Двалы
Двалы осетинский ( грузинский : Двалеби , Двалеби ; : грузин Туалта , латинизированный: Twaltæ этнографическая группа ) — . [ 1 ] [ 2 ] Их земли лежали по обе стороны центральных гор Большого Кавказа , где-то между Дарьяльским и Мамисонским ущельями. Эта историческая территория в основном охватывает север Картли , части регионов Рача и Хеви в Грузии и юг Осетии в России .
Этимология
[ редактировать ]Имя двалов ( груз .: Двальни , Двальни ) встречается в старых грузинских летописях. их земля называлась Двалети них В честь .
Этноним дошел до наших дней как «Твал» и «Урс-Твал» ( по-осетински означает « белые твалы»). грузинские фамилии Двали (змея), Двалишвили (змея), Двалидзе (змея) и осетинские Туаллагов/Тваллэгтаэ . От имени Двалса также происходят [ 3 ] [ 4 ]
История
[ редактировать ]Когда монголы разрушили Аланское царство на Северном Кавказе в XIII–XIV веках, осетины мигрировали через Кавказские горы. В части Двалетии они образовали свою общину под названием Туаллаг. Двалы были оттеснены на юг, в результате чего ускорился процесс их ассимиляции с грузинами и осетинами. К началу 18 века оно было завершено. Термин Двалети сохранил лишь географическое значение, суженное до обозначения исключительно территории вокруг долины Кударо на западе (современный Джавский район в Южной Осетии/ Шида Картли ).
Генетика
[ редактировать ]Представители фамилии Двали из Грузии принадлежат к гаплогруппе G-M201 . [ 5 ]
Язык и происхождение
[ редактировать ]Существуют разные теории о происхождении двалов.
Грузинская теория
[ редактировать ]На протяжении всей истории грузинской государственности, даже после ее включения в состав Российской империи, Двалети всегда считалась неотъемлемой частью Картли .
С 15 века осетины стали селиться в Двалетской провинции, расположенной в северной части Главного Кавказского хребта. Так продолжалось на протяжении всего XVI века, а в XVII веке ассимиляция местного грузинского этноса двалов подходит к концу. До заселения осетинов в Двалети большая часть двалов мигрировала в разные части Грузии: Шида Картли, Квемо Картли, Имерети, Рача. [ 6 ]
Россия присоединила Картли-Кахетию в 1801 году вместе с Двалети. В 1858 году Двалети было административно выделено из Тифлисской губернии и присоединено к Терскому уезду России. [ 6 ]
Вахушти Багратиони отметил, что «язык, на котором они говорят, старый, двальский, но в настоящее время они используют осетинский язык, как если бы это был их родной язык». [ 7 ] В. Гамрекели считал двалов вайнахами, точнее, картвельскими вайнахами. В. Гамрекели считал, что картизация двалов произошла в VII веке, когда утомленное арабским владычеством картлийское население мигрировало. Позже автор изменил свои взгляды, [ 6 ] а в статье, опубликованной в Грузинской советской энциклопедии, он признал двалов картвельскими племенами, а именно занами . [ 6 ] Некоторые ученые указывают, что это были не совсем занские языки , а представители одного из картвельских языков . Последним из грузинских авторов, затронувших вопрос о двальском происхождении, был Б. Гамкрелидзе, пришедший к выводу , что «Двалети с древних времен в культурном и административном отношении всегда была неотъемлемой частью грузинского мира». [ 6 ]
Еще одной деталью, доказывающей их картвельское происхождение, является отсутствие склепов в Двалети. [ 6 ] Склепы встречались только в Чечне и Ингушетии. [ 8 ] а чеченцы и ингуши были признаны искусными строителями и использовались для строительства склепов не только на родной земле, но и в соседней Осетии. [ 9 ] Высказано предположение, что если двалы были родственными вайнахам, то культура склепов существовал бы и среди них.
