Якоб Йорданс
Якоб Йорданс | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 18 октября 1678 г. | (85 лет)
Национальность | фламандский |
Известный | Живопись, рисунок и дизайн гобеленов |
Движение | Фламандское барокко |
Якоб ( Жак ) Йорданс (19 мая 1593 – 18 октября 1678). [1] ) был фламандским художником, рисовальщиком и дизайнером гобеленов и гравюр. Он был плодовитым художником, создававшим библейские , мифологические и аллегорические композиции, жанровые сцены , пейзажи, иллюстрации к фламандским изречениям и портреты. [1] После смерти Рубенса и Антониса ван Дейка он стал ведущим фламандским художником в стиле барокко своего времени. В отличие от своих прославленных современников, он никогда не выезжал за границу для изучения античной и итальянской живописи и, за исключением нескольких коротких поездок в другие места Нидерландов , прожил в Антверпене всю свою жизнь . Он также оставался в значительной степени безразличным к интеллектуальным и куртуазным устремлениям Рубенса и Ван Дейка. Это отношение выразилось в его искусстве через отсутствие идеалистического подхода, контрастирующего с подходом этих современников. [2]
Его основными покровителями были богатая буржуазия и местные церкви. Лишь в конце своей карьеры он получил королевские комиссионные, в том числе от короля Англии Карла I , королевы Швеции Кристины и штатгальтеров класса Голландской республики . [3] Он был не только успешным художником, но и выдающимся дизайнером гобеленов и гравюр. [4] [5]
Хотя сегодня его в основном отождествляют с его крупномасштабными жанровыми сценами, такими как «Король пьет» (также называемый « Пир бобового короля» ) и «Как поют старые, так трубят молодые» , [1] его современная репутация во многом основывалась на его многочисленных мифологических, аллегорических и библейских сценах. Его часто считали учеником и эпигоном Рубенса, но он никогда не числился членом мастерской Рубенса. Он регулярно работал как независимый сотрудник Рубенса. Основное влияние Рубенса на его творчество — использование техники светотени , которую сам Рубенс освоил, изучая картины Караваджо во время своего пребывания в Италии. [6] Его главным художественным влиянием, помимо Рубенса, были северные итальянские художники, такие как Якопо Бассано , Паоло Веронезе и Караваджо . [2]
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Якоб Йорданс родился в Антверпене 19 мая 1593 года и был первым из одиннадцати детей богатого торговца льном Якоба Йорданса и Барбары ван Вольшатен. [7] Мало что известно о раннем образовании Йорданса. Вполне вероятно, что он получил преимущества образования, обычно предоставляемого детям его социального класса, о чем свидетельствуют его четкий почерк, знание французского языка и глубокое знание мифологии. Его знакомство с библейскими сюжетами также подтверждается его многочисленными религиозными картинами. Его личный интерес к Библии был проиллюстрирован его более поздним обращением из католицизма в протестантизм . [2]
Как и Рубенс , он учился у Адама ван Ноорта , который был его единственным учителем. [2] Он был записан в местную гильдию Святого Луки как ученик ван Ноорта в 1607 году. [8] В это время Йорданс жил в доме ван Ноорта на Эвердейстраат, где он очень сблизился с семьей. В 1615 году, после восьми лет обучения у ван Ноорта, он был принят в антверпенскую гильдию Святого Луки мастером « waterscilder » («живописец-водописец»). [2] [8] Из этого был сделан вывод, что Йорданс первоначально писал холсты темперой , которые в 17 веке служили заменителями гобеленов или использовались в качестве гобеленовых мультфильмов . [3] [9] [10] Образцов его ранних темперных работ не сохранилось. Неясно, действительно ли Йорданс писал такие работы, поскольку его мастер ван Ноорт не создавал таких работ. [10]
Йорданс никогда не совершал традиционную поездку в Италию для изучения классического и итальянского искусства. [11] 15 мая 1616 года он женился на старшей дочери своего хозяина Катарине ван Ноорт. У пары было трое детей: Элизабет, Джейкоб младший, ставший художником, и Анна Катарина. [12] Первоначально пара жила с тестем Йорданса или рядом с ним. В 1618 году они купили два соседних дома на Хоогстраат, улице, где родился Йорданс, но которые располагались за домом купца Баккса. Позже к ним переехал его тесть. [13] Йорданс стал в 1616 году членом «Гильде ван де Арменбус» (Гильдии бедных). [3] Эта гильдия была своего рода страховым пулом для художников с проблемами со здоровьем. [6] 28 сентября 1621 года он занял должность декана Гильдии Святого Луки. Он принял эту должность при условии, что будет единолично покрывать расходы, понесенные во время его пребывания в должности, и не будет нести ответственность за долги, оставленные его предшественниками. Он занимал эту должность всего один год. [14]
