Jump to content

Граффито Эсмет-Ахома

Фотография граффито (слева) и подробный рисунок (справа).

Граффито Эсмет-Ахома , также известное под названием Philae 436 или GPH 436 , является последней известной древнеегипетской надписью, написанной египетскими иероглифами , вырезанной 24 августа 394 года нашей эры. Надпись, высеченная в храме Филе на юге Египта , была создана жрецом по имени Несметерахем (или Эсмет-Ахом). [а] и состоит из резной фигуры бога Мандулиса , а также сопроводительного текста, в котором, как надеется Несметерахем, его надпись сохранится «на веки веков». Надпись также содержит текст демотическим шрифтом аналогичного содержания.

Храм в Филах был выдающимся местом поклонения древнеегипетской религии , поскольку считалось, что это одно из мест захоронения бога Осириса . Основным божеством поклонения была Исида , сестра-жена Осириса, хотя зафиксировано, что в храме поклонялись и нескольким другим божествам. нескольким божествам родом из Нубии Также поклонялись на юге, включая Мандулиса. Надпись Несметерахема сделана после того, как языческие храмы Египта были закрыты римским императором Феодосием I в 391 или 392 году; Храм Филе сохранился, поскольку находился недалеко от границ Римской империи .

Несметерахем принадлежал к семье священников, служивших в храме; из-за христианизации Египта вполне возможно, что вера в старых египетских богов ко времени Несмерахема не распространялась далеко за пределы его ближайших родственников. Вскоре после того, как была сделана надпись 394, вполне вероятно, что в живых уже не осталось никого, кто мог бы прочитать иероглифы. Из Филей известны более поздние граффити и надписи, но они были написаны либо на демотическом, либо на греческом языке . Храм Филе, в котором, по-видимому, постоянно работали члены семьи Несметерахема, был окончательно закрыт по приказу императора Юстиниана I между 535 и 537 годами, что ознаменовало конец последних остатков древнеегипетской культуры.

Фотографии и рисунки иероглифических (вверху) и демотических (внизу) надписей.

Граффито состоит из двух надписей: одна написана египетскими иероглифами , а другая — египетским демотическим письмом . Надписи сопровождает резная фигура, изображающая бога Мандулиса . Иероглифы высечены справа от головы Мандулиса, а демотическое письмо — слева от его посоха. [1]

Иероглифическая надпись

[ редактировать ]

В переводе на английский иероглифическая надпись гласит: [1]

Пред Мандулисом, сыном Гора, рукой Несметерахема, сына Несметры, Второго Жреца Исиды, на все времена и вечность. Слова, сказанные Мандулисом, повелителем Абатона, великим богом. [1]

Демотическая надпись

[ редактировать ]

В переводе на английский демотическая надпись гласит: [1]

Я, Несметерахем, Писец Дома Писаний (?) Исиды, сын Несметерпанахета, Второго Жреца Исиды, и его мать Эсеверет, я выполнял работу над этой фигурой Мандулиса во все времена, потому что он прекрасен лицом по отношению к мне. Сегодня День Рождения Осириса, праздник его посвящения, 110 год. [1]

Контекст

[ редактировать ]

Религиозный контекст

[ редактировать ]
Руины храмового комплекса Филе

Надписи взяты из Филе , выдающегося древнеегипетского храмового комплекса. На протяжении всей истории Древнего Египта Филе пользовались большим уважением как одно из предполагаемых мест захоронения бога Осириса . [1] Поскольку он был расположен на крайнем юге Египта, исторически он был важным местом паломничества последователей египетской религии на юге Египта, особенно населения Кушского царства ( ок. 1000 г. до н.э. - 350 г. н.э.). [5] Надписи были вырезаны на воротах, пристроенных к храму римским императором Адрианом ( годы правления 117–138 ); эти ворота вели прямо к Абатону, святилищу, в котором, как говорили, находилась гробница останков Осириса. [1] Несмотря на тесную связь с Осирисом, храм в основном был посвящен богине Исиде , хотя есть также свидетельства поклонения таким божествам, как Хатор , Имхотеп , Хнум и Нефтида . Из-за своей географической близости к Нубии на юге храм также был местом поклонения различным изначально нубийским божествам, которые также были признаны в египетской религии. [6]

Мандулис был одним из нубийских божеств, которым также поклонялись по всему Египту. [1] Мандулис был относительно известным человеком, и его считали, по крайней мере, в южном Египте сыном бога Гора . Греческие и римские путешественники и авторы видели в Мандулисе форму греческого бога Айона . [7] Из-за географического положения неясно, были ли укомплектованы сотрудники «Филы» египтянами или нубийцами. [8] Как можно понять из надписей, они были написаны жрецом Исиды по имени Несметерахем. [1] Несметерахем был храмовым священником, по крайней мере, в третьем поколении, его отец Несметерпанахет и его дед Пахом также были священниками в Филах. [4] В надписях Несметерахем описывается как «Писец Дома Писаний», что важно, поскольку демонстрирует, что он работал со священными писаниями (т.е. иероглифами). [1] Традиционно иероглифы считались настоящими письменами богов. [9]

