Вода Водное восстание
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (Февраль 2019 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Вода Водное восстание | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть борьбы за Африку | |||||||
Битва при Махенге , картина Фридриха Вильгельма Кунерта , 1908 год. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Матумби Нгиндо , Нгони , Яо племена другие танганьиканцы | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
| |||||||
Сила | |||||||
в. 2000 | в. 90 000 | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
15 немцев, 73 аскари и 316 руга-руга. [ 2 ] | Всего 75 000–300 000 человек погибли от голода, болезней и насилия. [ 3 ] [ 4 ] |
Восстание Маджи-Маджи ( нем . Maji-Maji-Aufstand , суахили : Vita vya Maji Maji ) — вооруженное восстание африканцев против немецкого колониального правления в немецкой Восточной Африке (современная Танзания ). Война была спровоцирована немецкой колониальной политикой, направленной на то, чтобы заставить коренное население выращивать хлопок на экспорт. Война длилась с 1905 по 1907 год, во время которой погибло от 75 000 до 300 000 человек, в основном от голода. [ 5 ] За окончанием войны последовал период голода , известный как Великий голод ( укаме ), вызванный в значительной степени политикой выжженной земли, использованной губернатором фон Гетценом для подавления восстания. Эта тактика была описана учеными как геноцидная . [ 6 ] [ 7 ]
Причины
[ редактировать ]После борьбы за Африку между крупнейшими европейскими державами в 1880-х годах Германия усилила свою власть над несколькими формальными африканскими колониями. Это были Германская Восточная Африка (Танзания, Руанда, Бурунди и часть Мозамбика), Германская Юго-Западная Африка (современная Намибия), Камерун и Тоголенд (сегодня разделенная между Ганой и Того).
Немцы имели относительно слабое влияние на Германскую Восточную Африку. Однако они сохранили систему фортов внутри территории и смогли осуществлять над ней некоторый контроль. Поскольку их власть в колонии была слабой, они прибегли к использованию жестокой репрессивной тактики для контроля над населением. [ 8 ]
Германия ввела подушный налог в 1898 году и в значительной степени полагалась на принудительный труд для строительства дорог и выполнения различных других задач. В 1902 году губернатор Германской Восточной Африки Густав Адольф фон Гетцен приказал деревням выращивать хлопок как товарную культуру на экспорт. Каждой деревне было поручено произвести определенную долю хлопка. Надзор за производством был возложен на старост села, что противопоставляло их остальному населению. [ 9 ] Правительство Германии также приняло законы по защите лесов и дикой природы. Хотя эти меры теоретически были желательны, они привели к большим трудностям для африканского населения, не в последнюю очередь из-за увеличения численности диких свиней, которые нанесли огромный ущерб продовольственным культурам. [ 10 ]
Политика Германии была очень непопулярна, поскольку она имела серьезные последствия для жизни местного населения. Социальная ткань общества быстро менялась: по мере того, как менялись роли мужчин и женщин, им приходилось приспосабливаться к сообществам. Поскольку мужчины были вынуждены покинуть свои дома, чтобы работать, женщинам пришлось взять на себя некоторые традиционные мужские роли. Кроме того, отсутствие мужчин отрицательно сказалось на ресурсах деревни и способности людей справляться с окружающей средой и оставаться самодостаточными. В 1905 году региону угрожала засуха. Все это, а также противодействие сельскохозяйственной и трудовой политике правительства привели к открытому восстанию против немцев в июле. [ 11 ]
После восстания губернатор фон Гетцен инициировал расследование причин восстания. [ 12 ] Сансери резюмировал результаты расследования следующим образом:
