Jump to content

Войцех Килар

(Перенаправлено с Кшешаны )
Войцех Килар
Килар в 2006 году
Рожденный 17 июля 1932 г.
Львов , Польша
Умер 29 декабря 2013 г. (29 декабря 2013 г.) (81 год)
Катовице , Польша
Национальность Польский
Альма-матер Государственный музыкальный колледж (Катовице), Государственный музыкальный колледж (Краков)
Род занятий Композитор, пианист
Супруг
Барбара Помяновска
( м.  1966 год ; умер 2007 )
Подпись

Войцех Килар (англ. Польский: [ˈvɔjt͡ɕɛx ˈkʲilar] ; 17 июля 1932 — 29 декабря 2013) — польский композитор классической музыки и музыки для кино . Одним из его величайших успехов стала его музыка к опере Фрэнсиса Форда Копполы « Дракула Брэма Стокера» в 1992 году, получившая премию ASCAP и номинированную на премию «Сатурн» за лучшую музыку. [ 1 ] В 2003 году он получил премию «Сезар» за лучшую музыку к фильму, написанную для «Пианиста» . [ 2 ] за что он также получил номинацию на премию BAFTA . [ 3 ]

Биография

[ редактировать ]

Килар родился 17 июля 1932 года во Львове (тогда Польша ; с 1945 года Львов в УССР , ныне Украина ). [ 4 ] Его отец был гинекологом , а мать – театральной актрисой. Большую часть своей жизни с 1948 года Килар провёл в городе Катовице на юге Польши. [ 4 ] женат (с апреля 1966 по ноябрь 2007) на пианистке Барбаре Помяновской. [ 5 ] Килару было 22 года, когда он встретил 18-летнюю Барбару, свою будущую жену. [ 6 ]

Образование

[ редактировать ]

После изучения фортепиано у Марии Билинской-Ригеровой и гармонии у Артура Малавского , он переехал из Кракова в Катовице в 1948 году, где закончил музыкальную среднюю школу в классе Владиславы Маркевичувны , после чего поступил в Государственную музыкальную школу (ныне Музыкальная академия) в Катовице , где он изучал фортепиано и композицию у Болеслава Войтовича , получив высшее образование. с отличием и вручением диплома в 1955 году. [ 4 ] [ 7 ] он продолжил обучение в аспирантуре Государственного музыкального колледжа (ныне Музыкальная академия) в Кракове . С 1955 по 1958 год [ 4 ] В 1957 году принял участие в Международных летних курсах новой музыки в Дармштадте . [ 4 ] В 1959–60 годах стипендия французского правительства позволила ему изучать композицию у Нади Буланже в Париже . [ 4 ]

Музыкальная карьера

[ редактировать ]
Войцех Килар, 28 октября 2005 г.

Килар принадлежал (вместе с Болеславом Сабельским , его учеником Хенриком Гурецким и Кшиштофом Пендерецким ) к польскому авангардному музыкальному движению шестидесятых годов. [ 8 ] иногда называют Новой польской школой . В 1977 году Килар стал одним из основателей Общества Кароля Шимановского , базирующегося в горном городке Закопане . Килар в течение многих лет возглавлял катовицкое отделение Ассоциации польских композиторов, а с 1979 по 1981 год был заместителем председателя национального правления этой ассоциации. Он также был членом репертуарного комитета Международного фестиваля современной музыки «Варшавская осень». В 1991 году польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси снял биографический фильм о композиторе « Войцех Килар» .

Получив успех у критиков как классический композитор, Килар записал свой первый отечественный фильм в 1959 году и продолжил писать музыку для некоторых из самых известных польских режиссеров, в том числе Кшиштофа Кесьлёвского , Кшиштофа Занусси , Казимежа Куца и Анджея Вайды . Он работал над более чем 100 произведениями у себя на родине, включая всемирно признанные произведения, такие как Bilans Kwartalny (1975), Spirala (1978), Constans (1980), Imperativ (1982), Rok Spokojnego Słońca (1984) и Życie za Życie (1984 ). 1991), а также несколько других во Франции и других частях Европы . Его англоязычный дебют состоялся в Фрэнсиса Форда Копполы экранизации «Дракулы» . Другие его англоязычные произведения — Романа Полански трио «Смерть и дева» (1994), «Девятые врата» (1999) и «Пианист» (2002), а также Джейн Кэмпион » «Портрет дамы (1996) — были типичными для его Фирменные басы и виолончели , глубоко романтические темы и минималистские последовательности аккордов.