Исторический контекст

[ редактировать ]

Указ императора Феодосия I ( годы правления 379–395 ) в 391 году. [10] или 392 [11] закрыли языческие храмы Египта. [11] Указ Феодосия также положил конец использованию иероглифов в монументальных надписях. [10] В правление императора Диоклетиана ( годы правления 285–305 ) египетские границы Римской империи были перенесены обратно в Асуан . Это изменение границы оставило Филы за пределами империи, что позволило храму выжить, несмотря на указ Феодосия. [12] Храм в Филах продолжал существовать благодаря покровительству племени Блемми , которое жило на холмах Красного моря , к юго-востоку от Египта, но следовало старой египетской религии. Блемми продолжали посещать храм, чтобы воздать должное Осирису и Исиде. [11] Вполне вероятно, что традиционные праздники, на которых присутствовали местные священники и паломники, продолжали отмечаться до тех пор, пока храм оставался действующим. [13]

Дата, вписанная в демотическую надпись, «День рождения Осириса» в 110 году, соответствует 24 августа 394 года по григорианскому календарю . [1] [14] На 40 лет позже второй известной иероглифической надписи. [ нужна ссылка ] «110 год» отсчитывается от воцарения Диоклетиана. [1] В Древнем Египте годы обычно отсчитывались от воцарения нынешнего фараона . [б] но священники в Филах после христианизации Римской империи продолжали посмертно вести отсчет с воцарения Диоклетиана, поскольку большинство последующих императоров были христианами и подавали старую египетскую религию. [16] [с]

Позже деятельность в Филах

[ редактировать ]
Реконструировано генеалогическое древо рода «Смет», к которому принадлежали многие из поздних авторов надписей в Филах, в том числе Несметерахем (подчеркнуто). Некоторые фигуры неопределенной связи опущены.

Сравнительно вскоре после того, как Несметерахем сделал свою надпись, в живых, вероятно, не осталось никого, кто мог бы прочитать ее иероглифы. [2] [9] Знание как иероглифов, так и демотического письма постепенно исчезло из Египта в течение десятилетий христианизации, поскольку греческий язык стал более заметным. [19] Демотические надписи в Филах также значительно позже других известных демотических письмен. Последним известным примером демотического языка за пределами Филе является текст, вероятно, из Сохага , датированный 290 годом. [8] Демотическая надпись, сопровождающая иероглифы Несметерахема, является последней известной демотической надписью, написанной священником и упоминающей Осириса. Более поздние надписи местных жрецов, одна написанная на греческом языке и восемь на демотическом языке, известны из Филей и обсуждают происходящую там религиозную деятельность, но в них явно не упоминается Осирис по имени. [14] Стремясь закрыть последние египетские храмы, византийский полководец Максимин в 450-х годах, примерно во время Халкидонского собора (451), выступил против блеммиев. Однако Максимину это не удалось, и кампания завершилась заключением договора, который по-прежнему разрешал ежегодное богослужение в храме. [11]

Среди более поздних надписей в Филах есть последняя известная надпись на демотическом языке. [10] высечена на крыше притвора великого храма, посвященного Исиде и датирована 11 декабря 452 года. Эта очень слабая надпись гласит: «ступни Панахетета меньшего», предположительно первоначально сопровождавшаяся изображением ног, ознаменовывающим паломничество к храм. [11] Последняя известная надпись, в которой упоминается Осирис, написанная паломником, а не священником, была написана на греческом языке 20 декабря 452 года у входа в Абатон «Сметхемом, сыном Пахумиоса». В этой надписи записано, что Сметхем пришел в храм со своим братом Смето и «выполнил свой долг», а также благодарит Исиду и Осириса «за добро». Последняя известная надпись из Филей, в которой упоминается какая-либо языческая религиозная деятельность, находится на внешней стене храма Исиды. Сохранившаяся часть этой поврежденной надписи, датированная 456/457 годом, гласит: «Когда Смет был архпророком, Паснус, сын Пахумия, был первым президентом культовой ассоциации». [14] Судя по именам, записанным в различных поздних надписях, кажется, что многие авторы были членами одной семьи; [12] [14] неясно, распространялось ли позднее поклонение египетским божествам за пределы этой единственной семьи. [14]

С конца четвертого века на том же острове, что и храм, находились христианские церкви. [20] Храм был окончательно закрыт в какой-то момент между 535 и 537 годами, когда император Юстиниан I ( годы правления 527–565 ) приказал закрыть его, а его священников заключить в тюрьму, отправив генерала Нарсеса забрать его статуи и отвезти их в Константинополь . [11] К этому времени в храме, вероятно, работало очень небольшое количество людей, и он больше не поддерживался каким-либо значительным южным геополитическим образованием, поскольку эти земли сейчас в основном христианизированы. [19] Закрытие храма ознаменовало окончательный конец древнеегипетской культуры. [8] [11] После закрытия храм был преобразован в церковь и посвящен святому Стефану . [11]

