Jump to content

Иммануил Великовский

(Перенаправлено с Имануила Великовского )
Иммануил Великовский
Иммануил Великовский на конференции Американской ассоциации содействия развитию науки 1974 года в Сан-Франциско.
Рожденный ( 1895-06-10 ) 10 июня 1895 г.
Витебск , Российская империя (на территории современной Белоруссии )
Умер 17 ноября 1979 г. (1979-11-17) (84 года)
Альма-матер Московский Государственный Университет

Immanuel Velikovsky ( / ˌ v ɛ l i ˈ k ɒ f s k i / ; Russian: Иммануи́л Велико́вский , IPA: [ɪmənʊˈil vʲɪlʲɪˈkofskʲɪj] ; 10 июня [ OS 29 мая] 1895 — 17 ноября 1979) — русско-американский психоаналитик , писатель и катастрофист . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Он является автором нескольких книг, предлагающих псевдоисторические интерпретации древней истории , в том числе американского бестселлера «Миры в столкновении», опубликованного в 1950 году. [ 4 ] Работу Великовского часто называют каноническим примером лженауки и используют в качестве примера проблемы демаркации . [ 5 ]

В его книгах используется сравнительная мифология и древние литературные источники (включая Ветхий Завет ), чтобы доказать, что Земля пострадала от катастрофических тесных контактов с другими планетами (главным образом Венерой и Марсом ) в древней истории. Помещая Великовского среди катастрофистов , включая Ганса Беллами , Игнатиуса Доннелли и Иоганна Готлиба Радлофа [ де ] , [ 6 ] британские астрономы Виктор Клуб и Билл Нэпьер отметили: «...Великовский не столько первый из новых катастрофистов...; он последний в ряду традиционных катастрофистов, восходящих к средневековым временам и, вероятно, более ранним». [ 7 ] Великовский утверждал, что электромагнитные эффекты играют важную роль в небесной механике . Он также предложил пересмотренную хронологию древнего Египта , Греции , Израиля и других культур древнего Ближнего Востока . Пересмотренная хронология была направлена ​​на объяснение так называемого « темного века » восточного Средиземноморья ( ок. 1100–750 гг. до н.э.) и согласование библейских свидетельств с общепринятой археологией и египетской хронологией .

В целом теории Великовского были проигнорированы или решительно отвергнуты академическим сообществом. [ 8 ] Тем не менее, его книги часто хорошо продавались и получали восторженную поддержку в светских кругах, часто подпитываемую заявлениями о несправедливом обращении с Великовским со стороны ортодоксальных научных кругов. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Споры вокруг его работ и их восприятия часто называют «делом Великовского». [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

Детство и раннее образование

[ редактировать ]

Иммануил Великовский родился в 1895 году в зажиточной еврейской семье в Витебске ( Российской империи ныне в Белоруссии ). Сын Шимона (Симона Иехиэля) Великовского (1859–1937) и Бейлы Гроденской, он в детстве выучил несколько языков и был отправлен учиться в гимназию Медведникова в Москве , где он хорошо успевал по русскому языку и математике. Он получил высшее образование с золотой медалью в 1913 году. Затем Великовский путешествовал по Европе и посетил Палестину, а затем некоторое время изучал медицину в Монпелье во Франции и прошел курсы домедицинской подготовки в Эдинбургском университете . Он вернулся в Россию до начала Первой мировой войны, поступил в Московский университет и в 1921 году получил степень доктора медицины.

Редакционная работа и брак

[ редактировать ]

Получив медицинскую степень, Великовский уехал из России в Берлин. При финансовой поддержке отца Великовский отредактировал и опубликовал два тома научных трудов, переведенных на иврит. Тома назывались Scripta Universitatis Atque Bibliothecae Hierosolymitanarum («Сочинения Иерусалимского университета и библиотеки»). Он поручил Альберту Эйнштейну подготовить книгу по математике и физике. [ 16 ]

В 1923 году Великовский женился на Элишевой Крамер, молодой скрипачке.

Карьера психиатра

[ редактировать ]

Великовский жил на территории тогдашней Палестины под британским мандатом с 1924 по 1939 год, практикуя медицину в области общей практики , психиатрии и психоанализа , которые он изучал у ученика Зигмунда Фрейда Вильгельма Штекеля в Вене. За это время им было опубликовано около дюжины статей в медицинских и психоаналитических журналах. Фрейда» Он также был опубликован в «Имаго , включая ранний анализ собственных снов Фрейда. [ 17 ]

Эмиграция в США и карьера писателя

[ редактировать ]

В 1939 году, когда надвигалась перспектива войны, Великовский отправился со своей семьей в Нью-Йорк, намереваясь провести годичный творческий отпуск, исследуя свою книгу «Эдип и Эхнатон». Книга была вдохновлена ​​книгой Фрейда «Моисей и монотеизм» и исследовала возможность того, что фараон Эхнатон был легендарным Эдипом . Фрейд утверждал, что Эхнатон, предположительно монотеистический египетский фараон, был источником религиозных принципов, которым Моисей учил народ Израиля в пустыне. Утверждение Фрейда (и других до него) было частично основано на сходстве Псалма 104 в Библии с Великим Гимном Атону , египетским гимном, обнаруженным на стене гробницы придворного Эхнатона Ай в городе Эхнатона. из Ахетатона . Чтобы опровергнуть утверждение Фрейда и доказать Исход как таковой, Великовский искал доказательства Исхода в египетских документах. Одним из таких документов был Папирус Ипувера , в котором, по его мнению, сообщалось о событиях, похожих на некоторые библейские казни. Поскольку традиционная египтология датирует папирус Ипувера намного раньше, чем библейская дата Исхода ( в. 1500—1450 гг. до н. э.) или даты Исхода, принятой многими из тех, кто принимал общепринятую хронологию Египта ( ок. 1250 г. до н. э. ), Великовскому пришлось пересмотреть общепринятую хронологию.