Nakh theory
[ редактировать ]По мнению ряда историков и лингвистов, двалы, вероятно, говорили на нахском языке . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Гамрекели (грузинский историк) предлагает типичную версию нахской теории, утверждая, что у двалов был язык, явно отличный от языка осетин (которые в конечном итоге мигрировали на их землю) и родственный (но не эквивалентный) вайнахским языкам. но позже он изменил свою точку зрения, поскольку увидел больше аргументов в пользу теории о том, что двалы были грузинскими горцами. [ 3 ]
Теорию о том, что двалы были нахами, подтверждают многочисленные источники.
- Уже более или менее подтверждено нахское происхождение людей непосредственно к их западу ( Малх ; в северной части их территории в Южной Северной Осетии — «Алании», а не в южнокавказской части, где с ними граничили сваны). [ нужна ссылка ]
- Немецкий кавказолог Хайнц Фенрих предоставил доказательства обширных нахско-сванских контактов до прихода ираноязычных захватчиков. Таким образом, чтобы иметь обширные контакты со сванами, достаточные для сильного нахского влияния, обнаруженного Фенрихом в Сване, нахский народ должен был жить рядом с ними. [ нужна ссылка ] . Однако без двалов или хотя бы народа, жившего на их территории до них, являющегося нахами, этого не могло бы произойти, так как малхи, самый близкий народ, проживали на одном из самых сложных участков Кавказа и по сей день современные жители Малхии и сваны практически не контактируют друг с другом. [ 12 ] [ нужен лучший источник ] Грузинский историк Меликишвилли, используя сходство названия со старым вайнахским родом Двали, утверждал, что двалы были родственны вайнахам (т.е. нахскому народу), но отличались друг от друга и что их остатки были поглощены собственно вайнахами (что было подтверждено произошло с фактически подтвержденными нахскими народами, такими как малхи после их упадка). [ 3 ] [ нужна ссылка ]
- Кузнецов отмечает наличие нахских топонимов в Южной и Северной Осетии: в том числе Цей , Лия и Лиахи ( Лиахви ). [ 3 ]
- Почти все историки сходятся во мнении, что двалы не были аланами. Если бы они действительно были скифами, то вряд ли бы они так резко разошлись на столь малой территории; особенно если учесть, что на Кавказе многие народы, уже не образующие этнического единства и уже долгое время разделенные, все еще считались одним целым. [ нужна ссылка ]
Осетинская теория
[ редактировать ]Другая теория состоит в том, что двалы были осетиноязычным народом. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Согласно этому, они были одними из первых осетин, поселившихся на Южном Кавказе. [ 15 ] [ 16 ] [ 18 ] Доказательства осетинской теории также основаны на различных элементах:
- В 1957 году в Двалети был найден образец текста, который некоторые считали «Двал». [ 16 ] [ 19 ] Оно было написано сирийско-несторианским письмом. [ 19 ]
- Оригинальный текст предоставлен Турчаниковым: [ 19 ]
- hcawj acgar ama[r]di a jnn mishnq jtkajin ish kwtwn ljkchh khnkn dan aljka ja ctj (m) mhhh at rk jz azj
- Перевод на английский
- Современная осетинская форма: [ 19 ]
- Xwycwy agcar amardi a jyn mysinag y tyxa jyn yz Cotton ...
- Перевод на английский
- Большая часть бывшей Двалети сейчас населена осетинами. Хотя двалы явно не были аланами, сходство могло способствовать ассимиляции остальных завоеванных двалов.
- Современные осетины, живущие на старой территории двалов (которые, по мнению некоторых, частично произошли от двалов), называются туалами на севере и урс-туалами на юге, и говорят на туальском диалекте осетинского языка . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 20 ]
Достижения
[ редактировать ]11–13-го Самыми выдающимися двалами были, пожалуй, каллиграфы – Иоанн, Михаил, Стефан и Георгий – которые работали в различных грузинских православных монастырях за границей, главным образом в Иерусалиме и на Афоне , и создали несколько прекрасных образцов старых грузинских рукописей. , например, «Месяцы» и «Жития святого Василия» (Иоанна Двала, около 1055 г.) и так называемые Лабечинские Евангелия (Георгия Двала, 13 век). Другим известным двальским каллиграфом был Вола Тлиаг ( по-осетински : Вола Тлиаг, что означает «Вола из Тли »). [ 21 ] ), работавший над Капеллой Нузаля . [ 21 ]
Православная церковь чтит также память святителя Николая Двалетийского, двалаского монаха из грузинского монастыря в Иерусалиме, который принял мученическую смерть 19 октября 1314 года по приказу эмира Денгиза за проповедь христианства. [ 22 ] Канонизирован Грузинской Православной Церковью.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Этнические процессы в Шида Картли (Осетины в Грузии)» . Исследовательские ворота . Проверено 15 февраля 2022 г.
