Программное обеспечение Коммодор 64
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Commodore 64 собрал большую библиотеку программного обеспечения, насчитывающую почти 10 000 коммерческих наименований, охватывающую большинство жанров, от игр до бизнес-приложений и многих других.
Приложения, утилиты и программное обеспечение для бизнеса
[ редактировать ]В то время как низкая производительность жесткого диска 1541 делала Commodore 64 практически непригодным для использования в качестве бизнес-компьютера, [1] он по-прежнему широко использовался для многих важных задач, включая создание компьютерной графики, настольные издательские системы и обработку текстов . Info 64 , первый журнал, выпускаемый с помощью настольных издательских инструментов, был создан и посвящен платформе Commodore.
Самым известным художественным пакетом был, пожалуй, KoalaPainter , в первую очередь из-за его собственного пользовательского интерфейса для графических планшетов — KoalaPad. Еще одной популярной программой для рисования для C64 была Doodle! . Существовала версия The Print Shop для Commodore 64 , позволяющая пользователям создавать вывески и баннеры с помощью принтера. «The Newsroom» представлял собой пакет настольных издательских систем. Световые ручки и программное обеспечение для рисования САПР также производились на коммерческой основе, например, Inkwell Light Pen и сопутствующие инструменты.
было доступно множество готовых текстовых процессоров Для Commodore 64 , таких как PaperClip и Vizawrite , но популярной программой DIY была SpeedScript , которая была доступна в виде программы ввода из Compute!'s Gazette .
Приложение для работы с электронными таблицами Multiplan от Microsoft было перенесено на Commodore 64, где оно конкурировало с традиционными пакетами, такими как Calc Result . Первым Lotus 1-2-3 , подобным интегрированным пакетом программного обеспечения от Viza Software , для 64-го был Vizastar . [2] [3] Полный офисный пакет появился в виде Mini Office II британского производства . В Германии и Скандинавии многие популярные прикладные программы издала немецкая компания Data Becker . Типичная электронная таблица C64 могла хранить 64 столбца и 255 строк или 16 000 ячеек, но из-за ограничений оперативной памяти одновременно можно было использовать только 5–10% из них. [4]
Однако серьезных бизнес-пользователей Commodore 64 привлекла GEOS . Благодаря своей скорости, простоте использования и полному набору офисных приложений и служебного программного обеспечения GEOS обеспечивал рабочую среду, аналогичную среде раннего Apple Macintosh . Вероятно, лучшие офисные приложения появились на GEOS, потому что он был графически продвинутым и не ограничивался размером экрана Commodore 64 в 40 столбцов. Будучи полноценной ОС , GEOS принесла с собой множество дополнительных шрифтов, аксессуаров и приложений. Он также поддерживал большинство периферийных устройств Commodore 64 и моделей принтеров сторонних производителей. Пользователи KoalaPad и световых перьев также могли использовать GEOS, что значительно увеличило количество клипартов, доступных для платформы. GEOS оказался очень популярным из-за низкой цены на необходимое оборудование (и, конечно же, возможностей ОС). Частично это было связано с агрессивной ценой на Commodore 64 как игровую машину и домашний компьютер (с учетом скидок C64 в то время стоил всего 100 долларов США). Это было по сравнению с типичным ПК за 2000 долларов США (для которого требовалось MS-DOS и еще 99 долларов за Windows 1.0 ) или почтенный Mac 512K Enhanced также 2000 долларов.
Для Commodore 64 существовало множество инструментов для редактирования звука. Commodore выпустила программное обеспечение для создания музыки, которое включало накладку на клавиатуру, подходящую для ранних моделей Commodore 64. Такие программы, как Music Construction Set, были доступны пользователям для сочинения музыки с нотами; однако инструментами, которые максимизировали звуковые возможности C64, были инструменты демосценической музыки или чистый язык ассемблера . Картриджи расширения MIDI и оборудование для синтеза речи также были доступны для более серьезных музыкантов. Недавно был выпущен картридж Prophet64, который содержит набор приложений в стиле графического пользовательского интерфейса для секвенирования музыки, синтеза ударных и ритма, синхронизации MIDI DIN и других способов использования преимуществ чипа SID, что фактически превращает C64 в настоящий музыкальный инструмент, который любой может использовать. Существовало также программное обеспечение, с помощью которого можно было заставить Commodore 64 говорить, наиболее известным из которых было SAM .