Карьера
[ редактировать ]Еще до того, как его признали мастером Гильдии, он начал работать на свободный рынок. [14] В ранний период своей карьеры он контактировал с мастерской Рубенса в Антверпене и создал множество мифологических и аллегорических композиций, а также библейских сцен. [6] В 1628 году ему вместе с Рубенсом и Ван Дейком по приказу Августина было поручено каждому расписать по алтарю в церкви Августина в Антверпене . Рубенс нарисовал Богоматерь с Младенцем, почитаемым святыми, для главного алтаря, а Ван Дейк написал Святого Августина в экстазе для алтаря слева. Йорданс написал Мученичество Святой Аполлонии для алтаря справа (все еще на месте ). [15] Исполнение Йордансом мученической смерти святой Аполлонии, которая вместо того, чтобы отречься от своей веры в III веке, прыгнула в огонь, насыщенно и драматично. Вероятно, именно Рубенс смог добиться этого заказа. Тот факт, что Йорданса также пригласили внести свой вклад в этот проект, свидетельствует о высоком уважении, которое он пользовался уже в тот ранний период своей карьеры. [16]
Йорданс был одним из художников, приглашенных для работы над декорациями к Радостному въезду в Антверпен нового губернатора Габсбургских Нидерландов кардинала-инфанта Фердинанда в 1635 году. Рубенс руководил этим проектом. К этому событию Йорданс выполнил декоративные картины по эскизам Рубенса. [14] В сотрудничестве с Корнелисом де Восом он завершил триумфальную арку Филиппа, возведенную на улице Хуиденветтерстраат. Это был один из основных декоративных элементов в работах Рубенса. Он не сохранился, так как предназначался исключительно как временное украшение Радостного входа. [1]
В 1636 году Рубенс получил заказ от испанского короля Испании Филиппа IV на создание различных мифологических картин для украшения Торре -де-ла-Парада , охотничьего домика короля недалеко от Мадрида . Мифологические сцены, изображенные в сериале, во многом были основаны на «Метаморфозах Овидия » . Рубенс реализовал эту важную задачу при содействии большого количества антверпенских художников, таких как Давид Тенирс Младший , Корнелис де Вос , Ян Коссьерс , Питер Снайерс , Томас Виллебуртс Босхарт , Теодор ван Тульден , Ян Бекхорст , Петер Симонс , Якоб Питер Гоуи и другие, работавшие по моделям Рубенса . [17] Йорданс также сыграл свою роль в этом совместном проекте. [18] Две работы из серии, приписываемой Йордансу, — это «Аполлон и Пан» (1637 г.), выполненные по эскизу Рубенса, и «Вертумм и Помона» (1638 г.). [18] Дальнейшие вклады, которые он, возможно, внес, - это « Падение титанов» , «Брак Пелея и Фетиды» и «Кадм, сеющий зубы дракона» . [18]
Королевское покровительство
[ редактировать ]Где-то в 1639–1640 годах Йордансу было поручено через Бальтазара Гербье, агента английского короля Карла в Брюсселе, и Чезаре Алессандро Скалья , дипломата, проживающего в Антверпене, создать набор из 22 картин, иллюстрирующих «Историю Купидона и Психеи» . [19] Ван Дейка «Амур и Психея» К этому заказу также могут иметь отношение . Хотя после завершения работы должны были быть выставлены в Королевском доме в Гринвиче , покровитель и окончательное местонахождение были неизвестны Йордансу на момент получения заказа. [20] Когда Йорданс представил свои первоначальные проекты своим посредникам между ним и английским двором, Жербье все еще пытался убедить короля, что Рубенс — лучший выбор для проекта, требующего глубоких навыков ракурса. [21] Его усилия потерпели неудачу, когда Рубенс умер 30 мая 1640 года. После смерти Рубенса на Йорданса была возложена единоличная ответственность за всю комиссию. [19] Усилия по завершению проекта продолжались медленно, пока в мае 1641 года все планы по созданию серии «История Купидона и Психеи» не были нарушены смертью дипломата Скальи. Проект так и не был завершен, и английскому двору было доставлено только восемь картин. Спор с наследниками Скальи по поводу оплаты семи из этих работ продолжился и в следующем поколении. [19]
Он также получил заказ от наследников Рубена закончить картину «Геркулес и Андромеда» по заказу Филиппа IV Испанского. 21 апреля 1648 года он получил заказ на создание 35 больших потолочных росписей для шведской королевы Кристины замка в Уппсале, Швеция. Неясно, выполнил ли Йорданс когда-либо этот заказ и достигли ли работы когда-либо места назначения.