Через несколько недель после его прибытия в Соединенные Штаты началась Вторая мировая война. Отойдя от своего первоначального книжного проекта, Великовский начал развивать радикальную катастроф космологию и теории пересмотренной хронологии, благодаря которым он стал известен. До конца Второй мировой войны, теперь уже будучи постоянным жителем Нью-Йорка, он продолжал исследовать и писать о своих идеях, ища способы распространения их среди научных кругов и общественности. он частным образом опубликовал две небольшие брошюры Scripta Academica, В 1945 году обобщающие его теории ( «Тезисы по реконструкции древней истории» и «Космос без гравитации »). В 1947 году он разослал копии последней академическим библиотекам и ученым, в том числе гарвардскому астроному Харлоу Шепли .

В 1950 году, после того как восемь издательств отвергли рукопись «Миры в столкновении» , [ 18 ] в конце концов он был опубликован издательством Macmillan , которое имело большое присутствие на рынке академических учебников. Еще до своего появления книга была окутана яростной полемикой, когда журнал Harper's Magazine опубликовал о ней весьма положительную статью, как и Reader's Digest , с тем, что сегодня назвали бы креационистским уклоном. Это привлекло внимание Шепли, который выступил против публикации работы, поскольку был ознакомлен с утверждениями Великовского из брошюры, которую Великовский дал ему. Шепли пригрозил организовать бойкот учебников «Макмиллана» за публикацию « Миров в столкновении» , и в течение двух месяцев книга была передана в Doubleday . К тому времени это был бестселлер в Соединенных Штатах. В 1952 году Doubleday опубликовал первую часть пересмотренной хронологии Великовского « Века в хаосе» , за которой в 1955 году последовала « Земля в перевороте » (геологическая книга). В ноябре 1952 года Великовский переехал из Манхэттена в Принстон, штат Нью-Джерси.

На протяжении большей части 1950-х и начала 1960-х Великовский был персоной нон грата в колледжах и университетах. По истечении этого периода он стал получать больше просьб выступить. Он читал лекции, часто собирая огромное количество людей, в университетах Северной Америки . В 1972 году Канадская радиовещательная корпорация показала часовой телевизионный специальный выпуск, посвященный Великовскому и его работам, а в 1973 году за ним последовал тридцатиминутный документальный фильм BBC .

В течение оставшейся части 1970-х Великовский посвятил много своего времени и энергии опровержению своих критиков в академических кругах и продолжал совершать поездки по Северной Америке и Европе, читая лекции о своих идеях. К тому времени у пожилого Великовского был диабет и периодическая депрессия , которая, по словам его дочери, могла усугубляться продолжающимся неприятием его работы научным сообществом. [ 19 ] [ нужен сторонний источник ] Он умер в 1979 году.

Посмертное управление литературным наследием

[ редактировать ]

На протяжении многих лет имением Великовского управляли две его дочери, Шуламит Великовский Коган (1925 г.р.) и Рут Рухама Великовский Шарон (1926 г.р.), [ 20 ] который вообще сопротивлялся публикации каких-либо дальнейших материалов. [ нужна ссылка ] (Исключения составляют биография ABA — Слава и муки: Жизнь доктора Иммануила Великовского , вышедшая в 1995 году и встреченная довольно сомнительными рецензиями; [ 21 ] [ 22 ] [ ненадежный источник? ] [ 23 ] и перевод на иврит другого тома «Века в хаосе », «Темный век Греции» , который был опубликован в Израиле.) Том дискуссий и переписки Великовского с Альбертом Эйнштейном появился на иврите в Израиле, переведенный и отредактированный его дочерью Шуламит Великовский Коган. В конце 1990-х годов большая часть неопубликованных рукописей книг, очерков и переписки Великовского стала доступна на сайте Великовского архива. [ 24 ] В 2005 году дочь Великовского Рут Шэрон передала весь его архив библиотеке Принстонского университета . [ 25 ]

В 1920-е и 1930-е годы Великовский публиковал свои концепции в медицинских и психоаналитических журналах. [ 26 ] Однако наиболее известен он благодаря исследованиям, проведенным в 1940-х годах, когда он жил в Нью-Йорке. Его основные идеи в этой области были резюмированы в письменных показаниях от ноября 1942 г. [ 27 ] и две частные опубликованные Scripta Academica брошюры : «Тезисы по реконструкции древней истории» (1945 г.) и «Космос без гравитации» (1946 г.). [ 28 ]