C64 На первом экране показан BASIC с небольшой программой. Интерпретатор BASIC не только позволяет пользователю писать программы, но также используется в качестве командной строки, поэтому для загрузки программы необходимо ввести команду BASIC.
- KoalaPainter — ранняя программа рисования . Он использует два экрана. Первый отображает меню, а второй — изображение, над которым ведется работа. Управляется программа либо джойстиком , KoalaPad либо графическим планшетом (который также продавался компанией Koala).
- Magic Desk — приложение от Commodore , напоминающее настоящую пишущую машинку, но содержащее базовые функции редактирования.
- Multiplan — это приложение для работы с электронными таблицами, написанное Microsoft . [5]
- Vizawrite — еще один текстовый процессор для C64, но он больше похож на профессиональные текстовые процессоры начала 80-х.
- GEOS представлял собой графический пользовательский интерфейс , впервые выпущенный в 1987 году. Для своего времени это была небольшая революция, поскольку до этого времени графические интерфейсы, кроме Apple II Desktop/MouseDesk, были доступны в основном для гораздо более мощных 16-битных машин.
- geoPaint — программа рисования для GEOS. Несмотря на более низкое разрешение, он обладал всеми возможностями других программ рисования с графическим интерфейсом того времени.
- geoWrite — текстовый процессор для GEOS. Он имел графический интерфейс и поддерживал множество различных стилей и шрифтов по принципу WYSIWYG , в отличие от других текстовых процессоров C64.
- UIFLI (Underlay Interlace Flexible Line Interpreter) — графический режим на Commodore 64, изобретенный DeeKay и Crossbow of Crest в 1995 году.
Игры
[ редактировать ]Вспомните на минутку первую программу, которую вы когда-либо видели на Commodore 64. Скорее всего, это была игра, если у вас есть 64 более пары лет.
- Бюллетень Compute!, 1986 г. [6]
По оценкам, к 1985 году игры составляли от 60 до 70% программного обеспечения Commodore 64. [7] Отчасти благодаря передовому звуковому и графическому оборудованию, а также качеству и количеству написанных для него игр, C64 стал более известен как игровая и домашняя развлекательная платформа, чем как серьезный бизнес-компьютер. Большая установленная база пользователей побуждала коммерческие компании наводнять рынок игровым программным обеспечением вплоть до закрытия Commodore в 1994 году. Всего для Commodore 64 существует более 23 000 уникальных игр. [8]
International Soccer Commodore была лучшей собственной игрой ; в противном случае «обычным стандартом программного обеспечения Commodore является посредственность», InfoWorld в 1984 году. заявила [9] Компания не публиковала много других игр для C64, вместо этого выпуская игровые картриджи в основном от неудачной машины MAX Machine для C64. Commodore включил в аппаратное обеспечение Commodore 64 режим «Ultimax», который позволял компьютеру для этой цели эмулировать машину MAX.
Однако, помимо первых картриджей Commodore, для Commodore было выпущено очень мало игр на картриджах. Большинство картриджей с играми сторонних производителей были произведены Llamasoft , Activision и Atarisoft , однако некоторые из этих игр также нашли свое применение в версиях на дисках и лентах. Лишь позже, когда была выпущена неудачная консоль C64GS , картриджи ненадолго вернулись, включая производство еще нескольких игр, работающих только на картриджах. Взломщикам впоследствии удалось портировать эти игры на диск.
В то время как дисковод для гибких дисков 1541 быстро стал универсальным в США, в Европе предварительно упакованное коммерческое игровое программное обеспечение было обычным явлением либо на дискете, либо в формате кассеты, а иногда и на том и другом. Кассетные игры обычно были дешевле, чем их дисковые аналоги; однако из-за недостаточной скорости Datasette и произвольного доступа многие большие игры (например, ролевые видеоигры ) никогда не создавались для кассетного формата. Несмотря на это, большая часть программного обеспечения в Европе публиковалась только на кассетах, включая множество «бюджетных» игр, выпущенных такими компаниями, как Mastertronic , Firebird и Codemasters, которые выпускались только на кассетах и продавались за небольшую часть цены полной версии. -цена коммерческого программного обеспечения.