На протяжении всей египетской истории иероглифы были тесно связаны с элитой и религиозными проявлениями. Египтолог считает уместным , Ричард Б. Паркинсон что последнее известное использование иероглифов связано с изображением божества. [1] Древние египтяне иногда использовали нестандартные иероглифы для создания ранней формы криптографии . Подобные криптографические записи, вероятно, не были попытками тайного общения, но они могли служить религиозным целям — в религиозном контексте они могли служить предупреждением читателей о том, что они каким-то образом имеют дело с опасными и устрашающими сферами богов. [21] Несметерахем, похоже, был знаком с египетской криптографией, учитывая, что иероглифическая надпись содержит необычную замену знаков. При написании первой части имени своего отца Несметерпанахета иероглифами Несметерахем написал ее ns-mtr , используя знак Хеджет (белая корона) в качестве части ns . Этот знак используется только для обозначения ns или nsw.t в криптографии. [22]

Изображение Мандулиса, сопровождающее надписи, в какой-то момент было намеренно повреждено, предположительно христианами. [1]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Имя создателя граффито было переведено как Несметерахем Ричардом Б. Паркинсоном в 1999 году, чей перевод самих надписей использован в этой статье. [1] Другой часто употребляемый перевод имени – Эсмет-Ахом. [2] [3] или Смет-Ахом . [4]
  2. После того, как Египет был включен в состав Римской империи в 30 г. до н.э., египтяне считали римских императоров фараонами , пришедшими на смену предыдущей серии династий, базирующихся в самом Египте. [15]
  3. Последним императором, признанным фараоном, был не Диоклетиан, а Максимин Даса ( годы правления 310–313 ), последний агрессивно-языческий римский император. [17] Жрецы в Филах, возможно, предпочитали датировку Диоклетианом, поскольку Диоклетиан был последним императором, который проявлял какой-либо существенный интерес к храму и окружающим его землям. [14] С другой стороны, если бы они были нубийцами, это могло бы служить памятным знаком Диоклетиану как императору, который передал нубийцам земли, на которых находился их храм, переместив римскую границу на север. [18]

Библиография

[ редактировать ]
  • Брайер, Боб (2013). Египтомания: наша трехтысячелетняя одержимость страной фараонов . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN  978-1137278609 .
  • Круз-Урибе, Евгений (2010). «Смерть демотического редукса: паломничество, Нубия и сохранение египетской культуры». В Кнуфе, Герман; Лейтц, Кристиан; фон Реклингхаузен, Дэниел (ред.). Honi soit qui mal y pense: Исследования фараонов, греко-римского и позднеантичного Египта в честь Хайнца-Йозефа Тиссена . Ориенталия Лованиенсия Аналекта. Левен: Издательство Peeters. OCLC   613562948 .
  • Круз-Урибе, Евгений (2016). Демотические граффити из храма Исиды на острове Филе . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN  978-1937040475 .
  • Дарнелл, Джон Коулман (2004). Загадочные книги потустороннего мира солнечно-осирианского единства: криптографические композиции в гробницах Тутанхамона, Рамсеса VI и Рамсеса IX . Orbis Biblicus et Orientalis. Фрибур: Академическое издательство Фрибур. ISBN  3-7278-1469-1 . ISSN   1015-1850 .
  • Дейкстра, JHF (2008). Филе и конец древнеегипетской религии: региональное исследование религиозной трансформации (298–642 гг. Н. Э.) . Ориенталия Лованиенсия Аналекта. Левен: Издательство Peeters. ISBN  978-9042920316 .
  • Франкфуртер, Дэвид (1998). Религия в римском Египте: ассимиляция и сопротивление . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  0-691-02685-8 .
  • Хоффманн, Фридхельм (2012). «Иератическая и демотическая литература». В Риггс, Кристина (ред.). Оксфордский справочник по римскому Египту . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0199571451 .
  • Леаль, Педро Джермано (2014). «Переоценка Гораполлона: современный взгляд на иероглифику ». Эмблематика . 21 : 37–75. ISSN   0885-968X .
  • Паркинсон, Ричард (1999). Взлом кодов: Розеттский камень и расшифровка . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-22248-2 .
  • Минас-Нерпель, Мартина (2012). «Египетские храмы». В Риггс, Кристина (ред.). Оксфордский справочник по римскому Египту . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0199571451 .
  • Ритнер, Роберт К. (1998). «Египет под властью Рима: наследие Древнего Египта». В Петри, Карл Ф. (ред.). Кембриджская история Египта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-47137-0 .
  • Смит, Марк (2017). По следам Осириса: перспективы загробной жизни Осириса за четыре тысячелетия . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0199582228 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e755d6fa92012061bdb0ed9b1d5b94b8__1719840540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/b8/e755d6fa92012061bdb0ed9b1d5b94b8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Graffito of Esmet-Akhom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)