Вместо того, чтобы полностью отвергнуть его идеи из-за потенциальных недостатков в какой-либо одной области, Великовский решил опубликовать их в виде серии томов книг, ориентированных на непрофессиональную аудиторию, в которых отдельно рассматриваются его предложения по древней истории и области, более актуальные для физические науки. Великовский был страстным сионистом , [ 29 ] [ 30 ] и это действительно определило фокус его работы, хотя ее масштабы были значительно более обширными. Можно сказать, что весь объем работы возник в результате попытки решить следующую проблему: Великовскому казалось, что в письменных или археологических записях отсутствует недостаточная корреляция между библейской историей и тем, что было известно об истории местности, в частности , Египет. [ 31 ]

Великовский искал общие упоминания о событиях в литературных записях и в папирусе Ипувера, по его мнению, нашел современное египетское описание египетских казней . Более того, он интерпретировал оба сообщения как описания великой природной катастрофы. Великовский попытался исследовать физическую причину этих событий и экстраполировал историю вперед и назад с этой точки, перекрестно сравнивая письменные и мифические записи культур на всех обитаемых континентах, используя их для попытки синхронизировать исторические записи, давая то, что он считал Это будут дальнейшие периодические природные катастрофы, которые могут иметь глобальные масштабы. [ нужна ссылка ]

Он пришел к ряду радикальных междисциплинарных идей, которые можно резюмировать следующим образом: [ нужна ссылка ]

  • Планета Земля подвергалась природным катастрофам глобального масштаба как до, так и во время письменной истории человечества.
  • Свидетельства этих катастроф есть в геологических записях (здесь Великовский отстаивал идеи катастрофистов в отличие от преобладающих униформистских представлений) и археологических данных. Вымирание многих видов произошло катастрофически, а не постепенным дарвиновским путем.
  • Катастрофы, произошедшие на памяти человечества, зафиксированы в мифах, легендах и письменной истории всех древних культур и цивилизаций. Великовский указал на предполагаемое совпадение в описаниях многих культур и предположил, что они относятся к одним и тем же реальным событиям. Например, воспоминания о потопе записаны в еврейской Библии, в греческой легенде о Девкалионе и в Ману индийской легенде о . Великовский выдвинул психоаналитическую идею «культурной амнезии» как механизма, посредством которого эти буквальные записи стали рассматриваться как простые мифы и легенды.
  • Причинами этих природных катастроф были тесные столкновения Земли с другими телами Солнечной системы — не в последнюю очередь с теми, которые сейчас являются планетами Сатурн, Юпитер, Венера и Марс, причем эти тела двигались по разным орбитам на человеческой памяти.
  • Чтобы объяснить тот факт, что эти изменения конфигурации Солнечной системы нарушают несколько хорошо понятных законов физики, Великовский придумал роль электромагнитных сил в противодействии гравитации и орбитальной механике .

Некоторые из конкретных постулируемых Великовским катастроф включали: [ нужна ссылка ]

Как отмечалось выше, Великовский задумал широко распространить этот материал к началу 1940-х годов. Однако при жизни, продолжая исследовать, расширять и читать лекции по деталям своих идей, он опубликовал для публики лишь избранные части своей работы в виде книги: [ нужна ссылка ]

  • «Миры в столкновении» (1950) обсуждали литературные и мифические записи катастроф «Венеры» и «Марса».
  • Части его «Пересмотренной хронологии» были опубликованы в книгах «Века в хаосе» (1952), моря» (1977) и Рамсес II и его время» ). « 1978 « Народы ( для греческого мифического персонажа Эдипа .)
  • Книга «Земля в перевороте» (1955) посвящена геологическим свидетельствам глобальных природных катастроф.

Идеи Великовского о его более ранних событиях Сатурна/Меркурия/Юпитера никогда не публиковались, а имеющиеся архивные рукописи гораздо менее развиты. [ нужна ссылка ]

Из всех направлений своих работ Великовский меньше всего публиковал информацию о своей вере в то, что электромагнетизм играет роль в орбитальной механике. Хотя он, похоже, отступил от положений своей монографии « Космос без гравитации» такого отступления не наблюдается 1946 года, в «Звездочетах» и «Могильщиках» . [ 32 ] «Космос без гравитации» , который Великовский разместил в университетских библиотеках и разослал учёным, является вероятным катализатором враждебной реакции астрономов и физиков на его более поздние заявления об астрономии. [ 33 ] Однако другие великовские энтузиасты, такие как Ральф Юргенс (декабрь), Эрл Милтон (декабрь), Уол Торнхилл и Дональд Э. Скотт, утверждали, что звезды питаются не внутренним ядерным синтезом, а электрическими разрядными токами галактического масштаба. Подобные идеи не находят поддержки в традиционной литературе и отвергаются как лженаука . научным сообществом [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]

Пересмотренная хронология

[ редактировать ]

Великовский утверждал, что традиционная хронология Ближнего Востока и классического мира, основанная на египетских сотических датировках и списках царей Манефона , полностью ошибочна. Это было причиной очевидного отсутствия корреляции между библейскими повествованиями и повествованиями соседних культур, а также причиной загадочных « темных веков » в Греции и других странах. Великовский перенес несколько хронологий и династий из египетского Древнего царства в времена Птолемея на столетия (схема, которую он назвал « Пересмотренной хронологией» ), поместив «Исход» современником падения Среднего царства Египта . Он предложил множество других синхронизмов, относящихся ко временам Александра Великого . Он утверждал, что они устраняют призрачные «темные века» и подтверждают библейские повествования об истории, а также те, которые записаны Геродотом .