Хотя многие компании, занимающиеся коммерческим программным обеспечением, выпускали готовые игровые программы, также было доступно большое количество бесплатного программного обеспечения. Что примечательно в каталоге игр Commodore 64, так это то, что довольно большой выбор всех игр C64 был запрограммирован в некоммерческих целях средними пользователями Commodore 64, при этом редакторы были включены в некоторые игры, например Boulder Dash Construction Kit , Pinball Construction Set , SEUCK , The Квилл , GameMaker . Учитывая доступность BASIC на Commodore 64, многие игры BASIC были созданы, а также портированы с других компьютерных платформ и модифицированы для Commodore 64. Кроме того, существует множество игр, выпущенных в виде программ Type-in из многочисленных журналов, особенно European Commodore. журналы. Было опубликовано множество книг и журналов, содержащих списки игр, а общедоступное программное обеспечение было разработано и выпущено как из систем BBS, так и из общедоступных библиотек, таких как «Binary Zone» в Великобритании.
На Commodore 64 было создано множество классических игр, которые, возможно, слишком много, чтобы их упоминать, включая версии классических видеоигр. Особо следует отметить хит Impossible Mission, выпущенный Epyx , изначально разработанный для Commodore 64. Многособытийные игры Epyx ( Летние игры , Зимние игры , Всемирные игры и Калифорнийские игры ) были очень популярны, а также, возможно, это были первые гоночные игры с динамика разделенного экрана, Pitstop II . большинство этих игр в конечном итоге появились на джойстике Commodore DTV Многие годы спустя . Другие популярные игры, такие как Boulder Dash , The Sentinel , Archon и Elite, получили версии Commodore 64. Пользователи кассет, возможно, помнят такие названия, как Master of Magic , Rocketball , One Man and His Droid и Spellbound на . бюджетных этикетках Mastertronic Другие известные игры для Commodore 64 включают Ultima и The Bard's Tale серии ролевых игр . Hewson/Graftgold создали несколько хорошо принятых игр для C64, включая Paradroid и Uridium — прославились своими графическими эффектами в стиле металлических барельефов и захватывающим игровым процессом. System 3 выпустила приключенческий сериал «Последний ниндзя» первоначально на C64. Armalyte , революционная игра-стрелялка от Thalamus Ltd , и Turrican I & II входят в число игр с самым высоким рейтингом для Commodore 64 (по данным Zzap!64 , который наградил эти игры «золотыми медалями»).
Известными разработчиками игр для Commodore 64 являются: Пол Норман , Даниэль Барри , Эндрю Брейбрук , Стивен Ландрам , Тим и Крис Стэмпер , Джефф Минтер и Тони Гибсон, и это лишь некоторые из них.
В последние коммерческие годы Commodore 64 в 38-м выпуске журнала Commodore Format за ноябрь 1993 года был присвоен единственный 100% рейтинг, когда-либо присвоенный игре Commodore 64 в любом крупном издании Commodore 64. Ведь ни одна игра еще не получала такого высокого рейтинга. [ нужна ссылка ] , а поскольку в середине 1990-х годов коммерческая сцена Commodore 64 сходила на нет, присуждение 100% было воспринято как несколько спорное. Игра под названием Mayhem in Monsterland была разработана с целью максимального использования множества программных хитростей и особенностей аппаратного обеспечения Commodore 64. Впечатляющее использование нестандартных цветов и прокрутки привело к созданию, пожалуй, самой потрясающей графически игры, когда-либо созданной для Commodore 64. Сам игровой процесс похож на игровой процесс в Nintendo от Super Mario Bros. и Sega от Sonic the Hedgehog .
Хотя массовая коммерческая деятельность по созданию игр для C64 больше не ведется, многие энтузиасты и любители по-прежнему пишут игры для этой платформы. Кроме того, несколько мелких издателей по-прежнему продают игровое программное обеспечение.
Игры Commodore 64 продолжают вдохновлять разработчиков и геймеров на современных платформах, таких как iOS , поскольку многие игры создаются с использованием стилей игровой механики, аналогичных тем, что использовались в эпоху Commodore 64.