Помимо работы в кино, Килар продолжал писать и публиковать чисто классические произведения, в число которых вошли валторная соната , пьеса для духового квинтета, несколько пьес для камерного оркестра и хора, нашумевшие «Балтийские песнопения» , эпос «Исход» (известный как музыка из трейлера из «Списка Шиндлера» и основная тема « Терренса Малика » Рыцаря кубков ), Концерт для фортепиано с оркестром, посвященный Питеру Яблонски , и его главное произведение - Сентябрьская симфония (2003). [ 8 ]

Почти полностью отказавшись от технических средств авангардной музыки , он продолжал использовать упрощенный музыкальный язык, в котором значительные звуковые массы служат фоном для выделенных мелодий. Это происходит в тех произведениях, которые отсылают к народной музыке (особенно к народным мелодиям польских горцев Горалов ), а также в патриотических и религиозных произведениях.

Болезнь и смерть

[ редактировать ]

Летом 2013 года у Килара появились признаки плохого здоровья, такие как обморок и повышенное кровяное давление , но он объяснил эти симптомы проблемами с сердцем. Однако в сентябре он упал на улице. Его поместили в больницу, где у него диагностировали опухоль головного мозга , хотя новости о его болезни были обнародованы только после его смерти. Ему сделали успешную операцию по удалению опухоли, которая не вызвала серьезных побочных эффектов; Килар был настроен очень оптимистично и продолжал работать после операции. [ 9 ] Кроме того, он в течение шести недель проходил лучевую терапию , в результате чего 81-летний Килар был физически истощен. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]

В начале декабря 2013 года Килар покинул больницу и вернулся в свою резиденцию в Катовице. Поскольку детей у него не было, о нем заботилась племянница. [ 12 ] Его также регулярно посещал католический священник , и он дважды причащался во время рождественских праздников. 28 декабря его состояние ухудшилось, и утром в воскресенье, 29 декабря 2013 года, Килар скончался. [ 10 ] После кремации его тела похороны Килара состоялись 4 января 2014 года в соборе Христа Царя в Катовице. После службы его прах был захоронен рядом с прахом его жены. [ 13 ]

Работает

[ редактировать ]

Позже Килар сочинял симфоническую музыку , камерные произведения и произведения для сольных инструментов. В январе 2001 года состоялась мировая премьера его «Missa pro Pape» (сочиненного для полного симфонического оркестра , смешанного хора и квартета солистов) в Национальной филармонии в Варшаве . Произведение было написано к столетнему юбилею Варшавской филармонии. В декабре 2001 года она была снова исполнена в зале аудиенций Павла VI в присутствии Папы Иоанна Павла II . [ 14 ] Его композиция 1984 года «Angelus» была использована в фильме « Город ангелов» ; Орава 1988 года нашла свое применение в постановке Santa Clara Vanguard 2003 года «Пути».

Большую часть своей жизни в творчестве Килара преобладала музыка для фильмов с небольшим, но постоянным потоком концертных работ. После 2000 года он обратился к «музыке единственного авторства». После выхода в 2003 году «Сентябрьской симфонии» (Симфонии № 3) , полномасштабной симфонии из четырех частей, написанной для друга композитора Антони Вита , Килар вернулся к абсолютной музыке. «Сентябрьская симфония» была первой симфонией композитора после «Симфонии для струнных» 1955 года (наряду с еще одной студенческой симфонией), и Килар считал ее своей первой зрелой симфонией (написанной в 71 год).

С 2003 года Килар стабильно выпускает масштабные концертные произведения. Его Плач (2003 г.) для смешанного хора без сопровождения, его Симфония № 4 Sinfonia de Motu (Симфония движения) 2005 г., написанная для большого оркестра, хора и солистов, его Magnificat Mass 2006 г., Симфония № 5 «Адвентская симфония» 2007 г. и другие большая масса, премьера Te Deum состоялась в ноябре 2008 года. [ 8 ] Килар сказал, что, по его мнению, он открыл философский камень , и что «не было ничего прекраснее, чем одинокий звук или согласие, которое длилось вечно, что это была глубочайшая мудрость, не имеющая ничего общего с нашими фокусами с сонатой аллегро , фугами и т. д. и гармоники». [ 15 ] Произведения Килара исполнялись несколькими крупными международными оркестрами, включая Филадельфийский оркестр , Кливлендский оркестр и Нью-Йоркский филармонический оркестр .

Войцех Килар награжден Per Artem ad Deum медалью
Войцех Килар, композитор. Звезда на Аллее звезд в Лодзи в Польше , «Аллее славы».