- ^ Джаниашвили, Лаврентий. «ИСТОРИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ВОПРОСЫ ОСЕТИН И ГРУЗИН В КАЗБЕГСКОМ РАЙОНЕ» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с д Kuznetsov, V. (1992), Essays on the history of Alans (in Russian) , Vladikavkaz: IR, ISBN 978-5-7534-0316-2
- ^ Гаглоев Ю. (1959). «Об этнической принадлежности племени Тулас (на русском языке)». Фидивэг .
- ^ «FamilyTreeDNA — Грузинский проект ДНК» . www.familytreedna.com . Проверено 16 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж http://www.nplg.gov.ge/dlibrary/collect/0001/000355/inglisuri%20osebis%20texti.pdf [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Vakhushti Bagrationi, Description of the Georgian Kingdom, Kartlis Ckhovreba (History of Georgia). Georgian text, V. IV, publ.S. Kaukhchishvili, Tb. 1973, p. 755.
- ^ Марковин В.И. О развитии склепальных сооружений на Северном Кавказе – Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы., М, 1978.
- ^ Абрамова Т.П. Погребальные камеры Кумиского памятника; М. 1987.
- ^ Гамрекели В. Н. Двалы и Двалетия в I—XV вв. н. э. Тбилиси, 1961 page 138
- ^ Меликишвили Г. А. К изучению древней восточномалоазийской этнонимики. ВДИ, 1962,1 page 62
- ^ Перейти обратно: а б Джаймуха, Амджад М. (2005). Чеченцы: Справочник . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-32328-4 .
- ^ Гамрекели
- ^ Меликишвилли
- ^ Перейти обратно: а б с Ахвледиани, Г. (1960), Сборник избранных сочинений по осетинскому языку (на русском языке) , Тбилиси.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д Ванеев, З. (1989), Избранные труды по истории осетинского народа (на русском языке) , Цхинвал: Ирыстон, заархивировано из оригинала 24 августа 2010 г. , получено 23 июня 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лазарашвили, Г. (1966), О времени переселения осетин в Грузию (на русском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Вахушти (1745 г.), Описание Грузинского царства (на русском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д Турчанинов, Г. (1990), Древние и средневековые памятники осетинской письменности и языка (на русском языке) , Владикавказ: ИР, ISBN. 978-5-7534-0167-0
- ^ Техов Б. (1971), Исследования по древней истории и археологии Южной Осетии (на русском языке) , Тбилиси.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Кузнецов В. Свет христианства в Грузии. Двалетия (из книги «Христианство на Северном Кавказе») [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ "Официальный сайт "Аллон Эпаркси" " . Архивировано из оригинала 8 марта 2012 г. Проверено 21 июня 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гаглоити Ю. Формирование южной ветви осетинского народа
- Гамрекели В.Н., Двалы и Двалетия в I-XV веках нашей эры , Тбилиси, 1961 (Монография на русском языке)
- Ванеев З. К вопросу о Двальцах (Критика Гамрекрли на русском языке)
- Техов Б.В., Исследования по древней истории и археологии Южной Осетии , Тбилиси, 1971 (Монография на русском языке)
- Ванеев З. Избранные труды по истории осетинского народа , Цхинвал, 1989 (Монография на русском языке)
- Грэм Смит, Эдвард А. Олворт, Вивьен А. Лоу, Аннетт Бор, Эндрю Уилсон, Национальное строительство на постсоветских пограничьях: политика национальных идентичностей , Cambridge University Press (10 сентября 1998 г.), ISBN 0-521-59968-7 , стр. 60.
- Дзатиатий Р. Роль башен в социальной структуре общества (на русском языке)