Эти идеи были впервые кратко изложены в его «Тезисах по реконструкции древней истории» , но «Века в хаосе» были его первой полноценной работой на эту тему. За этим последовали «Эдип и Эхнатон» , «Народы моря» и «Рамзес II и его время» , а также еще две работы, которые не были опубликованы на момент его смерти, но теперь доступны в Интернете в Великовском архиве: «Ассирийское завоевание » и «Темные века». Греции .

Хотя эти идеи отвергаются основными историками, эти идеи были развиты другими историками, такими как Дэвид Рол и Питер Джеймс , которые также попытались создать собственную пересмотренную хронологию.

Великовщина

[ редактировать ]
К. Лерой Элленбергер с Иммануилом Великовским в Сисайд-Хайтс, штат Нью-Джерси, 1978 год.

Великовский вдохновил многочисленных последователей в 1960-х и 1970-х годах. Альфред де Грация посвятил Великовскому выпуск своего журнала American Behavioral Scientist за 1963 год, который был опубликован в расширенной версии в виде книги « Дело Великовского — сциентизм против науки » в 1966 году. The Skeptical Inquirer в рецензии на более позднюю книгу де Грации «Космические еретики» (1984) предполагает, что усилия де Грации могут быть ответственны за сохраняющуюся известность Великовского в 1970-е годы. [ 37 ]

Общество междисциплинарных исследований (SIS) было «сформировано в 1974 году в ответ на растущий интерес к работам современных катастрофистов, особенно к весьма противоречивому доктору Иммануилу Великовскому». Институт изучения междисциплинарных наук (ISIS) — это дочерняя компания SIS, основанная в 1985 году под руководством Дэвида Рола , который пришел отвергнуть «Пересмотренную хронологию» Великовского в пользу своей собственной « Новой хронологии ».

Кронос: Журнал междисциплинарного синтеза был основан в 1975 году специально «для изучения работ Великовского». С 1972 по 1975 год вышло десять выпусков журнала Pensée: «Пересмотренный Иммануил Великовский» . Споры вокруг Великовского достигли пика в середине 1970-х годов, а общественный интерес снизился в 1980-х годах, и к 1984 году бывший великовский сторонник К. Лерой Элленбергер стал ярым критиком великовского катастрофизма. Некоторые великовские публикации и авторы, такие как Дэвид Тэлботт, остаются активными до 2000-х годов.

Идеи Великовского были отвергнуты ведущими научными кругами (часто громко), а его работа обычно считается ошибочной во всех ее подробных выводах. Более того, ученые рассматривают его неортодоксальную методологию (например, использование сравнительной мифологии для построения сценариев в небесной механике) как неприемлемый способ прийти к выводам. Стивен Джей Гулд [ 38 ] предложил краткий обзор основного ответа Великовскому, написав: «Великовский не чудак и не шарлатан - хотя, выражая мое мнение и цитируя одного из моих коллег, он, по крайней мере, великолепно ошибается ... Великовский восстановит науку о небесных явлениях. механика, чтобы сохранить буквальную точность древних легенд».

Самая продаваемая и, как следствие, наиболее критикуемая книга Великовского — «Миры в столкновении» . Астроном Харлоу Шепли , наряду с другими, такими как Сесилия Пейн-Гапошкин , резко критиковали решение Макмиллана опубликовать работу. Основная критика этой книги со стороны астрономического сообщества заключалась в том, что ее небесная механика физически невозможна и требует планетарных орбит, которые не соответствуют законам сохранения энергии и сохранения углового момента . [ нужна ссылка ]

Великовский рассказывает в своей книге «Звездочеты и могильщики», как он пытался защитить себя от критики своей небесной механики, удалив оригинальное приложение по этому вопросу из « Миров в столкновении» , надеясь, что достоинства его идей будут оценены на основе его сравнительной мифологии. и использование только литературных источников. Однако эта стратегия его не защитила: приложение представляло собой расширенную версию монографии «Космос без гравитации» , которую он уже разослал Шепли и другим в конце 1940-х годов, и они сочли содержащуюся в ней физику абсурдной. [ нужна ссылка ]

К 1974 году споры вокруг работы Великовского проникли в американское общество до такой степени, что Американская ассоциация содействия развитию науки почувствовала себя обязанной разобраться в ситуации, как они это сделали ранее в отношении НЛО , и посвятила Великовскому научную сессию с участием ( среди прочих) сам Великовский и профессор Карл Саган . Саган дал критику идей Великовского (книжная версия критики Сагана гораздо длиннее, чем представленная в докладе; см. ниже ). Его критика доступна в журнале «Учёные противостоят Великовскому». [ 39 ] и как исправленная и переработанная версия в книге « Мозг Брока: размышления о романтике науки» . [ 40 ]

Лишь в 1980-х годах была сделана очень подробная критика « Миров в столкновении» с точки зрения использования мифических и литературных источников, когда Боб Форрест опубликовал их весьма критическое исследование (см. Ниже ). Ранее в 1974 году Джеймс Фиттон опубликовал краткую критику интерпретации мифа Великовским (проигнорированную Великовским и его защитниками), обвинение которой начиналось так: «По крайней мере, по трем важным причинам использование Великовским мифологии необоснованно. все мифы имеют самостоятельную ценность; второе — это тенденция рассматривать только тот материал, который соответствует его тезису, а третье — его весьма бессистемный метод». [ 41 ] Краткий анализ положения аргументов в конце 20-го века дан бывшим соратником доктора Великовского и «Кронос» редактором журнала К. Лероем Элленбергером в его «Уроке Великовского» . [ 42 ]