В 1651 году он получил один из своих последних крупных заказов. Амалия ван Солмс , вдова голландского штатгальтера принца Фредерика Генри Оранского, приглашала различных художников украсить усадебный дом Хьюс тен Бош в Гааге, построенный в 1645 году. Для Оранжевого зала в поместье Йорданс написал « Триумф Фридриха Генриха», Принц Оранский , большая аллегорическая картина, изображающая военные успехи принца Фредерика Генриха. [6]
В 1661 году ему было поручено расписать большие люнеты для недавно построенной ратуши Амстердама . Два люнета посвящены библейским сюжетам ( Давид и Голиаф и Самсон побеждают филистимлян ), а два изображают сцены из голландской истории ( «Римский лагерь под атакой ночью» и «Мир между римлянами и батавами» ). [7]
Роскошная резиденция в Антверпене
[ редактировать ]В 1633 году имение его родителей было разделено между ним самим, его братом Изааком и сестрами Анной, Магдаленой и Элизабет. Из поместья он получил свой родной дом «Хет Парадиджс». В 1634 году он купил еще два дома на Верверсруи. В 1639 году Йорданс купил большой дом «Де Галле ван Лиер» или «Тюрнхаутше Галле» под номером 43 на улице Хугстраат, который располагался перед домами, в которых он тогда жил. Он приказал превратить три дома в новый большой комплекс. [22] Он жил и работал там до своей смерти в 1678 году. [12] Фасады большого внутреннего двора он оформил в стиле дома Рубенса, построенного двумя десятилетиями ранее. [14] Он украсил дом скульптурами, коврами и декоративной мебелью. Для двух задних комнат на юге он создал потолочные росписи, в том числе серию «Знаки Зодиака» , двенадцать аллегорических картин знаков Зодиака, написанных около 1640 года. Эта серия сейчас установлена на потолке Восточной галереи в Люксембургский дворец Париже. [14] [23]
В 1652 году он написал для своего «выставочного зала» (пронккамера) в южном крыле своего дома девять потолочных произведений, изображающих эротическую историю бога любви Купидона и царской дочери Психеи . Согласно описи, оставленной внуками Йорданса, эти картины были частью продажи дома в 1708 году. Стены и двери комнаты также были покрыты картинами. В этой комнате Йорданс принимал своих гостей и клиентов. Убранство зала должно было поразить посетителей своим мастерством изображения мифологической сказки о земной и небесной любви, предательстве и верности. Поскольку картины из « Истории Купидона и Психеи» были установлены на потолке, Йорданс использовал в картинах много ракурсов, чтобы создать иллюзию глубины. Система перспективы была дословно заимствована из потолочных работ Рубенса в иезуитской церкви в Антверпене. Картины рассматриваются через восьмиугольную раму «апертуры». [24] полотно « Психея принимает чашу бессмертия на Олимпе» Центральным элементом серии является . Другие картины из этой серии: « Отец Психеи спрашивает оракула в храме Аполлона» , « Любовь Купидона и Психеи» , « Оракул Аполлона» , «Любопытство Психеи» , «Полет Купидона» , «Психея, принятая богами» и две пьесы «путти». Оригинальные росписи потолка и дверей сохранились и сейчас находятся в коллекции Фонда Феба в Антверпене. Росписи на стенах утеряны, но часть рисунков к ним сохранилась. [25]
Религия
[ редактировать ]В Антверпене, которым правили католические испанские монархи, протестантская религия была запрещена, хотя по условиям Мюнстерского мира 1648 года , официально признавшего Голландскую республику, к ней следовало относиться терпимо. К концу своей жизни Йорданс обратился в кальвинизм . Он, его жена и дочь Элизабет были членами кальвинистской общины, основанной в Антверпене после Мюнстерского мира, несмотря на продолжающиеся репрессии против протестантизма в Габсбургских Нидерландах. Его дочь Анна Катарина, вероятно, также была членом, поскольку вышла замуж за янсениста . [14] Его религиозная принадлежность не мешала ему принимать заказы на украшение католических церквей. [7] [26] Шаут . Антверпена оштрафовал Йорданса между 1651 и 1658 годами на сумму 200 фунтов и 15 шиллингов за его «скандальные» (то есть еретические) сочинения [14]
Смерть и погребение
[ редактировать ]В октябре 1678 года Йорданс умер от загадочной потовой болезни (по-голландски «zweetziekte» или «polderkoorts»), которая в тот же день убила и его незамужнюю дочь Элизабет, жившую с ним. Они были похоронены вместе под одним надгробием на протестантском кладбище в Путте , деревне к северу от бельгийской границы, где его жена Катарина была похоронена после ее смерти в 1659 году. [14]
Через год после его смерти зять Йорданса пожертвовал двадцать пять фламандских фунтов Камер ван ден Хуйсармен («Палата раздателей милостыни ») в Антверпене. [7] Он также подарил картину Йорданса « Омовение и помазание тела Христова» , Maagdenhuis приюту для девочек в Антверпене. Судя по всему, эти подарки были сделаны во исполнение инструкций, которые оставил Якоб Йорданс, умерший, не оставив завещания. [7] Еще при жизни доброта Йорданса была признана теми, кто его знал, о чем свидетельствуют различные сохранившиеся документы.
