Граффито Эсмет-Ахома
Граффито Эсмет-Ахома , также известное под названием Philae 436 или GPH 436 , является последней известной древнеегипетской надписью, написанной египетскими иероглифами , вырезанной 24 августа 394 года нашей эры. Надпись, высеченная в храме Филе на юге Египта , была создана жрецом по имени Несметерахем (или Эсмет-Ахом). [а] и состоит из резной фигуры бога Мандулиса , а также сопроводительного текста, в котором, как надеется Несметерахем, его надпись сохранится «на веки веков». Надпись также содержит текст демотическим шрифтом аналогичного содержания.
Храм в Филах был выдающимся местом поклонения древнеегипетской религии , поскольку считалось, что это одно из мест захоронения бога Осириса . Основным божеством поклонения была Исида , сестра-жена Осириса, хотя зафиксировано, что в храме поклонялись и нескольким другим божествам. нескольким божествам родом из Нубии Также поклонялись на юге, включая Мандулиса. Надпись Несметерахема сделана после того, как языческие храмы Египта были закрыты римским императором Феодосием I в 391 или 392 году; Храм Филе сохранился, поскольку находился недалеко от границ Римской империи .
Несметерахем принадлежал к семье священников, служивших в храме; из-за христианизации Египта вполне возможно, что вера в старых египетских богов ко времени Несмерахема не распространялась далеко за пределы его ближайших родственников. Вскоре после того, как была сделана надпись 394, вполне вероятно, что в живых уже не осталось никого, кто мог бы прочитать иероглифы. Из Филей известны более поздние граффити и надписи, но они были написаны либо на демотическом, либо на греческом языке . Храм Филе, в котором, по-видимому, постоянно работали члены семьи Несметерахема, был окончательно закрыт по приказу императора Юстиниана I между 535 и 537 годами, что ознаменовало конец последних остатков древнеегипетской культуры.
Надписи
[ редактировать ]Граффито состоит из двух надписей: одна написана египетскими иероглифами , а другая — египетским демотическим письмом . Надписи сопровождает резная фигура, изображающая бога Мандулиса . Иероглифы высечены справа от головы Мандулиса, а демотическое письмо — слева от его посоха. [1]
Иероглифическая надпись
[ редактировать ]В переводе на английский иероглифическая надпись гласит: [1]
Пред Мандулисом, сыном Гора, рукой Несметерахема, сына Несметры, Второго Жреца Исиды, на все времена и вечность. Слова, сказанные Мандулисом, повелителем Абатона, великим богом. [1]
Демотическая надпись
[ редактировать ]В переводе на английский демотическая надпись гласит: [1]
Я, Несметерахем, Писец Дома Писаний (?) Исиды, сын Несметерпанахета, Второго Жреца Исиды, и его мать Эсеверет, я выполнял работу над этой фигурой Мандулиса во все времена, потому что он прекрасен лицом по отношению к мне. Сегодня День Рождения Осириса, праздник его посвящения, 110 год. [1]
Контекст
[ редактировать ]Религиозный контекст
[ редактировать ]
Надписи взяты из Филе , выдающегося древнеегипетского храмового комплекса. На протяжении всей истории Древнего Египта Филе пользовались большим уважением как одно из предполагаемых мест захоронения бога Осириса . [1] Поскольку он был расположен на крайнем юге Египта, исторически он был важным местом паломничества последователей египетской религии на юге Египта, особенно населения Кушского царства ( ок. 1000 г. до н.э. - 350 г. н.э.). [5] Надписи были вырезаны на воротах, пристроенных к храму римским императором Адрианом ( годы правления 117–138 ); эти ворота вели прямо к Абатону, святилищу, в котором, как говорили, находилась гробница останков Осириса. [1] Несмотря на тесную связь с Осирисом, храм в основном был посвящен богине Исиде , хотя есть также свидетельства поклонения таким божествам, как Хатор , Имхотеп , Хнум и Нефтида . Из-за своей географической близости к Нубии на юге храм также был местом поклонения различным изначально нубийским божествам, которые также были признаны в египетской религии. [6]
