Кормящая Мадонна

Мадонна Кормилицы , Дева Лактанс или Мадонна Лактанс — это иконография Мадонны с Младенцем , в которой Дева Мария кормит грудью младенца Иисуса . По-итальянски ее называют Мадонна дель Латте («Мадонна молока»). Это был распространенный тип в живописи до тех пор, пока атмосфера не изменилась после Тридентского собора , когда церковь не одобряла его, по крайней мере, в публичном контексте, по соображениям приличия. [ 1 ]
Изображение упоминается Папой Григорием Великим , а мозаичное изображение, вероятно, XII века, находится на фасаде церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме, хотя сохранилось несколько других примеров, относящихся к периоду до позднего средневековья. Его продолжали встречать в православных иконах (как Галактотрофуса по-гречески, Млекопитательница по-русски), особенно в России. [ 2 ]
Использование изображения, похоже, возродилось вместе с цистерцианским орденом в 12 веке, как часть общего подъема Марии богословия и преданности . Молоко рассматривалось как «переработанная кровь», а молоко Богородицы в некоторой степени соответствовало роли Крови Христа . [ 3 ] [ 4 ]

В средние века средний и высший классы обычно передавали грудное вскармливание кормилицам , а изображение Кормящей Мадонны было связано с Мадонной Смирения , изображением, которое изображало Богородицу в более обычной одежде, чем показанные, например, королевские одежды. , на изображениях Коронации Богородицы и часто сидящих на земле. В первой половине 13 века было создано более ста сохранившихся картин. [ 5 ] Появление таких картин в Тоскане в начале 14 века было своего рода визуальной революцией, частично заменив Царицы Небесной изображения ; они также были популярны в Иберии .
Позднее средневековье и упадок
[ редактировать ]Большинство картин позднего средневековья представляют собой религиозные панели меньшего размера, содержащие только две основные фигуры (иногда плюс маленькие ангелы). Но кормящая Богородица иногда становится центром священной беседы со святыми и, возможно, с портретами дарителей .
В голландской и фламандской живописи эпохи Возрождения , особенно в Антверпене варианты недавно популярного сюжета Святого Семейства (Богоматерь с Младенцем и Святым Иосифом , в начале 16 века появились ) с кормящей грудью Девой; Йос ван Клев нарисовал многие из них. Это были небольшие религиозные панели для домов зажиточных людей, а не для церквей. Несколько композиций были скопированы разными художниками, вероятно, по рисункам. [ 6 ] Опираясь на отрывок Людольфа Саксонского , эту тему также можно было бы превратить в « Отдых на пути в Египет » с привлечением пейзажного фона. Иосифа можно было изобразить рядом с Марией или в виде маленькой фигурки, добывающей пищу на заднем плане, как это Джерарда Дэвида . сделано на картине [ 7 ] Иногда Богородица кормит грудью, сидя верхом на осле, еще на миниатюре XII века в монастыре Святой Екатерины на горе Синай . [ 8 ]
Другая композиция из той же фламандской среды, чаще всего встречающаяся на более дешевой льняной основе, а не на панели , по-видимому, была связана с поклонением Непорочному Зачатию . Здесь просто изображена Дева, смотрящая вниз, и Младенец. [ 9 ]
Другой тип изображения, также устаревший после Трента, изображал Марию, обнажающую грудь в традиционном жесте женской мольбы ко Христу, когда она просила о помиловании грешников в сценах Деисуса или Страшного суда . Хорошим примером является фреска в Сан-Агостино в Сан-Джиминьяно , Беноццо Гоццоли написанная в честь окончания чумы.
Кормящая Дева пережила эпоху барокко; примеры включают некоторые изображения Святого Семейства , , Эль Греко , например [ 10 ] и повествовательные сцены, такие как « Отдых на пути в Египет» , например, Орацио Джентилески (версии в Бирмингеме и Вене).
Лактация Бернара
[ редактировать ]
Вариант, известный как Лактация святого Бернара ( Lactatio Bernardi на латыни, или просто Lactatio ), основан на чуде или видении, касающемся святого Бернара Клервоского , где Богородица окропила его губы молоком (в некоторых версиях он бодрствует и молится перед изображение Мадонны, у других спящей). [ 11 ] В искусстве он обычно становится на колени перед Мадонной Лактанс, и когда Иисус делает перерыв в кормлении, Дева сжимает ее грудь, и в него попадает брызги молока, часто изображаемые путешествующими на впечатляющее расстояние. По разным слухам, молоко дало ему мудрость, показало, что Дева была его матерью (и человечества в целом), или вылечило глазную инфекцию. В этой форме Мадонна Кормилицы сохранилась в искусстве барокко , а иногда и в стиле рококо , как, например, в главном алтаре Клостера Альдерсбаха . [ 12 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Магдалина Магдалины со святыми Леонардом и Петром и сценами из жизни святого Петра, ок. 1270
-
Липпо Мемми или круг, ок. 1340–50
-
Правая створка Меленского диптиха , ок. 1452, Жан Фуке
-
Мадонна кормящая грудью (ок. 1500 г. или позже), автор Ян Провост.
-
Андреа Соларио , Мадонна с зеленой подушкой , ок. 1507–10
-
Святое семейство , Йоос ван Клев , ок. 1512–13
-
Во время бегства в Египет , Андре Гонсалвеш , Португалия, до 1755 года.
-
Galaktotrophousa Makarios , Greece c. 1784
См. также
[ редактировать ]- Мадонна Литта
- Часовня Молочного грота , Вифлеем
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хинсдейл, Мэри Энн; Дуган, Кейт; Оуэнс, Дженнифер (2009). Со скамеек сзади . п. 102. ИСБН 978-0-8146-3258-1 .
- ^ Традиго, Альфредо (2006). Иконы и святые Восточной Православной Церкви, Путеводитель по изображениям . Гетти. п. 183. ИСБН 9780892368457 .
- ^ Саксон, Элизабет (2006). Евхаристия в романской Франции: иконография и богословие . Бойделл. стр. 205–207. ISBN 9781843832560 .
- ^ Эйнсворт, 308–310.
- ^ Эштон, Энн М. (2006). «Одномарийские лактаны». Интерпретация иконографии груди в итальянском искусстве, 1259-1609 гг. (PDF) . Университет Сент-Эндрюс. п. 42. ОСЛК 809064950 . Проверено 21 апреля 2021 г. (кандидатская диссертация)
- ^ Эйнсворт, 246–252.
- ^ Эйнсворт, 308 г.
- ^ [[:Файл:Бегство в Египет (12 Синайских островов).jpg| Монастырь Святой Екатерины ]]
- ^ Эйнсворт, 252–254.
- ^ Эль Греко в Будапеште.
- ^ Дьювез, Леон; ван Итерсон, Альберт (1956). «Лактация сенбернара: легенда и иконография». Сито в Нидерландах . 7 : 165–89.
- ^ Файл: Приходская церковь Альдерсбаха — Главный алтарь 2, алтарь.jpg
Источники
[ редактировать ]
- Эйнсворт, Мэриан Винн и др., От Ван Эйка до Брейгеля: ранние нидерландские картины в Метрополитен-музее , 2009, Метрополитен-музей, 2009. ISBN 0-8709-9870-6 , книги Google