Внуки Йорданса переехали в Голландскую республику. [22]
Практика семинара
[ редактировать ]Йорданс руководил большой мастерской, о чем свидетельствует большое количество учеников, обучавшихся у него. Должность в студии Йорданса была очень желанна для молодых художников. Записи Гильдии показывают, что в период с 1621 по 1667 год он обучил пятнадцать учеников, самым известным из которых был Ян Бекхорст . Еще шесть человек упоминаются в судебных документах как его ученики, хотя в протоколах Гильдии они не фигурируют. Поэтому вполне вероятно, что у него было больше учеников, чем записано в записях Гильдии. Среди его учеников были его сын Якоб и двоюродный брат Арнольдус Йорданс. [14] Благодаря своей международной репутации Йорданс привлекал в свою студию иностранных художников в качестве своих учеников. После 1642 года его учеником стал польский художник Александр Ян Трициус, а в 1645 году шведская королева Кристина намеревалась послать в его мастерскую своего протеже Георга Вальдау (Йориса Вальдона), но этот план провалился из-за угрозы войны во Фландрии. [3]
Как Рубенс и другие художники того времени, мастерская Йорданса при создании своих картин опиралась на помощников и учеников. Не многие из этих учеников сами добились известности. [27] Его мастерская иногда доставляла ему неприятности. В 1648 году один из его покровителей, Мартинус ван Лангенховен, обвинил его в продаже ему поддельных картин. Йорданс защищался от обвинения тем, что он лично завершал работы, выполненные помощниками в его мастерской. [14]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Йорданс был очень плодовитым художником, рисовальщиком и дизайнером гобеленов и гравюр, оставившим большое творчество. Он работал в первую очередь, хотя и не исключительно, на богатую буржуазию Антверпена. Он также получил несколько заказов от аристократических покровителей. Множество заказов, в том числе от покровителей церкви, которые он получил после того, как стал ведущим фламандским художником после смерти Рубенса, привели к снижению качества его работ из-за возросшей зависимости от помощи мастерских. Картины Йорданса наполнены множеством фигур, хотя композиционного таланта ему не хватало. Он соединил высокое искусство с элементами народной культуры. Популярный тон его жанровой живописи иногда граничит с карикатурой, поскольку своих персонажей он изображает очень экспансивно. Его искусство часто считалось менее идеализированным, чем искусство Рубенса и Ван Дейка. [6] Тем не менее, теперь известно, что, хотя он не читал по-латыни или по-гречески и, таким образом, не мог получить доступ к классическим источникам на языке оригинала, он полагался на свое знание французского языка, чтобы читать классическую литературу во французских переводах. Известно, например, что для своего «Марсия, подвергшегося жестокому обращению со стороны муз» (выставленного в Маурицхейсе ) в Гааге Йорданс опирался на французский перевод « Эйконов» («Образы») греческого автора Филострата . Этот автор третьего века нашей эры написал описания 65 картин, которые он видел в картинной галерее Неаполя. Картина Йорданса с изображением Марсия иллюстрирует картину под названием «Пан» в Эйконах . [28]
Пример такого сочетания высокого искусства и народнических тенденций показан в его многочисленных вариантах басни « Сатир и крестьянин» . Основываясь на басне о Сатире и крестьянине из Эзопа басен , Йорданс использовал басню, чтобы объединить два жанра живописи, в которых он преуспел: мифологическую живопись и крестьянский жанр. Его различные интерпретации предмета и многочисленные повторения этих работ его мастерской и последователями популяризировали тему, которую затем подхватили фламандские и голландские художники, такие как Ян Коссьерс и Ян Стин . [29]
Влияние Рубенса
[ редактировать ]Йорданс находился под сильным влиянием Рубенса, который иногда нанимал его для воспроизведения своих рисунков в более крупном формате. После смерти Рубенса Йорданс стал одним из самых выдающихся художников Антверпена. [30] Как и Рубенс, Йорданс опирался на теплую палитру, натурализм, мастерство светотени и тенебризма . Йорданс преуспел в изображении низменного характера человечества. Его вдохновленные классикой крестьянские темы и масштабные моралистические жанровые сцены оказали влияние на Яна Стена . Хотя Якоб Йорданс не специализировался, он часто повторял тему, основанную на пословице, изображавшей широкий круг персонажей самых разных возрастов, собравшихся в праздничной сцене вокруг банкетного стола. В этих юмористических произведениях чувствуется грубость. [7] Хотя Йорданс на протяжении всей своей карьеры опирался на мотивы Рубенса, его работы отличаются большим реализмом, скученностью поверхности композиций и предпочтением бурлеску даже в контексте религиозных и мифологических сюжетов. [30]
В последние годы его карьеры, между 1652 и 1678 годами, его творческие и художественные способности пошли на убыль. Он отказался от ярких красок в пользу серо-голубой палитры, иногда акцентированной тускло-коричневым, и наносил краску так тонко, что был виден холст. Однако из этого правила были некоторые исключения, такие как религиозные картины, которые он создал после того, как обратился в протестантизм, и « История Купидона и Психеи» , которую он создал для своего собственного дома. [7]