За свою творческую деятельность и достижения Войцех Килар получил множество наград, в том числе премии Фонда Лили Буланже в Бостоне (1960), министра культуры и искусства (1967, 1975), Ассоциации польских композиторов (1975), Катовицкой губернии ( 1971, 1976, 1980) и город Катовице (1975, 1992). [ 16 ] Он также был награжден премией Первой степени за заслуги перед Польской Республикой (1980), премией Фонда Альфреда Юржиковского в Нью-Йорке (1984), «Солидарность» премией в области искусств Независимого комитета профсоюзов профсоюзов (1989), премией Войцеха Корфанти (1995). ), премия «Lux ex Silesia», присуждаемая архиепископом и митрополитом Катовице (1995 г.), и Sonderpreis des Kulturpreis Schlesien des Landes Niedersachsen (1996).

Музыка Килара к фильмам также принесла ему множество наград. Он получил награду за лучшую музыку к фильму « Земля обетованная » (реж. Анджей Вайда ) на Фестивале польских фильмов в Гданьске в 1975 году. За этим последовала премия Луи Деллюка , которую Килар был награжден в 1980 году за музыка к анимационному фильму Le Roi et l'Oiseau / Король и пересмешник (реж. Поль Гримо ). Год спустя он получил награду на Международном кинофестивале в Корке за музыку к Папе Яну Павлу II / Папе Иоанну Павлу II / Da un paese lontano: Папа Джованни Пауло II (реж. Кшиштоф Занусси ).

Возможно, его наибольший успех пришел с музыкой к фильму Фрэнсиса Форда Копполы « Дракула» , за которую Килар разделил в 1993 году премию ASCAP от Американского общества композиторов, авторов и продюсеров в Лос-Анджелесе (вместе с семью другими людьми и пятью другими фильмами). [ 17 ] а также был номинирован на премию «Сатурн» за лучшую музыку в научно-фантастических фильмах, фэнтези или фильмах ужасов в Сан-Франциско в 1993 году. [ 1 ]

В 2003 году он получил премию «Сезар» за лучшую музыку, написанную для фильма «Пианист» на 28-й церемонии вручения премии «Сезар» во Франции в 2003 году. [ 2 ] за что он также получил номинацию на премию BAFTA . [ 3 ] к этому фильму Для опубликованного саундтрека он написал «Переезд в гетто 31 октября 1940 года» (продолжительность: 1 минута 52 секунды), а остальные 10 треков были произведениями Фредерика Шопена ; музыка в фильме также включает произведения Бетховена и Баха .

В 1991 году Государственный комитет кинематографии Польши удостоил Килара награды за заслуги перед жизнью, а в 1976 году он был награжден Кавалерским крестом ордена Polonia Restituta . В ноябре 2008 года Килар был награжден Большим крестом ордена Polonia Restituta .

Список основных наград

[ редактировать ]

Музыка из кино

[ редактировать ]

Концертная музыка

[ редактировать ]

Оркестровый

[ редактировать ]
  • Малая увертюра (1955) к Молодежному фестивалю, 1955 г.
  • Симфония для струнных (Симфония № 1, 1955)
  • Ода памяти Белы Бартока для скрипки, духовых инструментов и ударных (1956)
  • Рифф 62 (1962)
  • Кредиты (1963)
  • Спрингфилдский сонет (1965)
  • Кшешаны , для оркестра (1974)
  • Глосец 1909 , для оркестра (1976)
  • Орава , для струнного оркестра (1986)
  • Choralvorspiel (Хоральная прелюдия) для струнного оркестра (1988)
  • Реквием отца Кольбе , для симфонического оркестра (1994)
  • Симфония №3 «Сентябрьская симфония» для оркестра (2003)
  • Воспоминание (2005)
  • Торжественная увертюра для оркестра (2010)

