « Застава» 128 .
В октябре 2005 года было достигнуто соглашение с Fiat о производстве Fiat Punto компанией Zastava для рынков Восточной Европы, который будет продаваться как Zastava 10 . [ 16 ] [ 17 ] Koral IN L с двигателем Peugeot объемом 1,1 л с впрыском топлива соответствовал стандартам безопасности Европейского Союза в ходе испытаний, проводимых немецкой Technischer Überwachungsverein (Ассоциацией технического мониторинга). Это казалось шансом открыть путь для экспорта в страны ЕС.
Zastava 10 , основанный на итальянском Fiat Punto Mark 2b, был последним самым современным автомобилем Zastava до того, как этот завод перешел к Fiat .
Дополнительные функции включали двойные передние подушки безопасности и кондиционер, а также электрические стеклоподъемники. Хотя Zastava 10 была новейшей и лучшей моделью Zastava на тот момент, она столкнулась с жесткой конкуренцией на своем внутреннем рынке со стороны таких автомобилей, как Volkswagen Polo . Однако он имел некоторые преимущества перед многими конкурентами, в том числе и цену. По состоянию на декабрь 2007 года цена Zastava 10 на сербском рынке начиналась с 7550 евро. В марте 2007 года доля Zastava 10 на автомобильном рынке Сербии составила 11%, и в первой половине 2007 года компания начала экспортировать автомобили в бывшие югославские республики, а также планировала расширить экспорт в Болгарию и Албанию.
Производство всех автомобилей «Застава» (Юго, Скала 101 и Флорида) прекратилось к 20 ноября 2008 года. [ 18 ] После этого дня единственным серийным автомобилем стала Zastava 10, передняя часть которой была немного изменена, а название было изменено на Punto Classic.
Помимо Punto Classic (ранее Zastava 10), Zastava вела переговоры с Fiat о правах на производство еще одной модели, еще не находящейся в производстве, седана C-сегмента под кодовым названием Project D200, который будет производиться для Fiat компанией Zastava и/или Тофаш Турции. Считалось, что он составит конкуренцию Dacia Logan .
Застава подписала соглашение с General Motors о производстве Opel Astra G , но, несмотря на начало промышленных испытаний в Крагуеваце, проект в итоге был свернут. [ 19 ]
Закрытие и банкротство в 2008 году
[ редактировать ]Fiat Group Automobiles (FGA) подписала меморандум о взаимопонимании с правительством Сербии о приобретении завода Zastava в Крагуеваце 7 мая 2008 года. Меморандум о взаимопонимании предусматривает создание новой компании, в которой итальянская группа будет иметь 67% акций. долю, а правительство Сербии приобретает 33% акций новой компании. Новая компания получила название Fiat Automobili Srbija .
Общая сумма инвестиций в новую компанию составит около 700 миллионов евро, при этом правительство внесет в это 200 миллионов евро. Завод Застава будет производить две новые модели Fiat, опровергая предыдущие сообщения о том, что завод может производить компактный городской автомобиль 500. [ 20 ]
Последний автомобиль марки «Застава» выехал с завода 21 ноября 2008 года. [ 21 ]
В мае 2017 года группа Zastava Vehicles, в которую входили Zastava Automobiles, Zastava Trucks, Zastava INPRO и Zastava Special Automobiles, подала заявление о банкротстве в Хозяйственный суд в Крагуеваце. [ 22 ]
Группа Zastava Vehicles и ее дочерние компании вступили в процедуру банкротства в 2018 году, а сама группа была продана на аукционе в марте 2024 года. [ 23 ]
Список бывших моделей
[ редактировать ]
Автомобили производства завода Zastava в Крагуеваце, Сербия:
- Фиат Кампаньола – 1953–1962 гг. 9089 построено без модификаций.
- Fiat 1400 – 1954–1961 гг., без доработок.
- Fiat 1100 R – выпущено тысячами.
- Fiat 1800–613 выпускался в период с 1960 по 1962 год.
- Застава 750 (позже 850) по прозвищу «Фича», 1955–1985 гг. Произведено 923 487 экземпляров с некоторыми модификациями.
- Fiat 615 – средний грузовик производства Zastava Kamioni с 1957–?. Построено 36 000.
- Zastava 620B - средний грузовик с кабиной экипажа, выпускавшийся компанией Zastava Kamioni в 1962–1976 годах.
- Фиат 1300/1500 – 1962–1979 гг. 201160 без доработок.
- Fiat 850 - модифицированный / удлиненный пассажирский компактный автомобиль FIAT 600D, выпущенный тысячами.
- Fiat-OM 40 - 1969–1980-е годы. 12-тонный грузовик на базе оригинального OM 40 1970-х годов с двигателем Fiat, а некоторые и с колесной формулой 4×4 для армии.
- Застава Скала - на базе Fiat 128 со множеством модификаций кузова. 1971–2008. построено 1 273 532 экземпляра. Многие из них построены в Египте Насром .
- Застава 128 – 1980–2003 гг.
- Застава Корал (Юго 45) – 1980–2008 гг. Построено 750 000. Более 150 000 Юго экспортированы в США. Мировое производство: 794 428 штук.
- Застава 900АК – ??–1989 г.
- Фиат Дейли - 1991-? IVECO владеет 46% акций Zastava Trucks.
- Застава Флорида (Юго Сана) - 1988 г. – ноябрь 2008 г., построено 29 950 экземпляров второй серии.
- Застава Z10 (Fiat Punto II) – 2006–2008 гг.; Построено 4224 единицы.