Предметы
[ редактировать ]Помимо того, что Йорданс был известным портретистом, он писал библейские, мифологические и аллегорические сюжеты и пейзажи и даже гравировал ряд пластин. Хотя в первую очередь он был художником-историком, он также рисовал иллюстрации к фламандским пословицам, таким как «Как поют старые», «Так молодая трубка» , и изображения фламандских фестивалей, например «Король пьет» , также называемый «Праздник бобового короля ». [7] Некоторые из его работ намекают на страсть к рисованию животных. Он часто включал в себя различных животных, скорее всего, нарисованных с натуры, включая коров, лошадей, домашнюю птицу, кошек, собак и овец. Его натурные рисунки животных и людей использовались и упоминались на протяжении всей его жизни. [4]
На протяжении всей своей карьеры Йорданс имел склонность возвращаться к одним и тем же темам, что приводило к созданию различных работ, повторяющих одну и ту же тему, иногда в почти идентичных копиях, а в других случаях в виде переработок предмета. Примерами могут служить множественные версии басни «Сатир и крестьянин» , о которых говорилось выше, и множественные версии истории о Меркурии и Аргусе , самая ранняя версия которой была написана около 1620 года ( Музей изящных искусств Лиона ). [31] Как набожный христианин, он также нарисовал различные версии «Поклонения пастухов» , из которых он написал как минимум 7 версий. В последнем сюжете он обычно группировал поясные фигуры близко друг к другу и обрезал сцену так, чтобы зритель сосредоточил все внимание на фигурах. Этот композиционный подход был направлен на усиление повествования и подчеркивание экспрессии персонажей.
Как поют старые, так и молодые трубят
[ редактировать ]Как «Старый пел, так и молодая трубка » (ок. 1638–1640) считается компаньоном к «Королю пьет» (также называемому «Пиром бобового короля» ) (Лувр, Париж). Обе картины носят нравоучительный характер, имеют почти одинаковые размеры и родственные стили. [32] Как «Старый пел, так и молодая трубка» изображает три поколения богатых антверпенских бюргеров, сидящих за столом и занимающихся музыкой. Поскольку эта картина стала популярной темой среди Йорданса и его клиентов, было создано несколько версий этой картины. В показанной версии тесть Йорданса Адам ван Ноорт изображен в виде старика. В этом популярном жанре живописи фигуры пожилого и среднего возраста всегда изображаются поющими и создающими музыку, пока дети «напевают». [32]
Название основано на популярной пословице из книги «Spiegel van den Ouden ende Nieuwen Tijdt» , книги «Эмблемы» Якоба Кэтса , опубликованной в 1632 году. Голландская пословица — Zo de ouden zongen, zo piepen de jongen , относится к привычке птиц эхо трубы или писклявое чириканье родителей. Кэтс, кальвинист, перевел пословицу в морализаторское послание; родители должны быть внимательны к своим действиям и словам, ведь дети будут копировать старших. [32] Голландское слово, обозначающее «пип», так же, как и в английском, очень близко к слову «трубка», и в этой версии используются волынка и флейта, но в некоторых версиях дети изображаются курящими трубку, что даже в те времена было считается вредным для здоровья детей.
Ян Стен также использовал волынку и флейту в своих картинах на ту же тему примерно 1668 и 1670 годов , даже изобразив стихотворение Котов в первой из двух сцен. Однако в своих картинах Йорданс передает это морализаторское послание, а также идею о том, что молодое поколение следует за старшими. Сова, считающаяся ночной птицей, сидящая на плетеном кресле пожилой женщины, служит memento mori , напоминанием о смертности. [32]
Прометей
[ редактировать ]Картина Йорданса 1640 года «Прометей» (изображение мифологической сказки о титане Прометее, печень которого каждый день выклевал орел только для того, чтобы регенерировать и начать цикл заново на следующий день. [33] За свою дерзость Прометей был наказан Зевсом за то, что дал человеку огонь не только в его физической форме, но и в огне разума, который может быть связан с творчеством человека в искусствах и науках. [33] Изображение Йорданса очень похоже на Рубенса Прометея . Расположение орла Йордансом, героически обнаженного Прометея с налитыми кровью глазами, а также изображение наказания и боли посредством спастических скручиваний и искаженных движений также являются распространенными темами в версии Рубенса. [34]
В отличие от версии Рубенса, изображение спорного Гермеса Йордансом вселяет надежду на освобождение от наказания; как и в некоторых версиях мифологической истории, Гермес помогает Прометею обрести свободу. [35] Тем не менее, в «Привязанном Прометее», приписываемом Эсхилу, Гермес плохо обращается с Прометеем, что подорвало бы эту оптимистическую интерпретацию. Изображение мешков с костями (использованных в другой части мифа для обмана Зевса ) и глиняной статуи (которая представляет творение им человека) также не входит в композицию Рубенса. [35] Еще одним заметным отличием является вид чистой агонии в «Прометее» Йорданса, в то время как Рубенс полагается на искажения тела, чтобы передать то же чувство. «Прометей» Йорданса — это этюд лица, распространенный предмет, встречающийся в картинах Йорданса и других художников того периода.