В конечном итоге члены комиссии разошлись во мнениях по поводу характера восстания, разделившись на тех, кто считал его иррациональным движением, порожденным колдунами и старейшинами, использующими водное лекарство маджи , недовольными тем, что они неуклонно теряли влияние с приходом колониального правления. и те, кто отвергал роль духов-медиумов и подчеркивал бремя, созданное немецкой администрацией. Окружение губернатора культивировало имидж атавистического, суеверного движения, основанного на традиционных верованиях, чтобы оградить свою политику от пристального внимания. [ 13 ]
В 1909 году Гётцен опубликовал историю восстания. [ 14 ] Джон Илифф сказал об этой работе, что она «примечательна тем, что не содержит никаких упоминаний о хлопковой схеме, которую инициировал автор», и назвал ее «отчетом об атавистическом заговоре». [ 15 ]
Восстание
[ редактировать ]Повстанцы обратились к магии, чтобы изгнать немецких колонизаторов, и использовали ее как объединяющую силу в восстании. Дух-медиум по имени Кинджикитиле Нгвале , который практиковал народный ислам , включающий в себя анимистические верования , утверждал, что одержим змеиным духом по имени Хонго. [ 16 ] Нгвале начал называть себя Бокеро и у него развилось убеждение, что народ Восточной Африки был призван уничтожить немцев. Немецкие антропологи зафиксировали, что он давал своим последователям военное лекарство, которое превращало немецкие пули в воду. Это «военное лекарство» на самом деле представляло собой воду ( маджи на суахили), смешанную с касторовым маслом и проса . семенами [ 16 ] Получив эту новую жидкость, последователи Бокеро начали то, что впоследствии стало известно как Восстание Маджи-Маджи.
Последователи движения Бокеро были плохо вооружены копьями и стрелами , иногда отравленными. [ 17 ] Однако их было много, и они считали, что им невозможно причинить вред, потому что пули немцев превратятся в воду. [ 16 ] Они вышли из своих деревень, надев проса на лбы стебли . Первоначально они атаковали небольшие заставы и повредили хлопковые заводы. 31 июля 1905 года представители племени Матумби двинулись на Самангу и разрушили урожай хлопка, а также торговый пост. Кинджикитиле был арестован и повешен за государственную измену. Перед казнью он заявил, что распространил лекарство восстания по всему региону. [ 16 ] 14 августа 1905 года представители племени нгиндо напали на небольшую группу миссионеров, проводивших сафари; все пятеро, включая епископа Списса ( римско-католического епископа Дар-эс-Салама ), были заколоты копьем. [ 16 ]
Вскоре в нем начали участвовать племена яо , и в течение августа повстанцы двинулись с холмов Матумби в южной части территории нынешней Танзании и атаковали немецкие гарнизоны по всей колонии. Нападение на Ифакару 16 августа уничтожило небольшой немецкий гарнизон и открыло путь к ключевому укреплению в Махенге . Хотя южный гарнизон был довольно небольшим (на всей территории насчитывалось всего 458 европейских и 588 местных солдат), его укрепления и современное вооружение давали им преимущество. В Махенге несколько тысяч воинов Маджи-Маджи (во главе с другим духовным медиумом, а не Бокеро) двинулись к немецкому городскому городку, который защищал лейтенант Теодор фон Хассель с шестьюдесятью местными солдатами, несколькими сотнями верных соплеменников и двумя пулеметами . [ 16 ] Два атакующих племени разошлись во мнениях относительно того, когда атаковать, и не смогли координировать свои действия. Первая атака была встречена артиллерийским огнем с 1000 метров; соплеменники стояли стойко около пятнадцати минут, затем сломались и отступили. После первой атаки с востока двинулась вторая колонна численностью 1200 человек. Некоторым из этих нападавших удалось приблизиться к линии огня на расстояние трех шагов, прежде чем они были убиты. [ 16 ]