- Застава Уно (Юго Уно 45R) – 1988–1994. 2620 единиц построено как копия Fiat Uno 1-го поколения.
- Фиат Пунто Классик – 2008–2011, 2013 г.в.; [ 24 ] Построено 41 000.
См. также
[ редактировать ]- Автомобили Фиат Крайслер
- Фиат
- ИДА-Опель
- Список производителей автомобилей
- Спецавтомобили Застава
- Застава Грузовики
- Список компаний Социалистической Федеративной Республики Югославии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иуда (2009). Сербы . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-15826-7 .
- ^ «Сербия выставляет на продажу автопроизводитель Застава» . Autonews.com . Проверено 28 декабря 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «История» (на сербском языке). Застава-Автомобили.com. Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года . Проверено 19 сентября 2012 г.
- ^ «Застава Автомобили» . ZastavaNacionale.com. 26 августа 2008. Архивировано из оригинала 27 ноября 2014 года . Проверено 8 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «Автомобильная застава: 1950-е» . ZastavaNacionale.com. Архивировано из оригинала 2 июля 2014 года . Проверено 27 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Автомобильная застава: 1960-е» . ZastavaNacionale.com. Архивировано из оригинала 4 декабря 2008 года . Проверено 6 декабря 2008 г.
- ^ Фишер, Брайан (10 марта 1983 г.). «Лотос, РР и Ко». Le Moniteur de l'Automobile (на французском языке). 34 (764). Брюссель, Бельгия: Издания Auto-Magazine: 28.
- ^ Хомола, Питер (7 февраля 1985 г.). «Zastava en cie» [Застава и компания]. АвтоГиды (на фламандском языке). Том. 6, № 140. Брюссель, Бельгия: Автожурнал Uitgeverij. п. 54.
В 1983 году производитель построил 147 714 легковых автомобилей, из которых 25 509 было отправлено на экспорт.
- ^ Андерсон, Донн, изд. (март 1993 г.). «Коротко летаю...». Новозеландский автомобиль . 7 (5). Окленд, Новая Зеландия: Номер Accent Publishing: 14. ISSN 0113-0196 .
- ^ «Все наши мечты были разрушены – Встреча и экскурсия по фабрикам Zastava в Крагуеваце» . Agitprop.org.au. 22 августа 1999 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года.
- ^ «Модель Шкоды» . Globalpolitician.com. Архивировано из оригинала 29 марта 2009 года . Проверено 6 декабря 2008 г.
- ^ «Предприниматель планирует возвращение США в Юго-Восточную Европу» . Invest-in-Serbia.com. Архивировано из оригинала 7 октября 2007 года . Проверено 6 декабря 2008 г.
- ^ «Юго Редукс» . Форбс.com . 23 апреля 2002 г. Архивировано из оригинала 17 октября 2008 г. Проверено 6 декабря 2008 г.
- ^ «Китайские автомобили приземлятся в районе дилерского центра» . Dispatch.com. Архивировано из оригинала 23 мая 2011 года . Проверено 6 декабря 2008 г.
- ^ Застава (Юго) отменила прототипы | «Застава Автомобили: 2002» . Архивировано из оригинала 27 ноября 2014 года . Проверено 21 января 2015 г. | Получено: апрель 2015 г.
- ^ «ЗАСТАВА 10» . Застава10.com. Архивировано из оригинала 11 октября 2007 г. Проверено 6 декабря 2008 г.
- ^ "ZASTAVA-AUTO.DE – БЕЛГРАД ШОУ 2006" . Застава-Юго.де. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 6 декабря 2008 г.
- ^ «Застава: Конец Юго, Флориды и Скалы» . Эмпортал.рс. Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 6 декабря 2008 г.
- ^ autorepubl1c (19 апреля 2018 г.). «Опель Астра из Крагуеваца – несбывшееся желание, урок на будущее» . Auto Republika (на сербском языке) . Проверено 27 января 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Fiat подписывает соглашение с правительством Сербии о приобретении завода Zastava в Крагуеваце» . CNBC.com. 30 апреля 2008 г. Проверено 30 апреля 2008 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ "21.11.2008 ОТКРЫВАЕТСЯ НОВАЯ ГЛАВА ДЛЯ ЗАСТАВЫ, ПОСЛЕДНИЕ АВТОМОБИЛИ СХОДЯТ С ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОНВЕЙЕНОВ" . Italiaspeed.com. Архивировано из оригинала 5 декабря 2008 г. Проверено 22 ноября 2008 г.
- ^ «Крагуевац: В группе «Застава возила» открыто банкротство . blic.rs (на сербском языке). Бета. 18 мая 2017 г. Архивировано из оригинала 24 января 2018 г. Проверено 24 января 2018 г.
- ^ «Крагуевац: Новый владелец группы Zastava Vehicles, бывший директор «Энергетики» » [Крагуевац: Новый владелец группы Zastava Vehicles — бывший директор «Энергетики»]. Голос Шумадии . 7 марта 2024 г. Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ «Punto Classic – секретное оружие Fiat в Сербии – AutoEdizione.com» . 20 февраля 2013 г. Архивировано из оригинала 2 августа 2017 г. Проверено 6 января 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Застава Автомобили
- Автопроизводители Сербии
- Автопроизводители Югославии
- Компании, базирующиеся в Крагуеваце
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1953 году.
- 1953 заведения в Югославии
- Прекращение деятельности в 2008 году в Сербии
- Несуществующие производители автомобилей Сербии
- Сербские бренды