Гобелены
[ редактировать ]Самой значительной работой Якоба Йорданса были многочисленные эскизы гобеленов. Гобелены считались самым прибыльным видом искусства в эпоху Возрождения и Барокко. Эти большие драпировки начали появляться на стенах богатой европейской знати в четырнадцатом веке. [36] После успеха брюссельских гобеленов, сотканных по мотивам мультфильмов Рафаэля , покровители 16 и 17 веков нанимали художников для создания рисунков гобеленов; Якоб Йорданс, Питер Пауль Рубенс и Пьетро Кортона аллегорически льстили покровителям, отождествляя их с известными историческими или мифологическими фигурами, что было формой аристократической саморекламы. [36]
Йорданс обнаружил, что он особенно преуспел в производстве гобеленов. Он был особенно мотивирован в этой области, и его усовершенствованная техника и стиль принесли ему многочисленные заказы на серию гобеленов. Его считали одним из ведущих дизайнеров гобеленов той эпохи. [4]
Процесс создания гобелена Йордансом включал предварительный рисунок или эскиз дизайна. Затем рисунок переносится на более крупный и детальный масляный эскиз для полномасштабного мультфильма , с которым ткачи работают непосредственно при ткачестве гобелена. Йорданс начал планировать гобелен с выполнения предварительного рисунка, окрашенного водорастворимыми пигментами. Хотя Йорданс сделал несколько набросков маслом, большинство из них были выполнены на бумаге или, позже в его карьере, прямо на холсте. [37] Гобелены Йорданса были созданы для аристократии, которая придавала им такое большое значение, что носила их с собой во время путешествий или в военных кампаниях как символ своего статуса. [38] Сфера художественного представления Йорданса была разнообразной: от мифологии, деревенской жизни, [39] к истории Карла Великого. [40] Было отмечено, что дизайн гобелена Йорданса включал в себя плотно организованные толпы фигур, упакованных в плоскую двумерную плоскость изображения, подчеркивающую поверхностные узоры, в результате чего получалась «тканая картина». Так же, как ему нравилось переполнять свои жанровые картины, он перешел к своим гобеленам. [41]
Рисунки
[ редактировать ]Поддерживая тенденции фламандской живописи, Йорданс был сторонником распространения «живописного» стиля искусства Рубенса и Ван Дейка на его исключительно плодовитый корпус подготовительных рисунков. Сегодня Йордансу приписывают около 450 рисунков. В научных кругах продолжаются споры о точности атрибуции фламандских рисунков Йордансу или Рубенсу из-за их схожего стиля и творчества. Йорданс и его современники были сторонниками фламандской тенденции к созданию, расширению и модификации подготовительных набросков для более крупных картин или добавлению к своему визуальному словарю классических художественных идеалов. Будучи художником-рисовальщиком, Йорданс часто использовал гуашь и размывки для своих подготовительных рисунков. [7]
Рубенс был пионером техники рисования тремя мелками , чтобы добиться натуралистического эффекта, используя черный, красный и белый цвета. Эту технику он часто использовал в своих портретах. Хотя Йорданс в начале своей карьеры полагался на исследования черным мелом, позже он также применил технику трех мелков в своих рисунках с натуры. [42] Йорданс очень экономно относился к своей бумаге и часто использовал кусочки бумаги повторно. Он часто сразу или позже увеличивал рисунок, перенося его на лист большего размера или добавляя полоски бумаги. [43]
Принты
[ редактировать ]Йорданс также занимался печатным издательским делом как организатор и дизайнер гравюр. Как Рубенс и Ван Дейк до него, он осознавал, какую важную роль может сыграть печатное издание в распространении его работ и повышении его международной известности. Это было особенно актуально, поскольку он работал в Антверпене, одном из важнейших полиграфических центров Европы того времени. [44]
В настоящее время известно около 34 гравюр, выполненных или разработанных Йордансом. Первой гравюрой, опубликованной по эскизу Йорданса, возможно, была «Сатир и крестьянин» , гравированная Лукасом Форстерманом Старшим , выдающимся гравером, который был преданным гравером Рубенса. Гравюра была сделана по одноименной картине Йорданса, датированной примерно 1621 годом и сейчас находящейся в Гетеборгском музее. Хотя Форстерман, вероятно, взял на себя инициативу сделать отпечаток, считается, что Йорданс помогал в его изготовлении. [44]