Типографии, доски объявлений и дисковые журналы
[ редактировать ]Помимо готового коммерческого программного обеспечения, C64, как и VIC до него, имел большую библиотеку программ ввода . Многочисленные компьютерные журналы предлагали программы для ввода текста, обычно написанные на языке BASIC, языке ассемблера или их комбинации. Из-за его огромной популярности многие журналы общего назначения, поддерживавшие другие компьютеры, предлагали тип-ины C64 ( одним из них был Compute! ), а на пике популярности в Северной Америке было много журналов ( Ahoy!, Commodore Magazine , Compute! 's Gazette , Power/Play , RUN и Transactor [1] ), посвященные исключительно компьютерам Commodore. У этих журналов иногда была подписка на сопутствующие диски, доступная за дополнительную плату, с программами, хранящимися на диске, чтобы избежать необходимости вводить их. Дисковый журнал Loadstar предлагал довольно сложные готовые к использованию программы, музыку и графику. Книги с машинопечатками также были обычным явлением, особенно на заре появления машины. Также было много книг, издающих типики для С-64, иногда программы, изначально появившиеся в одном из журналов, но были доступны и книги, содержащие оригинальное программное обеспечение. [10]
Также появилась большая библиотека общедоступных и бесплатных программ, распространяемых онлайн-сервисами, такими как Q-Link и CompuServe , BBS и группами пользователей. Commodore также хранила архив общедоступного программного обеспечения, которое предлагалось для продажи на дискетах. [11] Несмотря на ограниченную оперативную и дисковую емкость, Commodore 64 был популярной платформой для хостинга BBS. Некоторые из наиболее популярных установок включали высокооптимизированную и быструю программу Blue Board и систему Color64 BBS, которая позволяла использовать цветную графику PETSCII . Многие системные операторы BBS использовали флоппи-дисководы большой емкости, такие как SFD-1001 , или жесткие диски, такие как Lt. Kernal .
Взлом программного обеспечения
[ редактировать ]На рынке программного обеспечения C64 широко распространены проблемы с нарушением авторских прав . Существовало множество видов систем защиты от копирования , использовавшихся как на кассетах, так и на дискетах, для предотвращения несанкционированного копирования коммерческого программного обеспечения Commodore 64. Практически все они были обойдены или побеждены взломщиками и варез-группами . Популярность этого мероприятия объясняется большой базой пользователей Commodore 64.
Многие BBS предлагали взломанное коммерческое программное обеспечение, иногда требующее специального доступа и обычно требующее от пользователей поддерживать соотношение загрузки/загрузки. Существовало большое количество варез -групп, в том числе Fairlight , которая продолжала существовать более десяти лет после упадка C64. Некоторые члены этих групп прибегали к телефонному мошенничеству и мошенничеству с кредитными или телефонными картами , чтобы совершать междугородние звонки либо для загрузки новых игр, еще не доступных на местном уровне, либо для загрузки недавно взломанных игр, выпущенных группой.
Однако не у всех пользователей Commodore 64 были модемы. Для этих людей многие «обменники» варез-групп поддерживали контакты по всему миру. Эти контакты обычно массово рассылали взломанные дискеты через почтовую службу. Кроме того, сникернеты существовали в школах и на предприятиях по всему миру, поскольку друзья и коллеги обменивались (а обычно позже копировали) своими коллекциями программного обеспечения. Во времена, когда Интернет еще не получил широкого распространения, для многих пользователей это был единственный способ накопить огромные библиотеки программного обеспечения. Кроме того, и особенно в Европе, группы людей организуют вечеринки по копированию непосредственно для копирования программного обеспечения, обычно независимо от лицензии на программное обеспечение.
Было продано несколько популярных утилит, содержащих специальные процедуры для обхода большинства схем защиты от копирования в коммерческом программном обеспечении. ( Fast Hack'em — вероятно, самый популярный пример — сам по себе широко распространялся.) Pirates Toolbox был еще одним популярным набором инструментов для копирования дисков и снятия защиты от копирования. Ленты можно было скопировать с помощью специального программного обеспечения, но часто это делалось просто путем перезаписи кассеты на двухдековый магнитофон или с помощью картриджа Action Replay, который замораживал программу в памяти и сохранял ее на кассету. Взломанные игры часто можно было скопировать вручную без каких-либо специальных инструментов. В Европе некоторые аппаратные устройства, в просторечии известные как «черные ящики», продавались под прилавком; они соединяли две кассетные деки C1530 вместе в точке подключения C64, позволяя делать копии во время загрузки игры. Это позволило преодолеть трудности с прямым дублированием более поздних игр с использованием высокоскоростных загрузчиков, которые были разработаны для преодоления очень длительного времени загрузки.