Мандулис был одним из нубийских божеств, которым также поклонялись по всему Египту. [1] Мандулис был относительно известным человеком, и его считали, по крайней мере, в южном Египте сыном бога Гора . Греческие и римские путешественники и авторы видели в Мандулисе форму греческого бога Айона . [7] Из-за географического положения неясно, были ли укомплектованы сотрудники «Филы» египтянами или нубийцами. [8] Как можно понять из надписей, они были написаны жрецом Исиды по имени Несметерахем. [1] Несметерахем был храмовым священником, по крайней мере, в третьем поколении, его отец Несметерпанахет и его дед Пахом также были священниками в Филах. [4] В надписях Несметерахем описывается как «Писец Дома Писаний», что важно, поскольку демонстрирует, что он работал со священными писаниями (т.е. иероглифами). [1] Традиционно иероглифы считались настоящими письменами богов. [9]
Исторический контекст
[ редактировать ]Указ императора Феодосия I ( годы правления 379–395 ) в 391 году. [10] или 392 [11] закрыли языческие храмы Египта. [11] Указ Феодосия также положил конец использованию иероглифов в монументальных надписях. [10] В правление императора Диоклетиана ( годы правления 285–305 ) египетские границы Римской империи были перенесены обратно в Асуан . Это изменение границы оставило Филы за пределами империи, что позволило храму выжить, несмотря на указ Феодосия. [12] Храм в Филах продолжал существовать благодаря покровительству племени Блемми , которое жило на холмах Красного моря , к юго-востоку от Египта, но следовало старой египетской религии. Блемми продолжали посещать храм, чтобы воздать должное Осирису и Исиде. [11] Вполне вероятно, что традиционные праздники, на которых присутствовали местные священники и паломники, продолжали отмечаться до тех пор, пока храм оставался действующим. [13]
Дата, вписанная в демотическую надпись, «День рождения Осириса» в 110 году, соответствует 24 августа 394 года по григорианскому календарю . [1] [14] На 40 лет позже второй известной иероглифической надписи. [ нужна ссылка ] «110 год» отсчитывается от воцарения Диоклетиана. [1] В Древнем Египте годы обычно отсчитывались от воцарения нынешнего фараона . [б] но священники в Филах после христианизации Римской империи продолжали посмертно вести отсчет с воцарения Диоклетиана, поскольку большинство последующих императоров были христианами и подавали старую египетскую религию. [16] [с]
Позже деятельность в Филах
[ редактировать ]
Сравнительно вскоре после того, как Несметерахем сделал свою надпись, в живых, вероятно, не осталось никого, кто мог бы прочитать ее иероглифы. [2] [9] Знание как иероглифов, так и демотического письма постепенно исчезло из Египта в течение десятилетий христианизации, поскольку греческий язык стал более заметным. [19] Демотические надписи в Филах также значительно позже других известных демотических письмен. Последним известным примером демотического языка за пределами Филе является текст, вероятно, из Сохага , датированный 290 годом. [8] Демотическая надпись, сопровождающая иероглифы Несметерахема, является последней известной демотической надписью, написанной священником и упоминающей Осириса. Более поздние надписи местных жрецов, одна написанная на греческом языке и восемь на демотическом языке, известны из Филей и обсуждают происходящую там религиозную деятельность, но в них явно не упоминается Осирис по имени. [14] Стремясь закрыть последние египетские храмы, византийский полководец Максимин в 450-х годах, примерно во время Халкидонского собора (451), выступил против блеммиев. Однако Максимину это не удалось, и кампания завершилась заключением договора, который по-прежнему разрешал ежегодное богослужение в храме. [11]