Значительная часть гравюр, сделанных по эскизам Йорданса, была изготовлена по его собственной инициативе между ок. 1635 г. и ок. 1645. Ни одна картина или рисунок, связанные ни с одной из 14 гравюр в этой группе, не могут быть с уверенностью датированы после 1645 года. Они были гравированы рядом граверов, работавших в Антверпене, включая Маринуса Робина ван дер Гуса , Шелте а Больсверта , Паулюса Понтиуса , Якоба Нифса. , Питер де Жоде II и Николаес Лауэрс . Почти все гравюры содержат на нижнем поле под изображением имя Йорданса как изобретателя слева и имя гравера справа, латинские слова «cum privilegio» в центре и краткое объяснение образ в латинском стихе. Дополнительная группа из шести гравюр была опубликована не Йордансом, а другими издательствами. Йорданс разработал несколько таких гравюр по просьбе издателя Мартинуса ван ден Эндена. Так обстоит дело с Христом перед Каиафой, выгравированным Маринусом Робином ван дер Гусом, и с Христом перед Пилатом Якоба Нифса. Питер де Жод II «Дурак, женщина и сова» и Александра Воэта » « Старый шут с кошкой , вероятно, были опубликованы без личного вмешательства Йорданса. Другой гравюр Питера де Жоде II, репродукция автопортрета Йорданса, был выгравирован для Джоаннеса Мейсенса « Образы разных людей» , издания с гравированными портретами многих известных людей, опубликованного в 1649 году. Хендрик Снайерс Йорданса. воспроизвел портрет своего отца адвокат Адам ван Ноорт для того же издания. [44]
Некоторые историки искусства предположили, что семь гравюр, сделанных по картинам Йорданса, были выгравированы самим Йордансом, поскольку на ранних оттисках этих гравюр имеется только надпись «Iac». Изобретатель Йорданса, 1652 г., без ссылки на гравера. Недавно было высказано предположение, что эти гравюры, скорее всего, являются работой антверпенского гравера Ремолдуса Эйнхудта , который обучался у того же мастера, что и Йорданс. Основанием для пересмотренной атрибуции является то, что указанные гравюры не отражают типичные черты стиля Йорданса, отраженные в его картинах и рисунках, а скорее демонстрируют характеристики и недостатки известного творчества Эйнхудта. Судя по надписям, они, несомненно, были изготовлены в 1652 году. Большинство из них связано с нарисованными или нарисованными композициями Йорданса, датируемыми концом 1640-х годов или примерно 1650 годом, такими как гравюры «Меркурий и Аргус». Вероятно, Йорданс взял на себя инициативу сделать эти офорты по его произведениям. [44]
Йорданс особенно тесно сотрудничал с гравером Маринусом Робином ван дер Гусом, который в результате создал множество гравюр по мотивам его работ, таких как « Геракл» и «Какус» . Йорданс регулярно готовил гравюры по своим собственным эскизам, создавая рисунки на бумаге, которые называются «моделлетти». Они были выполнены пером, тушью и смывкой, усилены цветом тела, часто поверх предварительного наброска черным мелом. В некоторых случаях рисунки переносились на холст и продавались как кабинетные картины. [44]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Якоб Йорданс (I) в Нидерландском институте истории искусств
- ^ Jump up to: а б с д и д'Хюльст (1993), с. 23
- ^ Jump up to: а б с д д'Хюльст, Роджер-Адольф: Йорданс, Джейкоб , в: Оксфордский справочник по западному искусству, под ред. Хью Бригсток, Oxford University Press, 2001. Grove Art Online. Oxford University Press, опубликовано в Интернете: 2003 г. (по состоянию на 23 июля 2022 г.).
- ^ Jump up to: а б с д'Хюльст (1993), стр. 24–25.
- ↑ Лин Кельхтерманс и Катарина ван Каутерен, Жак Йорданс как семьянин: Новая информация о художнике и его семье в Гааге , В: Oud Holland – Journal for Art of the Low Countries, 26 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Маттиас Депоортер, Якоб Йорданс I в стиле барокко в Южных Нидерландах
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я д'Хюльст (2001)
- ^ Jump up to: а б Ф. Ромбаутс и Т. ван Лериус (ред.), Де Лиггерен и другие исторические архивы Антверпенской гильдии Святого Луки, том 1, Антверпен, 1874 г., стр. 443, 514, 521, 522, 523, 566, 572, 596 (на голландском языке)
- ^ Нельсон, с. 4.