Хотя это был разгар восстания, народ Нгони решил присоединиться к восстанию с силой в 5000 человек. Гвангара-нгони прибыли в регион относительно недавно, потомки остатков конфедерации ндвандве, разгромленной зулусами в 1818 году (другие государства нгони были образованы в Малави, Замбии и северо-центральной Танзании). Немецкие войска, вооруженные пулеметами, отошли из Махенге к лагерю Нгони, который они атаковали 21 октября. Солдаты Нгони отступили, выбрасывая флаконы с военным лекарством и крича: «Маджи — это ложь!» [ 18 ] После начала боевых действий граф Густав Адольф фон Гетцен , губернатор Германской Восточной Африки, запросил подкрепление у правительства Германии. Кайзер Вильгельм немедленно приказал отправить в проблемную колонию два крейсера с морской пехотой. [ 16 ] Подкрепления также прибыли даже из Новой Гвинеи. Когда в октябре прибыла 1000 регулярных солдат из Германии, Гетцен почувствовал, что может перейти в наступление и восстановить порядок на юге. [ 19 ]
Три колонны двинулись на мятежный Юг. Они уничтожили деревни, посевы и другие источники продовольствия, используемые повстанцами. Они эффективно использовали свою огневую мощь для отражения атак повстанцев. Успешная засада немецкой колонны, переправившейся через реку Руфиджи у Бены, поддержала восстание на юго-западе, но немцам не удалось долго сопротивляться. К апрелю 1906 года юго-запад был умиротворен. Однако в других местах бои были ожесточенными. Колонна под командованием лейтенанта Густава фон Блюменталя (1879–1913, похоронен в Линди ), состоявшая из него самого, еще одного европейца и 46 аскари, попала под непрерывные атаки во время марша в начале мая 1906 года из Сонгеа в Махенге. Немцы решили сконцентрироваться у Китанды, где майор Курт Йоханнес , лейтенанты фон Блюменталь и Фридрих Вильгельм фон Линдейнер-Вильдау в итоге собрались . Затем фон Блюменталя отправили по реке Лувегу, частично на лодке. Юго-восточная кампания переросла в партизанскую войну, принесшую с собой опустошительный голод. [ 16 ]
Немецкая политика выжженной земли намеренно вызывала голод среди населения. Фон Гётцен был готов помиловать простых солдат, сдавших оружие, лидеров и народных целителей. Однако ему также нужно было уничтожить оставшихся повстанцев, и поэтому он выбрал голод. В 1905 году один из руководителей немецких войск в колонии, капитан Вангенхайм, писал фон Гётцену: «Только голод и нужда могут привести к окончательному подчинению. Сами по себе военные действия останутся более или менее каплей в море». [ 20 ] Тактика Германии была описана такими учеными, как А. Дирк Мозес и Клаус Бахманн, как геноцидная . [ 6 ] [ 7 ]
Лишь в августе 1907 года были потушены последние угли восстания. В результате восстания осталось 15 немцев, 73 аскари, 316 руга руга , [ 2 ] и десятки или даже сотни тысяч погибших повстанцев и местных жителей. [ 21 ] [ 22 ]
Последствия и интерпретация
[ редактировать ]Восстание Абушири 1888–1889 годов и восстание Вахехе 1891–1898 годов рассматриваются историками как предшественники восстания Маджи Маджи. Подавление народа Маджи-Маджи изменило историю южной Танзании . Десятки, возможно, сотни и тысячи людей погибли или были вынуждены покинуть свои дома. После войны имперское правительство провело административные реформы под руководством Альбрехта фон Рехенберга . [ 23 ] [ нужна страница ] Восстание стало поворотным моментом в истории региона. Журналист Джон Гюнтер отметил в 1953 году, что «даже сегодня южная провинция Танганьика , «Провинция Золушки», не полностью оправилась от немецкого террора полвека назад. Экономика региона так и не была успешно восстановлена». [ 24 ] [ нужна страница ] Позже танзанийские националисты использовали его как пример первых проявлений танзанийского национализма, объединяющего опыта, который объединил все разные народы Танзании под одним лидером в попытке создать нацию, свободную от иностранного господства.
Более поздние историки оспорили эту точку зрения и заявили, что восстание нельзя рассматривать как единое движение, а скорее как серию восстаний, проводимых по широкому кругу причин, включая религию. Перед казнью вождям нгони было предложено христианское крещение. Многие люди в самом этом районе рассматривали восстание как часть более длительной серии войн, продолжавшихся задолго до прихода в регион немцев. Они ссылаются на союз некоторых группировок с немцами для продвижения своих собственных интересов.