Среди более поздних надписей в Филах есть последняя известная надпись на демотическом языке. [10] высечена на крыше притвора великого храма, посвященного Исиде и датирована 11 декабря 452 года. Эта очень слабая надпись гласит: «ступни Панахетета меньшего», предположительно первоначально сопровождавшаяся изображением ног, ознаменовывающим паломничество к храм. [11] Последняя известная надпись, в которой упоминается Осирис, написанная паломником, а не священником, была написана на греческом языке 20 декабря 452 года у входа в Абатон «Сметхемом, сыном Пахумиоса». В этой надписи записано, что Сметхем пришел в храм со своим братом Смето и «выполнил свой долг», а также благодарит Исиду и Осириса «за добро». Последняя известная надпись из Филей, в которой упоминается какая-либо языческая религиозная деятельность, находится на внешней стене храма Исиды. Сохранившаяся часть этой поврежденной надписи, датированная 456/457 годом, гласит: «Когда Смет был архпророком, Паснус, сын Пахумия, был первым президентом культовой ассоциации». [14] Судя по именам, записанным в различных поздних надписях, кажется, что многие авторы были членами одной семьи; [12] [14] неясно, распространялось ли позднее поклонение египетским божествам за пределы этой единственной семьи. [14]
С конца четвертого века на том же острове, что и храм, находились христианские церкви. [20] Храм был окончательно закрыт в какой-то момент между 535 и 537 годами, когда император Юстиниан I ( годы правления 527–565 ) приказал закрыть его, а его священников заключить в тюрьму, отправив генерала Нарсеса забрать его статуи и отвезти их в Константинополь . [11] К этому времени в храме, вероятно, работало очень небольшое количество людей, и он больше не поддерживался каким-либо значительным южным геополитическим образованием, поскольку эти земли сейчас в основном христианизированы. [19] Закрытие храма ознаменовало окончательный конец древнеегипетской культуры. [8] [11] После закрытия храм был преобразован в церковь и посвящен святому Стефану . [11]
Анализ
[ редактировать ]На протяжении всей египетской истории иероглифы были тесно связаны с элитой и религиозными проявлениями. Египтолог считает уместным , Ричард Б. Паркинсон что последнее известное использование иероглифов связано с изображением божества. [1] Древние египтяне иногда использовали нестандартные иероглифы для создания ранней формы криптографии . Подобные криптографические записи, вероятно, не были попытками тайного общения, но они могли служить религиозным целям — в религиозном контексте они могли служить предупреждением читателей о том, что они каким-то образом имеют дело с опасными и устрашающими сферами богов. [21] Несметерахем, похоже, был знаком с египетской криптографией, учитывая, что иероглифическая надпись содержит необычную замену знаков. При написании первой части имени своего отца Несметерпанахета иероглифами Несметерахем написал ее ns-mtr , используя знак Хеджет (белая корона) в качестве части ns . Этот знак используется только для обозначения ns или nsw.t в криптографии. [22]
Изображение Мандулиса, сопровождающее надписи, в какой-то момент было намеренно повреждено, предположительно христианами. [1]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Имя создателя граффито было переведено как Несметерахем Ричардом Б. Паркинсоном в 1999 году, чей перевод самих надписей использован в этой статье. [1] Другой часто употребляемый перевод имени – Эсмет-Ахом. [2] [3] или Смет-Ахом . [4]
- ↑ После того, как Египет был включен в состав Римской империи в 30 г. до н.э., египтяне считали римских императоров фараонами , пришедшими на смену предыдущей серии династий, базирующихся в самом Египте. [15]
- ↑ Последним императором, признанным фараоном, был не Диоклетиан, а Максимин Даса ( годы правления 310–313 ), последний агрессивно-языческий римский император. [17] Жрецы в Филах, возможно, предпочитали датировку Диоклетианом, поскольку Диоклетиан был последним императором, который проявлял какой-либо существенный интерес к храму и окружающим его землям. [14] С другой стороны, если бы они были нубийцами, это могло бы служить памятным знаком Диоклетиану как императору, который передал нубийцам земли, на которых находился их храм, переместив римскую границу на север. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Паркинсон 1999 , с. 178.