Оркестровый, с инструментальными и вокальными солистами или сопровождением

[ редактировать ]
  • Концертная симфония , для фортепиано с оркестром (Симфония № 2, 1956)
  • Прелюдия и рождественская песнь , для четырёх гобоев и струнного оркестра (1972)
  • Богуродица , для смешанного хора и оркестра (1975)
  • Hoary Fog (Туман Сива), для баритона и оркестра (1979)
  • Исход , для смешанного хора и оркестра (1981)
  • Виктория , для смешанного хора и оркестра (1983)
  • Ангелус , для симфонического оркестра, сопрано и смешанного хора (1984)
  • Фортепианный концерт №1 (1996)
  • Missa Pro Pace , для оркестра, хора и солистов (2000)
  • Симфония № 4 «Sinfonia de Motu» (Симфония движения) для оркестра, хора и солистов (2005).
  • Магнификат , для оркестра, хора и солистов (2007)
  • Симфония № 5 «Адвент-симфония» для оркестра, хора и солистов (2007)
  • Te Deum , для оркестра, хора и солистов (2008)
  • Veni Creator , для смешанного хора и струнных (2008)
  • Фортепианный концерт №2 (2011)
  • Плач , для смешанного несопровождаемого хора (2003)
  • Пасхальный гимн для хора (2008)
  • Флейта Сонатина (1951)
  • Квинтет деревянных духовых инструментов (1952)
  • Валторная соната (1954)
  • Training 68 , для кларнета, тромбона, виолончели и фортепиано (1968)
  • Орава , обр. для 8 виолончелей
  • Орава , обр. для 12 саксофонов (2009)

Фортепиано

[ редактировать ]

Многочисленные сольные фортепианные пьесы.

Симфонические стихи

[ редактировать ]

«Кшешаны» симфоническая поэма, написанная в 1974 году.

Премьера стихотворения состоялась в Варшаве во время Международного фестиваля современной музыки «Варшавская осень» 24 сентября 1974 года. Композитор посвятил произведение Национальной филармонии . Произведение является отсылкой к музыке Подгалья . народной Первоначально Кшешаны – это народный танец Подгалья. Произведение завершено 14 июля 1974 года. Впервые исполнено 24 сентября 1974 года. Стихотворение представляет собой одночастное произведение. Наряду с «Косьцелец 1909» , «Седой туман» и «Орава» , Кшешаны представляют собой своеобразный «Киларианский татранский полиптих». [ 18 ] [ 19 ]

«Косьцелец 1909» — симфоническая поэма, написанная в 1976 году.

Премьера состоялась в Варшаве 5 ноября 1976 года. Войцех Килар написал пьесу по случаю 75-летия Национальной филармонии в Варшаве и 100-летия со дня рождения Мечислава Карловича . Композиция была посвящена дирижеру Витольду Ровицкому . Наряду с Кшешанами , Седым туманом и Оравой , Косцелец 1909 года представляет собой своего рода «Киларианский татранский полиптих». Произведения отсылают к традициям музыки Подгалья . Композитор выделил три раздела-темы: tema della montagna (тема горы), tema dell'abisso chiamante (тема бездны) и tema del destino (тема судьбы). [ 18 ] Произведение было вдохновлено трагической смертью польского композитора-романтика Мечислава Карловича. Карлович погиб 8 февраля 1909 года в снежной лавине у подножия Малого Косцелца в Татрах . [ 20 ]

Седой туман

[ редактировать ]

«Седой туман» (польское название: Siwa mgła ) — вокально-симфоническая поэма, написанная в 1979 году.

В основу легла песня горцев Подгалья. Автор посвятил произведение оперному певцу Анджею Бахледе-Цурусу . Наряду с Кшешанями , Косцелцем 1909 года и Оравой , «Седой туман» является своего рода «Киларианским татранским полиптихом». Произведения отсылают к традициям музыки Подгалья. [ 18 ] Музыка сопровождается пением баритона . Текст – традиционная польская горская песня. Это одночастное произведение. Мировая премьера состоялась в Быдгоще 14 октября 1979 года. Партию баритона тогда исполнял Анджей Бахледа-Цурусь, Симфоническим оркестром Краковской филармонии дирижировал Ежи Катлевич . [ 21 ]

«Орава» — симфоническая поэма для камерного струнного оркестра, написанная в 1986 году.

Премьера поэмы состоялась в Закопане 10 марта 1986 года. Польским камерным оркестром дирижировал Войцех Михневский . Это четвертое произведение Килара, посвященное традициям музыки Подгале. Наряду с «Косьцелец 1909» , «Седой туман» и «Кшешаны» , Орава представляет собой своего рода «Киларианский татранский полиптих». Есть аранжировки для струнного квартета, двенадцати саксофонов, трио аккордеонов, восьми виолончелей и других. [ 18 ] [ 22 ] [ 23 ]

Политические взгляды

[ редактировать ]