- ^ Jump up to: а б Карл Ван де Вельде, Якоб Йорданс , Словарь бельгийских художников
- ^ Русес, с. 3
- ^ Jump up to: а б д'Хюльст (1993), стр. 25-26
- ^ Русес, с. 6
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Франс Йозеф Петер Ван ден Бранден, История антверпенской школы живописи , Антверпен, 1883, стр. 814–841 (на голландском языке)
- ^ д'Хюльст (1993), с. 134
- ^ Русес (1908), с. 39
- ^ Хавьер Портус Перес, Торре де ла Парада на сайте Прадо (на испанском языке)
- ^ Jump up to: а б с Влиге, с. 262
- ^ Jump up to: а б с д'Хюльст (1993), с. 26
- ^ д'Хюльст (1993), стр. 10, 26
- ^ д'Хюльст (1993), с. 10.
- ^ Jump up to: а б Лин Кельхтерманс, Новый архивный документ о продаже дома Якоба Йорданса в 1708 году , в Фонде Феба
- ^ Знаки Зодиака: Йорданс (1593-1678) (введение Гастона Моннервиля), Париж, Совет Республики, 1957
- ^ Белкин, с. 260
- ↑ Дома с Йордансом в музее Франса Хальса.
- ^ Бенедикт, Филип (1999). «Кальвинизм как культура?». В Финни, Пол Колби (ред.). Видение за пределами слова . Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс. п. 36. ISBN 9780802838605 .
- ^ Русес, с. 245
- ^ Эдит Висс, «Неожиданный классический источник для Якоба Йорданса», Mercury no. 5 (1987), стр. 29-35.
- ^ Кимберли Клотье Блаззард, «У мудреца два языка: образы сатира и крестьянина в Йордансе и Стине», в «Миф в истории», «История в мифе», Брилл, Бостон, 2009, стр. 87-115.
- ^ Jump up to: а б Белкин, с. 334
- ^ Якоб Йорданс, Меркьюри и Аргус на Sotheby's
- ^ Jump up to: а б с д д'Хюльст (1993), с. 182
- ^ Jump up to: а б д'Хюльст (1993), с. 184
- ^ д'Хюльст (1993), стр. 184, 186
- ^ Jump up to: а б д'Хюльст (1993), с. 186
- ^ Jump up to: а б Нельсон, с. 6
- ^ Нельсон, с. 7
- ^ Нельсон, с. 12
- ^ Малеррон, Джейми (2012). «Элементы и юмористические гобелены Якоба Йорданса» . Аполлон . Ежегодник исторических домов и коллекций Национального фонда, 2012 г.: 4–11.
- ^ Нельсон, с. 15
- ^ Нельсон, с. 16
- ^ Виктория Санчо Лобис, Рубенс, Рембрандт и рисунок в Золотой век , издательство Йельского университета, 2019, стр. 116-117.
- ^ д'Хюльст (1993), с. 309
- ^ Jump up to: а б с д и Жако Рутгерс, «Якоб Йорданс и гравюра в Антверпене в 17 веке», в: Биргит Мюнх и Зита Агота Патаки (ред.), Якоб Йорданс. Гений большого масштаба – форматы Genie großen (культурные и междисциплинарные исследования в искусстве, группа X), Штутгарт, 2012, 291–323
Источники
[ редактировать ]- К. Белкин и Ф. Хили, Дом искусства. Рубенс как коллекционер , Антверпен, Рубенсейс, 2004 г.
- Билефельд, Эрвин: Ночное видение Йорданса , в: Журнал институтов Варбурга и Курто, Vol. 23, № 1/2. (январь-июнь 1960 г.), стр. 177–178.
- Хелд, Юлиус С.: Аллегория апреля Йорданса , в: Master Drawings, Vol. 19, № 4. (зима 1981 г.), стр. 443–444, 486–487.
- д'Хюльст, Роджер-Адольф, Нора де Пуртер и М. Ванденвен: Якоб Йорданс. 1593–1678 , Антверпен, Королевский музей изящных искусств, 27 марта – 27 июня 1993 г., Каталог. Муниципальный кредит, 1993.
- Мюнх, Биргит Ульрике / Патаки, Зита Агота (ред.): Йорданс. Гений большого масштаба – Гений большого формата , в сотрудничестве с Эльзой Освальд и Сарой-Софи Ридель, Штутгарт, 2012 г.
- Нельсон, Кристи. Дизайн гобелена Якоба Йорданса , Брепольс, 1998 г.
- Русес, Макс: Джейкоб Йорданс , Лондон: JM Dent & Co., 1908.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Якобом Йордансом, на Викискладе?
- Жак Йорданс (1593-1678) в проекте панно Йорданса Ван Дейка