Совсем недавно отсутствие подтверждающего материала в исследованиях ледяных кернов (таких как керны Greenland Dye-3 и Vostok ) устранило любые основания для предположения о глобальной катастрофе предполагаемого размера в период позднего голоцена . Тем не менее, эксперт по древесным кольцам Майк Бэйли отдал должное Великовскому после того, как он отверг невозможные аспекты « Миров в столкновении »: «Однако я не мог бы не согласиться со всеми аспектами работы Великовского. Великовский почти наверняка был прав в своем утверждении, что древние тексты содержат подсказки. к катастрофическим событиям сравнительно недавнего прошлого, на протяжении существования человеческой цивилизации, которые связаны с воздействием комет, метеоритов и кометной пыли... Но принципиально Великовский ничего не понимал в кометах... Он не знал об опасности изложенные сравнительно небольшими объектами... Эта неспособность признать силу комет и астероидов означает, что разумно вернуться к Великовскому и удалить весь физически невозможный текст о прохождении Венеры и Марса близко к Земле... Другими словами , мы можем перейти к его главному тезису, который заключается в том, что Земля испытала драматические события со стороны небесных тел, особенно во втором тысячелетии до нашей эры». [ 43 ]

Пересмотренная хронология Великовского была отвергнута почти всеми ведущими историками и египтологами . Утверждалось, начиная с первых рецензентов, что Великовский использует материал для доказательства часто очень избирательно. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] В 1965 году ведущий клинописец Абрахам Сакс на форуме в Университете Брауна дискредитировал использование Великовским месопотамских клинописных источников. [ 47 ] Великовский так и не смог опровергнуть нападки Сакса. [ 48 ] В 1978 году, после долго отложенной публикации дальнейших томов серии Великовского « Века в хаосе» , базирующееся в Соединенном Королевстве Общество междисциплинарных исследований организовало конференцию в Глазго специально для обсуждения пересмотренной хронологии. [ 49 ] Окончательный вывод этой работы, сделанный такими учеными, как Питер Джеймс , Джон Бимсон, Джеффри Гаммонн и Дэвид Рол , заключался в том, что пересмотренная хронология несостоятельна. [ 50 ] SIS продолжает публиковать обновленную информацию об этой продолжающейся дискуссии, в частности работы историка Эммета Суини.

Хотя Джеймс хвалит Великовского за то, что он «указал путь к решению, бросив вызов египетской хронологии», он резко раскритиковал содержание хронологии Великовского как «катастрофически экстремальное», создав «ряд новых проблем, гораздо более серьезных, чем те, которые он надеялся решить». решить» и утверждая, что «Великовский мало что понимал в археологии и ничего в стратиграфии». [ 51 ]

Бауэр обвиняет Великовского в догматическом утверждении интерпретаций, которые в лучшем случае возможны, и приводит несколько примеров из «Веков в хаосе» . [ 52 ]

«Дело Великовского»

[ редактировать ]

Враждебность, направленная против Великовского с некоторых сторон (особенно первоначальная кампания, возглавляемая Харлоу Шепли ), была настолько велика, что некоторые комментаторы провели анализ самого конфликта. Среди них было исследование журнала American Behavioral Scientist , которое в конечном итоге было опубликовано в виде книги под названием «Дело Великовского — сциентизм против науки». [ 53 ] Это сформировало дискуссию с точки зрения того, как академические дисциплины реагировали на идеи работников, не входящих в их область, утверждая, что существует академическое неприятие разрешения людям пересекать междисциплинарные границы. Совсем недавно Джеймс Гилберт, профессор истории в Университете Мэриленда, бросил вызов этой традиционной версии, опубликовав отчет, в котором основное внимание уделялось интеллектуальному соперничеству между союзником Великовского Горацием Калленом и Харлоу Шепли . [ 54 ] Ранее Генри Бауэр оспорил мнение о том, что «Дело Великовского» иллюстрирует сопротивление ученых новым идеям, указав, что «природа и обоснованность утверждений Великовского должны быть рассмотрены, прежде чем решить, что «Дело Великовского» может пролить свет на восприятие новых идей в науке. .." [ 55 ] и на том же основании Кейт Диксон утверждал, что трактовка этого случая социологами является примером более широкой нездоровой тенденции в социологии объяснять все мнения как идеологически мотивированные без учета их возможной рациональной основы. [ 56 ]

Научная пресса в целом лишила Великовского возможности опровергнуть его критику. Великовский утверждал, что это сделало его «подавленным гением», и сравнил себя с монахом-еретиком XVI века Джордано Бруно , который был сожжен на костре за свои убеждения. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ]

Споры, вызванные публикациями Великовского, возможно, помогли возродить катастрофистское движение во второй половине 20 века; однако некоторые специалисты в этой области также считают, что прогресс фактически был замедлен негативными аспектами так называемого «дела Великовского». [ 60 ] [ 61 ]