- ^ Перейти обратно: а б Брайер 2013 , с. 32.
- ^ Франкфуртер 1998 , с. 248.
- ^ Перейти обратно: а б Дейкстра 2008 , с. 175.
- ^ Хоффманн 2012 , с. 557.
- ^ Круз-Урибе 2016 , стр. 10, 18–19.
- ^ Франкфуртер 1998 , с. 108.
- ^ Перейти обратно: а б с Круз-Урибе 2010 , с. 500.
- ^ Перейти обратно: а б Франкфуртер 1998 , с. 249.
- ^ Перейти обратно: а б с Леал 2014 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Паркинсон 1999 , с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б Хоффманн 2012 , с. 558.
- ^ Круз-Урибе 2010 , с. 504.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Смит 2017 , с. 456.
- ^ Минас-Нерпель 2012 , стр. 375–376.
- ^ Ритнер 1998 , стр. 26–28.
- ^ Ритнер 1998 , с. 25.
- ^ Круз-Урибе 2010 , с. 502.
- ^ Перейти обратно: а б Круз-Урибе 2010 , с. 506.
- ^ Франкфуртер 1998 , с. 84.
- ^ Дарнелл 2004 , Аннотация.
- ^ Дарнелл 2004 , с. 3.
Библиография
[ редактировать ]- Брайер, Боб (2013). Египтомания: наша трехтысячелетняя одержимость страной фараонов . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 978-1137278609 .
- Круз-Урибе, Евгений (2010). «Смерть демотического редукса: паломничество, Нубия и сохранение египетской культуры». В Кнуфе, Герман; Лейтц, Кристиан; фон Реклингхаузен, Дэниел (ред.). Honi soit qui mal y pense: Исследования фараонов, греко-римского и позднеантичного Египта в честь Хайнца-Йозефа Тиссена . Ориенталия Лованиенсия Аналекта. Левен: Издательство Peeters. OCLC 613562948 .
- Круз-Урибе, Евгений (2016). Демотические граффити из храма Исиды на острове Филе . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1937040475 .
- Дарнелл, Джон Коулман (2004). Загадочные книги потустороннего мира солнечно-осирианского единства: криптографические композиции в гробницах Тутанхамона, Рамсеса VI и Рамсеса IX . Orbis Biblicus et Orientalis. Фрибур: Академическое издательство Фрибур. ISBN 3-7278-1469-1 . ISSN 1015-1850 .
- Дейкстра, JHF (2008). Филе и конец древнеегипетской религии: региональное исследование религиозной трансформации (298–642 гг. Н. Э.) . Ориенталия Лованиенсия Аналекта. Левен: Издательство Peeters. ISBN 978-9042920316 .
- Франкфуртер, Дэвид (1998). Религия в римском Египте: ассимиляция и сопротивление . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-02685-8 .
- Хоффманн, Фридхельм (2012). «Иератическая и демотическая литература». В Риггс, Кристина (ред.). Оксфордский справочник по римскому Египту . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199571451 .
- Леаль, Педро Джермано (2014). «Переоценка Гораполлона: современный взгляд на иероглифику ». Эмблематика . 21 : 37–75. ISSN 0885-968X .
- Паркинсон, Ричард (1999). Взлом кодов: Розеттский камень и расшифровка . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-22248-2 .
- Минас-Нерпель, Мартина (2012). «Египетские храмы». В Риггс, Кристина (ред.). Оксфордский справочник по римскому Египту . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199571451 .
- Ритнер, Роберт К. (1998). «Египет под властью Рима: наследие Древнего Египта». В Петри, Карл Ф. (ред.). Кембриджская история Египта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-47137-0 .
- Смит, Марк (2017). По следам Осириса: перспективы загробной жизни Осириса за четыре тысячелетия . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199582228 .