БАЗОВЫЙ
[ редактировать ]Как и большинство компьютеров конца 1970-х и 1980-х годов, Commodore 64 поставлялся с версией языка программирования BASIC. Он использовался как для написания программного обеспечения, так и для выполнения функций операционной системы, таких как загрузка программного обеспечения и форматирование дисков.
Встроенный язык программирования BASIC не давал простого способа использовать расширенные графические и звуковые возможности машины. Доступ к этим связанным адресам памяти позволяет использовать расширенные функции, необходимые с помощью команд PEEK и POKE , сторонних расширений BASIC, таких как BASIC от Simons , или для программирования на языке ассемблера . У Commodore была лучшая реализация BASIC, но он решил поставлять C64 с тем же BASIC 2.0, который использовался в VIC-20, чтобы минимизировать затраты. Это, однако, не помешало бесчисленному количеству людей создавать тысячи программ на языке BASIC V2 и обучать людей первым шагам в компьютерном программировании.
Музыка
[ редактировать ]MOS Technology 6581 SID — это звуковой чип для C64, для которого было написано множество музыкальных программ. Одним из музыкальных программных инструментов для C64 был синтезатор Kawasaki , созданный в 1983 году.
Инструменты разработки
[ редактировать ]Помимо игр и офисных приложений, таких как текстовые процессоры , электронные таблицы и программы баз данных , C64 был хорошо оснащен инструментами разработки от Commodore, а также от сторонних поставщиков. различные ассемблерные Были доступны решения; Ассемблер MIKRO поставлялся в виде картриджа ПЗУ и легко интегрировался со стандартным экранным редактором BASIC. PAL Assembler Брэда Темплтона также был популярен. Несколько компаний продавали компиляторы BASIC , компиляторы C и Pascal, а также подмножество Ada , и это лишь несколько популярных языков, доступных для машины.
Вероятно, самым популярным пакетом разработки, ориентированным на развлечения, был Shoot-'Em-Up Construction Kit , ласково известный как SEUCK. SEUCK позволил людям, не имеющим навыков программирования, создавать оригинальные, профессионально выглядящие стрелялки. от Garry Kitchen GameMaker и Arcade Game Construction Kit также позволяли непрограммистам создавать простые игры без особых усилий. Инструменты для текстовых приключенческих игр включали The Quill и Graphic Adventure Creator пакеты разработки . Конструктор для пинбола предоставил пользователям возможность сконструировать автомат для игры в пинбол.
Современные инструменты разработки
[ редактировать ]Разработка программного обеспечения для Commodore 64 никогда не прекращалась. Сегодня доступно множество инструментов, включая IDE, такие как CBM prg Studio, Relaunch64 и WUDSN IDE, которая представляет собой плагин для с открытым исходным кодом Eclipse IDE . Наряду с небольшими компиляторами C, такими как cc65 , на современных ПК можно использовать множество ассемблеров и кросс-ассемблеров:
- Турбо Ассемблер
- Kick Assembler от Мэдса Нильсена
- дамба
- кульминация
- ca65 (который является частью cc65 .)
- c64asm
C64List от Джеффа Хоага — это одновременно кросс-ассемблер и кросс-платформенный редактор/токенизатор BASIC, который позволяет разработчикам писать смешанные программы BASIC/ассемблера в текстовом файле на ПК и компилировать их в один файл .prg, который можно запускать на реальном компьютере. C64 или эмулятор.
Такие инструменты, как PuCrunch, программа LZ77 для сжатия данных и исполняемых файлов, также доступны под лицензией GNU LGPL . Редакторы спрайтов, такие как Sprite Pad, позволяют создавать спрайты и анимацию C64 с помощью Windows. GoatTracker позволяет писать музыку с использованием современных ОС и использует движок ReSID .
Используя CodeNet, можно передавать и выполнять программы на C64 через TCP/IP сетевой кабель с ПК. Хотя для этого требуется адаптер Ethernet на C64 , например, RR-Net для индивидуальных компьютеров или соответствующая версия 1541 Ultimate .