Работает

[ редактировать ]
Заголовок Год Издатель ISBN Примечания
Миры в столкновении 1950 Макмиллан 978-1-906833-11-4 оригинальное издание
1950 Даблдэй 978-1-906833-11-4 передан новому издателю
2009 Парадигма 978-1-906833-11-4 переиздан
Возраст в хаосе :
От Исхода до царя Эхнатона
1952 Даблдэй 978-1-906833-13-8 первое издание
2009 Парадигма 978-1-906833-51-0 переиздан
Земля в перевороте 1955 Даблдэй 978-1-906833-12-1 первое издание
2009 Парадигма 978-1-906833-52-7 переиздан
Эдип и Эхнатон 1960 Даблдэй 978-1-906833-18-3 первое издание
2018 Парадигма 978-1-906833-58-9 переиздан
Народы моря
( Века в хаосе )
1977 Даблдэй 978-1-906833-15-2 первое издание
2011 Парадигма 978-1-906833-55-8 переиздан
Рамзес II и его время
( Века в хаосе )
1978 Даблдэй 978-1-906833-14-5 первое издание
2010 Парадигма 978-1-906833-54-1 переиздан
Человечество в амнезии 1982 Даблдэй 978-1-906833-16-9 первое издание
2010 Парадигма 978-1-906833-56-5 переиздан
Звездочеты и могильщики 1983 Уильям Морроу 978-1-906833-17-6 первое издание
2012 Парадигма 978-1-906833-57-2 переиздан
В начале 2020 Парадигма 978-1-906833-50-3 также имеется в архиве Великовского
Темный век Греции
( Века в хаосе )
2023 Парадигма 978-1-906833-59-6 также имеется в архиве Великовского
Ассирийское завоевание
( Века в хаосе )
посмертный неопубликованный рукопись имеется в архиве Великовского
  1. ^ Иммануил Великовский в Британской энциклопедии
  2. ^ Гудман, Джордж (18 ноября 1979 г.). «Иммануил Великовский, написавший «Столкновение миров», умер в 84 года» . Нью-Йорк Таймс .
  3. ^ Бадер, Кристофер Д. (1 августа 2014 г.). «Псевдонаучные войны: Иммануил Великовский и рождение современного маргинала» . Нова Религио . 18 (1): 123–125. дои : 10.1525/номер.2014.18.1.123 .
  4. ^ «Доктор Иммануил Великовский — учёный» . Архивировано из оригинала 22 августа 2008 г. (цитата по сайту Рут Великовски Шэрон).
  5. ^ Гордин, Майкл Д. (2012). Войны лженауки: Иммануил Великовский и рождение современного маргинала . Чикаго, Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-30442-7 .
  6. ^ «Иоганн Готлиб Радлоф — Великовская энциклопедия» . Великовский.инфо . Проверено 3 июня 2010 г.
  7. ^ Клуб, СВМ и Билл Напье 1984. Великовчане в столкновении. Квадрант (Сидней). Январь-февраль, стр. 33–34; перепечатано в Kronos vol. IX, нет. 3, 1984. стр. 44–49.
  8. ^ Тревор Палмер, Опасная планета Земля: катастрофы и катастрофизм на протяжении веков , издательство Кембриджского университета, ISBN   0-521-81928-8 . стр. 116–119.
  9. ^ Моррисон, Дэвид (2001). Великовскому пятьдесят лет: столкновение культур на задворках науки. Скептик , 9 (1), 62–76; перепечатано в книге Шермер, Майкл (редактор) (2002). Скептическая энциклопедия лженауки , Санта-Барбара, Калифорния. ISBN   1-57607-653-9 . 473–488.
  10. ^ Коэн, Дэниел (1967). Мифы космической эры, Додд Мид. LCCN 67-25108. Глава. VIII, Иммануил Великовский — человек, бросивший вызов миру, стр. 172–94.
  11. ^ Гордон, Теодор Дж. (1966). Идеи в конфликте, St. Martin's Press. LCCN 66-23261. Глава. 2, Чудеса Исхода, стр. 18–48.
  12. ^ Ярмарка, Чарльз (1974). Новая чепуха: конец рационального консенсуса, Саймон и Шустер. ISBN   0-671-21822-0 . Глава. viii, Говоря о летающих объектах..., стр. 139–86.
  13. ^ Бауэр, Генри Х. (1992). Дело Великовского Эон , 2 (6), 75–84. Homestead.com Эта статья, представляющая собой подробный обзор, впервые появилась в декабре 1988 года в журнале La Recherche, стр. 1448–55.
  14. ^ Бауэр, Генри Х. (1996). Великовский, Иммануил, у Гордона Штейна (редактор), Энциклопедия паранормальных явлений . Книги Прометея. ISBN   1-57392-021-5 . стр. 781–788.
  15. ^ Гроув, JW (1989). В защиту науки: наука, технологии и политика в современном обществе, University of Toronto Press. ISBN   0-8020-2634-6 . Глава. 5, Псевдонаука, стр. 120–50; адаптировано из Grove, JW (1985). Рациональность под угрозой: наука против лженауки. Минерва , 23 (2), 216–40.
  16. ^ Карпель, Далия (2013). «Тель-Авивский психиатр, ставший культурным героем в Америке» . Гаарец .
  17. ^ Великовский, И. «Сны, которые видел Фрейд», Психоаналитический обзор, том. 28 стр. 487–511 (октябрь 1941 г.), Varchive.org.
  18. ^ Великовский, Иммануил (1983). Звездочеты и могильщики , Уильям Морроу и компания. ISBN   0-688-01545-X . стр. 63.
  19. ^ Шэрон, Рут Великовский: «Аба: слава и мучения. Жизнь доктора Иммануила Великовского» МакГроу Хилл, 1995