Роль ислама в восстании является предметом дискуссий. В недавнем обзоре доказательств Йорг Хаустейн заключает, что утверждение о том, что ислам был фактором, «не подтверждается историческими источниками и признанными научными исследованиями о войне Маджи-Маджи». [ 25 ]
Джон Илифф интерпретирует восстание как «массовое движение, [которое] зародилось из крестьянских недовольств, затем было освящено и расширено пророческой религией и, наконец, рухнуло, поскольку кризис вынудил полагаться на фундаментальную лояльность к родственникам и племени». [ 5 ] Патрик Редмонд описывает восстание как «самое яркое проявление отказа Танзании от колониального правления», но которое имело лишь «небольшой шанс на успех». [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ислам в Африке , с. 221
- ^ Jump up to: а б Копонен, Юхани (1995). Развитие для эксплуатации: немецкая колониальная политика в материковой Танзании, 1884–1914 гг . Дистрибьютор научной книги. стр. 172. ISBN 978-3-8258-2006-0 .
- ^ Нун, Уолтер (1998). «Пламя над Германской Восточной Африкой. Восстание Маджи-Маджи 1905/06 года. Первое совместное восстание черных африканских народов против белого колониального правления» [Пламя над Германской Восточной Африкой: Восстание Маджи-Маджи 1905/06 года, Первое восстание африканских Люди против белого колониального правления. Вклад ( в немецкую колониальную историю на немецком языке). Бонн: Бернард и Грефе. ISBN 3-7637-5969-7 .
- ^ Мойд, Мишель (2022). «Геноцид и война». В Блоксхэме, Дональд ; Моисей, А. Дирк (ред.). Геноцид: ключевые темы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 242.
- ^ Jump up to: а б Илифф 1967 , с. 495.
- ^ Jump up to: а б Шаллер, Доминик Дж. (2010). «От завоевания к геноциду». У Моисея, А. Дирк (ред.). От завоевания к геноциду: колониальное правление в Германской Юго-Западной Африке и Германской Восточной Африке . Империя, колония, геноцид: завоевание, оккупация и сопротивление подчиненных в мировой истории . Война и геноцид. Том. 12 (1-е изд.). Нью-Йорк : Berghahn Books . п. 310. ИСБН 978-1-84545-452-4 . JSTOR j.ctt9qd5qb.16 .
[Это] несомненно уместно — возможно, даже важно — понимать подавление немцами восстания Маджи-Маджи как геноцид.
- ^ Jump up to: а б Бахманн, Клаус ; Кемп, Герхард (30 июля 2021 г.). «Было ли подавление восстания Маджи-Маджи геноцидом? Оценка поведения Германии через призму международного уголовного права» . Исследования Холокоста и геноцида . 35 (2): 243. doi : 10.1093/hgs/dcab032 .
Если стратегия немецкого командования заключалась в уничтожении целых поселений (посевов, урожаев и продуктов питания), убийстве мирных жителей вместе с комбатантами, принуждении к капитуляции целых групп посредством преднамеренного голодания и намеренном лишении этнических групп лидерства, которое имело решающее значение для их выживания — тогда поведение Германии в Восточной Африке заслуживает ярлыка геноцида.
- ^ Натерманн, Диана Мирьонг (2018). В поисках белизны в колониях: частные воспоминания о Свободном государстве Конго и Германской Восточной Африке (1884-1914) . Мюнстер: Ваксманн Верлаг. п. 59. ИСБН 978-3-8309-3690-9 . OCLC 1037008514 .
- ^ Илифф 1969 , с. 23.
- ^ Сунсери, Таддеус (1997). «Голод и дикие свиньи: гендерная борьба и начало войны Мадзимаджи в Узарамо (Танзания)». Журнал африканской истории . 38 (2): 235–259. дои : 10.1017/S0021853796006937 . JSTOR 182823 .
- ^ Сил, Сара-Джейн; Мгаве, Питер; Малдер, Моник Боргерхофф; Пинда, Мизенго КП (2014). История и традиции пимбве . Дар-эс-Салам, Танзания: издательства Spear and Star. п. 35. ISBN 978-9987-08-286-5 . OCLC 903052545 .