Ретрокомпьютерные усилия
[ редактировать ]Магнитные ленты и диски, на которых хранилось программное обеспечение домашнего компьютера, ветшают с угрожающей скоростью. Чтобы сохранить игровое программное обеспечение и информацию, предпринимаются усилия по копированию с этих устаревших носителей на новые носители, что поможет обеспечить долгую жизнь программного обеспечения и сделать его доступным для эмуляции и архивирования. Кроме того, предпринимаются и другие попытки архивировать документацию Commodore 64, руководства по программному обеспечению, журнальные статьи и другую ностальгию (например, изображения упаковок программного обеспечения, скриншоты игр и телевизионные рекламные ролики Commodore 64). Игровое программное обеспечение Commodore 64 было удивительно хорошо документировано и сохранено, что является значительным достижением, если принять во внимание количество программного обеспечения, доступного для этой платформы.
Организация GameBase 64 (GB64) имеет онлайн-базу данных об играх, которая в версии 7 содержит информацию о 21 000 уникальных названиях игр. Текущая версия GameBase — v18 и имеет базу данных, содержащую около 29 000 наименований. База данных продолжает пополняться по мере поступления новой информации. Помимо онлайновой базы данных, существует загружаемая офлайн-версия. Используя один из интерфейсов GameBase (только для Windows) или jGameBase (независимый от платформы), вы можете удобно просматривать записи базы данных и напрямую запускать их в эмуляторе. Вариант GoodGB64 от Cowering's Good Tools позволяет пользователям проверять свои коллекции игр C64 с использованием базы данных GameBase64.
Существуют инструменты для переноса оригинальных дискет 1541 на компьютер или с него. Star Commander — это инструмент на базе DOS , cbm4linux — это инструмент для Linux, а cbm4win — это инструмент для Windows для передачи данных с оригинального флоппи-дисковода на ПК или наоборот с помощью простого X-кабеля. Также доступны инструменты 64HDD, позволяющие вашему C64 напрямую загружать программное обеспечение D64, хранящееся на вашем ПК, с помощью тех же кабелей. Индивидуальные компьютеры Catweasel позволяют пользователям ПК использовать собственный дисковод для чтения дисков C64.
Кроме того, сейчас появляется все больше эмуляторов, которые позволяют использовать эмулируемый C64 на современном вычислительном оборудовании. К ним относятся VICE , который бесплатен и работает на большинстве современных, а также на некоторых старых платформах; CCS64, доступный для Windows и написанный Пером Хоканом Санделлом ; и Power64, у которого есть версии для Mac OS X и OS 9. Также можно играть в игры Commodore 64 онлайн, используя браузер, через эмуляторы, написанные на Javascript.
Также сервис Quantum Link был реконструирован как Quantum Link Reloaded . Доступ к нему можно получить с помощью настоящего Commodore 64 или через эмулятор VICE.
Также было разработано специальное оборудование, способствующее сохранению программного обеспечения, такое как картридж IDE64 , который позволяет пользователю подключать современный жесткий диск IDE ATA для ПК или флэш-карту CompactFlash непосредственно к машине, что дает возможность копировать программное обеспечение на жесткий диск. диск и использовать его оттуда, предотвращая износ дискеты, которой уже несколько десятилетий.
Nintendo Служба виртуальной консоли предлагает игры Commodore 64 для загрузки на консоль Wii в Северной Америке и Европе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перри, Текла С.; Валлич, Пол (март 1985 г.). «История проектирования: Commodore 64» (PDF) . IEEE-спектр . 22 (3): 48–58. дои : 10.1109/MSPEC.1985.6370590 . ISSN 0018-9235 . S2CID 11900865 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2012 года . Проверено 12 ноября 2011 г.
- ^ «Визастар для Commodore 64» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2013 г.
- ^ «RUN, выпуск 26, февраль 1986 г.» .
- ^ «Журнал RUN, выпуск 35» . Ноябрь 1986 года.
- ^ Microsoft: The Early Days с личного сайта Ричарда Броди.
- ^ Якал, Кэти (июнь 1986 г.). «Эволюция графики Commodore» . Бюллетень Compute ! стр. 34–42 . Проверено 18 июня 2019 г.
- ^ Уэйт, Митчелл; Лафоре, Роберт; Вольпе, Джерри (1985). «Режим C64» . Официальная книга для персонального компьютера Commodore 128 . Говард В. Сэмс и компания с. 80. ИСБН 0-672-22456-9 .
- ^ Главная страница Gamebase64
- ^ Мейс, Скотт (9 апреля 1984 г.). «Атарисофт против Коммодора» . Инфомир . п. 50 . Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ «Книги для ввода C64» . Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года.
- ^ «Общественное достояние CBM» .