  20. ^ Дуэйн Ворхис, «Ранние годы: Часть вторая», Aeon III:1 (ноябрь 1992 г.). См. также веб-сайт Рут Великовски Шэрон , заархивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
  21. ^ Ворхис, Дуэйн (1996). Эон , 4 (2), 107–11.
  22. ^ Элленбергер, Лерой (1996). Журнал научных исследований , 10 (4), 561-9., UGA.edu
  23. ^ Мур, Брайан (1997). Обзор хронологии и катастрофизмов 1997 (2), 51.
  24. ^ Архив Иммануила Великовского.
  25. Библиотека Принстонского университета. Архивировано 12 мая 2006 г. в Wayback Machine. Текущий список (менее подробно): Документы Иммануила Великовского.
  26. ^ Список Varchive.org. см. на
  27. ^ Великовский, Иммануил (1942). Аффидевит от 23 ноября .
  28. ^ Собрано на Varchive.com.
  29. Великовский вел еженедельную политическую колонку под прозвищем «Обозреватель» в New York Post 25 ноября 1947 г. - 23 июня 1949 г., Varchive.org.
  30. ^ «Великовский и его герои», Сифф, М. Обзор Общества междисциплинарных исследований том. В, выпуск 4 (1984)
  31. ^ Ворхис, Дуэйн. (1990). «Еврейская наука» Иммануила Великовского: культура и биография как идеологические детерминанты. Диссертация, Государственный университет Боулинг-Грин.
  32. ^ Великовский, Иммануил 1983. Звездочеты и могильщики . Уильям Морроу и компания. ISBN   0-688-01545-X . Сноска, с. 165, указывает на отсутствие отступления и утверждает: «Гравитация — это электромагнитное явление».
  33. ^ Бауэр, Генри Х. 1984. За пределами Великовского: история общественной полемики . Издательство Университета Иллинойса. ISBN   0-252-01104-X . стр. 233 .
  34. ^ Элленбергер, К. Лерой, 1985. сек. «Электрические звезды» в «Все еще сталкиваются со многими проблемами (Часть II)», Кронос X (3), стр. 15–23.
  35. ^ Томпсон, Тим 2001. «О гипотезе «Электрического Солнца»» . Томпсон — физик, вышедший на пенсию из Лаборатории реактивного движения.
  36. ^ Бриджмен, WT 2008. «Электрическое небо, короткое замыкание». Архивировано 19 сентября 2009 г. в Wayback Machine . Бриджмен — астрофизик в Центре космических полетов имени Годдарда НАСА в Гринбелте, штат Мэриленд.
  37. ^ Бауэр, Генри Х. (1985), «Внутри дела Великовского» (PDF) , Skeptical Inquirer , 9 (3): 284–288.
  38. ^ Гулд, Стивен Джей , Великовский в столкновении
  39. ^ Саган, Карл (1977). Анализ столкновений миров , Голдсмит, Дональд (редактор) (1977). Ученые противостоят Великовскому . Издательство Корнельского университета. ISBN   0-8014-0961-6 . стр. 41–104.
  40. Вот пример переработки текста между 1977 и 1979 годами: «Моя собственная позиция состоит в том, что даже если двадцать процентов легендарных конкордансов, которые производит Великовский, реальны, есть что-то важное, что нужно объяснить... Аналогично, мы должны не удивляйтесь, если некоторые элементы нескольких легенд случайно совпадают. Но я не верю, что все согласования, которые производит Великовский, можно объяснить таким образом» (1977, стр. 48–50), по сравнению с «Моими». Моя собственная позиция состоит в том, что если даже 20 процентов легендарных симфоний, которые производит Великовский, реальны, есть что-то важное, что нужно объяснить... Точно так же мы не должны удивляться, если некоторые элементы нескольких легенд случайно идентичны. что все созвучия, которые дает Великовский, могут быть объяснены именно таким образом» (1979, с. 86–88).
  41. ^ Фиттон, Джеймс (1974). Великовский Мифисторик. Хирон , I (1 и 2), 29–36; выдержки на UGA.edu
  42. ^ Урок Великовского
  43. ^ Бэйли, Майк (1999). Исход к Артуру: катастрофические встречи с кометами , BT Batsford Ltd.; Лондон. ISBN   0-7134-8352-0 . Глава. 12, Возвращение к Великовскому, с. 166–180 (170–172).
  44. ^ Олбрайт, Уильям 1952. Рецензия на книгу New York Herald Tribune, 20 апреля. Пересказ древней истории Ближнего Востока. п. 6.
  45. ^ Кемпферт, Вальдемар , «Соломон, царица Савская и Египет Исхода» (аннотация с доступом подписчиков к полному PDF-файлу) , New York Times Book Review, стр. 23, 20 апреля 1952 г. Цифровая ссылка получена 18 июля 2015 г.
  46. ^ Штибинг-младший, Уильям Х. 1984. Космический катастрофизм, гл. III, в «Древних астронавтах», «Книгах Прометея о космических столкновениях». ISBN   0-87975-260-2 . стр. 57–80.