Во время избирательной кампании 2007 года в Национальное собрание Республики Польша Войцех Килар сделал ряд заявлений о своей поддержке партии «Право и справедливость» . [ 24 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с «Академия научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов, США — награды за 1993 год» . IMDB . Проверено 2 января 2014 г. Академия научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов, США; Дата: 8 июня 1993 г. Место: США; Награды за 1993 год — Премия «Сатурн»… Лучшая музыка… Номинанты: Дракула: Войцех Килар
  2. ^ Jump up to: а б с "ПАЛМАРЕС 2003 - 28-Я ЦЕРЕМОНИЯ НАГРАЖДЕНИЯ "СЕЗАР"" . Академия искусств и техники кино ( фр . ) . Проверено 2 января 2014 г. Лучшая музыка, написанная к фильму: Войцех Килар — «Пианист»
  3. ^ Jump up to: а б с «Bafta Film Awards — Фильм: Премия Энтони Асквита за оригинальную музыку к фильму в 2003 году» . БАФТА . Проверено 2 января 2014 г. Номинанты: ... Пианист: Войцех Килар
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж «Войцех Килар» . Институт Адама Мицкевича . Проверено 2 января 2014 г.
  5. ^ "Prywatny sukces Kilara – Muzyka – Adonai.pl" .
  6. ^ «Бася привела меня к Богу, как Марию » . 23 декабря 2009 г.
  7. ^ «Биография Войцеха Килара, страница 2» . Официальный сайт Войцеха Килара . Проверено 2 января 2014 г. В Кракове он учился игре на фортепиано у Марии Билинской-Риегеровой и брал частные уроки гармонии у Артура Малавского. В 1948 году он поехал в Катовице. Там он окончил музыкальную среднюю школу в классе Владиславы Маркевичувны и Государственную высшую музыкальную школу в классе Болеслава Войтовича (фортепиано и композиция).
  8. ^ Jump up to: а б с «Войцех Килар – Полная база знаний о музыке – Журнал Culture.pl – Culture.pl» .
  9. ^ Томчук, Яцек (17 января 2014 г.). «Войцех Килар и его музыка жизни» . Newsweek Польша . Проверено 19 января 2013 г.
  10. ^ Jump up to: а б «Килар уже полгода борется с раком » . Мы собираемся еженедельно . 29 декабря 2013 года . Проверено 13 января 2013 г.
  11. ^ «Джоанна Внук-Назарова о Войцехе Киларе: Голливуд любил его, он остался в Катовице» . Газета.pl . 29 декабря 2013 г.
  12. ^ Jump up to: а б Ватола, Юдита (29 декабря 2013 г.). «Войцех Килар умер. Он умер в возрасте 81 года» . Газета.pl .
  13. ^ «Оскароносный композитор Войцех Килар похоронен на государственных похоронах» . Новозеландский Вестник . 5 января 2013 г.
  14. ^ «Мирный концерт» . Новости Дезерета . 8 декабря 2001 года . Проверено 26 марта 2010 г.
  15. ^ Сайты Pmrc: Войцех Килар. Архивировано 25 октября 2005 г. в Wayback Machine.
  16. ^ «Польская культура» .
  17. ^ Jump up to: а б «Премия ASCAP в области кино и телевидения (1993)» . IMDB . Проверено 2 января 2014 г. Премия ASCAP в области кино и телевидения; Дата: 21 апреля 1993 г. Место: США; Награды за 1993 год — Премия ASCAP… Лучшие кассовые фильмы — ПОБЕДИТЕЛИ:
    Аладдин : Ховард Эшман , Алан Менкен , Тим Райс
    Дракула : Войцех Килар
    Рука, качающая колыбель : Грэм Ревелл
    Игры Патриотов : Джеймс Хорнер
    Сестра Акт : Марк Шейман
    Мир Уэйна : Дж. Питер Робинсон
  18. ^ Jump up to: а б с д «Кшешаны – симфонический стихотворение (дир. Ян Кренц)» (на польском языке). ninateka.pl . Проверено 6 сентября 2020 г.
  19. ^ «Войцех Килар. Кшешаны» (на польском языке). pwm.com.pl. ​Проверено 6 сентября 2020 г.
  20. ^ «Войцех Килар, «Косцелец 1909» » (на польском языке). культура.пл . Проверено 6 сентября 2020 г.
  21. ^ «Туман Сива для баритона и оркестра (в исполнении Анджея Бахледы)» (на польском языке). ninateka.pl . Проверено 6 сентября 2020 г.
  22. ^ «Орава для камерного струнного оркестра (переложение для струнного квартета)» (на польском языке). ninateka.pl . Проверено 6 сентября 2020 г.
  23. ^ « Орава Войцеха Килара» (на польском языке). www.polskaorawa.pl . Проверено 6 сентября 2020 г.
  24. ^ «Килар, глава почетного комитета ПиС» .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e393ffbc7e12b06a9e805efe4b8b08d6__1715854860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/d6/e393ffbc7e12b06a9e805efe4b8b08d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wojciech Kilar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)