- ^ Восток, Джон В., изд. (2019). Причины восстания Маджи-Маджи 1905 года в Германской Восточной Африке (Танзани): официальные отчеты немецкого колониального правительства .
- ^ Сунсери, Таддеус (2000). «Рассказы статистиков и эллипсы Маджи-Маджи». Международный журнал африканских исторических исследований . 33 (3): 569. дои : 10.2307/3097435 . JSTOR 3097435 .
- ^ Граф фон Гетцен, Немецкая Восточная Африка в восстании 1905/06 (Берлин: Д. Реймер, 1909), английский перевод: Немецкая Восточная Африка в восстании, 1905/06 (2019).
- ^ Илифф, Джон (1967b). «Влияние восстания Маджи-Маджи 1905-1906 годов на оккупационную политику Германии в Восточной Африке». В Гиффорде, Проссер; Луи, Уильям Роджер (ред.). Великобритания и Германия в Африке . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . п. 570.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Пакенхэм, Томас (1992). Борьба за Африку: завоевание Белым человеком Темного континента с 1876 по 1912 год . ХарперКоллинз . стр. 616–621. ISBN 0380719991 .
- ^ Петрайтис, Ричард (август 1998 г.). «Пули в воду: Волшебники Африки» . Проверено 30 ноября 2008 г.
- ^ «Восстание Маджи-Маджи | Полинациональный военный мемориал» . www.war-memorial.net . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ «Восстание Маджи-Маджи | Насилие в Африке двадцатого века» . Научные блоги . Проверено 14 декабря 2019 г.
- ^ Пакенхэм, 622, цитата из Гетцен, Густав Адольф (1909). Германская Восточная Африка в восстании 1905–6 [ Немецкая Восточная Африка в восстании 1905–6 ] (на немецком языке). Берлин. п. 149.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Геллатели, Роберт ; Кирнан, Бен (2003). Призрак геноцида: массовые убийства в исторической перспективе . Издательство Кембриджского университета . п. 161 . ISBN 0-521-52750-3 .
- ^ Халл, Изабель В. (2004). Абсолютное разрушение: военная культура и практика войны в императорской Германии . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . п. 157.
- ^ Илифф 1969 , с. ?.
- ^ Гюнтер, Джон (1955). Внутри Африки . Харпер и братья. п. 411. ИСБН 0836981979 .
- ^ Хауштайн, Йорг (2021). «Глобальная религиозная история как ризома: колониальная паника и политический ислам в Германской Восточной Африке» . Метод и теория в изучении религии . 33 (3–4): 321–344. дои : 10.1163/15700682-12341520 .
- ^ Редмонд, Патрик М. (1975). «Маджи Маджи в Унгони: переоценка существующей историографии». Международный журнал африканских исторических исследований . 8 (3): 407–424. дои : 10.2307/217152 . JSTOR 217152 .
Библиография
[ редактировать ]- Илифф, Джон (1967). «Организация восстания Маджи-Маджи». Журнал африканской истории . 8 (3): 495–512. дои : 10.1017/S0021853700007982 . JSTOR 179833 .
- Илифф, Джон (1969). Танганьика под властью Германии, 1905–1912 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Проект «Вода Вода Библиографический проект»
- Новостной репортаж [ мертвая ссылка ] (на немецком языке)
- 1905 год в Германской Восточной Африке.
- 1906 год в Германской Восточной Африке.
- 1907 год в Германской Восточной Африке.
- Восстания 20-го века
- Африканское сопротивление колониализму
- Античерный расизм в Африке
- Конфликты 1905 года
- Конфликты 1906 года
- Конфликты 1907 года
- Конфликты с участием Германской империи
- Геноцид коренных народов Африки
- История Танзании по периодам
- Массовое убийство в 1905 году.
- Массовое убийство в 1906 году.
- Массовое убийство в 1907 году.
- Военная история Германской Восточной Африки
- Восстания в Африке
- Войны с участием Германии