  47. ^ Стенограмма в Aeon 1992, Vol.3 No.1, стр. 103–5. Также «Выступление Авраама Сакса в Университете Брауна, 15 марта 1965 г.» ; предоставлено Лероем Элленбергером через abob.libs.uga.edu . Проверено 5 марта 2016 г.
  48. ^ Элленбергер, Лерой 1992. Эон 3 (1), раздел «Золотое дно от Брауна» в «Об уроках, наследии и лакмусовых бумажках: Великовское попурри (Часть первая)», стр. 88–90. «Великовский столкнулся с группой из четырех профессоров [в Университете Брауна 15 марта 1965 года]: Леона Н. Купера (физика), Бруно Дж. Джилетти (геология), Чарльза Смайли (астрономия) и Абрахама Дж. Сакса (история математики) [ который заменял Отто Нойгебауэра ], модератором которого выступил Генри Кучера (лингвистика). В данном случае Великовский ловко обсудил первые три вопроса. Он был ошеломлен Саксом, чье выступление было одновременно риторическим и содержательным опровержением Великовского. Сакс выдвинул так много обвинений в своей филиппике , что я затрудняюсь ответить, но я приглашаю доктора Сакса провести завтра полтора часа на собрании [в Дайман-Хаусе], а также каждого из вас. и шаг за шагом каждое из его утверждений будет опровергнуто». К сожалению, на следующий день Сакс не явился, а Великовский даже не упомянул о Саксе [согласно магнитофонной записи заседания, находящейся в распоряжении Уорнер Б. Сайзмор , который одолжил его Элленбергеру 31 марта 1979 г.]. Любопытно, что досье Великовского о поездке Брауна содержит напечатанные опровержения всем участникам дискуссии, кроме Сакса, для которого существуют лишь частичные карандашные пометки - но позже в том же году Великовский ответит Ким Дж. Мастерс, второкурснице Принстона, в течение недели в The Daily. Принстонский институт (15 ноября 1965 г.) по поводу критики Эдипа и Эхнатона . Опровержение Великовского Мастерсу было резким и охватывало весь диапазон: от споров о деталях до ad hominems .
  49. ^ «Века в хаосе?» - Материалы конференции по выходным в жилых домах, Глазго, 7–9 апреля 1978 г.», Обзор Общества междисциплинарных исследований, том. VI, выпуск 1/2/3, 84 стр. (1982)
  50. ^ Бимсон, «В ​​поисках границ хронологического пересмотра» в «Материалах конференции SIS: века все еще в хаосе», Обзор хронологии и катастрофизмов , 2003 г.
  51. Джеймс, Питер , Предисловие к книге «Столетия тьмы»
  52. Bauer Beyond Великовский, страницы 158–60.
  53. ^ Альфред де Грация (ред.). «Дело Великовского: сциентизм против науки» (PDF) . Проверено 30 июня 2024 г.
  54. ^ Гилберт, Джеймс (1997). Искупительная культура: американская религия в эпоху науки, University of Chicago Press. ISBN   0-226-29320-3 . Глава. 8, Два человека науки, стр. 170–97 .
  55. ^ Бауэр, Генри (1984). «Великовский и социальные исследования науки». Обзор 4S . 2 (4). Sage Publications, Inc .: 2–8. ISSN   0738-0526 . JSTOR   690283 .
  56. ^ Диксон, Кейт (1980). Социология веры: заблуждение и обоснование . Рутледж и Кеган Пол, Лондон. стр. 73–76. ISBN   0-7100-0445-1
  57. ^ Великовский, И. Принятие правильных идей в науке , Varchive.org.
  58. ^ Великовский, «Я бросаю вызов традиционным взглядам на науку» , представлено на конференции AAAS 1974 года, Varchive.org
  59. ^ Великовский, Я Клод Шеффер , Varchive.org
  60. ^ Сталь, Дункан (1995). Необычные астероиды и кометы Судного дня , Джон Уайли и сыновья. ISBN   0-471-30824-2 . стр. 155.
  61. ^ Моррисон, Дэвид (2001). Великовскому пятьдесят лет: столкновение культур на задворках науки. Скептик , 9 (1), 62–76; перепечатано в книге Шермер, Майкл (редактор) (2002). Скептическая энциклопедия лженауки , Санта-Барбара, Калифорния. ISBN   1-57607-653-9 . 473–488. Моррисон цитирует нескольких ученых, придерживающихся последней точки зрения, в том числе Уолтера Альвареса , Дэвида Раупа , Ричарда Мюллера , Джея Мелоша, Питера Уорда и Дона Йоманс. Этот опрос подтверждает догадку, высказанную Моррисоном и Кларком Р. Чепменами. [ нужны разъяснения ] в главе 13 «Катастрофизм вышел из-под контроля: случай Иммануила Великовского» в журнале «Космические катастрофы » (1989), стр. 183–96.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Работы Великовского доступны в Интернете.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cabee42ea0f21e9e9d56abe1b73d7686__1721977020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/86/cabee42ea0f21e9e9d56abe1b73d7686.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Immanuel Velikovsky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)